Эрмитаж приготовил рождественские подарки

Эрмитаж приготовил рождественские подарки

Рождество в Зимнем дворце. Как императорская семья отмечала праздники?

День отсчета Нового года в России переносился несколько раз. Сначала праздник отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта — вместе с Масленицей. В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства, на Русь пришел византийский календарь, а празднование Нового года было перенесено на 1 сентября — в связи с окончанием лета и уборкой урожая.

Учинить украшения от древ

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России отмечают, как и в других странах Европы, 1 января, но по старому юлианскому календарю. К тому времени большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже.

Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года» гласил: «…В знак нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты… стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года… В 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет…».

Рукобивка и бирюльки

В мемуарах и дневниках сохранились эпизоды празднования Рождества и Нового года в Зимнем дворце. В царствование его первой хозяйки Екатерины II на Рождество при дворе устраивались святочные игры, когда торжественная строгость поста и всенощной службы сменялась весельем.

Апартаменты Екатерины II находились в юго-восточной части Зимнего дворца и выходили окнами на Дворцовую площадь. В своих «Записках» (1764-1765) Семен Порошин, один из воспитателей великого князя Павла, отмечает, что игры происходили в аудиенц-комнате. Эта самая большая комната в апартаментах императрицы занимала 227 кв. м и была великолепно декорирована. Ее называли Тронной залой, так как здесь был установлен трон под резным позолоченным балдахином с драпировками малинового шитого золотом бархата.

«Ее Величество во всех играх сама быть и плясать изволила», — пишет Порошин.

Празднование Рождества Христова и Нового года сопровождалось чередою балов, маскарадов и пиров. Со времен императрицы Екатерины II было заведено новогодний ужин устраивать в хрустальном шатре, который устанавливали в зале придворного театра. Следуя этой традиции, царская семья и в XIX веке в первый день нового года ужинала в светящейся палатке из узорчатых стекол.

Первая елка

Первая праздничная елка была установлена в России 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Федоровны — жены будущего императора Николая I и дочери кайзера Фридриха Вильгельма III. Императрица ввела этот обычай, памятуя о своем детстве в Германии.

В 1848 году для императрицы Александры Федоровны и на лотерею было сделано шесть «елок с железными сучьями и медными украшениями».

Большая елка для царской семьи и ближайшей свиты устраивалась обычно в покоях императрицы и соседних залах — Концертном и Ротонде. После всенощной перед закрытыми дверями «боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал.

Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки… затем входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный разными фарфоровыми изящными вещами с императорской. мануфактуры. Тут разыгрывалась и лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к Ее Величеству и получал свой подарок», — из воспоминаний фрейлины императрицы Александры Федоровны баронессы М. П. Фредерикс.

К слову, обычай приписывать появление подарков сказочным существам появился лишь в начале XX века — до этого у дарителей всегда были конкретные имена. Излюбленными рождественскими подарками царской семьи были изделия Императорского фарфорового и стеклянного заводов. Они изготавливали к этому празднику сотни вещей — от парадных императорских сервизов и огромных ваз до статуэток, миниатюрных ваз и чашек. Николай I лично посещал магазины, выбирая рождественские подарки каждому из своих близких.

Амуры и пряники

Украшения на елках начали развешивать со второй половины XIX века. Это были картонные игрушки: гирлянды, транспаранты, китайские фонарики. Уже в конце XIX — начале XX веков появились в продаже особые елочные украшения, в том числе стеклянные шары — сначала немецкого, затем российского производства.

В 1900 году в Петербурге, в магазине Гебгардта (на Невском, 88),и у Петто (на Караванной, 16) продавали елочные украшения: «…бусы, снег и амуров из невоспламеняющейся ваты, обезьян, флаги, сусальное золото, стеклянные шары, бонбоньерки, диамант-пудру, бенгальские огни, зажигательные нитки, комнатные фейерверки».

Кондитерская Абрамова (Литейный пр., 24) готовила к Рождеству «хлопушки, дожди золотые, пряничные, миндальные и мятные фигуры, восковые свечи, бусы из конфет, пастилу, драже и мармелад». Игрушки изготавливались рабочими артелями, делавшими их из проволоки и бумаги, из ваты и вареного крахмала, на них иногда клеили литографированные картинки. На елках раскладывали имитирующие снег кусочки ваты, усеянной блёстками, растягивали нити серебряного и золотого дождя.

Во времена царствование последнего российского Николая II елку обычно ставили в Царском Селе, в Александровском дворце, после того, как туда переехала императорская семья. Свое последнее Рождество царская семья встретила в ссылке в Тобольске. На елке не было украшений — только серебряный дождь и восковые церковные свечи. Во время службы 25 декабря 1917 года священник провозгласил многолетие царской семье, что привело к скандалу и ужесточению режима охраны Романовых.

В канун Рождества 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге был впервые поставлен балет «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского. С тех пор петербургская традиция постановки «Щелкунчика» на Рождество стала популярной в европейских странах, а музыка к балету сопровождает праздничные елки.

В годы общего государственного траура выходили особые постановления проводить елки скромнее, в семейном кругу, ограничивая широкое веселье. Например, во время годичного траура в связи со смертью императора Николая I в 1855-м и Александра II в 1881 г., во время Русско-турецкой войны в 1877-1878 гг.; во время Первой мировой войны — в 1914-1916 гг.

Эрмитаж приготовил рождественские подарки

Фото: Анастасия Бирюкова/ «Петербургский дневник»

В понедельник в Эрмитажном театре наградили победителей конкурса «Создай экспонат для Эрмитажа». На конкурс прислали более 500 работ, самому младшему участнику в этом году исполнилось 5 лет, а самому взрослому – 78.

Возрождение имперской традиции

Традиция отмечать Новый год в западном стиле – с красочной елкой, игрушками и подарками – появилась в России благодаря династии Романовых. Дети императоров каждый год мастерили елочные игрушки к празднику, вплоть до революции. Кстати, у каждого члена императорской семьи была своя елка, которую украшали на свой вкус.

Читать еще:  Фигуративные картины. Howard Mason

Эрмитаж вновь наполнился детскими игрушками в 2019 году. Конкурс проходил с октября по декабрь уже в третий раз. В предыдущие годы он был посвящен Году балета и Году театра, в 2019 году 512 игрушек посвятили главному музею Северной столицы, который отмечает 255-летие.

«Павлин» и эрмитажные коты – вне конкуренции

Многие игрушки запечатлели знаменитые часы «Павлин» и пушистых хранителей музея – котов.

«6 лет мы оформляем Эрмитаж к Новому году, 3 года назад у нас появилась идея сделать творческий конкурс. Мы узнали, что дети Романовых до революции сами украшали елки, художники и мастера помогали им делать игрушки, каждый год новые. Поэтому мы решили воссоздать ту атмосферу», – рассказал генеральный директор компании «Айра» Юрий Берестов.

Конкурс быстро вышел за пределы России: игрушки стали присылать из Турции, Австралии, США.

«Самому маленькому участнику этого года 5 лет, а пожилому – 78 лет. Тема этого года – любимый экспонат Эрмитажа, поэтому участники старались сделать экспонаты музея: жар-птицу, картины. Мне понравилась работа, которая заняла третье место: головоломка, на которой изображен Кандинский», – рассказал Юрий Берестов.

Сделала головоломку 6-летняя художница Дарья Сямтомова.

«Идея была посвящена работам Кандинского, которые находятся в Эрмитаже. Четыре картины, самая любимая у Даши – зимний пейзаж», – рассказала «Петербургскому дневнику» ее мама.

Другая работа – малахитовая шкатулка – прилетела в Северную столицу из Чечни. Ее автор – ученица центра образования имени Ахмата Кадырова Ашура Кадырова.

«Это деревянная шкатулка, посыпанная крошкой, добавлены стекло и национальный орнамент», – рассказала директор центра Яхита Махашева.

Главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина добавила, что лучшую работу жюри выбирало с трудом.

«Очень много участников, поэтому пришлось жюри серьезно поработать. Но самые распространенные работы – это часы «Павлин»», – подчеркнула Адаксина.

Фото: Анастасия Бирюкова/ «Петербургский дневник»

1-е место – Ева Хендрикс, «Куба в Эрмитаже»,
2-е место – Ашура Кадырова, «Малахитовая шкатулка»,
3-е место – Дарья Сямтомова, «Головоломка, посвященная художнику Кандинскому».

Уникальная коллекция цветов Фаберже

Чаще всего имя Фаберже ассоциируется с Пасхальными яйцами, но еще одной стороной деятельности фирмы Фаберже, принесшей ей мировую известность, было изготовление драгоценных цветов в миниатюрных вазочках. Гранильщики искусно обрабатывали куски горного хрусталя, создавая впечатление, что вазы наполнены водой. Здесь прекрасно сочетаются фантазия художника, мастерство виртуоза-эмальера, кропотливая работа ювелира и камнереза. Выполняя цветы из золота, драгоценных и полудрагоценных камней, мастера достигали максимального приближения к природе, но главным для них все-таки оставался декоративный эффект.

Коллекция высокого ювелирного искусства Fabergé под названием Secret Garden — это настоящая ода природе. Украшения в виде цветов напоминают роскошные букеты на картинах русского художника Марка Шагала, олицетворяющие жизненную силу природы. Как и легендарные ювелирные яйца Fabergé, цветы символизируют обновление и перерождение и считаются первым признаком весны.

Для своих каменных шедевров Фаберже использовал горный хрусталь, халцедон, сердолик, агат, аквамарин, опал, яшму, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни. Камни подбирались с большим вкусом, а Фаберже мог умело изменять естественный цвет минерала, получая нужные оттенки и тона. Он смело сочетал благородные и неблагородные материалы. Весь талант, фантазия художника, мастерство виртуозного эмальера, камнереза и кропотливый труд Карла Фаберже проявились здесь в полном объёме. Изделия были максимально приближены к природе.

В московской мастерской Фаберже разбили специальную теплицу, где выращивали растения, служившие впоследствии моделями для миниатюр из камней. Сохранился рабочий альбом Карла Густавовича с подробными фотографиями живых цветов. Изделия не клеймили из-за хрупкости материала.

Всего каменных цветков было создано около восмидесяти, они разбрелись по всему свету и невероятно ценятся коллекционерами. Самая большая коллекция цветов Фаберже — 26 шт. находится сегодня у английской королевы, английский королевский двор всегда был ценителем произведений компании Фаберже. В России по одному-два каменных цветка есть в минералогическом музее Ферсмана, в Оружейной палате, в Эрмитаже и музее Фаберже на Фонтанке.

Из серии цветов в вазочках с «водой» из горного хрусталя, пожалуй, самый знаменитый цветок — это одуванчик из Оружейной палаты Московского Кремля. Самым поразительным в этом цветке является то, что на концах его серебряных тычинок непостижимым образом закреплен настоящий пух от одуванчиков. Мало того, сверху разбросаны еще мелкие бриллианты, которые при определенном освещении сверкают, подобно каплям росы.

Для экспертизы пуха вызывали даже ученых-биологов, и те достоверно установили, что он является настоящим, а возраст пуха соответствует дате создания этого шедевра – около ста лет. Каким образом Фаберже удалось закрепить невесомые пушинки и добиться их сохранности – совершенно неясно.

Одуванчик в вазочке. К.Фаберже, 1914-1917 гг. Оружейная палата

Среди самых утонченных цветов Фаберже, очень часто встречаются анютины глазки, которые символизировали мысли дарителя и романтически назывались «восторгами Купидона».

Цветок анютиных глазок выполнен из золота и покрыт нежнейшими полихромными эмалями. Листья вырезаны из нефрита, а стаканчик из горного хрусталя обработан так удивительно, что кажется, что в нем налита вода.

Анютины глазки. Фирма К. Фаберже Автор мастер Г. Вигстрем (1862 – 1930).

Васильки в вазе из горного хрусталя. Стебли из позолоченного серебра, лепестки

выполнены в технике эмали гильоше, тычинки украшают розовые бриллианты.

Драгоценные васильки, С.-Петербург, 1900 г.

Нарцисс с нефритовыми листьями и водой из горного хрусталя

Нарцисс, фирма К. Фаберже, после 1904. Эрмитаж, С.-Петербург

Настольное украшение «Корзина с ландышами»

В Музее Фаберже хранится миниатюрная корзинка с ландышами. Ее изготовил в 1895–1898 годах главный мастер фирмы Фаберже Михаил Перхин. Прежде она принадлежала принцессе Марине, герцогине Кентской, внучке великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III. Это золотая плетеная корзинка, доверху наполненная мхом из зеленого золота, над которым словно парят жемчужные цветы ландыша на золотых стебельках с нефритовыми листиками. Как и анютины глазки, ландыши имели особый смысл в русской культуре. Они ассоциировались со свадьбой и служили символом супружеского счастья. Также считалось, что появление первых ландышей ранней весной знаменует конец зимы.

Императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, очень любила тонкий аромат этих цветов и заказывала их для своих комнат целыми железнодорожными составами с юга Франции. Другая корзинка с ландышами от Фаберже, похожая на ту, что хранится в музее, была преподнесена императрице во время посещения Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Это был один из самых любимых ею подарков, который всегда стоял у нее на столе в Александровском дворце до самой революции 1917 года.

Читать еще:  Художник-сюрреалист. Dragan Ilic Di Vogo

Уникальный цветок «Ландыш» был создан около 1900 года и выполнен из золота, нефрита, горного хрусталя, сами же бутоны ландыша — из жемчуга. В числе владельцев этого изящного произведения — из мастерской Фаберже вышло чуть менее ста «Ландышей» — были вдовствующая императрица Мария Федоровна, а также супруга Николая II императрица Александра Федоровна.

Уникальный цветок «Ландыш», 1900 г.

В 1944 году, когда шла Вторая мировая война, британская королева Мария приобрела васильки Фаберже для королевы Елизаветы, которая пришла от них в восторг и сказала: «Это очаровательно и так против войны».

Особенно необычно выполнены стебельки овса — из золота, и, кажется, будто они колышутся. Похожий, но не идентичный букет, приобрел в 1922 году Музей Эрмитажа из коллекции Юсупова. В другом букете — из васильков и лютиков, выполненных из золота, эмали, розовых алмазов и рубинов, в композицию добавлена пчела.

Нынешняя британская королева Елизавета сама ничего не добавила в коллекцию Фаберже, но другие члены Королевского дома, например, Принц Уэльский, приобрели некоторые изделия.

Можно предположить, что из-за широкой известности Фаберже многие считают, что все эти ювелирные изделия создал один золотых дел мастер с фамилией, звучащей на французский манер. На самом деле Карл Фаберже открыл множество мастерских — в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Киеве. В 1903 году открылась мастерская Фаберже и в Лондоне. Именно благодаря этой мастерской в столице в Великобритании изделия Фаберже продаются в Индии, Таиланде, Китае и Японии с 1908 по 1917 год.

В общей сложности в мастерских Фаберже работало до пяти сотен человек, создававших вручную примерно 10 тысяч ювелирных изделий в год.

В 2011 году Музей изобразительных искусств Вирджинии в США проводил выставку изделий Фаберже. Музей представил не только свои собственные экспонаты, но и произведения Фаберже из трех частных коллекций. Открытый в 1936 году в штате Вирджиния, он обладает одной из самых больших коллекций работ великого ювелира за рубежом. В 1947 г. Лилиан Томас Пратт завещала свою коллекцию русского декоративного искусства музею. Лилиан была замужем за Джоном Ли Праттом — инженером, бизнесменом и миллионером. В период 1933-1945 она купила пять пасхальных императорских яиц Фаберже.

Матильда Геддингс Грей (1885-1971) из Нового Орлеана (штат Луизиана) тоже была страстным коллекционером изделий Фаберже. Её коллекция остается семейным фондом. Для выставки фонд одолжил «Наполеоновское пасхальное яйцо» 1912 г. (сотая годовщина победы России над армией Наполеона, подарок Николая II императрице Марии Федоровне, своей матери) и знаменитую «Корзинку ландышей». Подарок нижегородских купцов императрице находится в частной коллекции в США.

Феерия Фаберже. К 100-летию со дня смерти знаменитого русского ювелира

24 сентября 1920 года в Лозанне, в Швейцарии, ушел из жизни Карл Фаберже, художник, выдающийся организатор ювелирного дела, прославивший это русское искусство в мире. Многие в первую очередь вспоминают императорские пасхальные яйца, забывая о том, что мастера фирмы Фаберже за 75 лет ее существования создали около 300 тысяч разнообразных произведений искусства, будь то роскошные колье за полторы сотни золотых рублей или медные пепельницы и котелки ценою полтора рубля, которые изготовлялись в годы Первой мировой войны.

ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА

При всей феерии золота, бриллиантов, юбилеев, царских коронаций, пасхальных торжеств и рождественских балов жизнь Карла Густавовича Фаберже была полна напряженного труда, разных превратностей, драматических коллизий и тайн. Но у него был девиз: «Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать».

В советские годы о «придворном ювелире Романовых» не вспоминали, хотя по антикварным магазинам Ленинграда еще до 1970-х годов ценители находили портсигары, рамки для фотографий и прочие изящные предметы с клеймом фирмы. Зарубежные книги о Фаберже в библиотеках СССР до 1988 года хранились в комнатах «для служебного пользования». Возвращение этого имени на берега Невы летом 1989 года было триумфальным: в Елагиноостровский дворец на выставку «Великий Фаберже» выстраивались огромные очереди. Притом что многим было непонятно, чем же он «велик». Знакомство с произведениями знаменитой фирмы, выставки 1990-х гг. в Москве и Петербурге убедили даже сомневающихся: гений! Современные ювелиры России благодарны Фаберже не только за фантастические образцы этого искусства, но прежде всего за созданную им систему ювелирной работы – философию творчества.

После организации в середине 1980-х русских отделов двух мировых аукционных гигантов – «Кристи» и «Сотби» – произведения Фаберже стали регулярно появляться в каталогах, и уже в 1990-е новые русские клиенты уверенно заняли ряды их покупателей. Всем хотелось «немного Фаберже». Пришло время собирать камни. В 2004 году прославленная коллекция американского миллионера Форбса, включающая девять императорских пасхальных яиц Фаберже, была перекуплена российским предпринимателем Виктором Вексельбергом, и с 2013 года ее можно видеть в коллекции Музея Фаберже в Петербурге на Фонтанке. В 2007 году был поставлен мировой рекорд цены пасхального яйца работы Фаберже. Русский покупатель отдал за яйцо «Мальборо» 18,5 млн долларов. В 2014 году это яйцо президент России подарил Эрмитажу.

Напомню тем, кто не знает. Петер-Карл Фаберже родился в Петербурге 30 мая 1846 года в семье золотых дел мастера Густава Фаберже, который в августе 1842-го открыл в российской столице маленькую скромную мастерскую на Большой Морской улице. По происхождению Фаберже – французские протестанты (гугеноты) из Пикардии; их предки были вынуждены бежать из этой страны еще в XVII веке – сначала в Германию, затем в прибалтийскую провинцию России и лишь затем обосновались в Петербурге.

Получив образование в петербургской гимназии Аннешуле и Торговой школе в Дрездене, юный Карл немало путешествовал по Европе. Знакомство с сокровищами мирового искусства оказало влияние на художественное видение будущего ювелира. Блестящему овладению техниками старых мастеров способствовала и работа по реставрации ювелирных произведений из коллекции Императорского Эрмитажа.

В 1872 году 26-летний Карл Фаберже стал преемником отца, когда тот решил отойти от дел. Благодаря его умелому руководству и напряженной работе скромное отцовское предприятие превратилось в компанию с мировым именем. Кстати, все четверо сыновей Карла – Евгений, Агафон, Александр и Николай – тоже пошли по его стопам и помогали ему в ведении дел фирмы, возглавляя ее филиалы.

И сегодня петербуржцы и гости города могут видеть на Большой Морской улице под номером 24 великолепный дом Фаберже – в англо-готическом стиле, облицованный розовым финским гранитом, где с начала XX века размещался большой ювелирный магазин, основные мастерские фирмы, уникальная библиотека и жилые апартаменты семьи. Хозяин дома устроил в нем мастерские, чтобы лучше наблюдать за изготовлением вещей. Карл Фаберже сам был известным художником и дизайнером, и большинство изделий было выполнено по его проектам или его замыслам, которые он передавал своим мастерам для исполнения. В состав фирмы также входили специализированная фабрика и камнерезные мастерские, производившие всевозможные фантазийные изделия из самоцветов, преимущественно сибирских. Фирма славилась не только своими ювелирными украшениями – изделиями из золота, серебра и драгоценных камней, но и разнообразными художественно исполненными безделушками.

Читать еще:  Ярмарки и блошиные рынки или где купить редкие старинные предметы?

Еще в 1885 году Карлу Фаберже пришла счастливая мысль изготовить оригинальный пасхальный подарок в виде эмалевого яйца с сюрпризом – золотой курочкой, и он предложил эту идею Александру III. Это очаровательное изделие получило благосклонную оценку царя, который сделал заказ и выразил желание получать нечто подобное ежегодно накануне Пасхи. С тех пор каждый год Фаберже проектировал новое пасхальное яйцо с каким-нибудь сюрпризом. После смерти Александра III Карл Фаберже был обязан делать по два пасхальных яйца для нового царя Николая II. Тот преподносил их жене – императрице Александре Федоровне, а также свой матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне. Всего Фаберже изготовил 50 яиц.

Карл Фаберже принимал участие в различных выставках. Так, имел большой успех на выставке изящных искусств и ювелирного искусства в Нюрнберге в 1885 году (награжден золотой медалью), где показал копии древнегреческих золотых украшений, которые хранятся в Эрмитаже. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он получил право употребления Государственного герба России. В 1897 году на Большой Северной выставке в Стокгольме Фаберже получил от короля Швеции и Норвегии титул придворного ювелира.

Самый большой успех Карл Фаберже имел на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где был награжден орденом Почетного легиона.

Царь Александр III присвоил К. Фаберже звание поставщика высочайшего двора, а следующий царь Николай II присвоил звание придворного ювелира.

Кроме основного дела в Петербурге Фаберже имел московский филиал с большой фабрикой, следом появился одесский филиал со своими мастерскими, а затем киевский. Большой магазин петербургской фирмы открылся в Лондоне. Английский король Георг V тоже сделал Карла Фаберже своим придворным ювелиром. По приглашению принца Чакробонга Сиамского, получившего образование в Петербурге, Фаберже предпринял путешествие в Сиам. Король этой страны также присвоил Фаберже звание придворного ювелира и эмальера – он был большим поклонником его искусства. Множество произведений знаменитой русской фирмы и сегодня украшает дворец короля Сиама, дворцы сиамской знати и индийских магараджей в Непале.

Фирма прекратила свою деятельность после Октябрьского переворота. В сентябре 1918 года Карл Фаберже навсегда покинул Петроград и Россию, которую считал своей родиной. Как явствует из записок его сына Евгения Фаберже (1937 г.), он эмигрировал в Ригу, но уже зимой 1919 года был вынужден бежать в Германию. Франкфурт-на-Майне, Хомбург, наконец Висбаден. Там он заболел. В июне 1920-го его жена и старший сын Евгений перевезли Карла Фаберже в Лозанну. Швейцарский воздух оказал на больного благотворное влияние, и он почувствовал себя лучше. Однако он страдал от бездействия. Его дело осталось в России. Жизнь без работы была для него невыносимой. Врачи обнаружили у него рак печени. Карл Фаберже скончался рано утром в такой же сентябрьский день 1920 года. По последнему желанию его проводили в крематории Лозанны под звуки мессы Бетховена – музыку, которую он любил. Спустя десять лет, в мае 1930 года, Евгений Фаберже перевез прах отца из Лозанны в Канны и захоронил в могилу Августы Богдановны Фаберже, жены Карла и своей матери. Там и сегодня стоит надгробие из черного шведского порфира с золотыми буквами, как того хотел отец.

В Петербурге в 1996 году перед зданием фирмы «Русские самоцветы» установлен памятник ювелиру, через два года эта безымянная площадь получила имя Фаберже. В те же годы был учрежден Мемориальный фонд Карла Фаберже. В Москве его именем назван Колледж декоративно-прикладного искусства. В Одессе в 2006 году на Дерибасовской улице открыта мемориальная доска. В Петербурге в 2011 году именем Карла Фаберже назван Художественно-профессиональный лицей. В тот же год в Киеве на Крещатике появилась мемориальная доска. С октября 2014 года в Эрмитаже, в здании Главного штаба, работают Залы памяти Фаберже.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (6770) от 24.09.2020 под заголовком «Феерия Фаберже».

Рождество в Эрмитаже — необычные экскурсии в Санкт-Петербурге

Найти рождественские сюжеты на знаменитых полотнах и узнать, как отмечали праздник в царской семье

Рейтинг экскурсии: 0%

Индивидуальная экскурсия для 1-6 человек
Цена: 2500 руб.

Рождество в Эрмитаже

Как отпраздновать Рождество, если вы — император? Во время визита в Эрмитаж в канун Нового года вы вообразите себя членом царской семьи и пофантазируете о подарке, погрузитесь в мир большой живописи и увидите, как отразились в ней рождественские мотивы. А если захотите, сделаете ёлочную игрушку своими руками!

Александра
гид по Санкт-Петербургу
Проводит 2 экскурсии
Обычно отвечает в течение 7 часов.

Меня зовут Александра, я историк, несколько лет работаю экскурсоводом, много работаю с детьми. Мои родители приехали в Петербург, когда мне было 6 лет, здесь я выросла и влюбилась в белые ночи и запах моря. Разбираюсь в искусстве и истории, стараюсь сделать свои экскурсии глубокими и живыми. Буду рада показать путешественникам Эрмитаж и любимый город!
Проводит 2 экскурсии

Индивидуальная экскурсия для 1-6 человек

Гарантия лучшей цены
Если вы найдете цену ниже, мы вернем разницу. Подробнее
Бесплатная отмена бронирования
Полный возврат оплаты при отмене за 5 дней и более

Описание экскурсии

Что вас ожидает

Рождественские сюжеты и придворные традиции
Вместе со мной вы пройдете по залам итальянского Возрождения и нидерландской живописи, Испанскому просвету и галерее с портретами Романовых с одной целью: найти Рождество! В прекрасных лоджиях Рафаэля это будет особенно интересно: роспись на её стенах рассказывает библейскую историю от Сотворения мира до Тайной вечери. Осматривая залы музея, не забудем о том, что для императорской династии Зимний дворец был домом. Я расскажу о традициях празднования Рождества в царской семье, подарках и ёлках в жилых покоях.

Рассмотреть шедевры и сделать игрушку
Я обращу ваше внимание на то, как тема рождения Христа раскрыта в произведениях известнейших мастеров кисти — например, Леонардо да Винчи («Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта»), Рафаэля Санти («Мадонна Конестабиле») и Яна Брейгеля Старшего («Поклонение волхвов»). Расскажу о менее знаменитых, но не менее интересных полотнах Франсиско де Сурбарана и Николаса Питерса Бенхема, посвященным рождественским сюжетам. А если с вами будут дети (или у вас возникнет такое желание), предложу из фетра или бумаги смастерить собственное «произведение» — елочную игрушку.

Организационные детали

Билеты в Эрмитаж оплачиваются дополнительно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector