Эстонский художник. Andres Pleesi

Эстонский художник. Andres Pleesi

Со стороны виднее.

Николай Яснецкий
— художник, занимался в Тартуской высшей художественной школе «Паллас» у известного эстонского мастера Н.Трийка, но курса не закончил. Работал учителем рисования, увлекался этнографией. Национальный музей Эстонии направил Яснецкого в командировку в Причудье и Принаровье с целью обследовать «..типичные постройки, а также ознакомиться с местным бытом. Очень интересны для музея все предметы, характерные для русского уклада жизни, — костюмы, вышивки, узоры, рисунки, посуда и т.д. Особый интерес музей проявляет к деревенским часовням, а также к божницам в деревенских избах. Н.Яснецкому поручено не только зарегистрировать их, но, по возможности, и заснять» . Но началась война. Сохранились лишь наброски, сделанные художником во время поездки по Причудью. По возвращении с фронта Яснецкий работает реставратором картин в Художественном музее в Тарту, рисует портреты и пейзажи.

Николай Яснецкий. Улица Õnne в Калласте ( июнь 1941 года)

Varmo Pirk
(1913 — 1980)
Известный эстонский художник Вармо Пирк ( до 1938 года Валентин Бирк) родился в Смоленской губернии, но в 1914 году семья вернулась на родину предков. По окончании мужской гимназии -престижная Высшая художественная школа «Паллас», куда Пирка «сосватал» учитель рисования, сам бывший «палласовец». Ещё студентом Вармо оформляет декорации спектаклей «Рабочего театра», мечтает о продолжении учёбы в Вене, но, вначале советская , затем немецкая оккупации рушат все планы. При немцах он работает иллюстратором в «Постимеес» и без памяти влюбляется в соученицу по «Палласу» Valve Moss, посвящая ей десятки живописных работ. Но в 1945 жизнь совершает крутой разворот — бегство на Запад терпит неудачу и художника обвиняют в сотрудничестве с «фашистской» прессой. Приговор — 10 лет лагерей, девять из которых Вармо Пирк проведёт в лагере на территории Архангельской области, откуда будет отпущен раньше срока домой в буквальном смысле умирать. Родной отец не узнает в, постучавшемся в дверь изможденном человеке, своего сына. По возвращении Вармо работает скромным учителем рисования и лишь в конце 1950 — х вновь появляются выставки его работ. Он увлекается абстрактной живописью и считается виднейшим представителем этого направления в послевоенной Эстонии. Его супругой в 1961 году становится женщина необычайной судьбы Elvi Ormus-Akman , прошедшая , как и он, советские лагеря. В поисках впечатлений художник совершает поездки по Причудью, во время одной из них и увидела свет эта картина. Varmo Pirk «Kallaste motiiv
Из коллекции Эстонского художественного музея ( Eesti Kunstimuuseum)

Peeter Ulas (1934 — 2008)
Peeter Ulas родился в Таллинне. В 1952 году поступил в Высшую Художественную школу на отделение керамики, но вскоре увлёкся графикой, которая и стала его страстью на всю жизнь. Уже в 25 лет он участвует во всеэстонских выставках, а в 1963 году принимает приглашение Таллиннского педагогического института на должность преподавателя кафедры искусства. Здесь он проработает более 30 лет, станет профессором и руководителем вышеназванной кафедры. Peeter Ulas входил в элиту эстонской живописи, критики называли его «лучшим графиком нашего времени» и » послевоенным Кристьяном Раудом». Будучи новатором, он экспериментирует с графическими стилями, сохраняя при этом связь с народной культурой. Говорили, что он в своём творчестве ни за кем не шёл, и никто не рискнул последовать за ним. Помимо преподавательской деятельности Peeter Ulas — «свободный художник», который иллюстрирует творчество Ф. Крейцвальда и пишет с натуры полюбившиеся пейзажи. Ниже приведены две работы мастера под общим названием » Kallaste motiiv».

Peeter Ulas » Kallaste motiiv» ( Eesti Kunstimuuseum)

Peter Ulas » Kallaste motiiv» ( Eesti Kunstimuuseum)

Автор замечательного сборника фотографий «Поселения Чудско-Псковского озера» Леонид Михайлов предлагает вашему вниманию живописные и графические работы известных эстонских художников с видами нашего города, портретами его обитателей и пейзажами Чудского побережья вблизи Калласте. Я лишь дополнил собранные им произведения фотографиями авторов и их краткими биографиями. Итак.

График Алекс Кютт (Allex Kütt) (09.09.1921 — 12.04.1991) родился в волости Харку. В 1956 году он выполнил превосходную серию литографий на тему строительства Нарвской ГЭС, а также рисунки сухой иглой о жизни причудских рыбаков.

Алекс Кютт (Allex Kütt). «Чудской берег». Цветная линогравюра. 1965

Агу (Аугуст) Пеерна (Agu Peerna)( 21.07.1906 – 18.02.1950) – эстонский график и книжный иллюстратор. По окончании Тартуской учительской семинарии работал учителем рисования в школах Тарту и Тартуского уезда. Одновременно продолжал обучение в художественной школе «Паллас» (1928-1932), на Высших курсах изобразительного искусства (1942-1944) и в Тартуской государственной художественной студии (1945 – 1848). В 1949 Агу Пеерна году был избран членом Союза художников ЭССР.


Аугуст Пеерна ( Agu Peerna). Калласте. Цветной карандаш, бумага. 1949 год

Эдуард Эйнманн. Сын рыбака из Калласте. Старовер из Калласте.

Читать еще:  Художник и иллюстратор. Raul Colon

Ильмар Торн (Ilmar Torn)( 1.01.1921 – 10.01.1999) – эстонский график. Рисованием увлекался ещё в школе и мечтал о поступлении в худ. школу «Паллас». Однако осенью 1940 г. он подаёт документы на медицинский факультет Тартуского университета. Вскоре началась война и выпускника первого курса мобилизуют в Красную армию, где Ильмар Торн пройдёт путь от бойца стройбата до санитара-инструктора в Эстонском стрелковом корпусе. После войны будущий художник зарабатывает на жизнь журналистикой, печатаясь в газетах и выступая на радио. К живописи удалось вернуться лишь в 1950 году, когда, лишённый партбилета, как «буржуазный националист»,он уже не мог заниматься прежней работой. Закончив отделение графики Таллинского Гос. института прикладного искусства (ныне Художественная Академия, прим. автора), Ильмар Торн вернётся в Alma mater в 1974 году в качестве преподавателя. В 1962-1967 годах он был ответственным секретарём Союза художников ЭССР, в 1967-1985 годах возглавлял вышеназванный союз. В этой должности Ильмар Торн как мог содействовал формированию либеральной творческой обстановки в художественной жизни Эстонии.

Ильмар Торн ( Ilmar Torn). Вечер на Чудском озере, линогравюра 1964

Яан Туулинг (Jaan Tuuling)( 24.11.1930 Печоры – 6.02.1998) – эстонский художник. В 1961 году закончил Эстонский Художественный институт, отделение живописи. Работал учителем рисования в в таллиннских школах с художественным уклоном и оформителем рекламных плакатов. Яан Туулинг был членом Союза художников ЭССР, участвовал в многочисленных выставках как на родине, так и за рубежом. Его работы ценятся очень высоко и находятся во многих частных коллекциях по всему миру, в частности, в Швеции, Финляндии, России, Франции, Швейцарии и США.

Яан Туулинг. Калласте. 1980 год

Марет Ольвет (Maret Olvet), до эстонизации фамилий в сер. 1930-х – Йенсен (Jensen) родилась в 1931 году. Её отец, артиллерийский офицер Валло Ольвет, был арестован 14.06.1941 и два года спустя умер в советском лагере. О его судьбе Марет узнала лишь в 1959 году. Закончив Художественную Академию, она в начале 1960-х стремительно ворвалась в мир искусства, специализируясь на книжной иллюстрации и плакате. Её работам был свойственен минимализм, который никак не вписывался в рамки соцреализма. Поэтому широкой известности полотна Марет Ольвет при советской власти не получили. Не балует зритель её работы вниманием и сегодня. Возможно, причина в нежелании художницы рисовать скандальные и провокационные полотна, на которые столь падка современная публика и СМИ.

Марет Ольвет(Maret Olvet). Калласте. Цветная линогравюра 1970

Тойво Куллес (Toivo Kulles) Калласте. Берег Чудского озера. Цветная линогравюра. 1965

Toivo Kulles » Kallaste rand» 1955
Из коллекции Эстонского Художественного музея ( Eesti Kunstimuuseum)

Тынис Лаанемаа ( Tõnis Laanemaa) ( 4.06.1937) – эстонский график. В 1952-1957 годах обучался в Тартуской школе изобразительных искусств на отделении живописи, позже в Государственном художественном институте на отделении графики. С 1957 по 1961 годы работал учителем рисования и воспитателем в средней школе посёлка Алатскиви.С 1964 года Тынис Лаанемаа принимает активное участие в художественных выставках, с 1970 года выставляет свои произведения также за рубежом. Имеет в Таллинне свою студию, где обучает рисованию,живописи, графике и композиции молодые дарования.

Тынис Лаанемаа (Tõnis Laanemaa). Калласте. Картон, тушь 1964

Выставка эстонской иллюстрации

Выставка эстонской иллюстрации. Искусство книжной графики. Эстонские художники

Пожалуй, в мире практически нет людей, которые не смогли бы назвать хотя бы одного сказочника. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро — эти имена известны всем. Вне зависимости от того, являются ли сказки авторскими, как у Андерсена, или позаимствованными у народа, как в случае братьев Гримм, сказочная литература, надежно проверенная временем, неизменно привлекательна. Выставка эстонской иллюстрации еще раз это убедительно доказала.


Керту Силласте. «Красная Шапочка», смешанная техника (тушь, кисть, цифровая обработка), 2015.

Иногда возникает ошибочное представление о том, что тексты сказок предназначены только для малышей. Это совсем не так! Времена, когда сказки рождались, были жестокими. Войны, голод, эпидемии — эти страшные события постоянно преследовали человека. Поэтому в сказках возникли описания извилистых тропинок, злых ведьм, поджидающей на каждом шагу смерти. Добру не так просто победить! Но и в те далекие времена существовали дружба, любовь, доброта, честность. Именно они помогали хорошим героям получить лучшую долю (по крайней мере в сказках).


Кристи Кангиласки. «Синяя Борода» и «Красная Шапочка», смешанная техника (акрил, карандаш), 2015.

Сейчас в детской литературе наступил настоящий золотой век, сказкам отведено почетное место, но художникам не так часто удается проиллюстрировать классические произведения. Представленные на выставке работы никогда ранее не издавались, они были специально созданы в рамках проекта «Сказочными тропами Шарля Перро».


Улла Саар и Регина Лукк-Тоомпере. «Синяя Борода», 2015.

Своё вдохновение авторы черпали в сказках Шарля Перро. Каждый художник выбирал для иллюстрирования тот текст, который казался ему ближе всего. Несколько сказок у Шарля Перро и братьев Гримм общие. К ним относятся «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик».

Читать еще:  Хрупкие, нежные и чувствительные. Jacqueline Klein Breteler


Кади Курема. «Спящая красавица», фрагменты, смешанная техника (офорт, тушь, гуашь), 2015.

На выставке представлены работы и для детской, и для взрослой аудитории. Здесь как в сказках: каждый найдет что-то своё.


Кади Курема. «Синяя Борода», фрагменты, смешанная техника (офорт, тушь, гуашь), 2015.

Выставка эстонской иллюстрации открыта 3 ноября 2016 года.
Выставка организована при поддержке Посольства Эстонии в Москве.
Куратор — Вийве Hoop.
Предыдущая выставка эстонской книжной иллюстрации проходила в 2010 г.


Вийве Hoop. «Красная Шапочка», смешанная техника (тушь, гуашь, карандаш, коллаж), 2015.

Эстонский Айвазовский и 1000 его пейзажей, за которыми гоняются частные коллекционеры: Художник-самоучка Сергей Лим

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пару слов из истории морского пейзажа

Для начала хотелось бы сказать, что история морского пейзажа насчитывает более семи веков. А в том фундаментальном виде, в котором мы привыкли видеть марину, она выделилась, как самостоятельный вид пейзажной живописи, лишь вначале XVII столетия.

В этом жанре на протяжении последних трех веков работало немало художников и, что любопытно каждый видел море, как объект для своего творчества, по-своему. Одни ориентировались на батальные сцены на воде, другие — делали уклон на романтизм. Были и такие, которые, полностью пересмотрев подачу морского пространства, изображали впечатления и эмоции, возникающие в момент созерцания.

И не зря говорят, что вода одна из трёх вещей, на которые можно смотреть бесконечно долго. Морской пейзаж может, как успокоить и умиротворить зрителя, так и взбудоражить воображение, захлестнув эмоциями, словно бурлящими волнами. Безусловно, лиризм — с одной строны и драматизм — с другой, очень притягательны для человеческого мироощущения. Поэтому эта тема была, есть и, наверняка, будет для многих художников основой их творчества.

И сегодня мы поговорим о талантливом современном художнике-маринисте Сергее Лиме, мастерски создающем живописные пейзажи на морскую тематику, которые буквально манят и завораживают зрителя своими водными бесконечными просторами, а так же драматизмом «кипящей» стихии. Именно штормовое море — тот конек, который стал для современного мариниста ключевым в его творчестве.

Однако самым невероятным является то, что Сергей Лим — художник-самоучка. У этого мастера совершенно отсутствует специальное художественное образование. Технику и колорит, особенности композиции и рисунок он осваивал самостоятельно, полагаясь на интуицию и изучая творчество других маринистов, в том числе и Айвазовского.

Как и Иван Константинович, Сергей Лим работает исключительно в масляной технике. Ибо масло, как нельзя лучше, передает гладь воды и её блеск на солнце, морскую пену и, конечно же, небесное пространство, К слову сказать, небо на многих полотнах художника практически в такой же степени, как и море, поражает своей красотой – оно будто сливается с ним в гармоничном единстве, размывая линию горизонта.

Несколько слов о мастере

Художник Сергей Лим родился в Таллине в 1972 году. Образование получил в железнодорожном техникуме в Санкт-Петербурге по специальности «механик рефрижераторной секции». Но по жизни художнику пришлось в своей жизни освоить множество других профессий. Работал он и на железной дороге, и в торговле, и на «скорой помощи», и даже занимался ремонтными работами. Но, вот уже второй десяток лет вплотную трудится над своими полотнами, которые раскрывают всю красоту морских далей. Он окончательно убедился, что главным делом его жизни стала живопись.

Сергей Лим, рассказывая о себе, говорит: «Я свободный (почти) художник, живу и работаю в г.Таллине, Эстония. На самом деле я — самоучка. Начал рисовать с детства, в школе мне особенно удавались стенгазеты — получались почти как картины. Но только последние несколько лет занялся этим серьёзно. Изначально у меня не было целью стать профессиональным художником, а живопись и рисование были только хобби.
А потом я просто начал рисовать море, и мне понравилось. Предпочитаю шторм — это движение, и писать его сложнее и интереснее.».

«Я приверженец формулы «5% таланта и 95% труда». «Пахать» нужно каждый день, постоянно совершенствоваться. Талант, возможно, заключается в том, что уже на чистом, белоснежном холсте я, к примеру, вижу морские волны, а многие люди видят просто холст».

И, что любопытно, у корейцев есть интересная традиция, по которой считаются самыми важными датами в жизни человека — один год и 60 лет. Так вот, когда малышу исполняется год, перед ним выкладывают всякую всячину. И то, что он первым возьмет в руки, предвещает его профессиональное будущее. К примеру, малышу, взявшему рис, суждено было стать земледельцем. А маленький Сергей сразу же взял в руки карандаш. Поэтому, сам живописец считает, что стать художником ему было предначертано самой судьбой свыше.

Читать еще:  Современные художники Канады. Ben Tour

За десять лет творческой карьеры художник создал более тысячи маринистических пейзажей, львиная доля из которых уже разошлась по частным коллекциям любителей живописи России и Эстонии, немало картин Сергея ушло во Францию, Финляндию, Швецию. На сравнение с Айвазовским, художник-самоучка скромно отвечает, что ему ещё далеко до всемирно известного Ивана Константиновича. Действительно, к сожалению, на сегодняшний день Сергей Лим широкой публике мало известен, но, думается, у него еще все впереди.

Андреас Гурски — художник новой эпохи

Выйдя из знаменитой Дюссельдорфской школы (Dusseldorf Modern Photography school) в конце 1980-х годов Андреас Гурски (Andreas Gursky) сыграл ключевую роль в создании нового стандарта современной фотографии став пионером расширяющим масштабы своих амбиций. Его массированные обследования общественных пространств, ландшафтов и структур, способствовали появлению нового искусства «картирования» (собирания информации с целью построения картины процесса). В отличие от минимализма и концептуализма 1970-х годов использование им широкоформатных камер, сканирование, цифровые манипуляции, создание конечного изображения из нескольких, техническое сопровождение мероприятий, позиционировали его творчество как важный мост между старыми способами съемки и подачи картин и современной высокотехнологичной эпохой фотографии.

Масштабные и зрелищные места, такие как фондовые биржи, концертные арены, стадионы, природные ландшафты, фабрики, ипподромы и многие другие, представляют особый интерес для художника, ведь они особым образом взаимодействуют с человеческим населением. Монументальные фотографии этих сред полностью захватывают зрителя заставляя по-новому воспринимать подобные пространства.

Фотографии Гурски часто снимаются с большой высоты, это позволяет оценить всю зрелищность сцены, что было бы невозможно имея доступ только к центру и периферии. Эти наблюдения Гурски позволяют нам сформировать собственные взгляды и найти ответы. Особый талант Гурски в том, что мы узнаём в созданном им мире наш собственный и ,как правило, это не тот мир, который часто навязывается нам средствами массовой информации.

Несмотря на то, что предмет съёмки существует до встречи с фотографом, он раскрывает совокупность входящих в него частей, объекты сливаются в линии, геометрические слои, пятна цвета. Работы Гурски это синтез живописи и фотографии в том смысле, что они выходят за рамки простой визуальной документации, здесь есть заимствования из обоих направлений и таких движений как абстрактный экспрессионизм и минимализм.

Хотя Гурски воздерживается от комментариев на тему социальных или политических мотивов своих работ, он признаёт присутствие интереса к проявлениям глобализма и стихии потребления тому, что касается современного человека.

Андреас Гурски — художник новой эпохи

Выйдя из знаменитой Дюссельдорфской школы (Dusseldorf Modern Photography school) в конце 1980-х годов Андреас Гурски (Andreas Gursky) сыграл ключевую роль в создании нового стандарта современной фотографии став пионером расширяющим масштабы своих амбиций. Его массированные обследования общественных пространств, ландшафтов и структур, способствовали появлению нового искусства «картирования» (собирания информации с целью построения картины процесса). В отличие от минимализма и концептуализма 1970-х годов использование им широкоформатных камер, сканирование, цифровые манипуляции, создание конечного изображения из нескольких, техническое сопровождение мероприятий, позиционировали его творчество как важный мост между старыми способами съемки и подачи картин и современной высокотехнологичной эпохой фотографии.

Масштабные и зрелищные места, такие как фондовые биржи, концертные арены, стадионы, природные ландшафты, фабрики, ипподромы и многие другие, представляют особый интерес для художника, ведь они особым образом взаимодействуют с человеческим населением. Монументальные фотографии этих сред полностью захватывают зрителя заставляя по-новому воспринимать подобные пространства.

Фотографии Гурски часто снимаются с большой высоты, это позволяет оценить всю зрелищность сцены, что было бы невозможно имея доступ только к центру и периферии. Эти наблюдения Гурски позволяют нам сформировать собственные взгляды и найти ответы. Особый талант Гурски в том, что мы узнаём в созданном им мире наш собственный и ,как правило, это не тот мир, который часто навязывается нам средствами массовой информации.

Несмотря на то, что предмет съёмки существует до встречи с фотографом, он раскрывает совокупность входящих в него частей, объекты сливаются в линии, геометрические слои, пятна цвета. Работы Гурски это синтез живописи и фотографии в том смысле, что они выходят за рамки простой визуальной документации, здесь есть заимствования из обоих направлений и таких движений как абстрактный экспрессионизм и минимализм.

Хотя Гурски воздерживается от комментариев на тему социальных или политических мотивов своих работ, он признаёт присутствие интереса к проявлениям глобализма и стихии потребления тому, что касается современного человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector