«Герника» Пикассо победила на Международном фестивале скульптур из песка

«Герника» Пикассо победила на Международном фестивале скульптур из песка

Философия войны Пабло Пикассо: 83 года легендарной «Гернике»

Публика, пришедшая в мае 1937 года на Всемирную Парижскую выставку, довольно равнодушно отнеслась к новой картине Пабло Пикассо под названием «Герника». Художник был уже знаменит, о нем спорили, ему подражали, и посетители выставки были готовы обсуждать его личные страсти, успехи и пороки, они говорили о розовом и голубом периоде его творчества, о его технике кубизма и о сюрреализме, но были пока не готовы увидеть саму «Гернику».

С неба упали 22 тонны бомб

История этого шедевра началась 26 апреля 1937 года, когда с разрешения Франко эскадрилья люфтваффе разбомбила старинный баскский городок Гернику. Да, в это время в Испании шла гражданская война, но никто не ожидал, что с неба на город и ее жителей упадет 20 тонн бомб. Точнее, 22 тонны. Никто не думал, что в течение очень короткого времени город будет уничтожен, разрушен, сожжен, стерт с лица Земли. Две тысячи человек погибли под завалами сразу, а потом останки города горели еще три дня. Это была большая трагедия, конечно. В эти дни в Гернике находился британский журналист, и мир узнал о том, что произошло, уже через несколько часов. Да, война – это всегда смерть, но смерть целого города в 37-м году потрясла всех.

Тогда испанское республиканское правительство заказало художнику Пабло Пикассо, который был звездой Испании и одной из центральных фигур политической и культурной жизни всей Европы того времени, написать картину, посвященную этой трагедии. Он должен был написать ее к маю, то есть буквально за месяц. И Пикассо написал. Он работал так, как умел работать только он. Пикассо в своей мастерской в Париже на улице Великих Августинцев не отходил от полотна по 14 часов в сутки, прерываясь только на ужин и сон. Все этапы работы над картиной фотографировала тогдашняя, скажем так, жена художника Дора Маар, ревниво ограждающая Пикассо от других, быть может, более профессиональных фотографов. Ему было тогда 56, а ей 30 лет. Дора много фотографировала и самого Пикассо, и под ее влиянием он и сам стал создавать эксперименты на стыке гравюры и фотографии. Биографы и искусствоведы наверняка благодарны Доре, но для нее это был способ подольше удержаться рядом с гением, который не особенно-то приближал ее. Дора могла прийти к нему в мастерскую только после его звонка по телефону.

Публика не поняла Пикассо

До 1981 года «Герника» находилась в Нью-Йорке, ну а сегодня она – в музее принцессы Софии в Мадриде. Это огромное полотно 3,5 метра в высоту и практически 8 метров в длину, и для него отведен отдельный большой зал в музее.

До сих пор кажется невероятным – хотя все знают о феноменальной работоспособности Пикассо, – что такую огромную картину (холст и масло) можно было сделать всего за месяц. Но кажется, что эта картина уже жила в сознании художника, он не испытывал мук поиска, ему оставалось только перенести изображение на холст.

Но в мае 37-го на выставке в Париже у Пикассо с «Герникой» был провал. Это была та самая выставка, где сталинская Россия и гитлеровская Германия мерились своими гигантскими павильонами, символами своей тоталитарной мощи. К сожалению, публика больше обсуждала эти павильоны и ее совсем не взволновала «Герника». Искушенные критики находили ее «агитационной» и «документальной», да и в обычных посетителях она почему-то не вызвала прямого переживания, сильной непосредственной эмоции. Архитектор и философ урбанизма Ле Корбюзье, побывавший на той выставке, писал потом, что «Герника» видела только спины посетителей выставки». А сам Пикассо говорил: «За «Гернику» получил я плюху и от своих врагов, и от своих друзей».

В полотне зашифрована философия войны

В общем, картину эту современники не поняли. Как считала историк культуры Паола Волкова, они не поняли, что «Герника» – не просто картина о бомбардировке, это картина философии войны. Она сравнивала язык полотна Пикассо с выразительностью его предшественников – Веласкеса и Гойи, которые тоже писали картины о каких-то трагических событиях. И это сравнение действительно поражает и многое объясняет нам, живущим в XXI веке.

Дело в том, что за 300 лет, которые разделяют Веласкеса и Пикассо, отношение людей к войне абсолютно изменилось. «Триста лет тому назад на Земле обитало другое человечество», – считает Паола Волкова. И тогда война несла грязь и кровь, ужас сиротства и насилие – любая война развязывает самые низменные инстинкты у людей. Но важно, как осмысляется происходящее высшей духовной элитой человечества, его интеллектуальной верхушкой и художниками. Их восприятие точно отражает состояние мира, а публика. ну что публика – большинство всегда ошибается.

Так вот, Веласкес пишет картину о военном сражении как гуманист. И свои, и враги, и победители, и побежденные на его полотнах – личности. И сражение между ними – это человеческая история, там явственна интонация высокого гуманизма, мир в его картинах, несмотря на противоречия, остается цельным и прекрасным. Но то XVII век.

А через 200 лет после Веласкеса Гойя пишет уже совсем другие картины о войне. У него война – это поджоги, насилие, грабежи. В ней уже нет гуманизма. Есть только убийство и ужас. В «Расстреле повстанцев. » цвет и свет задерживается только на жертве. Мы видим его лицо. Но вот палачи – это уже серая и почти безликая масса. Это уже граница дня и ночи, час беса. Война у Гойи вызывает ярость, негодование и ненависть к насилию. Но даже при этом мир на его картине все еще остается цельным, планета людей еще в порядке и даже все еще прекрасна, хотя уже и погружена в сумерки.

Ну, а «Герника» – это нечто совсем другое. Это то, во что мир превращен людьми в ХХ веке. Просто Пикассо увидел это превращение первым.

Почему его картина написана в черно-белой гамме, почему лишена цвета? Потому что мир померк и обесцветился. Потрясшая европейцев бомбардировка Герники была всего лишь первой в череде бедствий ХХ века. И если бы только отсутствие цвета. Изображение на полотне раздроблено. Пабло Пикассо создал агонию из самой художественной формы, которая разрывает предметы на куски. Всё здесь – за пределами нормальных чувств или отношений.

Черно-белый мир

На картине – жертвы того налета. Женщина с мертвым ребенком, расчлененный солдат, пронзенная копьем лошадь, объятый пламенем человек. Лица мужчин и женщин обращены к зрителям и искажены криком ужаса, вместо языков здесь кинжалы – как символ нечеловеческой боли. В левой части полотна изображена рыдающая мать с запрокинутой назад головой, держащая в руках мертвого ребенка. Рядом с ней бык, он равнодушно давит павшего воина, у которого сломанный меч в руках. Беспредельное отчаяние и зло.

Интересно, что вся черно-серая фактура испещрена буквами какого-то текста. И он – может, это распад книжной культуры? – тоже разорван на куски. Над всем миром царят первобытный ужас и уничтожение материи как таковой. Лошадь и бык, сквозные персонажи творчества Пикассо, в «Гернике» – хтонические образы. Мир погружается в хаос. Гуманизм больше не у дел, рассуждения о справедливости и разуме смешны.

Поэтому споры о том, кубист Пикассо или футурист в этой работе, вторичны – Пикассо просто выбрал самый адекватный войнам ХХ века язык. Гораздо важнее понять, насколько «Герника» оказалась провидческой. Интересно, какую картину написал бы Пикассо, изображая мир начала XXI века?

Материал вышел в издании «Собеседник+» №04-2020 под заголовком «»Герника» Пикассо. Распад материи».

Пабло Пикассо: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей, и от врагов»

Можно знать толк в «голубом» и «розовом» периодах творчества Пикассо, можно по-разному относиться к его произведениям. Но все помнят и знают его знаменитую картину «Герника», которую Пикассо нарисовал в 1937 году.

Читать еще:  Hernando Sanchez Martinez. Современный колумбийский художник

К этому времени художник покинул шумный Париж, переселился в местечко Трембле под Версалем и жил там очень уединенно. Он писал большие ночные натюрморты с горящей возле окна свечой, книгами, цветами и бабочками, летящими на огонь. В них угадывались жажда покоя и своеобразный гимн тишине ночи. Но события в мире резко изменили уединенную жизнь художника.

В 1937 году вся Европа с напряженным вниманием следила за гражданской войной в Испании.

26 апреля немецкая эскадрилья «Кондор» совершила ночной налет на маленький город Гернику, расположенный близ Бильбао — в стране Басков

Этот небольшой городок с 5000 жителей был священным для басков — коренного населения Испании, в нем сохранялись редчайшие памятники его старинной культуры. Военной необходимости в авиационном налете не было никакой, фашисты хотели нанести противнику «психологический удар», и варварская бомбардировка была совершена. Немецкая и итальянская авиации не только действовали с ведома Франко, но и по его личной просьбе. И разрушили Гернику.

Это событие явилось для Пабло Пикассо толчком к созданию великого произведения. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».

Общая концепция вырисовывалась уже в первых эскизах, и первый вариант ее вчерне был закончен чуть ли не в первые же дни работы на холсте. Сразу же определились и главные образы: растерзанная лошадь, бык, поверженный всадник, мать с мертвым ребенком, женщина со светильником.

Темпы создания картины кажутся просто невероятными. Да и размеры этого полотна просто колоссальны: 3,5 метра в высоту и около 8 метров в ширину. И написал его Пикассо менее чем за месяц.

Журналист-международник А. В. Медведенко рассказывал, что художник «работал неистово, как сумасшедший. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях». На громадном черно-бело-сером холсте мечутся конвульсивно искаженные фигуры, и первое впечатление от картины было хаотичным. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция «Герники» строго и точно организована.

Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, что прямо входит в содержание картины — все остальное отброшено. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, видимые отверстия ноздрей, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза. Никакой индивидуальности, да подробности были бы здесь и излишними, могли бы раздробить и тем самым сузить общую идею. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо создал агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков.

Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, — бык с выражением мрачного равнодушия. Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд. Это контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к «Гернике» едва ли не главной опорой всего целого картины. Но Пикассо не остановился на этом, и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица — встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости.

В подполье стремительно врывается откуда-то сверху, как будто из другого мира, женщина с профилем античной богини. В выброшенной вперед руке она держит горящий светильник, рот ее тоже широко открыт в крике, но уже некому его услышать.

Катастрофа происходит в тесном пространстве, не имеющем выхода. И Пикассо сумел изобразить почти невозможное: агонию, гнев, отчаяние людей, переживших катастрофу. Но как «живописно» изобразить страдания людей, их неприготовленность к внезапной гибели и несущейся с неба угрозе? Как показать событие в его немыслимой реальности, его ужасный общий смысл? И как при всем этом выразить силу сострадания, гнева и боль самого художника?

И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Прежде всего сюжет и композиция картины основаны не на разработке реального события, а на ассоциативных связях художественных образов. Все построение и ритм этого громадного полотна отвечают его внутреннему смысловому движению.

Что же все-таки происходить в «Гернике» Пикассо? Не бомбежка города с самолетов: на картине нет ни бомб, ни самого города. На картине видны языки пожара, но он где-то в отдалении, за пределами полотна. Тогда отчего же гибнут люди и звери? Кто их загнал в ловушку?

Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, сами по себе диктатор Франко и Гитлер, «эти всадники на свинье с вошью на знамени», слишком ничтожны, чтобы быть ее единственной причиной. Созданная на основе испанских событий, «Герника» выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия. Впоследствии олицетворение фашизма стали видеть в образе быка, которому гибнущая лошадь обращает свое предсмертное проклятие. Напрасно взывает к нему и гений света: бык ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути.

И хотя «Герника» Пикассо молчит, как молчат и застывшие перед ней люди, все равно кажется, что слышны крики, стоны, треск, свист падающих бомб и оглушительный грохот взрывов.

В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже, и толпы народа сразу же устремились сюда. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей».

Не многие оценили масштаб задумки полотна, так как кубизм, и в те времена и сегодня, остаётся непонятным для многих любителей живописи. Мадридский журнал «Сабадо графико» даже написал, что «Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Однако у картины оказалось и немало приверженцев, принявших всю глубину замысла художника, который при помощи образов и символов смог передать не только ужас войны, но также характер и некоторые тонкости тех событий.

Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи».

Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Он писал: «Люди моего поколения хорошо помнят, как фашисты подвергли садисткой бомбардировке город Гернику во время гражданской войны в Испании. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале».

В 1940 году, через некоторое время после вступления германских войск в Париж, к Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — спросил офицер. «Нет,— ответил Пикассо,— это сделали вы. Можете взять себе на память».

Пабло Пикассо: Герника (Guernica)

Дата написания: 1937 г.

Тема: Бомбардировка испанского города Герника немецким «Легионом Кондор» 26 апреля 1937 года. Ужас Гражданской войны в Испании.

Размеры: 349 × 776 см.

Читать еще:  Cris Ortega. Фентэзи-художница

Национальный музей Центр искусств королевы Софии, Мадрид.

«Герника» Пикассо. История всеобщей боли

Это история о картине и городе, который первым был похоронен под нацистскими бомбами.

Андрей Паршуков

Журналистика, 1 курс

26 апреля 1937 года подразделение Люфтваффе «Кондор» произвело массированную бомбардировку исторического и культурного центра Страны Басков. Авианалет стал предсказанием будущих бомбардировок по всей Европе: это был эксперимент Германа Геринга по систематической атаке городов с воздуха с целью их полного разрушения. На Гернику было сброшено 24 тонны бомб, большинство из них были зажигательными. Город охватил пожар, который его убил. А вместе с ним от 200 до 1 тысячи человек. Никто точно не знает, сколько людей погибло в огне, скольких уничтожило взрывом бомб, сколько было погребено заживо в подвалах собственных домов.

«Многие из нас тогда были детьми. К нам пришли люди, которые не знали нас и которых не знали мы. И они не видели нас такими, какие мы есть, потому что они находились вверху, а мы внизу. Если бы они были рядом с нами, все внизу, то они бы увидели, что мы такие же дети, что остались у них в стране. Возможно, с такой высоты мы казались им муравьями, разбегающимся от отчаяния. Мы не смогли поговорить. Ведь люди и муравьи не разговаривают. Они залили нас огнем бомб и смерти. И разрушили наш город.»

Письмо неизвестного очевидца

Война стучится в дом

Тогда Европа замерла от ужаса. «Не виданная миру трагедия» — таким был заголовок одной из главных парижских газет. Хотя еще до бомбардировки внимание европейцев было притянуто к Испании. Тогда шла Гражданская война. Между собой боролись республиканцы, симпатизирующие коммунистам, и право-монархические силы во главе с Франсиско Франко, которых поддержали фашистская Италия и нацистская Германия. Там, где есть война, всегда есть военные преступления. Были убийства мирного населения, были и изнасилования, и уничтожение людей по политическим убеждениям. По всей Испании разбросаны тысячи братских и безымянных могил. Высокомерие и жестокость обеих сторон обрушили страдания на всю страну. Но всеобщее внимание привлекала только Герника. Европа вдруг осознала всю опасность нацисткой военной машины: война уже стучала в двери их домов.

«Герника» Пикассо

«Герника» испанского парижанина Пабло Пикассо становится символом ужасов войны 20 века. По воспоминаниям поэта Рафаэля Альберти, трагедия «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». В это время в творчестве художника ключевым образом является бык Минотавр. Именно он появляется на первых набросках с хвостом в виде пламени, символизируя собой не то отвернувшуюся Испанию (Франко дал согласие на бомбардировку Герники), не то символ безразличия и глухоты.

Работа выполнена на холсте 349 х 776,6 см маслом. Пикассо использовал черно-белую палитру: c одной стороны — цвета фотографий из репортажей в газетах, с другой это отражает безжизненность войны. Все события разворачиваются в темном помещении, в подполье. В правом углу изображено окно, из которого только что выпала женщина. Ей пришлось это сделать, так как огонь подступал все ближе и ближе. Но самого огня не видно. Не видно и тех, кто виновен в этом пожаре. По мнению историка искусств Роланда Пенроуза, «такой подход является пророческой отсылкой к безличности современной войны, которая предоставляет своим жертвам все меньше шансов узнать… чья рука несет им смерть».

Женщина с ребенком символизирует гибель. На картине она стоит на коленях со своим мертвым младенцем на руках, подняв голову к небу. И кричит. Кричит так, что слышно даже здесь и сейчас. Кинжал, торчащий из ее рта, символизирует звериную, необъятную боль. Тогда в Гернике погибло много детей, и их матери тоже остались там, вмести с ними.

Птица за быком символизирует рухнувший порядок. Она кричит вместе с матерью ребенка, убитого пожаром. Голубь — символ мира. Этот голубь — символ рухнувшего мира.

Женщина со светильником, по мнению искусствоведов, символизирует собой древность басков. Электрическое «солнце» не заменит старый уклад жизни. Керосиновая лампа в руках девушки — это символ беззащитности человечества. По нашему личному мнению, этот образ несет в себе иной смысл: кажется, что женщина входит со светом в этот темный подвал, будто пытаясь осветить его лучами света. Она пытается понять, что происходит в этом темном мире, неся с собой свет и лучи надежды, ведь пришла она без оружия.

Внизу (ближе к правому краю) центрального плана мы видим еще одну женщину, которая бежит от горящего дома. Она — олицетворение боли, отчаянности безысходности. Ее широкий шаг говорит о попытках выбраться из горящих руин, но правая нога так и остается зажатой в обломках. Ее лицо обдают лучи света небольшой лампы, но они не могут озарить ее полностью.

Лампа над центральным планом символизирует искусственное солнце, технологический прогресс, который направлен на уничтожение людей. Лично мы видим явную аналогию с допросными гестапо. Конечно, мир узнал о них только через несколько лет, уже во время Второй мировой войны. Но Пикассо мог предполагать, что Европу захлестнут пытки и бесчеловечные допросы нацистов.

Центральный план занимает лошадь, чьё тело падает в агонии. Складывается ощущение, будто ее пронзили мечом. На первых эскизах лошадь то топтала ногами солдата, то вставала на дабы с пугающе мертвым оскалом. В окончательном варианте мы наблюдаем почти мертвое животное, которое падает на темный пол. Сам Пикассо говорил, что лошадь на его картине олицетворяет народ, который уничтожен ударом копья. Ее морда напоминает человеческий череп, тем самым символизируя смерть. Искусствовед Гейс ван Хенсберген считает, что «Герника» кажется абсурдной корридой с нарушенными правилами: лошадь ранена и быком, и копьем пикадора.

Под лошадью виден мертвый солдат. По-видимому, его рука отрублена. Она лежит рядом и все еще сжимает обломок меча, из которого вверх прорывается цветок. Цветок символизирует собой пробивающуюся сквозь руины жизнь. Можно провести аналогию с потомком дуба в Гернике, под которым короли клялись уважать права народа басков. Дуб уцелел при бомбардировке. На руках солдата видны стигматы, символизирующие мученическую и невинную смерть.

Священная Герника

Картина с неоднозначной репутацией: точнее сказать, кто-то ее просто не понял, кто-то по-настоящему испугался, а кто-то искренне полюбил.

В мадридском Музее королевы Софии есть одна картина с неоднозначной репутацией: точнее сказать, кто-то ее просто не понял, кто-то по-настоящему испугался, а кто-то искренне полюбил. Такую славу получила известная на весь мир «Герника» Пабло Пикассо.

Герника — один из городов Страны Басков, подвергшийся страшному разрушению в ходе Гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года немецкая авиация подвергла город бомбардировкам, практически полностью уничтожив всю инфраструктуру и оставив около двух тысяч его жителей под завалами. Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире, а для Пикассо стало и вовсе «вестью, подобной удару бычьего рога», как вспоминал впоследствии испанский поэт Рафаэль Альберти. Несмотря на то, что художник никогда не бывал в Гернике, его картина, названная именем города, стала настоящим вызовом и манифестом против вопиющей жестокости, которой подвергся этот некогда цветущий уголок Испании.

Известно, что Пикассо написал свою работу в максимально короткие сроки: полотно в 3,5 м высотой и 7,8 м длиной уже спустя полтора месяца было представлено на Всемирной выставке в Париже.

«Герника». Пабло Пикассо, 1937. Источник: pinterest.com

Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом. По воспоминаниям Ле Корбюзье, известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей», а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков. Чего о ней только не услышал свет: одни обвиняли Пикассо в чрезмерном пропагандизме, другие увидели в его полотне не всеобщий манифест против жестокости, но только одну трагедию — трагедию маленького баскского городка.

Читать еще:  Alexander Millar. Уличный балет

Уже гораздо позже Пикассо скажет, что не читал ни одной работы, посвященной анализу одной из центральных картин своего творчества, хотя, конечно же, он имел представление о тех спорах и дискуссиях, которые породила его работа. Общественное мнение было глубоко безразлично художнику: он тяжело переживал те события, с которыми столкнулась Испания в борьбе с франкизмом, и поэтому стремился обратить внимание социума на общественно значимые события, а не на собственные способности к живописи.

Пикассо за работой. Источник: pinterest.com

Свои антифашистские взгляды художник всегда демонстрировал более, чем открыто, поэтому неудивительно, что однажды, во время оккупации Парижа, зимой 1943 года на пороге его мастерской появились агенты гестапо. Именно тогда между Пикассо и людьми «в тёмно-зеленом» разыгрался известный диалог:

— Это Вы сделали? — спросил один из гостей, указывая на репродукцию «Герники».

— Нет, это сделали Вы, — парировал художник. — Можете взять себе на память.

Гестаповцев ответ этот оскорбил: они забрали несколько картин Пикассо и пообещали возвратиться вновь. Однако слов своих они не сдержали: вероятно, Анри Брекер, немецкий скульптор, которому Гиммлер разрешил покровительствовать французским художникам (а Пикассо, несмотря на свое испанское происхождение, жил с 1940 по 1944 годы в Париже), помог испанцу разрешить «проблемы политического характера» с представителями оккупационной власти.

Брекер заявил генералу Мюллеру, возглавлявшему гестапо, что такой человек, как Пикассо, не может быть подвергнут гонениям и не должен погибнуть. Скульптор также пригрозил позвонить лично Гитлеру, высоко ценившему работы Брекера, в случае, если Пикассо не оставят в покое. Таким образом, гроза обошла художника стороной.

«Герника» — полотно, полное иносказаний. Например, изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города. Перед этим деревом испанские короли испокон веков торжественно клялись служить верой и правдой баскскому народу, и уважать те вольности, которые даровала ему корона. Согласно словам одного из очевидцев событий 43 года, дерево стояло целым и невредимым после четырехчасового налета немецкой авиации и только ветер кружил вокруг него лепестки роз.

Развитие замысла художника по мере создания картины сейчас можно проследить благодаря фотографиям Доры Маар. В то время, когда Пикассо писал «Гернику», женщина была его любовницей; на семи фотографиях она в течение месяца смогла запечатлеть процесс «эволюции» полотна.

После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения. Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать. «Нужно стараться постоянно меняться. Это самое трудное и обычно не удается. Если это не получается, значит, человек перестает быть самим собой», — скажет Пикассо однажды своему молодому последователю, словно признаваясь в том, что, старея, он начинает подражать самому себе — только в молодости.

«Герника» выставлялась впоследствии в разных странах мира. Сам же Пикассо говорил о том, что его детищу место в мадридском музее Прадо, но только после восстановления испанской республики. Так, картина сначала выставлялась в Прадо с 1981 по 1992 годы, а потом была перевезена в Музей королевы Софии, где ее можно увидеть вплоть до настоящего момента.

10 фактов о «Гернике» (1937) П.Пикассо

Пабло Пикассо за работой

Музей королевы Софии, Мадрид

За несколько часов двадцать пять бомбардировщиков превратили небольшой испанский городок, Гернику, в развалины. Опустошение было ужасающим: три дня горели пожары, значительная часть города была разрушена. Треть населения, в частности, дети, женщины и старики, получила ранения или была убита. 1 мая 1937 года весть об этом зверстве достигла Парижа. Сообщения очевидцев заполнили первые полосы местных и международных газет. Пикассо, симпатизировавший республиканскому правительству своей Родины, был в ужасе от сообщений о разрушениях и смертях.

1. Вероятно, самая известная работа Пикассо «Герника» — мощнейшее политическое заявление, написанное как непосредственная реакция на разрушительную бомбардировку нацистами баскского города Герника во время Гражданской войны в Испании. Беспомощность, смерть, насилие, зверство, страдание — эмоции, испытанные жителями города, потерявших жилье и членов семьи – все это отражено в крупноформатном холсте. Законченная картина не содержат ни единого намека на конкретное событие, представляя собой вместо этого общий призыв против варварства и ужаса войны.

2. В дни, когда произошла бомбардировка, испанец работал по заказу правительства над картиной для Всемирной выставки, которая должна была состояться в Париже (1937) на тему «Торжество современных технологий». После бомбардировки Герники Пикассо был поставлен в известность о том, что происходило в его родной стране. Отказавшись от своей первоначальной идеи, работа над которой был бесстрастной и безрезультативной, он начал работу над реализацией новой идеи.

3. Картина была закончена в кратчайшие сроки – работа заняла порядка месяца. 1 мая был сделан первый набросок, а уже в начале июня колоссальное панно было на размещено выставке.

4. Во время работы над холстом, живописец позволил своей музе, Доре Маар, вести хронику – запечатлеть на фотографиях этапы работы над полотном.

5. В 1974 году антивоенный активист и художник Тони Шафрази испортил картину красной краской из баллончика в знак протеста. В то время она была выставлена в нью-йоркском Метрополитен-музее. Кураторы тут же убрали «Гернику», а Шафрази отправили в тюрьму.

6. Пикассо при написании полотна использовал нейтральную монохромную палитру, состоящую из трех цветов (техника гризайль) – черного, белого, серого. Возможно, художник хотел придать своей картине репортажность, присущую газетным снимкам.

7. Живописец очень мало говорил о значении этой картины, оставляя возможность ее интерпретации зрителям, критикам и искусствоведам. Хотя картина была ясна как эмоциональный отклик на бессмысленное насилие войны, она, с ее сложным для трактовки сюжетом, приводила в замешательство зрителей Всемирной выставки.

8. Опасаясь нацистской оккупации Франции, Пикассо одолжил холст Музею современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. После Всемирной выставки, картина совершила кругосветное путешествие, привлекая внимание международного сообщества к гражданской войне в Испании. После смерти генерала Франсиско Франко в 1975 году и многолетних переговоров между Испанией, Соединенными Штатами, МоМА и несколькими наследниками Пикассо, «Герника» отправилась в Испанию в 1981 году, где она была размещена в Casón del Buen Retiro, пристройке музея Прадо в Мадриде. Вопреки воле Пикассо, желавшего, чтобы холст украшал стены музея Прадо, в 1992 году картина была перенесена в Национальный музей искусств королевы Софии, недавно созданный Национальный музей Испании, посвященный искусству 20-го века.

9. На первый взгляд композиция «Герники» видится запутанной и хаотичной; зритель оказывается в эпицентре интенсивно бурного действия. Кажется, что все находится в постоянном движении. Пространство сжато и неоднозначно с меняющимися перспективами и множественными точками зрения, характерными для более раннего кубистического стиля Пикассо. Изображения накладываются друг на друга и пересекаются, затемняя формы и затрудняя различение их границ. Тела искажены и полу абстрагированы, формы прерывисты и фрагментарны. Однако, на самом деле, существует преобладающий визуальный порядок. Пикассо уравновешивает композицию, организуя фигуры в три вертикальные группы, движущиеся слева направо, в то время как центральные фигуры стабилизируются в большом освещенном треугольнике.

10. Авторская копия картины была заказана бизнесменом Нельсоном Рокфеллером в 1955 году, после того как Пикассо отказался продать ему оригинал. Гобелен, выполненный в коричневых оттенках, в период с 1985 по 2009 году был размещен на стене здания Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк) у входа в Совет Безопасности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector