143 года назад появился импрессионизм

143 года назад появился импрессионизм

143 года назад появился импрессионизм

Каждый образованный (или просто эрудированный) человек знает, что импрессионизм – это такое крупное течение в живописном искусстве, которое зародилось в конце XIX века во Франции. Тамошние живописцы отошли от строгих канонов реализма и стали разрабатывать новые методы и приёмы. Но мало кто знает, что появление термина «импрессионизм» связано с одной курьёзной историей – всего с одной необычной картиной.

15 апреля 1874 года в Париже готовилась к открытию выставка произведений группы из 30 «продвинутых» художников, стремящихся к обновлению в живописи. Развеской картин занимался Огюст Ренуар, а его брат Эдмон составлял каталог предстоящей выставки. Эдмон Ренуар не был художником. Он был журналистом и критиком искусства. Ему, как человеку, который дружил с изящным слогом, очень не нравились однообразные названия картин. И он от этого постоянно ворчал. Особенно вывели его из себя названия картин Клода Моне: «Вход в деревню», «Выход из деревни», «Утро в деревне», «Вид на деревню», «Деревня в снегу». Ну что это такое? Что это за названия, сплошь пейзанские.

Более того, на картине «Утро в деревне» вообще не угадывалось никакой деревни. Это был какой-то морской пейзаж в голубых тонах. Там были: вода, порт, лодки, мачты и силуэты кораблей. Ну, и красное пятнышко солнца. Автор этой картины Клод Моне своим объяснением окончательно всех запутал – он сообщил, что написал её в большом портовом городе Гавре, глядя утром из окна. Ну, вот скажите на милость – и причём тут какая-то деревня?

Слушая справедливые упрёки устроителей выставки, Клод Моне уступил: — Ну, хорошо. Поставьте другое название, например «Восход солнца»… А ещё лучше, пусть будет «Впечатление. Восходящее солнце».

По-французски это название пишется так: «Impression. Soleil levant». А звучит: «Ампресьон. Солей люва». Чувствуете знакомое слово. Русский вариант французского слова «впечатление» звучит как «импресьон». Вот отсюда и его производная – импрессионизм.

Так вот, на открывшейся в Париже выставке передовых художников картина Клода Моне с очень впечатлительным восходом солнца из-за своего нелепого названия была отмечена публикой особенно насмешливо и непримиримо. А через несколько дней журналист Луи Леруа опубликовал в газете «Шаривари» (переводится как «Столпотворение» или даже «Кошачий концерт») резко критическую и едко-осуждающую статью под названием «Выставка импрессионистов».

Вот так и появилось это знаменитое название для нового направления в живописном искусстве – с одного странного полотна под названием «Impression. Soleil levant» – «Впечатление. Восходящее солнце».

И напоследок… Могу поспорить, что вы сейчас улыбнётесь. Большинство исследователей считают, что на этой знаковой картине изображён не восход солнца… а его закат.

Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление

Импрессионисты отказались от Салона и устроили свою первую отдельную выставку в 1874 году. Их стиль, вызвавший бурную реакцию общества, формировался постепенно.

Художники-импрессионисты: в чем особенности их стиля?

Цель художника-импрессиониста — не изображение самой действительности, в своей работе он передает собственное впечатление от того, что видит, атмосферу происходящего в определенный момент. Он всегда обращает внимание на игру света и движение воздуха, отказывается от чёрного и белого цветов, ведь в реальности они никогда не встречаются в чистом виде. Для импрессионистов было важно писать свои полотна с натуры, на открытом воздухе. Они использовали короткие отдельные мазки, что придавало их картинам вибрацию и движение.

Название течения родилось благодаря попытке журналиста Луи Леруа иронизировать над стилем импрессионистов в своём фельетоне в газете «Le Charivari». Поводом употребить это слово стала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. «Impression, soleil levant»). Постепенно пренебрежение Леруа забыли, и слово «импрессионизм» превратилось в термин, точно передающий суть творчества его представителей.

Черты импрессионизма: от Веласкеса до Делакруа и Коро

Посетители выставки 1874 года восприняли стиль импрессионистов как революцию, но на самом деле его возникновение вовсе не было резким. Черты этого течения встречаются еще у Эль Греко и Диего Веласкеса в XVI-XVII веках: они пытались передать освещение в определенный момент и изобразить движение с помощью пробелов между мазками. Тем не менее, они любили использовать открытый чёрный цвет. В одно время с Веласкесом творил Питер Пауль Рубенс, тонко передававший свет и тень. Чистого чёрного цвета на его полотнах нет.

Однако гораздо более сильно на импрессионистов повлияли художники XIX века. Здесь стоит говорить о вкладе представителей барбизонской школы, особенно Шарля-Франсуа Добиньи, и близких к ней художников: Камиля Коро, Гюстава Курбе и Эжена Будена. Черты импрессионизма в их работах появились примерно в середине века. Барбизонскую школу окрестили по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где жили несколько её представителей. В окрестностях деревни работали многие художники (не только из этой школы), создавая свои пейзажи на пленэре.

Барбизонец Добиньи известен лирическими равнинными пейзажами. Ему нравилось изображать воду и небо, ему была важна работа с натуры, и для нее он даже устроил себе плавучую мастерскую, в которой писал, поднимаясь по течению реки Уазы. Добиньи усердно работал со светом и добился больших успехов в воспроизведении изменчивого воздуха, улавливал мельчайшие оттенки цвета.

Много внимания освещению уделял и Коро. Он старался передать его как можно более естественно, перенеся на полотно атмосферу происходящего так, чтобы не потерять материальность предметов. Коро несколько раз мог переписывать один этюд ради того, чтобы свет и оттенки получились наиболее натурально. Для него очень много значила близость человека к природе. В его работах много серых тонов, которые он получал не из чёрного и белого цветов (их он не использовал), а с помощью смешения многих ярких красок. Коро стал любимым живописцем Альфреда Сислея.

Гюстав Курбе, мастер пейзажа, прошел путь от романтизма к реализму. Он никогда не работал на пленэре, но умел изображать открытое пространство с помощью цветовых пятен, а также контраста между яркими красками и затемненными фрагментами. Курбе преподавал и говорил своим ученикам, что они должны изображать то, что видят и чувствуют — это главная идея импрессионизма. Наибольшее влияние он оказал на Эдуарда Мане.

В отличие от Курбе, Эжен Буден не представлял своего творчества без работы на открытом воздухе. Небо и море — его любимые сюжеты. На своих полотнах ему удавалось удивительно точно передавать реальные соотношения цветов. Буден часто рисовал пастели и акварели, а не только писал маслом по холсту. Этот художник был дружен с импрессионистами и принял участие в их первой выставке в 1874 году. Именно привил Клоду Моне любовь к работе на открытом воздухе.

Более того, во время франко-прусской войны 1870−1871 годов Моне, Сислей и Писарро были в Англии, где изучали творчество Констебла, Тёрнера и Крома. Потом импрессионисты вспоминали, что эти великие английские пейзажисты сильно повлияли на их стиль.

Читать еще:  La vendedora de Ciclos. Eduardo Urbano Merino

Эжен Делакруа создал свои первые акварели с импрессионистским чертами еще в 30-е годы XIX века. Поэтому, если следовать строгой хронологии, о нём стоило бы говорить еще перед упоминанием барбизонской школы. Однако многие исследователи считают Делакруа наиболее близким к импрессионистам среди всех предшественников этого течения, и из-за этого мы описываем его творчество последним. Действительно, уже во времена работы над акварелями 30-х годов этот художник понимал различие между естественным цветом предметов и теми красками, которые им придает освещение. Он, можно сказать, предвосхитил картину Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), написав своё полотно «Море в Дьеппе». Журналист Жюль Лафорг сравнил мазки Делакруа и Моне, заметив, что оба художника передают движение в своих работах вибрирующими мазками.

Мане, Ренуар и другие

Среди самих импрессионистов главную роль в формировании этого стиля сыграл тот человек, который всегда называл себя «независимым» художником, и имя ему Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» шокировали публику еще в 1863 году в Салоне Отверженных, где были выставлены картины, не принятые официальным салоном. Эти две работы Мане можно назвать программными. Он, как и все импрессионисты, имел классическое образование и обучался академической живописи, но в этих двух картинах отошел от её стандартов, и именно это шокировало зрителей. Мане называли сумасшедшим, например, из-за того, что в работе «Завтрак на траве» он изобразил обнаженную даму среди парадно одетых мужчин. «Олимпию» возмущенные зрители несколько раз повреждали. Эти полотна поняли, пожалуй, только Эмиль Золя и Шарль Бодлер. Другая поразительная картина Мане, более ранняя «Музыка в Тюильри», тоже подверглась жесткой критике. Публика не поняла тонкую градацию цвета, назвав её «мешаниной красок», в то время как именно она вместе с обобщением форм создала взаимосвязь изображенных людей и предметов со средой, в которой они находились, и это прекрасно послужило передаче атмосферы схваченного Мане момента. Он писал то, что видел, работая с натуры, придавая огромное значение естественному освещению, выражая своё впечатление от увиденного на холсте, и Мане можно назвать главой течения импрессионистов, пусть он и не хотел связывать себя с их группой.

Пьер Огюст Ренуар достиг необычайного мастерства в жанре портрета. Он прекрасно отражал настроение модели, особенно это касается картин, изображающих женщин и детей. Этот художник больше других импрессионистов заботился о технике своей работы. Он писал то мелкими, плотными мазками, то длинными, полупрозрачными, положенными с пробелами. Часто эти приёмы соседствуют на одном полотне. Его картины запоминаются своей жизнерадостностью. Ренуар очень любил работать на открытом воздухе и творил до последних дней своей жизни, несмотря на сковавший его тело ревматизм, поразивший, в том числе, кисти рук.

Золотым временем импрессионизма в творчестве Клода Моне стали 1870-е годы. Именно он добился наибольшего успеха в передаче изменчивого естественного освещения. Этот мастер работал практически только на пленэре, создавая пейзажи, и с течением времени он всё реже изображал на них людей. Моне одним из первых начал писать серии картин, показывающих одно и то же место, но в разное время суток или года, после смены погоды. Так появились циклы изображений Руанского собора, вокзала Сан-Лазар в Париже, мостов Лондона. Такие серии помогли Моне научиться передавать свежие, яркие, естественные краски и тончайшие нюансы освещения.

Среди импрессионистов-пейзажистов стоит выделить Альфреда Сислея с его целостностью и тонким лиризмом творчества. Он любил изображать гармонию природы, очень большое значение на своих полотнах придавая небу, глубоко разрабатывая его оттенки и освещение: небеса никогда не были для этого мастера только фоном и даже могли служить главным выразителем настроения всего полотна. Постоянно работая на пленэре, художник научился переносить на полотно всю глубину открытого пространства с его струящимся воздухом. С развитием стиля Сислея спокойствие его пейзажей стало сменяться энергичностью, а цвета становились более контрастными.

К сожалению, расцвет импрессионизма не был долгим: громко заявив о себе в 1870-е годы, к началу 1890-х это течение сошло со сцены, уступив место постимпрессионизму, представители которого были заняты поисками нового в искусстве.

В наши дни в мире существует много жанров в живописи. Желание человека выразить свои чувства, воспоминания начинает проявляться ещё в древности в наскальных рисунках. Спустя века люди придумали краски, начали писать самое важное — иконы. В эпоху Возрождения появились такие понятия как перспектива, тени, объем. В Академической живописи художники уже немного отошли от обычных икон, они начали изображать библейские сюжеты, легенды.

Со временем появился импрессионизм — где главное эмоции, а не детали. Мазки уже не ложатся так, как требует от них натура. Они зависят от чувств художника, точно так же, как и цвета. На холстах знаменитых импрессионистов с лёгкость можно увидеть, какие чувства питал сам художник к изображаемым предметам, какие эмоции вызывало у него то время, в которое он писал.

Мне стало интересно, что сподвигло живописцев отойти от нерушимых канонов. Почему их полотна так волнуют чувства зрителя. Даже люди далёкие от искусства чувствуют эти эмоции, передаваемые им шедевром.

В своём реферате я захотела узнать историю зарождения этого жанра, проникнуться чувством понимания к проблемам художников того времени.

История зарождения импрессионизма

Импрессионимзм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в этой манере.

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов (Приложение 1).

Читать еще:  Colin Winkler

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений (Приложение 2).

Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов (Приложение 3).

Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаги — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей (Приложение 4).

Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, — это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.

Начало поисков импрессионистов относится к 1860 годам, когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляет в «Салоне отверженных» картину «Завтрак на траве» (Приложение 5) и активно выступает на встречах поэтов и художников в кафе Гербуа, которое посещали все будущие основатели нового течения, благодаря чему стал главным защитником современного искусства.

Понятие импрессионизма и история возникновения

Слово «Импрессионизм» образовано от французского «impression»-впечатление. Это направление живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент, не акцентируя внимания на прорисовке конкретных деталей.

Весной 1874 года группа молодых художников-живописцев, включающая Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Дега, Сезана и Берту Моризо, пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку. Подобный поступок уже сам по себе был революционным и рвал с вековыми устоями, картины же этих художников на первый взгляд казались еще более враждебными традиции. Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. Они обвиняли художников в том, что те пишут просто для того, чтобы привлечь внимание публики, а не так, как признанные мастера. Наиболее снисходительные рассматривали их работы как насмешку, как попытку подшутить над честными людьми. Потребовались годы жесточайшей борьбы, прежде чем эти, впоследствии признанные, классики живописи смогли убедить публику не только в своей искренности, но и в своем таланте.

Стараясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты создали новый метод живописи. Его суть состояла в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. В излюбленных своих жанрах (пейзаже, портрете, многофигурной композиции) они стремились передать свои мимолетные впечатления от окружающего мира (сцены на улице, в кафе, зарисовки воскресных прогулок и т. п.). Импрессионисты изображали жизнь, полную естественной поэзии, где человек находится в единстве с окружающей средой, вечно изменчивой, поражающей богатством и сверканием чистых, ярких красок [2].

После первой выставки в Париже этих художников начали называть импрессионистами, от французского слова «impression» — «впечатление». Это слово подходило к их работам, потому что в них художники передавали свое непосредственное впечатление от увиденного. Художники по-новому подошли к изображению мира. Главной темой для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены люди и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная, нагретая солнцем земля. Они стремились показать удивительное богатство цвета в природе. Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции XIX века.

Нельзя сказать, что путь художников-импрессионистов был легок. Сначала их не признавали, их живопись была слишком смелой и необычной, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин. Но они упорно шли своим путем. Ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений. Прошло много лет, многих из художников-импрессионистов уже не было в живых, когда их искусство было, наконец, признано.

Всех этих очень разных художников объединила общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве. Импрессионисты провели восемь выставок, последнюю — в 1886 году. На этом собственно и заканчивается история импрессионизма как течения в живописи, после чего каждый из художников пошел своей собственной дорогой.

Одна из картин, представленных на первой выставке “независимых”, как себя сами предпочитали называть художники, принадлежала Клоду Моне и называлась “Впечатление. Восход солнца”. В появившемся на следующий день газетном отзыве на выставку критик Л. Леруа всячески издевался над отсутствием «сделанности формы» в картинах, иронически склоняя на все лады слово «впечатление» (impression), будто бы заменяющее в работах молодых художников подлинное искусство. Против ожидания, новое слово, произнесенное в насмешку, прижилось и послужило названием всего течения, поскольку оно как нельзя лучше выражало то общее, что объединяло всех участников выставки — субъективное переживание цвета, света, пространства. Стараясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от вещей, художники освободились от традиционных правил и создали новый метод живописи.

Импрессионисты выдвинули собственные принципы восприятия и отображения окружающего мира. Они стерли грань между главными предметами, достойными высокого искусства, и предметами второстепенными, установили между ними прямую и обратную связь. Импрессионистический метод стал, таким образом, максимальным выражением самого принципа живописности. Живописный подход к изображению как раз и предполагает выявление связей предмета с окружающим его миром. Новый метод заставил зрителя расшифровывать не столько перипетии сюжета, сколько тайны самой живописи.

Сущность импрессионистического видения природы и ее изображения заключается в ослаблении активного, аналитического восприятия трехмерного пространства и сведения его к исконной двухмерности холста, определяемой плоскостной зрительной установкой, по выражению А. Хильдебранда, «далевым смотрением на натуру», что приводит к отвлечению изображаемого предмета от его материальных качеств, слиянию со средой, почти полного превращения его в «видимость», внешность, растворяющуюся в свете и воздухе [3]. Не случайно П. Сезанн позднее называл лидера французских импрессионистов Клода Моне «только глазом». Эта «отстраненность» зрительного восприятия приводила также к подавлению «цвета памяти», т. е. связи цвета с привычными предметными представлениями и ассоциациями, согласно которым небо всегда синее, а трава зеленая. Импрессионисты могли в зависимости от своего видения небо написать зеленым, а траву синей. «Объективная правдоподобность» приносилась в жертву законам зрительного восприятия. Например Ж. Сера с восторгом рассказывал всем, как он открыл для себя, что оранжевый прибрежный песок в тени — ярко синий. Так в основу живописного метода был положен принцип контрастного восприятия дополнительных цветов.

Читать еще:  Kees Veenenbos. Жуткий и красивый Марс

Для художника — импрессиониста по большей части важно не то, что он изображает, а важно «как». Объект становится только поводом для решений чисто живописных, «зрительных» задач. Поэтому импрессионизм первоначально имеет еще одно, позднее забытое название — «хромантизм» (от греч. Chroma — цвет). Импрессионисты обновили колорит, они отказались от темных, земляных красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Натурализм импрессионизма заключался в том, что самое неинтересное, обыденное, прозаическое превращалось в прекрасное, стоило только художнику увидеть там тонкие нюансы серого и голубого. [2]

Характерна краткость, этюдность творческого метода импрессионизма. Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Импрессионисты были первыми, кто порвал с традиционными принципами пространственного построения картины, восходящими к Возрождению и Барокко. Они использовали ассиметричные композиции, чтобы лучше выделить заинтересовавших их действующих лиц и предметы. Но парадокс состоял в том, что, отказавшись от натурализма академического искусства, разрушив его каноны и декларировав эстетическую ценность фиксирования всего мимолетного, случайного, импрессионисты остались в плену натуралистического мышления и даже, более того, во многом это было шагом назад. Можно вспомнить слова О. Шпенглера о том, что «пейзаж Рембрандта лежит где-то в бесконечных пространствах мира, тогда как пейзаж Клода Моне — поблизости от железнодорожной станции» [2]

Что такое Импрессионизм

Значение импрессионизма

Импрессионизм (от франц. impressionnisme, impression — впечатление, ощущение) — это стиль, течение в искусстве, живописи, литературе и музыке.

Возникло в 60–70-х годах 19 века — начале 20 века во Франции.

Изначально импрессионизм зародился во французской живописи, а затем проследовал и в другие сферы искусства.

Импрессионист — это художник, поэт, музыкант, который творит в манере, присущей импрессионизму.

  • Клод Моне (1840–1926);
  • Эдуард Мане (1832–1883);
  • Камиль Писсарро (1831–1903);
  • Эдгар Дега (1834–1917);
  • Мэри Кассатт (1844–1926);
  • Пьер Огюст Ренуар (1841–1919);
  • Фредерик Базиль (1841–1870);
  • Жан Батист Арман Гийомен (1841–1927);
  • Гюстав Кайботт (1848–1894);
  • Берта Моризо (1841–1895);
  • Альфред Сислей (1839–1899).

Отличительные черты импрессионизма в искусстве

Живые люди и природа

Течение характеризуется изображением живых людей за их повседневными занятиями и природу.

Импрессионисты изображали настоящую жизнь, окружающую реальность, а не пейзажи и постановочные натюрморты.

И до возникновения импрессионизма художники рисовали с натуры. Но люди, изображённые на картинах, не имели недостатков. Художники делали их похожими на античные статуи: красивые округлые формы, утончённые черты лица, совершенные пропорции.

На античность в целом делался большой акцент. До эпохи импрессионизма на картинах появлялись сюжеты из древнегреческих мифов и легенд или исторические события.

Техника грубых мазков

Так как импрессионисты рисовали повседневность, жизнь и природу как они есть здесь и сейчас, им нужно было быстро фиксировать происходящее на своих картинах.

Так родилась техника крупных мазков краски. Создаётся ощущение, что картина нарисована каплями.

На картину наносилось несколько слоёв краски. Но, во-первых, каждый новый слой наносился до того, как высохнет предыдущий. Это создавало эффект движения на картине, как будто она вибрирует и мерцает.

Во-вторых, краски, как правило, не смешивались. Они располагались рядом друг с другом, но не заходили друг на друга. Это создавало эффект отражения, зеркальности в картинах художников-импрессионистов.

До появления этого течения считалось, что чем ровнее лежала краска на картине, тем искуснее был художник.

Отсутствие чёрного цвета

На картинах импрессионистов практически отсутствует чёрный цвет. Поэтому картины излучают тепло, солнечный свет и очень красочны.

Возникновение импрессионизма

Само название течения пришло от французского слова impression, что значит «впечатление», «ощущение».

В 1874 году в Париже проходит первая выставка художников-импрессионистов. На ней была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

После этого такая техника рисования и выбор объектов стали называться импрессионизмом.

То есть произошёл уход от мифологии и истории — основных тем картин до последней трети 19 века. Изображаться стали живые люди, природа, естественность происходящего.

Художники фиксировали мир посредством наблюдения. Вместе с происходящим они передавали и свои чувства и эмоции.

Импрессионизм в литературе

Импрессионизму как стилю в литературе были присущи следующие черты:

  • описание увиденного, никакого анализа или пояснения тому, что предстаёт перед взором;
  • предпочтение отдаётся чувственности, отсутствует логика;
  • природа, люди описываются в естественном для себя виде: красочная чувственная реальность;
  • основная задача поэта или писателя — наблюдать за происходящим и описать увиденное и полученные эмоции.

К поэтам-импрессионистам относят:

  • русского поэта Константина Бальмонта (1867–1942);
  • французского поэта Поля Верлена (1844–1896);
  • французского литератора Ги де Мопассана (1850–1893);
  • французского поэта Марселя Пруста (1871–1922).

Черты импрессионизма можно найти и в произведениях Стефана Цвейга, Оскара Уайльда, Антона Павловича Чехова, Шарля Бодлера, Александра Блока, Эмиля Золя.

Импрессионизм в музыке

Наиболее ярким представителем стиля импрессионизма в музыке считают французских композиторов Клода Дебюсси (1862–1918) и Жозефф Морисс Равеля (1875–1937).

Их произведениям были присущи:

  • разнообразие музыкальных инструментов;
  • музыкальные произведения создают яркие образы в голове (как красочные мазки художников-импрессионистов);
  • присутствие природы: благодаря уникальному тембру инструментов появляется живость, выразительность.

Для наглядности посмотрите воспроизведение сочинения для фортепиано Клода Дебюсси «Отражения на воде».

В сочинении слышны звуки природы: перелив воды, мерцание отражения окружающих объектов.

Импрессионизм в скульптуре

Среди скульпторов-импрессионистов выделяют француза Огюста Родена (1840–1917), итальянца Медардо Россо (1858–1928) и русского скульптора Анну Голубкину (1864–1927).

Скульптуры эпохи импрессионизма как будто не завершены. Они находятся в движении, пойманы мастером в какой-то один момент.

Постимпрессионизм

К концу 19 века наметился упадок в течении импрессионизма. Ему на смену пришёл постимпрессионизм.

Основные черты постимпрессионизма схожи с его предшественником. Художники лишь экспериментировали с подачей материала: сочетанием цветом, светотенью и т. д.

  • Винсент ван Гог (1853–1890);
  • Поль Гоген (1848–1903);
  • Андре Дерен (1880–1954);
  • Пабло Пикассо (1881–1973);
  • Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
  • Анри Матисс (1869–1954).

Читайте также про другой художественный стиль Экспрессионизм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector