Экспрессионистский сюрреализм. Darwin Leon

Экспрессионистский сюрреализм. Darwin Leon

Сюрреализм и экспрессионизм

Энциклопедический словарь экспрессионизма. — М.: ИМЛИ РАН. . Гл. ред. П.М.Топер. . 2008 .

Смотреть что такое «Сюрреализм и экспрессионизм» в других словарях:

Сюрреализм — (фр. surréalisme сверхреализм) направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920 х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт … Википедия

Экспрессионизм — «Крик» норвежского художника … Википедия

СЮРРЕАЛИЗМ — (фр. surrealite сверхреальность) художественное течение в рамках модернизма, продолжающее вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом тенденцию поиска «подлинной реальности» и открывающее таковую в личностно чувственной сфере… … Новейший философский словарь

Абстрактный экспрессионизм — (англ. abstract expressionism) школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических … Википедия

Абстактный сюрреализм — Файл:PollockTela.jpg Джексон Поллок. Дейвид Смит, 1963 Абстрактный экспрессионизм (abstract expressionism) школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая … Википедия

Нео-экспрессионизм — Неоэкспрессионизм (Neo expressionism) направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970 х и доминировало на арт рынке до середины 1980 х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое… … Википедия

Немецкий экспрессионизм — наиболее раннее по времени, по глубине и выражению проявление экспрессионистского течения, охватившее в начале XX в. все сферы искусства и культуры Германии и нашедшее отклик в других странах Европы и всего мира. На немецкой почве наиболее… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Пролеткульт и экспрессионизм — Пролеткульт (сокращение ходового выражения “пролетарская культура”, ставшего впоследствии широко распространенным термином первоначально для обозначения членов группы “Вперед” А.Луначарского*, А.Богданова, Ф.Калинина, возникшей в 1913) был… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Абстрактный экспрессионизм — Послевоенный (кон. 40 х 50 е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20 е гг ввел немецкий искусствовед Э.(?) фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов (см.: Экспрессионизм).… … Энциклопедия культурологии

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ — АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ, разновидность абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО). Возник под влиянием сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) с его идеей «автоматического письма». Ярче всего проявился в живописи в свободных композициях,… … Энциклопедический словарь

От импрессионизма до сюрреализма: результаты аукционов в Лондоне

Итоги недели торгов импрессионизма и искусства ХХ века в Лондоне впечатляют: на Sotheby’s всего за час продано пять картин Клода Моне на общую сумму £55,7 млн, а на Christie’s столь же молниеносно распродали шесть работ Жоана Миро, выручив за них £32,7 млн.

Клод Моне. «Большой канал». 1908. Sotheby’s, вечерние торги «Импрессионизм и искусство ХХ века», 3 февраля, Лондон. £23,6 млн

Два вечерних аукциона 3 февраля в Лондоне, «Импрессионисты и искусство XX века» и «Искусство сюрреализма», принесли Sotheby’s в общей сложности £186,44 млн, продано 85% лотов. Это самая большая суммарная выручка, когда-либо полученная на лондонских торгах исскусства. Всего за час было продано пять работ Клода Моне на общую сумму £55,7 млн, в том числе самый дорогой лот аукциона — венецианский пейзаж «Большой канал» из собрания Бернейма-Жюена за £23,6 млн. Эта картина, датированная 1908 годом, в течение восьми лет висела в постоянной экспозиции лондонской Национальной галереи. Еще две работы французского импрессиониста были проданы за 10 с небольшим миллионов фунтов: «Тополя в Живерни» 1887 года из коллекции нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) и голландский пейзаж «Причал», который выставляется на продажу впервые за последнюю четверть века. Не случайно глава отдела «Импрессионисты и искусство XX века» Sotheby’s Хелена Ньюмен в преддверии торгов отмечала, что «спрос на работы Клода Моне в настоящее время достиг беспрецедентной высоты, а география участников торгов за последнее десятилетие расширилась в четыре раза». Это наглядно показал февральский аукцион в Лондоне.

Со значительным превышением верхнего эстимейта в £12 млн ушла «Одалиска в черном кресле» Анри Матисса, для которой позировала княжна Нези-Хамиде Чокат, правнучка последнего турецкого султана. В ходе торгов цена картины взлетела до £15,8 млн. Настоящим событием стало появление на аукционе работы Анри Тулуз-Лотрека «В постели. Поцелуй», проданной за £10,7 млн. Произведения этого художника музейного качества очень редко появляются на рынке, а данная картина вообще была не известна публике последние 40 лет. Новый ценовой рекорд был установлен на графику Жоржа-Пьера Сёра: его этюд для картины «Купание. Аньер», созданной в 1883–1884 годах, ушел с молотка за £7,7 млн. Полотно Василия Кандинского «Moskau II», написанное в 1916 году и до сих пор хранившееся в частной коллекции, было продано за £6,3 млн.

На следующий день, 4 февраля, состоялись дневные торги импрессионизма и искусства ХХ века, суммарная выручка на которых составила £25 млн. Следует отметить, что участников не остановили новые ставки комиссии с покупателей (buyer’s premium), которые вступили в действие как раз с 1 февраля этого года. Теперь покупателям на Sotheby’s придется заплатить дополнительные 25% к «цене молотка» (hammer price) лотов стоимостью до £100 тыс. включительно (было до £50 тыс.), комиссия 20% применяется к суммам от £101 тыс. до £1,8 млн включительно (ранее от £51 тыс. до £1 млн), а к стоимости лотов свыше этой отметки будут добавлены 12%.

Успех серии торгов Sotheby’s на февральской неделе импрессионистов, модернистов и сюрреалистов в Лондоне сами организаторы объясняют не только высоким уровнем представленных произведений искусства, но и необычайно интернациональным составом покупателей. Участниками аукционов стали коллекционеры из 35 государств, особенно заметны были представители Швейцарии, России и азиатских стран.

Жоан Миро. «Картина» («Женщина, луна, птицы»). 1950. Christie’s, аукцион «Искусство сюрреализма», 4 февраля, Лондон. £15,5 млн

Основные события вечерних торгов Christie’s 4 февраля разворачивались вокруг произведений Поля Сезанна, Жоана Миро, Амедео Модильяни и Рене Магритта. Оба аукционных дома запланировали сразу два аукциона на один вечер — «Искусство импрессионизма и искусство ХХ века» и «Искусство сюрреализма». Суммарная выручка Christie’s 4 февраля в Лондоне составила £147 млн — несколько меньше, чем у Sotheby’s, однако выше самых смелых ожиданий организаторов (£133 млн). Кроме того, впервые итоговая выручка на торгах искусства сюрреализма превысила отметку в $100 млн. С молотка было продано 88% лотов (94% в денежном выражении), в аукционе принимали участие покупатели из 34 стран.

Самой дорогой работой, проданной на Christie’s на этой неделе, стала «Картина» («Женщина, луна, птицы») Жоана Миро, ушедшая вдвое дороже верхнего эстимейта в £7 млн — за £15,5 млн. Всего на торги «Искусство сюрреализма» было выставлено шесть работ художника, графических и живописных, за которые было выручено в сумме £32,7 млн.

Читать еще:  Я вижу свое сердце. Natasha Isenhour

Топ-лот торгов, который специалисты аукционного дома оценивали в £7–8 млн, пейзаж Поля Сезанна «Вид на Эстак и замок Иф» из личной коллекции основателя Института искусства Курто, ушел с молотка за £13,5 млн. Редкий двойной портрет 1918 года кисти Амедео Модильяни был продан за £7,5 млн, а датируемая 1914 годом кубистская работа Хуана Гриса «Лампа» поднялась в цене в ходе торгов до £4,5 млн при эстимейте £2,5–3,5 млн. Самой дорогой проданной на аукционе скульптурой стала «Венецианка V» Альберто Джакометти, она была приобретена за £6,8 млн.

На аукционе «Искусство сюрреализма» была распродана подборка из девяти работ Рене Магритта, а одна из его гуашей, «Память о путешествии», даже установила новый рекорд цены для графики этого художника: она обошлась покупателю в £2,6 млн. Самой дорогой работой Магритта на этих торгах стала картина «Когда пробьет час», ушедшая с молотка за £4,3 млн.

Неделю аукционов импрессионизма и искусства ХХ века в Лондоне завершили дневные торги Christie’s 5 февраля (суммарная выручка — £13,3 млн) и распродажа «Импрессионизм/современное искусство и керамика Пикассо», состоявшаяся 6 февраля на более «бюджетной» площадке Christie’s в лондонском Южном Кенсингтоне (она принесла £2,4 млн). Всего аукционный дом заработал на импрессионистах, модернистах и сюрреалистах за прошлую неделю внушительные £170,6 млн.

Презентация на тему «Сюрреализм в искусстве»

Описание презентации по отдельным слайдам:

— модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.

Основные черты — преобладание подсознания над сознанием — творческая энергия, по мнению сюрреалистов, исходит из бессознательного, потому наиболее яркими моментами её проявления считались сны, состояния транса или гипноза, болезненного бреда и т. п. — отрицание традиционной культуры и стремление к созданию новой — эпатажность, стремление бросить вызов общественным устоям, морали, религии, традиционному искусству — намеренный антиэстетизм — алогичность, или точнее, собственная абсурдная логика — обращение к филосовским темам — важнейшие ценности – свобода и иррациональность

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является Первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. В этом документе он говорил, что все проблемы жизни решит именно сюрреализм, так как принесет в общество социальные и психологические перемены. В основу сюрреализма были положены научные концепции Зигмунда Фрейда. Андре Бретон считал, что З.Фрейд случайно открыл могущественную силу снов и воображения, скрытых под слоем рациональных взглядов на жизнь современного общества. История Сюрреализма

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Живопись Крупнейшими представителями сюрреализма в живописи были Рене Магритт, Макс Эрнст и Сальвадор Дали.

Рене Магритт Бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магритта стали популярнейшими образцами сюрреализма. «Вероломство образов» 1928—1929 Надпись на французском языке: «Это не трубка»

«Сын человеческий» (1964) «Человек в котелке» (1964)

«Прекрасная еретичка»(1960) «Терапевт» (1937)

Макс Эрнст Немецкий художник, родился в Германском городе Брюль. После Первой Мировой войны в биографии Эрнста произошло увлечение движением дадаизма. Позже он стал одним из основателей сюрреализма. Эрнст развивал разнородные способы выражения своих фантастических, причудливых идей. После того, как увлечение техникой коллажа стало утихать, в своей биографии Макс Эрнст начал работать в технике фроттажа. Он натирал черный мел на бумагу, получая таким образом разнообразные материалы, текстуры. Такие как, например, листья, дерево, ткани и другие интересные эффекты. Европа после дождя II (Europe after the Rain II) 1940-1942

«Император Юбю» (1923) «Одеяние невесты» (1940)

Эрнст придумал технику «граттаж». Это когда холст кладется на какую-то фактурную поверхность, а потом мастихином втирается краска в образовавшиеся на нем впадинки. Из серии «Лес»

Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма Варвары (отклик Эрнста на нацизм)

Сальвадор Дали Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Строго реалистичный стиль усилил одержимый кошмарный эффект многих его картин. картины Сальвадора Дали весьма различны между собой. Определенному периоду в жизни художника свойственны та или иная манера, стиль, определенное направление. «Постоянство памяти» (1931)

1914–1926 «Ранние годы» «Фигура у окна» (1925) Кубистический автопортрет (1923)

1926–1929 «От неокубизма к пресюрреализму» Сюррелистическая композиция (1928) Кубистическая фигура(1927)

1929–1934 «Сюрреализм — это Я!» Мрачная игра (1929) Преждевременное окостенение станции (1930)

1934–1937 «Параноидально-критический метод» Фигура и драпировка на фоне пейзажа (1935) Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом (1934)

1938–1949 «Американская период» Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938) Философ, освещённый луной и ущербным солнцем (1939)

1949–1962 «Ядерный мистицизм» Расщепление атома (1947) Мадонна Порт-Льигата (1950)

Архитектура Артур Купрейчук. Проект автопаркинга со станцией технического обслуживания

«Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.» Сальвадор Дали. Театр – музей Сальвадора Дали в Фигерасе,Испания.

Скульптура Анри Лоран, скульптура Океанида Парк Миддельхейм, Антверпен Ориентированные на эмоциональный отклик, приносящий «освобождение», скульптурные работы сюрреалистов входили в тесный контакт со зрителем, подчас повергая его в шоковое состояние. Генри Мур «Лежащая» (1933)

В течение нескольких лет, с 1969 по 1972 годы, Дали создал целую галерею сюрреалистических образов, воплощенных в воске Скульптуры Сальвадора Дали «Птицечеловек» «Видение Ангела» «Ликующий Слон»

«Ретроспективный бюст женщины». «Венера Милосская с ящиками»

Дизайн «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты», 1934-1935 г.г.

Ювелирные изделия Лидером сюрреализма в ювелирном искусстве также был Сальвадор Дали, который изготовил ряд авторских украшений в присущей ему манере Madelle Hegeler демонстрирует ювелирные изделия Сальвадора Дали, Нью-Йорк, май 1959

Читать еще:  Фантастические пейзажи. Graeme Townsend

Брошь «Рубиновые губы и зубы как жемчуг» Брошь-часы «Глаз времени»

РУКА С ВЕНАМИ ИЗ ЛИСТЬЕВ СЕРЬГИ — ТЕЛЕФОНЫ

Брошь «Морская звезда» Жемчуг, бриллианты, рубины и изумруды. Брошь можно надевать на руку, обвивая щупальцы вокруг пальцев.

В мире моды главной фигурой стиля была Эльза Скиапарелли. Она еще раньше прославленного художника приложила руку к созданию сюрреалистских украшений. Самое известное её творение – колье с насекомыми на прозрачной пластиковой основе.

Жорж Брак, слева направо Брошь (1940-е) Кольцо (1960-е, Золото) Александр Колдер, Серьги «Мобили»

Современные Ювелирные Изделия Луиз Буржуа. Броши-пауки. 2006; Аниш Капур. Перстень, 2003 Об Эллеуэ-Бретон (Aube Elléouët). Брошь, 1998; Пол Бери. Браслет и кольцо, 1968 «Огненная саламандра» «Это не трубка №2»

  • Гутарова Светлана Леонидовна
  • Написать
  • 4951
  • 08.11.2017

Номер материала: ДБ-842664

  • 08.11.2017
  • 373
  • 08.11.2017
  • 621
  • 08.11.2017
  • 1208
  • 08.11.2017
  • 1930
  • 08.11.2017
  • 753
  • 08.11.2017
  • 265
  • 08.11.2017
  • 381
  • 08.11.2017
  • 394

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что такое Экспрессионизм

Значение Экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают.

Автор использует при этом искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также яркое, резкое и даже динамичное применение формальных элементов.

Этот стиль сменил собой импрессионизм, зародился в 1910-х гг. в Германии и получил распространение во многих её городах, но активно просуществовал лишь до 1921 гг.

Если говорить об экспрессионизме в более широком смысле, то он является одним из основных течений искусства в конце 19 и 20 веков.

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Оскар Кокошка

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — «Гримаса»;
  • Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
  • Густав Майринк — «Голем»;
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно. Но сообщение автора очень важно.

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм.

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.
Читать еще:  Собственный вариант реальности. Barbara Jaenicke

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Экспрессионизм в архитектуре

В архитектуре экспрессионизм проявляется как деформация общепринятых форм. Главная характеристика в архитектуре экспрессионизма — это явная эмоциональная экспрессивность, предельный эмоциональный эффект. Архитекторы её получают используя в своих творениях угловатости и акцентированную деформацию общепринятых форм.

  • Эрих Мендельсон (1887–1953);
  • Ганс Пёльциг (1869–1936);
  • Хуго Херинг (1882–1958).

Экспрессионизм в музыке

Музыке этого стиля характерны следующие черты:

  • высокий уровень диссонанса (несогласованное сочетание звуков, вызывающее неприятные ощущения);
  • крайние контрасты динамики (контрастирующая сила звука);
  • постоянно меняющееся строение;
  • «искажённые» мелодии и гармонии;
  • «угловые» мелодии с широкими прыжками (в них много интервалов, диссонанса и жёстких ритмов);
  • нет ритма.

И как пример экспрессионистского музыкального произведения можете послушать эту композицию:

Peripetie — австрийского и американского композитора Арнольда Шёнберга

Немецкий экспрессионизм

Главные отличия немецкого экспрессионизма в том, что зачастую авторы искажали цвет, масштаб и пространство. Таким образом они пытались передать субъективные ощущения своего видения.

Однако Первая мировая война навредила многим, и этим художникам тоже. В конечном итоге, немецкий экспрессионизм превратился не только в стиль современного искусства, но и в горькое движение протеста.

Экспрессионизм и импрессионизм отличия

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) — художественное движение, которое развивалось в 1860-х годах в Париже. А экспрессионизм возник в 1905 году в Германии.

Ключевое различие между ними заключается в том, что, хотя импрессионизм и пытался изобразить впечатление или эффект момента, экспрессионизм представлял через искусство преувеличенные и искажённые эмоции момента.

Экспрессионистский сюрреализм. Darwin Leon

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сюрреализм: Революция воображения

К началу 20-х годов предвоенный модернизм начинает себя исчерпывать, оставаясь в чётко очерченных стилевых границах. Так, новые ответвления модернизм тяготели к прямому влиянию на окружающий мир, проявляя склонность к агрессивной эмоциональности. Поэтому стали появляться новые иррациональные течения, которые в отличии от застывшего в развитии старого модернизма, стремились сами причинять людям боль, убеждая, что мир является фатально несчастным, несвязным и нелепым.

Уже к середине 20-х иррациональные тенденции в искусстве сконцентрировались в сюрреализме – продукте межвоенных лет, который воспринимал современный мир как комплекс алогизмов, парадоксов и социального безумия. С самого своего возникновения во Франция на грани 10-20-х годов ХХ века он претендовал на роль мировоззренческой и общественно-политической силы. Уже в 1925-1926 сюрреализм обрёл некоторую стабильность как художественное движение, закрепившись в европейском искусстве. Само понимание сюрреализма деятелями искусства и его стилевые черты были несколько размытыми. В зависимости от того, как художник пришёл к сюрреализму и от его личных склонностей это искусство тяготело к различным формам.

Однако, сюрреалистическое искусство не было лишено теоретических основ, которые и были отправной точкой для его сподвижников. Собственно, основателем сюрреализма и его теоретиком стал Андре Бретон, который в 1924 году опубликовал «Манифест сюрреализма». В нём он призывал к мечтам, поиску, игре воображения и даже безумию. По его словам, галлюцинации и иллюзии были источником удовольствия, которым нельзя было пренебрегать. Бретон писал: «Реалистическая точка зрения… представляется мне глубоко чуждой интеллектуальному и моральному порыву».

«Ангел Очага», Макс Эрнст

Бретон обратился к работам, в которых он видел самые новые разработки психологической науки, а именно — концепцию бессознательного. Многие из этих работ не касались сюрреализма напрямую, но сюрреалисты выбирали и воспринимали в упрощённой форме наиболее популярные труды Фрейда, Эйнштейна и других. Бретон определял сюрреализм так: «Чистый психический автоматизм, который стремился выяснить или устно, или письменно, или же любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли без какого-либо контроля со стороны разума, и без каких-либо эстетичных и моральных рассуждений».

Манифест Бретона перенял многие из концепций психоанализа Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, было и много заимствований из работ Канта, Пастера, Кюри. По мнению Бретона, сюрреализм не был просто одним из направлений в искусстве и литературе, а и предполагал определённый способ жизни, моральную и общественно-политическую позицию. Так, сам Бретон придерживался коммунистических взглядов, как и большая часть группы парижских сюрреалистов.

На идеологическое и художественное развитие сюрреализма оказал огромное влияние Сальвадор Дали, который в своих экспериментах зашёл дальше всех и дал движению такой важный инструмент как «параноидально-критический метод». Но сам мастер, хотя и принадлежал некоторое время к группе парижских сюрреалистов, вступал в постоянное противоречие с традиционным сюрреалистическим вкусом. Да и с точки зрения идеологии совсем не вписывался в их общество, за что и был изгнан.

Несмотря на всю расплывчатость границ сюрреализма, он имел и определённую классическую стилевую форму, в которой находили отражение концепции неправдоподобности и иллюзорной реальности. Наиболее яркими представителями направления здесь можно было назвать бельгийского художника Рене Магритта и, несомненно, Сальвадора Дали.

Живопись Магритта и Дали была сюжетной, с использованием зрительного обмана и иррациональных сочетаний деформированных фрагментов реальности и видений. Так, полотна Дали «Антропоморфный шкаф» (1936) и Магритта «Красная модель» (1935) в значительной степени содержали представления художников о непознаваемой и абсурдной природе бытия, которое воплощалось на их холстах в диких фантасмагорических образах. В сюрреалистическом искусстве изредка встречались и примеры действительного трагизма, как, например, причудливый и полный отчаяния «Ангел очага» (1937) Макса Эрнста. Другие же представители сюрреализма также выработали свой индивидуальный стиль с оттенком эклектичности, впитывая различные веяния искусства ХХ века. Так, у Пауля Клее работы тяготели к абстрактному искусству, полотна Жоана Миро представляли собой комбинации геометрических и антропоморфных знаков, а в картинах Ива Танги можно было увидеть пространственно-пластические композиции.

«Антропоморфный шкаф», Сальвадор Дали

«Красная модель», Рене Магритт

Таким образом, толкование сюрреализма как художественного и идеологического течения было значительно расширено. В некоторой степени оно перекликалось с философией экзистенциализма, где искусство рассматривалось не как художественной отражение мира, а как воплощение духовной личностной ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector