"Афродита". Валерий Петров

«Афродита». Валерий Петров

ВЕНЕРА (сюжеты, символы и смыслы)

Среди многочисленных атрибутов, с которыми изображается Венера, чаще всего встречаются: пара голубей или лебедей (и те, и другие могут везти ее колесницу), створка раковины, дельфины (и то, и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный пояс, горящий факел (оба служат для разжигания любви), пламенеющее сердце, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт (и роза, и мирт являлись священными растениями Венеры).

Венера — часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких как зеркало или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его покровителя. Обнаженная Венера может принимать большое количество канонизированных поз — стоя или лежа.
Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной скульптуре, например, Venus Pudica (Венера Целомудренная), которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в «Рождении Венеры».

Типичная поза лежащей Венеры возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве образца для более поздних художников.

Любовь небесная и любовь земная.

Идея двух Венер — сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, тогда как Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения человеческого рода. Для гуманистов обе они были добродетельными — Земная Венера считалась ступенью к Венере Небесной. В искусстве их можно различить по убранству.
Земная Венера богато одета, украшена драгоценностями — символами земной суетности;

Небесная Венера — обнаженная и иногда держит вазу, в которой горит огонь божественной любви.

Для искусства эпохи Ренессанса нагота означала чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве — одна обнаженная, другая нет — олицетворяют контрастные идеи, например, такие как Старая и Новая Ева (Новая — Дева Мария).

«Sine Baccho et Cerere fliget Venus» («Без Вакха и Цереры в Венере жара нет»).

Эта фраза римского комедиографа Теренция означает, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была особенно популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближается Церера, предлагая ей рог изобилия, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.

Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Эта тема чаще всего встречается в итальянской живописи XV — начала XVI века, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств.

Венера воспылала неразделенной любовью к кипрскому царевичу Адонису, причиной которой явилась царапина от случайной стрелы Купидона. Но Адонис был убит на охоте вепрем. Венера, услышав стоны своего умирающего возлюбленного, спустилась к нему с небес на своей колеснице, но было поздно. Художники изображают две сцены:

Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак уходит, в то время как Венера старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, иногда держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса.

Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка вписать ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, окрасив их в красный цвет. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, а Купидон ей помогает.

Согласно древнегреческой мифологии, Венера (Афродита) родилась из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в море Кроносом. Она плывет к берегу в раскрытой раковине и причаливает на Кипре — одном из главных мест почитания ее культа в античности. Венера, выходящая из воды, изображенная выжимающей воду из волос, — один из самых популярных сюжетов в искусстве.

Этот сюжет имеет две формы:
Первая часто встречается во французской живописи XVIII века. Венера, жена Вулкана (Гефеста), влюбилась в Марса (Ареса) и изменила мужу, о чем тому сообщил бог солнца — Гелиос. Обманутый муж в гневе выковал тончайшую невидимую сеть, которую он прикрепит к ложу любовников. Когда они в следующий раз отдались друг другу, сеть их опутала, не давая им возможности шевельнуться. Вулкан призвал других богов стать свидетелями измены Венеры.

Вторая характерна для картин эпохи Ренессанса, которые создавались по случаю помолвки, при этом фигуры Венеры и Марса изображались с портретным сходством помолвленных. На таких картинах Венера и Марс полулежат вместе, обычно в пасторальной обстановке. Марса охватывает сон, а маленькие амуры играют с его доспехами и оружием.

Возможно, я здесь рассмотрел не все сюжетные линии, которые можно увидеть на картинах с изображением Венеры. В таком случае, я буду рад, если вы дополните этот пост своими конструктивными замечаниями.

С уважением, Сергей Воробьев.

Рождение Афродиты из моря

Рождение Венеры
Адольф-Вильям Бугро, 1879 г.
Париж, музей Орсэ

Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо

Ни одно из греческих божеств не имело столь компрометирующей родословной, лишь слегка приукрашенной эрудитами древности, выводившими происхождение Афродиты от почтенных Океана, Дионы и Тефиды. [more]
Венера Анадиомена
Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.

Эротизм греческой богини предстает как результат изначально неравновесного, неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами.

Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода и лишенной яркого индивидуального начала, но при этом весьма мощной эротикой, сохраняющей по существу животную природу. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея

Для большинства народов древности (и греки здесь вряд ли были исключением) тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие «любви» как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных и даже противоположных модуса таких отношений, один из которых удобно обозначить как «сексуальный позыв» (своего рода «sex drive»), а другой — как «страсть». Они отличались друг от друга как интенсивностью, так и длительностью.
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр

Венера, Купидон, Вакх и Церера
Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.
Кассель, Государственные музеи

Сохранение в Древней Греции близких к архаичным представлений о различных формах любви и брака засвидетельствовано различением двух ипостасей Афродиты, обозначаемых двумя популярными ее прозвищами: «Урания» и «Пандемос». Начиная с эпохи Ренессанса, эти эпитеты принято переводить соответственно как «любовь небесная» и «любовь земная»; если первый перевод еще можно признать относительно точным, то второй значительно сглаживает подлинный смысл греческого слова.

«Пандемос» у греков означало — общедоступная, низменная, площадная; подобным образом обозначались публичные женщины весьма низкого пошиба (в отличие от гетер, которые вовсе не были «пандемос», т.е. общедоступными).
Праздник Венеры
Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств

Эпитет Афродиты «Пандемос» содержит в себе прямую отсылку к любви-позыву, которая принципиально не завершается браком.

Эпитет Афродиты «Урания» подразумевает возвышенную любовь-страсть, которая (что еще важнее!) не завершается у греков браком «романтического» типа.
Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.

Своеобразное разделение Афродиты на Уранию и Пандемос осмысливалось как выделение двух универсальных сфер существования богов, героев и людей, равно доступных для представителей каждой из трех групп, вне зависимости от «размера» величия каждого из них. Принцип «номоса» как всеобщего закона мог быть реализован в царстве Афродиты только в форме сочетания двух различных, но равно относящихся ко всем законов.

Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто — «Убеждающая». Силу эроса греки действительно воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и социального, в необходимости подчиняться законам, проистекающим из этого единства.
Триумф Венеры
Элси Рассел, 1980 г.

Читать еще:  Darko Kreculj. Диснеевские персонажи

Разум, стремящийся утвердиться в своей способности постигать и преобразовывать реальность, неудержимо влечется к потаенным и хаотическим областям человеческой жизни — только здесь он может по-настоящему проверить свои возможности. Одним из возможных результатов проникновения разума в сферу хаоса является их взаимное уничтожение, которое греки предпочитали определять позитивно в качестве «гармонии».

Облик прекрасной женщины, выражающей идею возвышенного, небесного эроса, но созданной при этом из хаотической смеси крови, спермы и морской влаги, представляет собой идеальный символ понятой по-гречески гармонии бытия.

Фольклорная культура Древней Греции по-своему осмыслила и представила эту гармонию в многочисленных обрядах и ритуалах, посвященных Афродите. Наибольшей популярностью в массовом сознании пользовались сюжеты, связанные с любовной связью Афродиты и Адониса, закончившейся трагической гибелью Адониса на охоте. Все соответствующие обряды группировались вокруг двух основных событий — радостного и печального. Первым стала свадьба Афродиты и Адониса, вторым — оплакивание прекрасного юноши.
Венера и Адонис
Тициан.
Рим, Национальная галерея Античного искусства

Венера и Адонис
Франсуа Лемуан, 1729 г.

Чрезвычайно трогательно выглядит греческий обычай разводить «садики Адониса»: за несколько недель до праздника все женщины семьи, включая самых маленьких девочек, высаживали в горшки или корзины с землей рассаду пшеницы, ячменя, латука, сладкого укропа и разных цветов.
Венера с зеркалом
Тициан, 1554-55 гг.
Вашингтон, Национальная галерея искусств

Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точно так же, как пена сливалась с кровью.

Как следует называть то, что возникает из этого слияния? Греки назвали ее Афродитой.

источник
Венера, упрекающая Юпитера
Абрахам Янссен, 1612-13 гг.
Чикаго, Институт искусств

Афродита имела эпиклесы (эпитеты):

Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей.

Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей . По некоторым, старшая из Мойр . Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля . Ее храм в Кифере воздвигли финикияне.

Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты .
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера , другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра ;
Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;
Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини;
Акидалия — от Беотийского источника.
Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты . Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) .

Афрогенейя («пенорожденная»).
Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря;
Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания .);
Понтия (морская).

Меланида (чёрная, мрачная),
Скотия (тёмная, мрачная),
Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
возможно, Сосандра (спасающая людей),
Эпитимбия (погребальная),
Мухейа — богиня тайных мест
вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью.

Дола (обманщица),
Морфа (дающая красоту),
Анфея (цветущая),
Пейто (убеждающая, обольщающая),
Гетерия — покровительница гетер,
Порн — покровительница разнузданной страсти,
Дарцетос — покровительница праздной лени,
Диварисатрикс и
Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
Каллипига (прекраснозадая),
Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней .

Акрея. Эпитет Афродиты на Книде .
Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне .
Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу .
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте . Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне .
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре .
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
Рождение Афродиты из моря
Афродита в окружении двух нимф
Мрамор, центральная панель трона Людовизи
Ок. 465 г. до н.э.
Национальный музей Терм, Рим.

Мода 1900-х годов на иллюстрациях Харрисона Фишера.

Федра Встань! Энона Не страшись! Ведь мы с тобой наедине. Федра Что ей скажу? С чего начну? Энона Доверься мне! Федра О, рок! О, ненависть жестокой Афродиты. Вовеки на земле не будут позабыты Безумства, к коим страсть мою толкнула мать. Энона Царица, замолчи! Не будем вспоминать. Жан Расин 1677 Перевод М. А. Донского ФЕДРА

Коль Афродита к вам теперь неблагосклонна, Есть у Елены дочь — царевна Гермиона. Пусть платит Менелай кровавою ценой За счастье свидеться с неверною женой. Жан Расин 1674 Перевод И. Я. Шафаренко и В. Е. Шора ИФИГЕНИЯТрагедия

Все, кто на свет рожден, — все Афродиту чтут. Ты, взявший на себя неблагодарный труд Сопротивляться ей, — что бы с тобою было, Когда бы твоя мать отца не полюбила? Жан Расин 1677 Перевод М. А. Донского ФЕДРА

И единый взор, сияющий Меж опущенных ресниц Юной девы, полный негою, Торжествует над законами Вековечными богов, — Потому что все живущее, Афродита, вечно юная, Побеждаешь ты, смеясь! Софокл. Перевод Д. С. Мережковского АНТИГОНА

Я тебя, моя радость, Живая моя Афродита, — Да простят меня боги! — За их красоту не отдам. Дмитрий Кедрин 1931 Из сборника “Соловьиный манок” 1945 АФРОДИТА

Пестрым троном славная Афродита, Зевса дочь, искусная в хитрых ковах. Я молю тебя, не круши мне горем Сердца, благая! САПФО(Начало VI в. до н. э.). Перевод В.В. Вересаева [К АФРОДИТЕ]

На диво был красив мой сын, вот ум Твой, женщина, и сделался Кипридой, Его узрев. Слепая страсть у нас 990 Так и слывет безумной Афродитой. Еврипид. Перевод Иннокентия Анненского ТРОЯНКИ

Venerandam, По критскому присловью, Афродиту, в золотом венке, Cypri munimenta sortita est, веселую, orichalchi, в золотых Нагрудных лентах, темновекую тебя, Со златолистой ветвью Аргикиды. Эзра Паунд. Перевод А.Цветкова

Ты из пены вышла, Афродита, Сразу взрослой стала и пошла, Розами и травами увита, А ребенком так и не была. Александр Кушнер АФРОДИТА

ФЕДРА Но ревнитель Артемидин Он — как не было и несть Их! КОРМИЛИЦА Тем выше будет честь: Не в простом бою отбитый! ФЕДРА Но хулитель Афродитин, Он — как где еще, когда, Кто? КОРМИЛИЦА Тем тяжче будет мзда. Марина Цветаева 1927 ФЕДРА

В дневном пожаре, в тяжком горе В Египет проданный я плыл И Афродиту встретил в море И Афродиту я любил Эдуард Лимонов. Эпоха бессознания\»Континент» No25 за 1980г.

Из недра светлых вод, родивших Афродиту, Когда их ветерок струит, Когда вечерний Феб поверхность их целует И дальный брег в туманах спит. Александр Востоков 1801 К БОГИНЕ ДУШИ МОЕЙ1800

И вечный покой Афродиты незримо присутствует там. Улыбка ее и смущенье твое озаряют лицо, и светится там, в отдаленье, с дрожащего пальца кольцо. Иван Жданов Из книги «МЕСТО ЗЕМЛИ» 1991

Не осуждай ты любезных даров златой Афродиты. 65 Нет, ни один не порочен из светлых даров нам бессмертных; Их они сами дают; произвольно никто не получит. Ныне, когда ты желаешь, чтоб я воевал и сражался, Всем повели успокоиться, Трои сынам и ахейцам; И посреди их поставьте меня с Менелаем героем; 70 Мы за Елену Аргивскую с ним перед вами сразимся. Гомер. Илиада. Перевод с древнегреческого Н. Гнедича ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ.КЛЯТВЫ. СМОТР СО СТЕНЫ. ЕДИНОБОРСТВО АЛЕКСАНДРА И МЕНЕЛАЯ.

Читать еще:  Kenny Random. Итальянский уличный художник

Не сердись на меня, всесильная Афродита, умный плачет, а глупый — шарик из хлеба лепит. Разорившемуся, увы, не дают кредита, а влюбленный лепет, нахмурившись, пишут в дебет. Помечтать — был бы я, например, Гораций, вот гулял бы в тоге с пурпурной оторочкой! Был один поэт — как напьется, так сразу драться, и скандалить, и хвастаться свежей строчкой. Бахыт Кенжеев «Октябрь» 2002, №3

Афродита – нет суровей плена.Я в своих поступках не вольна.Говорят – Прекрасная Елена.Думают – неверная жена.Мне теперь уже не будет хуж Елена Исаева Монолог Елены в осаждённой Трое(из пьесы «Две жизни Париса»)Ире Ермаковой

Останусь, растревоженно — больной, Во власти зачарованного плена. Будь вечно Афродитою земной, Не превращайся снова в пену! Геннадий Карпенко

Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! Осип Мандельштам 1910

Плещется, купаясь, лебедь перед нею, — И дрожит, и жмется, и сгибает шею. Новой Афродитой стала дева юга, Из пустыни знойной ждет она супруга. Стройного красавца, черного как ночь. ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. Перевод Вл. Гр. Жуковского ИЗ РОМАНТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ «МУЛАТ» (1835 г.)

По воле Афродиты К Нинон, хоть незнаком, Походкой деловитой Влетел маркиз Гильом. И быстро молвив «Здрассте», Заранее влюблен, Поднял свои кубок страсти Над чашею Нинон. Николай Агнивцев ГИЛЬОМ ДЕ РОШЕФОР

Сменяет улыбку нагой Афродиты Пречистая дева в слезах под крестом <20>; Молчальную схиму приемлют квириты <21>; Монах запирает врата пред царем <22>. Петр Лавров 1855 ВЕРУЮ

Афродита — твоя мама, И сестра твоя — Электра. Нефть из трупа Мандельштама Заливаю в “Опель Вектру”. Юрий Арабов «Знамя» 2008, №11 О. К.\ Нефть-строительница хлещет

«Богиня! Афродита! Или что-то в этом роде. Ах, жизнь моя разбита! Прямо здесь, на пароходе.Склоню от восхищения Пред красотой такоюДрожащие колени я С дрожащей головою». Владимир Высоцкий. 1973 Дуэт Шуры и Ливеровского

Я иду смеясь, смеясь,Между мной и ночью вязь,—Пояс мой, соблазном свитый.Зевс! клонись пред Афродитой. Валерий Брюсов Из сборника “В ТАКИЕ ДНИ” 1921 ШАГИ АФРОДИТЫШАГИ АФРОДИТЫ

…За Черной речкой, с небом рядом, Как Афродита с толстым задом Овощебаба во хмелю. О ней мы грезили в постели, И вот она на самом деле И роща пушкинской дуэли Сияет рядом с ней И Стиксов греческих черней Здесь речка Черная течет, Но тот, кто пел, был счастлив тот Не умер тот и не умрет Сергей Стратановский «У Голубой лагуны». Том 4Б 1970 Геростраты

Благо тем, кто смятенную душу Здесь омоет до самого дна, Чтобы вновь из корыта на сушу Афродитою вышла она! Николай Заболоцкий 1957 Стирка белья

Был он с земли унесен Афродитой улыбколюбивой В то еще время, как был беззаботно-веселым ребенком,[990] В нежном цветении детства прекрасного. Храмы святые Он по ночам охраняет, божественным демоном ставши. Гесиод. Перевод Викентия Вересаева 1933 ТЕОГОНИЯ

В дневном пожаре, в тяжком горе В Египет проданный я плыл И Афродиту встретил в море И Афродиту я любил Эдуард Лимонов

Всё, чем красна Афродита мирская,Радость домов, и лесов, и морей,—Всё совместит красота неземнаяЧище, сильней, и живей, и полней. Владимир Соловьев 1898 DAS EWIG-WEIBLICHE ** Вечная Женственность (нем.). Слово увещательное к морским чертям

За то, что в дни, когда поля, серея,Покорно ждут холодных струй Борея,—Твой луч, как меч, взнесенный надо мной,Вновь льет в мой сад слепительность и зной,Что зелень светлым Аквилоном взвита,Что даль в цветах, и песни реют в них,—Прими мой стих,Ты, Афродита! Валерий Брюсов Из сборника “В ТАКИЕ ДНИ” 1921 НАД МИРОВЫМ КОСТРОМГИМН АФРОДИТЕ

Здесь рыжий снег, здесь голубойФонарный свет мертвит ланиты;Кто здесь пошёл бы за тобой,Напудренная Афродита?Здесь мерный шаг твой слишком прям,Здесь надо двигаться устало;Как папироса не присталаК твоим классическим устам! Александр Ромм Уж не о том ли мне томиться,1919–1925

И как оплакан АфродитойБыл Адониса катафалк?Вел не тебя ли Аменалк.Бог, в Гелиополисе скрытый? Оскар Уайльд. Перевод Николая Гумилёва СФИНКС

И мнится, океан, — как ты, людское море, —Сегодня зарычав, все разворотит вскоре,Меча на берег вал, как бы металл меча;Он Афродите гимн поет, ей вслед плеща; ВИКТОР ГЮГО. Перевод Г. Шенгели Из книги «УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНА» 1853 НАРОДУ

Исполнительницу хита «Валера» уничтожает бывший продюсер

Молодая певица Афродита стала известной на всю страну с песней «Валера». Совсем недавно в передаче «Пусть говорят» Дима Билан сказал, что это его любимая песня. Но сегодня у звезды проблемы: она воюет с бывшим продюсером Евгением Скрипкиным, который не идет на компромисс.

«Ты ничего не заработала»

История вроде бы банальная: продюсер взялся раскручивать молодую певицу, дал исполнять свои песни. А когда девушка перестала слушаться, решил их отобрать.

– С Евгением мы работали 4 года, – с нотками растерянности в голосе начала мама артистки Инна, которая пришла вместе с ней на интервью. – Вначале, предлагая сотрудничество, он обещал: Афродита будет получать 20 процентов от выступлений. По факту с первого же концерта он начал вычитать из этих 20 процентов на зарплату танцорам, на съемки клипа, на костюмы, даже за маршрутку и бигмак. Дочь ездила по регионам, давала концерты и все равно оставалась должна продюсеру.

Афродита: Заканчивается концерт, продюсер раздает конверты с деньгами танцорам. А мне говорит: «Пока ты ничего не заработала». Это происходило постоянно.

Инна: Но мы молчали. Мы же ничего не понимаем в шоубизнесе. Надо – значит, надо. Хотя было обидно: дочери 24 года, ей нужно себя кормить-одевать, а мы не семья олигархов. Я в прошлом медработник, сейчас с мужем занимаемся небольшим бизнесом.

Афродита: Скрипкин мог позвонить и сказать, что в час ночи у меня концерт, а как я доберусь до клуба и обратно – мои проблемы. И меня отвозила-привозила мама. Все за свой счет.

Инна: Дочке не разрешалось даже устроиться петь в ресторан – элементарно зарабатывать на жизнь. Мы много раз предлагали заключить договор, чтобы там была указана хоть какая-то зарплата, но продюсер не хотел. И как бы ждал – выстрелит проект или нет.

«Развязал настоящую войну»

Артистка выстрелила с «Валерой». Ее стали узнавать на улицах, появились поклонники. И тут Скрипкин, словно спохватившись, потребовал у подопечной подписать договор – до этого сотрудничали на честном слове. В соглашении было написано, что девушка должна отказаться от прав не только на песню, но также на имя и образ.

Инна: Евгений уверен, что успех «Валеры» – исключительно его заслуга. Написал гениальную музыку на стихи своей жены. Но трудно не согласиться, что слова и музыка – половина успеха. Важны и голос, и манера исполнения, и харизма певицы. Мы попросили подписать ответный договор, чтобы исключительное право на исполнение принадлежало моей дочери – дабы иметь гарантию, что в один прекрасный момент ее не заменят на другую девушку, которая запоет ее голосом. Но, увы, нам ответили, что этого не будет никогда. В общем, мы отказались подписывать договор. В ответ продюсер начал угрожать уничтожить мою дочь. Он взял другую артистку. И всем рассказывает, будто новенькая и есть настоящая Афродита и с ней он работал с самого начала.

Афродита: Теперь Скрипкин звонит на радио, на музыкальные интернет-сайты и требует удалить все песни в моем исполнении, даже мои собственные.

Инна: Она ведь и раньше писала песни сама, но Евгений хотел, чтобы она пела только его песни. Конечно, ему хорошо: он и автор, и композитор, и аранжировщик, и изготовитель фонограмм – всё ведь должно принадлежать только ему… А моя дочь – бесплатная рабочая сила, которая своими выступлениями еще и оплачивает все расходы этого чудо-проекта.

Читать еще:  Luis Pasihuan Tenorio. Современные художники Перу

Афродита: А как-то я выступала на одном дне рождения. На праздник приехали Яна Рудковская, Дима Билан и Андрей Малахов. Попросили спеть «Валеру». Дима начал подпевать, танцевать. А Яна принялась снимать меня на мобильный телефон и тут же написала в твиттере: «Здесь такая девочка, как публику зажгла!» Малахов пригласил меня на свою программу «Пусть говорят», где показали клип и я спела. А бывший продюсер тут же написал в Интернете, что я якобы за этот эфир деньги заплатила. А его, мол, обокрали – рейдерский захват песни.

Инна: Мы долго не хотели выносить сор из избы. Готовы купить права на «Валеру», но Евгений не желает продавать. Он развязал настоящую войну. Пишет гадости про дочь: что она страшная и петь не умеет. Скрипкин работает в компании по производству сериалов. В пяти многосерийных лентах звучат песни в исполнении Афродиты, где-то ее даже показывают. Хотя мы не давали разрешение на использование голоса и изображения. И если продюсер будет продолжать эту войну, нам придется защищаться – в первую очередь потребовать изъять из сериалов изображение и голос. А что делать?

Жрицы Афродиты (18+)

Античные гетеры вовсе не были женщинами легкого поведения. Как японские гейши, они умели развлечь мужчину беседой или игрой на флейте, утешить его, но в то же время восхищали красотой знали, как угодить возлюбленному. К ногам гетер бросали золото и драгоценности, в их честь ваяли скульптуры и разжигали войны. Чем гетеры увлекали знаменитых поэтов и полководцев, и почему они пользовались таким влиянием в обществе – читайте в нашем материале.

Одно из самых распространенных заблуждений, бытующих в современном обществе, – то, что гетеры занимались проституцией. На самом деле гетеры в античные времена стояли на гораздо более высокой общественной ступени, чем просто женщины легкого поведения. Они пользовались несомненно большим авторитетом, их услуги стоили намного дороже, к тому же нередко они сами выбирали себе любовников, и вовсе не обязаны были одарять своим вниманием каждого, кто жаждал их любви. Греческий оратор Демосфен говорил, что у каждого уважающего себя грека должно быть три женщины: жена – для продолжения рода, рабыня – для чувственных утех, а гетера – для душевного комфорта.

«Сократ находит Алквиада в доме Аспасии», Жан-Леон Жером, 1861

Немецкий археолог Вольфганг Гельбиг, занимавшийся изучением классической филологии и археологии, писал: «Многие из них отличались утонченной образованностью и бойким остроумием; они знали, как очаровать наиболее выдающихся деятелей своего времени, – полководцев, политиков, писателей и художников – и как надолго привязать их к себе; они являются наглядным воплощением существования, отмеченного смешением утонченных интеллектуальных и чувственных удовольствий, – существования, которое так почиталось греками того времени. В жизни почти каждой замечательной личности, игравшей выдающуюся роль в истории эллинства, различимо влияние какой-нибудь знаменитой гетеры. Большинство современников не находили в этом ничего предосудительного».

Гетерам оказывались невероятные почести. Во II веке до н.э. многие здания в Александрии носили имена гетер. Статуи питомиц Афродиты устанавливали в храмах и общественных местах рядом со скульптурами философов, политиков и полководцев. Например, фигура знаменитой гетеры Фрины была высечена из мрамора и установлена в Дельфах между скульптурами царя Архидама и Филиппа. Жители города не нашли в этом ничего предосудительного. Возмутился один лишь киник Кратет, который заявил, что статуя гетеры Фрины в храме – это памятник греческому позору. Однако Фрина не была простой жрицей любви – ее прославила красота и скандальная история. Как рассказывает Афиней, скульптор Пракситель кощунственно изобразил богиню Афродиту обнаженной, а моделью ему послужила прекрасная Фрина. Гетере пришлось предстать перед судом. Ее адвокатом был известный оратор Гиперид, который, заметив, что речь не производит на судей должного впечатления, сорвал с Фрины покрывало, обнажив ее совершенное тело. «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить пророчицу и жрицу Афродиты».

«Гетера Фрина перед ареопагом», Жан-Леон Жером, 1861

Афиней также рассказывает и о необычном характере Фрины. Однажды во время праздника Посейдона она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и вошла в море. В другой же раз она спросила своего возлюбленного Праксителя, какую из своих работ он ценит больше всего. Скульптор отказался ответить, тогда гетера решилась пойти на хитрость. Она приказала слуге ворваться в дом Праксителя и с ужасом сообщить ему, что мастерская объята огнем, и лишь некоторые скульптуры еще уцелели. «Все потеряно, если огонь уничтожил моего Сатира и Эрота!» – воскликнул тот. Фрида усмехнулась и рассказала, что это была всего лишь уловка. Успокоенный Пракситель позволил ей выбрать любую из своих статуй в подарок. Гетера забрала Эрота и посвятила его в храм, находившийся в ее родном городе Феспии. Именно в благодарность за такой подарок жители города и поручили Праксителю изваять фигуру Фриды для храма в Дельфах.

Во всем виноваты женщины

Гетеры нередко становились героинями комедий знаменитых поэтов. Например, Менандр сделал действующим лицом одной из своих комедий жрицу Афродиты Фаиду (по другой версии, ее звали Таис). Именно она когда-то была любовницей самого Александра Македонского. Благодаря своей красоте она пользовалась большим влиянием на политическую жизнь страны. В 330 году до н. э. Александр захватил столицу империи Ахменидов Персеполь. В честь победы он устроил роскошное пиршество, на котором присутствовала и Фаида. Когда мужчины изрядно опьянели, гетера предложила царю поджечь столицу персов в отместку за то, что они когда-то предали огню храм афинского Акрополя. Александр согласился – он первым бросил горящий факел, вслед за ним бросила факел и Фаида. После смерти царя гетера по-настоящему возвысилась, став женой Птолемея I, правившего в Египте.

Александр Македонский с гетерами в Персеполе

Знаменитую гетеру Аспасию Плутарх считает виновницей войны между Афинами и Самосом за ее родной город Милет. Ее красота и ум привлекали выдающихся мужей, в числе которых был сам Сократ. А Перикл даже развелся с женой, чтобы жениться на прекрасной гетере. По тем временам, этот брак был мезальянсом, и комедиографы не скупились на насмешки, сравнивая полководца с Гераклом под каблуком у Деяниры.

Полцарства за гетеру

Гетер часто бранили за их корыстолюбие. Яркий пример поведения жриц любви можно найти в письме Филумены своему любовнику Критону: «Зачем утруждаешь себя длинными письмами? Мне нужны не письма, а пятьдесят золотых монет. Если меня любишь – заплати; но если деньги ты любишь больше, тогда перестань мне надоедать. Прощай!» Существовали даже кодексы гетер, дошедшие до нас лишь в описаниях. В них описывалось, как нужно вести себя с мужчиной, сколько денег нужно брать. В «Разговорах гетер» Лукиана в одном из диалогов мать дает наставления дочери и советует ей стать гетерой. Она описывает все прелести жизни жриц любви и уговаривает не гнушаться невзрачными, но богатыми мужчинами.

Гетера, танцующая на пиру

Гетеры зарабатывали достаточно, чтобы приносить дорогие обетные дары богам, а также покупать косметику и наряды. Как описывает Аристофан, женщины не только пудрились, румянились и гримировались, но и использовали фальшивые волосы и подкладки для волос, мушки, нагрудные ленты и ленты для ягодиц, которые помогали скрыть лишние объемы и придать телу соблазнительные формы. Но гетеры, в отличие от проституток, были не только красивы, но зачастую и хорошо образованы, подкованы в вопросах философии и искусства, многие из них играли на флейте. Именно поэтому мужчины были готовы тратить несметные суммы на то, чтобы провести время в обществе гетеры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector