Эмоционально тяжелые работы. Carolina Piteira

Эмоционально тяжелые работы. Carolina Piteira

«Signes» Каролин Карлсон в Париже

Парижская опера закрыла сезон балетом «Знаки» (Signes). Шедевр американки Каролин Карлсон и французского художника Оливье Дебре на музыку французского композитора Рене Обри вернулся в репертуар в пятый раз, но публика принимала его как премьеру. Из Парижа — МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.

В 1997 году «Знаки» стали сенсацией. Столь гармоничного театрального синтеза, в котором оформление, хореография и музыка сливаются в безупречной цельности, балетный мир не видел долгие годы. Спектакль сорвал Benois de la danse в главных категориях: лучшая хореография (Каролин Карлсон), лучшая балерина (парижская этуаль Мари-Клод Пьетрагалла) и впервые балетный «Оскар» дали за сценографию — художнику Оливье Дебре. Собственно, он и стоял у истоков постановки, настойчиво предлагая директору балета Парижской оперы Брижит Лефевр найти хореографа, который бы оживил его абстрактные, пылающие полотна, в частности то из них, что написано под впечатлением от «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Для Оливье Дебре улыбка — первый из знаков, начало начал. Художественная поэзия требовала поэзии хореографической, и Каролин Карлсон, спектакли которой, как японские хайку, пронизаны символами и знаками, составила ему идеальную пару.

«Знаки» — это семь самостоятельных балетов, перетекающих один в другой, за каждым стоит картина Дебре и отдельная история, но не сюжетная, а эмоциональная. Цвет дает импульс, его подхватывает движение, и на этом ярком художественно-танцевальном полотне, словно блики, играет музыка. Так, в открывающей спектакль картине «Знак улыбки» тон задают повисшие в воздухе алые языки, которые приглушает прозрачный занавес на авансцене с рисунком той самой загадочной улыбки. На двойственности выстроен и танец — он то устремляется вверх резкими прыжками, то стелется ползучими движениями. Совсем иная по настроению «Утренняя Луара». Сцену заливают золотые и красные лучи рассвета, и вслед за пробуждением природы бегут стремительные потоки сильных па, очеловеченные озорством танцовщиц. Артистки резвятся на водной глади, словно гребешки волн, разбрасывая воздушные поцелуи и мелкие ронды. Синева размытых акварелей «Гор Гуйлиня» переносит в мир мечты, где нет ни границ, ни яркого света, ни мирской суеты. И в этой идиллии, навеянной китайскими пейзажами, тела артистов растворяются, как краски в воде.

Эмоциями зрителей Карлсон и Дебре манипулируют мастерски. Как только бесконфликтная красота «Знаков» ввергает публику в блаженное оцепенение, они выпускают «Балтийских монахов»: черно-красное войско мужчин решительно и безапелляционно пресекает инертную созерцательность балета. Дополнительную порцию бунтарства и неистового счастья добавляют «Краски Мадурайи». Артисты здесь выглядят точно гусеницы: тела затянуты в яркий трикотаж, и торчит только одна голова, украшенная причудливыми шляпками. Но в какой-то момент руки вырываются, и бывшие мягкотелые «гусеницы» пускаются в озорные танцы. Под финал вновь воцарится гармония, и хороводы из черно-белых инь и ян утвердят «Торжество знаков».

Впечатляющие декорации и костюмы в современных постановках часто служат лишь эффектной маской, за которой прячется беспомощная хореография. Но не в случае со «Знаками». Оттолкнувшись от шутливого абриса нарисованной в воздухе улыбки, Каролин Карлсон придумала такой богатый танцевальный язык, что, переведи его в слова, рты бы не закрывались ни на секунду. Самым красноречивым телом, способным отразить малейшую эмоцию, обладает этуаль Мари-Аньес Жилло. Именно за «Знаки» эта рослая балерина с широкими плечами и длинными, томными ногами получила высший балетный ранг в Парижской опере. И она его подтверждает с блеском. Выглядящая не слишком выигрышно в традиционных классических балетах, здесь Жилло неподражаема и незаменима. Только она способна так отважно расписываться в собственной слабости, признаваться в сокровенных желаниях, невозмутимо покорять и бестрепетно низвергать с ледяным видом, исполненным королевского достоинства. Надо видеть, как завораживающе плетет она своими длинными руками воображаемые петли, как сочно «вынимает» диафрагму, как завоевывает пространство одним движением пальца и как светятся ее глаза той самой улыбкой Моны Лизы, которая породила этот загадочный спектакль — знаковый для Парижской оперы уходящей эпохи Брижит Лефевр.

Близко к сердцу: что такое высокая чувствительность и как с ней жить

«Ты принимаешь все слишком близко к сердцу» — эти слова слышал каждый, кого природа наделила высокой чувствительностью. Наука долго обходила вниманием тревоги и заботы ранимых людей, но в последние десять лет учение о чувствительности стало трендом, а под конец 2010-х перешло в мейнстрим. Одна из первых книг на эту тему «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире» психолога Элейн Эйрон сегодня стала почти классикой популярной литературы по психологии.

В западной прессе часто можно встретить аббревиатуры HSP и SPS. Первой называют высокочувствительных личностей (Highly Sensitive Person), а второй обозначают причину, которая делает их такими хрупкими. Центральная нервная система некоторых людей более чувствительна в буквальном смысле — она сильнее реагирует и глубже обрабатывает физические, эмоциональные и социальные стимулы. Этот феномен называют чувствительностью сенсорной обработки (Sensory Processing Sensitivity).

Чтобы понять, насколько вы чувствительны, можно пройти тест, который измеряет четыре параметра: глубину обработки информации, склонность к нервозности, эмоциональную реактивность и умение читать между строк (улавливать нюансы явлений, ситуаций, характеров).

Высокочувствительные люди чаще склонны предаваться рефлексии, сильнее переживают за других людей, себя, будущее и весь мир, им тяжело принимать решения, воспринимать критику, а еще они могут страдать в громкой и суетливой обстановке. Поэтому их даже называют «новыми интровертами», но не стоит путать понятия — чувствительные люди вполне могут быть экстравертами, просто они более остро реагируют на все, что происходит в мире. Отсюда не следует, что высокая чувствительность — недостаток. Это лишь особенность личности, которую можно сделать преимуществом.

От тревожности к ярким эмоциям

Эмоциональная реактивность говорит о способности более остро реагировать на внешние стимулы. Она может проявляться по-разному. С одной стороны, человек глубоко переживает неудачи и остро реагирует на грубые физические стимулы (неприятную музыку, толкотню, крики и т.п.). Но эта же реактивность помогает ярче переживать положительные эмоции и делает даже самую будничную жизнь более насыщенной. Концерты, фестивали, салюты и красочные шоу, путешествия и активные виды отдыха, душевные беседы с близкими людьми, духовные практики, простые радости вроде вкусной еды и крепких объятий — все это высокочувствительный человек проживает ярко, от всего сердца.

От нерешительности к взвешенности

По мнению Элейн Эйрон и ее коллег, высокочувствительным людям сложнее дается принятие решений. Определиться мешает излишнее внимание к деталям: человек закапывается в нюансах, составляет бесконечные списки «за» и «против», а в итоге скатывается в болезненную руминацию (прокручивание одних и тех же мыслей с негативным подтекстом). Если учесть, что многие чувствительные люди тяжело переносят критику, им особенно страшно принять неправильное решение.

Однако умение и стремление анализировать — полезный навык в жизни и на работе. Такой человек — ценный член команды, ведь именно он сможет кропотливо изучить все аспекты важного вопроса, просчитать риски и приметить незаметные другим нюансы. Благодаря своей внимательности к деталям высокочувствительные люди раньше других замечают перемены в поведении друга или партнера, в рабочей обстановке и ситуации на рынке.

От хрупкости к эмпатии

Среди высокочувствительных людей много интровертов, которые групповым активностям и шумным вечеринкам предпочитают уютное одиночество или камерное общество из двух-трех близких людей. Они часто выбирают сольные виды спорта, стараются ограждать себя от информационного шума (особенно от негатива). Многие из них не любят ужастики и психологические триллеры, тяжело переживают истории о насилии и в реальной жизни стараются избегать токсичных людей. А все потому, что высокочувствительные люди в большинстве своем потрясающие эмпаты. Обычно они обладают высоким эмоциональным интеллектом, умеют сопереживать, понимать и чувствовать эмоции другого человека с удивительной точностью.

Читать еще:  Эпос повседневности. Luisa Valenzano

Они те самые друзья и партнеры, которые понимают с полуслова, находят лучшие слова поддержки, разделяют горе и искренне радуются успеху близких людей. Хотя бы поэтому высокую чувствительность не стоит считать слабостью — ведь она помогает выстраивать близкие и доверительные отношения. А это, как доказывают многочисленные исследования, одна из главных составляющих здоровой и счастливой жизни.

О чем стоит позаботиться высокочувствительным людям (и всем остальным)

Чтобы жить в ладу с чувствительностью и ощущать только ее положительные стороны, имеет смысл подкорректировать образ жизни в соответствии с нуждами организма.

Во-первых, высыпаться. Чтобы не расшатывать и без того хрупкую нервную систему, чувствительным людям стоит соблюдать распорядок и гигиену сна. Известно, что некачественный сон может приводить к раздражительности, депрессивности и меланхолии — не стоит провоцировать хрупкий организм.

Во-вторых, следует ограничивать быстрые углеводы и кофеин. Сладости вызывают скачки сахара в крови и вместе с ними всплески энергии с резкими спадами. Такие энергетические американские горки могут приводить к сильным перепадам настроения. А кофеин и другие стимулирующие вещества могут провоцировать гиперэмоциональность и взвинченность.

В-третьих, надо научиться находить время для себя. Людям с повышенной чувствительностью стоит заранее планировать «расслабляющие активности» — время, за которое они смогут восстановить эмоциональные силы и перезагрузиться. Это может быть еженедельная горячая ванна, вечерние прогулки в тишине, утренняя йога или сезонные поездки в загородные отели. Отдельно стоит позаботиться об отдыхе после шумных праздников — дней рождений, корпоративов, Нового года и так далее.

В-четвертых, лучше окружать себя уютом. Высокочувствительные люди остро переживают не только ментальные, но и физические ощущения — тактильные, обонятельные и зрительные. Пушистый плед и другие приятные на ощупь ткани, мягкий приглушенный свет, ароматические свечи, нейтральные цвета в интерьере, красивые элементы декора, вкусная еда и напитки — все это может оказывать терапевтический эффект и помогает справиться с негативными эмоциями.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • FRANCE (384)
  • Франция — праздники и события (55)
  • Прованс и Лазурный берег (34)
  • PARIS (267)
  • Париж — музеи,театры,парки. (45)
  • ПРАЗДНИКИ (188)
  • ТАНГО (94)
  • СТИЛЬ (82)
  • ретро-стиль (30)
  • МУЖСКОЙ МИР (79)
  • АНТИКВАРИАТ (66)
  • Ар-деко. Ар-нуво. (9)
  • АСТРОЛОГИЯ (33)
  • АФОРИЗМЫ (25)
  • БАЛЕТ (276)
  • видео (527)
  • ВКУСНОСТИ (56)
  • ГОРОСКОП (75)
  • дом (59)
  • ДРАКОНЫ (62)
  • ЖЕНЩИНА (1788)
  • ЖЗЛ (488)
  • интерес (579)
  • ИСКУССТВО (590)
  • ИСТОРИЯ (591)
  • креатив (163)
  • ЛЕГЕНДА (79)
  • МИРОЗДАНИЕ (421)
  • МУЗЫКА (3104)
  • ОРУЖИЕ.ТЕХНИКА. (27)
  • оформление (155)
  • позитив (1105)
  • ПОЭЗИЯ (3151)
  • природа (1358)
  • море (198)
  • животные (187)
  • ПРИТЧА (226)
  • ПРОЗА (1250)
  • ПСИХОЛОГИЗМЫ (445)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (295)
  • Испания (28)
  • ГРЕЦИЯ (14)
  • ЛОНДОН (10)
  • МОНАКО (7)
  • Мексика (6)
  • АВСТРИЯ (4)
  • Швейцария (4)
  • КАРИБЫ (3)
  • Голландия (2)
  • Бельгия (2)
  • АФРИКА (2)
  • Германия (1)
  • Дания (1)
  • ДУБАЙ (1)
  • Люксембург (1)
  • Мальта (1)
  • ИТАЛИЯ (40)
  • ФРАНЦИЯ . путешествия. (31)
  • РУБАИ, ХОККУ И ТАНКА (29)
  • СКАЗКИ (248)
  • скульптуры,статуэтки (112)
  • СОФТ (7)
  • ссылки (74)
  • творчество (398)
  • куклы (46)
  • батик (16)
  • ТЕСТ (216)
  • ФАРФОР (43)
  • ФОТОГРАФИИ (2087)
  • АРТ (531)
  • ретро (36)
  • ХОРЕОГРАФИЯ (352)
  • ХУДОЖНИКИ (3960)
  • акварель (308)
  • АРТ (285)
  • мастихин (99)
  • графика (236)
  • живопись (950)
  • иллюстрации (438)
  • портрет (338)
  • сюрр (157)
  • ЦВЕТЫ (549)
  • ЦИТАТЫ (605)
  • ШИКАРНОСТИ (58)
  • ЭМОЦИИ (2749)

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Балет «Signes» и солистка Marie-Agnès Gillot.

Балет «Signes» ( «Знаки» ), созданный Каролин Карлсон с участием звезд Парижской оперы.
Название: Знаки
Оригинальное название: Signes
Год: 2004
Премьера: май 1997
Жанр: Балет, современный танец
Спектакль Национальной Парижской оперы (Опера Бастилия)
Хореография: Каролин Карлсон (Carolyn Carlson)
Сценография и костюмы: Оливье Дебре (Olivier Debre)
Музыка: Рене Обри (Rene Aubry)
Свет: Патрис Безомбес (Patrice Besombes)
Исполнители: Мария-Аньес Жилло (Marie-Agnes Gillot), Кадер Беларби, Ян Зейц, Амелия Ламуро

Встреча живописи и танца в спектакле «Знаки» — завершилось двумя созидательными действиями, которые следовали друг за другом, затем дополнились в осуществленном и представленном на сцене спектакле.

Художник Оливье Дебре вначале задумал «картины», прежде чем начала выстраиваться хореография. Выходящие из декоративной функции задних декораций, пейзажей, нарисованных Оливье Дебре, определили сценарий, разделяющий балет на семь последовательных частей. Именно эти впечатляющие визуальные предметы питали хореографическое вдохновение Каролин Карлсон.

Первая картина: Signe du sourire (Знак улыбки)

Вторая картина: Loire du matin (Утро Луары) (Луара — самая длинная река во Франции, протяжённостью 1012 км, площадь бассейна 117 тыс.кв.км).

Третья картина: Monts de Guilin (Горы Гуйлинь) (Одно из красивейших мест планеты в Провинция Гуанси, Китай)

Четвертая картина: Les moines de la Baltique (Монахи Балтийского моря)

Пятая картина: L’esprit du bleu (Дух голубого)

Шестая картина: Les couleurs de Maduraï (Цвета Мадурай) (Мадурай — старейший существующий поныне город на полуострове Индостан, административный центр округа Мадурай. Город был построен пандийским раджой Кулашекхара и был столицей пандийских правителей Южной Индии)

Седьмая картина: Victoire des signes (Победа знаков)

Балет Каролин Карлсон отличается высокой духовностью и выражает сущность бытия: отношения между объектами существования и жизнью, которые сталкиваются, в виде неожиданно появляющейся смерти и природы, которая вновь возрождает жизнь.
Действие подчинено ритму сложной музыки, написанной на заказ композитором Рене Обри. Следует отметить, что спектакль по образу соответствия: цвета, жестов и звучания стройно отвечает друг другу.
Каролин Карлсон в 1998 году за постановку спектакля «Знаки» удостоена премии «Бенуа де ла данс».

Вместе с Кадером Белярби главную роль исполняет 28-летняя Мари-Аньес Жило, чарующая природной элегантностью и совершенством. Оба солиста вносят свое в танцевальные партии: каждый спектакль они интерпретируют по-разному, так как, согласно рекомендации хореографа, могут импровизировать, что категорически исключается в классическом балете.

Мари Аньес Жило (Marie-Agnes Gillot ) — танцовщица, прима-балерина Парижской Национальной Оперы.
Мари родилась в 1975 году.
В 1985 в возрасте 10 лет начала учиться в Школе балета Парижской Национальной Оперы и сразу была переведена в пятый класс.
Она полностью освоила учебную программу и была внесена в список кордебалета в 1990, несмотря на свой 15-летний возраст.

В 1992 Мари Аньес продвинулась в «корифеи». В этом же году она стала финалисткой XV международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария).
Мари Аньес Жило занята во всех главных постановках Парижской Оперы, гастролях труппы по Франции и за границей.
Она стала солисткой в декабре 1994 по итогам ежегодного конкурса балета Парижской Оперы.


Мари-Аньес Жилло и Николя Ле Риш на репетиции.

На неё обращают внимание приглашенные хореографы (в особенности остро современного направления), и она с успехом исполняет их хореографию: Attentat Poetique Даниель Ларье (1992), «Жизель» Матса Эка (1993), «Парк» Анжелена Прельжокажа (1994), «Магнификат» (1995), «Сильвия» (1997) и «Вацлав» (1998) Джона Ноймайера, «Символы» Каролин Карлсон (1997), So Schnell Доминика Багуэ (1998), а также «Тиль Уленшпигель» Вацлава Нижинского (воссозданный Миллисент Ходсон и Кеннетом Арчером, 1994).

Мари Аньес Жило также исполняет множество разнообразных партий традиционного репертуара: «Серенада» и «Каприччио» Баланчина, «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот» Рудольфа Нуриева, «Манон» Кеннета Макмиллана. В 1997 в специальном спектакле «Танцовщики — Хореографы» Кадер Беларби поручает ей роль в своей композиции Salle des pas perdus.
В 1997 Мари получает Prix du Cercle Carpeaux и в 1998 Приз зрителей, вручаемый AROP (Ассоциацией друзей Парижской Оперы).

После спектакля «Символы» 18 марта 2004 ей присвоено звание «этуаль» (звезда).
Впоследствии она выступила в па де де из «Дафниса и Хлои» (Жоржа Скибина) и гала в честь Клод Бесси, в заглавной партии в «Жизели (Эк)», «Осколках» (Роббинса), «Этюдах» (Харольда Ландера), «Сне Медеи» (Прельжокажа, 2004) и Авроре в «Спящей красавице» (Нуриева).
Она является кавалером Ордена искусств и литературы с июля 2006 года 5 и Национальный орден за заслуги с мая 2009 года 6 .

Читать еще:  Слияние импрессионизма и реализма. Dominic Avant

Близко к сердцу: что такое высокая чувствительность и как с ней жить

«Ты принимаешь все слишком близко к сердцу» — эти слова слышал каждый, кого природа наделила высокой чувствительностью. Наука долго обходила вниманием тревоги и заботы ранимых людей, но в последние десять лет учение о чувствительности стало трендом, а под конец 2010-х перешло в мейнстрим. Одна из первых книг на эту тему «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире» психолога Элейн Эйрон сегодня стала почти классикой популярной литературы по психологии.

В западной прессе часто можно встретить аббревиатуры HSP и SPS. Первой называют высокочувствительных личностей (Highly Sensitive Person), а второй обозначают причину, которая делает их такими хрупкими. Центральная нервная система некоторых людей более чувствительна в буквальном смысле — она сильнее реагирует и глубже обрабатывает физические, эмоциональные и социальные стимулы. Этот феномен называют чувствительностью сенсорной обработки (Sensory Processing Sensitivity).

Чтобы понять, насколько вы чувствительны, можно пройти тест, который измеряет четыре параметра: глубину обработки информации, склонность к нервозности, эмоциональную реактивность и умение читать между строк (улавливать нюансы явлений, ситуаций, характеров).

Высокочувствительные люди чаще склонны предаваться рефлексии, сильнее переживают за других людей, себя, будущее и весь мир, им тяжело принимать решения, воспринимать критику, а еще они могут страдать в громкой и суетливой обстановке. Поэтому их даже называют «новыми интровертами», но не стоит путать понятия — чувствительные люди вполне могут быть экстравертами, просто они более остро реагируют на все, что происходит в мире. Отсюда не следует, что высокая чувствительность — недостаток. Это лишь особенность личности, которую можно сделать преимуществом.

От тревожности к ярким эмоциям

Эмоциональная реактивность говорит о способности более остро реагировать на внешние стимулы. Она может проявляться по-разному. С одной стороны, человек глубоко переживает неудачи и остро реагирует на грубые физические стимулы (неприятную музыку, толкотню, крики и т.п.). Но эта же реактивность помогает ярче переживать положительные эмоции и делает даже самую будничную жизнь более насыщенной. Концерты, фестивали, салюты и красочные шоу, путешествия и активные виды отдыха, душевные беседы с близкими людьми, духовные практики, простые радости вроде вкусной еды и крепких объятий — все это высокочувствительный человек проживает ярко, от всего сердца.

От нерешительности к взвешенности

По мнению Элейн Эйрон и ее коллег, высокочувствительным людям сложнее дается принятие решений. Определиться мешает излишнее внимание к деталям: человек закапывается в нюансах, составляет бесконечные списки «за» и «против», а в итоге скатывается в болезненную руминацию (прокручивание одних и тех же мыслей с негативным подтекстом). Если учесть, что многие чувствительные люди тяжело переносят критику, им особенно страшно принять неправильное решение.

Однако умение и стремление анализировать — полезный навык в жизни и на работе. Такой человек — ценный член команды, ведь именно он сможет кропотливо изучить все аспекты важного вопроса, просчитать риски и приметить незаметные другим нюансы. Благодаря своей внимательности к деталям высокочувствительные люди раньше других замечают перемены в поведении друга или партнера, в рабочей обстановке и ситуации на рынке.

От хрупкости к эмпатии

Среди высокочувствительных людей много интровертов, которые групповым активностям и шумным вечеринкам предпочитают уютное одиночество или камерное общество из двух-трех близких людей. Они часто выбирают сольные виды спорта, стараются ограждать себя от информационного шума (особенно от негатива). Многие из них не любят ужастики и психологические триллеры, тяжело переживают истории о насилии и в реальной жизни стараются избегать токсичных людей. А все потому, что высокочувствительные люди в большинстве своем потрясающие эмпаты. Обычно они обладают высоким эмоциональным интеллектом, умеют сопереживать, понимать и чувствовать эмоции другого человека с удивительной точностью.

Они те самые друзья и партнеры, которые понимают с полуслова, находят лучшие слова поддержки, разделяют горе и искренне радуются успеху близких людей. Хотя бы поэтому высокую чувствительность не стоит считать слабостью — ведь она помогает выстраивать близкие и доверительные отношения. А это, как доказывают многочисленные исследования, одна из главных составляющих здоровой и счастливой жизни.

О чем стоит позаботиться высокочувствительным людям (и всем остальным)

Чтобы жить в ладу с чувствительностью и ощущать только ее положительные стороны, имеет смысл подкорректировать образ жизни в соответствии с нуждами организма.

Во-первых, высыпаться. Чтобы не расшатывать и без того хрупкую нервную систему, чувствительным людям стоит соблюдать распорядок и гигиену сна. Известно, что некачественный сон может приводить к раздражительности, депрессивности и меланхолии — не стоит провоцировать хрупкий организм.

Во-вторых, следует ограничивать быстрые углеводы и кофеин. Сладости вызывают скачки сахара в крови и вместе с ними всплески энергии с резкими спадами. Такие энергетические американские горки могут приводить к сильным перепадам настроения. А кофеин и другие стимулирующие вещества могут провоцировать гиперэмоциональность и взвинченность.

В-третьих, надо научиться находить время для себя. Людям с повышенной чувствительностью стоит заранее планировать «расслабляющие активности» — время, за которое они смогут восстановить эмоциональные силы и перезагрузиться. Это может быть еженедельная горячая ванна, вечерние прогулки в тишине, утренняя йога или сезонные поездки в загородные отели. Отдельно стоит позаботиться об отдыхе после шумных праздников — дней рождений, корпоративов, Нового года и так далее.

В-четвертых, лучше окружать себя уютом. Высокочувствительные люди остро переживают не только ментальные, но и физические ощущения — тактильные, обонятельные и зрительные. Пушистый плед и другие приятные на ощупь ткани, мягкий приглушенный свет, ароматические свечи, нейтральные цвета в интерьере, красивые элементы декора, вкусная еда и напитки — все это может оказывать терапевтический эффект и помогает справиться с негативными эмоциями.

Эмоционально тяжелые работы. Carolina Piteira

Каролин Эльячефф — известный французский психоаналитик, педопсихиатр, сценарист, автор нескольких книг.

Все, кто хочет обрести душевное равновесие, познать себя, детей и близких. Рекомендуется в том числе специалистам в области психологии.

В книге описан авторский опыт психоаналитической и психотерапевтической работы с детьми-дошкольниками и младенцами в детских яслях Антони. Эльячефф рассказывает несколько историй воспитанников яслей, в которых описан путь работы с ними вплоть до момента выздоровления и адаптации к новым условиям жизни.

Когда психоаналитик начинает работать с крошечными детьми, по разным причинам попавшими под опеку служб социальной помощи и проявляющими симптомы соматических и психических расстройств, он никогда не должен делать следующее:

  1. Вмешиваться в реальную жизнь ребенка и в принимаемые юридические решения в отношении него.
  2. Видеться с ним вне лечебных сеансов и в местах его временного проживания.

Психоаналитик нацелен не на соболезнование, утешение или исправление, а на выявление и символизацию страдания ребенка. Он никоим образом не может повлиять на прошлое и не должен модифицировать будущее. Невозможно сохранять пассивность во время сеанса — психоаналитик все равно чувствует и размышляет, и это ускоряет лечебный процесс, а работа с пациентом наедине дает очень хороший эффект.

Младенцы, которые попадают под покровительство службы социальной помощи детям, столкнулись с огромным жизненным потрясением — разрывом родственных связей. Это вызывает функциональные нарушения, посредством которых они сообщают аналитику о том, что переживают. Такой «органический язык» — это не речь в прямом смысле, но его можно слушать или разгадывать, как любые слова или детские рисунки. В данном языке подсознания сконцентрирован весь человеческий опыт, и то, что психоаналитик слушает грудничка, заставляет пробуждать его чувства, чтобы они резонировали внутри его «я».

Читать еще:  Эротические рисунки карандашом. Sara Stachowiak 16+

Благодаря психоанализу врач может словами рассказать младенцу об источнике переживаемого им разрыва — ту самую скрытую боль, которая изначально проглядывает только через болезненные симптомы. Если разговаривать с малышом как с субъектом, можно убедить его примириться с телом. Франсуаза Дольто говорила, что, если у младенца до девяти месяцев проявляются подобные симптомы, нужно расспросить родителей обо всем произошедшем во время беременности.

Невозможно интерпретировать правильно, если о состоянии ребенка рассказывает третий человек, который не включен им в сеанс. За счет этого происходит «отстранение» ребенка от школы, семейной сферы или сферы учреждения, где он находится. Врач-психоаналитик никогда не должен расспрашивать родителей или нянечек о наличии и проявлении болезненного симптома. Все, что касается тела и состояния ребенка, формулируется и произносится в его присутствии, записывается в досье, но эти слова не обращены к нему до появления его желания поговорить об этом. Выживший покинутый ребенок часто вырастает более закаленным, чем его сверстники, потому что он хочет жить. И если в больнице его тело всегда под контролем, то психика находится в опасности.

С помощью аналитической терапии ребенок к трем годам способен освободиться от зависимости от родителей (даже если их нет) и обрести внутренние семейные связи. Психоаналитик должен почувствовать телом, как слова и события повлияли на тело ребенка, и затем обозначить эти ощущения словесно, чтобы уже сами слова оказали воздействие на малыша. Тело выступает сосудом, передающим язык подсознания.

Когда ребенка определяют в ясли, это оказывает благотворное влияние на него, так как он понимает ответственность общества и его обязательства по отношению к нему, равно как и то, что он сам несвободен от них. По состоянию здоровья ребенок в любом возрасте имеет право на психоанализ. Его «слово» должно быть услышано и воспринято, как любая другая информация. Именно тело помогает рассказать о пережитом опыте, причиненном физическом ущербе, личностных страданиях. Здесь чрезвычайно важным оказывается взаимодействие биологии с психоанализом.

Нельзя просто так заявить, что ребенок заболевает потому, что его не любят, а любовь способна разрешить все проблемы. Дети умирают вне зависимости от проявления заботы, потому что слишком огромны их страдания. Условия жизни тех, кто родился в тюрьме, тоже не должны исчезать из поля зрения: их необходимо изучать и вносить изменения в условия содержания, чтобы не разлучать ребенка с матерью.

Если первопричиной детских страданий послужило насилие, это становится проблемой для людей, желающих усыновить и воспитать такого ребенка. Сокрытие факта усыновления считается более разрушительной силой, чем правда о его происхождении. Дети, чьи родители совершили преступление, все равно должны как-то выживать и жить, строить себя. Если от ребенка скрывают травмирующую правду, это не только не спасает, но и приводит к разным патологическим проявлениям в нескольких поколениях.

Ребенок должен иметь право на критическую оценку поступков родителей, иначе у него нет шанса осознать себя личностью в том обществе, в котором он живет. Ему следует строить жизнь, опираясь на личные склонности и способности.

Сегодня детей появляется на свет гораздо меньше, чем в прежние времена, поэтому ценность каждого ребенка возрастает. Но когда мы видим детей, для которых жизнь в их семье является адом, и социум вынужден брать на себя их воспитание, мы не можем понять, как такое возможно в современных развитых странах.

Часто ребенок не знает, хочет ли он чего-то для себя, и аналитик обязан помочь ему понять, что тот живет на свете не только ради удовлетворения родительских прихотей. Психоаналитик вводит «символическую плату» за сеанс (например, камушек), чтобы ребенок хотел посещать его и понимал назначение этой платы. Сама автор анализирует факты по мере нового детского переживания в процессе общения с ней. Она осуществляет это с помощью переноса и испытываемых ребенком эмоциональных состояний до, во время или после драмы.

На протяжении сеанса ребенок сталкивает воображаемый мир с реальностью, а психоаналитик выделяет определенные знаки, сближая их с реальными фактами, известными ребенку или пережитыми им. Иногда отношения «родители — ребенок» служат причиной его изоляции от них. Но мы все чаще видим жестокое обращение с детьми, когда им угрожает опасность в родной семье. Поэтому часто ясли представляются идеальным местом для воспитания ребенка.

Наглядность и эффективность психоаналитических сеансов состоят в том, что врач помогает ребенку выйти из тупика, задействуя его семейные связи, а также физическую и символическую стороны жизни. Но никто не в силах предсказать их пути преодоления будущих испытаний. Покинутые дети чувствуют себя ужасно, но не только потому, что их помещают в дома ребенка или в ясли, или потому, что не усыновили. Самой мучительной для них является неопределенность, разрушающая их жизненную энергию и оказывающая воздействие на статус и судьбу. Психоаналитик должен «принять сторону ребенка», но не допускать прямое вмешательство и контакты с представителями администрации.

По мнению автора, законы, защищающие права несовершеннолетних, должны неукоснительно выполняться, и в них не допускаются необоснованные отсрочки при принятии решений. Несовершеннолетний ребенок получает право быть усыновленным, когда:

  1. Его родители или семейный совет дают согласие на усыновление.
  2. Он становится воспитанником государства.
  3. Он получает статус покинутого ребенка, если родители не интересуются им в течение года.

Приемные родители не должны скрывать от ребенка, что его разлучили с родной матерью, что у него так или иначе есть биологические родители, которых он никогда не увидит. Как правило, родители лишаются прав без всякого обсуждения, но эта мера — наказание не только для самих родителей, но и для детей. Они навсегда разлучаются с ними, не могут писать им или получать от них письма. Ребенок начинает испытывать огромную вину, что же он сделал такого, что не может видеть родителей. Поэтому до сих пор остро стоит вопрос, стоит ли рассказывать детям абсолютно все. Даже учитывая признание детской способности все понимать, ребенка все равно нужно щадить и намеренно обрекать на неведение. Но тем не менее, чтобы отказаться от правды или забыть ее, необходимо ее узнать.

В будущем ни временная, ни постоянная приемная семья не способны вылечить детей от этой символической раны: она никогда не заживает и передается из поколения в поколение как тайная боль.

«Только человек способен вознамериться полностью видоизменить себя. И только человек, какого бы он ни был возраста, способен столь глубоко воспринимать свою семейную историю и обречь себя на такие страдания».

Чему учит книга

— Ребенок может восстановить чувства, которые он переживал во время драматического события или в момент принятия важного решения, и в этом ему помогает психоаналитик. Он в силах сделать боль воспоминанием о завершившемся прошлом.

— Каждый малыш должен рассматриваться как полноправное человеческое существо, которому нужна автономия до того, как оно обретет ее в реальности.

— Главным отличием человеческого младенца от детеныша животного является то, что ребенок не может воспринимать мир без помощи языка. Родители часто думают, что, рассказывая тяжелые семейные истории в присутствии ребенка до шести лет и старше, они могут спокойно делать это, поскольку тот ничего не понимает. Но в действительности все оказывается не так: с момента появления на свет ребенок начинает символическую деятельность.

— С одной стороны, судебная машина наказывает за противоправные действия, но, с другой стороны, социум не позволяет ей заявлять оступившимся родителям, что они никогда не увидят ребенка. Мы остаемся вправе требовать от законодателей не игнорировать последствия, которыми чреват этот закон.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector