"Искусство пастели". Графика XVIII – начала ХХ века из фондов Третьяковской галереи

«Искусство пастели». Графика XVIII – начала ХХ века из фондов Третьяковской галереи

Просмотр статьи

«Искусство пастели». Графика XVIII – начала ХХ века из фондов Третьяковской галереи / Москва

Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать. Поэтому выставка пастели – всегда значительное событие.

Серов В.А. Стригуны на водопое. Домотканово. 1904.Бумага на картоне, пастель. 38,5 х 63

Министерство культуры РФ, Государственная Третьяковская галерея

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
«Искусство пастели»
Из фондов графики XVIII – начала ХХ века

Выставка открыта с 19 декабря 2013 по 18 мая 2014
Адрес : Третьяковская галерея (Главное здание), Москва, Лаврушинский пер., д. 10 залы графики 49–54

В собрании Третьяковской галереи хранится около 800 пастелей, некоторые из них были приобретены еще П.М. Третьяковым. На выставке представлено около 150 наиболее интересных произведений, отражающих разные жанры, формальные художественные приемы, смены вкусов и направлений.

Любимая художниками разных эпох, пастель получила наибольшее распространение в XVIII столетии. Именно тогда, во второй половине века, эта техника появилась в России. Первыми известными нам пастелистами были иностранные мастера – Г.-Ф.Шмидт, В.Эриксен, И.-Г.Шмидт, И.Барду и их младший современник К.Барду. В созданных ими портретах перед зрителями предстают живые человеческие лица – и знаменитые, и безвестные. Одно из лучших произведений этого раздела – «Портрета неизвестной» С.Яснопольского. Образный строй, серебристо-жемчужная пастельная гамма этой работы перекликаются с произведениями Ф.С.Рокотова.

В эпоху романтизма пастель становится любимой техникой многих мастеров, органично включающих ее в ткань рисунка. Интенсивность цвета пастели придает особое эмоциональное звучание карандашным портретам О.А.Кипренского. Быстрые штрихи итальянского карандаша сочетаются со вспышками цвета сочной пастели в динамичных рисунках А.О.Орловского. Выполненные в технике пастели портреты А.Г.Венецианова построены на мягком перетекании штрихов, тонкой гармонии цветовых отношений. Владение изысканными возможностями пастели позволяет художнику преобразить обыденную натуру в высокую поэзию.

Левитан И.И. Набережная. 1894. Бумага серая на холсте, пастель. 74,5 х 105

В 50–60-х годах XIX века, по мере того, как русские мастера все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, многоцветная пастель встречалась все реже. Утонченное искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом (портреты И.Н.Крамского).

Второе рождение пастель переживает в конце XIX века. Существенно расширяется тематика исполненных в этой технике работ, отчетливо обнаруживается многообразие индивидуальных манер обращающихся к ней художников.

В традиции салонно-академического искусства исполнены необычайно популярные среди современников работы К.Е.Маковского. В «цветописи» И.И.Левитана объединялись живописные и рисуночные начала этой техники. В.А.Серов относился к пастели, в первую очередь, как к аристократическому инструменту рисования. Поиски нового стиля в рисунке приводят его пастель к «элегантному графизму».

В.Э.Борисов-Мусатов, сочетая пастель с акварелью, гуашью и даже маслом, достигал необычайной изощренности фактуры, создавал эффект подвижной вибрирующей красочной среды. Сама техника пастели получала у художника символическое истолкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.

Врубель М.А. 1856-1910. Жемчужина. 1904. Картон, пастель, гуашь, уголь, бумажная аппликация. 35 x 43,7

Обращение М.А.Врубеля к пастели было кратким – в этой технике исполнены его последние, большей частью незавершенные произведения. Фигуры портретируемых как бы проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен.

Увлечение пастелью в кругу художников «Мира искусства» рассматривалось в русле возрождения забытых техник. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров присущи работам А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, З.Е.Серебряковой. У М.В.Добужинского эфемерность, хрупкость техники пастели воплощали поэтическую метафору Петербурга XX века.

Использование декоративных возможностей пастели, маэстрия «рисования цветом» – намеренно открытый, откровенный штрих, причудливый узор линий,– отличали работы Н.Н.Сапунова, Н.К.Рериха.

Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

Читать еще:  Philip Brunner. Талантливый художник

Левитан И.И. Разлив. 1895. Бумага на картоне, пастель. 47,5 х 62

Искусство пастели. Из фондов графики 18 – начала 20 века.

До 18.05.2014 в основном здании Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Искусство пастели – хрупкое и изысканное – тема очередной сменной экспозиции из фондов графики Государственной Третьяковской галереи. Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути её развития в русском искусстве на примере творчества самых прославленных мастеров.

Более 150 произведений в полной мере отражают разные жанры, художественные приёмы, смену вкусов и направленийот галантного 18 века и романтизма начала следующего столетия до расцвета школы реализма второй половины 19 века и утонченной поэтики художников «Мира искусства».

Рокотов, Кипренский, Венецианов, Крамской, Левитан, Серов, Врубель, Борисов-Мусатов, А.Н.Бенуа, Сомов, Серебрякова, Добужинский, Рерих — какие великие имена, и какое волшебство ждет нас в этих уютных залах, отданных графическому искусству!

Выражаю благодарность пресс-службе Государственной Третьяковской галереи за предоставленные материалы.

* — Все права на изображения принадлежат Государственной Третьяковской галерее, воспроизведение без согласия правообладателей запрещено.

Информация (на 16.01.2014):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 49-54

Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)

Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

«Искусство пастели» в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU 19 декабря 2013

ГТГ, 19 декабря 2013 — 18 мая 2014
Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы графики 49–54

Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Искусство пастели. Из фондов графики XVIII — начала ХХ века». Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать. Поэтому выставка пастели — всегда значительное событие.

В собрании Третьяковской галереи хранится около 800 пастелей, некоторые из них были приобретены еще П. М. Третьяковым. На выставке представлено около 150 наиболее интересных произведений, отражающих разные жанры, формальные художественные приемы, смены вкусов и направлений.

Любимая художниками разных эпох, пастель получила наибольшее распространение в XVIII столетии. Именно тогда, во второй половине века, эта техника появилась в России. Первыми известными нам пастелистами были иностранные мастера — Г.-Ф. Шмидт, В. Эриксен, И.-Г. Шмидт, И. Барду и их младший современник К. Барду. В созданных ими портретах перед зрителями предстают живые человеческие лица — и знаменитые, и безвестные. Одно из лучших произведений этого раздела — «Портрет неизвестной» С. Яснопольского. Образный строй, серебристо-жемчужная пастельная гамма этой работы перекликаются с произведениями Ф. С. Рокотова.

В эпоху романтизма пастель становится любимой техникой многих мастеров, органично включающих ее в ткань рисунка. Интенсивность цвета пастели придает особое эмоциональное звучание карандашным портретам О. А. Кипренского. Быстрые штрихи итальянского карандаша сочетаются со вспышками цвета сочной пастели в динамичных рисунках А. О. Орловского. Выполненные в технике пастели портреты А. Г. Венецианова построены на мягком перетекании штрихов, тонкой гармонии цветовых отношений. Владение изысканными возможностями пастели позволяет художнику преобразить обыденную натуру в высокую поэзию.

В 50–60-х годах XIX века, по мере того как русские мастера все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, многоцветная пастель встречалась все реже. Утонченное искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом (портреты И. Н. Крамского).

Второе рождение пастель переживает в конце XIX века. Существенно расширяется тематика исполненных в этой технике работ, отчетливо обнаруживается многообразие индивидуальных манер обращающихся к ней художников.

В традиции салонно-академического искусства исполнены необычайно популярные среди современников работы К. Е. Маковского. В «цветописи» И. И. Левитана объединялись живописные и рисуночные начала этой техники. В. А. Серов относился к пастели в первую очередь как к аристократическому инструменту рисования. Поиски нового стиля в рисунке приводят его пастель к «элегантному графизму».

Читать еще:  Miss Bugs. Стрит-арт художники

В. Э. Борисов-Мусатов, сочетая пастель с акварелью, гуашью и даже маслом, достигал необычайной изощренности фактуры, создавал эффект подвижной, вибрирующей красочной среды. Сама техника пастели получала у художника символическое истолкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.

Обращение М. А.Врубеля к пастели было кратким — в этой технике исполнены его последние, большей частью незавершенные произведения. Фигуры портретируемых как бы проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен.

Увлечение пастелью в кругу художников «Мира искусства» рассматривалось в русле возрождения забытых техник. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров присущи работам А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой. У М. В. Добужинского эфемерность, хрупкость техники пастели воплощала поэтическую метафору Петербурга XX века.

Использование декоративных возможностей пастели, маэстрия «рисования цветом» — намеренно открытый, откровенный штрих, причудливый узор линий, — отличали работы Н. Н. Сапунова, Н. К. Рериха.

Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

affabricatus

die Kunst studieren

Der liebe Gott steckt im Detail

Искусство пастели

Сегодня я побывал еще на одной выставке от третьяковской галереи, по которой нет никакой возможности собрать достойный материал. Нет у наших музеистов привычки делать фоторепродукции запасников. О том, что в них хранится мы можем судить только по проводящимся время от времени выставкам.

Вернемся к выставке. Как ты уже понял, мне будет мало что показать, поэтому постараюсь побольше рассказать. Во первых, портреты XVIII века. Очень тонкая работа. Ты помнишь «Шоколадницу» Лиотара Жан-Этьена нашего?

Жан-Этьен Лиотар «Шоколадница» (ок. 1743—45). Пастель, пергамент.
Галерея старых мастеров, Дрезден

Вот примерно в таком ключе. Очень тонкие кабинетные портреты на пергаменте, выполненные чаще всего иностранными мастерами: отец и сын Шмидты, братья Барду, чаще всего копии с живописных работ. Однако есть и русские мастера среди них, например, Степан Яснопольский.

С. Яснопольский «Портрет неизвестной» (1785)

А эта работа мне напомнила повесть Николая Гоголя «Портрет». Наверное вот такие Флоры могли выходить у молодого талантливого художника Чарткого.

Неизвестный художник «Портрет неизвестной в образе Флоры» (1780-е годы) Бумага серая, пастель, итальянский карандаш

Следом идут такие величины как Орест Кипренский и Александр Орловский.

О.А. Кипренский. Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813. Бумага на картоне, итальянский карандаш, пастель

А. Орловский «Автопортрет (Автопортрет в красном плаще)» (1809)

Анализируя эти работы этих мастеров я понял одну простую вещь. Чтобы избежать синих теней в портрете, нужно брать холодный свет. Достаточно сделать светло-серые или белые блики на лице, и у меня будет полное право делать коричневые тени. Вообще, удивительна лепка лица при столь малом выборе пигментов. Уметь надо, а не выбирать нужный цвет из 10 оттенков.

Второе рожденье пастель получает в конце XIX века, становясь материалом для этюдной и пленерной работы. На выставке были картины гениев наших: Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Виктора Борисова-Мусатова.

И. Левитан «Разлив» (1895)

В. Борисов-Мусатов «Дама у гобелена. Портрет Н.Ю.Станюкович» 1903

Интересный прием, сочетать вертикально направленные штрихи на фоне и пересекающиеся, наслаивающиеся штризи на платье. Борисов-Мусатов предпочитал тусклые выцветшие тона, и даже в маслянной живописи имитировал акварельную легкость. Пастель — определенно тоже его материал.

М. Врубель «Жемчужина» 1904

Эффект перламутра благодаря сочетанию серого голубого и розового и спиральная композиция притягивает глаз зрителя и заставляет его путешествовать по кругу.

В.Серов «Портрет Нины Хрущевой» 1903

«Маэстрия пера». Выставка из фондов графики XVIII – начала XX века

21 ноября — апрель 2009
Государственная Третьяковская галерея
Лаврушинский, 10, залы графики

Выставка «Маэстрия пера» из фондов Отдела графики Третьяковской галереи продолжает серию сменных экспозиций музея, посвященных техникам и материалам рисунка. Галерея дает зрителям редкую возможность увидеть историю рисунка пером в контексте классического русского искусства.

Читать еще:  Alexander Wells

В данном выставочном цикле на протяжении 2004–2008 годов были показаны произведения русских художников в технике пастели и акварели (выставки «Искусство пастели» и «Магия акварели»), а также работы большого формата («Колосс графический»). Вниманию широкой публики предлагаются как признанные шедевры, так и графические листы, которые не демонстрировались долгие годы или совсем не выставлялись, зачастую не были известны даже специалистам. Речь идет об эскизах картин, театрально-декорационных решений и архитектурного убранства, а также о черновых набросках и «заметках на полях», которые можно найти в путевых альбомах или письмах художников. Выставки графики отличает еще одна особенность: они длятся не более полугода, что объясняется условиями хранения графики. Галерея стремится как можно полнее и подробнее раскрыть зрителям свои фонды, где находится весьма обширное и ценное собрание русской графики.

Выставка рисунков пером знакомит с одной из самых древних рисовальных техник, обманчиво простой в исполнении, на деле же чрезвычайно сложной. Не допуская поправок, она требует от автора предельной точности руки и обостренного чувства формы. Рисунок пером подразумевает артистичное, на пределе выразительности владение линией и штрихом. Меняя и варьируя характер штриха, нажим пера, используя размывку кистью, на черно-белом листе можно добиться большого разнообразия художественных приемов. Не случайно перовой рисунок – камертон мастерства художника – называют наиболее изысканной техникой графики, «музыкой линий и штрихов».

На протяжении столетий рисунок пером претерпел серьезную эволюцию. В разные эпохи он то обретал строгость линии и спокойную гармонию, присущую классицизму, то культивировал романтическую беглость и скоропись наброска, стремясь в штриховках передать оттенки тона, игру света и тени. В зависимости от индивидуальности художника и требований времени он либо играл вспомогательную, служебную роль, либо приобретал самоценность.

В XVIII веке умение рисовать пером входило в академический курс: тушью исполнялись копии с картин и скульптур-«антиков», фиксировалась композиция будущих полотен. Линеарный рисунок демонстрировал твердость и уверенность руки живописца, четко «проявлял» структуру замысла. Иные возможности обнаружило перо, служа рабочим инструментом художника в путешествиях и пенсионерских поездках: в ландшафтных видах особенно важными оказывались штрих, движение пера, тон сепии и бистра.

Рисунок первой половины XIX века отличает динамизм, изысканная скоропись. В эпоху романтизма незавершенность, характерная для этюда и эскиза, превращается в главное средство выразительности: оно выявляет стремление отразить бег времени, подчеркивает темперамент художника. Искусству второй половины XIX века свойственна скрупулезность в изображении натуры, внимание к деталям, проработанность и тщательность рисунка. В это время возникают специфические виды рисунка пером. Так, нацеленность передвижников на популяризацию искусства вызвала к жизни новый жанр – графические реплики с картин, необходимые для каталогов Товарищества передвижных художественных выставок. В натурных пейзажах, выполненных пером, возможно, сильнее, чем в живописных работах того времени, отразился пробуждающийся интерес к пленэру, к передаче эффектов освещения, живой игры света и тени.

На рубеже XIX–XX столетий графическая культура достигла расцвета. Возрожденный мирискусниками и символистами интерес к книжной графике и рисованной миниатюре дал импульс к развитию декоративных свойств перового рисунка. ХХ век с его культом индивидуализма принес несхожие авторские манеры: в стремлении найти собственный почерк художники активно экспериментируют с разными модификациями пера и основы, на которую наносится рисунок.

Кураторы выставки исследуют как «чистый» перовой рисунок во всем его многообразии, так и всевозможные его сочетания с другими графическими техниками и материалами, цветными и монохромными: сепией, бистром, акварелью. На примере 300 экспонатов демонстрируются различные жанры графики: академические эскизы исторических композиций, авторские реплики живописных полотен передвижников, архитектурные проекты, пейзажи, путевые наброски, виртуозные портретные зарисовки, книжные иллюстрации, эскизы театральных декораций. В числе авторов – представители классицизма и романтизма (А.Егоров, С.Щедрин, М.Воробьев, К.Брюллов, А.Иванов, Ф.Толстой), реализма (И.Шишкин, И.Репин). Проследить эволюцию перового рисунка на рубеже столетий, в Серебряный век и эпоху авангарда позволят произведения И.Левитана, В.Серова, М.Врубеля, К.Сомова, А.Бенуа, В.Кандинского, П.Филонова и других художников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector