Живопись пастелью. Bob Richey

Живопись пастелью. Bob Richey

Современные художники пастелисты

Ирина Климова, ведущий преподаватель онлайн-курса «Пастель для начинающих 2.0», автор «живых» и онлайн мини-курсов по пастели, рассказывает о 10 самых заметных художниках, работающих пастелью.

Отличная возможность вдохновиться и поразиться выразительным возможностям этого материала.

Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. Она способна вобрать в себя все богатства живописи, в то же время сохранив непосредственность наброска. Этим материалом можно полноценно работать, как тонко, используя контур, опираясь преимущественно на тональный разбор картинки, так и очень живописно, пастозно, ярко.

Мы подготовили небольшую подборку работ современных художников-пастелистов, работающих в совершенно разных манерах и техниках, но то, что их объединяет — это любовь к сухой пастели, потрясающе легкому, воздушному и бархатистому материалу.

Майкл Норман — вице-президент английского пастельного сообщества. Этот художник пользуется контуром, очень внимательно относится к тону. В его работах мы всегда четко можем проследить освещение, разбиение на свето-тень. Отношение к технике и цвету у Майкла смелое. Он использует микс тонкой растушевки и смелой работы мазком. Его работы очень атмосферные, наполнены воздухом и светом.

Фелисити из Дорсета, что в Великобритании. Эта художница работает в основном, как график, ее манеру ни с кем не спутаешь, она уникальна и необычна. Она использует живой легкий смелый контур, он как будто немного пляшет, живет своей жизнью, но в этом и есть та самая прелесть. Цветом Фелисити может проработать совершенно не весь рисунок, а тронуть только главные, крупные цветовые фрагменты, которые и закладывают основной эмоциональный посыл картины. Второстепенные элементы, подчас, так и остаются легким карандашным рисунком.

Британский художник, родился и вырос в Банбери, Англия. По манере наложения пигмента, работы Майка можно отнести к импрессионистическим. Ведь в них практически отсутствует контур, он как бы растворяется в пространстве, то исчезает, то появляется. Майк очень разносторонний художник. Он пишет и натюрморты, и портреты, но особенно привлекательны его сюжеты с птицами. Именно легкости и непринужденности стоит поучиться у этого художника.

Рита из штата Техас, США. Она работает пастелью с 11 лет. Эта талантливая художница удостоилась многих почестей и наград от американских и международных союзов. Особенный интерес для нее представляет влияние солнечного света на изображаемые объекты. Интересна серия Риты с животными. На картинах шерсть прямо-таки светится, переливается, играет на солнце. Все за счет того, что Киркман активно использует подмалевок теплого оранжеватого цвета. В таком случае холодные, голубоватые оттенки, которые она использует для собственных теней, смотрятся более насыщенно и ярко. Ведь синий и оранжевый являются дополнительными цветами, а их сочетание придает картине особую привлекательность. Кроме того, Рита любит необычный, круглый формат.

Ruben Belloso Adorna

Художник гиперреалист Рубен Беллосо Адорна (Ruben Belloso Adorna). Рубен работает в жанре портрета. Его работы впечатляют не только изысканной прорисовкой деталей, но и размером. Редко когда можно встретить портрет, написанный пастелью, размером 190 сантиметров. И как он это делает?!

Работает в технике пастели более 25 лет, предпочитает пейзажный жанр. Его работы получаются необыкновенно легкие и воздушные за счет того, что слой пастели на них достаточно тонкий. Сергей активно использует бумагу как выразительное средство. В таких работах очень важно верно подобрать ее цвет и тон под общую гамму сюжета, так как касания легчайшие и минимальные, бумага во многих местах просвечивает и остается нетронутой. Для того, чтобы сохранить эту легкость и прозрачность художник не использует растушевок, а только наложение пигмента боковой поверхностью мелка или в технике карандаша.

Величина в пастельном мире! В 2017 году Ричард был избран президентом международного пастельного сообщества. Художник очень любит пейзаж. Его, казалось бы, простые лесные сюжеты, поданы очень тонко и искусно.

Совершенно невозможно обойти вниманием эту американскую художницу. Карен абсолютный живописец и настоящий трудоголик. Если вы хотите немного раскрепоститься и уйти от срисовывания, стать более смелыми в работе с цветовой гаммой и манерой наложения мелка, вам просто необходимо посетить ее блог, где она щедро делится секретами мастерства. Помимо того, что она бесконечно экспериментирует с цветом пигментов, она также часто предварительно делает разноцветные подмалевки под живопись, эскпериментирует с форматами и сюжетами.

Современный британский художник. Его работы наполнены потрясающей энергетикой. Цвета яркие, композиции смелые и динамичные. Он также активно использует на практике теорию дополнительных цветов. Например, в его работах очень часто можно встретить сочетание оранжевого с синим, красного и зеленого. Очень необычно и то, что для самых темных мест Тони иногда использует черный маркер. Большими, лаконичными пятнами цвета он добивается необыкновенного эмоционального накала в своих небольших по формату картинах.

Художница не только рисует огромные гиперреалистичные картины, но и активно пропагандирует защиту окружающей среды. Для работы над серией картин «Chasing the Light» («В погоне за светом») она отправилась в арктическую экспедицию. Герои ее работ необычны — это вода и лед. Айсберги Зарии поражают воображение, невольно задаешься вопросом, неужели, так можно рисовать пастелью? Да!

Практика работы пастелью: История пастельной живописи

Пастель, первоначально, была вспомогательной дисциплиной, но со временем стала одной из любимейших техник европейских художников. Свое шествие эта техника начала в далеком XVII веке и к XIX веку, достигнув своей вершины, стала одним из основных средств художественного выражения.

Если брать во внимание средний срок жизни классических техник живописи, то среди них пастельная техника будет очень молодой. Она буквально выросла из вспомогательных техник в основные (прообраз – рисунок углем). Сегодня пастель представляет собой технику, которая может дать своему адепту достаточно большие возможности. Этому способствует ее широчайшие возможности, проявляющие себя при передаче цветовых оттенков. Наиболее яркие эстетические качества пастели — нежная бархатистая фактура и матовость. Пленительная мягкость и живость красок привлекли взор не одного поколения художников (в основной своей массе портретистов) в XVII-XVIII веках и импрессионистов XIX века, которые много внимания уделяли передаче мельчайших нюансов воздуха и света. Кстати, не стоит забывать что пастель, в отличие от остальных техник, всегда готова к использованию, ведь для начала работы с ней не требуется проведения каких-либо предварительных приготовлений типа добавления воды, поэтому она очень удобна при работе за пределами студии.

Читать еще:  День Святого Валентина. Wes Naman

Предшественники

Если первоначально рисунок был подготовительным наброском, этюдом, то уже в эпоху раннего Возрождения, он приобрел вид самостоятельного произведения искусства. С давних пор рисунки известных художников перемещаются из одной мастерской в другую, служа образцами для нескольких поколений художников. В настоящее время известно большое количество этюдов и эскизов (в основном портреты и обнаженная натура), сделанные карандашом, сангиной, пером и мелом. Именно сангина (красно-коричневый карандаш) наряду с мелом стали предшественниками пастели. Взглянув назад во времени можно обнаружить, что рисунок получил большое признание Верроккьо и его ученика Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Тициана и Рафаэля, и фламандских мастеров Рогир ван дер Вейдена, Яна ван Эйка и многих других известных живописцев. Вполне вероятно, что «техника работы сухими красками» т.е. пастелью, о которой упоминал Леонардо да Винчи в своих сочинениях, должна была включать в себя и другие цвета, кроме белого, красного и бурого, которые обычно присутствуют в рисунках, сохранившихся наших дней.

Материалы для рисунка

Художники эпохи возрождения и барокко (XV-XVII вв.) смогли добиться великолепной графической и тональной выразительности, причем используя ограниченный набор материалов. Некоторые из них применяются и в наше время художниками во время работы с использованием техники пастель. Черный камень – это аналог нынешнего угольного карандаша применяется для прорисовывания контуров и закрашивания темных участков, сангина нужна для наложения полутеней, а белый мел используют для передачи рефлексов и бликов.

Лувр, Париж (Франция). Рафаэль Санти (1483-1520). Венера и Психея. Увеличение интереса к простому рисунку, во времена эпохи возрождения, заставила художников начать поиски оригинальных цветовых эффектов при его создании. Рисунок, выполненный с использованием сангины, является ярким примером зарождения пастельной техники.

Признанный мастер рисунка – Рубенс

Рубенс – автор нескольких тысяч этюдов, набросков и подготовительных рисунков для картин. Их выполнял не только мастер, но и, частично, его многочисленные ученики, так как количество заказов превышало возможности одного человека. Рисунки этого мастера отличаются необыкновенной живостью штриха и цветовой выразительностью, они являются необыкновенными образчиками шедевров, выполненных в трехцветовой гамме – черный камень, белый мел и сангина. Многие считают, что именно Рубенс способствовал рождению стиля, которому стали подражать все его последователи. Французы в XVIII века стали называть его dessin а trois crayons (рисунок 3 карандашами). Эти работы послужили основой для развития практических приемов работы пастелью.

Лувр, Париж (Франция). Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Женский портрет. Этот рисунок выполнен 3 цветами: черным (уголь), белым (мел) и красным (сангина). Столь утонченную технику нередко можно видеть и у современных пастелистов, работы которых, основаны на приемах, разработанных самим Рубенсом.

Лувр, Париж (Франция). Пьер Бриар (1559-1609). Портрет молодой женщины. Окрашенная бумага создает особую изысканность. Портрет является настоящим образчиком работы пастелью.

Как и многие другие мастера эпохи Возрождения, Рубенс в своих работах использовал слегка подкрашенную бумагу (голубой, серый, желтый и розовые цвета). Для ее приготовления на основу наносили тоненький слой клея, на который впоследствии сыпали сильно-размолотый пигмент. Цветной фон давал возможность использовать белый цвет для ювелирной передачи игры света и тени, а также задавал общее настроение всего произведения в целом. Эта техника до сих пор популярна у некоторых именитых художников.

XVIII век – век заката французского абсолютизма, стал для пастельной живописи веком, в котором она достигла пика своего развития, разработав для будущих поколений основные технические приемы работы. Она была признана самым именитыми мастерами и получила заслуженное звание высокого искусства. В этот период, пастель стала любимым изобразительным материалом мастеров той эпохи. Именно тогда были разработаны приемы, позволившие максимально возможно раскрыть все таящиеся возможности в такой простой, на первый взгляд, технике. Это был период небывалого расцвета утонченной пастельной живописи: помпезные фигуры придворных, идиллический мир аллегорических персонажей, женские образы, идеально отвечающие требованиям работы пастелью при передаче их в мягких тонах, — все это многообразие воплотилось в самых лучших образцах изобразительного искусства XVIII века.

Государственная картинная галерея, замок Шлейсгейм, близ Мюнхена. Жозеф Вивьен (1657-1734). Портрет Людовика, герцога Бургундского. В этой работе пастелью великолепно отражаются все многочисленные нюансы света и цвета, что, до этого времени, традиционно считалось доступным лишь при работе маслом.

Галерея Уффици, Флоренция (Италия). Розальба Карриера (1675-1757). Автопортрет с портретом сестры. Именитая художница XVIII века, которая посвятила всю себя пастельной живописи и смогла внести значительный вклад в развитие этой техники.

Пастель подражает маслу

Прошло не так много времени и пастель, по своим возможностям, начала приближаться к масляной живописи, при этом достигнув такого совершенства, что, смотря на некоторые портреты, выполненные великими художниками в XVII-XVIII веках, почти невозможно определить, какой материал использовался при их создании – масло или пастель. Художники, которые стремились максимально сильно использовать возможности этой техники, смогли добиться того, что пастель с большой достоверностью и экспрессивностью, впрочем, как и масло, смогла передать любой объем, фактуру, цвет и свет (включая лицо и тело человека).

Читать еще:  Женщины в современном мире. Нигяр Нариманбекова

Великие мастера

Многие именитые мастера XVII-XVIII века работали пастелью. Это и один из основателей Французской академии, живописец при дворе короля Людовика XIV и создатель его нескольких портретов – Шарль Лебрен (1б19-1б90); одна из наиболее утонченных портретистов в истории живописи, чьи работы характеризуются изысканностью деталей, легкостью фактуры и цветовым богатством — Розальба Карри-ера (1675-1757); художник, который всецело посвятил себя пастели, творец грандиозных картин, которые соперничают с лучшими творениями мастеров масляной живописи — Морис Кантен де Латур (1704-1788). Не стоит забывать и таких мастеров пастельной живописи как Франсуа Буше (1703-1770) и Жана Антуана Ватто (1684-1721) – которые хотя и считаются величайшими мастерами рококо, все же достаточно много времени уделяли пастели.

Кабинет рисунков, Лувр, Париж (Франция). Морис Кантен де Латур (1704-1788). Портрет маркизы де Помпадур. Помпезность и прециозность стиля смогли принести Латуру большую славу портретиста.

Все о масляной пастели

Еще больше вдохновения

Хочу поделиться ссылками на талантливых и удивительных художников масляной пастели.

by Rich Arriagada

https://www.instagram.com/richarriagada/ — мой любимый художник! Изумительной красоты пейзажи появляются в его инстаграме несколько раз в неделю.
Помимо разнообразных пейзажей, Рич Арриагада иногда рисует людей и животных.
Очень ценно то, что художник регулярно проводит live-трансляции в своем инстаграме и дает возможность увидеть, как он рисует картину от начала до конца.
Рич предпочитает наносить базу в виде сухой пастели, которую он закрепляет рабочим фиксативом, а потом рисует по этой основе масляной пастелью.

Недавно Рич создал свой канал на Youtube, где выкладывает свои обучающие видео по масляной пастели —https://www.youtube.com/user/raizes

by Rajendra Bhatt

https://www.instagram.com/rajbex/ – Раж – художник-самоучка, однако про его работам этого не скажешь. Люблю его картины за их сочные краски и общее ощущение радости от жизни. Хотя он нечасто выкладывает новые работы, каждая из них радует глаз, так что этого обязательно оцените талант этого парня!

https://oilpastelsbymary.com — Мэри — самый первый художник масляной пастели, чьи работы показали мне, что масляная пастель способна на шедевры в руках талантливого художника (причем в данном случае — художника-самоучки)! Мэри рисует пейзажи — морские, зимние, озера и реки, леса и поля. Для удобства даю ссылки на категории пейзажей, потому что у Мэри также есть картины акрилом.

http://www.ed-brothers.com/ — Эд Бразерс обычно рисует масляной пастелью Сеннелье на Strathmore Bristol vellum, формат примерно А4. Художнику одинаково хорошо удаются пейзажи, люди и городские виды, но больше всего меня впечатляет то, как он изображает природу, особенно воду и камни. На его сайте целых три страницы с галереей его пейзажей.

by Ed Brothers

Все трое художников выше – из сообщества Oil Pastel на крупном форуме WetCanvas. Если вы хорошо знаете английский, приходите и давайте общаться и обмениваться опытом! 🙂 Кроме того, на этом форуме регулярно публикуются впечатляющие работы других художников, которые не выставляют их нигде больше. Обратите внимание на tuscanny (Christel) – она добивается удивительного реализма в своих работах, хотя рисует недорогой масляной пастелью.

https://www.instagram.com/oilpastel_by_sri/ — безумно талантливая художница с Бали рисует людей так реалистично, что ее картины похожи на фотографии. Особенно замечательна ее серия о народе Индонезии. Практически современная Мэри Энн Кюри.
Судя по фото, Шри Вахьюни рисует дешевой масляной пастелью Pentel — и это совершенно не мешает ей создавать шедевры!

https://www.ket.org/muse/mary-ann-currier/ — знаменитая Мэри Энн Кюри, прозванная «Музой Кентукки» — настоящий мастер натюрмортов! Пройдите по ссылке и проскрольте вниз, чтобы увидеть фотографии ее потрясающих работ. Супер-реалистичные и наполненные деталями, они просто поражают.
По этой же ссылке можно посмотреть 50-минутное видео о художнице и увидеть еще больше ее работ.

by Mary Ann Currier

http://www.davidberridge.com/files/gallery.html — пейзажи, наполненные светом — так бы я назвала картины Дэвида Бэрриджа. Они довольно необычные, в них есть свой характер, загадка и безусловное очарование.

https://www.ericauld.co.uk/collections/oil-pastels — красивые пейзажи известного шотландского художника Эрика Аулда.

https://www.instagram.com/graywendi/ — Вэнди Грей, художник-пленерщик, рисует улицы родного города сухой и масляной пастелью. Работы одинаково хороши и тем, и другим материалом. Слегка небрежные и скетчевые, они удивляют количеством деталей и точностью их передачи.

http://www.timgaydos.com/html/figure.htm — основные работы художник рисует другими материалами (акрил, масло, пастель), но эскизы к ним рисует с натуры масляной пастелью. Это в первую очередь зарисовки в кафе, которые вы можете увидеть по ссылке.

http://www.shyeomans.co.uk/index.html — Сара Йеоменс, художница из Великобритании, любит рисовать обнаженную мужскую фигуру и абстракции. Ее работы весьма необычны и полны эмоций и драматизма. Кстати, Сара тоже регулярно появляется на форуме WetCanvas.

by Sarah Yeomans

Джон Эллиот — автор известной книги «Масляная пастель для серьезных новичков» и чуть ли не первый художник, который начал популяризировать масляную пастель. В 1983 году он написал первую статью об этом материале, в 2002 впервые вышла его книга.
Работы Джона Эллиота можно увидеть здесь: портреты и пейзажи.

https://www.zackartistry.com/ — художница Кэрол Зак специализируется на масляной и сухой пастели, и большинство работ на ее сайте выполнены именно масляной пастелью. Портреты, городские зарисовки, пейзажи, цветочные натюрморты, обнаженная натура… Нажимайте на названия в меню и любуйтесь!

http://www.yellowhouseartists.com/#members-gallery – Yellow House – организация, направленная на поддержку и популяризацию масляной пастели и oil sticks (кто-нибудь знает, как это по-русски?) По ссылке вы увидите галерею работ участников Yellow House. Некоторые очень хороши!

Навигация такая: открываете картинку, справа есть стрелочки, чтобы увидеть и другие работы этого художника. То есть каждая картинка ведет к галерее конкретного художника.

https://theoilpastelreview.blogspot.com/ — симпатичный блог художницы Конни Чедвэлл. Она обожает экспрессию человеческой фигуры, и ее работы, выполненные в небрежном, скетчевом стиле очень живые и цепляющие взгляд.

Читать еще:  Животные и дикая природа. Charity Dakin

http://surfaceop.blogspot.com/?m=1 — яркие, талантливые скетчи. Особенно хороша футбольная серия 🙂

http://janeaukshunas.com/portfolio/originals-availabl/ — интересные природные, умиротворяющие картины.Стиль художницы — акцент на формах, цвете и фактуре, а реалистичность отходит на второй план. Откройте также Gallery — Portfolio of Past Images, чтобы увидеть больше подобных работ.

Надеюсь, теперь вы еще больше прониклись масляной пастелью и прямо сейчас пойдете творить свою следующую картину 🙂

О пастели и пастельной живописи. Зарубежные художники

Пастель, этот хрупкий, но очень живописный материал, на протяжении веков пленял многих художников. Пастелью можно создавать этюды и законченные картины, использовать для тонирования рисунков и для написания полномасштабных живописных работ. Для работы пастелью вам нужны только мелки и фактурная бумага, процесс не требует дополнительных инструментов, разбавителей, кистей, не нужно ждать высыхания слоев. Некоторые художники к концу своего творческого пути переходили с масла на пастель как раз из-за быстроты работы этим материалом.

Пастель как самостоятельный вид искусства насчитывает около 300 лет, однако еще в древние времена наши предки использовали для наскальной живописи мел с добавлением земляных пигментов и угля.*

Леонардо да Винчи называл технику работы мягкими материалам (сангиной, углем и мелом) «сухие краски», активно использовал их для своих рисунков.

Пастельные мелки, состоящие из цветного пигмента, скрепленного смолой акации (гуммиарабиком), изобрел в XVI в. французский художник Жан Перреаль. Изначально мелки использовались для тонирования рисунков, но постепенно художники стали создавать в этой технике масштабные произведения, особенно популярными стали портреты.

Пастель, с помощью которой можно передать тончайшие переходы цвета, особенно подошла под стиль рококо в XVIII в., где подобным световым и цветовым нюансам в живописи уделялось большое внимание. Венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1757) внесла огромный вклад в формирование основных принципов работы пастелью. Она обладала высоким чувством гармонии цвета и блистательной техникой. Пастельные портреты стали основным направлением ее творчества. 150 пастелей художницы находятся сейчас в Дрезденской картинной галерее.

В данной статье мы хотели бы представить работы ведущих зарубежных художников-пастелистов, творивших в разные эпохи и показывающих, насколько многообразной и живой может быть пастель. Изучая произведения мастеров, мы учимся у них, расширяем кругозор, вдохновляемся на новые художественные подвиги.

Жан Батист Симеон Шарден (1699 — 1779), Франция

Морис Кантен де Латур (1704 — 1788), Франция

Жан Этьен Лиотар (1702 — 1789), Франция

Эжен Делакруа (1798 — 1863), Франция

Жан Франсуа Милле (1814 — 1875), Франция

Эдгар Дега (1834 — 1917), Франция

Одилон Редон (1840 — 1916), Франция

Мэри Стивенсон Кэссетт (1845 — 1926), США, но большую часть жизни провела во Франции

Желаем вам творческих успехов и вдохновения!

* Материалы по истории пастельной живописи взяты из книги Ю.Ю.Дорофеевой и А.А.Моисеева «Пастельная живопись», ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014 г. Книга будет интересна всем любителям пастели.

Хорек пастелью. Живопись.

Немного про Эдгара Дега, самого нетипичного импрессиониста

В славном ряду импрессионистов Дега стоит немного особняком. В отличие от своих коллег, он писал картины в помещениях, в его подходе мало случайного и сиюминутного, все работы срежиссированы до мельчайших подробностей.

Однажды Дега притащил в свою мастерскую тазы и всякие прибамбасы для ванной, нагнал натурщиц и сел наблюдать. Девушки часами занимались своими делами: расчесывались, мылись, вытирались, зевали, раздевались и одевались. Сперва они удивлялись, чего он не рисует то, а потом просто забивали на него и тусовались.

Хитрому Дега это как раз и было нужно)

Эдгар Дега – «Ванная», 1886

Таким образом создавалась нужная автору непринужденность, зарисовка жизни. Именно естественность героинь и повседневность обстановки позволили художнику выставлять на выставках голых девушек без мифических сюжетов, но не получать по шапке, как Мане.

Барышня не смотрит на зрителя, а живет сама по себе. Картина как будто обрезана, но если дополнить ее недостающими деталями, то все разрушится. Согласитесь, как будто автор не написал ее, а сфоткал))

Главные особенности творчества Дега — смещенная композиция, неожиданные предметы «в кадре», частое использование пастели вместо красок и сумасшедший перфекционизм: художник мог месяцами писать картину, бросить, а иногда выкинуть все и начать заново. Для примера тот же Моне мог написать полотно за 10 минут и успокоиться)

Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искал и писал прежде всего движение: моющиеся женщины, жокеи перед стартом, разминающиеся, почесывающиеся и поправляющие прически балерины заняты своей жизнью и не подозревают, что за ними наблюдают.

Эдгар Дега – «Джентльмены на скачках: наездники перед стартом», 1862

Особняком стоит тема «Дега и танцовщицы».

Вот скажите мне, вы любите балет или балерин? Художник явно любил вторых))

Можно составить целый альбом с балеринами Дега, самая известная его работа – это «Голубые танцовщицы».

В момент написания картины художник уже страдал отслоением сетчатки и видел очень плохо. Через 6 лет он совсем перестал заниматься живописью и начал лепить скульптуры буквально наощупь.

Эдгар Дега – «Голубые танцовщицы», 1898

И это удивительно! Полуслепой художник смог создать удивительную композицию – складывается ощущение, что это одна и та же девушка кружится в сложном танце. Выверенное и будто математически точное расположение героинь картины придают эффект случайного фотографического кадра. И хотя Дега любил изображать тяжелый быт балерин и их изматывающие репетиции перед выступлениями, здесь он возвращает балету торжественность и праздник.

Эх, Дега, может мы тоже просто любим балерин?))

Другие истории можно посмотреть в моем телеграме или инстаграме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector