Эпоха социализма остается на полотнах великих художников

Эпоха социализма остается на полотнах великих художников

ИДЕАЛЬНЫЙ МИР С ИДЕАЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ: ОБ ИСКУССТВЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Пришедшая на смену царской России советская власть построила новое государство со своими законами и порядками. Радикальные изменения коснулись также и искусства, которое было взято под тотальный контроль власти. Какие именно требования партия выдвигала художникам? Как назывался новый художественный метод, и было ли в нем что-то по-настоящему ценное?

Социалистический реализм, или, как его чаще всего называют, соцреализм, стал зарождаться еще в начале XX века, а именно в 1906 году, когда Анатолий Луначарский, известный советский государственный деятель и публицист, употребил определение “пролетарский реализм”. Через год Луначарский написал статью “Задачи социал-демократического художественного творчества”, в которой заложил фундамент в будущем мощного художественного направления.

Впервые термин “социалистический реализм” ввёл в обиход писатель Максим Горький в 1934 году, тогда же термин стал официальным названием направления. Главная задача соцреализма была определена тогда же: изображение действительности в её революционном развитии и устремленность в будущее. Реальная же цель нового искусства – агитация. Советское правительство рассматривало культуру как средство пропаганды. Поэтому главным заказчиком была власть. Она диктовала свои правила художникам, обязывая в своих произведениях как изобразительного искусства, так и в литературе изображать то, что выгодно и нужно правительству, создавать идеальный советский мир с идеальными советскими людьми.

Внимательно и тщательно отсматривали созданное критики, транслировавшие идеи власти. Часто в своих статьях они в глумливом тоне буквально уничтожали художников и писателей, сразу ставя крест на их карьере. Попав в немилость государства, авторы могли продолжать творить только “подпольно”.

В 1920-е выделилось сразу несколько “группировок” художников, работавших в русле соцреализма. Одной из самых влиятельных и популярных была АХР, “Ассоциация художников революции“. Возникло объединение в 1922 году и просуществовало ровно десять лет. Именно АХР является предтечей государственной организации Союза художников СССР.

Художники соцреализма стремились в изображении повседневных явлений советской действительности выразить новые и значительные черты жизни граждан.

В развитии советской сюжетно-тематической живописи сыграл значительную роль художник Борис Иогансон, член АХРа. Основным сюжетом картин Иогансона являлась революционная борьба, обращение к истории, с целью показать неизбежное приближение нового.

“Допрос коммунистов” (1933) — одна из самых известных картин не только Иогансона, но и всего направления. Картина построена на драматичном столкновении двух враждебных классов. Сам художник так сформулировал идею своего полотна: “Коммунисты, несмотря на то, что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол”. Иогансон показывает зрителю широкую спину и толстую, складчатую шею начальника “белого” отряда и разбойничий прищур его помощника, сидящего где-то в тени. Открытые, бесстрашные лица коммунистов, находящиеся в свету, храбро взирают на ненавистных врагов. Лаконичная композиция, богатый колорит, характеристика героев создают цельный художественный образ и законченное произведение.

Масштаб – часто встречающийся в соцреалистической живописи приём. Художники обращались к нему в массовых сценах и пейзажах. Это видно в картине Фёдора Шурпина с названием “Утро нашей Родины”, в которой бескрайние просторы страны служат фоном монументальной фигуре вождя.

Пользовались популярностью портреты, в которых художники восславляли известных ученых, деятелей искусства, членов правительства. Михаил Нестеров изобразил скульптора Веру Мухину, которая напряженно и сосредоточенно лепит фигурку Борея. На другом портрете, тоже кисти Нестерова, хирург Сергей Юдин делает операцию. Художник в своих полотнах не просто прославляет героев, но и показывает, чем они заслужили славу.

Автором цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно идущих работать на заводы, фабрики и шахты был Александр Дейнека. Дейнека стремился к признанию (хотя, положа руку на сердце, какой художник скажет, что не желает быть признанным?) и часто, как считают искусствоведы, писал ради славы, но не самого творчества. Отсюда и сказочные сюжеты о “счастливом советском человеке”, который существовал только на полотнах и плакатах художника. Сталинская реальность с доносами и арестами не могли бы способствовать всесоюзному признанию Дейнеки.

Александр Дейнека любил масштаб и размах и в 30-е годы, наконец, получил возможность работать с большими пространствами. Он оформил фабрику-кухню в Филях, создал декоративное панно для Театра Красной Армии, даже оформил московскую станцию метро “Маяковская”.

“Физкультурница” – один из самых известных плакатов Дейнеки. В полный рост изображена крепкая спортивная девушка, запускающая тарелку. Рядом с ней чеканное четверостишье-призыв к спорту. На заднем плане юноши занимаются спортивной стрельбой, бегом и ездой на мотоцикле. “Каждый гражданин Советского Союза должен быть физически развитым”, – посыл “Физкультурницы”.

Картина, которая известна многим, как иллюстрация из учебника истории – “Оборона Севастополя” (1942). Во время одной из своих поездок художник увидел немецкое фото разрушенного Севастополя, который Дейнека очень любил за “весёлых людей, море и самолёты”. Фотография поразила художника, и в том же году Дейнека написал масштабное полотно к выставке “Великая Отечественная война”. На картине изображено титаническое сражение двух сил: советских моряков и немецких солдат. В нарочито белоснежной одежде богатырские советские фигуры отбивают пылающий город от надвигающейся тёмно-серой массы врага.

Несмотря на “погоню за славой”, Александр Дейнека получил признание не только на просторах СССР, но и за рубежом. В 1936 году рисунок художника украсил обложку январского выпуска американского журнала Vanity Fair . Утопические сюжеты, подчинение своего творчества власти, – всё это не умаляет таланта и вклада Дейнеки в развитие советской живописи, которая вызывает интерес и в нынешнее время.

Художник Александр Самохвалов писал о себе, что он человек “живущий современностью”. Активно строившийся социалистический мир увлек его, и художник активно начал участвовать в развитии художественной жизни нового государства.

В 1932 году художник пишет картину “Девушка в футболке”, программную работу соцреализма. Самохвалову особенно удавались образы героинь груда и спорта. На полотне изображена крепкая девушка спортивного телосложения с открытым лицом и целеустремленным взглядом – частный герой картин того периода. Самохвалов стремился отразить эпоху, своих современников. Героиня картины – исполненный оптимизма новый человек, строящий новый мир.

Творчество Александра Самохвалова было признано не только в СССР. В 1937 года на Всемирной Международной выставке в Париже картина “Девушка в футболке” была удостоена золотой медали.

Тому же периоду принадлежит картина “Метростроевка со сверлом” (1937), на которой запечатлена молодая строительница московского метрополитена. Самохвалов написал целую серию картин, посвященных строительству метро. Художник внимательно наблюдал за работой, и, как сам позднее признавался, “ни одна из работниц метростроя не догадывалась, что её работа, движения являются предметом пристального изучения художника”. Самохвалов написал в сторону смотрящую девушку, по советским канонам крепкую, по-социалистически целеустремленную. Фигура героини скульптурна и масштабна. Перед зрителем строитель не столько московского метрополитена, масштабного проекта, сколько нового государства.

Читать еще:  Художник-реалист. Vicki Sullivan

Художников соцреализма часто ошибочно называют “слугами власти”. Неверно это суждение из-за отдельных бесталанных самозванцев, которые в прямом смысле выполняли госзаказ ради удовлетворения собственных потребностей. Самохвалов, Дейнека и другие художники верили в строящийся социализм, что и отразили в своем творчестве, которое прочно вошло культурное наследие СССР.

Галина Сарлыбаева: «Их «реализм» оказался иного свойства, чем требовала эпоха социализма»

08:34 22 Ноябрь 2020 325

Автор:

В экспозиции фигурируют полотна участников таких альтернативных соцреализму объединений, как «Маковец», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мастера аналитического искусства» и «Московские художники».

Работы идущих вразрез официальной идеологии Роберта Фалька, Павла Филонова, Климента Редько, Александра Лабаса, Алексея Моргунова, Константина Зефирова, Сергея Романовича были приобретены искусствоведами нашего музея у их наследников еще в советское время. Куратор выставки, искусствовед Галина Сарлыбаева много провела в фондах-запасниках, расследуя истории представленных на выставке картин. По ее словам, авторы сознательно выбирали путь альтернативного искусства, создавая живопись, запечатлевающую жизнь в романтическом, экспрессионистском ключе. В том числе на выставке можно увидеть картины на религиозную, библейскую тематику.

Галина Николаевна, в чем особенность и основные черты представленной в экспозиции альтернативной соцреализму стилистики?

Многие художники, пройдя испытания различными, порой радикальными, направлениями начала XX века, «возвращаются» к традиционной картине, испытывая влияния уже иных «миров» – западноевропейского и русского романтизма, символизма, переосмысливают наследие великих мастеров прошлого – Рембрандта, Рубенса, вдохновляются античной мифологией. Их «реализм» оказался иного свойства, чем требовала эпоха социализма. Они освобождали живопись от советской тематики и оставались в рамках портрета, натюрморта и пейзажа — жанров, не столь востребованных для фиксации советской современной действительности.

Можно охарактеризовать уникальность художников, вступающих в объединения и выбирающих какие-то стилистические направления и школы того времени?

Сергей Романович – уникальный художник советской эпохи, один из немногих последовательно разрабатывал античную и христианскую тематику. Его произведения вызывают впечатление незаконченности, но для самого художника главным было выразить мысль, а экспрессия живописи помогала эмоционально реализовать ее.

Чернышев свой эстетический и духовный идеал нашел в образах хрупких девочек-подростков «в очаровании переходного возраста от детства к девичеству, полных строгости, чистоты и грации», которые не ходят по грешной земле, а словно мотыльки, «порхают», едва касаясь ее. Надежда

Удальцова прошла через увлечение кубизмом, футуризмом, супрематизмом. Но, в начале 1920-х также возвращается к фигуративной живописи, предпочитая жанр пейзажа. На выставке – графические работы, выполненные в 1930-х годах во время творческой поездки на Алтай и Восточный Казахстан, которая проходила в сложных условиях горного ландшафта. У нее сформировалась своеобразная манера, основанная на экспрессии линий и живописных пятен, передающих ее эмоциональные впечатления, вызванные встречей с удивительным и необычным миром природы и живущих здесь людей.

Александра Щекотихина-Потоцкая, больше известная как мастер по росписи фарфора, но и в станковой живописи проявившая себя ярко и непосредственно. В ее работах однозначно прочитываются иконописные традиции, влияние народного лубка, барочные элементы.

Пожалуй, единственный ленинградский художник на выставке – Павел Филонов, основатель группы «Мастера аналитического искусства». Его называли «самым загадочным художником XX века». Он разработал своеобразную методику создания произведения. По мнению художника, картина должна развиваться из точки, как произрастающее зерно, живописцу необходимо отображать не только внешний вид предмета, но и все, что он знает о нем.

Выставка продлится до 20 декабря этого года.

Ольга Власенко

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Картины соцреализма: особенности живописи, художники, названия картин и галерея лучших

Термин «соцреализм» появился в 1934 году на съезде писателей после доклада, сделанного М. Горьким. Сначала понятие отразилось в уставе советских писателей. Оно было туманным и нечетким, описывало идейное воспитание на основе духа социализма, очерчивало основные правила отображения быта в революционном ключе. Сначала термин применялся только к литературе, но затем распространился на всю культуру в целом и изобразительное искусство в частности. На свет появились первые картины соцреализма.

Особенности стиля

Главным акцентом являлся сюжет, который вовлекал зрителя, вызывал чувство сопричастности и сострадания. Благодаря эмоциональному отклику и простоте, картины понятны и близки каждому зрителю. В персонажах полотен поклонники живописи узнают самих себя. Однако искусство всегда являлось мощным средством влияния на умы, поэтому в полной мере использовалось властью для достижения собственных интересов. Хотя существование свободы слова не оспаривалось, тем не менее предметы искусства служили в первую очередь для продвижения коммунистических идей, и только затем — для эстетического наслаждения зрителей. Цель живописи заключалась в изображении величия рабочего класса, неотвратимости светлого, счастливого будущего и превосходства общества над индивидуальностью.

Понятие соцреализма подразумевало трансформацию жизни людей по принципам коммунистических идеалов. Его главными характеристиками были:

  • пафос;
  • народность;
  • позитив, жизнелюбие;
  • неотделимость индивида от общества.

Стиль просуществовал до середины 80-х прошлого столетия.

Сообщества художников

Так как проявление индивидуальности не приветствовалось, а финансовое положение советских граждан не располагало к приобретению предметов искусства, основным заказчиком и потребителем художественного творчества стало государство. Культура служила не чем иным, как способом распространения советской пропаганды. Суровая реальность заставляла художников создавать лишь то, что требовалось чиновникам. Это правило распространялось на тематику, технику, форму изображения. Хотя заказы не были прямыми и мастера теоретически могли творить по собственному желанию, существовала провластная цензура, которая выносила решения о судьбе того или иного полотна. Эта инстанция решала, каким художникам и картинам соцреализма присутствовать на выставке, чье творчество поощрять, а чье — порицать. Часто в этой роли выступали так называемые профессиональные критики. Они озвучивали приговор, который уже был вынесен в высших эшелонах власти. В те времена существовало множество художественных сообществ, но постепенно их вытеснила и уничтожила Ассоциация художников революционной России, которая получала все государственные заказы. Сюжеты, созданные Ассоциацией, были просты, незатейливы и всем понятны. Именно такая эстетика была заложена в фундамент соцреализма.

Другие стили оказываются невостребованными. Хотя художники могли работать в различных направлениях, они оставались незаметными для зрителя. Периодически мастера объединялись в сообщества, но такие объединения были недолговечны.

Характерные черты стиля

Картины советского соцреализма часто отличали масштабность и размах. Горизонтально ориентированные пейзажи олицетворяли российские просторы. Многие художники этой эпохи использовали величественный панорамный пейзаж для изображения вождя.

Еще одной характерной чертой картин в стиле соцреализма являлся апофеоз. Апофеозные полотна писали на основе исторических событий и сцен обычной, повседневной жизни. Холсты непременно демонстрировали изобилие, чувство радости и сопричастности, ощущение полноты жизни и сбывшихся надежд. Например, картина соцреализма «На плоту» (на фото ниже), принадлежащая кисти Я. Ромаса, изображает простую повседневную жизнь без прикрас. На ней удачным образом соединены извечный для русской пейзажной живописи образ безмятежного края и элементы жанровой картины, столь популярной в советском искусстве 1940-1950 годов.

Читать еще:  Универсальный язык. Nicholas Coss

Также в живописи и картинах соцреализма широко используется прием гиперболизации. На полотнах изображаются гигантские строения, индустриализация. К основным чертам относится гигантизм, преувеличение объемов и масштабов. Они делали изображение более плотным, тяжелым, материальным.

Монументализм нашел отражение во всем, даже банальных натюрмортах. На столах изображается изобилие, громадные куски мяса, рыбы, целые птичьи тушки, овощи, крупные кубки для напитков. В изобразительном искусстве ценилось все грузное, массивное, крупное. Спортсменов рисовали мощными, женские силуэты — дородными. Этот прием призван был воплощать силу, всемогущество и жизненную энергию.

В картинах соцреализма часто присутствует футуристический вектор: на полотнах изображается благополучное коммунистическое будущее. Таким образом в сознании масс власть пыталась закрепить идею неизбежности победы социализма. Подчеркивание собственного стиля художника всячески подавлялось. Считалось, что личный стиль мешает мастеру быть искренним. Парадокс социалистического искусства заключался в том, что тоталитаризм изображал человечность, заботу о людях в ракурсе построения мира нового образца. В то же время альтернативное творчество демонстрировало индивидуальность, личность, человечность отдельного гражданина.

Татьяна Яблонская

Татьяна Яблонская — один из лучших представителей мастеров эпохи соцреализма. Ее первые работы критики восприняли холодно, но художница не опустила руки. Выдающаяся картина соцреализма (на фото ниже) — это знаменитое полотно «Хлеб», которое было удостоено Сталинской премии. Другие работы автора — «На старте», «Весна», «Невеста» — также получили высокие оценки и заслужили всенародную любовь.

Федор Решетников

Федор Решетников — автор знаменитого полотна «Опять двойка». Картины этого художника соцреализма узнаваемы и любимы многими поколениями. Отец автора — потомственный иконописец, старший брат Федора, Василий, также подрабатывал росписью церквей. Благодаря своему таланту молодой художник Федор Решетников заслужил право отправиться в заполярную экспедицию в качестве художника-репортера. После путешествия юноша стал известным и популярным.

Аркадий Пластов

Аркадий Пластов, народный художник СССР, также родился в семье иконописцев. Получил художественное образование в Москве, а затем вернулся в родное село Прислониха, Ульяновская область. Для его творчества характерно изображение приукрашенного деревенского советского быта. Однако некоторая искусственность персонажей гармонично сочетается с мастерством автора. Как правило, действующими лицами выступали реальные люди, односельчане автора.

Илья Машков

Кисти Ильи Машкова принадлежат такие примеры соцреализма, как «Ливадийский крестьянский курорт», «Колхозница с тыквами», «Девушка с табачной плантации», «Советские хлебы», «Московская снедь». Художник родился в семье мелких торговцев. Родители не задумывались о карьере сына, и после окончания школы мальчик стал подмастерьем в бакалейной лавке. Здесь он начал рисовать вывески и увлекся изобразительным искусством. Илья окончил художественную школу, основал знаменитое художественное объединение «Бубновый валет», являлся заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Александр Дейнека

Александр Дейнека — выдающийся советский живописец, график, скульптор, педагог. Картины соцреализма в его исполнении наполнены светом, теплом, в них ясно читаются человеческие чувства и эмоции. Художник создавал полотна в романтическом стиле, пейзажи, общественно-политические рисунки, иллюстрации в детских книгах.

Картины соцреализма — закономерный продукт своего времени. В 90-е он был отвергнут из-за недостатка эстетичности, но в настоящее время возвращается в моду. Ценители искусства, пресыщенные утонченным изяществом и сложностью формы, ищут аутентичность, собственные корни, ностальгируют о прошлом, которое кажется не таким уж далеким. Начало 20 века было наполнено событиями и стало чрезвычайно плодотворным с точки зрения творчества. Картины демонстрировали народную жизнь, природу, общественные мероприятия в насыщенной, искренней манере.

Соцреализм

От Дейнеки до картины «Опять двойка»: какой стиль живописи создал Сталин

Фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова заканчивается так: демон­страция, люди в белых одеждах с сияющими лицами шествуют под песню «Широка страна моя родная». Этот кадр через год после выхода фильма, в 1937-м, будет буквально повторен в монументальном панно Александра Дей­неки «Стахановцы» — разве что вместо чернокожего ребенка, который сидит на плече одного из демонстрантов, здесь на плечо стахановки посадят белого. А потом та же композиция будет использована в гигантском полотне «Знатные люди Страны Советов», написанном бригадой художников под руко­водством Василия Ефанова: это коллективный портрет, где представлены вместе герои труда, полярники, летчики, акыны и артисты. Такой жанр апофеоза — и он бо­лее всего дает зрительное представление о стиле, который практически моно­польно господствовал в советском искусстве более двух десятилетий. Соцреа­лизм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин».

Кадр из кинофильма Григория Александрова «Цирк». 1936 год Киностудия «Мосфильм»

Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, по­сле того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде совет­ских писателей (до этого были случайные употребления). Потом оно попало в устав Союза писателей, но объяснено было совсем невнятно и очень трескуче: про идейное воспитание человека в духе социализма, про изображение дей­ствительности в ее революционном развитии. Вот этот вектор — устремлен­ность в будущее, революционное развитие — мог быть как-то еще применен к литературе, потому что литература — временно́е искусство, в ней есть сюжет­ная последовательность и возможна эволюция героев. А как применить это к изобразительному искусству — непонятно. Тем не менее термин распростра­нился на весь спектр культуры и стал обязательным для всего.

Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому худож­нику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть. Это каса­лось не только тематики, но и формы, способа изображения. Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая инстанция, и она решала, быть ли, напри­мер, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наобо­рот. Такая властная вертикаль в вопросе о закупках, заказах и прочих способах поощрения творческой деятельности. Роль этой принимающей инстанции ча­сто играли критики. Притом что никаких нормативных поэтик и сводов правил в соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и транслиро­вала верховные идеологические флюиды. По тону эта критика могла быть глумливой, уничтожающей, репрессивной. Она вершила суд и утверждала при­говор.

Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наем­ными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников рево­люционной России. Необходимость выполнять соцзаказ была записана в их де­кларации, а заказчиками были государственные органы: Реввоенсовет, Красная армия и так далее. Но тогда это заказное искусство существовало в разнообраз­ном поле, среди множества совершенно других инициатив. Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне авангардистские: все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массово­му вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к испол­нению.

Читать еще:  Символический романтизм. Людмила Жукова (Gasparian)

В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее верши­не — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современ­ности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии.

В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно. Например, в картине Бориса Иогансона «На старом уральском заводе» фигура рабочего находится на свету, а фигура эксплуататора-фабриканта погружена в тень; к тому же художник наградил его отталкивающей внешностью. В его же картине «Допрос коммунистов» мы ви­дим только затылок белого офицера, ведущего допрос, — затылок жирный и складчатый.

Москва и москвичи на полотнах импрессиониста эпохи соцреализма Юрия Пименова

Мир творчества художника Юрия Пименова — особенный мир, в котором каждый зритель для себя делает новые открытия той далекой советской эпохи. И сегодня с уверенностью можно сказать, что глубокая интимность пименовских картин — в их истинной жизненности. В этом можете убедиться сами, просмотрев галерею лучших работ художника.

Это картины-новеллы, таящие в себе обыденные истории, прошедшие через душевные переживания художника его мировоззрение и талант. Мастер кисти свою живопись создавал в стиле обновленного импрессионизма, в основу которого закладывал «прекрасное мгновение» с легкими романтическими нотками и неким лиризмом, что придавало его работам особое, я бы сказала, торжественное настроение.

И эти мгновения он щедро до краев наполнял истинной жизнью, желаниями, чувствами и настроением.

Однако особого внимания заслуживает необычная манера письма живописца — мелкий полупрозрачный мазок, на всю жизнь ставший его уникальным авторским почерком, как впрочем, и жанр лирической живописи, оставшийся навсегда его стихией. Многие искусствоведы считали Пименова настоящим летописцем времени, в котором жил сам и творил свои впечатляющие полотна.

Немного о мастере соцреализма, не похожего на других

Живописец, театральный художник, график, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР — Пименов Юрий Иванович (1903-1977) был коренным москвичом. Родился и жил в доме, который располагался невдалеке от Третьяковки, поэтому, будучи мальчишкой, большую часть свободного времени проводил в залах знаменитой галереи. И поэтому с ранних лет его любимым увлечением было рисование.

Первым наставником и учителем Юрий считал своего отца, юриста по основной профессии, который был превосходным художником-любителем. В школьные годы Юра Пименов не очень то не ладил с математикой, однако отлично управлялся с кистями и красками, что, конечно же, не прошло незамеченным. В старших классах учитель рисования помог талантливому мальчишке поступить в Замоскворецкую художественную школу.

А в 1920 году одаренный юноша уже учился во ВХУТЕМАСе — одном из лучших художественных заведений страны. А после окончания в 1925 году вместе с другими выпускниками Юрий Пименов вошел в художественное объединение под названием «Общество художников-станковистов». Как раз в этот период молодой художник всерьез увлекался немецким экспрессионизмом, что ярко проявилось в его творчестве. В 1927 году он создал полотно «Даешь тяжелую индустрию!», которое тогда высоко оценили критики.

Однако не все было так радужно в творческой карьере художника. Так, вначале 1930-х годов в его жизни наступили сложные времена. Постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» власти запретили работу всех художественных объединений. Самого же Пименова стали резко критиковать, обвиняя в формализме.

Художник тяжело перенес это время, он позже так вспоминал об этом: «. это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена».

Но все же со временем, собрав всю свою волю в кулак, художник нашел в себе силы вернуться к работе. И во второй половине 30-х годов главной темой его творчества стала жизнь столицы и образы ее жителей.

В тот период Пименов мог целыми днями гулять по самым отдаленным московским улочкам и паркам, ездить в пригород столицы и бродить по окрестным лесам. Он с упоением писал городские пейзажи, изображал новостройки новой Москвы и, конечно же, людей — одухотворенных, красивых душой и телом. За что коллеги-художники и искусствоведы прозвали его «певцом» столичной жизни и быта.

Даже тяжкие военные годы Юрий Иванович, отказавшись от эвакуации, провел в Москве, создавая агитационные плакаты. Писал он в это время портреты героев и жанровые картины, отражающие военные будни родного города.

В послевоенные годы Юрий Иванович работал преподавателем Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). На полотнах Пименова вновь нашли отражение мирные темы: Москва и москвичи, новостройки, жанровые сцены из жизни.

Таким образом, пережив тяжелый период критики, Пименов стал признанным мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много странствовал: посетил Англию, Индию, Францию и Италию, писал очерки о поездках, делал зарисовки. Однако самой большой любовью в жизни мастера по-прежнему оставалась Москва, с ее достопримечательностями и жителями, которые веками творили ее историю.

И в заключение хотелось бы отметить, что Юрий Пименов имел особый дар — находить в повседневности романтику и лиризм. И в отличие от многих своих коллег по цеху, Пименов всегда пытался идти в ногу со временем и стремился правдиво воплощать в своих произведениях современную жизнь.

Создание трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни — вот что было творческим кредо художника. И это было так не похоже на творчество многих соцреалистов, которые тщательно пытались полировать действительность социалистического строя, идеализируя ее и восхваляя.

Тем не менее Пименов без всяких условностей признан одним из самых ярких и выдающихся художников советского изобразительного искусства. И на сегодняшний день его произведения хранятся в крупнейших музеях страны. И что интересно, легкие, наполненные трепетным светом и динамикой его картины до сих пор не оставляют равнодушными как поклонников западного и современного искусства, так и убежденных академистов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector