Изобразительное искусство на службе у киноиндустрии фэнтези

Изобразительное искусство на службе у киноиндустрии фэнтези

Влияние живописи на кино

Известные картины, вдохновившие художников по костюмам. О самых ярких примерах в подборке CINEMOTION.

Кино еще на заре своего развития многими воспринималось как синтетическое искусство, вобравшее возможности литературы, музыки, театра, а также живописи. Влияние последней кажется наиболее очевидным. Не случайно Луи Деллюк, режиссер-авангардист и крупнейший теоретик кино 20-х годов, называл кинематограф «ожившей живописью». Режиссеры зачастую вдохновляются картинами, цитируют известные полотна, копируют цветовые решения и даже воспроизводят целые сюжеты. Кроме того, есть примеры, когда и знаменитые живописцы проявляли интерес к кинематографу и непосредственно принимали участие в работе над фильмами.

К примеру, Сальвадор Дали был соавтором «Андалузского пса» и «Золотого века» Луиса Бунюэля, и выступил в качестве художника-постановщика фильма Альфреда Хичкока «Завороженный». Наиболее распространенным примером отражения живописи в кинематографе можно назвать использование прямых отсылок к тем или иным картинам. Цитирование позволяет режиссерам наполнить свою работу дополнительными подтекстами, а также обозначить взаимосвязь, общность культурного поля с другими произведениями мирового искусства. К примеру, финальная сцена фильма Андрея Тарковского «Солярис» непосредственно воспроизводит полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына». Одна из сцен «Зеркала» Тарковского напоминает картины Питера Брейгеля из цикла «Двенадцать месяцев». Другим примером цитирования может быть одна из ключевых сцена фильма Луиса Бунюэля «Виридиана», повторяющая «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Ожившей живописью в некотором смысле можно назвать ленту Сергея Параджанова «Цвет граната», поскольку большинство сцен фильма представляют собой снятые статичной камерой искусно выстроенные композиции.

Сокуров использовал цветовую гамму картин немецкого художника Каспара Давида Фридриха для своего фильма «Мать и сын». Драма Андрея Богатырева «Иуда», посвященная последним дням жизни Иисуса, апостолов и предателя Иуда, выполнена в экспрессивной цветовой палитре, близкой к той, в которой работал Николай Ге в знаменитом «Страстном цикле». Любопытен эксперимент, поставленный польским режиссером Лехом Маевски. Его лента «Мельница и крест» с Рутгером Хауэром в главной роли, по сути, стала экранизацией одноименного полотна Питера Брейгеля. Сохраняя цветовую гамму знаменитого полотна, а также его атмосферу, Маевски прослеживает судьбы героев, изображенных на картине, а также воспроизводит историю ее создания. Питер Гринуэй вдохновлялся Вермеером, Рембрандтом и голландской живописью в целом. Фильм Жана Ренуара «Загородная прогулка» был вдохновлен импрессионистами.

Картины Вермеера славятся драматическим светом, создать подобное освещение мечта многих операторов. Например, во время съемок «Девушки с жемчужной сережкой» оператор фильма Эдуард Серра старался использовать только естественное освещение, повторяя манеру художника. Стенли Кубрик при работе над фильмом «Барри Линдон», который повествует о событиях в 18 веке, вдохновлялся полотнами Гейнсборо, Ватто. Светотени же Кубрик перенял у Де ля Тура и Хонтхорста. Феллини при создании «Сатирикона» вдохновлялся романской мозаикой. Фильм «Дни жатвы» Терренса Малика — это практически ожившее полотно Эндрю Уайета «Мир Кристины». В фильме, как и на картине можно увидеть бесконечные поля, одинокие фермы, в сюжет Малик помещает любовный треугольник. Также Малик вдохновлялся картинами Эдварда Хоппера, в частности дом из «Дней жатвы» практически точная копия картины «Дом у железной дороги». Гойя за свою жизнь создал серию крайне мрачных картин, одна из которых «Сатурн, пожирающий своего сына». Гильермо дель Торо при создании монстра «Бледного человека» из «Лабиринта Фавна» ориентировался как раз на образ, созданный Гойей. В фильме, как и на картине, монстр пожирает людей и вселяет ужас. «Меланхолия» несмотря на присутствие клиповой эстетики, тоже отчасти вдохновлена классической живописью, в частности Брейгелем и прерафаэлитами. Сцена, где героиня Кирстен Данст плывет по реке в свадебном платье напоминает «Офелию» Джонна Милле.

Изобразительное искусство на службе у киноиндустрии фэнтези

Экранизации шедевров фэнтези приносят Голливуду огромные сборы. Воссозданные с дорогостоящими эффектами, глубокие, продуманные миры дышат по-новому. За успехами современных картин этого жанра стоят не только технологии, но и художники.

Настоящий успех к подобным фильмам пришел в нулевых. Картины начинают сниматься с большим размахом и серьезным тоном. Это период успешных адаптаций «Властелина колец» и «Гарри Поттера». В 2011 году запускается сериал, в основу которого легла сага «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина. Через три года «Игра престолов» станет самым кассовым сериалом в истории. Съемки последнего сезона популярного телевизионного фильма в жанре фэнтези 2018 году — одна из самых обсуждаемых тем в индустрии.

Фэнтези-арт и кинематограф

Фэнтези пришло в изобразительное искусство в ХХ веке под влиянием литературы. Такие иконы, как Толкин и Льюис, вдохновили своими персонажами и фантастическими сюжетами множество художников. Фэнтези-живопись развивалось вместе с соответствующей литературой: книги требовали иллюстраций, обложек и рекламы для продвижения продаж. Художники рисовали также комиксы, игральные карты и, конечно, иллюстрации к играм. Их услуги потребовались и кинематографу.

При работе с жанром фэнтези в кинематографе важен визуальный фактор. Если персонажи и явления не будут завораживать, кто захочет погружаться в вымышленный мир. Художник-постановщик должен создать визуальную концепцию, которая впечатлит зрителя.

Образы и костюмы персонажей, декорации и спецэффекты — в производстве всего этого до начала съемок участвует художник. После производства картины наступит не мене важный этап — создание постера, на котором отобразится суть картины. Многие постеры начинают жить своей жизнью после прогона картины в кинотеатрах и становятся объектами искусства. Как, например, постер Теда Кокониса для фильма восьмидесятых годов «Лабиринт»».

Читать еще:  Живопись пастелью. Alina Sibera

Этот знаковый плакат, как и картина, над которой работал знаменитый английский иллюстратор и художник Брайан Фрауд, известный своими работами в жанре фэнтези. Фильм очаровывает созданными художником героями. На постере «Лабиринта» объединены ключевые персонажи фильма. Такой подход станет популярным — достаточно взглянуть на афиши современных картин.

В 80-х не было таких технических возможностей, как сегодня, но фэнтези-картины того времени очаровывают и поражают визуальными образами. Один из таких примеров — «Бесконечная история». Знаменитую афишу для нее создал Ренато Кассаро, который в 17 лет решил посветить свою жизнь изобразительному искусству и кино.

Постеры кинофильмов — объекты изобразительного искусства. Художники масштаба Дрю Струзана имеют узнаваемый стиль. Для Дрю характерно фотографическое сходство персонажей и работа разнообразной техникой: масляная живопись, акрил, цветные карандаши, гуашь и акварель.

Такие авторы постеров, как Ренато Кассаро и Дрю Струзан, оставили после себя работы, которые считается настоящими произведениями искусства.

Фэнтези (Изобразительное искусство)

Фэнтези (англ. fantasy – фантазия) – направление изобразительного искусства, в котором используются образы из художественных фантастических произведений, мифологии и личной фантазии автора. В современном виде, как фэнтези-арт, оно оформилось во второй половине XX века. Праотцами фэнтези по части живописных полотен справедливо считают Михаила Врубеля, Ивана Билибина и Виктора Васнецова, в работах которых появились фантастические персонажи из фольклора и легенд.

Стиль фэнтези в несколько рафинированном виде вбирает в себя все основные идеи, занимающие умы творческой части современного человечества. Любимая многими научная фантастика, но без перегрузки техническими нюансами. Знакомые с детских лет сказочные мотивы, но сознательно очищенные от абсурда, примитивности и откровенной наивности. Загадочные мифы исчезнувших цивилизаций в совокупности с достижениями внеземных миров, неограниченные путешествия во времени и всевозможные формы перемещения материй. Из этого микса фантастики, легенд, фольклора и живого воображения фэнтези оформляется, как направление изобразительного искусства.

Фэнтези в живописи тесно коррелирует со стилем фэнтези в литературе. В этом взаимодействии часто возникают интересные литературно-художественные коктейли от обложек и иллюстраций книг до монументальных полотен с изображением литературных героев фантазийных художественных произведений. Вдохновение для своего творчества художники нередко черпают из литературного фэнтези. Что, правда, не исключает обратного. Борис Вальехо (Boris Vallejo), Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta), Луис Ройо (Luis Royo), Джулия Белл (Julie Bell) – все они стилистически близки к героическому пласту фэнтези, что наглядно отражается в их картинах, напоминающих современную интерпретацию античных идеалов человеческого тела. Но самое большое воздействие на фэнтези-арт произвели произведения Д. Р. Р. Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien), страницы его творений породили целую серию неподражаемых фантазийных иллюстраций и сувениров авторства братьев Грега и Тима Хильдебрандтов (Greg and Tim Hildebrandt), Алана Ли (Alan Lee), Тэда Насмита (Ted Nasmith) и Джона Хоу (John Howe).

Фэнтези, как направление искусства, явление объемное и включает в себя очень многое. Однако, и живописные, и литературные приемы этого стиля имеют свои особенности. Яркой чертой фэнтези является особая манера изложения и изображения в стиле сказочного эпоса, дополненная причудливыми пейзажами и существами из иных измерений, миров и времен. Наиболее частыми штампами стиля являются: магия, война, средневековый уровень развития цивилизации, примитивное оружие, лошади, драконы, эльфы и т.д.

Фэнтези очень близко граничит с некоторыми другими направлениями изобразительного искусства. Весьма созвучен ему фантастический реализм, немало общих мотивов фэнтези имеет с сюрреализмом, символизмом и даже абстракционизмом, оставаясь при этом самобытным прочтением традиционного станкового образа с немалой долей художественных тенденций магического реализма.

Художники в киноиндустрии

Содержимое публикации

Доклад
«Художники в киноиндустрии»
Авторы материала:
Куприянова Елена Алексеевна
Куприянова Галина Викторовна
преподаватели отделения ИЗО
МУ ДО «ДШИ» Казачинско – Ленского района
посёлок Магистральный

Г. В — Роль художника в кино – самая ответственная в смысле восприятия зрителями. Он – кудесник настроения, мастер иллюзий, и именно он должен с достаточной убедительностью донести до зрителя свое видение замысла.

Е. А — Художник-постановщик создаёт визуальное решение фильма, которое помогает раскрыть замысел режиссёра и даёт нужный эмоциональный настрой.

Художник-постановщик – по существу, переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд.

Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).

Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей.

Например, чтобы снять фильм о юном Петре I, нужно передать атмосферу царских хором XVII века, воссоздать предметы быта. И чем больше художник знает, чем больше предметов того времени он видел, тем достовернее будет созданный им мир.

Режиссёр-постановщик должен уметь рисовать – при поступлении в вуз на эту специальность абитуриенты доказывают свои художественные способности на творческом конкурсе.

Г. В — Гримёр — человек, профессионально изменяющий образ актёра для соответствующей роли. Существует несколько типов гримов и техник его нанесения.

Читать еще:  Загадочная улыбка либерала Микки

Работа гримёра часто не ограничивается только нанесением грима. Например, гримёр — пастижёр, помимо накладывания грима, занимается ещё и изготовлением (шитьем) бород, усов, париков и других изделий из волос.

Грим бывает живописным и пластическим (объёмным). Живописный грим может серьёзно изменить внешность, подчеркнуть какие-то черты, добавив новые. В сочетании с наклеенными бровями или усами это даёт великолепный эффект. Но вершина гримёрного искусства – пластический грим. Он способен сделать человека совершенно неузнаваемым, превратив его в кого-то другого.

Профессия гримёр предполагает творческое отношение к делу, художественные способности, хорошую зрительную память, тонкое цветовосприятие, хорошую мелкую моторику.

Е. А — Декоратор— специалист по художественному оформлению и украшению интерьеров помещений: театральных спектаклей, съемок с использованием архитектурных, графических средств, живописи, освещения и постановочной техники.

Профессию декоратора часто сравнивают с деятельностью дизайнера. Но такое сравнение некорректно: декоратор создает уникальный интерьер под определенный заказ, а дизайнер подает идеи для массового производства. Декоратор создает образ, наполняя его своей идеей и уникальным содержанием, воплощенными в материалах, предметах, вещах. Умелое декорирование может исправить любые недостатки и проблемы. Декоратор может эффективно использовать тесное пространство, изобретательно оформить окно, подобрать оригинальное цветовое сочетание, функционально и красиво расставить мебель, преобразовать интерьер с помощью текстиля, статуэток, вазочек, декоративных свечей.

Профессия декоратора — творческая и увлекательная. Его можно назвать творцом настроения, создающим фон красивой жизни!

Г. В — Бутафоры — художники, на которых лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций).

Бутафория специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые взамен настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю).

Изготовление бутафории представляет собой работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий и многих других.

Е. А — Художник по костюмам(костюмер)- входит в творческую группу фильма или спектакля, которую возглавляет художник-постановщик (сценоргаф).

Все костюмы работают на общее художественное решение фильма, поэтому работа над проектом начинается с чтения сценария и разработки каждого образа.

Костюм героя, как известно, выражает его принадлежность к какой-то профессии, слою общества, выдаёт его возраст, раскрывает индивидуальность. И придумывание костюма – это часть создания образа.

Художник по костюмам рисует эскизы одежды, обсуждает свои идеи с художником-постановщиком, продумывает детали, выбирает ткани, поручив изготовление швейному цеху, контролирует процесс.
Для актёров массовых сцен костюмы зачастую не шьются специально, художник выбирает их из того, что есть в костюмерной или в фонде киностудии.

В современном кино всё чаще наряду с живыми актёрами действуют виртуальные персонажи. Но и они нуждаются в одежде, которые придумывает художник по костюмам. Художники-графики воплощают его эскизы с помощью компьютеров.

Г. В — Художник по спецэффектам — (композер) В сегодняшнем кинематографе визуальные эффекты невероятно реалистичны. А все потому, что в составлении одной сцены может быть задействовано невероятное количество специалистов. Многие из них начинают как композеры.Их задача собрать воедино 2 или более изображений так, чтобы создать иллюзию реализма. Своего рода “подделка реальности”. Когда мы видим, как летающая тарелка приземляется на Красной площади, мы понимаем, что ее там не было, но выглядит все так реалистично — она отражается в окнах соседних небоскребов, отбрасывает тень на прохожих и т.п.

Они используют компьютерную технологию для очищения конкретных компонентов в кадрах анимации и в фильмах с элементами живого действия. Они убирают из кадра все лишнее, например тросы, на которые подвешивали главных героев в отснятых сценах. Художники по спецэффектам работают с каждым кадром, а это очень трудоемкий процесс. Сотни раз они вырезают, перемещают и вставляют нужные элементы.

Спецэффекты в кино часто и реальные процессы, такие как взрывы, создание живого огня в нужном месте и в нужном количестве и т.д.

Изобразительное искусство в кинематографе: шедевры живописи в фильме «Лучшее предложение»

Как художника меня очень привлекают кинокартины, в которых фигурируют произведения изобразительного искусства. Пожалуй, рекордное количество произведений искусства можно увидеть в фильме 2013 года итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение».

По сюжету картины, управляющий директор ведущего аукционного дома, стареющий чопорный джентльмен и тайный собиратель шедевров живописи, время от времени со своим партнёром на глазах у всего мира проворачивает хитроумные аферы, ловко манипулируя и вводя в заблуждение как продавцов, так и покупателей. В секретной комнате своей виллы, в которой все стены от пола до потолка увешаны старинными полотнами, он собрал сотни бесценных картин из разных эпох — портретов женщин — от Ренуара до Гейнсборро. Вся радость и смысл жизни одинокого брюзги заключены в его коллекции женских портретов, которую он периодически с большим удовольствием созерцает из удобного домашнего кресла, один-единственный на Земле!

Обилие картин придает фильму особую атмосферу: завораживающая красота произведений искусства — отреставрированных и тех, которым по сюжету только предстоит попасть в руки мастера, создают иллюзию посещения крупного европейского музея искусств.

Читать еще:  Ирландский художник. Connor Maguire

Данный фильм — настоящий квест для любителей искусства — как новичков, так и настоящих знатоков. В нем настолько перемешены подлинники и подделки, что разобраться, где режиссер намекает на что-то, а где просто водит зрителя за нос, бывает непросто.

Нельзя не заметить, что декораторы, художники и бутафоры довольно легковесно отнеслись к ещё одному герою повествования — искусству. Учитывая профессиональный статус главного героя, огромное количество полотен, находящихся в его тайном хранилище, просто не могут быть копиями. В то же время авторство большинства всемирно известных картин принадлежит Рафаэлю, Кранаху, Гольбейну, Рембрандту, Рубенсу, Гойе, импрессионистам и другим выдающимся мастерам, и находятся все эти работы в собраниях самых крупных мировых музеев. Поэтому сюжет кажется совершенно фантастическим. Удивительно, что создатели фильма в отношении мировых шедевров не прибегли к стилизации, как поступили они с портретом кисти псевдоЯнского.

Так, например, в одной из первых сцен главный герой проводит аукцион. На торги выставляется картина некоего «ученика Бориса Григорьева», гениального русского художника-пейзажиста Янского, создавшего за свою жизнь лишь три портрета и умершего в конце тридцатых годов. Картина называется «Жажда», на ней изображена девочка в матросском костюме, сидящая на стуле, отвернувшись от стола, накрытого розовой скатертью. Вот фрагмент данной картины:

В действительности художника с такой фамилией не существовало. Правда, псевдонимом Янский иногда подписывался график Владимир Федорович Кадулин, известный серией карикатур на студентов и пьяниц, который время отвремени публиковал свои рисунки под различными вымышленными именами, среди которых можно упомянуть следующие: К.Дулин, Вольдемар К., Наядин. Но вот только к художнику-авангардисту Борису Дмитриевичу Григорьеву он никакого отношения не имел. Вот одна из его карикатур, из которых видно, что они работали совершенно в разных жанрах и манере.

В то же время у самого Бориса Григорьева есть портрет его сына Кирилла, относящийся к 1920 году, где сын запечатлен в детском возрасте и в той же позе, что и девочка на картине «Жажда». Кроме того, сам Борис Дмитриевич Григорьев умер в конце 30х, а точнее — в 1939 году.

Кроме того, мне видится, что композиционно и эмоционально изображение девочки близко к произведениям Петрова-Водкина, колористически — к некоторым портретам Н.Альтмана. Собственно говоря, картина «Жажда» в фильме — это некий, скорее всего, современный синтез работ художников-авангардистов начала 20 века, ни один из которых не является его автором.

Итак, понятно, что это вымысел сценаристов, никакого Янского не существовало. Но многие из просмотревших фильм, задались вопросом, кто же тогда на самом деле автор данного портрета?

Еще один любопытный момент. Разбирая одну из коллекций, опытный акционист находит запыленную работу (в действительности автором оригинала является фламандский художник XV века Петрус Кристус) и заявляет, что это копия, якобы написанная художницей XVI века Вивианте, которая по законам того времени не могла ставить подпись на своих картинах, поскольку была женщиной, но в то же время всегда оставляла какую-то метку — в складках одежды, или еще где-то. В данном случае блик в глазу изображенной девушки имел форму буквы «V» — начальной буквы фамилии мастера Вивианте.

Скорее всего, такой художницы не существовало. Но использование кодировки применялось Леонардо да Винчи, согласно исследованию итальянского ученого Сильвано Винчети, члена Национального комитета по культурному наследию, который в 2010 году обнаружил в глазах «Джоконды» наличие мельчайших букв и цифр. Историк нашел в одном из ее зрачков надпись LV (инициалы художника), а что находится в другом — до сих пор остается загадкой: то ли это буквы C и B, E, S или это все же это число 72 или L2.

Оригинал данного портрета, автором которого является Пиетрус Кристус, реально существует и хранится в Берлине в худ. галерее.

КРИСТУС, ПЕТРУС (Christus, Petrus) (до 1430–1472 или 1473) Портрет девочки, 1460

Фильм замечательный. В нем по задумке автора переплетается фантазия и реальность: наряду с реально существующими шедеврами живописи часть картин созданы специально для этого фильма и приписываются вымышленным художникам.

Например, «Портрет женщины со шляпкой» (здесь представлен фрагмент) позиционируется как работа художника Густава Фреда. На самом же деле такого художника, скорее всего, не существовало. Во всяком случае, при поиске в Интернет, все ссылки указывают на данный фильм.

Картина с изображением балерины также не является предметом старины, а написана неизвестным современным художником для данного фильма.

Просмотр фильма доставит огромное удовольствие для зрителя, чуткого к красоте, который следит не столько за сюжетом, весьма, кстати, банальным, а наслаждается эстетикой, антуражем, в котором происходит действо.

Коллекция главного героя воистину поражает воображение: «Форнарина» и «Немая» Рафаэля, «Виоланта» и «Красавица» Тициана, «Портрет Эльсбет Тухер» Альбрехта Дюрера и «Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара, «Рождение Венеры» Вильяма Бугро, работы Лукаса Кранаха Старшего, Рубенса, Гойи, Россетти, Модильяни и многих других художников — стены его тайного хранилища обильно заполняют хрестоматийные шедевры из крупнейших мировых музеев.

Если кто-то еще не видел этот фильм, очень рекомендую к просмотру, эстетическое удовольствие вам гарантировано.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector