Жанры и стили в искусстве

Жанры и стили в искусстве

Стили и направления в изобразительном искусстве

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Жанры и стили в искусстве

Жанры и стили в искусстве

Многовековой труд человечества над созданием «прекрасного» породил великое множество направлений в искусстве. Здесь собраны самые распространенные из них, с понятным и простым описанием.

Автопортрет – портрет, написанный художником с самого себя или интерпретация им собственной личности.

Авангардизм – совокупность экспериментальных и модернистских поисковых значений в искусстве 20 века. В понятия авангардных направлений входят: кубизм, фовизм, абстракционизм, сюрреализм, футуризм, концептуальное искусство, поп-арт, экспрессионизм.

Абстракция – направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения. Создание цветовых сочетаний и геометрических форм, с целью вызова определенных эмоций и ассоциаций у зрителя.

Академизм – Живопись основывалась на догматическом следовании внешним формам классического искусства. В этом стиле идеализирован образ натуры, «приукрашенный реализм».

Алла прима — техника предусматривает выполнение картины за один сеанс. Такая живопись считается оптимальной для сохранности картины на долгие годы.

Аллегория – изображение отвлеченных понятий через ассоциативные образы и предметы.

Анималистика – изображение в живописи, графике и скульптуре животных.

Аэрография – техника письма аэрографом, прибором для тонкого распыления сжатым воздухом.

Батальный жанр – изображение тем войн и сражений.

Ведута – жанр венецианской живописи 18 века, предусматривающий изображение городского пейзажа в виде панорамы. Соблюдение пропорций считается обязательным .

Возрождение (Ренессанс) – термин возник после «возрождения» интереса художников 14-15 века к античной культуре. В картинах традиционной религиозной тематики появляются новые художественные приемы, что делает изображение более реалистичным.

Геометрический абстракционизм – абстракция, композиция которой построена на основе правильных форм и цветов.

Гиперреализм – фотореалистичный стиль в живописи и искусстве. Главной целью этого направления является показ действительности.

Городской пейзаж – главным предметом изображения этого жанра предстают улицы, здания города.

Готика – период в развитии средневекового искусства, являлось религиозным по тематике, обращалось к вечности и христианскому мировоззрению.

Графика — изображение чего — либо контурными линиями и штрихами.

Гризайль – вид живописи, предусматривающий исполнение в разных оттенках одного цвета. Чаще всего художники используют черно – белую гамму и сепию.

Декоративная живопись – картины, созданные с целью украшения интерьера или дополнения дизайна.

Жанровая живопись – основной темой для такой живописи является изображение сцен из повседневной жизни, быт.

Импрессионизм – направление, зародившееся во Франции в 19 веке. Импрессионисты выступали новаторами в изучении света и теней, уделяли внимание общему впечатлению от рисунка, а не его конкретным деталям.

Исторический жанр – жанр, посвященный изображению значимым событиям истории. Исторический жанр является одним из основных жанров живописи.

Карикатура – изображение человека или какого-либо предмета (события), в искаженном виде. Художником сознательно создается комический эффект за счет преувеличения характерных черт изображаемого.Для стиля характерно использование гротеска, шаржа, юмора и сатиры.

Китч – «безвкусица», разновидность постмодернизма, массовое искусство для избранных. Художественное произведение принадлежащее к китчу выполняется на высоком уровне мастерства, содержит увлекательный сюжет, но является лишь «подделкой» под настоящее произведение искусства.

Читать еще:  Индийский художник. Amit Bhar

Классицизм — «образцовый» художественный стиль, стремящийся в своем воплощении к идеальному эстетическому эталону. Правила и каноны данного стиля берут основу из античного искусства .

Концептуальное искусство – искусство стремящееся в своем воплощении отойти от канонов материального воплощения идей. Предметом созерцания в таких произведениях является мысленная форма.

Космизм – художественно-филосовское мировоззрение, в основе которого лежат знания о космосе и человеке, а также астрономические знания о природе вселенной.

Кубизм – модернистское течение начала 20 века. На первом плане несущее перед собой задачу конструирования объемной формы на плоскости. Так же к кубизму относятся художника стремящиеся изобразить вполне реальный мир в виде комбинации геометрических фигур и тел.

Минимализм – художественное течение принявшее для себя самоцелью сознательный отказ от субъективности, иллюзионизма и репрезентации. В процессе творчества художники и дизайнеры минимализма стремятся к монохромности, простоте и единообразию форм, чаще всего это нейтральные цвета и геометрические формы.

Мифологический жанр – в качестве сюжета художник использует события (а так же героев) мифов.

Монументальная живопись – древний вид живописи. Основные техники – фреска, витраж и мозаика.

Морской пейзаж – основным сюжетом для этой живописи служат морские виды.

Наивное искусство – самодеятельное искусство художников самоучек.

Натурализм – направление последней трети 19 века. Натурализм воспроизводит реальность без идейного осмысления и критической оценки.

Натюрморт – художественное изображение предметов быта. Важным в натюрморте считается передача цвета и композиция. В качестве объектов изображения художником могут быть избраны: цветы, предметы быта, еда и другие неодушевленные предметы.

Ню – жанр изобразительного искусства направленный на изображение нагого (обнаженного) тела.

Оп-арт – неоавангардистское течение, оптическое искусство. Художники оп-арта в своей живописи применяют эффекты слияния и пространственного перемещения форм.

Пейзаж – основным предметом изображения в этом жанре неизменно остается природа.

Примитивизм – осознанное стремление к упрощению форм изображения, сходное с творчеством ребенка.

Поп-арт – неоавангардистское направление использующее в качестве моделей для своих картин буквально шокирующие своим несоотвестствием понятию о предмете изображения вещи. К таким предметам могут быть отнесены – упаковка товаров, детали машин, вырезки из газет и печатные изображения известных людей.

Портрет – художественное изображение человека или группы людей (групповой портрет).

Пуантинализм – письмо точками, раздельными четкими мазками. Благодаря смешению цветов в процессе восприятия картины зрителем пуантиналисты добивались потрясающих эффектов восприятия оттенков .

Реализм – характеризуется изображением различных явлений и жизненных ситуаций в максимальном соответствии действительности.

Соцарт – социалистический реализм. Возник вместе с распространением социалистических идей в разных странах.

Спациализм – движение, выдвинувшее идею рассмотрения живописи и скульптуры как один вид искусства.

Сюрреализм – одно из направлений модернизма. Художники данного направления стремятся с фотографической точностью изобразить реальные предметы в нереальной обстановке, выражая при этом глубину своего подсознания.

Ташизм – живопись пятнами. Картины ташистов созданы без продумывания образов и скорее всего являются плодом бессознательного.

Фовизм – для данного течения характерны: отказ от светотеневой моделировки и перспективы, интенсивные и открытые цвета, сопоставление контрастов и сведение предметов к простым очертаниям.

Футуризм – сюжетом таких произведений являются достижения техники и технический прогресс.

Фэнтези – сравнительно молодой вид живописи появившийся в начале 20 века. Свое развитие жанр получил от развития фантастической литературы, обложки и иллюстрации для которой в то время рисовала большая часть художников. Позже возникла потребность в таких художниках в компьютерных играх и даже в рекламе.

Шарж – юмористическое изображение с соблюдением внешнего сходства, но с выделением характерных черт особым образом.

Экспрессионизм – своеобразный отклик народа на 1-ю мировую войну. Экспрессионисты тяготеют к мистике, пессимизму и несколько примитивному воспроизведению предмета

Основные стили и направления изобразительного искусства

«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» Леонардо да Винчи

Стремление к прекрасному сопровождает нас всю жизнь и у каждого это «прекрасное» свое и имеет свой смысл и нюансы. «На вкус и цвет…»,— как говорится в одной из пословиц.

Продолжим, друзья, наше знакомство с основными стилями и направлениями изобразительного искусства, как его понимать и не потеряться в современном разнообразии различных классификаций. Есть основные моменты, которые помогут нам разбираться и понимать его правильно без заблуждений.

Классицизм — направление в европейском искусстве XVII – XIX веков, которое ориентировалось на наследие античной культуры. Художники классицизма стремились к выражению идеи гармоничного устройства общества, торжества общественных начал над личными. Поэтому произведения живописи классицизма отличаются гармоничными, уравновешенными композициями. Наиболее выдающиеся представители классицизма — французские художники Пуссен (XVII в.) и Давид (XVIII в.).

Никола́ Пуссе́н, Царство Флоры. 1631, холст, масло, 131 × 181 см. Дрезден, Германия, Галерея старых мастеров

Романтизм — направление в европейском искусстве 20 — 30-х годов XIX века. Пришел на смену классицизму. В центре внимания романтиков — индивидуальное обостренное восприятие, переживание, сильные страсти и порывы героической личности, ощущающей разлад между идеалом и действительностью. Романтики изображали драматические, острые ситуации, моменты наивысшего напряжения духовных сил человека, подчеркивая его близость к природным стихиям. Резкие контрасты света и тени, напряженность цвета, динамичные композиции – отличительная черта живописи романтиков. Среди представителей романтизма: Делакруа, Жерико во Франции, Кипренский, Брюллов в России.

Читать еще:  Душа предмета. Rachel A Pettit

Карл Брюлло́в, Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Реализм – в широком смысле слова способность искусства верно, истинно, правдиво отражать жизнь. Реализм основан на видимом сходстве образа и действительности. Но это все же не копирование натуры, а сознательный отбор основных черт, отражающих сущность изображаемого мира. Раскрывая правду внутреннюю через правду внешнюю, реализм может прибегать и к фантастическим или гротесковым образам, иносказанию и символам, к некоторым отступлениям от внешнего правдоподобия ради подчеркивания правды целого.

В узком смысле реализмом называют конкретно-историческое направление в искусстве XIX века, провозгласившее правду жизни стержнем своей творческой программы. Основой этого направления было критическое отношение к буржуазной действительности, поэтому его называют также критическим реализмом. Яркая страница в развитии критического реализма – творчество русских передвижников.

Передвижники – художники реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение. Товарищество передвижных художественных выставок, учрежденное в 1870 году. Русские художники, воодушевленные идеями революционных демократов, подчеркивали познавательную роль искусства, рассматривая его как учебник жизни. Изображая один из моментов действительности, они старались сделать этот момент максимально содержательным, приравнивая картину к произведению драматургии. В творчестве передвижников возрастает роль портрета, пейзажа, исторической живописи, появляется взаимодействие жанров.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во Франции, где молодые художники Клод Моне, Писсаро, Сислей, Ренуар, стремясь передать силу и свежесть первого впечатления, стали писать пейзажи, жанровые сценки прямо с натуры, на открытом воздухе (пленэр), передавая ощущение сверкающего солнечного света, вибрации воздуха. Для произведений импрессионистов, изображающих мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, характерна кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

Клод Моне́, Сад в цветах (1900)

Пьер Огю́ст Ренуа́р, Завтрак гребцов. 1880—1881, фр. Le Déjeuner des canotiers, холст, масло, 130 × 173 см, Собрание Филлипса, Вашингтон, США

Пьер Огю́ст Ренуа́р, «Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств, США

Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца ХIX – начала XX века, возникших во Франции. Наследуя живописные достижения импрессионистов – чистоту и звучность цвета, постимпрессионисты (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра, Боннар и др.) стремятся выработать синтетические обобщающие методы, позволяющие отражать не мимолетные впечатления, вечные начала бытия. В творчестве постимпрессионистов сильны декоративное начало, интерес к философским и символическим аспектам.

Поль Гоген, Женщина, держащая плод. 1893, маори Eu haere ia oe, холст, масло. 92,5 × 73,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Модернизм — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века. Этим словом объединяют различные направления в искусстве — кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, для которых характерен разрыв с традициями реализма.

Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915, Холст, масло, 79,5 х 79,5 см., Третьяковская галерея, Москва, Россия

Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён. Так же примитивами называют произведения мастеров из народа, не получивших профессиональной подготовки. Картины всемирно известных живописцев-самоучек Нико Пиросманишвили из Грузии и Анри Руссо из Франции, несмотря на изобразительную «неграмотность» пленяют свежестью и искренностью восприятия мира, тонким чувством композиции и цвета.

Нико́ Пиросма́ни, Актриса Маргарита. 1909 год.

В творчестве, как утверждали еще средневековые китайские художники, самое главное — увидеть, то есть создать образ в своем сердце, а запечатлеть его — дело второстепенное. Поэтому творческая активность того, кто создает произведение искусства, и того, кто его воспринимает, равны.

Спасибо за ваше внимание, друзья!

«Виды и жанры изобразительного искусства»

Разделы: МХК и ИЗО

Дорогие ребята! Сегодня мы начинаем изучать новую тему: “Виды и жанры изобразительного искусства”. Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литератур, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы. И это разные казалось бы явления называются одним словом — искусство.

Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография театр и т.д.

Сегодня наша задача познакомится с видами изобразительного искусства. Основными видами являются:

  • Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  • Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  • Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
  • Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  • Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)
Читать еще:  Индийский художник. Sanjay Tandekar

До XIX века тремя главными видами считались:

  • Архитектура (зодчество)
  • Скульптура (высекание)
  • Живопись (писать живо)

Затем появился еще один вид искусства

скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

декоративно-прикладное искусство, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

(Для закрепления материала показ слайдов)

Жанры изобразительного искусства.

Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами. (показ слайда)

К жанрам изобразительного искусства относятся:

  1. Пейзаж – изображение природы(слайд). Бывает:
  2. Морской
  3. Деревенский
  4. Архитектурный
  5. Городской
  6. По временам года
  • Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари(слайд)
  • Портрет – изображение человека (слайд)
  • Анималистический – изображение животных(слайд)
  • Бытовой — изображение жизни людей (слайд)
  • Батальный – изображение военных действий (слайд)
  • Сказочно-былинный – изображение сказочных героев (слайд)
  • Исторический – изображение исторических событий (слайд)

Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Для закрепления материала ответим на вопросы:

  1. Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)
  2. Какие виды были одни из первых?(Ответ: живопись, скульптура, архитектура)
  3. Что такое живопись? ( Ответ: работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  4. Что такое графика?( Ответ: работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  5. Что такое скульптура?( Ответ работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
  6. Что такое декоративно-прикладное искусство? ( Ответ: искусство украшать)
  7. Что такое архитектура?(Ответ: искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  8. Что такое жанр изобразительного искусства?(Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)
  9. Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)
  10. Сколько видов пейзажа бывает? (Морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)

Задание на дом: Подготовить сообщение об одном из видов изобразительного искусства.

Жанры и стили в искусстве

Живопись является самым распространённым видом искусства. Одними из первых произведений живописи являются деятельностью древнего человека, которые были обнаружены на стенах пещер.

Монументальная живопись, представленная в виде мозаики и фрески так же относится к весьма древним видом искусства.

К станковой живописи относятся картины различных жанров, которые написаны на полотне, бумаге при помощи масляной краски.

К жанрам живописи относятся:

  • Портрет
  • Исторический жанр
  • Мифологический жанр
  • Батальный жанр
  • Бытовой жанр
  • Пейзаж
  • Марина
  • Натюрморт
  • Анималистический жанр

Графика и ее виды

  • Гравюра – рисунок, наносящийся на плоскую поверхность материала, покрывающийся краской для оттиска на бумаге. К материалам гравюры относятся: металл (сталь, цинк, медь), дерево, пластик, картон.
  • Эстамп – это оттиск с гравировальной доски, который является станковым произведением художественной графики. К эстампам относят гравюру, литографию, шелкографию, монотипию.
  • Книжная графика – входит в конструкцию книги, является ее декоративным оформлением, иллюстрацией.
  • Экслибрис – знак, который указывает на владельца книги. Знак располагается на внутренней стороне переплёта или обложки.
  • Плакат – изображение, направленное для привлечения всеобщего внимания, которое создаётся в учебных или агитационных целях.
  • Линогравюра – гравюра на линолеуме.
  • Ксилография – гравюра на дереве.
  • Офорт – металлический вид гравюры.
  • Графика компьютерная – изображения, составляющиеся на компьютере, динамично или статично.

Скульптура

Вид искусства, возникший в древности. Найденные скульптуры состояли из глины, дерева, камня и изображали людей и животных, довольно схожих с оригиналами.

Скульптура делится на круглую, которая распространяется в пространстве и на рельеф, в виде объемных изображений на плоскости. Как в живописи, так и в скульптуре имеются станковые и монументальные формы.

Монументальная скульптура предназначается для улиц и площадей и длительного использования, поэтому для такого вида скульптуры используется бронза, мрамор, гранит.

К станковой скульптуре относится портреты, небольшие жанровые группы, которые исполняются в дереве, гипсе и других материалах.

Декоративно-прикладное искусство

У создателей произведений декоративно-прикладного искусства можно выделить $2$ основные цели:

  • Создание вещи, необходимой для повседневного быта
  • Наделение вещи определенными художественными качествами

Таким образом, предметы и вещи, относящиеся к повседневному быту должны служить человеку не только в практических целях, но и украшать его жизнь.

На сегодняшний день большая часть произведений декоративно-прикладного искусства несут в основном эстетическую функцию, но это было далеко не всегда.

К видам декоративно-прикладного искусства относятся:

  • Батик – ручная роспись по ткани.
  • Вышивание
  • Макраме
  • Вязание
  • Бисероплетение
  • Кружевоплетение
  • Гобелен
  • Керамика
  • Мозаика
  • Художественная роспись по дереву, керамике и металлу
  • Витраж
  • Оригами
  • Граффити
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector