Maurizio Cattelan. Бунтарь современного искусства

Maurizio Cattelan. Бунтарь современного искусства

Скандальные скульптуры Маурицио Каттелана, за которые выкладывают миллионы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Итальянец Маурицио Каттелан родился в городе Падуя в бедной семье уборщицы и водителя грузовика в 1960 году. С ранних лет он проявлял желание заработать много денег, при том неважно чем и как. Был он и работником почты, и поваром, и уборщиком, и донором банка спермы, работал он и в морге. Своей исключительной чертой поведения считает — идиотизм.

«Делать искусство» он нигде не учился. Однако его позиционирование себя, как художника, невероятное количество раз везде и всюду — сделало свое дело. И Маурицио с конца 80-х годов стал выставлять свои работы на различных выставках. Вначале это были некие забавные штучки прикладного характера, а позже провокационные работы, приводящие публику в шок, недоумение, негодование, агрессию. Никто после посещения экспозиции его работ не уходил равнодушным.

Каттелан начал работать как скульптор с 1999 года. Его визитной карточкой являются фигуры, вылитые в полный рост из воска. И редко какая инсталляция, созданная художником, остается незамеченной, как правило, она всегда провоцирует скандал. «Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор»,- говорит о своем творчестве Маурицио Каттелан.

Провокационное творчество художника-постмодерниста – изощренно и богато символическим смыслом. А безудержная энергия и фантазия маэстро иногда просто шокирует. Так, к примеру, Каттелан очень любит детей и животных, но в его творчестве это выражено достаточно жестко. Примером тому является композиция «Повешенные дети».

При демонстрации этого творения в одном из парком Милана на это «произведение искусства» последовала незамедлительная реакция – один мужчина, не выдержав, полез на дерево и срезал двух «повешенных детей». Вместе со скульптурами упал и мужчина. Приехавшая на вызов полиция срезала и третью скульптуру. После этого происшествия жители города под деревом, где была выставлена скульптурная композиция, устроили дискуссионный спор на тему «Допустимое и недопустимое в искусстве и жизни». Это и было целью художника – вызвать реакцию у людей на такого рода жестокость.

«Сочетание места и произведения должно создавать короткое замыкание. Здесь сыграло роль то обстоятельство, что инсталляция была показана в обыденном пространстве. Будь она выставлена в музейном зале, был бы просто успех, без всякой экстремальной реакции», — сказал сам художник о своем творении.

Животных и птиц художник также часто использует в своем творчестве, как провокационные образы. К примеру, история про белку, которая покончила с собой. В этом случае особое значение имеет то, что этот персонаж изготовлен не из пластика или воска, а представляет собой настоящее чучело. Этим мастер хотел показать, что животные также чувствуют и страдают. А еще показал двойственность человеческой натуры, которая и борется за природу и одновременно выступает против нее.

Современные художники в кризис: Маурицио Каттелан
ARTinvestment.RU 20 ноября 2020

В последние полгода в этой рубрике AI мы традиционно рассказывали о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам. Сегодняшний материал в определенном смысле «пограничный»: на днях вышла новая версия рейтинга, где список художников был изрядно скорректирован респондентами после 10 месяцев пандемии. Однако это ничуть не повлияло на позиции нашего сегодняшнего героя: в ноябрьской редакции рейтинга ArtTactic он даже улучшил свои позиции относительно майских показателей.

Представляем: Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan, 1960) — итальянский художник-концептуалист, знаменитый арт-провокатор, который в своих работах испытывает на прочность современные системы этических и эстетических ценностей, нарушая все их возможные границы. Концептуальное искусство Каттелана основано на социально-сатирическом подтексте его работ. Творчество художника близко иронии и протесту антиискусства Марселя Дюшана, однако скрытые смыслы и значения, которыми он неизменно наделяет свои работы, выводят его творчество за рамки абсурдистского направления в искусстве.

Карьерные вехи Маурицио Каттелана

Детство Каттелана прошло в Падуе. Его мать работала уборщицей, отец —водителем грузовика. Бунтарский дух сопутствовал Маурицио с ранних лет: он плохо учился в школе, бросил ее в старшем классе, а его карьера алтарного служки завершилась после того, как он пририсовал усы паре церковных статуй. Будущий художник перепробовал множество профессий, от повара до охранника, остановившись на некоторое время на дизайне мебели. И все же монотонный труд не пришелся ему по душе. В двадцать с небольшим он переехал в Милан, где заинтересовался искусством.

Профессионального художественного образования Кателлан не имел и сразу обратился к неклассическим художественным тактикам. Его увлекала мысль о публикациях известных произведений в прессе, в особенности завораживала идея самому попасть на обложку. В 1989 году он изготовил авторскую обложку для популярного журнала об искусстве FlashArt и искусно наклеил ее на некоторое количество свежеотпечатанных экземпляров. Подделка оказалась настолько убедительной, что он успешно распродавал журналы в магазинах и галереях. Жест, с которого Каттелан начал свой творческий путь, оказался как нельзя более актуален в сформированном постмодернизмом мире искусства, где метод провокации как основного способа художественного воздействия набирал свою популярность; именно в это время начали свою деятельность и «Молодые британские художники» (The Young British Artists, или YBAs).

Знаковым в карьере Каттелана стало знакомство с писателем, художественным критиком и живописцем Франческо Бонами. В 1993 году Бонами курировал проект Aperto для Венецианской биеннале и включил туда работы еще малоизвестных тогда Маурицио Каттелана и Дэмиена Хёрста. Выставку Каттелан саботировал: зарезервированное для него место он сдал в аренду рекламному агентству, которое разместило на нем плакат с рекламой духов и слоганом Working Is a Bad Job («Работать—плохая работа»). Уклонение от создания собственного произведения в материале, которое у Каттелана часто в последний момент подменялось художественным жестом, некоторые критики связывали со страхом потерпеть неудачу у публики. Например, первая выставка молодого художника (1989) не состоялась: он просто закрыл галерею и повесил на дверь табличку с надписью Torno subito («Скоро вернусь»). А в 1996 году Каттелан украл работы другого художника с выставки, проходящей в галерее неподалеку, и выдавал за свои до тех пор, пока полиция не заставила вернуть произведения владельцу. Акция получила название Another Fucking Readymade.

В 1993 году Каттелан переехал в Нью-Йорк. Первое время он существовал весьма аскетично, выживая на пять долларов в день. Художник имел мало представления о городе и об американской культуре в целом, но был наслышан о галерее Marian Goodman Gallery, куда активно продвигал свои работы. В 1997 году произведение художника Untitled приняло участие в выставке галереи и привлекло внимание сразу двух критиков: Доди Казанджян из Vogue и Кэлвина Томкинса из New Yorker. Оба стали хорошими друзьями Каттелана. К 1997 году относится и знакомство художника с американским куратором и критиком Массимилиано Джони, который притворялся Каттеланом и говорил от его лица на различных публичных мероприятиях на протяжении последующего десятилетия (разумеется, по взаимному согласию).

В 1999 году Каттелан, уже признанный художник, впервые попробовал себя в роли куратора. Он решил организовать свою альтернативную биеннале современного искусства 6th Caribbean Biennial. К участию были приглашены, среди прочих, Олафур Элиассон, Крис Офили и Габриель Ороско. Мероприятие проходило в отеле на Багамах, и, к ужасу части приехавших на выставку критиков, на нем не было представлено ни единой работы. «Биеннале», а точнее, пародия на нее оказалась по сути отпуском для приглашенных художников. В 2006 году Каттелан уже всерьез опробовал свои организационные способности в качестве куратора Берлинской биеннале.

Читать еще:  Ricardo Casal. Женщины в работах художника

Саркастичное осмысление тонкой грани между цитированием и откровенным воровством в работах Каттелана тесно связано с мотивом подлога, подмены реальности с помощью предельной иллюзорности работ. Таксидермические скульптуры покончившей с собой белки или подвешенных к потолку лошадей, вызывающие возмущение у зооактивистов, он наделяет человеческими качествами и тем самым открывает путь в широкое поле психологических и социальных вопросов. На рубеже веков Каттелан начал работать с гиперреалистической восковой скульптурой. Наиболее известные его работы в этой технике — La Nona Ora («Девятый час», 1999), изображающая папу римского, кинематографично придавленного метеоритом в духе американских блокбастеров, и Him(«Он», 2001) — фигура коленопреклоненного и ошеломляюще реалистичного Адольфа Гитлера. Скандальный успех последней на Christie’s в 2016 году обеспечил Каттелану место в топе самых дорогих ныне живущих художников.

В 2004 году Каттелан получил почетную степень в области социологии в итальянском Трентском университете. С середины 2000-х он сосредоточился на издательском деле, выпускал журналы Permanent FoodиToilet Paper, заигрывающие с визуальным восприятием с помощью конструирования потока разрозненных шокирующих образов. Если Permanent Foodсостоял из провокационных изображений, которые заимствовались из других изданий, то пришедший ему на смену в 2010 году Toilet Paperстал плодом совместного творчества Каттелана и фотографа Пьерпаоло Феррари.

В 2011 году в Музее Гугенхайма в Нью-Йорке прошла масштабная ретроспектива художника, где он заявил, что решил оставить скульптуру. В 2016 году он триумфально вернулся в мир искусства, в частности в стены музея, с новым проектом America, или золотым унитазом. AI уже писал об этой работе и обо всех известных обстоятельствах ее таинственной пропажи. В конце 2019 года Каттелан впервые за последние 15 лет принял участие в ярмарке — Арт Базеле в Майами. Произведение Comedian («Комик»), обыкновенный банан, приклеенный строительным скотчем к стене, было изготовлено в трех экземплярах: один трагически погиб в конце ярмарки, когда его съел художник Давид Датуна (уверены, что Каттелан оценил по достоинству маркетинговый поступок коллеги-эмигранта, подрастерявшего свой рынок в последние годы. А вот галерея Perrotin, представлявшая объект, была вне себя от ярости. — AI.), два остальных были проданы за $120 тыс. каждый.

Работы Маурицио Каттелана находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМа), Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музея Рубелл в Майами, Центра Помпиду в Париже, Фонда Louis Vuitton в Париже, Moderna Museet в Стокгольме, Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, в собрании Центра современного искусства «Пунта делла Догана» в Венеции и многих других музейных и частных собраниях по всему миру. Художника представляют Marian Goodman Gallery (Нью-Йорк) и Galerie Perrotin (Париж).

Маурицио Каттелан в цифрах

Итальянец ворвался на аукционные торги в 2000-м году, одновременно с персональными экспозициями в MoMA и музее Кунстхалле в Базеле: все пять выставленных лотов нашли покупателей, а самый дорогой из предметов — пробивший пол своей головой страус, симбиоз концептуализма и таксидермии, — ушел за $240 тыс. по цене молотка. Дальнейшая публичная история Каттелана напоминает историю о кошке, которая гуляет сама по себе: три его пиковых по капитализации проданных лотов года — 2004 ($10,1 млн), 2010 ($14,5 млн) и 2016 ($16,1 млн) — вообще никак не коррелируют с движением рынка современного искусства. Маурицио Каттелан успешно продавался и до эпохальной сделки с акулой Дэмиена Херста, и в первый сезон после ипотечного кризиса 2008–2009 годов, и во время начавшейся торговой войны с Китаем. С 2010 года наблюдается увеличение количества выставляемых (и продаваемых) на публичных торгах лотов, а также стабилизация количества лотов непроданных — этот показатель у Каттелана «замер» в допустимых для звездного автора пределах 22–27 %. Аукционный рекорд художника был установлен в 2016 году: за $15,2 млн по цене молотка была продана восковая скульптура молящегося Адольфа Гитлера на Нью-Йоркском Christie’s (хотя ведущими аукционными домами принят негласный запрет на продажу работ с его изображением. Видимо, сатиры запрет не касается. — AI). Всего к настоящему моменту на счету Маурицио Каттелана 928 проданных лотов, 403 из которых — работы стоимостью до $5 тыс. (в основной массе фотография и тиражная продукция).

В пандемию число работ Каттелана на торгах увеличилось, при этом доля непроданных лотов осталась почти неизменной. Аукционная капитализация за первые 10,5 месяцев 2020 года уже составляет $2,73 млн, что почти вдвое выше среднегодовых результатов последних двух сезонов художника (2018, 2019). А вот на длинной дистанции дела пока обстоят хуже: согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Каттелана упал на 40 %, при этом в самый успешный сезон (2010 года) этот показатель вырос на 333 %. Вместе с тем средние цены на работы других художников-провокаторов за тот же 20-летний период упали и того ниже: у Дэмиена Херста на 63 %, а у Джеффа Кунса — на 84 %.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Маурицио Каттелана, 2000–2020

Maurizio Cattelan. Бунтарь современного искусства

«Я двадцать лет делаю эту работу и иногда думаю, что это здорово, ведь мне никогда не удавалось задержаться на каком-либо месте работы на приличный промежуток времени. Искусство спасло меня. Не в том смысле, что дало мне ощущения комфорта и безопасности, а в том, что спасло меня от бродяжничества. В противном случае я бы оказался в тюрьме. Или был бы мертв».

Маурицио Каттелан (итал. Maurizio Cattelan, р. 1960) – современный итальянский художник-самоучка, работающий в жанре инсталляции.

Маурицио Каттелан родился 21 сентября 1960 года в г. Падуя, Италия. Его отец был водителем, а мать уборщицей. Не имеет какого-либо художественного образования. В разное время работал поваром, садовником, донором спермы, охранником и т.д. Карьеру художника начал в 80-х годах XX века, когда создал каталог «функциональной мебели» из дерева собственного производства и отправил его в ряд галерей г. Форли.

Творчество Маурицио Каттелана на протяжении всей его карьеры относили к самым разным жанрам. Его работы зачастую считаются примерами концептуальной скульптуры (иногда даже классическими примерами), но критики в свою очередь обвиняют художника в безвкусице, излишнем заигрывании с китчем. Сам Каттелан не любит объяснять смысл своих работ, говоря о том, что действует интуитивно (придумывает идеи «желудком, а не головой»), а в искусство пошел лишь для того, что б не работать. Зачастую работы художника посвящены анализу арт-мира, являются определенной провокацией и показывают, как можно делать искусство, не делая искусство.

В 1989 году в итальянской газете La Repubblica Маурицио Каттелан опубликовал саркастическое обращение–рекламу от имени несуществующего кооператива трудящихся Romagnoli в поддержку Беттино Кракси и лозунгами «Голосуй за Христианско-демократическую партию» (Vota DC) и «Голосование это важно. Сохраните его» (Il voto e prezioso, TIENITELO). Позднее эту акцию начали называть «Избирательная компания» (ит. Campagna elettorale)

В 1990 году Каттелан приобрел 500 номеров журнала Flash Art (самый влиятельный журнал о современном искусстве в Италии того времени) и заменил обложки на обложки с собственным дизайном, после чего распространил «новую версию» и даже продал рекламные места некоторым арт-студиям. Проект получил название Strategie. Сама обложка Каттелана представляла собой фотографию его же инсталляции (предыдущие выпуски журнала Flash Art поставленные один на другой на подобии карточного домика).

Сразу после Strategie Каттелан приступил к следующему своему проекту — A.C. Forniture Sud. Он набрал североафриканских эмигрантов и сформировал из них футбольную команду Southern Supplies Football Club (или A.C. Forniture Sud), в которой сам был и президентом, и тренером, и дизайнером «официальной» продукции (клуб Каттелана выпускал вымпелы, шарфы итд.). Команда была зарегистрирована и даже принимала участие в официальных матчах. На футболках была изображена надпись Rauss (отсылка к фашистскому лозунгу Juden raus — «Евреи вон»). Позднее, в интервью для W Magazine в ноябре 2011, художник вспоминал: «я начал чувствовать себя как настоящий президент футбольной команды, так что я сказал себе: что хороший президент сделает для своей команды? Он построит им новый стадион! Вот я и сделал это… Ну, не стадион… Точнее это был настольный футбол с 11 белыми игроками с одной стороны и 11 черными с другой. Посетители [проект «Стадион» был выставлен в галерей] болели, и поддерживали, и кричали. Парни играли как на настоящем стадионе. (…) Футбольная команда была расизмом, внедренным и трансформированным в игру».

Читать еще:  Paul Jaarsma. Современный австралийский художник

В 1992 году Маурицио Каттелан вновь заставил говорить о себе, после проекта «Фонд Обломова» (ит. Fondazione Oblomov). Он собрал 10000 долларов с целью выдать их первому художнику, который согласится год ничего не создавать и не устраивать выставок. Вероятно, сам Каттелан и выиграл обозначенную сумму. После окончания сбора средств художник также установил мемориальную табличку с именами и фамилиями всех меценатов.

В 1993 году Маурицио Каттелан был впервые пригашен участвовать в Венецианской биеннале. Художник сдал отведенное ему пространство одной из парфюмерных компаний Италии, которая разместила там свою рекламу. Возможно, здесь будет интересно отметить, что ранее Каттелан уже делал нечто схожее. Во время одной из своих ранних выставок он не стал создавать экспозицию, а закрыл входную дверь и повесил табличку: «Ушел, скоро буду». Впрочем, такой подход художника был проинтерпретирован в том числе и как акция, направленная на критику излишней коммерциализации искусства. Каттелан вновь был приглашен для участия уже в Венецианской биеннале-1997, где представил на суд публики свою работу «Туристы». Тема биеннале-1997 была сформулирована как «смешивание послевоенных поколений в итальянском искусстве» и художник создал, по своему собственному замечанию, нечто имевшее свои корни в Арте повера. Сама инсталляция «Туристы» заключалась в следующем: художник не стал ничего трогать в отведенном ему павильоне, но установил чучела 200 голубей на балках, различных выступах и т.д. Уже на другой биеннале, 2011 года Каттелан представил схожую работу: «Другие». Здесь зал уже не был пуст, на стенах висели картины Тинторетто (Якопо Робусти, итальянский живописец эпохи позднего Ренессанса, 1519-1594), а голубей было 2000. Входя в павильон, зрители начинали смотреть на полотна классика, а позже, замечая голубей, чувствовали себя некомфортно, опасаясь за чистоту своей одежды. Любопытно отметить, что незадолго до этого мэрия Венеции извела всех голубей, т.к. они портили фасады старинных зданий.

О значении многих работ Каттелан трудно что-либо точно сказать. Сам художник не любит объяснять, что он имел ввиду и избегает интервью, т.к. на них его об этом постоянно спрашивают. В 90-е годы он представил ряд своих инсталляций (например, Bidibibodibiboo, 1996; Баллада о Троцком, 1997; A Perfect Day, 1999), каждая из которых была по-своему провокационна и вызвала обсуждение в СМИ.

В 1999 году Каттелан создал свою, возможно, самую известную работу — «La Nona Ora» (рус. «Девятый час»). Это скульптурное изображение Папы Римского Иоанна Павла II придавленного метеоритом. Сам художник не комментирует концептуальное значение своей работы, а возможных интерпретаций насчитывается множество (антиклириканская тема, иллюстрация идеи прогресса, образ из эпохи поп-арта, социальная тема, корреляция с личностью конкретно Иоанна Павла II и т.д.). Работа была продана за 800000 долларов.

Еще одна заметная работа Маурицио Каттелана была создана им в 2001 году и называется «Him» (рус. «Нём»). В русскоязычных источниках скульптуру иногда называют «Коленопреклонённый Гитлер» или «Он». Скульптура изготовлена из резины и воска и изображает Гитлера, стоящего на коленях в молитвенной позе. Интересно отметить, что это не единственный раз, когда Каттелан работает с символами нацистской Германии. Другим подобным примером может считаться его инсталляция «Ave Maria» (2007), где типичные символы третьего Рейха деконструируются и наполняются содержанием из других областей современной нам культуры. Долгое время «Коленопреклонённый Гитлер» выставлялся в Центре современного искусства г. Варшава (в 2013 году данная работа временно выставлялась в бывшем Варшавском гетто), однако незадолго до 9 мая 2016 года скульптуру продали за рекордные для Каттелана 17 миллионов долларов на аукционе Кристис.

В 2010 году Маурицио Каттелан совместно с итальянским фотографом Пьерпаоло Феррари (ит. Pierpaolo Ferrari) создал журнал «Toiletpaper». В журнале публиковались фотографии, образы для которых придумывал Каттелан. Необходимо отметить, что это не первый его подобный опыт. В период с 1996 по 2007 гг. совместно с Паолой Манфрин (англ. Paola Manfrin) и Доминикой Гонсалес-Форстер (англ. Dominique Gonzalez-Foerster) он опубликовал 15 выпусков журнала «Permanent Food». Кроме того Каттелан брал интервью у различных деятелей искусства для различных журналов (Например, у Хелен Мартен для уже упомянутого журнала Flash Art).

В 2011 году Маурицио Каттелан объявил о завершении карьеры художника. На протяжении пяти лет он не устраивал выставок и не презентовал новых проектов. Тем не менее, 4 мая 2016 года в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке была представлена новая работа Каттелана – «Золотой унитаз». Объект был создан из 18-каратного золота (750 проба) и появился на месте обычного унитаза в одном из туалетов музея. При этом любой посетитель выставки мог им воспользоваться. Возможно, речь здесь идет о социальном неравенстве в современном обществе.

Работы Маурицио Каттелана:


«Избирательная компания»

Маурицио Каттелан. Ирония на грани.

«Реальность гораздо более провокационна, чем мое искусство»

По мнению британского авторитетного журнала «Art Review», Маурицио Каттелан занимает четвертое место в списке самых влиятельных людей в мире современного искусства. Обманки, симулякры, ситуации, вгоняющие обывателя в ступор, сатира, перформансы, боди-арт — наследие искусства ХХ века стало почвой, на которой проросла мировая слава Маурицио Каттелана.

Каттелан родился в 1960 году в Падуе в многодетной семье водителя грузовика и уборщицы. Маурицио не любил школу, получал плохие оценки и постоянно попадал в неприятности. Бросив учебу, он работал на нескольких неперспективных работах, в том числе на почте, в морге, на кухне, чтобы прокормить свою семью. Через какое-то время у него выработался негатив к монотонности труда.

В поисках лучшей жизни Каттелан приходит к искусству. Он так никогда и не получил профессионального художественного образования.

В конце 1980-х юноша начинает заниматься изготовлением мебели. Самое удачное его творение — стол Cerberino из стекла и металла, созданный в 1989-м.

«Девятый час», 1999

Апокалипсис – выставка с мрачным подзаголовком «Красота и ужас в современном искусстве» была открыта вплоть до смены тысячелетия 1 января 2001 года, представив 13 художников, которые были выбраны для подведения итогов тысячелетия, выражения предощущений и перемен. Каждому был выделен зал – это отвечало потребностям остроумных инсталляций Каттелана.

Итальянец поместил в выделенном зале папу Иоанна Павла II в виде восковой статуи в полном облачении и в натуральную величину. Папа упал на красный ковер, сбитый с ног метеоритом, который пробил музейную крышу – вокруг разбросаны осколки.

Работа является ярким примером гиперреалистической скульптуры Каттелана, в которой он создает иллюзию реальности, чтобы заманить зрителя, а затем добавляет элементы сверхъестественного. Десакрализация понтифика путем символического свержения подрывает идею о его неуязвимости и мистической силе.

В трактовке Каттелана папа бесчувственен к иронии происходящего. На его лице – полная невозмутимость и решимость продолжать свое дело независимо ни от чего. Название произведения отсылает к Евангелию от Марка (27:46):

А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Наиболее заметная полемика, вызванная этой работой, произошла в 2000 году, когда один экземпляр скульптуры был выставлен в варшавской галерее Zacheta. Два члена польского парламента, Галина Новина-Конопка и Витольд Томчак даже попытались поставить фигуру папы вертикально. Успех работы «Lа Nona оra», который перевесил все негативные отношения к ней со стороны консервативных слоев общества и власти, развязал руки Каттелану, позволил развиваться в направлении эпатажных жестов в противовес общественному мнению.

Читать еще:  Matthew Albanese. Странные Миры

«Он», 2001

В новом столетии итальянец представил несколько скульптур, ставшими впоследствии хрестоматийными ввиду своего смыслового содержания и острого юмора на грани. Зритель приближается к метровой скульптуре со спины, ничего не подозревая – видны лишь очертания молящейся детской фигуры. Но обойдя ее, он приходит в ужас, перед ним – никто иной, как Адольф Гитлер. Взрослый человек почти невозможного роста в темно-сером костюме стоит на коленях, его руки сложены в мольбе. Одна из самых сложно понимаемых работ Каттелана детально проработана, черты лица переданы с невероятной точностью. Художник задается вопросами: может ли этот человек быть прощенным? Зло селится в человеке с рождения? Каттелан вызывает у зрителя замешательство в выборе между прощением и осуждением.

Материал, используемый при создании фюрера – воск, из которого чаще всего делают персонажей, представленных в музее мадам Тюссо.

Тема фашизма у аполитичного Каттелана присутствует и в ранних работах, например в «Not afraid of love» (2000), «Ave Maria» (2007), «Lullaby» (1994).

В декабре 2012 года скульптура была установлена на территории гетто в Варшаве.

«Bidibidobidiboo», 1996

«Bidibidobidiboo» — одна из ранних работ, выполнена в 1990-х, когда Каттелан активно использовал таксидермию. Скульптуры такого характера были призваны показать связь людей и животных через проекции человеческих эмоций на животных. Среди них – чучело лошади «Новоченто» (1997), чучела голубей, ослов.

Произведение «Bidibidobidiboo» было помещено О.Уордом на обложку своей книги «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство» как символ нового искусства, которое требует изучения.

Белка лежит на кухонном столе, посуда немыта, стакан пуст, пистолет покоится под ногами. Что было последней каплей, чтобы животное совершило столь отчаянный поступок? Интерьер скудный (раковина, водонагреватель, стол и стул), но такой родной. Автор воссоздал кухню, в котором прошло все его детство.

Ирония ситуации белки усиливается названием Bidibidobidiboo, волшебными словами, которые Золушка говорила, чтобы вызвать свою фею-крестную, стремясь изменить свою жизнь. Однако ничто не в силах изменить судьбу несчастного существа.

«Если дерево падает в лесу и вокруг него никого нет, оно издает звук», 1998

Маурицио использует СМИ, чтобы показать реальность, а также размыть границы между реальностью и мифом. Несколько работ критикуют современную зрелищную культуру. Такая культура одержима огромным потоком образов, и эта одержимость может быть легко сопоставима с идолопоклонством.

Инсталляция «Если дерево падает в лесу и вокруг него никого нет, оно издает звук» иллюстрирует эту идею безупречно. Произведение состоит из чучела осла с низко опущенной головой, телевизора на его спине. Он вызывает в воображении образ Христа, верхом на осле въехавшего в Иерусалим в вербное воскресенье. Телевидение, занявшее место Христа на осле, служит явным представлением о замене традиции медиакультурой в качестве нового объекта поклонения.

Концептуально работа Каттелана напоминает более ранние работы корейского художника Нам Джун Пайка, который часто сопоставлял основные технологические устройства с религиозными или духовными образами, чтобы также критиковать поклонение средствам массовой информации, как в «TV Buddha» (1976).

Каттелан указывает на оцепенелое почитание обществом средств массовой информации и зрелищной культуры, концепцию, изложенную Гаем Дебордом в трактате 1967 года «Общество зрелища».

«Америка», 2016

Полностью функционирующий туалет, сделанный из 18-каратного золота, был установлен в Бленхеймском дворце (Оксфордшир), рядом с комнатой, где родился Уинстон Черчилль в 2019 году.

Cattelan создал туалет в 2016 году для Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. Он был сделан в литейном цехе во Флоренции, отлит из нескольких частей, которые позже были сварены вместе. Сделанный идентично туалетам Kohler, он был установлен в одной из ванных комнат музея для посетителей.

«Америка» предлагает возможность побыть один на один с новейшим культовым объектом. Речь идет о том, чтобы иметь духовный момент чистого, одинокого созерцания в наименее очевидной области священного места, музея.

По словам Каттелана, работа была сделана из 103 килограммов золота, которое в сентябре 2019 года в пересчете на валюту оценивалось более чем в четыре миллиона.

Никогда с тех пор, как Марсель Дюшан представил фарфоровый писсуар «Фонтан» для выставки Общества независимых художников в 1917 году, сантехника не была так облагорожена.

Самый скандальный скульптор

Самые скандальные работы итальянца Маурицио Каттелана

Одну из наиболее обсуждаемых и противоречивых современных скульптур — стоящего на коленях Адольфа Гитлера — продали на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 17 миллионов долларов. Ее автор — 55-летний итальянский мастер Маурицио Каттелан. Работы художника часто оказывались в центре скандалов. К примеру, в 2000 году его «Час девятый» вызвал негодование польской общественности — скульптура изображает папу Римского, придавленного метеоритом. Предлагаем вашему вниманию самые резонансные произведения Каттелана.

Him («Он»), 2001 год

Без названия, 2007 год

Без названия, 2011 год

Trotsky («Троцкий»), 1997 год

«Час девятый», 1999 год

Без названия, 2007 год

Без названия, 2013 год

Без названия, 2008 год

Без названия, 2004 год

L.O.V.E. («Л.Ю.Б.О.В.Ь»), 2010 год

И это искуство? Такого дерьма я могу напридумывать целый вагон и тачку. Вот, с ходу и не напрягаясь:

— Белоснежка какающая на гнома

— Дарт Вейдер дрочит на фото Джар-Джар-Бинкса

— Лошадь пожирает дюжину младенцев

— Два страуса танцуют венский вальс

Я на полном серьезе тебе сейчас говорю — это выстрелит и это будет в цене.

17 миллионов долларов уже у тебя в кармане!

Во-первых, торт — это ложь.

Во-вторых, равиоли — это блажь.

Современное искусство, оно такое

Названия придумать оказалось тяжелее чем хрень эту)

Цитируем Никиту Сергеевича

Вы что — мужики или пидорасы проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Кто автор?

Безобразие, что это, осел хвостом писал или что?

Кто им разрешил так писать, всех на лесоповал — пусть отработают деньги, которые на них затратило государство

Думаю, тут он прав

Отходы стройматериалов и прочий хлам

Волк Олав в Копенгагене на рок-фестивале:

Тролль Троельс в Хорсенсе и его 5-метровая рука-качелька:

Бен-Отдыхающий в Орхусе и его 11-метровые ноги-скамейки:

Гектор-Защитник на острове Кулебра и его камень против злых людей:

Скульптор Томас Дамбо, Дания.

Лесные скульптуры-привидения Роба Малхолланда

Для творчества Роб использует полупрозрачное акриловое оргстекло. Его легко резать, в отличие от обыкновенного, сложно разбить, а кроме того, оно обладает удивительным свойством исказить отражение света, таким образом, что создается эффект частичной невидимости.

Вот почему их продают без головы

Скорее бы лето!

Сделала новую фигурку. Это Кристина.

Фигурка вырезана из дерева и расписана акриловыми красками.

Парящее апельсиновое дерево в Израиле

Привет, пикабу. Наткнулся я тут в старом Яффо на парящее апельсиновое дерево.

Мне понравилось, решил с вами поделиться. Вот:

(Фото на Oneplus 7 pro)

Вы скажете «Но ведь это просто дерево в горшке, который подвесили на тросах!»

«Нет!», отвечу я, «Тут есть символизм и всякие важные штуки!»

На табличке возле дерева написано о том, как раньше Яффа была крупнейшим местом выращивания апельсинов. Но сейчас апельсины тут почти не выращивают, а дерево отсылает нас к прошлому города.

Так же мне рассказали, что это дерево символизирует еврейский народ. Мол его корни оторваны от земли, но он продолжает расти и развиваться вопреки обстоятельствам.

Ещё есть похожая версия про человека и цивилизацию, мол современный человек оторван от земли и его корни умещаются в каменном горшке современного цивилизованного мира. ( это я уже просто нагуглил)

А может быть автор просто хотел посадить апельсиновое дерево в красивый горшок, кто знает, это ж искусство, куда нам, простым оторванным от земли детям цивилизации понять.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector