Eduardo Urbano Merino. Скульптура "Правосудие"

Eduardo Urbano Merino. Скульптура «Правосудие»

«Правосудие» обворовано, «Благочестие» убито

«Правосудие» — одна из скульптур на здании Сената и Синода — высших органов власти дореволюционной России, которое сейчас реставрируется для Конституционного суда. Судьба второй скульптуры — «Благочестие» — еще более трагична. «Благочестие» было убито осколком снаряда во время Великой Отечественной, да так и простояло более полувека с зияющей раной в спине. В таком вот виде скульптура «украшала» Сенат и Синод, но, вознесенная на двадцатиметровую высоту арки, снизу воспринималась «нормально». Внимательный человек разве что отмечал, что эта арка напоминает другую — Главного штаба, и это неудивительно, ведь у них один автор — Карл Росси. Более того, первоначально «Правосудие и Благочестие» архитектор предлагал именно для штаба. Но император Николай Первый, сам, кстати, изучавший архитектуру, сказал Росси: «Поставь здесь колесницу, которая будет везти Cлаву ко мне во дворец».

Когда Росси, говоря современным языком, выиграл тендер на проектирование Сената и Синода, он предложил установить на новой арке старую скульптуру — не пропадать же работе. И вот на сцену опять выступает император: самодержцу удалось. посадить памятник. Помните, в одном из популярных фильмов звучит фраза, ставшая крылатой: «Он же памятник, кто же его посадит?». Так вот, Росси спроектировал «Правосудие и Благочестие» в виде стоящих фигур, но Николай приказал, чтобы они сели.

Закону опереться не на что

Есть люди, которые утверждают, что уж до революции-то в России был порядок. Это далеко не так: «Правосудие» в нашей стране находилось в небрежении еще в царское время, уже на фотографии 1914 года видно, что у скульптуры украли весы. А они огромные, тарелка — настоящая сковородка, да еще с цепочкой.

После Февральской революции, а может Октябрьской, с памятником разделались по идеологическим причинам — сбили большую императорскую и две малые короны с голов ненавистого двуглавого орла. Постепенно отпилили и отвинтили все, что только было возможно. У «Правосудия» украли даже книгу, на которую она опиралась рукой (видимо, это была книга законов). Теперь опереться не на что.

Ну а во время войны в спину «Благочестия» попал осколок снаряда. Более полувека скульп.тура так и простояла «раненой», в дыру лился дождик, падал снег, а осколок остался внутри. Более мелкими осколками осыпало всю композицию, так что в бронзе застряли кусочки металла, которые, как язвы, все это время разрушали тела «прекрасных дам». Если добавить, что у «Правосудия» идет трещина вдоль поясницы, то удивительно, как скульптура еще не упала на головы прохожим.

Чудо воссоздания

Данных о том, что за годы советской власти скульптуру реставрировали, обнаружить не удалось. Известно лишь, что после Великой Отечественной ее покрыли. черной краской, хотя кто же красит бронзу! Это вечный благородный материал; рассказывают, что в Китае бронзовые памятники благополучно стоят вот уже шесть тысяч лет. У нас ситуация несколько иная: к 300-летию города скульптуру отчистили струйно-вихревым методом, а дальше финансирование закончилось, поэтому защитным слоем не покрыли. За четыре года поверхность почернела от выхлопных газов, климат добавил свое, и начались смертельные для металла изменения, так называемая бронзовая болезнь.

— Чтобы сделать качественную реставрацию такого объекта в предложенные нам два с небольшим месяца, должно было свершиться чудо, — говорит автор проекта реставрации и руководитель работ Владимир Сорин. — Ведь эта работа — больше, чем вся четверка коней Клодта, которых мы делали год! Даже больше, чем Александровская колонна, на которую ушло два года. Чудо совершается благодаря высоким технологиям. Сейчас скульптура напоминает космический корабль перед запуском — на нее работает суперсовременная техника. И все-таки главное — люди, которые трудятся по 12 часов в сутки.

История древнего символа правосудия: зачем богине Фемиде повязка на глазах? (5 фото)

Кто такая Фемида?

Древние греки почитали ее как блюстительницу порядка, нравственных основ и всего строя, на которых зиждилось общество. Она была дочерью Урана и Геи и второй в хронологическом порядке супругой Зевса. В соответствии с каноническими требованиями, она всегда изображалась с повязкой на глазах, держа в одной руке весы, а в другой – меч.

Повязка – свидетельство беспристрастного отношения, весы – мерило справедливости, используемое для соотношения добрых и злых поступков, совершенных человеком. А меч символизирует духовную силу. Правда, в отношении повязки версии все же разнятся.

Читать еще:  Genaro De Sia Coppola. Цвет и женщины

Почему у богини Фемиды завязаны глаза?

Историки полагают, что поклонявшиеся богине греки скрыли ее глаза, чтобы продемонстрировать таким способом неподкупность и беспристрастность в суждениях. Повязка свидетельствует о том, что Фемида не отвлекается ни на какие внешние детали и факторы. В общем-то, это довольно стройная и логичная версия, ведь перед правосудием должны быть равны все, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, расы, уровня благосостояния и других характеристик. Именно это объяснение получило в современности наиболее широкое распространение.

Но есть и еще одно предположение, имеющее право на существование. Цель повязки – подчеркнуть неподкупность и скрыть от взора богини все те блага, богатства и материальные ценности, которые люди предлагают, дабы избежать ответственности за содеянное. Фемиде абсолютно все равно, кто и что ей пытается посулить за сокрытие преступления.

Если верить источникам, то еще одно объяснение повязки придумали сами древние греки. Они верили, что богиня обладает особым внутренним зрением, позволяющим постичь саму суть происходящего. А в действительности обычное видение больше представляло собой помеху, нежели несло пользу, заставляя обращать внимание на несущественные детали и внешнюю шелуху. Кстати, в изначальном варианте изображения повязки не было, а вместо меча в руке был рог изобилия. Желание наделить богиню и карательными функциями появилось позднее.

Фемида и Юстиция: сходства и различия

Если в греческом правосудии существовало разделение порядка и справедливости, то у римлян они были едины. И их олицетворяла богиня Юстиция, отвечающая за право и справедливость. Она имела аналогичный греческому божеству вид с той лишь разницей, что в греческом варианте меч был направлен острием вверх, символизируя агрессию и готовность к войне, а у римлян – вниз, свидетельствуя о стремлении к мирной жизни.

Фемида как современный символ правосудия

Сейчас Фемида – это общепринятый символ неподкупности и справедливости. Ее изображение есть на самых разных объектах, относящихся к сфере правосудия: судах, эмблемах, документации. Имя божества даже трансформировалось в метонимию и фактически обозначает собой систему правосудия.

Роль Фемиды в мифологии

В соответствии с мифологией, Фемида была не только супругой, но и советницей Зевса. Именно она посоветовала супругу использовать для защиты в битве с титанами эгиду – щит, обтянутый шкурой выкормившей верховного бога козы Амалтеи.

Она подарила властителю Олимпа множество детей, среди которых были богини Оры, ведающие сменой времен года, и Моры, отвечающие за человеческую судьбу. Последние изображались в виде трех женщин, одна из которых начинала прясть нить человеческой жизни, вторая проводила через перипетии и превратности судьбы, а третья обрезала ее нужное время, завершая земной путь.

В греческой мифологии Фемиду также наделили даром прорицательницы. Она имела влияние и на весь пантеон, и на людей, которые за справедливость, неподкупность и непредвзятость суждений возводили в честь богини храмы.

Своеобразную интерпретацию получила Фемида на здании столичного Верховного суда. Взору людей скульптура предстала без повязки, зато со щитом. Так авторы попытались изобразить способ защиты и осознанное, а не слепое принятие решений. Идея подверглась массовой критике в Сети. Считаете ли вы символичным изображение Фемиды, и хотели бы внести в него какие-то изменения?

скульптура

Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия.
Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи, вторая жена Зевса и мать многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы — мойры.

Скульптура Фемиды в Швейцарии.

Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда — с рогом изобилия). Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Юстиция Карло Чезари в Фрайбурге.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделенным на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времен года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

Казахская Фемида с лицом матери Назарбаева.

Так изобразил Фемиду худ.Дали 1977год.

Всякого приходящего в Мосгорсуд встречает Фемида, олицетворяющая беспристрастность правосудия

Барельеф Фемиды на памятнику Дюку в Одессе.Ножку у нее одесситы зацеловали,видно любят правосудие.

Читать еще:  Agnes Boulloche

На Доме Правосудия в Белгороде.

Зрячая Фемида.на Верховном суде России. Москва ул. Поварская 15.

В Верховном суде России придумали свою богиню правосудия! Когда готовили программу проектирования, в самом суде сказали, что «наша Фемида не может быть с закрытыми глазами, поскольку она все видит и все знает», — огорошил главный архитектор проекта реконструкции Верховного суда Юрий Милаев. — То есть древнегреческих канонов было решено не придерживаться». И на изумленный вопрос: а как же, собственно, беспристрастие? — архитектор невозмутимо пояснил: «Если вы заметили, наша Фемида без меча, то есть никого не режет и не бьет».

Разговор перед статуей правосудия в Верховном суде:

— Зачем у Фемиды завязаны глаза?
— Чтобы она судила, не взирая на лица.
— Тогда ей надо еще заткнуть уши, чтобы судила, не слушая указаний.
— Для полноты эффекта ей надо еще обрубить руки, чтобы она судила, не беря на лапу.
— За что вы издеваетесь над бедной женщиной? Она и так у нас инвалид первой группы на голову.

Рисуют художники;

В Нью-Йорке установили статую Медузы Горгоны с отрубленной головой Персея

Похоже, что у нью-йоркских феминисток появился новый символ. В Большом Яблоке, напротив здания суда, установили статую Медузы Горгоны, держащей в руке отрубленную голову Персея. Она символизирует самооборону против фемицида и была с восторгом встречена активистками движения #MeToo.

Скульптура, искажающая классический сюжет древнегреческого мифа, была установлена на Манхэттене, на Centre Street, напротив прославившегося на весь мир суда. Именно здесь вершилось правосудие над продюсером Харви Вайнштейном и несколькими другими персонами, совершившими сексуальные преступления против женщин.

Открытие статуи состоялось 13 октября 2020 года в присутствии журналистов, представителей феминистических движений США и большого количества случайных зрителей. Явление фигуры из-под зеленой драпировки было встречено бурными овациями и одобрительными криками, разумеется, женскими.

Интересно, но автор этого неординарного произведения искусства, скульптор Лучиано Гарбати, создавая свою Медузу в 2008 году, вовсе не собирался радовать феминисток. Доказательством этого можно считать ее порнокультурность, которая так ненавистна борцам за права и свободы женщин. Просто творец решил переосмыслить набивший оскомину миф и сделать нечто оригинальное.

Но его работа стала одним из символов #MeToo, благодаря чему и обосновалась в сквере напротив знаменитого суда. В мифе о Медузе и Персее было все наоборот — античный герой убил женщину со змеями вместо волос, способную превращать недругов взглядом в камень. Именно Персея принято изображать с отрубленной головой Медузы Горгоны, но никак не наоборот.

Персей, Бенвенуто Челлини, Флоренция, 16 век

Да, стоит напомнить, что змеиную шевелюру жертва Персея получила не по наследству от родителей. Ею она была наказана за то, что стала жертвой изнасилования со стороны Посейдона, то есть, получается, что сама виновата (на всякий случай — это ирония). Этот факт придает еще большую символичность жутковатой, но красивой скульптуре.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Как Верховный суд РТ открыл пантеон правосудия

Перед началом процесса гости суда теперь могут полюбоваться статуями

Верховный суд Татарстана продолжает приобщать посетителей к прекрасному. Вслед за картинной галереей, появившейся там в прошлом году, руководство суда организовало в коридоре первого этажа настоящий пантеон — на 13 фотографиях изображены памятники и статуи Фемид со всех уголков мира. Согласно задумке создателей, знакомство с искусством расширит кругозор посетителей суда.

ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО В КОРИДОРАХ СУДА

В Верховном суде Татарстана рядом с залами судебных заседаний первого этажа появилась галерея фотографий, на которых изображены памятники и статуи Фемид и Юстиций, установленные на площадях, улицах и перед зданиями судов разных стран: Чехии, Швейцарии, США, Индии, Сингапура, Франции и других уголков мира.

— Эта выставка является логическим продолжением той выставки картин, которая в прошлом году была размещена у нас в публичной зоне на третьем этаже, — рассказал «БИЗНЕС Online » заместитель председателя Верховного суда РТ Максим Беляев. — Тогда мы хотели показать, что суд существовал во всех странах и во все времена. После появилась идея продолжить это начинание, потому что был интерес у посетителей суда. Так мы решили показать символы правосудия из разных стран, для того чтобы расширить кругозор граждан, которые обращаются к нам.

Читать еще:  Benita Winckler. Иллюстратор из Германии

По словам посетителей, репродукции не только украшают здание суда, но выполняют просветительскую функцию — всегда интересно увидеть и узнать что-то новое, пополнить свой запас знаний.

— Вот, к примеру, статуя правосудия из чилийского Вальпараисо, — рассказывает Беляев. — У нее несколько необычный внешний вид: отсутствует повязка на глазах, «скомканные» весы, меч в ножнах. Это связано с одной историей. Местный судья решил избавиться от любовника жены, обвинив его в убийстве. Любовнику удалось скрыться, бежав в Великобританию. Через некоторое время местный суд получил в подарок из Франции статую Фемиды. Преклонение перед французским искусством было столь сильным, что ее, не задумываясь, поставили в здании суда. И только через 30 лет заметили, что с ней что-то не так. Тогда ее решили поставить снаружи, мотивировав тем, что снаружи, конечно, правосудие «странное», а уж в зале суда — настоящее.

Беляев отмечает, что Фемида не во всех странах ослеплена повязкой. К примеру, на фронтоне здания Верховного суда Сингапура размещен барельеф работы итальянского скульптора Аугусто Мартелли. Центральная фигура, олицетворяющая Правосудие, имеет все привычные атрибуты, но не имеет повязки. Нет ее и у статуи Правосудия в Париже (в районе Пляс дю Пале Бурбон) — у фигуры, изготовленной в 1852 году, также нет ни весов, ни меча, зато есть перст указующий. А вот одно из самых странных изваяний находится в городке Лафайет, что в американском штате Луизиана.

— Там Фемиде завязали глаза, но туловище и весы приложить к голове забыли, а ведь эта голова расположена на входе в городской суд, — объясняет заместитель председателя суда.

По словам Беляева, интересная статуя расположена на центральной площади Лозанны, на которой находится фонтан Правосудия. Фемида там представлена в ярко-кобальтовом платье, со своими традиционными атрибутами — мечом, весами и повязкой на глазах. У ее ног Папа Римский, император, султан и парламент, которые ей подчиняются. Колонна и статуя были сделаны еще в 1584 году скульптором Лораном Перру , автором многих фонтанов в западной Швейцарии.

ОТ «УТРА СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» ДО «СОВЕТСКОГО СУДА — СУДА НАРОДА»

Напомним, Верховный суд начал приобщать посетителей к высокому искусству еще в прошлом году. Тогда в коридорах здания появилась картинная галерея. К примеру, полотно «Суд Камбиза» Герарда Давида повесили напротив зала квалификационной коллегии судей — органа судейского сообщества, который принимает на работу и увольняет судей. Сюжет этой картины прост и поучителен. В древние времена поймали за руку судью, который брал взятку. И царь повелел с него снять кожу и обшить ею кресло, а судьей назначить сына казненного судьи, чтобы новоиспеченный судья, сидя на этом кресле, вспоминал, из чего оно сделано и не повторял ошибок отца. Судьям, которые видят эту картину, ожидая начала заседания квалификационного коллегии, тоже есть о чем задуматься.

Посетители суда, ожидая в коридоре начала процесса, могут, к примеру, вспомнить времена, когда наказание государства можно было исполнить без соответствующего решения третьей власти. Об этом напоминает картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а его участники казнены, как говорится, без суда и следствия.

На одной из картин, которая выставлена в публичной зоне на третьем этаже, изображен эпизод первого в американской истории процесса по делу о гражданских правах, прошедшего в 1840 — 1841 годах — картина кисти Хейла Вудруфа «Суд над пленниками с Амистада». Сюжет следующий. В июле 1839 года группа африканцев, похищенных для продажи в рабство, захватила судно, на котором их везли в Америку, чтобы вернуться домой. Обманом их направили не обратно в Африку, а в Нью-Йорк, где предали суду. В итоге дело дошло до верховного суда США, который постановил освободить негров и вернуть на родину.

Разумеется, на картинах есть и широко известные судебные процессы — картина Лоры Найт «Нюрнбергский процесс», полотно Кристиано Банти «Галилей перед судом инквизиции». Есть и картины, которые наглядно демонстрируют, как менялась система судопроизводства в нашем государстве. Так, работа Михаила Зощенко «Волостной суд» иллюстрирует быт низшего сословного крестьянского суда в Российской империи. А завершает экспозицию плакат сталинской эпохи — «Советский суд — суд народа».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector