Эмоции в искусстве. Jan Bollaert

Эмоции в искусстве. Jan Bollaert

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ЭМОЦИИ И ФОРМЫ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

Эмоции представляют собой своеобразную функциональную систему, которая, с одной стороны, выступает в роли отражателя внешней картины окружения, выделяя при этом субъекту ту ценность, тот смысл, который для него имеют окружающие лица, предметы и события. С другой стороны, играет регулирующую роль в поведении субъекта, т.е. оказывает побудительный, активизирующий характер

Искусство же есть образ духовного отражения внешней или внутренней объективной действительности художника, в процессе обработки которой участвует эмоционально-чувственная сфера личности созидателя. Итог творческого процесса – художественный образ, в основе которого лежит взаимосвязь между образом мира и чертами личности художника, его чувствами и эмоциями.

Человеческое чувство представляет собой кульминацию живого, жизненного процесса, и поэтому оно обладает органической, или «живой формой» Соответственно любой образ чувства должен быть отображением этого живого процесса. [1] Поэтому каждое произведение искусства должно носись характер «живого», чтобы выразить чувство.

Но каждое живое имеет свою специфичную, отличную от неживого мира форму, которую характеризует ряд следующих черт: целостность, функциональное единство, нерушимость, ритм, динамизм, диалектика устойчивости и изменчивости, подъема и спада, напряжений и разрешений, рост, принцип фаз и др — все эти свойства присутствуют в искусстве и отображаются в художественных образах.

Художественный образ в каждой области искусства обладает своей специфичной структурой. Она обусловлена критериями выраженного в произведении духовного начала, а также особенностями изобразительных средств конкретного вида искусства: в литературе – слова, в живописи зрительного образа, в скульптуре – пространственно-объемных форм, в музыке- звукоинтонации, в танце –пластических движений.

С.К. Лангер, американский философ, в своих работах отмечала, что произведение искусства – это выразительная форма, которая аналогична динамической форме наших чувств и поэтому выражает последние. Действительно, выражение эмоций и чувств человека нужно искать в линиях, фигурах, цвете, ритме, фактуре и др. Например, в музыкальном искусстве мажорный лад, средне — высокие регистры отображают «радость», мелодический минор, низкие регистры отображают «печаль». Повышения темпа в произведении является средством отображения активности эмоции или чувства, а при использовании некоторых духовых инструментов выражается эмоция напряжения.

В живописи выразительными формами эмоций и чувств выступают: цветовая конструкция, композиция, колорит, пространственную организацию рисунка, характер линий и т.д. Х. Лундхольм в своих работах отмечал, что на характер эмоции в рисунке влияет общее соотношение острых и тупых углов в рисунке, и преобладание острых углов обозначает выражение отрицательной эмоции. М.В Осорина, российский психолог, также подтверждала гипотезу Лундхольма. Она писала, что положительные эмоции связаны с округлостью, так как круг является символом мягкости, а острые углы связаны с отрицательными эмоциями.

В хореографии же также находятся свои формы выражения эмоций. Так, например, положение «эффасе» (движение с открытым положением ног) употребляются при построении эмоций радости, а положение «круазе» (движение, при котором ноги находятся в скрещенной позе) применяются при построении эмоций печали, грусти, тревоги.

В литературе эмоции передаются при помощи: лексики, пунктуации, определенного построения предложений, междометий, вводных слов, обращения, графического выделения разных частей текста, но в первую очередь соотношение эмоций, чувств и поэтического текста раскрывается именно в лексике.

А. Ричардсон, английский лингвист, ввел в различение между «значением» слов и их «использование. Он различает две главные функции слов: символическое и эмотивное. Первый вид характеризует использование языка в науке, а второй вид характерен как раз для функций слов в искусстве.

Отображения чувств и эмоций в речи требует особых экспрессивных красок в речи, но лексика языка настолько обширна, что вполне располагает возможностями для передачи информации во всех тончайших оттенках. Например, слова выражающие грусть: печальный, угрюмый, безрадостный, унылый; слова, выражающие страх: испуганный, обеспокоенный, взволнованный, слова, выражающие, гнев: рассерженный, разгневанный, недовольный — все это лишь маленький список слов, которые способны вносить «живость», эмоциональность в письменную речь.

Сравните две реплики: «Что за неудачные шутки?», «Что за глупые шутки?» — обе этих реплики выражают одно чувство (возмущение), но оттенки чувства различны.

Окончательно определяет экспрессивную окраску слов контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое — презрительно. [6]

Завершая свою работу, можно прийти к выводу, что искусство, в большей своей степени, реализация духовного мира, чувств, эмоций человека. В своей сущности эмоции чувства является детерминантом творческого процесса, существуя как вне данного процесса, так и внутри него, реализуясь в итоговом продукте искусства – художественном образе.

Искусство — разнопланово и представлено нам в различных своих ипостасях: архитектура, изобразительно искусство (живопись, скульптура), музыкальное искусство, киноискусство и т.д. Для каждого вида характерен свой специфичный продукт – свой образ, и, следовательно, проявление эмоций в них принимает различные формы, свойственные только лишь для определенного вида искусства — о чем более подробно описано в данной статье.

Басин Е.А. Семантическая философия искусства. / Е. Я. Басин ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Акад. гуманитар. исслед. – 4-е изд., доп. – М. : Гуманитарий, 2012. – 348 с

Басин, Е. Я., Крутоус, В. П.. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. — М.: Гардарики, 2007. — 287 с.

Выготский Л.В. Психология искусства – М.: Издательство “ Азбука”,2016 г.- 448с.

Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. — М.: Смысл, 1997. — 424 с.

Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека/В.Д. Шадриков. -2 изд. – М.: Логос, 2010. – 392 с.

Об эмоциях и их влиянии. Живопись, музыка и другие эмоциональные искусства

Приветствую, друзья и соратники!

Вот, наконец, мы и добрались до важной и интересующей всех нас темы — об эмоциях. И прежде чем мы углубимся в тему эмоций, их влияния на нашу жизнь и управления этим, я предлагаю конструктивно рассмотреть, что же это такое.

С точки зрения общего физического представления, эмоция — реакция организма на внешние или внутренние раздражители (мысли), которая выражается в энергетическом всплеске, которое приводит к физическому проявлению некоторых из них (страх, гнев, радость, счастье, удовлетворение и т.д.).

Как же это работает в общих чертах и как влияет на наш организм? Приведём известный пример со структурным составом воды. Все вы помните статью «О воде», в которой я приводил пример работ Массаро Эммото, в котором учёный сначала подвергал воду влиянию эмоциональной направленности. После чего замораживал воду и изучал структуру получившихся кристаллов. Теперь представьте, человеческий организм на 80% из воды. Вода везде — в крови, в клетках, в лимфе, в мышцах и во всех органах тела. И в определённый момент вы испытываете чувство радости (при этом совершенно не имеет значение причина радости), в качестве внешних проявлений вы замечаете прилив сил, небольшие энергетические колебания и лёгкое расслабление. Что же происходит в организме до проявления симптомов? Дабы пока не углубляться в процесс, я опущу сами энергетические колебания, которые вызвали эмоцию, их вы можете рассмотреть самостоятельно, совместив полученную информацию, с той, что есть в разделе «Энергетика». Сейчас о самом следствии. Во время появления эмоции, которая является энерго-информацией, вся водная структура воды в организме реагирует точно так же, как и вода в исследованиях Массаро Эммото (пример пробирки с надписью «радость»), то есть вся структура воды моментально приобретает структуру кристаллической решётки определённого гармоничного формата. И именно эта вода, с её гармоничной структурой, на данный момент будет являться базой для всех процессов, происходящих в организме в участием воды (течение крови, работа сердца, всех органов, питания клеток и т.д.). Таким образом, мы получаем, используя древнеславянскую терминологию, организм, состоящий из «Живой воды». Живая вода — универсальная, созидательная структура, которая помогает наполнять организм силами, энергией, здоровьем.

Мало того, что такое состояние воды в организме приносит нам здоровье, очищение и дополнительную энергию, эта же живая вода по базовому закону вселенной привлекает к нам новые положительные эмоции, радость, счастье и прочие позитивные события.

Что же происходит в момент, когда мы испытываем, к примеру, агрессию? Опять же обращаясь, к тем же исследованиям с водой, мы видим, что структура кристаллов (на колбах с водой было написано «Ты надоел мне. Я убью тебя!»), испытывающих подобную эмоцию, полностью утратила свою структуру и целостность, потускнела, и, говоря простым языком, загнила. Многие сейчас могут подумать, что это Мёртвая вода. Но это не совсем так. Думаю, к этому вопросу мы вернёмся отдельно, а пока примем за основу критерий «Грязная вода».

Читать еще:  Хорватский художник. Mato Granic

Что же происходит с организмом, когда вода в нём становится «грязной»? Ежесекундно наполняя весь организм, такая вода перестаёт очищать его (так как у неё практически отсутствует способность к растворению веществ). По этой же причине, она перестаёт питать клетки и органы нашего организма. Вместо подпитывания энергией, такая вода начинает поглощать её из организма, пытаясь восстановить структуру и целостность. Многие из вас, наверное, замечали, что когда вы злитесь, через некоторое время начинаете испытывать жуткую усталость, как после тяжёлого рабочего дня. Конечно же, это проявляется не сразу и вначале многие испытывают даже прилив сил, но это связано, скорее, с мобилизацией всей энергии организма для последующего поглощения её водой.

На самом деле, организм, испытывающий такого рода, эмоцию, фактически приводит себя к самопоглощению, т.е. гниению.

Теперь немного подробнее… При крупной градации в мире существует только две эмоции: позитивная и негативная. Всё остальное является не более чем подкатегориями или эмоциональными выражениями первых двух (к слову, нейтральных эмоций не существует).

Когда мы испытываем радость, наслаждение, восторг, ликование и прочие, мы понимаем, что это чувство нам нравится и приносит удовлетворение, а значит это и есть позитивная эмоция, и неважно, чем конкретно она выражена. Если же нам грустно, нас гложет тоска, душевная боль, ярость, мы понимаем, что это чувство нам чуждо и неприятно. Это и есть негативная эмоция, и чем она проявляется в данный момент, тоже не имеет значения. К счастью, мы прекрасно распознаём два этих полярных проявления нашего эмоционального фона, а значит, мы достаточно легко можем это контролировать.

Важное! Деструктивные последствия от негативных эмоций вовсе не означают, что нужно срочно от них избавляться. Сами по себе эти эмоции могут приносить пользу в определённых ситуациях, или же при работе с собственным телом или энергией. Главное, что эти эмоции должны быть вызваны вами, и строго контролироваться, тогда они не скажутся негативно на вашем организме, а всего лишь мобилизуют ваши силы и возможности. Просто из состояния этих эмоций необходимо будет выйти в короткий промежуток времени, и переключить свой организм на любые другие позитивные эмоции.

Используя в своей жизни те или иные эмоциональные состояния, а так же чётко контролируя все внешние воздействия, можно добиться и полного управления своей жизнью и событиями в ней происходящими. Помните, ведь мир не просто так делиться негласно на оптимистов, жизнь которых всегда весела и приятна и пессимистов, чья жизнь преподносит им только неприятности и горести.

Немного об искусстве

Все без исключения искусства, как и большая часть человеческой деятельности, вообще, появились благодаря эмоциям, и призваны эти эмоции создавать. Опять-таки, те или иные виды искусства, порождают различные виды эмоций, а значит от того, какое настроение они создают, и какие эмоции вы испытываете, и будет зависеть ваше состояние в дальнейшем.

Для примера, предлагаю бегло остановить свой взгляд на самом понятном и простом в эмоциональном плане искусстве, а именно на музыке.

В музыке существует огромное множество направлений, и огромное количество течений. Но, как и другие искусства, музыка порождает лишь 2 вида эмоций: негативную и позитивную. Причём этот критерий, совершенно не зависит от градации «нравится-не нравится». Критерием оценки здесь, будет формат эмоций, которые музыка вызывает. Например:

  • Тяжёлый рок, Хэви Мэтл, и прочее — вызывают ярость, агрессию, и прочие негативные эмоции, значит, эта музыка при длительном прослушивании просто уничтожает организм слушателя. Что мы, в принципе, и видим на примере жизни многих рок музыкантов.
  • В Атногоничный пример можно привести классическую музыку, которая порождает эмоции вдохновения, эмоциональный подъём, радость, воодушевление и др., то есть позитивные эмоции.

Все остальные течения можно так же привести к общему знаменателю эмоций, тех или иных, но в любом случае это будут либо позитивные, либо негативные эмоции. И в следующий раз, когда будете делать выбор в пользу той, или иной композиции, задумайтесь, что она вам принесёт, и подходящий ли сейчас для этого момент. А для упрощённого понимания, можно пользоваться следующим способом. Если музыка мелодична и гармонична (что наиболее важно), то быстрее всего она порождает позитивные эмоции, если же она резка, деструктивна и отрывиста, то негативные.

В древности, музыку подбирали очень аккуратно, и очень осторожно. Вся музыка писались мелодично, плавно, с гармонией, ибо музыка влияет на весь наш организм. Славяне, к примеру, всегда использовали пение и музыку в обрядах и славлениях, ибо знали, насколько это может быть полезным для тех, кто в самом обряде участвует. Изначально вообще не было деструктивной музыки, и все её направления появились относительно недавно. А вот вам и вопрос на засыпку: почему в течение миллионов лет, деструктивной музыки не существовала, а в современном мире она внезапно появилась? Подумайте об этом на досуге.

О Шумах и их воздействии!

Ещё одна очень важная деталь о воздействии эмоций на наш организм. Звук — это практически любая вибрация, которая существует вокруг нас, и то, что мы его не слышим, или просто уже (по привычке) не замечаем, вовсе не означает, что мы его не воспринимаем. Человек слышит звуки в приблизительном диапазоне от 20–20 000 Гц. Но наш организм, причём не только слуховая система, но и вся вода в его клетках, воспринимает колебания звука в гораздо более широком диапазоне.

Исследования многих учёных доказали, что инфразвук (частота колебания ниже 16 Гц) может порождать панику, агрессию, беспокойство, и другие эффекты. А ведь именно на этих частотах живут современные города. Такие частоты излучает техника, просто включённая в розетку, сотовые телефоны и прочее.

Звуки же с большей частотой, чем слышимый диапазон, называются ультразвуком, и при периодическом воздействии могут вызывать головные боли, спазмы, мигрени, нарушения нервных импульсов, разрушение клеток (различных органов и тканей) и прочее. Такие звуки часто создают линии метро, электропередач, и некоторые другие техногенные приборы. К счастью ультразвука в нашем с вами окружении не так много. Но вот распространение аппаратов ультразвукового сканирования (УЗИ) и особенно их применение в акушерстве и гинекологии, вызывает большое опасение.

Многие, кто отдыхает в горах, рассказывают об одном и том же впечатлении. Пребывая там, по началу, всё кажется слишком тихим, и от этого слишком спокойным. Организм чувствует себя не в своей тарелке, так как чего-то (а именно звуковых колебаний, шума городов, электроприборов и прочего) там нет. Но спустя пару дней, улучшается сон, кровяное давление, работа сердца и лёгких, а так же многих других органов. Только в таких условиях человеческий организм по истине может отдохнуть.

Старайтесь минимизировать своё соприкосновение с подобными шумами. Это во многом поможет вам продлить вашу жизнь и улучшить ваше здоровье.

И самое главное! Помните! Вы управляете своими эмоциями, а не они Вами!.

Развитие эмоциональности у танцора
статья по теме

Исполнитель танца – всегда актер. Его задача – донести до зрителя мысль, которую вложил хореограф в постановку. Передать чувства и эмоции. Задача это далеко не простая. Одной улыбкой до ушей тут не обойдешься, поэтому каждый исполнитель должен развивать свои актерские способности.

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональности у танцора.

Исполнитель танца – всегда актер. Его задача – донести до зрителя мысль, которую вложил хореограф в постановку. Передать чувства и эмоции. Задача это далеко не простая. Одной улыбкой до ушей тут не обойдешься, поэтому каждый исполнитель должен разваивать свои актерские способности.

Вот некоторые из эмоций, которые вы эмоции можете испытывать во время танца:

Радость («Это так здорово!», «Мне хорошо и я хочу, чтобы весь мир об этом знал!», «Я люблю эту песню!»)

Печальные раздумья («Скучаю по тем счастливым дням, но надо ведь двигаться…»), эффективны под медленную песню и волны, а также под работу с платком.

Сила, мощь, могущество идеальные под драматичную музыку («В моих руках – власть!»).

Поддразнивание, заигрывание («Спорим, ты так не сделаешь!», «Вот как я могу!»). Удивление («Ого! Я и не знала, что такое умею»), во время исполнения сложного движения.

Дерзкая независимость («Я такая замечательная!», «Явсе могу!»).

Для тренировки актерского мастерства попробуйте выполнить следующий этюд:

Попугай в клетке

• Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)

Читать еще:  Современный американский художник. Laura Nothern

• Ощупать ее руками

• Взять и переставить на другое место

• Найти дверцу и открыть ее

• Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу

• Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)

• Закрыть побыстрее клетку

• Помахать угрожающе пальцем

• Переставить клетку в другое место

Продолжаем развивать творчество. Попробуй выполнить следующее задание. задание.

Придумай новую эстафету для спортивных соревнований, в которой бы отражался сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба» или «Царевна-лягушка».

Придумай комплекс производственной гимнастики для регулировщиков дорожного движения, сторожей вневедомственной охраны, дирижеров оркестра народных инструментов, проводников поездов дальнего следования.

Кроме тренировки выразительности движений, нужно тренировать мимические мышцы лица.

Тренировка лобных мышц

1. Начните с активного сокращения лобных мышц. Энергично вскиньте брови кверху. «Раскрепостите» мышцы — брови возвращаются в обычное положение.

2. Тренаж «мышц боли» (мышцы сморщивания бровей) и «мышц угрозы» (пирамидальные). Сокращение — брови книзу и к переносью. Раскрепощение — исходное положение. Упражнение заключается в многократном и энергичном, постепенно убыстряющемся подтягивании бровей книзу.

3. Соедините движения лобных мышц с движением «мышц боли» и «мышц угрозы». Поочередно сокращая мышцы, энергично вскидывайте брови вверх и энергично опускайте их (помните об автономности мышц)

4. Добиваемся раздельного движения левой и правой бровью. Вскидывая левую бровь, необходимо следить за тем, чтобы правая как бы упиралась в переносицу. Аналогично с правой бровью.

5. Быстро поднимать то одну, то другую бровь вразбивку.

6. «Трагический излом бровей» (брови «домиком»). Сократив «мышцы боли», начните сводить брови к переносице. Мгновением позднее включается сильная лобная мышца, которая совместно с сухожильным шлемом, как бы перехватив движение «мышцы боли», повлечет внутренние края бровей вверх. Важно, чтобы движение внутренних краев бровей пролегало строго по центральной вертикальной линии лба. Добиться умения закреплять, удерживать это мимическое выражение.

Тренировка глазных мышц

1. Простое, все убыстряющееся движение век (мигание).

2. Попеременно закрывать веки. Добиться, чтобы брови в этом движении не участвовали, чтобы закрывался один глаз (а веко второго находилось в покое).

3. В то время как один глаз закрыт, веком другого (автономно) производить мигание. Потом то же с другим веком, а затем — поочередно.

Тренировка мышцы верхней губы

Три части этой мышцы, сокращаясь, поднимают верхнюю губу в ее средней части. Тренировать следует подъем верхней губы без участия углов рта. Крылья носа несколько приподнимаются, расширяя ноздри. При активном подъеме верхней губы нужно сильно обнажать клыки и следить, чтобы нижняя губа оставалась в покое. Затем надо тренировать поочередно левую и правую половину верхней губы, попеременно сокращая мышцы, расположенные слева и справа (выполняя упражнение, нужно мысленно разделить губу на две части).

Тренировка поперечных мышц носа

Располагаются они по обеим сторонам краев носа. Эти мышцы обычно мало подвижны, их роль — при выражении презрения и отвращения. Тренировать — активно и длительно: сомкнув губы (не слишком плотно), энергично вытягивать носогубные складки кверху, постепенно добиваясь все большего их подъема (остальные мышцы остаются в покое). Точки приложения усилия находятся у крыльев носа. При сокращении поперечных мышц носа на боковых его поверхностях образуется ряд продольных складок.

Тренировка круговой мышцы рта

Эта мышца окружает рот. При сокращении она изменяет форму губ: вытягивает их вперед «надутые губы» или подтягивает «поджатые губы». Сначала следует натренировать активное вытягивание губ вперед (хоботком). Затем производить маятниковые движения в обе стороны, с вытянутыми губами, а после — круговые движения в обе стороны поочередно. Голова неподвижна.

Вытянув губы до предела вперед, энергично раскрывайте их наподобие распускающихся лепестков цветка. Поджав губы (не очень плотно), энергично направляйте их углы в левую и правую стороны. Поджатые губы помогают передавать разные оттенки выражения надменности.

Тренировка четырехугольной мышцы нижней губы

Эта мышца, сокращаясь, опускает книзу и выворачивает нижнюю губу. Следует, выпятив нижнюю губу, энергично вывернуть ее, как бы отваливая книзу. Далее делайте то же самое, но раздельно левым и правым краями губ (при участии мышц шеи). Вывернув губу, произведите маятниковые движения из стороны в сторону.

Для достижения результата важна регулярность занятий!

Эти советы – только начальный этап. Исследуйте свою душу, чтобы найти собственные эмоции, которые подходят под музыку и танцевальное выражение. Для некоторых людей творчество и эмоциональное выражение естественны. Для других это навык, которому нужно учиться. Ему можно научиться. Секрет в том, чтобы выкинуть все ваши мысли «занятого мозга» и позволить себе чувствовать. Возможно, поначалу это будет даваться не так просто. Но продолжайте работать, здесь как с любым навыком: чем больше работаешь, тем легче дается. Не думайте, что эмоциональность хлынет из вас на сразу же. Гордитесь даже самыми маленькими успехами – каждый из них приближает следующий!

Джакомо Балла — знаменитый итальянский футурист: биография и лучшие картины

Джакомо Балла (Giacomo Balla, родился 18 июля 1871 г. — умер 1 марта 1958 г.) — великий живописец XX века, представитель первой волны итальянского футуризма, один из самых влиятельных мастеров прошлого столетия. Творчество Джакомо Балла — это попытка передать динамику, ухватить самую суть движения. Его картины лиричны, полны света и ритма.

Джакомо Балла — автор произведений, где вещи и живые существа изображены в динамике. Такого эффекта художник сумел добиться в силу глубоких познаний в фотографии.

Биография Джакомо Балла, первого из футуристов

Джакомо Балла появился на свет 18 июля 1870 года в Турине, в небогатой семье аптекаря. У будущего гения рано проснулся интерес к живописи и только появившейся фотографии. После школы мальчик устроился в литографическую мастерскую и начал изучать основы рисования.

Несмотря на бедность, в 1891-м будущему мастеру удалось попасть в знаменитую школу искусств при Туринской академии Альбертина. Параллельно он работал в фотомастерской — изучал фотографию и тут же применял полученные знания на практике. В дальнейшем это увлечение оказало на его творчество сильнейшее влияние.

Несколько лет спустя, в 1895 году, художник переезжает в Рим. Джакомо Балла считает, что в столице его таланту найдется применение и он сможет поправить свои дела. И ему удается — в Риме живописец действительно начинает зарабатывать творчеством — он рисует карикатуры и плакаты, оформляет упаковки и дает уроки.

В 1900 году Балла отправляется в Париж, где изучает живопись и знакомится с французским импрессионизмом. Большой интерес вызывают у него работы Поля Синьяка (Paul Signac) и Жоржа Сёра (Georges Seurat). Симпатия к импрессионизму становится началом увлечения футуризмом.

После возвращения в Рим художник уже довольно известен. У него появляются первые ученики, среди которых Умберто Боччони (Umberto Boccioni). Рассказывают, что Балла был увлечен эзотерикой, оккультизмом и разного рода мистическими явлениями, участвовал в спиритических сеансах. Это хобби также отложило отпечаток на его творчество. Современники мастера также вспоминают, что его весьма интересовало масонство, но в Орден он так и не вступил.

В 1910 Джакомо Балла вместе с другими художниками публикует «Манифест футуризма». Основной тезис этого труда — использование искусства как инструмента борьбы со старым порядком. Манифест воспевает будущее, превозносит движение и прогресс.

Именно работам Балла и его интересу к движению мир обязан появлением анимации. Живописец стремился запечатлеть разные фазы движения в едином произведении. Так появляются «Динамика собаки на поводке», «Руки скрипача» и другие шедевры. Мастер все глубже погружается в свои исследования движения и света, создает все более абстрактные произведения. Постепенно он переносит идеи футуризма в иные сферы искусства — скульптуру, театральные декорации и костюмы.

Джакомо Балла оставался верен футуризму даже когда прочие адепты этого направления сменили амплуа. Лишь в 30-е годы XX столетия художник вернулся к традиционной живописи. Причиной этого стала, как утверждают некоторые историки, попытка основателя движения, Филиппо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) поставить футуризм на службу католицизму.

Однако разрыв не был окончательным — мастер сохраняет связь с футуристами. Это продолжается до прихода к власти фашистов. Как и Маринетти, и многие другие итальянские художники, Балла симпатизирует фашизму и его идеям. Позднее, когда футуризм и авангардизм объявляют «дегенеративным искусством», Джакомо Балла утверждает, что не имеет к нему никакого отношения.

После падения Рейха художник сполна расплатился за симпатию — его подвергали остракизму, клеймили маргиналом. Впрочем, невзирая на свои отношения с фашизмом, мастер вошел в историю как величайший живописец Италии. Он умер после продолжительной болезни в Риме, 1 марта 1958 года.

Читать еще:  Современные художники Испании. Jose Luis Suarez

Самые известные картины Джакомо Балла

Картины Джакомо Балла никогда не тяготели к насилию, не механизировали человека. По сравнению с произведениями других футуристов они более гуманны. Самые известные шедевры художника:

  • «Динамизм собачки на поводке» (1912 год). На холсте хорошо передано движение лапок маленькой собачки и ног ее хозяйки.
  • «Уличный свет» (1909 год). На картине изображен уличный фонарь, чье свечение затмевает полумесяц. На написание шедевра мастера вдохновили фонари одной из римских площадей.
  • «Рука скрипача» (1912). На произведении изображено движение руки музыканта.
  • «Абстрактная скорость + звук» (1913-1914). Картина исследует скорость гоночного автомобиля. Возможно, изначально произведение было частью триптиха. По мнению BBC шедевр входит в сотню величайших картин мира.

Творчество Балла стало основой для развития современного абстракционизма. Сегодня его работы украшают выставки именитых музеев и заставляют зрителей открывать для себя новые смыслы.

На площадке Very Important Lot можно принять участие в аукционах и стать владельцем понравившегося шедевра антиквариата. Также здесь предоставляется возможность недорого купить картину молодых современных художников напрямую у автора.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ "ИСКУССТВО И ЭМОЦИИ"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ИСКУССТВО И ЭМОЦИИ «

В. И. КОЧНЕВ, В. Е. СЕМЕНОВ

В Перми 17-21 сентября 1991 г. произошло знаменательное для отечественной психологической науки событие — первый в нашей стране Международный симпозиум по психологии искусства, причем был он целиком посвящен малоисследованной проблеме эмоций в искусстве. Заслуга организации симпозиума, в работе которого участвовали представители восьми стран, принадлежит недавно созданному советскому отделению Международной ассоциации по эмпирической эстетике и Пермскому госинституту искусства и культуры, прежде всего его кафедре педагогики и психологии.

Пленарное заседание (председатели: 3. Е. Воробьёва и В. Конечны) открылось докладом Генерального секретаря Международной ассоциации по эмпирической эстетике X. Хёге (ФРГ) «Эмоциональные эффекты в эстетическом суждении «. Исходя из теории эстетического восприятия, докладчик обосновал процедуру и изложил результаты своих экспериментов о влиянии произведений изобразительного искусства на формирование эстетических суждений. Необходимыми составляющими процесса формирования являются сам объектстимул, знание реципиента об объекте и эмоциональное состояние реципиента (этим последним, в частности, во многом определяется воздействие искусства).

Доклад «Эмоциональное воздействие искусства: социальный аспект » сделал вицепрезидент той же Международной ассоциации В. М. Петров (Москва). В широком плане на основе опросов населения рассматривался вклад искусства и его отдельных представителей в психологический климат эпохи. Доклад содержал некоторые весьма спорные выводы и вызвал полемику.

Д. А. Леонтьев (Москва) посвятил свой доклад «Осмысленность искусства » трактовке искусства как носителя, транслятора смыслов от художника к реципиенту. Искусство при этом служит обогащению жизненного опыта человека, играет в его жизни важную адаптивную роль, делая взаимодействие с миром более гибким и глубоким.

Л. Я. Дорфман (Пермь) говорил о трех способах существования эмоций в человеке и искусстве: собственно эмоциональных переживаниях, эмоциональных представлениях в составе художественного образа и эмоциональных значениях. Автор попытался представить теоретическую модель, обосновывающую различение этих способов применительно к процессам построения художественных образов.

Доклад «Эмпирические исследования гедонистических и эмоциональных эффектов структуры художественных произведений » был сделан В. Конечны совместно с М. Карно (США). На многих примерах исследований разных видов искусства было показано значение структуры произведений для вызывания определенных эмоциональных состояний. При этом воздействие хорошего произведения трудно разрушить, даже при переструктурировании.

В рамках симпозиума состоялось шесть секционных заседаний. На секции «Способы существования эмоций в искусстве » (председатели: В. И. Кочнев, М. Голашевска) анализировалась роль эмоций как в искусстве вообще, так и в его отдельных видах. В. В. Медушевский (Москва) интерпретировал эмоции в искусстве как одухотворенную энергию. М. Голашевска (Польша) рассмотрела роль эмоций в эстетической ситуации в целом. Н. Д. Шереметьева и В. М. Петров (Москва) предприняли попытку конструирования объектов, основанных на воздействии эмоций. Д. А. Леонтьев остановился на возможности

изменения воздействий искусства. С размышлениями о специфических и неспецифических средствах воплощения эмоций в живописи и музыке выступила С. Т. Махлина (С.Петербург). Роль формы в организации эмоционального содержания музыки рассмотрел М. Е. Пылаев (Пермь). Эмоциональный аспект образа автора в музыке был отражен в сообщении Л. П. Казанцевой (Астрахань). Эмоциям в категориях сенсорного опыта как языку искусства и науки посвятила свое выступление Е. А. Сердюк (Москва). Эстетическая интерпретация эмпирических фактов, полученных в исследовании специфики эмоциональности актера, была дана В. И. Кочневым (С.Петербург). Детское изобразительное творчество с позиций символического интеракционизма рассмотрел И. Кавецки (Польша).

Активный отклик вызвали доклады, прочитанные на секции «Эмоциональное воздействие искусства на личность » (председатели: В. Е. Семенов, С. Ломбарде). Эмоциональный компонент эстетического восприятия в экспериментальном исследовании на материале изучения предпочтений детей был проанализирован Е. М. Торшиловой (Москва). Социальнопсихологическую концепцию эмоционального воздействия искусства, используя понятия катарсиса/антикатарсиса и личностной совместимости/несовместимости художника и реципиента, представил В. Е. Семенов (С.Петербург). О взаимодействии когнитивных и эмоциональных процессов при чтении художественной литературы рассказал Р. Вихофф (ФРГ). Особенности эмоционального напряжения в игровой деятельности были рассмотрены В. Н. Панкратовым (Пермь). Некоторые экспериментальные результаты, полученные с помощью оригинальной методики, использующей изображения и тахистоскопические зеркала для стимуляции сновидений, изложил С. Ломбарде (Италия). Проблеме эмоционального воздействия композиции ландшафтной архитектуры посвятил свое сообщение Н. Е. Прянишников (Москва).

На секции «Информация и эмоции в искусстве » (председатели: В. М. Петров, Дж. К. Шортес) было прочитано шесть докладов. Дж. К. Шортес (США) рассмотрел ментальные модели, возникающие в процессе восприятия интерактивного искусства (искусства, «требующего от аудитории непосредственного действия «). Корреляции эмоциональных изменений в разных областях общественной жизни (психологический климат, искусство, экономика) анализировались В. М. Петровым и И. А. Евиным (Москва). Эмоция как фактор разрушения симметрии в процессе восприятия произведений искусства трактовалась в сообщении Дж. Калиоти (Италия). Общим проблемам взаимодействия информации и эмоций в искусстве был посвящен доклад Г. А. Голицына (Москва). Эмоции в искусстве с точки зрения синергетики рассмотрел И. В. Евин. Модель передачи эмоциональной информации по каналу «художник — зритель » для обоснования смены стилей в европейской живописи предложил А. С. Дриккер (С.Петербург).

Разнообразием подходов к проблеме была отмечена работа секции «Смыслы и значения в эстетическом образе » (председатели: Д. А. Леонтьев, М. Крампен). Особенности влияния характера распределения цветов, имеющих противоположное значение, на общее впечатление от композиции рассматривались в докладе М. Крампена (ФРГ). Проблеме изменения личностного смысла другого человека в ситуациях потрясения посвятил свое сообщение и В.В. Колпачников (Екатеринбург). Процесс смыслообразования при чтении художественной литературы анализировал Р.Р. Каракозов (Баку). Результаты экспериментального исследования психологических механизмов восприятия спектакля были представлены Г. Л. Дельской и М. Д. Назаровой (Москва). С. Э. Габидулина (Москва) сообщила о применении метода экспериментальной психосемантики для исследования восприятия скульптуры. С анализом структур эмоциональнооценочного восприятия произведений искусства у школьников выступил П. С. Писарский (Москва). Проблема соотношения дизайнерской и потребительской оценок индустриальных дизайнобъектов обсуждалась в докладе В. Гюлиани, А. Зани, С. Мастандреа (Италия).

На секции «Эмоциональные особенности участников художественного процесса » (председатели: Р. Вихофф, Д. А. Леонтьев) прозвучали только два сообщения из-за отсутствия остальных докладчиков. В выступлении Д. Л. Ломакиной (Москва) была предпринята попытка построения модели творческой личности. Г. С. Тарасов (Москва) проанализировал проблему развития эмоциональнопотребностной сферы у школьников средствами музыкального искусства.

Программа секции «Дифференциальная психология эмоций и художественный образ » (председатели: Л. Я. Дорфман, X. Хёге) целиком состояла из докладов пермских исследователей. Л. И. Короева и Г. И. Власова обсуждали вопрос о «расщеплении » эмоциональных значений и эмоциональных

образов в процессе восприятия музыки. Отмечалось, что преобладание значений или образов зависит от установки при восприятии музыки, в частности, ролевой (просто слушатели или критики). Е. Г. Халимончук, Л. Я. Дорфман и Г.М. Покровенко раскрыли эмоциональнокогнитивные взаимодействия при работе с музыкальными текстами. Л. Я. Дорфман и В. Г. Иванов анализировали роль визуализации эмоциональных представлений при построении хореографических образов. И. В. Соловьева, И. Г. Абзалова, С.Р. Колос исследовали «короткие » эмоциональные предпочтения и их влияние на выбор музыкальных произведений. Р. П. Козлова и Т. Н. Бебчук рассматривал эмоциональный ряд в структуре режиссерскодраматургической разработки театрализованных представлений.

На закрытии симпозиума участники отмечали, что его организация в нашей современной ситуации была просто идеальной, были созданы все условиях для плодотворной работы, свободных дискуссий и общения. Несомненно, подобный симпозиум навряд ли стал бы возможным без помощи Пермского областного Совета народных депутатов и предприятийспонсоров (советскоавстрогерманское предприятие «Фемекс » и др.), в чем проявились новые реалии нашей жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector