Живопись советских художников и соц-арт

Живопись советских художников и соц-арт

Советская живопись – стремление народа к светлому будущему, выраженное на холсте

Советский союз ушел, оставив после себя не только память, но и огромное количество произведений искусства, которые и сейчас восхищают и трогают даже самых въедливых критиков. Чувства, которые вызывает советская живопись, описать сложно – от эстетического наслаждения до ностальгии, от восхищения до удивления.

Живопись советского периода характеризуется множеством течений.

Так, в 20-х годах прошлого века, во время зарождения Союза, искусство в целом и живопись в частности претерпели серьёзные изменения. Если в XIX веке художники творили в основном для интеллигенции и дворянства, то в начале XX-го столетия они обратились к простому народу. Сюжеты картин были просты и понятны даже крестьянам. В то же время в советском искусстве появились первые авангардистские творения. Политическая, экономическая и социальная нестабильность привела к тому, что традиции в живописи были попраны, дабы предоставить место для новых течений.

30-е годы XX века стали началом советской эпохи. СССР укрепился и твердо встал на ноги, и это повлияло на искусство в том числе. Основным течением в живописи стал соцреализм. Этот жанр был прост, понятен, конкретен и идеен. Традиции мирового реализма в обработке советских художников – вот что выделяет картины соцреализма. Благодаря этому творчество 30-х годов прошлого века узнаваемо и сейчас даже не специалистами. Соцреализм в живописи невозможно спутать с другими жанрами – настолько он самобытен и уникален.

Соцреализм стал одним из основных течений в искусстве Советского союза. Он незначительно изменялся в соответствии с историческими событиями – так, во времена Великой Отечественной Войны картины стали настоящими агитационными плакатами, а в 50-х, после развенчания культа личности Сталина, живопись стала ещё честнее – но всё-таки за всё время существования СССР кардинальных изменений не понёс.

В последние десятилетия существования СССР на советскую территорию пришли западные течения, в том числе и в искусстве. Соцреализм под влиянием популярного в то время поп-арта выродился, видоизменился и стал соц-артом. Основными чертами этого направления в искусстве советского периода являются гротеск, сарказм, подмена и цитирование стилей и приемов и многое другое.

Итак, советская живопись периода становления и расцвета СССР среди коллекционеров особенно ценится за то, что она очень открытая и честная, а периода заката СССР – за свои яркие и ничем не ограниченные выразительные качества. Если вам нравится советская живопись, купить её не составит труда.

Во-первых, картины советских художников можно найти в частных галереях и у коллекционеров. А во-вторых, вы можете посмотреть в интернет-магазине, где представлен достаточно большой ассортимент и где можно найти творение, которое действительно затронет душу и от которого вы получите настоящее эстетическое наслаждение. Интернет-магазины продолжают традицию соцреализма и делают искусство ближе к народу!

Живопись советских художников и соц-арт

Живопись советских художников является воплощением идеи о том, что искусство принадлежит народу. Главными мотивами полотен того периода становились простые бытовые сюжеты, идеологические постулаты коммунизма и социализма, а также гротеские сцены в стиле соц-арт.

Первое место на изображениях и политических плакатах занимали сюжеты из советской жизни. Художники, работавшие в 1917-1991 годах, часто размещали на своих картинах героические сцены военных баталий, праздничные изображения городов, писали портреты пролетариев и знаменитых политических деятелей, не забывая и о красотах природы.

Все вышеперечисленное является лишь малой частью живописи советских художников. Их жизнь проходила не в богемной среде, а в среде рабочих и крестьян. Поэтому они так хорошо передают в своих произведениях тот оригинальный дух эпохи, отголоски которого мы слышим до сих пор.

Соц-арт. Необходимая ирония

В тесных рамках советского уклада творческому человеку было непередаваемо сложно. Художники видят мир иначе, чем люди других профессий. Не все в советский период были согласны с тем, что жизнь человека должна подчиняться коллективным законам. Бунтарский дух, ирония, юмор и гротеск нашли свое отражение в художественном направлении соц-арта.

На картинах в стиле соц-арт изображались политические деятели, целующиеся в губы, пародия на советский стиль жизни, и на живопись того времени.

Среди известных работ живописцев, работавших в стиле соц-арт можно отметить:

• «Картина и зрители». Эрик Владимирович Булатов. На своем полотне автор изобразил советских зрителей перед знаменитой картиной;

• «Логии. Часть I». Григорий Давидович Брускин. Художник изобразил людей на картине, как безжизненных кукол, задавленных гнетом идеологии;

• «Сталин и Монро». Леонид Соков. Полото хорошо отображает линию эстетики поп-арта в антисоветской живописи.

Советская живопись, как медаль, имеющая две стороны, показывала реальную жизнь с разных сторон. Пропаганда и либеральные настроения тесно сплелись в ней, и являются ее неотъемлемыми частями.

Концептуализм и соц‑арт

Как Кабаков, Булатов, Пивоваров, Монастырский и Комар с Меламидом создали самый загадочный и интеллектуальный стиль XX века

Читать еще:  Застывшее мгновение от Markus Reugels

Вот Сталин в мундире генералиссимуса и штанах с лампасами выпивает с полу­обнаженной Мэрилин Монро. Вот по реке Клязьме сплавляют огромный ситце­вый шар, в который зашито много-много надутых воздушных шариков и один включенный электрический звонок. Вот выставка, представляющая из себя об­щественный туалет, — впрочем, за буквами «М» и «Ж» обнаруживаются типо­вые советские квартиры. Все это — российский концептуализм.

Перефразируя известный тезис про гоголевскую шинель, можно сказать, что все современное искусство вылезает из реди-мейдов Дюшана. Если совсем конкретно, из его произведения «Фонтан» — простого писсуара, выставленного в качестве произведения искусства. Этот объект 1917 года можно считать и первым произведением концептуализма, направления, которое тогда еще не было сформулировано как явление и не названо как слово. Все это случится много позже, в шестидесятые.

Марсель Дюшан. Фонтан. 1917 год Wikimedia Commons, Philadelphia Museum of Art

Настоящим отцом уже сформулированного концептуализма станет американец Джозеф Кошут. В 1965 году он создал программную работу «Один и три стула». Это инсталляция, которая состоит из собственно стула, фотографии этого сту­ла и словарной статьи с определением слова «стул». Таким образом, стул ока­зывается един в трех лицах. Более того, каждый раз, когда эту работу выстав­ляют, неизменным остается только словарное определение — а стул и его фото­графию каждый раз берут новые. Кошут повторял свою главную работу и с дру­гими предметами — с лопатой, зеркалом, молотком, пилой и так далее.

Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965 год © flickr.com / heroesbed / CC BY-NC-ND 2.0

В 24-летнем возрасте Кошут написал эссе «Искусство после философии», в ко­тором сказал, что традиционному искусству, собственно модернистскому ис­кусству, приходит конец и теперь надо не производить, а изучать его природу. Кстати, потом русский концептуалист Юрий Альберт переведет на русский это эссе Кошута в стихах, четырехстопным ямбом. Главный тезис статьи — «искус­ство — это сила идеи, а не материала». Концептуальным объектом может стать любой предмет, а также любая документация о предмете: текст про экспонат заменяет сам экспонат. Концептуальный объект не подлежит продаже, он ис­ключен из коммерческого поля, потому что продавать, в сущности, нечего — нет мастерства исполнения, нет эстетики, нет новизны. Это искусство про то, как искусство устроено: такая тавтология.

Концептуализм порожден разочарованием в прежней картине мира, которую транслировало традиционное искусство. Что такое традиционное искусство? Это искусство, которое в той или иной мере основано на принципе мимесиса, подражания чему-то , что в реальности существует. Художник изображает нечто, что может быть сопоставлено со своим прототипом за пределами кар­тины, — нарисованный стул со стулом настоящим. И благодаря этому соотне­сению мы можем судить о мастерстве художника. Причем судить по-разному : кто-то увидит мастерство в точном соответствии натуре, а кто-то , наоборот, в выразительности условного художественного языка. Но этот критерий оцен­ки существует, он объективно возможен. Конечно, модернистское искусство пытается преодолеть мимесис, и ему это удается — например, абстрактная живопись уже ни с чем за ее пределами впрямую не соотнесена. Но как раз в ней происходит возгонка художнических амбиций: такой жест первородства, манифестация собственного «я». Но кто дал автору право это свое «я» мани­фестировать? Это и есть один из главных концептуалистских вопросов.

Для концептуалистов сама необходимость личного присутствия автора в про­изведении оказывается скомпрометированной. Личное присутствие — это ма­нера, почерк, любое слово от первого лица, и все это интерпретируется как ничем не обоснованная претензия на власть. Просто на власть, явленную в утверждении: я автор, это мое пространство, я сделал что-то , чего до меня в мире не было. И такое властное посягательство отрицается, подвергается ироническому снижению, игровой деконструкции. Потому что исходный тезис состоит в том, что все в мире уже было, все уже сказано и произнесено, и те­перь время разбираться с этим сказанным, как с кубиками, на которые распа­лась прежняя целостность. Разбираться с возможностями искусства, его гра­ницами, его контекстами.

В концептуализме очень много слов — ведь это искусство, которое говорит о самом себе не хуже искусствоведческой статьи. В литературе концептуалисты пытаются освободить язык от идеологии. Они работают с речевыми штампа­ми, с отчужденными от человека языковыми клише — можно вспомнить по этому поводу прозу Владимира Сорокина, поэзию Льва Рубинштейна на каталожных карточках или стихи Пригова, написанные от лица персонажа по имени Дмитрий Александрович Пригов. А в визуальном искусстве базовая проблематика концептуализма — это проблематика слова и изображения.

С одной стороны, образ художника или поэта лишается здесь привычных романтических коннотаций. С другой же стороны, Борис Гройс в своей статье 1979 года писал о «московском романтическом концептуализме». Чтобы разо­браться с этим противоречием и заодно обозначить отличия российского концептуализма от западного, переместимся в Советский Союз рубежа 60-х и 70-х годов.

Читать еще:  Индийский художник. Gurdish Pannu

Одно из первых произведений российского концептуализма — «Ответы экспе­риментальной группы» Ильи Кабакова. Оно выглядит как картина (прямо­угольной формы, висит на стене), но вместо изображения здесь обрывки быто­вых текстов с подписями говорящих, складывающиеся в абсурдное многого­лосое целое. Кабаков делал и другие работы-стенды, например самый извест­ный — с мухой. Неопределенно-грязноватого оттенка поверхность, на ней еле заметная муха — и реплики персонажей по ее поводу: «Чья это муха? Это муха Ольги Лешко». Бедная муха, выставленная как экспонат, оказывается заклю­чена в речь людей и не может существовать вне ее, вне того, чтобы кому-то принадлежать, — потому что нет ничего, кроме языка. И этот советский язык лозунгов, графиков, справок и расписаний, дорожных знаков и официальных бумаг агрессивно вторгается в жизнь человека.

Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970–1971 годы © Илья Кабаков, Государственная Третьяковская галерея

Позже, уже в 80-е, мушиный мотив у Кабакова разрастется, появится инстал­ляция «Жизнь мух», где о мухе будут рассуждать представители разных наук, и тут же их речи будут комментироваться, — но именно в «мухе» ранней заявлена тема, которая станет для него главной. Это тема советской комму­нальности, насильственной общности людей; она потом будет развернута во многих его работах, например в инсталляции 1991 года «Коммунальная кухня». В западном концептуализме такой темы не было, ей там просто неоткуда было взяться. С одной стороны, вопрос, кому принадлежит муха, — это поэтика дадаистского абсурда. С другой стороны, вопрос, кому принад­лежит тот или иной предмет, — законный и необходимый для мира комму­налки.

Интернет магазин картин художников советского периода. Купить картины соцреализма (стиль соц арт) в советской живописи 20,30,50,70-х годов.

В мире образованного современного человека искусство занимает значительное место. Несомненно, оно является отражением культуры создавшего его мастера, народа и страны. Люди, коллекционирующие картины, приобретающие их для украшения своего повседневного быта, посредством прикосновения к прекрасному погружаются в творческую атмосферу, полную положительных эмоций, неоднозначных размышлений и, конечно, вдохновения.

Советская живопись 20х годов характерна своеобразным возрождением традиции передвижников. Она была понятна простому народу, близка и доступна ему. Не стоит забывать тот факт, что первоначально Октябрьская революция была принята интеллигенцией русского общества положительно и с долей энтузиазма. Кроме того, в живописи советских художников на раннем этапе явственно проявляется влияние авангардизма. Это связано не только со сложной политической, экономической и социальной ситуацией в стране и общей нестабильностью, но и стремлением художников экспериментировать и выявлять новые возможности в искусстве.

Далее живопись 30х годов обращается к реализму, с этого времени начинается эпоха реалистичного искусства СССР. Соцреализм в живописи является не только средством художественной выразительности создаваемых произведений, но и мощным инструментом пропаганды. В основе живописи советского времени в тот период лежали несколько принципов, среди которых стоит упомянуть народность, идейность и конкретность. Картины соцреализма отличает использование наследия мирового реалистического искусства в строительстве новой социалистической действительности.

Живопись советских художников отражала не только истинное понимание ими изменений, происходящих в стране, но и искреннего участия и сопереживания. Именно поэтому несмотря на некую долю пропаганды, которая все-такие присутствует в живописи советского периода, она остается необычайно правдивой, честной и объективной.

Крайне благоприятные условия для развития творчества в стране появились в середине прошлого века. Живопись 50х испытывает значительный подъем. Одним из мощнейших двигателей прогресса в этой области стало так называемое «развенчание культа личности» И.Сталина. Произведения соцреализма в наше время пользуются большой популярностью как среди искушенных коллекционеров, так и среди простых любителей прекрасного именно за счет той исключительной открытости и честности.

Картины 70х годов выделяется искусствоведами в отдельный стиль, известный как соц арт. Соцреализм можно охарактеризовать, как некоторую иронию, даже пародию на официальное советское искусство того времени. Соц арт картины демонстрируют целый ряд художественных средств выразительности, а именно: свободное цитирование стилей или приемов, гротеск, применение различных форм, начиная станковой живописью и заканчивая пространственной композицией, сарказм, острая подмена и многое другое. Картины советских художников в стиле соц арт удачно определяют как сочетание соцреализма и поп-арта.

Не каждому человеку присуще чувство прекрасного, любовь к искусству. Однако если при виде живописного полотна в душе родилось светлое чувство симпатии или даже любви, то его непременно нужно культивировать дальше. Купить картину советских художников можно на нашем сайте. Помимо широкого ассортимента живописных полотен, мы порадуем ценителя искусства качеством предлагаемых шедевров советской мысли. Приобрести картины не составит проблемы, после того как клиент ознакомится с представленными вариантами и поймет, к чему больше тяготеет его душа. Картины соцреализм-направления является нашим уникальным торговым предложением, так как мы специализируемся именно на советской живописи соцреализма и соц арта.

Читать еще:  Иранский художник-самоучка. Sara Tamjidi

Советская живопись 1917-1950 годов

Это время принято считать вершиной советской живописи и привнесения в нее реализма. Особое влияние на художественное искусство оказали социальные явления и революции в стране. В живописи уже было наличие цензуры и критики. На творчество живописцев наложен существенный отпечаток властью того времени. Практически каждый отечественный художник обязан был написать хотя бы одну картину, посвященную новой политике и новому социальному строю.

Мы решили взять несколько картин, которые показывают события того времени, после чего с помощью их составить хронологию исторических событий

Все началось с Октября 1917 года

С двадцать пятого по двадцать шестое октября свергнуто Временное правительство, к власти в Петрограде пришли большевики, ставившие в перспективе задачу построения социалистического общества

В честь этого события была написана картина Мызникова «26 октября». Где автор изображает период великих перемен в российском обществе. Изображение, казалось бы, обыденного осеннего дня наводит ощущение беспокойства. Люди выглядят задумчиво и отрешённо, они чувствуют, что их старый мир будет вот-вот разрушен, а новый уже никогда не будет прежним.

Гражданская война, разразившаяся в России после Октябрьской революции, была по своей сути вооруженной борьбой различных политических группировок за власть в стране. Большевики, захватившие в результате Октябрьского переворота власть в стране, столкнулись с открытым сопротивлением различных социальных слоев населения, которое в начале 1918 г. переросло в вооруженную борьбу.

Пожалуй, одна из тех картин, где художник показывает ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Они видят, что происходит за окном и боятся, что что-то плохое может случится и с ними.

В этой работе автор иллюстрирует отчаянную борьбу за знамя. Страх, жестокость, готовность идти на всё — вот, что выражает лицо каждого сражающегося за это знамя, потому что знамя — это символ каждого солдата в отряде. С потерей знамени не будет отряда, а значит и не будет их второй семьи, и именно из-за этого бой настолько ожесточен.

В первые дни прихода большевиков к власти, начинается коренное изменение государства, армии и других сфер общества

В честь этого исторического события, была написана картина «Ленин в Смольном», где художник дает понять зрителю, что, в отличие от царской власти, власть большевиков прежде всего думает о делах, работе, ставит превыше всего ответственность за будущее людей. Это подчеркивает даже скромная рабочая поза Ленина и его старый потрепанный костюм

С 1918 по 1920 годы начинается культурная революция и ликвидация безграмотности

В честь этого очень важного события для страны, была написана картина «Рабфак идёт!», где художник показывает сильных, отважных, готовых к борьбе за светлое коммунистическое будущее молодых людей. Все они жаждут знаний, а также объединены общим пониманием того мира, который им предстоит построить

Коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные. Проводилась в период с 1927 по 1937 год

Автор этой картины изображает простых и трудолюбивых людей, которые счастливы и радуются. Они улыбаются, играют на гармони и танцуют словно ничто не может им помешать насладиться их всеобщим счастьем, добытым их общим трудом

Индустриализация в СССР — процесс форсированного наращивания промышленного потенциала Союза ССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических государств, осуществлявшийся с мая 1929 года по июнь 1941 года

Это не просто картина, а картина-лозунг, где художник изображает людской труд — настолько тяжёлый, но в то же время интенсивный и эффективный. Сильные мужчины символизируют силу своей страны и своего народа

Великая Отечественная война — война СССР с Германией и ее союзниками в 1941–1945 годах и с Японией в 1945 году; составная часть Второй мировой войны.

Уже осенью 1941 года, враг стоял у стен Москвы. На этой картине художник показывает силу Красной Армии на параде 7 ноября, важного события в период битвы за Москву. Для непосредственных участников и свидетелей парада он стал символом надежды и спасения, а для потомков — символом силы Красной Армии. Именно эта армия в 1945 году захватит логово зла — Рейхстаг

« Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами! « После фразы Молотова, через 4 года ужасной войны, Красная армия берет Рейхстаг — логово зла.

В этом шедевре, автор изображает солдат, которые захватили Рейхстаг, главный символ гитлеровской Германии. Нетрудно догадаться, что испытывают наши бойцы в этот долгожданный миг счастья. После долгих лет тяжёлых испытаний, потерь, нескончаемой боли, поражений и побед отвоёвано это счастье

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector