Женщины в живописи разных эпох и направлений

Женщины в живописи разных эпох и направлений

Образ прекрасных женщин в картинах великих художников

Женщина — с нами, когда мы рождаемся,
Женщина — с нами в последний наш час.
Женщина — знамя, когда мы сражаемся,
Женщина — радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастие,
В лучшем стремлении — первый привет.
В битве за право — огонь соучастия,
Женщина — музыка. Женщина — свет.

Константин Бальмонт.
Накануне самого красивого и нежного праздника в году, 8 Марта, предлагаю полюбоваться небольшой подборкой картин великих художников с изображением прекрасных женщин. Приятного просмотра!

«Весна» Генриетта Эмма Ратклифф Рае

«Молодая женщина, читающая у окна» Дельфин Анжольра.

«Утреннее солнце» Паулин Палмер.

«Восточная женщина с сигаретой» Дельфин Анжольра.

«В ожидании его возвращения» Даниель Ф. Герхартц.

«Итальянский полдень» Брюллов Карл.

«Полуденное солнце» Джозеф Милнер Кайт.

«Её письменный стол» Дельфин Анжольра.

«Чтение в будуаре» Дельфин Анжольра.

«Зимнее солнце» Даниель Ф. Герхартц.

«Сирень» Даниель Ф. Герхартц.

«Портрет девочки» Фешин Николай Иванович.

«Весна в степи» (портрет А.Н. Фешиной) Фешин Николай Иванович.

«Бабушкины сказки» Максимов Виталий.

«Девушка с горшком роз» Тропинин Василий Андреевич.

«Девушка со свечой» Тропинин Василий Андреевич.

«Золотошвейка» Тропинин Василий Андреевич.

«Кружевница» Тропинин Василий Андреевич.

«Женщина в окне (казначейша)» Тропинин Василий Андреевич.

«Алёнушка» Виктор Васнецов.

«Светлана» Новосельцев Александр.

«Девичник» Алексей Корзухин.

«Девушка в платке» Венецианов Алексей.

«Крестьянка с васильками» Венецианов Алексей.

«Молодая чаровница» Богданов-Бельский Николай Петрович.

«Луговые цветы» Куликов Иван Семёнович.

«Боярышня» Маковский Константин Егорович.

«Боярышня у окна» Маковский Константин Егорович.

«Девушка в костюме Флоры» Маковский Константин Егорович.

«Девушка в боярской одежде» Маковский Константин Егорович.

«Девушка в национальном костюме» Маковский Константин Егорович.

«За чаем» Маковский Константин Егорович.

«За прялкой» Маковский Константин Егорович.

«Русская красавица» Маковский Константин Егорович.

«Русская красавица в кокошнике» Маковский Константин Егорович.

«Русская красавица» Харламов Алексей Алексеевич.

«Девушка, пускающая мыльные пузыри» Харламов Алексей Алексеевич.

«Сёстры» Харламов Алексей Алексеевич.

«Прелесть» Харламов Алексей Алексеевич.

«Портрет девушки» Харламов Алексей Алексеевич.

«Портрет девушки на жёлтом фоне» Харламов Алексей Алексеевич.

«Мать и дочь» Харламов Алексей Алексеевич.

«Маленькие цветочницы» Харламов Алексей Алексеевич.

«Компановка» Харламов Алексей Алексеевич.

«Занятие чтением молодой дамы» Харламов Алексей Алексеевич.

«Цыганская девушка с цветами» Харламов Алексей Алексеевич.

«Купальщицы» Тихов Виталий Гаврилович.

«Купальщицы» Тихов Виталий Гаврилович.

«Портрет обнажённой» Тихов Виталий Гаврилович.

ЖЕНЩИНЫ В ЖИВОПИСИ. От древности до нашего времени I

АНТИЧНОСТЬ

Женщины Египта были более свободны и независимы, чем женщины других стран – не только Древнего Мира, но и Европы: со средневековья до конца XIX века. Однако так называемое «равенство полов» в Древнем Египте отсутствовало — ибо согласно миропорядку, установленному Маат, жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами, восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от них внимания и уважения к себе. В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом от палящего солнца помещении — светлой. Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными.

Критские женщины имели неестественно узкую талию, были невысокого роста и изящного телосложения. Лица они прятали в тени, от чего кожа была бледной, и на ее фоне — черные глаза и волосы. Женщины носили локоны, обрамлявшие шею, кудри, собранные на лбу, либо косы с вплетенными лентами. На головах критянки носили пышные шляпки (подобные шляпкам XIX века). Ноги часто были босые, но женщины высшего класса иногда одевали кожаные туфли с вышивкой.

Фрагмент спинки трона Тутанхамона

Роспись в Кносском дворце. Крит

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения,сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен — истинные сокровища.

Читать еще:  Испанский стрит арт художник. Gonzalo Borondo (стрит арт)

Барокко — стиль в европейском искусстве и архитектуре XVI—XVII веков. Название стиля совпадает с одноименным названием эпохи, пришедшей на смену Ренессансу. Барокко характеризируется усложнением художественной формы, больше внимания уделяется деталям, используются символы и аллегории. Часто реалистические сцены и персонажи изображены рядом с мифологическими. Картины очень эмоциональны,характерна яркость, игра цвета и теней, помпезность и изображение в преувеличенной манере. В отличие от искусства Возрождения, которое сохраняло дистанцию между произведением и зрителем, барокко стремилось потрясти душу.

Наиболее распространенная версия происхождения слова «барокко» отправляет нас к португальскому языку — La perola barroca — жемчужина неправильной формы. Несмотря на португальское происхождение слова«барокко», родиной стиля является Италия. В Риме зарождается так называемая величественная манера живописи, прославляющая католических святых, папу римского,аристократическую элиту. Популярным становится жанр парадного портрета,подчеркивающего статус человека в обществе. Правители на таких портретах часто изображены в окружении античных богов. Основные сюжеты живописи барокко — это мифология и религия. Нередко потолки зданий расписаны пышными облаками с парящими в них библейскими и мифическими персонажами.

Одним из самых знаменитых деятелей изобразительного искусства барокко является фламандский художник Пауль Рубенс. Его образы полны внутреннего движения и напряжения. Буйство красок, яркие, насыщенные тона и лучезарность создают цветовую симфонию.

Рококо родилось во Франции XVIII столетия, хотя само название узаконит лишь следующий век, девятнадцатый.

Стиль получил имя от французского слова rocaille — ракушка или раковина. Издавна раковинами декорировали искусственные гроты и чаши фонтанов, позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты, повторяющие витые, округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним только рос. Они усложнялись и переплетались, становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями , а сам стиль, построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, — соответственно, рококо .

Появление стиля рококо связано с «концом прекрасной эпохи» — эпохи Людовика XIV. Не случайно знаменитая «Лавка Жерсена» изображает, как портрет короля-Солнце снимают со стены и убирают в коробку.

Но было бы неправильным отождествить всё XVIII столетие только со стилем рококо. Этот век многообразен, как никакой другой из предшествующих. Видоизменяясь,в искусстве продолжают существовать страстное барокко и строгий классицизм. Зарождается сентиментализм. Прогрессивная критика в лице Дени Дидро даже пытается угадать зачатки реализма.

И всё-таки именно галантное, капризное, вычурное рококо становится для XVIII века знаковым. Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век» . Галантному веку — галантное искусство.

Философия рококо — неоэпикурейство. Только наслаждение составляет суть человеческой жизни. Идеальное времяпровождение — беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо.

Из парадных залов искусство плавно перемещается в будуар. Интерьеры рококо — уютные и комфортные. Именно во времена рококо появляются изысканные кушетки с мягкими спинками и кресла «кабриоль» с витыми ножками, обеспечивающие комфорт телу, шелковые шпалеры на стенах и небольшие изящные статуэтки, доставляющие наслаждение глазу.

Каприз и прихоть — «альфа и омега» рококо. Это касается как общего настроения, так и самих форм искусства. Импровизация заменяет дисциплину. Причудливая асимметрия побеждает классические равновесие и ясность.

Извивающиеся ветви деревьев, порхающая с легкостью мотылька красавица,её летящая по изогнутой рокайльной траектории туфелька, томные взгляды и обнажившиеся коленки. На картине Жана-Оноре Фрагонара «Качели» — квинтессенция образа жизни в стиле рококо.

Женская красота на полотнах знаменитых живописцев

Красивые женщины в живописи известных художников. Многие художники, которые сегодня считаются настоящими гениями, картины которых признаны шедеврами мирового значения, обращались в своей живописи к образу женщины.

Владимир Боровиковский — Портрет Марии Ивановны Лопухиной

В одном случае женщины в живописи художников представляют историческое значение, изображают знаменитых или малоизвестных женщин прошлого.

В другом случае, это могут быть фантазии самих художников, то есть их попытка изобразить на полотне идеал женской красоты.

Читать еще:  Завеса цветовых пятен. Erika Pochybova

Во всяком случае, такие картины не могут оставить равнодушным.

Константин Маковский — Русская красавица

Женская красота на этих картинах цепляет зрителя за самое живое в сердце, заставляет его переживать яркие чувства.

Хотите узнать, как проверить газовый счётчик без снятия? Всё об этом вы сможете прочитать на http://sovet-ingenera.com/gaz/equip/kak-proverit-gazovyj-schetchik-bez-snyatiya.html. Кроме того, большое количество полезных статей и советов по водоснабжению, отоплению, электрике и многое другое.

Борис Кустодиев — Красавица

Многие художники как прошлого, так и современности, прибегают к изображению женщины. Живописцы пытаются изобразить настоящий идеал — настолько красивую женщину, которая бы только одним своим видом восхищала зрителя и заставляла его сердце биться быстрее.

Карл Брюллов — Итальянский полдень

Талантливым художникам нередко удаётся добиваться такого эффекта, когда женщина на картинах выглядят настолько потрясающе, что может показаться настоящим идеалом. Многие из таких картин признаны шедеврами мировой живописи.

Константин Маковский — Портрет З. И. Юсуповой

Наслаждаться живописью с прекрасными женщинами никогда не надоедает, так как это дарит невероятное эстетическое наслаждение. То, как смог художник изобразить женщину, со всеми её нюансами, притягательностью и шармом, вызывает глубокую любовь к искусству и уважение к самим творцам.

Идеал женщины на картинах художников

Василий Тропинин — Женщина в окне Владимир Боровиковский — Портрет Е. В. Родзянко Дмитрий Левицкий — Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II Дмитрий Левицкий — Портрет Марии Алексеевны Дьяковой Жан-Батист Грёз — Прачка Жан-Леон Жером — Бассейн в гареме

Образ женщины в искусстве

Особенно притягателен был образ женщины, создаваемый мастерами эпохи Возрождения. После религиозного искусства Средневековья, художники вновь вернулись к античным канонам и забытому восприятию прекрасного, и родились такие картины как «Рождение Венеры» Боттичелли, «Дама с горностаем» Леонардо Да Винчи, «Венера Урбинская» Тициана, в которых художник воспел красоту женщины и ее природу. Даже в Мадоннах Рафаэля, художник создает не отрешенный образ, а живой, теплый и нежный, передающий всю полноту материнства в его религиозном смысле.

Сменяются эпохи, в Голландии Ян Вермеер пишет девушку с жемчужной сережкой, которая станет почти также часто «цитироваться» в искусстве XXI века, как и Джоконда.

XVIII век-это эпоха парадных портретов дам в пышных платьях, с высокими прическами, в окружении богато обставленных интерьеров или цветущих садов. Эпоха рококо была богата женскими образами: «Дама в голубом» Т.Гейнсборо, «Портрет М.И.Лопухиной» В.Боровиковского, «Качели» Ж. Фрагонара… Это всегда были нежные образ красавиц своего времени, обладающих чувством собственного достоинства и осознанием собственного очарования.

Одним из культовых женских образов XIX века стала «Свобода, ведущая народ» Ф.Делакруа. Несмотря на аллегоричность изображенной фигуры, эта картина стала отражением определенного типа женщины в мировом искусстве- женщины, героини, оставившей свой след в истории. XIX век – это «Кружевница» В.Тропинина, «Леди Лилит» и «Прозерпина» Д. Россетти, «Олимпия» Э. Мане, «Неизвестная» И.Крамского, «Жанна Самари» П.Ренуара, Таитянки Гогена и многие другие образы совершенно разных женщин, переданных в разных стилях и настроении.

А что XX ? Это тонующие в золотых потоках героини Климта, эмансипированные девушки с полотен Тамары Лепмпицки, ставшие эталоном и символом стиля ар-деко, страстные и чувственные образы на картинах и рисунках Эгона Шиле, автопортреты Фриды Кало, иконы стиля в исполнении Энди Уорхола.

Сейчас женские образы появляются на полотнах наших современников ничуть не реже. Все они изображают разных героинь со своими историями, характерами. В зависимости от настроения картины выбирается и материал, и цветовая гамма.

Каждая женщина неповторима и многогранна, поэтому из века в век художники не могут устоять перед ее красотой и пробуют уловить мимолетный взгляд, легкое движение, раскрыть потаенные черты характера и изобразить на своей картине правдивый, прекрасный образ.

Женские образы в портретной живописи

Развитие идей гуманизма в эпоху Возрождения изменило весь Западный мир, а затем распространилось на более отдаленные территории. Человек, его тело, чувства, жизненные обстоятельства становились открытиями, с которыми хотелось знакомиться. Интерес этот легко объясняется жаждой познания самих себя и окружающих через альтернативные образы. Как бы ни была богата природа, архитектура, быт — все это только декорации нашей жизни, в центре которой стоят женщины и мужчины, мир которых неизведан. Из всех жанров живописи портрет стал самым влиятельным, богатым на сюжеты, и уже несколько веков по праву сохраняет свое место на Олимпе. Посмотрим, как представляется женский мир на известных живописных портретах.

Читать еще:  Иранский художник-самоучка. Bahman

История и техники

Жанровые характеристики портрета не всегда были оформлены так конкретно, как сейчас: им называлось точное воспроизведение чего-либо на картине. Однако, ко времени позднего Возрождения искусство сильно меняется, вместе с тем выделение человека из окружающей действительности обретает четкость. Благодаря этому формируется жанр портрета в живописи, предполагающий точное изображение именно людей. Но не каждое художественное воплощение человеческих черт будет считаться портретом в живописи. Например, изображения на иконах святых, Иисуса Христа и других библейских героев, не принадлежат портретному жанру. Из-за того, что это образы-символы, они не конкретны и служат проводниками к духовному бытию. Женщина, изображенная в образе Девы Марии, ею не является, это только лик. Значит, портрет в меньшей степени символичен, он отсылает к определенному человеку. Портрет, как все жанры изобразительного искусства, может быть выполнен в одной из множества техник. Всем знакомы женские живописные изображения (И. Е. Репин, «Женский портрет», 1874), графичные (П. Пикассо, «Портрет Франсуазы», 1946), эстампы или литографии (П. Пикассо, «Молодая девушка», 1946) и др.

Семейный портрет мог быть парадным и бытовым. Более интересен второй, потому что он дает возможность будто подглядеть за жизнью давно ушедших семейств, уловить взаимоотношения между детьми и взрослыми, настроение героев (К. Коровин, «За чайным столом», 1888). Особенно внимательны к эмоциям картины импрессионистов (П. О. Ренуар, «Портрет мадам Шарпантье с детьми», 1878).

Виды портрета

Кроме техники искусство портрета в живописи варьируется в соответствии со своими сюжетами и, соответственно, назначением. Варианты сюжета можно объединить в группы. Парадный — самый отстраненный из видов. Он представлял значительную персону во всем ее величии: с регалиями власти и государственности. Такой портрет писался для украшения залов богатых домов, размещения в государственных канцеляриях. Размещение портрета в ряду подобных изображений создавало эффект единства истории, позволяло включить монарха в цепь. Такие галереи портретов, с представителями династии, были нередки у благородных семей. К XIX веку образы таких картин часто направляют сюжет в европейских и русских романах.

От парадного несколько отличается более естественное, психологически точное изображение высокопоставленной персоны (Н. К. Бодаревский, «Портрет императрицы Александры Федоровны», 1907; К. П. Брюллов, «Княгиня Салтыкова Елизавета Павловна, урожденная Строганова», 1841). Такие картины представляли благородных женщин без регалий или с их минимумом, в естественной обстановке. Задачей было не вписать их в ряд, а создать уникальный образ.

Типологический — где сюжет выстраивается не вокруг конкретной исторической фигуры. Напротив, женский портрет в типологической живописи объединяет в себе характерные черты какой-либо группы людей (К. Е. Маковский, «Боярышня» (Этюд к картине «Хмелем обсыпают»); П. О. Ренуар, «Зонтики», 1886). Художник может не знать модель, ее имя не выносится в название картины, но это и не важно. Важно здесь общее впечатление, одежда или поведение девушки, потому что они отсылают к более глобальным образам, становятся знаковыми.

Семейный портрет мог быть парадным и бытовым. Более интересен второй, потому что он дает возможность будто подглядеть за жизнью давно ушедших семейств, уловить взаимоотношения между детьми и взрослыми, настроение героев (К. Коровин, «За чайным столом», 1888). Особенно внимательны к эмоциям картины импрессионистов (П. О. Ренуар, «Портрет мадам Шарпантье с детьми», 1878).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector