Экспрессионистский реализм. Derek Stefanuk

Экспрессионистский реализм. Derek Stefanuk

Что такое Экспрессионизм

Значение Экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают.

Автор использует при этом искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также яркое, резкое и даже динамичное применение формальных элементов.

Этот стиль сменил собой импрессионизм, зародился в 1910-х гг. в Германии и получил распространение во многих её городах, но активно просуществовал лишь до 1921 гг.

Если говорить об экспрессионизме в более широком смысле, то он является одним из основных течений искусства в конце 19 и 20 веков.

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Оскар Кокошка

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — «Гримаса»;
  • Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
  • Густав Майринк — «Голем»;
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно. Но сообщение автора очень важно.

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм.

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Экспрессионизм в архитектуре

В архитектуре экспрессионизм проявляется как деформация общепринятых форм. Главная характеристика в архитектуре экспрессионизма — это явная эмоциональная экспрессивность, предельный эмоциональный эффект. Архитекторы её получают используя в своих творениях угловатости и акцентированную деформацию общепринятых форм.

  • Эрих Мендельсон (1887–1953);
  • Ганс Пёльциг (1869–1936);
  • Хуго Херинг (1882–1958).

Экспрессионизм в музыке

Музыке этого стиля характерны следующие черты:

  • высокий уровень диссонанса (несогласованное сочетание звуков, вызывающее неприятные ощущения);
  • крайние контрасты динамики (контрастирующая сила звука);
  • постоянно меняющееся строение;
  • «искажённые» мелодии и гармонии;
  • «угловые» мелодии с широкими прыжками (в них много интервалов, диссонанса и жёстких ритмов);
  • нет ритма.
Читать еще:  Универсальный художник. Ridley Howard

И как пример экспрессионистского музыкального произведения можете послушать эту композицию:

Peripetie — австрийского и американского композитора Арнольда Шёнберга

Немецкий экспрессионизм

Главные отличия немецкого экспрессионизма в том, что зачастую авторы искажали цвет, масштаб и пространство. Таким образом они пытались передать субъективные ощущения своего видения.

Однако Первая мировая война навредила многим, и этим художникам тоже. В конечном итоге, немецкий экспрессионизм превратился не только в стиль современного искусства, но и в горькое движение протеста.

Экспрессионизм и импрессионизм отличия

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) — художественное движение, которое развивалось в 1860-х годах в Париже. А экспрессионизм возник в 1905 году в Германии.

Ключевое различие между ними заключается в том, что, хотя импрессионизм и пытался изобразить впечатление или эффект момента, экспрессионизм представлял через искусство преувеличенные и искажённые эмоции момента.

6 билет Экспрессионизм и творчество Ф. Кафки (1883-1924). Новелла «Голодарь»

Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, литературе, главным образом в Германии, первой трети 20 века.

В предвоенные годы и в период первой мировой войны недолгий, но яркий расцвет переживает экспрессионизм – искусство выражения. Основной эстетический постулат экспрессионистов – не подражать реальности, а выражать к ней свое негативное отношение. Поэт и теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид утверждал: «Мир существует. Повторять его нет смысла». Тем самым он и его последователи бросали вызов реализму и натурализму. В литературе идеи экспрессионизма были подхвачены поэтами, стремившимися выразить переживания лирического героя в состоянии аффекта. Отсюда гипертрофированная образность стиха, сумбурность лексики и произвольность синтаксиса, надрывный ритм. Поэты, драматурги и художники, близкие к экспрессионизму, были бунтарями в искусстве и в жизни. Они искали новые, скандальные формы самовыражения, мир в их произведениях представал в гротескном обличье, буржуазная действительность – в виде карикатур.

Таким образом, провозгласив тезис о приоритете самого художника, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент на выражении души художника, его внутреннего «я». Выражение вместо изображения, интуиция вместо логики – эти принципы, естественно, не могли не повлиять на облик литературы и искусства.

Представители экспрессионизма в литературе (Ф. Верфель, Г. Гракль, Г. Гейм, Ф. Кафка.).

Стиль экспрессионистской поэзии отмечен патетикой, гиперболами, символикой.

Мыслить философскими категориями. Одна из важнейших тем искусства XX века – отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве, тема философская и центральная для мироощущения Кафки (1883-1924), – получила у экспрессионистов детальную разработку.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы. В завещании Кафка наказал своему другу все написанное им и неопубликованное уничтожить. Систематическое освоение его творчества началось только после Второй Мировой войны.

Кафка обращается к жанру романа. Он пытается изобразить жизнь современного ему американского мегаполиса, хотя никогда не был в Америке, чудовищную технизацию жизни, потерянность и заброшенность человека в этом мире. Роман «Америка» останется незавершенным, но будет издан через три года после смерти писателя. Параллельно с работой над романом писались его знаменитые новеллы «Превращение», «Приговор», «В исправительной колонии».

В 1918-1919 гг. творческая работа практически сведена к нулю. Исключением является только «Письмо к отцу», письмо, не дошедшее до своего адресата. Критики Кафки относят этот документ к попытке автобиографического наследования.

Двадцатый год – это работа над романом «Замок», который тоже, и это уже понятно, останется незавершенным. Роман этот является абсолютно антиисторическим.

Последний сборник, над котором работал Кафка перед смертью, будет называться «Голодарь». Писатель читал корректуры этого сборника, но при жизни его не увидел. Последний сборник – это своеобразное подведение итогов, центральная тема рассказов – размышления о месте и роли художника в жизни, о сути искусства.

Еще одна сторона творчества Кафки — создание афоризмов. Всего их, в конечном счете, оказалось 109. Публиковать их он не собирается, но Брод собирает все афоризмы, нумерует, дает заглавие «Размышления о грехе, страдании, надежде и об истинном пути» и публикует впервые в 1931 году. Обзор творчества автора будет неполным, если не сказать о его дневниках. Писал он их, правда, нерегулярно, в течение 10 лет. Многие записи интересны тем, что являются почти готовыми новеллами.

Герои Кафки лишены индивидуальности и выступают как воплощение неких абстрактных идей.

Новелла «Голодарь» Кафки о человеке искусства. Главный герой посвятил свою жизнь искусству голодания. Сначала ГГ имеет большой успех, но затем его искусство становится никому не нужно, в конце новеллы герой умирает. Можно предположить, что, рассказывая эту историю, Кафка говорит нам о судьбах людей искусства в целом. Человек, беззаветно преданный своему делу и своему искусству, мало кому нужен, и Кафка понимал это как никто другой. Критики даже считают, что так он пишет о себе. Человек, находящийся в поиске истины, в поиске той пищи, которую бы он захотел съесть, потому что та, что ему предлагают ему не подходит, не нравится, не вкусная. Аллегория поиска художника.

В новелле героя Кафки принуждают прекратить голодание после сорока дней изнурительного голода, хотя сам голодарь хочет продолжать чтобы «превзойти самого себя, ибо он чувствовал, что его искусство голодать непостижимо, а способность к этому безгранична». Достаточно заменить слово «голодать» на слово «писать» и мы догадаемся, что речь идет о самом Кафке.

Беда Голодаря в том, что он, как и сам Кафка, как и Грегор Замза, как многие герои Кафки, желал поделиться своим внутренним миром, своим искусством, желал, чтобы искусство голодания признали и приняли другие люди, те, кто приходил к клетке и смотрел на неведомое явление. Страстно желал, чтобы его поняли и приняли. Очередная ошибка, потому что молодая пантера в клетке для большинства более понятна и более интересна, чем, похожий на скелет Голодарь в своем высоком искусстве постижения духа и поиска той пищи, которая будет ему по вкусу.

Читать еще:  Современные художники Америки. Joseph Todorovitch

Сначала толпу забавляет зрелище, но потом интерес, как правило пропадает, ибо приелось. А он, человек в клетке, пытается донести до толпы свое искусство, пытается отдать им часть себя, но тщетно – людям не нужна часть Голодаря, их не интересует искусство, им нужно представление, мимолетное и сиюминутное наслаждение, им нужна молодая быстрая пантера, мечущаяся по клетке.

В конечном итоге Голодарь приходит к тому, что по сути важно именно само искусство и преданность самому себе, своим поискам, своему делу, а не признание и понимание толпы. Важно искусство, даже если оно сопровождается болью, одиночеством и непризнанием. Важно оставаться верным самому себе.

Экспрессионизм

…Мир стал настолько проницаемым, что каждую минуту из него выпархивают видения и фантомы; внешние факты беспрерывно превращаются во внутренние переживания, а душевные процессы беспрерывно воплощаются во внешнем мире

Течение в европейском искусстве (1905-1920-е гг)

В отличие от многих других авангардных направлений в искусстве экспрессионизм начинается не с манифестов и не централизованно, а спонтанно, в нескольких местах, манифесты и декларации возникают позднее

Сам термин появился в 1911 г. Считается, что он был введён чешским историком искусств Антонином Матешеком в противоположность импрессионизму

Наиболее яркого проявления этот стиль достиг в Германии и Австрии, где и зародился. В первую очередь экспрессионизм возник в изобразительном искусстве и затем уже распространился в другие сферы искусства

Экспрессионизм родился как реакция на события начала века – Первую мировую войну, революционные движения и т.д.

На это направление большое влияние оказало творчество художника Джеймса Энсора и философия Фридриха Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»)

Основные черты экспрессионистского мировоззрения:

— протест против уродства и несовершенства мира

— отчуждение человека от мира, ощущение бесприютности и тотального одиночества, крушения всех основ, на которых ранее держался мир

— тяготение к мистике и пессимизм

Как стиль в искусстве экспрессионизм характеризуется также:

— сознательным отказом от психологизма

— обращением к хаосу чувств

— стремлением к выражению «наиболее экспрессивной экспрессии», эмоции в её самом крайнем проявлении

— ориентацией на создание собственной реальности (художник должен не отображать существующую действительность, а творить свою)

— склонностью к деформации форм, к неестественности, изломам и т.д. ( в своих манифестах экспрессионисты призывали даже освободиться от заданных природой форм)

— важнейшие для экспрессионистского искусства эмоции – страх, беспокойство, тревога и т.п.

Экспрессионизм – «борьба против самодовлеющей материи, против господства реальных фактов, против физики будней» ( М. Крелль)

Видными представителями этого течения были:

  • В изобразительном искусстве: Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Отто Дикс и др
  • В литературе: Франц Кафка, Густав Майринк, Райнер Мария Рильке, Карел Чапек и др.
  • В кинематографе: Роберт Вине («Кабинет доктора Калигари»), Фриц Ланг («Усталая смерть»), Фридрих Вильгельм Мурнау («Носферату, симфония ужаса»), Герог Вильгельм Пабст («Кабинет восковых фигур»)

Экспрессионистская драматургия

На формирование экспрессионистской драматургии огромное влияние оказало творчество Августа Стриндберга, которое на позднем этапе очень сильно сблизилось с экспрессионистской эстетикой

Драматургия данного стиля была полемически направлена против натурализма, первые драмы, созданные в рамках этого течения, повторяли коллизию романтизма (в центре их неизменно оказывался герой-протагонист, противостоящий миру)

Экспрессионистская драма деформирует целостный комплекс чувств и единство действия, в том числе и в их психологической сущности.

Экспрессионистская драма выражает космическую глубину в примитивизме почти детского рисунка

На драматургию данного стиля сильное влияние оказало кино, экспрессионистские пьесы заимствуют у него монтажный принцип.

Другие черты драматургии этого течения:

— схематизм образов (наследие символизма)

— синтаксически упрощённый диалог, краткость реплик

— стремление к крайнему динамизму

— стремление к предельной обобщённости

— резкое противопоставление материального и духовного

— экспрессионистская драма не имеет целостную структуру, она распадается на ряд слабо связанных действий

— реальность представляется авторам пьес абстракцией

— важнейшим элементом драматургии этого течения является крик, крик души, направленный против социальных обстоятельств и порождённый апокалипсическим видением мира

— обращение к театральным формам Средневековья

Для экспрессионистской драматургии характерна ломка существующих театральных канонов, создание новых драматургических форм ( «Я-драма», «драма пути», «драма возвещения», «драма крика», «сверхдрама», «драма преображения»)

Представителями данного направления в драматургии были:

  • Арнольт Броннен («Право быть молодым», «Бунт против Бога», «Эксцесс»)
  • Франк Ведекинд («Пробуждение весны», «Лулу», «Ящик Пандоры», «Дух земли»)
  • Франц Верфель («Троянки», «Человек из зеркала», «Козлиная песнь»)
  • Вальтер Газенклевер («Сын», «Спаситель», «Антигона», «Люди»)
  • Рейнхард Гёринг («Морской бой», «Скапа Флоу», «Первый»)
  • Рейнхард Иоганннес Зорге («Нищий»)
  • Ганс Йост («Молодой человек», «Отшельник», «Король»)
  • Георг Кайзер («Граждане Кале»)
  • Пауль Корнфельд («Обольщение», «Небо и ад»)
  • Людвиг Рубинер («Без насилия»)
  • Эрнст Толлер («Никогда не будет мира», «Хоппля, мы живём!»)
  • Фриц фон Унру («Офицеры»)
  • Карл Штернхейм («Панталоны»)

Экспрессионизм в сценическом искусстве

Экспрессионистская драма не сразу пришла в театр, а режиссёры, осуществлявшие её первые постановки, не всегда были экспрессионистами по своим творческим принципам

Театр немецкого экспрессионизма предложил новое понимание роли зрителей, которые в ходе спектакля должны были стать членами «духовного братства»

На театральное искусство возлагалась задача утверждения нового видения мира

Сценическая площадка зачастую превращалась в проекцию сознания героя

Для спектаклей данного стиля характерно:

— деление действия на короткие эпизоды

— быстрая смена мизансцен

— рваный ритм действия

— музыка воспринималась как формообразующее средство

Режиссёры-экспрессионисты: К.Х. Мартин, Г. Хартунг, Р. Вайхерт, О. Фалькенберг, Л. Йеснер, Ю. Феллинг

Сформировался так же особый экспрессионистский стиль актёрской игры

Актёры-экспрессионисты отвергали психологизм, ритм их игры был нервно-напряжённый, роли строились на резких перепадах настроения, переходах от трагического монолога к гротескной пантомиме.

Актёры-экспрессионисты: Э. Дойч, Ф. Кортнер, К. Эберт, Г. Мюллер, Э. Бергнер

Экспрессионизм оказал сильное влияние на развитие театра, и не только театра, многие его черты и признаки продолжили существовать и после того, как экспрессионизм угас как направление.

Новая вещественность и магический реализм

от /нем./ Neue Sachlichkeit и Magischer Realismus

В Германии, времен Веймарской республики, возврат к фигуративности происходил в исторических условиях разгромленной страны, потрясенной тяжелым экономическим и социальным кризисом. Возвращение к порядку, как возвращение к классике, здесь, скорее, имело отношение к живописной поверхности и проблеме мастерства, но не к содержанию живописи. «Возвращение к натуре», как понимал это Густав Хартлауб ( Gustav Friedrich Hartlaub) (автор термина «Новая вещественность», директор художественной галереи в Мангейме) — возвращение к «предметности». Для создателей «Новой вещественности» есть две группы: одна — «квазиклассическая», ее представители смотрят на Руссо и итальянскую живопись, вторая — «веристы», рожденные дадаизмом, связанные с метафизикой, Де Кирико и Карра.

Участники движения «Новая вещественность», стремясь противопоставить тревожной экстатичности экспрессионизма, провозгласили «возврат к позитивной и конкретной реальности». Эстетическая концепция направления строилась на утверждении ложности реального мира, поэтому главной целью становится адекватное выражение неадекватности мира, реалистически зафиксированное отсутствие реальности, а смыслом художественного творчества – практически фотографическая точность изображения, не ставящая своей целью скрыть за художественной декоративностью неприглядность реальности. Если Хартлауб отрицает оппозицию между экспрессионистами и постэкспрессионистами, для Франса Ро (Franz Roh) (автор термина «магический реализм»), этот разрыв неодолим. Отличия, в виде схемы, опубликованные в «Магическом реализме», очевидны в оппозициях некоторых категорий постэкспрессионизма: экстаз экспрессионистов сменяется разочарованием, «ритм» — «изображением», «избыточности» противопоставлена «ясность и чистота», «динамизму» — «статика», «фактурной живописи» — «гладкая», вместо «деформации» — «точность» а вместо «диагоналей» — «прямые углы».

Художники: Макс Бекманн ( Max Beckmann) , Отто Дикс ( Wilhelm Heinrich Otto Dix) , Георг Гросс ( George Grosz) , Кристиан Шад ( Christian Schad) , Рудольф Шлихтер ( Rudolf Schlichter) , Георг Шольц ( Georg Scholz) , Георг Шримпф ( Georg Schrimpf) .

Выставки: 1925, Мангейм, Кунстхалле «Новая вещественность»; 1929, Амстердам, Стеделийк Музеум «Новая вещественность».

Тексты: Ф.Ро «От экспрессионизма к магическому реализму», Лейпциг, 1925; М.Бонтемпелли «Аналогии», 1927. (Franz Roh «Nach-Expressionismus. Magischer Realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei». Klinkhardt & Biermann, Leipzig 1925.)

Описание некоторых произведений:

Кристиан Шад «Операция», 1929. Холст, масло. Мюнхен, Ленбах-хаус. Шад хорошо знал искусство фотографии. Он экспериментировал с техникой «шадографии» (она предвосхищала лучеграммы — rayogrammes Ман Рея, отпечатки, делавшиеся без фотоаппаратов). С 1920 года,художник жил в Италии и изучал старую живопись. Операция заставляет вспомнить традиционные в итальянской живописи композиции «Оплакивний». Точностью трактовки, картина напоминает фотографию. Выбранная точка зрения — сверху вниз — создает ту дистанцию, которая позволяет художнику с ледяной педантичностью, показать сцену хирургической операции.

Кристиан Шад «Операция», 1929. Холст, масло.

Август Зандер «Кондитер. Кельн», 1928. Фотография. Нью-Йорк, Галерея Зандер. В конце 20-х годов, Зандер начал работать над проектом » Лица нашего времени». Он пытался каталогизировать многообразие типов немецкого общества времен Веймарской республики. Множество фотографий женщин и мужчин в продуманных позах в окружении предметов, утверждающих их социальный статус или профессию. Художник реформировал жанр портрета и перенес акценты с индивидуализма бюргера, на коллективную репрезентацию всего общества. Работа была прервана нацистами. Они увидели в разнообразии «Лиц нашего времени» угрозу классовым и расовым принципам.

Реализм и экспрессионизм

Энциклопедический словарь экспрессионизма. — М.: ИМЛИ РАН. . Гл. ред. П.М.Топер. . 2008 .

Смотреть что такое «Реализм и экспрессионизм» в других словарях:

Реализм (живопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия

Экспрессионизм — «Крик» норвежского художника … Википедия

Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и… … Википедия

Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920 е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1 й четверти 20 в. (включая 1 ю мировую войну и последовавшие… … Большая советская энциклопедия

Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение, выявление) направление в европ. иск ве и лит ре, возникшее в 1 х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит ре привело к… … Музыкальная энциклопедия

экспрессионизм — (лат. expressio – выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910 х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Возникновение стиля связано с появлением в немецкоязычной культуре… … Литературная энциклопедия

Кино и экспрессионизм — Термин “экспрессионизм” по отношению к кино употребляется в значительной мере условно и в двух значениях: для характеристики ряда заметных явлений в немецком немом кино 1920 х (так называемого “стилизованного фильма”), и в отношении некоторой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Русская культура и экспрессионизм — В России характерные для экспрессионизма идеи и образы нашли воплощение в деятельности ряда групп и в творчестве отдельных авторов на разных этапах их эволюции, порою в единичных произведениях. Однако как художественное движение экспрессионизм … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Пролеткульт и экспрессионизм — Пролеткульт (сокращение ходового выражения “пролетарская культура”, ставшего впоследствии широко распространенным термином первоначально для обозначения членов группы “Вперед” А.Луначарского*, А.Богданова, Ф.Калинина, возникшей в 1913) был… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Абстрактный экспрессионизм — (англ. abstract expressionism) школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector