Энди Уорхол: капиталист или социалист?

Энди Уорхол: капиталист или социалист?

Энди Уорхол: капиталист или социалист?

Куратор выставки «Энди Уорхолл и Питтсбургские рабочие досье», Евгений Фикс рассматривает отношение Уорхола к его рабочему происхождению.

  • Дата публикации: 19 ноября 2015
  • Текст: Катя Карцева
  • Время на прочтение: 2 — 3 мин.

Социализм последнее, что приходит на ум при упоминании Энди Уорхола. Король поп-арта известен всем за воспевание объектов американской культуры потребления, от бутылок с кока-колой до портретов Мэрлин Монро, а также как одна из икон гламурной Нью-Йоркской тусовки 1960-1980х.

Однако мир, в котором вырос Андрей Вархола, выходец из бедной Чехословацкой семьи, сильно отличался от того, который впоследствии стало принято с ним ассоциировать. Жизнь в Питсбурге во времена Великой Депрессии с трудом отражала индивидуалистические, коммерциализованные фантазии, характеризующие большинство его произведений. В бедном районе, где вырос Уорхол очень сильны были социалистические настроения, демонстрации, союзы рабочих и так далее. А большинство из профессоров, у которых Уорхол учился в Карнэги Меллон Университете в Питтсбурге, включая Самуэля Розенберга, Р. Л. Леппера, относились к левому направлению соцреалистической школы: в своих картинах они широко изображали угнетенные районы, критикуя общественную систему предопределившую эти условия.

В музее Уорхола с 10 октября по 10 января проходит выставка, курируемая художником с русскими корнями Евгением Фиксом, под названием «Энди Уорхолл и Питтсбургские рабочие досье», в которых Фикс рассматривает отношение Уорхола к его рабочему происхождению, подчеркивая противодействующие элементы в его художественном видении потребления. На выставке представлены фотографии района, в котором рос Уорхол, коммунистические листовки, бывшие в ходу в то время, соцреалистические картины учителей Уорхола.

«Уорхол ненавидел социальное положение, в котором ему случилось родиться, он хотел вырваться из него» — пишет Фикс — «Он вырос в сильной нужде. Бутылка Кока-колы — это то, что его семья не могла ежедневно себе позволить. Так, что весьма противоречиво, что выросши он стал пропагандировать идею о всеобщей демократии потребительской культуры, когда каждый от президента США до Элизабет Тэйлор и непосредственно вас может пить Кока-колу. История жизни Энди Уорхолла, как человека самого себя сделавшего, не включала деталей его детства, как это бывает в других подобных историях. Уорхол не хотел, чтобы это было достоянием общественности.

Выставка Евгения Фикса не ставит своей задачей доказать, что Уорхол был художником соц.реалистом, скорее она призвана «Показать тот внешний шум, социально-исторические условия, в которых вырос художник и против которых он восстал. Это попытка найти Уорхола из рабочего класса. Этот образ весьма смутный. Может быть такого Уорхола никогда не существовало, а может быть он подавил его в себе».

Поп-король: факты жизни Энди Уорхола

Художник, сделавший современное искусство бизнесом

6 августа Энди Уорхолу исполнился бы 91 год. ELLE выбрал любопытные факты жизни человека, больше всего желавшего славы.

«Энди Уорхол» — американизированный вариант словацкого имени Анджей Вархола.

Отец будущего художника был шахтером и погиб, когда Энди было 13 лет.

Детский рисунок Уорхола недавно ушел с молотка за $2 млн. Предыдущий владелец приобрел набросок за $5.

Был глубоко верующим человеком, католиком, но об этом никто из близких ему людей не знал.

Был близок с матерью Джулией, тоже художницей, поддерживавшей сына во всех его проектах. В 1952-м Джулия Уорхол переехала в Нью-Йорк, они прожили в одной квартире почти 20 лет, до самой ее смерти.

Называл себя маменькиным сынком и говорил об этом с гордостью.

У него было двое братьев — Пол и Джон.

Обожал ходить по магазинам и часто покупал все подряд. Больше всего времени и денег тратил на покупку нижнего белья.

Фаворитом Уорхола среди вещей были джинсы. Особенно Levis 501. Он мечтал изобрести нечто подобное — простое и функциональное.

Любимой игрушкой Уорхола был диктофон: художник не расставался с ним и постоянно использовал для фиксации собственных мыслей и чужих разговоров.

Друзья называли его Drella — производное от Cinderella и Dracula.

Комплексовал по поводу формы своего носа и в итоге лег под нож пластического хирурга, чтобы не видеть в зеркале это «круглое чудище».

На премьерный показ фильма Уорхола «Сон» пришли девять человек, до конца сеанса досидели семь. Фильм длился пять с половиной часов и показывал сон одного из друзей режиссера.

Среди других его экспериментальных кинопроектов — ленты под названиями «Есть», «Плечо», «Суицид», «Кухня».

Летом 1964 года Уорхол и несколько его приятелей, поднявшись на 44-й этаж небоскреба Time Life Building, почти семь часов снимали неподвижной камерой другое высотное здание — стоявший напротивThe Empire State Building. Съемка производилась со скоростью 24 кадра, демонстрировался фильм со скоростью 16 кадров, в результате чего хронометраж вырос до 8 часов.

Один из ассистентов Уорхола, Джерард Маланга, работавший с художником в течение пяти лет, в 1968 году был арестован за подделку картин своего шефа.

Читать еще:  Спокойный голос в современном искусстве. Maggie Sinner

Регулярно работал волонтером в приютах для бездомных.

Собирал чучела животных. В его коллекции были лев, павлин, пингвин, лось и немецкий дог.

11 фактов об Энди Уорхоле

Сегодня королю поп-арта исполнилось бы 85!

Энди Уорхол «Автопортрет», 1963-1964

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения американского художника Энди Уорхола. О нем трудно сказать что-то новое: настолько король поп-арта знаменит и любим во всем мире. Чем он только не занимался: от живописи, графики и шелкографии до рекламы, кино, телевидения, журналистики и музыки. С ним связана история The Velvet Underground, без него немыслимы журнал Interview, «Студия 54», Нью-Йорк, США и весь мир в целом. Собранные нами факты расскажут об Энди лучше любых слов, потому говорим лишь: «Happy birthday, Andy!»

1. В 2012 году Энди Уорхолу присвоили статус лидера аукционных продаж. Он обогнал и Ван Гога, и возглавлявшего список в 2010-м Пикассо, и Герхарда Рихтера, и Марка Ротко — за работы Энди н а прошлогодних торгах было выручено в общей сложности $380,3 миллиона.

2. Андрей Вархола (его родители были из Чехословакии) изменил свое имя, когда одну из его работ подписали неправильно. Подпись «Энди Уорхол» под рекламным плакатом художнику чрезвычайно понравилась. Впрочем, было у него и другое имя: никнейм «Дрэлла» (Дракула + Золушка (Cinderella)).

Альбом Songs for Drella

3. После смерти художника, потрясшей мир в 1987 году, участники уже распавшейся к тому моменту группы The Velvet Underground — Лу Рид и Джон Кейл — воссоединились впервые, чтобы записать студийный альбом Songs for Drella («Песни для Дрэллы») в память об Энди.

4. С 1950-х годов Энди Уорхол фанатично собирал чеки, открытки, рисунки, упаковку и прочие мелочи в картонные коробки, называя их «капсулами времени». После его смерти таких «памятных ящиков» нашли около 600 штук.

«Капсулы времени» Энди Уорхола

5. Энди Уорхол создал журнал Interview, чтобы ходить на кинопремьеры. Об этом нам в очередной раз напомнил друг художника, фотограф Кристофер Макос, приезжавший в Москву на public-talk с Аленой Долецкой.

«Я слышал подобное от многих людей, которые становились кем-то, чтобы получить что-то. Такую историю я услышал и от Николы (Николы Формикетти — прим. ред.), который стал стилистом для того, чтобы попадать на модные показы. Энди тоже всегда хотел ходить на кинопремьеры, но его никогда не приглашали. И тогда в 1960-х он создал Interview.» — Кристофер Макос.

Энди Уорхол на Tiananmen Square, Китай, 1982. Фотография Кристофера Макоса

6. К слову о кинопремьерах: фильм «Спи» 1963 года — режиссерский дебют Энди Уорхола — на первом же показе в The Film-Makers’ Cooperative заставил зевать и без того немногочисленную публику. Его черно-белая лента Sleep, которую называют «анти-фильмом», запечатлела спящего Джона Джиорно — без какого-либо звукового сопровождения и экшена Уорхол снимал сон своего друга в течение пяти часов двадцати минут. Убаюканные картиной девять зрителей премьерного показа разошлись в течение первого часа.

7. Уорхол купил наброски еще неизвестного художника Жана-Мишеля Баскии за несколько долларов, когда тот просто подошел к нему в кафе и показал их. Этот момент ярко очерчен в биографической драме «Баския» Джулиана Шнабеля, и предшествует тому времени, когда Энди и Жан-Мишель стали хорошими друзьями. Мастера поп-арта в фильме играет Дэвид Боуи.

8. Детский рисунок Уорхола, который он сделал в возрасте 10 лет, сегодня оценивают в два миллиона долларов. Обладать им несказанно повезло одному американскому коллекционнеру, особенно потому, что купил он его всего за 5$.

Детский рисунок Энди Уорхола. Портрет знаменитого американского певца и актера Руди Вэлли

9. В январе этого года были открыты 300 неизвестных прежде ранних рисунков Уорхола. The Guardian отметила, что они «показывают искусную и чувственную сторону Энди», а кроме того, » похожи скорее на работы Эгона Шиле». Не можем не согласиться.

Энди Уорхол. Без названия (Джеймс Дин). Около 1957

10. Картина Энди Уорхола «Красный Ленин» долгое время хранилась в коллекции опального олигарха Бориса Березовского. Изображения вождя большевиков он продал на торгах Christie’s за $202 тысячи незадолго до своей смерти.

Кстати говоря, Уорхол десятки раз изображал в своих работах и китайского политического деятеля Мао Цзэдуна, а также создал черно-белую картину «Карта СССР» в середине 1980-х.

Энди Уорхол. «Красный Ленин», 1987

Энди Уорхол. «Карта СССР»

11. Энди Уорхол однажды сказал: «Я хотел бы быть таким же знаменитым, как королева Великобритании». Прошлой осенью королева Елизавета II купила четыре своих портрета, написанные им в 1985 году, и затем выставила их в Виндзорском замке. А желание Уорхола уже давно можно считать в разумной мере сбывшимся.

Уорхол и ценности. Выставка, застрахованная на $50 млн, вызывает вопросы

Журналист Мария Дегтерева — о выставке американского эпатажного художника Энди Уорхола и беспощадности выбора.

» src=»https://static.life.ru/publications/2020/8/28/1331628660615.8054.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Читать еще:  Современный испанский художник. Enrique Donoso

Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

В Москве, в Новой Третьяковке на Крымском Валу, проходит выставка «Я, Энди Уорхол». Самые сообразительные смекнут, что в экспозиции представлены работы Энди Уорхола. Во всяком случае, так написано в новостях. Но, если вглядеться, всё с этой выставкой, мягко говоря, не так однозначно.

Во-первых, в экспозицию, как утверждают организаторы, вошло более 200 работ, собранных по всему миру в музеях и частных коллекциях. Однако, откуда именно взялась каждая работа, узнать не представляется возможным. Многие выразили сомнения в авторстве. Общая страховая стоимость выставки — более 50 миллионов долларов. Что, конечно, удивительно, учитывая состояние зала на четвёртом этаже музея на Крымском Валу.

Но дело даже не в этом. А в том, что телеграм-каналы наперебой кричат: «Там нет ни одного подлинника». И что, по утверждению ряда экспертов, посетителю за шестьсот российских рублей предлагается взглянуть на репродукции, которыми и без Новой Третьяковки забиты все хипстерские магазины.

Александр Начкебия, организатор выставки «Я, Энди Уорхол!», так прокомментировал ситуацию: «Мне кажется, мы указали на то, что у нас серьёзный куратор и его авторитет позволяет судить о том, что коллекция, представленная на нашей выставке, она широкая, она очень серьёзная, она скрупулёзно подобрана и соответствует кураторской концепции. Если бы эта выставка была «по мотивам», то этот факт отражался бы в наших материалах. Мы серьёзные организаторы, и у нас серьёзные партнёры, такие как, например, Союз художников. Я приглашаю всех на нашу выставку, могу заверить вас: всё, что вы там увидите, это подлинные работы Энди Уорхола. Я считаю, что эта выставка, учитывая многие факторы — то, что Уорхола не было в России 15 лет; учитывая пандемию и то, что сейчас мало событий, — наша выставка — это просто must-see, событие, которое обязательно нужно посетить».

Но давайте разберёмся, насколько вообще корректно говорить о подлинниках работ Уорхола. Совершенно не секрет, что художник сам тиражировал свои работы методом трафарета и шелкографии. Бывало, что в день делалось до 80 копий. А об искусстве (и своём в том числе) мистер Энди однажды высказался вполне однозначно:

«Мне нравятся деньги на стенах. Например, вы собираетесь купить картину за 200 000 долларов. Я думаю, вам следует взять эти деньги, перевязать их в пачки и повесить на стену».

Конечно, Энди Уорхол был мастером эпатажа, выдающимся троллем, как сказали бы сейчас. И вся ценность его работ, да, наверное, и вообще поп-арта, — в демонстративном пренебрежении к академическим стандартам и всяческой элитарности. Напомню, само течение появилось в Америке в конце 50-х. Художники того времени, и Уорхол в том числе, высмеивали общество потребления. Брали знакомый всем символ (кока-колу, известную модель, упаковку от гамбургера, чёрта в ступе) и выставляли на огромных полотнах как выдающийся предмет искусства. Цель — сарказм и издевательство.

Можно долго и до хрипа спорить о художественной ценности произведений Уорхола, но факт остаётся фактом: прошло более 50 лет, а интерес к его работам не только не угасает, но и растёт. Как растут и цены на них.

Когда японцы собираются вернуть Курилы

Противник всего аутентичного, элитарного, созданного в единственном экземпляре, Уорхол, думаю, услышь споры о подлинности своих работ, посмеялся бы в усы, которых у него не было. Крёстный дедушка всей современной рекламы, нестареющая икона модных дизайнеров, Уорхол, полагаю, замутил бы дополнительный интерактив. Что-нибудь из серии «угадай автора». Правильный ответ — печатный станок.

Так уж вышло, что Уорхол стал одной из знаковых фигур не столько для искусствоведов, сколько для широкой публики, силящейся казаться интеллектуальной элитой. Условных хипстеров, городской интеллигенции. Они-то больше всего и возмущены «обманом» организаторов. И этим самым выдают себя с головой: насколько надо не понимать сути всего авторского подхода Уорхола, чтобы искать среди его работ оригиналы? Сама фигура Уорхола — глобальная антитеза слову «элитарный», в этом его природа.

И все дискуссии на тему подлинности воскрешают в моей памяти старую частушку:

За гранью Уорхола

Энди Уорхол – знаменитый американский художник, дизайнер, скульптор, продюсер, режиссер, писатель, издатель журналов, родоначальник идеологии «homouniversale» и автор работ, которые уже стали синонимом понятия коммерческий поп-арт. Энди Уорхол сделал искусство доступным широким массам, чтобы люди научились видеть красоту повседневных вещей и понимать, что всё, что их окружает — прекрасно по своей сути.

1. ДИПТИХ МЭРИЛИН

Полотно было написано сразу после смерти Мэрилин Монро. Энди Уорхол соединил две картины: пятьдесят грубо раскрашенных растиражированных портретов актрисы и точно такую же, но черно-белую. На втором полотне большинство портретов плохо видны или смазаны. Таким образом, художнику удалось показать облик смерти, преследовавший Мэрилин, и подчеркнуть контраст с ее жизнью. Сейчас картина находится в Лондоне, в Галерее Тейт.

Читать еще:  Современные художники Италии. Elena Arcangeli

2. БАНКА СУПА «КЭМПБЕЛЛ»

Эта картина, по мнению художника, была его лучшей работой. Началось всё с одной картины, потом родилась целая серия. В ней выражено стремление Уорхола раскрыть поверхностную суть вещей и дать возможность каждому понять, что утюг или пылесос так же прекрасны, как зелёные холмы или поляна с цветами. Свою страсть к рисованию обыденного Уорхол объяснял очень просто: «Я работаю с тем, что мне нравится». А супы «Кэмпбелл» он действительно любил, поедал их прямо из банки. Эта картина уже после смерти Уорхола была продана за 24 миллиона долларов. Сам же автор в свое время, ни о чем не подозревая, продавал подобные по 100 баксов.

3 июня 1968 года Энди Уорхол пережил покушение на свою жизнь — он получил три пулевых ранения в живот. Близкая встреча со смертью вдохновила новатора поп-арта на создание нескольких картин, в том числе и знаменитого «Пистолета» — копией револьвера, из которого он чуть не был застрелен. На красном фоне изображено трафаретное изображение револьвера в черном и белом цветовых решениях. Сегодня эта работа оценивается в 6-7 миллионов долларов.

Уорхол был продюсером группы Velvet Underground. Главным его вкладом стало создание обложки дебютного альбома The Velvet Underground and Nico. Именно на ней были впервые изображены знаменитый ярко-желтый банан, подпись художника и надпись «Peel slowly and see». А первые тиражи альбома были снабжены наклеенным на конверты желтым бананом, оторвав который, можно было обнаружить еще один фрукт – на этот раз розового цвета и очищенный.

5. 200 ОДНОДОЛЛАРОВЫХ КУПЮР

Уорхол рассказывал: «Я попросил несколько моих знакомых предложить темы для моих работ. Наконец одна подруга задала правильный вопрос: «Слушай, а ты сам-то, что больше всего любишь?» Вот так я и начал рисовать деньги!». Энди Уорхол как пропагандист всего, что имеет характер массовости не смог обойти своим вниманием такую привычную для американца вещь, как однодоллоровая купюра. Именно в этой картине он максимально раскрыл тему духовных и материальных ценностей. На картине нет ничего, кроме денег. Тем не менее, это произведение входит в число самых дорогих: оно было продано за 43,8 миллионов долларов. Тем самым Уорхол доказал свою главную идею «искусство – это прибыль, если оно хорошо продается».

6. ВОСЕМЬ ЭЛВИСОВ

Пальма первенства среди самых дорогих работ Уорхола принадлежит полотну «Восемь Элвисов», на которое художника вдохновил безвременно ушедший король рок-н-ролла. Эти несколько Пресли стоят 108,1 млн. долларов. Художник хотел не только вспомнить Элвиса, но и отразить свою любимую тему в искусстве – тему бренности славы, монотонного повторения одинаковых образов и страха смерти. Выполнил Уорхол картину в своем любимом цвете – серебряном.

7. ЗЕЛЕНЫЕ БУТЫЛКИ КОКА-КОЛЫ

Что могло быть проще – просто изобразить всем известную бутылку? Но в этом и был весь секрет искусства Энди Уорхола – оно должно быть понятно каждому, а Кока-Колу пьют все: от президента до простого рабочего. Художник сделал ставку не на элитарность, а на массовость, и не прогадал. «В этой стране удивительно то, что она породила новую традицию потребления – богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. Президент пьет Колу, Лиз Тейлор пьет Колу и, только подумай, – ты тоже пьешь Колу», – говорил он.

8. КРАСНЫЙ ЛЕНИН

От знаменитостей, которых Энди Уорхол рисовал очень часто, художник перешел к политикам. Одной из его поздних работ стала картина «Красный Ленин», которая до недавнего времени принадлежала Борису Березовскому. Еще до своей смерти олигарх продал произведение искусства и «Красный Ленин» ушел с молотка почти за 202 тысячи долларов частному коллекционеру. Изначально шелкографическая репродукция Уорхола оценивалась в 45-75 тысяч долларов.

9. КОРОЛЕВА ЕЛИЗАВЕТА II

Изображения Елизаветы II размером 100 на 80 сантиметров были написаны по фотографии королевы, сделанной в 1975 году фотографом Питером Грюжоном и были включены Уорхолом в подборку «Правящие королевы». В нее вошли также его портреты королевы Нидерландов Беатрикс, Дании – Маргрете II и Свазиленда – Нтомби Твала. Британская королева изображена на работах художника во Владимирской тиаре, принадлежавшей когда-то представительницам российского императорского дома Романовых. Недавно Елизавета II купила для Королевского собрания четыре своих портрета, написанных Энди Уорхолом.

Мало кто знает, что известная версия постера Че Гевары «Героический партизан» не принадлежит Энди Уорхолу. Дело в том, что его компаньон Джерард Маланга создал это произведение в стиле Уорхола, выдав работу за рисунок последнего ради прибыли. Но афера Герарда раскрылась и его ждала тюрьма. Тогда ситуацию спас Уорхол – он согласился признать фальшивку своей работой при условии, что весь доход от продажи достанется ему.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector