Экспрессионизм и импрессионизм. Adriana Dziuba

Экспрессионизм и импрессионизм. Adriana Dziuba

Теория музыки

работа для музыкантов

репетиционные базы Москвы

форум текстовиков

форум барабанщиков

Цитирую мудрую Наталью Манусаджян:

«Один из экстравагантнейших композиторов, зачинатель импрессионизма и экспрессионизма во французской музыке Эрик Сати в балете «Парад» использовал часть автомобиля и принадлежность контор в качестве солирующих инструментов в оркестре:
автомобильный клаксон и пишущую машинку».

А если серьёзно то разговор о том как романтим докатился до авангарда долог,и стартовать лучше с этого:

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ
НАЧАЛО XX ВЕКА — СЕРЕДИНА XX ВЕКА

Учебник для музыкальных вузов

Экспрессионизм — продолжение романтизма, в основном немецко-австрийское явление в искусстве (не только в музыке), крупнейшие представители: Рихард Штраус, Малер, ранний Шёнберг, Берг, Кшёнек.

Импрессионизм — отрицание романтизма, в основном французское явление, крупнейшие представители: Дебюсси, Равель, частично Дюка. Примыкали к импрессионизму также Респиги (Италия) и Де Фалья (Испания).

Сати не был ни импрессионистом, ни экспрессионистом, но одним из зачинателей авангарда. Ни в экспрессионизме, ни в импрессионизме не было эпатажа, т.е. того, на чём в основном строилось творчество Сати. Я не знаю Наталью Манусаджян, поскольку мои источники нерусские, но похоже на то, что она определённо ошибается относительно Сати. Зачинателем импрессионизма был Дебюсси (старше Сати на 4 года). Основная музыкальная активность Сати приходится на 20-е годы, за пять лет до его смерти (он был одним из создателей «Шестёрки» — группы французских «антиромантиков»), когда Дебюсси уже умер (в 1918).

Более подробно следует знакомиться с этими явлениями, начиная с немузыкальных экспрессионизма и импрессионизма, тогда более понятными будут музыкальные явления. Форум для этого не есть подходящее место.

Наталья Манусаджян,прима!!в КВН батюшка.Телик смотрите?

И почему вы так дотошны,и всё по строгим полочкам?
Чёткие границы они же для военного устава,а не для музыки.
И не готовьте ответ по конспектам,бросьте.
Лучше на основе своих знаний и простым человеческим языком.
Так не постно будет и слушатели не сбегут.

Виктор Бычков, я пишу не «по конспектам», но из моего разумения и не на родном языке. Моё разумение основывается на многой информации из профессиональной литературы на нескольких языках (я знаю довольно свободно, кроме материнского немецкого, также русский, английский, итальянский, испанский, португальский и могу читать почти без словаря на нидерландском, шведском, норвежском, датском, словацком, словенском, болгарском, сербско-хорватском, а также с словарём на французском, фламандском, каталонском, рето-романском, румынском, польском, чешском). И Вам тоже желаю уметь читать профессиональную литературу на нескольких языках и уметь писать не на родном языке. «По строгим полочкам» в том мире, где я живу, значит «логично». Я не знаю, что именно Вы хотели сказать.

Leonardo, авангард я понимаю только как академический авангард 20. века. Наверное, Вы имели в виду что-то другое, что я не знаю.

Виктор Бычков, Вы мне вопросов на эту тему не задавали, а задавал инициатор ветки. Ему я и отвечал. От него я не слышал возражений по поводу понятности моего ответа. Я постарался кратко сообщить ему существо различий между этими двумя течениями в академической музыке. Он задавал этот вопрос не «потягивая пиво на солнышке», но на форуме о музыкальной теории. Надеюсь, что он удовлетворён.

Вам же с Вашими диковинными представлениями, полученными из «телика» (видимо, из телевизора) ничьи ответы не нужны. Вам достаточно беседовать с одним умным человеком под никнеймом «Виктор Бычков». И «Ваши языки», которые Вы, якобы, знаете, не помогают Вам получать знания, иначе Вы не брали бы информацию непонятно от кого. Я поинтересовался в интернете, кто такая «мудрая Наталья Манусаджян». Оказалось, что это капитан телевизионной команды «Что-Где-Когда». Очень авторитетный источник по части истории музыкальных стилей. Более авторитетного источника, видимо, для Вас нет.

Ещё раз напомню: русский для меня не есть родной язык. Мой родной язык — немецкий. Поэтому претензии на предмет моего плохого русского неуместны.

Относительно Вашего родного русского замечу, что слово «розговор» мне не удалось найти ни в одном словаре. Кроме того, слово «ЕГО» может означать по-русски только притяжательное местоимении, но никак не то, чем Вы, видимо, хотели меня уязвить, т.е. не «эго» («я», «моя личность»). Про употребление Вами запятых писать бесполезно, поскольку пунктуацию Вы, видимо, считаете убивающей «живизну» Вашего языка.

Бедный немец Руди..
Педантен,упрям и всё по полочкам.
Ребята вам судить по какую сторону быть. или с живым,с ошибками русским или с немцкой точной,гордящейся этим машиной,от которого как от зомби
мертвого.
А я то думаю: «чего ето он нам всё не понятно про немецкий романтизм(который в паразитим уже перешёл),до про лады европейские,не русские,мешая нормальному лабуховскому разговору,по нужным,но не понятным для него,не прописанным в немецких книгах темам?»
Вот в чём причина «замшелости»!
Шпиёны,шпиёны и провокаторы забугорные!
Нееет!
Я есть дневной,музыкальный дозор!
Защитник того что вы холодно называете сквозь зубы «Вашим родным русским. »
Покоя не дам!

да и в guest немецкий след.

«Ребята вам судить по какую сторону быть. »
с кем угодно, только не с тобой, придурок.

«Шпиёны,шпиёны и провокаторы забугорные! да и в guest немецкий след..»
параноик

Спасибо,Leonardo.
Мне не привыкать когда догматики всей сворой на меня..
Долгие годы ни под кого не ложусь..
Не хочу я с ними в одном болоте..
Мой лучший друг-не музыкант точно определяет,что звучит плохо,а что-хорошо,что волнует,а что нет. А почему?
Да не стандартен он,подвергает всё сомнению. Не строит себе идолов из прошлого. Он-то с Тюлиным и Способиным незнаком.
Книги Тюлина и Способина, при всех достоинствах, уже стали историей теории,а не актуальной теорией(о чём тут так болезненно некоторые старожилы. ). На многие современные вопросы ответы надо искать, по крайней мере,в трудах Ю.Н. Холопова и его учеников.
Вот поднял тему ЭЛЛИПСИС,а в ответ глухое молчание или скрип зубами.А тема то какая. У Тюлина со Способиным ответов не найдёшь.
В этом застое Руди и ему подобные похожи на Никиту Сергеевича Хрущёва с его определением ДОДЕКАФОНИИ(..хе-хе запямотовал как писать ДодекО или ДодекА….вообщем пишите «Додикофония» или «Эдикофония». Не ошибётесь. ),сделанное им во время посещения филармонии:
«Я не знаю что такое ДОДЕКАФОНИЯ, но по-моему, это собачий лай и вой!!
Ну есть же у нас хорошие произведения, вот «Рушнычок», например»(смеяться здесь).

Кстати о ДОДЕКАФОНИИ и СЕРИЙНЫХ РЯДАХ и их практическом применении подниму раздражающую тему позднее,так что готовтесь вороги забугорные и местные подпевалы по своим старинным конспектам-талмудам и по рунету-выручалочке,всёравно в цель не попадёте. нету у вас знаний и аргументов,нету ответного материальчика.

Leonardo, когда у Вас есть сомнение относительно моей идентификации, если будете в Ганновере, позвоните в Musikschule Brainin (телефон есть в интернете) и сделайте термин со мной, чтобы убедиться, что Rudolf Neumann есть реальный человек, говорящий по-русски, к сожалению, хуже, чем пишущий. Я действительно могу читать на тех языках, о которых написал, а на некоторых могу говорить без затруднения. У меня нет учёного звания, я есть скромный учитель. Я довольно молодой человек (буду 31) с многими интересами, кроме музыкальных.

Читать еще:  Швейцарский художник самоучка. Patrizia Mancuso

К вопросу о авангарде: меня эта тема не заинтересовала (она необъятная), но Вам коротко скажу. Авангардом (во всяком случае в Германии) называют обыкновенно музыку, которая появлялась после Второй всемирной войны, последователей Новой Венской школы, «дармштадтских» компонистов, также сонористику, алеаторику, «конкретную» музыку, электронную музыку, микротоновую музыку.

В Германии различают Klassische Moderne и Avantgarde. Под Avantgarde понимается серьёзное отклонение от традиционных композиторских техник, к которым относится в первую очередь возможность записать произведение, не прибегая к неконвенциональным обозначениям (которые прилагаются к нотному тексту как Legende). Klassische Moderne — музыка 20. века, не прерывающая связь с традицией, но при этом находящаяся на границе тональности. Например, Стравинский не принадлежит к авангарду (по нашей классификации), хотя и имел опыт серийной композиции в позднем периоде. Также Шостакович не принадлежит авангарду, хотя тоже использовал в поздний период элементы додекафонии. Авангардисты — это, например, Stockhausen, Bulez, Penderecki, Pierre Schaeffer, Lutoslawski, Werner Meyer-Eppler (впервые употреблял слово «алеаторика» относительно музыки), John Cage, Iannis Xenakis, Edgar Varez, Luigi Nono и многие другие компонисты.

Додекафония (у нас чаще говорят Zwölftonmusik) есть на границе между Klassische Moderne и Avantgarde, поэтому я не называю этих компонистов. С другой стороны на границе между Avantgarde и приходившей ему на замену Postmoderne есть «минимальная музыка» (Minimal Music)и более ранняя полистилистика (к которой принадлежал в частности русский компонист Шнитке).

В основоположниках Avantgarde числят Erik Sati (или Satie) и Charles Ives, который самостоятельно открыл многие композиторские техники до того, как это было сделано другими (как политональность, полиметрия, серии, алеаторика, микрохроматика, кластеры и т.п.). Сати как компонист не был так значим, насколько он был значим как социальная фигура. Его влияние имело место оттого, что соответствовало духу времени, когда преференции делались не для мастерства, но для оригинальности.

Вы можете находить в интеренете много информации (как это делает участник под никнеймом «Виктор Бычков», который просто копирует целыми абзацами, не ссылаясь на источники, чтобы производить впечатление якобы самостоятельно думающего в рассчёте на наивных читателей). В океане информации есть значимые и малозначимые сведения. Я написал этот очень поверхностный обзор, чтобы Вы могли ориентироваться в значимых явлениях.

Если Вы можете читать не только на русском, то представление о Avantgarde будет у Вас более объёмное (информативность русскоязычного интернета относительно академической музыки сильно уступает информативности интернета в немецкой или английской зоне).

Импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм: в чем разница

Вторая половина 19 века – эпоха расцвета этих трех течений в изобразительном искусстве. Давайте разберемся, что их объединяло, что лежало в основе, и кто — основные представители.

Импрессионизм

Импрессионизм – течение, зародившееся во Франции во второй половине 19 века. В его основе лежит стремление художника передать впечатление от увиденного. (фр. impressionnisme ← impression «впечатление»). Важные фигуры импрессионизма – Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар.

Возникновению импрессионизма предшествовало появление фотографии. Теперь, чтобы передать реальность достаточно было фотоаппарата, однако снимок того времени не передавал цвет, и это могли сделать только художники. Для импрессиониста не так важна реалистичность, сколько заложенные эмоции, художники использовали крупные мазки, игру цвета и света, некоторую размытость. Главной картиной импрессионизма можно назвать работу Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

Впечатление. Восход солнца. Моне

Импрессионисты рисовали на пленэре, т.е. не в студии, а на природе, с натуры, так как это было необходимо для передачи сиюминутного впечатления. Они рисовали обыденные сцены из жизни, использовали чистые цвета, смешивали их на холсте.

Кризис импрессионизма

С развитием импрессионизма, некоторые художники задумались о том, что творчество должно передавать не только впечатление от увиденного, но и внутренний мир художника, его драму.

Звездная ночь над Роной. Ван Гог

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм – достаточно условное течение, объединяющее художников, которые стремились передать в работе не только впечатление, но и сущностные состояния жизни, длительные состояния окружающего мира. Его представители – Винсент Ван Гог, Тулуз Лотрек, Поль Гоген.

Сена в Гранд-Жатт, весна. Сёра

Техники постимпрессионистов были различны, и во многом они послужили основой для таких течений как модерн (работы Тулуз-Лотрека), символизм (Гоген), пуантилизм – рисование точками (Сёра). Объединяло художников то, что они вышли из импрессионизма.

Чудесный источник. Гоген

Экспрессионизм

Экспрессионизм призван показать драму художника, протест, социальное напряжение. Одним из прародителей экспрессионизма считается Ван Гог. Известные представители – Эдвард Мунк, Василий Кандинский.

Экспрессионисты еще дальше от реализма, чем импрессионисты, они тяготели к абстракции, ломали пропорции, использовали неестественные цвета, чтобы выразить внутреннее состояние автора. Течение формировалось в годы, предшествующие Первой мировой войне, отсюда мрачность, пессимизм, напряжение в картинах. Наиболее ярко экспрессионизм проявил себя в работах австрийских и немецких художников.

Дома в Мюнхене. Кандинский

На культуру оказывает большое влияние происходящее в обществе, поэтому, чтобы лучше понять то или иное течение, нужно знать, что происходило в мире в это время.

Возможно, если бы не появление фотографии, не было бы импрессионизма. Не было бы Первой мировой войны — не было бы экспрессионизма, либо он носил бы менее мрачный характер.

Чем импрессионизм отличается от экспрессионизма?

Импрессионизм и экспрессионизм представляют собой различные направления в искусстве.

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) зародился во Франции в конце 1860-х годов. Его представители пытались передать сцены из реального мира, передав при этом свои впечатления от них. Художники этого стиля накладывали краски отдельными мазками и использовали контрастные тона (красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой) на одном участке картины. Отличительной особенностью картин импрессионистов является эффект мерцания красок. Картины импрессионистов не затрагивали острые социальные проблемы.

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Его представители стремились не только изобразить окружающий мир, но и передать художественными способами эмоциональное состояние автора.

Откуда произошли названия стилей?

Слово «импрессионизм» происходит от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», которая была представлена на выставке 1874 года. Журналист журнала «Le Charivari» Луи Леруа, посетив выставку, обозвал художников, которые в ней участвовали, «импрессионистами», желая выразить тем самым свое пренебрежение к игнорированию участниками выставки классического жанра. Название тем не менее прижилось и потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.

Читать еще:  Язык тела. Enzzo Barrena (фотограф)

Термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину импрессионизм.

Что послужило предпосылкой для возникновения импрессионизма?

Импрессионизм возник на сломе общественно-исторических эпох и отразил наиболее характерные моменты своего времени. Некоторые молодые художники, стремясь отойти от религиозного воздействия и академического искусства, которое выражало вкусы правительственных кругов, начинают искать новые средства выражения стиля.

Основоположниками стиля были его наиболее яркие представители — Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Клод Моне. Художники резкими мазками накладывали на холст краски, которые в глазах зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, создавали желаемый результат. Художники стремились использовать те приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, но с восприятием самого художника. Например, земля на картинах импрессионистов может быть фиолетовой, сиреневой, голубой, розовой или оранжевой, но никогда — коричневой. Чтобы добиться желаемого результата, художники часто прибегали к технике оптического смешения, они не смешивали цвета между собой, а накладывали их на полотно рядом. В результате мелкие мазки красной и синей краски зритель видел как фиолетовые. Благодаря владению цветом, импрессионистам удавалось отражать в картинах движение облаков, игру света, порывы ветра, струи дождя или падающий снег.

Наиболее типичной для импрессионистов темой был пейзаж, однако они в своём творчестве художники затрагивали и многие другие темы — такие, как сцены повседневной жизни современного города, быт людей и развлечения.

Изначально импрессионизм был встречен критиками насмешками и травлей, но, уже с конца 1880-х годов новая техника в живописи была подхвачена представителями академического и салонного искусства. К 1886 году импрессионизм завоевал весь мир искусства и распространился в США, Великобритании, Германии, Скандинавии.

Как возник экспрессионизм и кто был его основателем?

Экспрессионизм возник как реакция на события Первой Мировой войны, которые разрушили привычный быт и те начала, на которых покоилась европейская культура. Художники восприняли действительность субъективно, и через свои эмоциональные картины, наполненные разочарованием, тревогой и страхом, пытались воздействовать на публику.

Для выражения чувства раздражения, отвращения и тревоги экспрессионисты использовали угловатые, искорёженные линии, деформацию предметов, быстрые и грубые мазки, кричащий колорит. Художники отдавали предпочтение контрастным цветам для того, чтобы усилить воздействие на зрителя и не оставить его равнодушным.

Своими предшественниками экспрессионисты считали постимпрессионистов. Первое сообщество, с которого началось развитие экспрессионизма, возникло в 1905 году, и получило название «Мост». Четверо студентов-архитекторов дрезденской Технической школы организовали коллектив, в котором художники проявляли свою индивидуальность. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером, и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.

В 1906 году художники организовали первую выставку, которую положительно восприняла общественность. В 1912 году к течению присоединилась еще одна группа «Синий всадник», организованная Василием Кандинским. В ее состав также вошли немецкие художники — Август Макке, Генрих Кампендонк, Франц Марк, Пауль Клее и др.

С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы. Несмотря на запрет, художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий.

Экспрессионизм и импрессионизм. Adriana Dziuba

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Импрессионизм и Экспрессионизм. Как отличить одно от другого?

Импрессионизм (impression — впечатление)

1) Начало и сущность: 1874г. — первая выставка в Париже, на которой
экспонировалась картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Суть
этого течения — в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особой
манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых
красок, беглых декоративных штрихов.

2) Причины возникновения: одна из главных причин возникновения
импрессионизма — противостояние молодого поколения художников
условностям академизма, классицизма и романтизма.

3) Представители: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега,
Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль, Берта Моризо.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — Отче Наш для импрессионизма.

Огюст Ренуар «Молодая девушка с ромашками»

Эдгар Дега «Мытье»

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

4)Жанры: пейзаж, портрет, бытовой жанр, позже натюрморт.

5)Основные темы и мотивы: природа, повседневная жизнь современного
города, быт и труд горожан. Импрессионизму свойственно отсутствие
интереса к какой бы то ни было проблематике. Так сказать, искусство
ради искусства.

6)Особенности техники: отказ от четкого контура, замена его мелкими
раздельными и контрастными мазками, впоследствии отказ от черного цвета.

7)Влияние на культуру: Импрессионизм стал одним из самых влиятельных
течений в искусстве, проявив себя не только в постимпрессионизме, но и
в других видах искусства, таких как литература (Малларме, Рембо, Вульф),
музыка (Дебюсси, Равель) и кинематограф (Эпштейн, Делюк).

Экспрессионизм (expression — выражение)

1) Начало и сущность: первые десятилетия 20 века. Зародился в Германии
и Австрии, и там же достиг наибольшего расцвета. Иконой экспрессионизма
считается «Крик» Э.Мунка, 1883г. Суть этого течения — в выражении
субъективного видения мира художника.

2) Причины возникновения: Экспрессионизм возник как острейшая реакция
на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и
революционные движения.

3) Представители: : Оскар Кокошка, Эгон Шиле, Макс Бекман, Франц Марк,
Франк Ауэрбах, Альбер Блох, Пауль Клее, Мильтон Эвери, Август Маке.

Эдвард Мунк «Крик»

Эгон Шиле «Агония»

Оскар Кокошка «Девочка с куклой»

Пауль Клее (название не смогла найти, я бы назвала «Самый веселый
человек на свете»)

4)Жанры: портрет, натюрморт и другие. Формальные признаки определенного
жанра большую роль не играют.

5)Основные темы и мотивы:война, смерть, уродство, болезни, смерть, страх,
разочарование, боль, крик, хаос, рок.

6)Особенности техники: упрощенность форм, часто жесткая линия контура,
контрастность, деформация форм, нарушение пропорций, эстетика уродства.

7)Влияние на культуру: Экспрессионизм проявил себя также и в других видах
искусства: танце, музыке, архитектуре. Отдельно нужно сказать, что это
первое направление в искусстве, ярко проявившее себя в кинематографе
(Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, Р. Вине). А также стал предвестником «второй волны»
экспрессионизма — абстрактного экспрессионизма середины 20 века.

А теперь маленький лайфхак, как отличить одного от другого:

Работы импрессионистов обычно не отходят от более или менее
реалистического изображения действительности. Они стремятся как раз ее
уловить, пусть и по своему. Экспрессионисты же стараются от нее отойти,
выплеснуть свои эмоции и переживания в искаженных, фантастических,
невероятных формах.

Конечно же, это не универсальное правило. Подгонять искусство под какие-то
жесткие правила и рамки — занятие довольно глупое, но тем не менее оно
может помочь отличить хрестоматийные примеры одного течения от другого.
Например вот эти:

А теперь догадайтесь, которая из них принадлежит кисти Сислея,
а которая Блоха?)

Всё, теперь вы эксперты! Поздравляю).

Читать еще:  Чувственные и эротические картины. Claire Bridge

Что такое Экспрессионизм

Значение Экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают.

Автор использует при этом искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также яркое, резкое и даже динамичное применение формальных элементов.

Этот стиль сменил собой импрессионизм, зародился в 1910-х гг. в Германии и получил распространение во многих её городах, но активно просуществовал лишь до 1921 гг.

Если говорить об экспрессионизме в более широком смысле, то он является одним из основных течений искусства в конце 19 и 20 веков.

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Оскар Кокошка

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — «Гримаса»;
  • Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
  • Густав Майринк — «Голем»;
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно. Но сообщение автора очень важно.

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм.

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Экспрессионизм в архитектуре

В архитектуре экспрессионизм проявляется как деформация общепринятых форм. Главная характеристика в архитектуре экспрессионизма — это явная эмоциональная экспрессивность, предельный эмоциональный эффект. Архитекторы её получают используя в своих творениях угловатости и акцентированную деформацию общепринятых форм.

  • Эрих Мендельсон (1887–1953);
  • Ганс Пёльциг (1869–1936);
  • Хуго Херинг (1882–1958).

Экспрессионизм в музыке

Музыке этого стиля характерны следующие черты:

  • высокий уровень диссонанса (несогласованное сочетание звуков, вызывающее неприятные ощущения);
  • крайние контрасты динамики (контрастирующая сила звука);
  • постоянно меняющееся строение;
  • «искажённые» мелодии и гармонии;
  • «угловые» мелодии с широкими прыжками (в них много интервалов, диссонанса и жёстких ритмов);
  • нет ритма.

И как пример экспрессионистского музыкального произведения можете послушать эту композицию:

Peripetie — австрийского и американского композитора Арнольда Шёнберга

Немецкий экспрессионизм

Главные отличия немецкого экспрессионизма в том, что зачастую авторы искажали цвет, масштаб и пространство. Таким образом они пытались передать субъективные ощущения своего видения.

Однако Первая мировая война навредила многим, и этим художникам тоже. В конечном итоге, немецкий экспрессионизм превратился не только в стиль современного искусства, но и в горькое движение протеста.

Экспрессионизм и импрессионизм отличия

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) — художественное движение, которое развивалось в 1860-х годах в Париже. А экспрессионизм возник в 1905 году в Германии.

Ключевое различие между ними заключается в том, что, хотя импрессионизм и пытался изобразить впечатление или эффект момента, экспрессионизм представлял через искусство преувеличенные и искажённые эмоции момента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector