"Сон разума" Гойи и порождённые им чудовища

«Сон разума» Гойи и порождённые им чудовища

Чудовища и аристократы Гойи

На его полотнах – дикие глаза бога и «песня жизни», спесь вельмож и безумие ведьм, невежество, алчность и жестокость

Секрет гениальности Франсиско Гойи не дает покоя и искусствоведам, и психологам. Кто-то полагает, что одаренность художника — следствие постоянного самосовершенствования, другие считают, что создание шедевров обусловлено тяжелым недугом. Именно с болезнью связывают изменение в стиле его живописи и загадочный, пугающий дух картин. Впрочем, с поражающим мастерством он рисовал и монстра, и герцогиню, создавал и светлые пейзажи, и кошмарные гротески.

Дикие глаза бога
Гойя происходил из семьи обедневших дворян. Он родился 30 марта 1746 года неподалеку от испанского города Сарагоса. Талант Гойи раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. В начале 70-х годов XVIII века он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание.
В 1775 году Гойя переезжает в Мадрид и получает заказы от высшей знати. Для начала он занимается художественным оформлением столовой принца Астурийского, (будущего короля Испании – Карла IV) и изображает на стенах сцены из охотничьей жизни. Позже Гойя пишет портреты графа Флоридабланка и маркизы А. Понтехос, а также рисует семью герцога Осуна и других аристократов.
Кроме того, живописец создает яркие картины с сюжетами из жизни испанского народа. Историк и теоретик искусства Юрий Колпинский пишет о полотне Гойи «Сбор винограда»: «…дана полная скрытой остроты и сдержанной страсти чувственно-радостная песня жизни. Фон картины образуют скалистые контуры гор, чуть смягченные пыльно-золотистой дымкой сухого воздуха кастильских нагорий».
На вершине карьеры Гойя становится придворным живописцем и в 1800—1801 годах делает групповой портрет семейства испанского короля Карла IV. Гойя изобразил королевских особ в натуральную величину, наряженных в нарочито дорогие костюмы с множеством украшений.
Однако успех художника все больше омрачает таинственная болезнь, причину которой врачи не могли установить. Существовало предположение, что первые симптомы связаны с перенесенным сифилисом, подхваченным во время эпидемии. Потом ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтвержден. Проявления недуга были ужасны. Художник оглох и стал плохо двигаться, часто не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, временами падал в обмороки, в конце концов, его разбил частичный паралич.
Болезнь Гойи сказалась на его творчестве. Меняется палитра, в которой начинают преобладать коричневый, серый и черный тона. В мадридском музее Прадо целый зал посвящен циклу картин Франсиско Гойи, каждая из которых выполнена в градациях черного. Так называемые «Чёрные картины» демонстрировали насилие, безумие и безысходность.
Одной из картин, насыщенной трагизмом и ужасом стала работа «Сатурн, пожирающий своего сына». В древнеримской мифологии, Сатурн почитался как верховное божество. Ему предсказали, что один из его детей от богини Реи лишит его власти. Чтобы этого не произошло, Сатурн решил уничтожить потенциальных конкурентов, съев их. Гойя показывает Сатурна терзающим ребенка. Кровавые подробности усиливают ужас. Дикие глаза бога. В его образе есть подобие с человеком, но больше он похож на монстра, дикое лесное отродье, воплощение ночных кошмаров. Он словно бы стиснут рамками полотна — поза его неестественна, изуродована. В результате картина выглядит как олицетворение апокалипсиса.

«Сон разума рождает чудовищ»
В 1799 году Гоя заканчивает серию гравюр под общим названием «Капричос» (исп. Los Caprichos — «причуды»), которая является мрачной, а в некоторых листах и фантасмагорической, сатирой на политику, общество и религию.
Самой известной работой серии можно назвать «Сон разума рождает чудовищ». Гойя изображает самого себя спящим. Рядом с ним – инструменты для рисования. Спит он не то на столе, не то на кубе. За ним мы видим летучих мышей, сов, огромную кошку. Некий темный мир, который открывается, когда разум спит. «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес», – так написал сам Гойя.
Интересны и другие гравюры из этой серии. Например, «Охота за зубами» – женщина пытается залезть в рот к мертвому висельнику. Авторский комментарий к этому изображению таков: «Зубы повешенного — чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам».
Или гравюра «Неужели никто нас не развяжет». Гойя описал её так: «Что это? Мужчина и женщина, связанные верёвками, изо всех сил стараются освободиться и кричат, чтобы их скорее развязали? Если я не ошибаюсь, это жертвы насильственного супружества».
А на гравюре с названием «Невероятно!» дерутся омерзительные женщины, Гойя описывает еще и словами этот поединок: «Две ведьмы крепко повздорили, которая из них сильнее в бесовском деле. Трудно поверить, что Косматая и Кудлатая способны на такую потасовку. Дружба — дочь добродетели: злодеи могут быть только сообщниками, но не друзьями».
На другом листе изображен старик с двумя мешочками денег, он хочет утаить свое богатство, а окружающие люди потешаются над ним. Гравюра так и называется – «Зачем их прятать?» И Гойя сам же и отвечает: «Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80 лет и жить осталось не больше месяца, он всё ещё боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчёты скупости».
На гравюре с длинным названием «Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то…» стоит самодовольный карикатурный человечек, и Гойя поясняет: «Этот болван воображает, что раз он носит кокарду и жезл, то он от природы выше других, и злоупотребляет доверенной ему властью, чтобы досаждать всем, кто имеет с ним дело. Тщеславный, спесивый, наглый с теми, кто ниже его по положению, он гнёт спину и пресмыкается перед теми, кто его сильнее».
В этой серии Гойя изобразил и демонов, тщательно ухаживающих за собой – гравюру «Прихорашиваются» автор подписал так: «Иметь длинные когти настолько предосудительно, что запрещается даже нечистой силе».
Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Гойя отобразил многие пороки современной ему эпохи – грубость и невежество, алчность и мракобесие, жестокость и лицемерие.

Демон страсти
Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг.
Друг Гойи, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Хосефа и темпераментный Франсиско сразу же влюбились друг в друга и поженились 25 июля 1773 года. Супруга подарила Гойе пятерых детей, однако выжил только один, остальные умерли еще в младенчестве. Как только Гойя стал вхож в круг аристократов, Хосефу он сразу забыл. Несмотря на это, Франсиско оставался в браке вплоть до смерти супруги в 1812 году.
Гойя не был верным мужем, в его жизни всегда присутствовали другие женщины, помимо жены. Любовниц он менял едва ли не каждый день — в равной степени увлекаясь и аристократками, и женами бедняков, и красавицами из публичных домов. По слухам, однажды он даже умудрился увести из монастыря красивую монашку.
Но желанней других для Гойи была герцогиня Каэтанья Альба. 20-летняя красавица была умна, высокомерна и чувственна. Гойя пал к ее ногам. Их роман длился 7 лет. В чем-то они были похожи. Герцогиня была притчей во языцех благодаря своей любвеобильности, слухи о ее многочисленных любовниках ходили не только при дворе, но и среди простых людей. Художник написал много ее портретов. Наибольшую известность получили его работы «Обнаженная маха» и «Одетая маха». Кстати сказать, махами в Испании называли девиц, ведущих независимый образ жизни и зарабатывающих продажей собственного тела.
Каэтанья Альба умерла при загадочных обстоятельствах летом 1802 года. Ходили слухи, что она либо сама приняла яд, либо же была отравлена кем-то из недоброжелателей. Гойя пережил возлюбленную на 25 лет, успев похоронить первую супругу и жениться вторично на молодой женщине по имени Леокадия де Вейс, которая из-за Франсиско развелась со своим мужем. Великий живописец умер во Франции в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Он скончался на руках у супруги в окружении родственников. Останки Франсиско возвращены в Испанию только в 1919 году.

Читать еще:  Johannes Wessmark. Современный художник-реалист

Сон разума рождает чудовищ

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) — испанская пословица, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла «Капричос».

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (исп. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» [1] .

Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазии, овладевающие сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Примечания

  1. ↑ La fantasía, aislada de la razón, solo produce monstruos imposibles. Unida a ella, en cambio, es la madre del arte y fuente de sus deseos.

Литература

  • Goya — Caprichos da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4.
  • Frederic Chordá, Goya: Grabados (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Что такое wiki.moda Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Сон разума рождает чудовищ

«El sueño de la razón produce monstruos» — испанская пословица, появившаяся на свет то ли до знаменитой картины Франсиско Гойи, то ли вошедшая в обиход после появления цикла «Капричос» — как нельзя лучше характеризует взгляды радикальных оппозиционеров. Их олицетворением, безусловным и наиболее ярким, была Валерия Новодворская, всю свою жизнь посвятившая борьбе с властью – неважно какой, главное – борьба. В конечном счете, выяснилось, что Валерия Новодворская боролась сама с собой, поскольку никаких результатов подобное существование не принесло.

Эта пословица приходит на ум, когда видишь, как искажаются факты, как в умах небольшого пласта общества происходит некое смещение мыслительных глыб, после чего картина мира делается искаженной, и оказывается, что сами они живут среди чудовищ. Даже те, кто сорвал с груди белую ленту, демонстрируют, что в их головах поселились монстры. Так предатель Родины Александр Потеев внезапно превращается в «настоящего полковника», а российские разведчики в шпионов. Так, страной управляют чекисты, жулики, воры и просто негодяи, чья основная миссия – геноцид русского народа. Причем, они то ли искренне в это верят, и тогда сон их разума действительно плодит чудовищ, то ли намеренно «раскачивают лодку», потому что за раскачивание хорошо платят.

Поразительно, но в их мозгах старая ленинская идея «Мы на зависть всем буржуям мировой пожар раздуем» настолько укоренилась, что они уверены, как и многие западные русофобы, что Россия по-прежнему стремится захватить весь мир. Ленин, как известно, был одержим идеей мировой коммунистической революции. Но Россия вовсе не стремится к экспансии. Да и коммунистическую идею сменил обыкновенный патриотизм. После развала Союза сотрудничество с бывшими советскими республиками, ныне свободными странами, велось на взаимовыгодных условиях, в том числе и с Украиной, которой продавали газ с огромной скидкой, позволяли осуществлять его транзит, получая прибыль, поставлять в Россию множество товаров, что давало несомненное экономические выгоды, и даже миллиарды рублей в долг в виде евробондов мы им давали. Сейчас такое же партнерство ведется в рамках Евразийского Союза – с Казахстаном, Белоруссией и другими странами. Украина решила пойти своим путем. И кроме гражданской войны и экономических потерь не добилась ничего.

Исключительно воинственный альянс НАТО придвигается к нашим границам, а они говорят: «Это для безопасности Европы. Вдруг наша страна на них нападет?» Им показывают карту, где Россия буквально в окружении военных баз, они твердят: «Нет, это не против нас, это для нас и делается». В общем, в их головах НАТО, похоже, пытается спасти нас от нас самих. Но нам самим это не нужно. Как и очевидная угроза, которую несет альянс.

В их представлении страной управляют люди, пришедшие во власть только для того, чтобы ограбить народ, лишить его средств к существованию, отобрать пенсии и социальные пособия. У них короткая память, они забыли, как при Ельцине пенсий хватало только на молоко и хлеб, и старики стояли у метро, перепродавая разнообразное барахло, лишь бы выжить. Нынешние пенсии куда выше, и позволяют жить, не занимаясь спекуляцией. Да и правительство все делает, чтобы в условиях кризиса, устроенного извне, спасти экономическую ситуацию. Социальные службы в 90-х и близко не были развиты так, как сейчас. И социальной помощи, по сути, не было.

Читать еще:  Benjamin Lacombe. Романтические иллюстрации

Они даже не верят, что кризис устроен извне. Им кажется, годы стабильности связаны только с высокими ценами на нефть. Хотя это, конечно, полная ерунда. С другой стороны — если у нас есть нефть, почему мы не можем продавать ее – и жить хорошо, как делает, к примеру, целый ряд арабских государств на Ближнем Востоке?! В этом нет ничего плохого – зарабатывать на нефти. Но они упорно твердят про нефтяную иглу. Как будто Россия государство-наркоман. Но тогда и Саудовская Аравия, ничуть не ощущающая по этому поводу терзаний – тоже государство-наркоман, да еще какой!. Между тем, все эти годы промышленность и армия развивались, и сейчас они совсем не такие, как при полном развале страны в горбачевско-ельцинскую эпоху. Американцы не могут обойтись без наших ракетных двигателей, к примеру. Но оппозиционеры твердят, как и десять лет назад (я помню выступления этих людей), что в США вот-вот будет разработан полный аналог – то ли «Боингом», то ли Элоном Маском. Но его нет. Даже промышленный шпионаж не помогает. Пентагон признает, что российские двигатели будут нужны еще минимум десять-пятнадцать лет.

В их умах — все плохо. Народ вымирает. Притом, что демографическая яма 90-х-начала 2000-х давно пройдена. Сейчас наблюдается положительная динамика. И не только за счет притока мигрантов, хотя они и твердят, что это мигранты пополняют страну. Нет, за счет того, что русские сами рожают детей. У многих моих друзей по три ребенка. Это означает, что страна будет жить, как бы им не хотелось иначе.

А еще среди них есть правозащитники, которые защищают только тех, кого выгодно, на ком можно заработать политический вес. Они хором кричали, к примеру, что Надежда Савченко непременно умрет в результате голодовки. И несли ее плакаты на митингах, даже на траурном митинге Немцова: «Save Nadia». Почему на российском митинге по-английски? Видимо, чтобы мировая общественность видела – они в тренде. Надежда Савченко не только не умерла – ее кормили сбалансированным диетическим питанием, таким полезным для здоровья, что на свободу она вышла куда более здоровой и крепкой физически, чем до посадки. И кстати, более здравомыслящей. На Украине сейчас вовсю пишут, что им прислали «путинскую методичку» вместо Героя Украины – ведь она теперь выступает за мирные переговоры с Донбассом и налаживание отношений с Россией.

Эти люди, оппозиционеры-внесистемщики, не доверяют никому, даже друг другу. Нашумевшая видеозапись с Касьяновым и его помощницей Пелевиной, попавшая в сеть, снята непонятно кем. Оппозиционеры вовсю обвиняют друг друга, заявляя, что эти «друг други» валят политических оппонентов. Даже если вброс организовали спецслужбы, хотя в этом нет никакого смысла (рейтинг Касьянова стремится к нулю), из разговоров слышно, как он с ненавистью отзывается о своих соратниках, которые строят ему препоны, чтобы взобраться наверх. Куда стремится Касьянов, уже непонятно. Потому что во власть ему путь закрыт. Его не поддерживает и не будет поддерживать народ. Разум его дремлет, и потому вокруг него чудовища, которых он упоминает в записи – Яшин, Навальный и прочие.

А еще, что совсем удивительно, США и Госдеп для них – друг, товарищ и брат. Они искренне уверены, что Соединенные Штаты Америки, разбомбившие и обратившие в хаос десятки государств, желают России только добра. Остается только руками развести. Или эти люди слепые, или дураки, или продажные сволочи? Кто же они, на самом деле?!

Сияние, Стивен Кинг — отзыв

Сон разума рождает чудовищ. (С) Гойя

Стивен Кинг — один из самых известных и популярных писателей конца двадцатого и начала двадцать первого века. Его книги легко читают как взрослые, так и дети. Я не особо люблю жанр ужасов как в киноиндустрии, так и в литературе, но «Сияние» мне порекомендовали с очень хорошей стороны и нашлось время, чтобы прочитать данное произведение.

Сразу хочу отметить, что книга поражает своей атмосферой, вы как будто полностью погружаетесь в мир Кинга, описанный ярко, красочно и подробно. Книга начинается с того, что молодая семья Торренсов переезжает с одного места на другое. Глава семейства — Джек, в прошлом преподаватель в школе, но после неудачного стечения обстоятельств становится безработным, но подворачивается удачный и достаточно легкий способ подзаработать денег в связи с чем семья и переезжает. К тому же Джек любит злоупотреблять алкоголем, а иногда даже грубой силой по отношению к своим близким. Уэнди — жена Джека — молодая девушка, мечтавшая о простом семейном счастье, которая любит своего мужа, но в то же время и боится его, особенно выходящего за рамки сумасшествия. Их сын Дэнни — маленький мальчик шестилетнего возраста, очень любящий своего отца, гораздо больше чем маму, что очень беспокоит вторую. Именно Дэнни и обладает особым даром, которое именуется «Сияние» и его сила будет противостоять злу, с которым столкнутся главные герои на протяжении всего повествования.

Читается книга очень просто, на одном дыхании, хочется читать следующую главу и не хочется заканчивать, потому что написано легко и интересно. По началу события не слишком быстро развиваются, но в этом и есть основная задумка романа, показать каждого героя по отдельности, его мысли, чувства, связанные с переездом в отель «Оверлук», отрезая себя от цивилизации на достаточно долгий промежуток времени. Но самое интересное начинается после приезда их в отель. Стивен Кинг очень красочно и подробно рассказывает историю Джека, его детство, юность, его мечты о становлении известным писателем и в тот же самый момент показывает изменения его характера, его медленное, медленное, но неминуемое безумие. Безумие и обида, которая копилась в нем столько лет и в конце-концов, получив некоторый стимулятор, нашла выход наружу. Этот момент и является как по мне ключевым, полное перевоплощение персонажа, с каждой главой книги, с каждым событием, произошедшим с ним. И это прекрасно описано Стивеном Кингом, очень тонко поставлены причины и последствия этого перевоплощения.

Книга насыщена довольно интересными сюжетными поворотами, незаметными деталями и лишь внимательные читатели смогут сложить все карты воедино, чтобы понять чем все закончится, не дочитав до конца роман.Здесь же есть и небольшой минус » Сияния», заключающийся в том, что финал достаточно прост и легко предугадывается. Но благодаря этим изюминкам, заложенных писателем в начале, точно предсказать его просто невозможно. И все же я считаю, что окончание истории, представленное Кингом — лучшее, чем можно было завершить произведение. Еще из небольших минусов лично для меня скажу о некоторых фразочках, которыми писатель явно не пренебрегал. Обычно, они связаны с половыми органами по типу «откушу сами знаете что» или гневные ругательства, иногда через чур переполненные эпитетами. Это все лишь придирки, возможно автор такими высказываниями пытался хоть иногда разрядить обстановку, либо же наоборот усилить ее.

Читать еще:  В Москве прошла презентация серии книг о величайших художниках мира

Что же касается самих ужасов. Да есть очень страшные моменты, когда действительно переживаешь за героев и их судьбу, это все достигается путем подробного описания обстановки и эмоционального состояния героев. Есть моменты не особо страшные, но держащие в напряжении до последнего. Все-таки точную оценку «страшно или нестрашно» дать нельзя, тут все вращается вокруг того, насколько у человека развито воображение.

Подводя краткий итог могу сказать следующее, мне как не читавшему до этого книг Стивена Кинга «Сияние» понравилось, достойная книга с цельным сюжетом, хотя остаются некоторые вопросы после прочтения, с интересными персонажами и завесой тайны, открывающейся под самый финал. У данной истории есть продолжение, которое в скором времени я собираюсь прочесть. А пока купил себе книгу Кинга под названием «Мертвая Зона», которая как мне сказали совсем другого жанра. Читайте хорошие книги, друзья!

«Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес»

30 марта 1746 года родился один из самых знаменитых испанских художников Франсиско Гойя. Мастер известен во всем мире не только как живописец эпохи романтизма, но и как талантливый гравёр. А его серия офортов «Капричос», являющаяся сатирой на политические, социальные и религиозные порядки, остаётся актуальной и в наше время.


Подарочное издание офортов Франсиско Гойи «Капричос» французского издательства «Jean de Bonnot» 1972 года из Большого собрания изящных искусств ASG

Творчество Гойи никого не оставляет равнодушным. Темы его работ заставляют задуматься о смысле бытия. Художник, несомненно, опередил свое время. А «Капричос» — это некая тайна, которую можно разгадывать бесконечно долго, разглядывая гравюры, выполненные с высоким художественным мастерством, с деталями, иногда настолько отталкивающими, что задаешься вопросом – неужели это было когда-то в Испании? А потом осознаешь – это было всегда и есть сейчас. Меняются предметы, окружающие человека, развиваются наука и техника, но есть вещи, которые, увы, остаются неизменными на протяжении веков.

В Большом собрании изящных искусств ASG есть прекрасное подарочное издание офортов Гойи «Капричос» 1972 года французского издательства «Jean de Bonnot», специализирующегося на выпуске книг по искусству, литературе, антиквариату, истории, детской литературе по технологиям прошлого. «Капричос» Гойи представлены полностью, в количестве 80 листов, в красивой упаковке, с предисловием издателя, который дает гарантию, что данные изображения отпечатаны непосредственно с подлинных гравюр Франсиско Гойи.


Информация, гарантирующая что данные изображения отпечатаны непосредственно с подлинных гравюр Франсиско Гойи


Водяные знаки на листах издания «Капричос» Гойи из Большого собрания изящных искусств ASG

В 1799 году Гойя завершает работу над серией этих офортов. «Капричос» рассказывают о том, как идеология и суеверия убивают живую мысль, как сила темных веков не дает возможности родиться новому, как жадные старики душат молодых. Это история про испанскую инквизицию, про феодальные порядки Испании, про то, что страна задыхается.

Долгое время исследователи пытались расшифровать тайный смысл листов: намеки на исторические события того времени, на конкретных лиц и конкретные обстоятельства из жизни самого художника, но их поиски не увенчались успехом. Дело в том, что в «Капричос» Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не прибегая к иносказанию и «эзопову языку». Он мыслит противопоставлением категорий: день и ночь; разум и глупость, суеверие; молодость и старость и т. п.

Фантастика служит для более глубокого раскрытия реальности. Эпиграфом к «Капричос» может служить подпись к 43-му листу: «Сон разума рождает чудовищ».

Этим сном спит Испания — страна, оказавшаяся на окольных путях Истории; страна, в которой правит Глупость, а не Разум; страна, где суеверия, веками внедряемые в народ, стали неотъемлемой частью его сознания. Картина, которую рисует Гойя, неоднозначна: виновны не только палачи, но и жертвы. Развращенные многовековым царством Глупости, они не стремятся вырваться из-под ее власти.

— Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес, — говорил Франсиско Гойя.


Франсиско Гойя. «Капричос». 43. «Сон разума рождает чудовищ»

«Капричос» начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно персонажи офортов — махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети продажных женщин, монахи — изменяются, в их облике начинает проявляться их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного, ведьмовского мы видим в лицах.

Среди листов этого издания «Капричос» Гойи был обнаружен случайно попавший туда пейзаж 1967 года с подписью автора Jean Adam. На работе изображен сельский пейзаж в горах. Карандашом подписано – Burin original. Это вид старейшей гравюры на металле, когда рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки (углубления) рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск. Это разновидность глубокой печати.


Jean Adam, 1967. Сельский пейзаж в горах. Гравюра

Кстати, стоит сказать еще и о том, что в Большом собрании изящных искусств ASG хранится картина XIX века, на которой изображен Франсиско Байеу. Предположительно полотно создано одним из последователей Гойи.


Испанская школа XIX века, последователь Франсиска Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет Франсиско Байеу. Холст 114 x 86 см. Копия картины, хранящейся в Прадо (см. Р. де Анжелис «Все творчество Гойи» Париж, 1976, N 296, репродукция). БСИИ ASG Инв. № 05-1246

Любопытно, что в музее Прадо в Мадриде находится портрет Франсиско Байеу кисти самого Франсиско Гойи. В 1795 году Гойя закончил портрет своего шурина и учителя, Франсиско Байеу, который умер в возрасте 61 года. Хотя отношения художника с Франсиско не всегда оставались дружескими, Гойя всю жизнь был близок с младшим Байеу, Мануэлем, который также был художником.


Франсиско Гойя. Портрет Франсиско Байеу. 1795 год. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Франсиско Байеу (1734-1795), испанский художник, прибыл из Арагона, как и Гойя, был добросовестным рисовальщиком и технически образованным живописцем, который, несмотря на полное отсутствие творческого начала и оригинальности, весьма успешно распорядился своим скромным талантом. У такого человека было чему поучиться. Байеу, о котором современники вспоминают как о человеке с «грубыми манерами и доброй душой», похоже, согласился взять Гойю себе в помощники. Очевидно, они ладили, так как молодой художник по меньшей мере три года работал в его мастерской, — вполне достаточный срок, чтобы у юноши возникла привязанность к младшей сестре Байеу, Хосефе, на которой он позднее женился.

Несмотря на внешне благополучную жизнь, Гойя, очевидно, ощущал определенную неудовлетворенность. Его художественный темперамент не находил себе выхода в мастерской Байеу. В возрасте около 23 лет Гойя решил, что должен разобраться в себе и определить дальнейший путь развития своего дарования. Итак, движимый как жаждой авантюрных приключений, так и желанием расширить свое художественное образование, Гойя расстался с Франсиско Байеу и отправился в Италию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector