10 интересных фактов о картине «Мать Уистлера»

10 интересных фактов о картине «Мать Уистлера»

Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»

Впервые о картине «Мать Уистлера» . Точнее, конечно, так: о существовании этой картины многие «любители живописи» узнали из фильма «Мистер Бин» с участием Роуэна Аткинсона. Речь идёт именно о полнометражном фильме производства 1997 года, а не об одноимённом телесериале.

Итак, по сюжету фильма картина Джеймса Уистлера куплена у французского музея Франции одним богачом и подарена Лос-Анжелесской художественной галерее. Смотритель Королевской Британской Галереи мистер Бин нечаянно, но отчаянно испортил голову матери художника. Над обстоятельствами этого ужаса до сих пор хохотали и до сих пор хохочут кинозрители во всём мире.

Комедийные приключения картины Уистлера тоже ведь часть истории этого произведения. Работа Уистлера действительно находится во Франции, в городе Париже, в музее Орсе. А Джеймс Уистлер является американским художником, но свои лучшие творческие годы он провёл в Европе, и свою картину, написанную в 1871 году, впервые представил на выставке Королевской Академии Художеств самой престижной в Великобритании. У Джеймса Уистлера, как и у многих других предшественников импрессионизма, были натянутые отношения с критикой. Например, «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» стала последней картиной Уистлера, которую согласились разместить на выставке Королевской Академии.

Самое интересное, что одним из его непримиримых критиков стал искусствовед Джон Рёскин (Раскин). Весьма занимательная личность с внешностью Льва Толстого (и, как оказалось, оказавшего на русского писателя определённое интеллектуальное влияние), сам Рёскин был борцом с академизмом и ниспровергателем «незыблемых» ценностей классической живописи.

Зачем ему нужно было нападать на зарождающийся импрессионизм? Чужая душа потёмки. Но искусствоведческая дискуссия в английской специфике получила вполне английское развитие — Джеймс Уистлер подал в суд на Джона Рёскина за оскорбление чувств и достоинства. Это было в связи с критикой картины Уистлера, написанной в 1875 году, под названием «Ноктюрн: Падающие огни».

Именно на этом суде произошёл впоследствии ставший знаменитым диалог между адвокатом истца (т.е. Рёскина) и ответчиком-художником. Примерно такой диалог:

Адвокат Рёскина: Сколько времени вы рисовали эту картину?

Уистлер: Два дня.

Адвокат Рёскина: И за два дня работы вы хотите аж двести гиней?!

Уистлер: Нет, я прошу эти деньги за знание и умения, которые получал всю жизнь!

Следует отметить что картину «Мать» Уистлер писал долго , в течение 70 сеансов. Это самая известная картина художника. В ней он отразил своё понимание цвета.

Уистлер свои картины уподоблял музыкальным произведениям, что очевидно даже по их названиям, и в этих произведениях цветовая гармония для него была на первом месте.

Говорят, что на месте матери могла быть и другая модель, есть пара историй, почему Уистлер написал именно свою мать. В 1871 году художник получил заказ от члена парламента, который хотел, чтобы Уистлер нарисовал его дочь. Когда после нескольких сеансов позирования картина не была закончена, заказчик отказался от дальнейшей работы. Поскольку Уистлер уже подготовил холст и сделал наброски, он попросил свою мать, чтобы та позировала ему для картины, — первоначальный замысел предполагал, что модель будет стоять, однако 67-летняя женщина не выдержала бы этого.

Тем не менее мать это уже второй вопрос, главное, чтобы серое играло с чёрным. Цветовые переливы составляли живопись Джеймса Уистлера, одного из ключевых тоналистов — предшественников импрессионизма и символизма

14 малоизвестных фактов о картине Уистлера «Аранжировка в сером и черном. Мать художника»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Картина была написана из-за ссоры с заказчиком

В 1871 году художник из Массачусетса получил заказ от члена парламента, который хотел, чтобы Уистлер нарисовал его дочь Мэгги Грэм. Когда после нескольких сеансов позирования картина не была закончена, Мэгги отказалась от дальнейшей работы. Поскольку Уистлер уже подготовил холст и сделал наброски, он попросил свою мать, чтобы та позировала ему для картины.

2. Мать Уистлера изначально позировала стоя

Но стоять в течение длительного времени оказалось утомительным для пожилой леди, и она позже написала своей сестре: «Я мужественно стояла два или три дня как статуя. Но в итоге меня уже не держали ноги и сын решил переписать портрет, усадив меня на стул».

3. Картина больше, чем все считают

Размер холста — 144,3 × 162,4 см. Мать Уистлера была изображена почти в натуральную величину.

4. Художник сам не называл свою картину «Матерью Уистлера»

В то время было модно называть картины подобно музыкальным композициям. Уистлер не был исключением и назвал этот портрет «Аранжировка в сером и черном. Мать художника». Название «Мать Уистлера» появилось уже позже, в разговорном обиходе.

5. Мать Уистлера была одним из самых больших поклонников художника

Истинная викторианка Анна Макнейл Уистлер была глубоко верующим человеком и всегда старалась быть хорошей домохозяйкой и матерью. Став вдовой в 45 лет, она посвятила свою жизнь детям. В 1864 году она переехала в Лондон, чтобы быть ближе к ним, в конце концов смирилась с богемным образом жизни Джеймса. Хотя набожную Анну очень волновал развратный образ жизни ее сына, она поддерживала Джеймса, будучи его моделью, домохозяйкой и даже агентом.

6. Американцы познакомились с картиной во время Великой депрессии

Во время Великой депрессии картина проехала с выставкой по 13 городам Америки, также побывав на Чикагской Всемирной Ярмарке в 1933 году. Именно в это время картина стала знаменитой. В 1934 году изображение картины было размещено на почтовых марках, а в 1938 году в честь «Матери Уистлера» в Пенсильвании возвели 2,5-метровую бронзовую статую.

7. Во время Первой мировой войны картину использовали в политических целях

В 1915 году 199-й зарубежный батальон ирландских канадских рейнджеров использовал картину во время вербовки новобранцев.

8. Портрет получил неоднозначные отзывы критиков

После дебюта в Лондоне, во время, когда в моде были яркие краски и романтика, «Мать Уистлера» неоднозначно была воспринята миром искусства. В «Лондон Таймс» появился критический отзыв: «Художник, который популярен среди настолько широких масс, мог бы уделить больше внимания деталям в картине». Парижские критики отнеслись к портрету более лояльно: «Это тревожный и загадочный образец искусства, который сильно отличается по цветовой гамме от того, что мы привыкли видеть».

9. Королевская Академия искусств первоначально отказалась от официального признания Уистлера

Члены Академии негативно восприняли строгость картины. Но Уистлер был хорошим знакомым английского художника и директора Национальной галереи Уильяма Боксолла, который заставил Академию пересмотреть свое решение. В конечном счете Академия признала «Мать Уистлера», хотя сделано это было неохотно. Несмотря на то, что портрет был размещен в залах Академии, его повесили в самом укромном месте. Впоследствии Уистлер более не предоставлял своих работ на оценку Академии.

Читать еще:  Ramon Manzanido. Современный испанский художник

10. Знаменитый музей поднял репутацию полотна

В 1891 году престижный парижский Люксембургский музей приобрел полотно художника. Уистлер был в восторге, написав: «Подумать только, можно пойти и посмотреть на собственные картины, которые висят на стенах в Люксембургском саду. При этом все относятся к ним с почтением. Это как сон». Он был прав. После приобретения картины Люксембургским музеем, репутация художника сильно улучшилась, как и его популярность среди клиентов.

11. Путешествия картины

Хотя картина неоднократно пересекала океан для участия в американских выставках, «Мать Уистлера» была собственностью французского правительства на протяжении более века. В 1922 году картина переехала из Люксембургского музея в Лувр. Шестьдесят четыре года спустя популярный портрет разместили в музее Орсе, где находится и поныне.

12. Рама для картины сделана также Уистлером

Художник сам делал раму для портрета. Ее золотистый оттенок символизирует скромное золотое обручальное кольцо на пальце его матери.

13. У «Матери Уистлера» есть продолжение

Шотландский философ и историк Томас Карлейль был одним из немногих, кто сразу же заявил о своем восхищении картиной Уистлера «Аранжировка в сером и черном. Мать художника». Он заказал у художника свой портрет, который был сделан в точно таком же стиле и был назван «Аранжировка в сером и зеленом. Томас Карлейль».

14. «Мать Уистлера» стала одной из самых знаменитых зарубежных работ в Америке

Как-то «Мать Уистлера» описали как викторианскую Мону Лизу. Эта картина стала настолько знаковой и знаменитой в мировой культуре, что ее часто сравнивают с «Криком» Эдварда Мунка и «Моной Лизой» Леонардо да Винчи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Любопытные истории о 10 всемирно известных произведениях искусства: «Мона Лиза», «Мать Уистлера» и другие

Искусство — это апофеоз человеческого творчества. Каждая работа содержит часть мировоззрения и опыта художника. Кроме того, у каждого произведения есть своя, часто захватывающая история. Картины и скульптуры великих художников представляют собой настоящую сокровищницу. Вероятно, вы узнали эти всемирно известные работы, но наверняка не слышали о невероятно любопытных фактах об этих шедеврах, о которых мы вам сегодня расскажем.

1. «Мона Лиза» (1503) Леонардо да Винчи (главное фото)

Мона Лиза, таинственная леди с загадочной улыбкой, скрывает больше секретов, чем любая другая картина. Как вы, возможно, уже заметили, у красивой Моны Лизы нет четко видимых бровей или ресниц, что годами озадачивало историков и ценителей искусства. Некоторые утверждали, что сбривание бровей в то время было модной тенденцией, но в 2007 году французский инженер по имени Паскаль Котт сделал потрясающее открытие. Он выполнил сканирование картины в сверхвысоком разрешении, которое показало, что Мона Лиза изначально была нарисована с ресницами и более заметными бровями. Похоже, что они постепенно исчезли с течением времени, вероятно, в результате чрезмерно тщательной очистки.

2. «Крик» (1893) Эдварда Мунка

Данная картина, созданная норвежским экспрессионистом, широко известна. Этот шедевр вызвал не одну бурю эмоций. Но большинство людей не знает, что художник перед тем, как нарисовать работу, вдохновлялся закатом. В своем дневнике художник писал, что однажды ближе к вечеру он шел по тропинке и чувствовал себя очень усталым. Он остановился и вдруг увидел, как облака стали кроваво-красными. По словам художника, он буквально прочувствовал крик, проходящий сквозь природу. В итоге он нарисовал эту картину и изобразил облака цвета крови.

Фактически художник не преувеличивал в своем описании закат, поскольку то, что он и многие другие видели в то время, было следствием мощного извержения вулкана Кракатау в 1883 году, которое окрашивало небо красным в течение нескольких месяцев.

3. «Мать Уистлера» (1871) Джеймса Эббота Макнил Уистлера

Знаменитую картину часто называют «Американская икона» или «Викторианская Мона Лиза». Отчасти потому, что это произведение искусства укрепило авторитет Америки в Европе, поскольку это была первая американская картина, доставленная во Францию . Но знаете ли вы, что «Мать Уистлера» не является ее настоящим именем? Название этой картины, данное ее автором — «Композиция в сером и черном № 1», и сам Уистлер не считал эту картину портретом. В своей книге «Нежное искусство создания врагов» художник выразил свое раздражение из-за искаженного впечатления публики о картине.

4. «Постоянство памяти» (1931) Сальвадора Дали

Сальвадор Дали , как известно, называл свои работы «нарисованными вручную фотографиями снов» — заявление, достойное самого выдающегося художника-сюрреалиста. Но оказывается, далеко не все необычные предметы, которые он рисовал, были вдохновением сновидений. Например, однажды он заметил, что его знаменитые мягкие часы были похожи на кусочки сыра камамбер, оставленные его женой Гала на столе.

5. «Афинская школа» (1509–1511) Рафаэля Санти

Величайший шедевр Рафаэля украшает стены Апостольского дворца в Ватикане , и в нем прославляются величайшие умы науки, известные Рафаэлю . На фреске изображены Сократ, Платон, Аристотель, Птолемей, Зороастр, сам Рафаэль и многие другие узнаваемые фигуры. Тем не менее, из философов, представленных в «Афинской школе», многие остаются неизвестными по сей день.Что еще больше усложняет картину, так это то, что из 21 фигуры многие могут представлять нескольких философов или даже сочетать в себе черты нескольких великих мыслителей. По этой причине ученые не представляют, кем они могут быть.

6. «Мыслитель» (1904) Огюста Родена

Первая версия знаменитой статуи высотой семьдесят сантиметров была центральной частью масштабного проекта 1880 года под названием «Врата ада». Это оригинальное творение было вдохновлено «Адом» Данте , и «Мыслитель», как предполагается, был ни кем иным, как Данте Алигьери .

7. «Охотники на снегу» (1565) Питера Брейгеля Старшего

Это произведение искусства, созданное известным голландским художником Питером Брейгелем Старшим, является одним из пяти сохранившихся шедевров, которые первоначально были частью огромной серии картин, посвященных различным временам года. Данная особенность, также известная под названием «Возвращение охотников», изображает сельскую жизнь в особенно суровую зиму. Интересно, что именно эта зима ознаменовала начало периода глобального похолодания в Европе, известного как Маленький ледниковый период.

8. «Звездная ночь» (1889) Винсента Ван Гога

«Звездная ночь»- еще одна из тех выдающихся картин, которые настолько широко известны, что в наши дни, безусловно, стали частью культуры. Эта картина является одним из величайших примеров индивидуального художественного стиля Ван Гога, но реальность такова, что сам художник не был особенно доволен ею, как он признался в письме своему брату Тео. Еще один интересный факт об этом шедевре заключается в том, что художник фактически нарисовал работу по памяти, запечатлев вид из окна, обращенного на восток, из психиатрической лечебницы Сен-Реми-де-Прованс, в которой он находился в то время.

Читать еще:  Mastromatteo Giuseppe

9. «Тайная вечеря» (1495–1498) Леонардо да Винчи

Еще один шедевр последнего великого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи — «Тайная вечеря». Многие люди не знают, что фреска довольно большая, размером 4,6 х 8,8 м. Шедевр находится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Первоначально на шедевре также были изображены ноги Иисуса. Однако в 1652 году в трапезной был установлен дверной проем, а среднюю нижнюю часть, где находились ноги Иисуса, разрушили, чтобы освободить место для прохода.

10. «Герника» (1937) Пабло Пикассо

Существуют те редкие, уникальные картины, которые настолько выразительны и настолько резонируют с определенной эпохой, что их нельзя игнорировать. Безусловно, «Герника» Пабло Пикассо является одним из таких шедевров. Это произведение искусства отражает ужасные последствия бомбардировки Герники немецкими и итальянскими военными самолетами. Картина стала символом опустошения и страданий в период Второй мировой войны. Во время своей жизни в оккупированном нацистами Париже у Пикассо в его квартире находилась фотография «Герники». Увидев эту фотографию, один нацистский офицер якобы спросил художника, он ли это сделал, на что Пикассо ответил: «Нет, это сделали вы».

История одной картины. Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»

  • Впервые картину Мать Уистлера я увидел.
    Точнее нужно говорить, конечно, так: о существовании этой картины я узнал из фильма «Мистер Бин» с участием Роуэна Аткинсона.

    Речь идёт именно о полнометражном фильме производства 1997 года, а не об одноимённом телесериале из 14 серий (с 1990 по 1995 годы).

    Итак, по сюжету фильма картина Джеймса Уистлера куплена у французского музея Франции одним богачом и подарена Лос-Анжелесской художественной галерее. Смотритель Королевской Британской Галереи мистер Бин нечаянно, но отчаянно испортил голову матери художника. Над обстоятельствами этого ужаса до сих пор хохотали и до сих пор хохочут сотни миллионов людей во всём мире.
    А я так и вообще переживал не меньше самого несчастного мистера Бина.


    Грамотно используйте очистительные средства. Они могут оказаться растворителями

    Пытаясь восстановить изображение, герой Аткинсона проявил чрезмерную креативность:


    Не пытайтесь самостоятельно восстановить повреждённую вещь, если не знаете, как она устроена

    Комедийные приключения картины Мать Джеймса Уистлера тоже ведь часть истории этого произведения. Работа Уистлера действительно находится во Франции, в городе Париже, в музее Орсе. А Джеймс Уистлер является американским художником, но свои лучшие творческие годы он провёл в Европе, и свою картину, написанную в 1871 году, впервые представил на выставке Королевской Академии Художеств самой престижной в Великобритании.

    У Джеймса Уистлера, как и у многих других предшественников импрессионизма, были натянутые отношения с критикой. Например, «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» стала последней картиной Уистлера, которую согласились разместить на выставке Королевской Академии. Но это ерунда. Самое интересное, что одним из его непримиримых критиков стал искусствовед Джон Рёскин (Раскин).

    Весьма занимательная личность с внешностью Льва Толстого (и, как оказалось, оказавшего на русского писателя определённое интеллектуальное влияние), сам Рёскин был борцом с академизмом и ниспровергателем «незыблемых» ценностей классической живописи.

    Зачем ему нужно было нападать на зарождающийся импрессионизм? Чужая душа потёмки. Но искусствоведческая дискуссия в английской специфике получила вполне английское развитие — Джеймс Уистлер подал в суд на Джона Рёскина за оскорбление чувств и достоинства. Это было в связи с критикой картины Уистлера, написанной в 1875 году, под названием

    «Ноктюрн: Падающие огни», 1875г

    Именно на этом суде произошёл впоследствии ставший знаменитым диалог между адвокатом истца (т.е. Рёскина) и ответчиком-художником. Примерно такой диалог:

    Адвокат Рёскина: Сколько времени вы рисовали эту картину?
    Уистлер: Два дня.
    Адвокат Рёскина: И за два дня работы вы хотите аж двести гиней?!
    Уистлер: Нет, я прошу эти деньги за знание и умения, которые получал всю жизнь!

    «Ноктюрн: Падающие огни»- в другом переводе — падающая ракета. Посмотрите при большом увеличении, и может быть вы согласитесь с Джоном Рёскиным, который писал о ней: «. я никогда не предполагал увидеть, как некий тщеславец осмелится запросить двести гиней за то, что он брызнул краской из горшка в лицо публике».

    Следует отметить что картину «Мать» Уистлер писал долго , в течение 70 сеансов. Это самая известная картина английского художника. В ней он отразил своё понимание цвета.
    Уистлер свои картины уподоблял музыкальным произведениям, что очевидно даже по их названиям, и в этих произведениях цветовая гармония для него была на первом месте. Говорят, что на месте матери могла быть и другая модель, что мать это второй вопрос, но главное, чтобы серое играло с чёрным. Цветовые переливы составляли живопись Джеймса Уистлера.

    Джеймс Уистлер. «Вариация в сером и зелёном. Портрет Томаса Карлейля» (1872)

    Автор: Евгений Сусманович
    чтобы увидеть ссылку нужно авторизоваться или зарегистрироваться

    Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903) — англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии. Один из ключевых тоналистов — предшественников импрессионизма и символизма.

    Джеймс Уистлер родился 10 июля 1834 г. в Лоуэлле (штат Массачусетс). Его отец, Джордж Вашингтон Уистлер, известный инженер-железнодорожник, в 1842 г. был приглашён для строительства дорог в Россию, он проектировал Николаевскую железную дорогу. В России Джеймс, среди прочего, выучил в школе французский язык и посещал Академию художеств. По возвращении в США учился в военном училище в Вест-Пойнте, но был отчислен за отставание по химии. Тогда же, в 1850-х, Уистлер начал создавать офорты, первая серия которых была опубликована в 1858 году.

    В 1855 году он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра, испытал влияние Коро и Курбе, а также прерафаэлитов. В своих воспоминаниях британский художник Джордж Клаузен отмечал, что он сам и его сверстники — юные студенты художественных школ в 1867—1873 годах восхищались Уистлером, часто встречали его на прогулке в Челси, но не решались даже познакомиться лично. Его произведения вызвали одобрение Курбе и Бодлера, но самый крупный художественный авторитет викторианской Англии, Джон Рёскин, продолжал вышучивать их в печати.
    Уистлер подал на него в суд за клевету и выиграл процесс, однако судебные издержки сделали его банкротом. В 1879 году удалился в Венецию, где в течение 14 месяцев занимался акварельными зарисовками и выполнил полсотни офортов, по возвращении в Лондон был избран президентом Общества английских художников.
    Был другом французского художника Альфонса Легро и склонил его к переезду в Англию.
    В конце жизни Уистлер — один из «светских львов» лондонского общества, вращался в одном кругу с Оскаром Уайльдом и Обри Бердслеем. Общение с Уистлером оказало воздействие на формирование творческой манеры Марка Ланселота Симонса и некоторых других молодых художников начала XX века. В оправдание своего искусства написал трактат «Изящное искусство создавать себе врагов» (1890). Художник скончался 17 июля 1903 года в Лондоне. Похоронен на лондонском кладбище при церкви св. Николая в Чизуике.

    Читать еще:  Edouard Martinet. Скульптуры из мусора

    История одного шедевра: «Мать художника» Уистлера


    Джеймс Уистлер. Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника. 1871
    Холст, масло. 144,3 × 162,4 см
    Музей Орсе, Париж
    Кликабельно 5897 × 5247 пикселей

    «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» — одна из самых известных за пределами США картин, которая была написана художником американского происхождения. Ее даже называют американской «Моной Лизой», хотя изначально отказывались выставлять и называли неудачным экспериментом. Сегодня она, купленная французским правительством в 1891 году и хранящаяся в парижском музее Орсе, — предмет пародий, реплик, аллюзий и, конечно, почитания. Даже сюжет одного из фильмов о мистере Бине разворачивается вокруг приключений с этим полотном.

    Портрет Анны Макнейл своей композицией отражает ту роль, которую мать выполнила в жизни художника в трудные для него годы. Переехав к нему в Лондон, где молодой человек жил разгульно, она помогла стабилизировать положение, настроиться на серьезную работу и глубокое осознание искусства. Ее строгий портрет, в котором сбалансированы различные формы — это зеркало характера женщины.

    Есть пара историй, почему Уистлер написал свою мать. По одной версии, Анна Макнейл заменила натурщицу, отказавшуюся прийти. По другой, — первоначальный замысел предполагал, что модель будет стоять, однако 67-летняя женщина не выдержала бы этого. Ни первое, ни второе нельзя сегодня ни твердо подтвердить, ни окончательно опровергнуть.

    Таинственное название — «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» — объясняется влиянием, которое на Уистлера оказывали Шарль Бодлер и Теофиль Готье. Первый призывал современников вдумчиво исследовать жизнь и писать ее во всей суровости, не прикрытой античными аллегориями. Второй, изучавший в то время связь музыки и живописи, вдохновил Уистлера на придание полотнам музыкальности: художник стал называть свои полотна, в том числе переименовывать созданные ранее, ноктюрнами, симфониями, гармониями, этюдами и аранжировками.

    Уистлер намеревался представить картину на выставке Королевской академии искусств в Лондоне в 1872 году. По его задумке, это была бы пощечина, которую художник страстно желал нанести снобам и критиканам. Но ничего не удалось — картину не приняли.

    Простота и сдержанность в пику викториансву вызвали негативную реакцию. Критики назвали картину скорее неудачным «экспериментом», нежели искусством. Однако позднее, в годы Великой депрессии в США полотно стало гимном материнства и семейных ценностей. Даже на марке, выпущенной в 1934 году, было указано: «В память и с почитанием всех матерей Америки».

    Фрагмент фильма «Мистер Бин» (1997) Мэла Смита. Сюжет разворачивается вокруг картины Уистлера

    Исследователь американской культуры Марта Тедески приравняла работу Уистлера к «Американской готике» Вуда, «Моне Лизе» да Винчи и «Крику» Мунка на основании того, что, по ее мнению, каждая из этих картин очень быстро «заговорила» с массовым зрителем на одном языке и приобрела популярность.

    Джеймс Уистлер родился в США в семье инженера. Когда мальчику было 7 лет, Уистлеры переехали в Россию — отца пригласили работать на строительстве железной дороги, связывавшей Петербург и Москву. В то время характер Джеймса — капризный, склонный к меланхолии и болезненным состояниям — уже проявился. Единственное, что могло успокоить его, — рисование. Поэтому родители, как только получили положительные отзывы о способностях сына, отдали его учиться в академию художеств.


    Первый автопортрет (1858). Аллюзия на Рембрандта. Викисклад

    После возвращения в США после более чем 6-летнего отсутствия Джеймс пытался учиться в разных заведениях не художественного профиля, даже в военной академии Вэст-Пойнт, но был отчислен. Первое время после этого он работал картографом, но был со скандалом уволен, когда выяснилось, что на картах он рисовал морских змей, русалок и китов. Оставаться в США Уистлер не хотел — его тянуло в Париж.

    Во французской столице, куда он все же переехал в 1855 году, молодой человек быстро освоил богемный образ жизни. Снял студию в Латинском квартале, завел подружку-француженку и портного и занялся самообразованием. Брал он и частные уроки. Так, у Чарльза Габриэла Глера он перенял два принципа, которые пронес через все творчество: линия важнее цвета, и черный — основа гармонии.

    Денег не было, нищета страшная. Чтобы хоть как-то жить, он копировал мастеров в Лувре и продавал эти картинки. Алкоголь, курение, непрогретая студия усугубляли и без того слабое здоровье.

    Мать Уистлера, 1850-е

    После Парижу Уистлер отправился в Лондон. Собственно, большую часть жизни Уистлер провел между этими городами. Окончательно он осядет во французской столице в начале 1890-х. (К тому времени он выправит финансовое положение, снимет большую студию в Париже и посвятит себя сибаритству.)

    Современники вспоминали о нем, как о воинственном и вместе с тем изысканном денди, талантливом литераторе и эксцентричном завсегдатае самых модных событий Лондона и Парижа. Актриса Эллен Терри писала: «Самыми замечательными мужчинами, которых я когда-либо встречала, были, несомненно, Уистлер и Оскар Уайльд. Оба заключали в себе столько индивидуализма, столько нескрываемой дерзости, что это невозможно описать».

    Уистлер был чуть ли не единственным художником, который подал в суд на автора разгромной рецензии. Иск в адрес Джона Раскина последовал после того, как критик заявил о манере, в которой написана картина «Ноктюрн в черном и золоте: падающая ракета», что это горшок краски, брошенный в лицо публики. Самого живописца Раскин окрестил наглым шутом. Уистлеру критика показалась безосновательной.


    «Ноктюрн в черном и золоте: падающая ракета» (1874). Википедия

    В ходе заседания выясняли, о чем было полотно, сколько времени потрачено на его создание и почему автор просит так дорого (200 гиней) за пустяшную, по мнению суда и критики, работу. На что Уистлер ответил, что цена не за полотно, а за знания, полученные им в течение жизни и выраженные на полотне. Несмотря на отсутствие поддержки и понимания, суд признал победу за художником, правда, внушительной компенсации морального ущерба он не дождался — Раскин отделался штрафом.

    Для своих выставок Уистлер писал сценарии, продумывал дизайн выставочной площадки, картинных рам, одежды смотрителей. Он был первым, кто провел выставку в абсолютно белом зале, что сегодня выглядит как норма.

    Последние годы жизни Уистлер продолжал писать — в основном минималистские морские пейзажи — и даже занялся открытием художественной школы. Однако реализации планов мешало слабое здоровье, подорванное годами богемной и нищей жизни. Он умер в Лондоне в 1903 году.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector