Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

Выставка главного сюрреалиста проходит в петербургском Музее Фаберже

Портрет Сальвадора Дали на обложке книги «50 магических секретов мастерства». 1949 г. Фото: Рикардо Санс

Любая выставка усатого каталонца, внушившего миру, что именно он и есть сюрреализм, обречена на внимание. Если на ней показаны еще и уникаты — обречена на успех. Если выставка открыта в России, где на стенах реализм, а в жизни — сплошной сюр, то на успех огромный.

Выставка в Музее Фаберже обладает всеми этими качествами. Прежде всего, это первый в Петербурге показ Сальвадора Дали в таком масштабе: 150 картин и графических листов, большая часть которых предоставлена фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также разными музеями и частными коллекционерами. Главный куратор выставки Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда, выставку задумал как диалог художника и старых мастеров.

Первый, а может быть, и главный хит — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934). Фонд приобрел эту картину у частного коллекционера в 2011 году за $11 млн. Это была сенсация. Особенно если учесть, что аукционный рекорд на Дали ушел недалеко — $21,6 млн за «Портрет Поля Элюара». Он был установлен в том же году. Дали отсылает в этом пейзаже к своему кумиру — художнику № 1 в его табели о рангах, «всеобъемлющему сюрреалисту» Яну Вермееру. Точнее, к его картине «Аллегория живописи» из венского Музея истории искусства. На картине голландца художник пишет юную модель, возможно символ прогрессивных Нидерландов, рядом с картой страны. Главный персонаж у Дали, также художник, сидит перед моделью, завернутой в плотную драпировку, на фоне ампурданского поселка Порт-Льигат. Не мог Дали забыть и себя любимого, нарисовав ребенка в костюме моряка с няней. И еще неизвестно, кого изобразит художник. Может быть, именно морячка.

Сальвадор Дали. «Пейзаж с загадочными элементами». 1934. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

В 1945 году Дали создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, универсала эпохи Ренессанса. В акварелях и рисунках чернилами, представленных на выставке, он уходит от канонического текста, создавая одним росчерком пера эффектное размышление на вечную тему: художник и модель.

Серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, заказанная Дали в 1950 году к 700-летию поэта Государственным полиграфическим институтом Италии, привела к созданию 102 листов в разных техниках: акварель, гуашь, сангина и чернила. Позднее ровно 100 были воспроизведены в технике фотогравюры. Вся итоговая серия показана в Петербурге. Дантов ад по Дали — страшный, но естественный. Рай — эфемерный и невсамделишный.

В начале 1980-х Дали делает посвящения Микеланджело, в России прежде не выставлявшиеся. Возможно, смерть жены в 1982 году подвигла его на создание картины «Геологическое эхо. Пьета». Художник «вырезает» фигуры Девы Марии и Христа в скалистом пейзаже Кадакеса. На полотне «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» объединяет классицистическое изображение мецената и сюрреалистический каменистый пейзаж.Выставку завершает картина «В поисках четвертого измерения». В отличие от физиков, Дали считал, что проникновение в четвертое измерение дарует бессмертие. Нужно небольшое усилие — заставить часы со смятым циферблатом показывать точное время.

Музей Фаберже
Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик
До 2 июля

Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

Любая выставка усатого каталонца, внушившего миру, что именно он и есть сюрреализм, обречена на внимание. Если на ней показаны еще и уникаты — обречена на успех. Если выставка открыта в России, где на стенах реализм, а в жизни — сплошной сюр, то на успех огромный.

Выставка в Музее Фаберже обладает всеми этими качествами. Прежде всего, это первый в Петербурге показ Сальвадора Дали в таком масштабе: 150 картин и графических листов, большая часть которых предоставлена фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также разными музеями и частными коллекционерами. Главный куратор выставки Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда, выставку задумал как диалог художника и старых мастеров.

Читать еще:  Индийский художник. Samiran Sarkar

Первый, а может быть, и главный хит — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934). Фонд приобрел эту картину у частного коллекционера в 2011 году за $11 млн. Это была сенсация. Особенно если учесть, что аукционный рекорд на Дали ушел недалеко — $21,6 млн за «Портрет Поля Элюара». Он был установлен в том же году. Дали отсылает в этом пейзаже к своему кумиру — художнику № 1 в его табели о рангах, «всеобъемлющему сюрреалисту» Яну Вермееру. Точнее, к его картине «Аллегория живописи» из венского Музея истории искусства. На картине голландца художник пишет юную модель, возможно символ прогрессивных Нидерландов, рядом с картой страны. Главный персонаж у Дали, также художник, сидит перед моделью, завернутой в плотную драпировку, на фоне ампурданского поселка Порт-Льигат. Не мог Дали забыть и себя любимого, нарисовав ребенка в костюме моряка с няней. И еще неизвестно, кого изобразит художник. Может быть, именно морячка.

В 1945 году Дали создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, универсала эпохи Ренессанса. В акварелях и рисунках чернилами, представленных на выставке, он уходит от канонического текста, создавая одним росчерком пера эффектное размышление на вечную тему: художник и модель.

Серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, заказанная Дали в 1950 году к 700-летию поэта Государственным полиграфическим институтом Италии, привела к созданию 102 листов в разных техниках: акварель, гуашь, сангина и чернила. Позднее ровно 100 были воспроизведены в технике фотогравюры. Вся итоговая серия показана в Петербурге. Дантов ад по Дали — страшный, но естественный. Рай — эфемерный и невсамделишный.

В начале 1980-х Дали делает посвящения Микеланджело, в России прежде не выставлявшиеся. Возможно, смерть жены в 1982 году подвигла его на создание картины «Геологическое эхо. Пьета». Художник «вырезает» фигуры Девы Марии и Христа в скалистом пейзаже Кадакеса. На полотне «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» объединяет классицистическое изображение мецената и сюрреалистический каменистый пейзаж.Выставку завершает картина «В поисках четвертого измерения». В отличие от физиков, Дали считал, что проникновение в четвертое измерение дарует бессмертие. Нужно небольшое усилие — заставить часы со смятым циферблатом показывать точное время.

Музей Фаберже. Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик. Выставка продлится до 2 июля

Что смотреть на выставке Сальвадора Дали в Музее Фаберже

Сальвадор Дали – это не только сюрреализм. Мы выбрали пять ключевых работ масштабной экспозиции испанского художника в Музее Фаберже, которые непременно нужно увидеть.

«Женщина с бабочкой»

Это панно на оргстекле Сальвадор Дали сделал по заказу фармацевтической компании, которая запустила новую линейку седативных лекарственных средств. Работа была призвана иллюстрировать их воздействие на человека. В последствие рекламные образцы были раскуплены коллекционерами как настоящие произведения искусства.

«Пейзаж с загадочными элементами»

Дали готов был отдать левую руку, чтобы писать и чувствовать цвет как Вермеер. Неудивительно, что он заимствовал образы из его работ для своих картин, в том числе и для этой. Но в ней есть и почерк самого Сальвадора – ампурданский пейзаж, где прошло детство художника, аморфные фигуры, появляющиеся на горизонте, и сам юный Дали, прогуливающийся по местности вместе с няней.

«В поисках четвертого измерения»

Одной из главных страстей художника, помимо Гала, была наука. Особенно его интересовали проблемы пространства и времени, поэтому он часто посещал научные конференции и пытался выразить концептуальные идеи ученых в своей живописи. Он верил, что если выйти в четвертое измерение, то можно достигнуть бессмертия. Такую попытку он и предпринял в этой работе.

Читать еще:  Индийский художник. Sanjay Punekar

«Геологическое эхо. Пьета»

Эта работа – фактическое доказательство образной связи Дали с итальянским ренессансом. Она написана по мотивам знаменитой скульптуры Микеланджело, но в то же время демонстрирует параноидально-критический метод, изобретенный Дали. Он заключается в возможности видеть и изображать вещи глазами безумца.

Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте

Иллюстрации к поэме Данте заказал итальянский Институт полиграфии к празднованию 700 лет со Дня рождения писателя. Дали проиллюстрировал каждую песнь из этого труда, но на выставке мы видим 100 из них, отобранные куратором. «Я хочу, чтобы мои акварельные иллюстрации к Данте напоминали легкие следы влаги на божественном сыре, были пестрыми и блестящими, как крылья бабочки», — говорил художник. И ведь так оно и вышло!

10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали (3 фото)

В начале августа 1929 года молодой Дали познакомился со своей будущей женой и музой Галой. Их союз стал залогом невероятного успеха художника, оказав влияние на все его последующее творчество, включая картину «Постоянство памяти».

(1) Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. — Прим. ред.). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. — Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы —лежат слева циферблатом вниз — символ объективного времени.

(4) Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. («Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было», — напишет художник в «Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим». — Прим. ред.). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же — признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

Читать еще:  Женщина из другого мира. Natalia Briliova

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало , лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Сюрреализм и классика Сальвадора Дали

Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать

С 31 марта по 2 июля 2017 года в петербургском Музее Фаберже будет работать выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик», на которой первый раз перед посетителями предстанут более 150 живописных и графических работ Дали. Все работы предоставили Фонд «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе (Каталония, Испания), другие музейные и частные собрания.

Как бы мы ни относились к творчеству Сальвадора Дали, ко всем его парадоксальностям и необузданности в творчестве, но он один из немногих художников, кто оказал сильнейшее влияние на развитие искусства современности. Творчество его разнообразно и удивительно. Он все время опережал свое время, но при этом пытался осмыслить прошлое, не отвергая канонов, но пытаясь как бы соединить то, что априори соединить невозможно. Он много что делал, вводя нас в свой странный мир, который мы назвали сюрреализмом. Для нас – да, сюрреализм, для него – трудно сказать – что . Это его реалии и его мир, который он раскрывает перед нами, чтобы мы пошли за ним, поняли его мысли, чтобы мы согласились или не согласились, но в любом случае – задумались.
Сейчас считается, что творчество Дали – это некое сочетание модернизма и классики. Может быть. Пусть искусствоведы машут, как говорится, копьями. А мы просто посмотрим. Посозерцаем. Впрочем, вряд ли удастся просто посозерцать. Дали заставляет думать и о связи времен. Чтобы следовать за ним, надо все же разбираться в этой самой связи, потому что художник оставил нам огромное наследство, в частности, серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, которую ему заказал по случаю 700-летия Данте Государственный полиграфический институт Италии.

Сальвадор Дали. Пейзаж с загадочными элементами. 1934 г.

Одна из интереснейших работ, которую можно будет увидеть в музее, написанный в 1934 году «Пейзаж с загадочными элементами». В 2011 году Фонд «Гала-Сальвадор Дали» приобрел ее за бешеные деньги у частного коллекционера. На этой картине Дали как бы повторяет гениальный шедевр голландца Вермеера «Искусство живописи», но Дали не просто повторяет, он осмеливается и себя на этой картине поместить в образе ребенка, и самого Вермеера, и какие-то ирреальные краски здесь присутствуют, и какие-то не то призраки, не то собственные видения двух художников – поди ж знай! Кстати, Дали нередко изображал своего любимого Вермеера и на других картинах.
Дали не сразу везло с продажами – его не понимали. Но сейчас, по прошествии времени его символика вес больше набирает «вес», и в любом случае он остается одним из самых узнаваемых и великих художников в мире.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector