Эзотерические трансформеры Элия Белютина

Эзотерические трансформеры Элия Белютина

Коллекция Элия Белютина

Лариса Кашук, заведующая отделом живописи в Государственная Третьяковская галерея заведующая отделом живиписи

Тема подделок и фальшивок во множестве мировых коллекций сейчас является одной из самых животрепещущих. Благодаря развитию всевозможных технологий появились возможности более точной атрибуции. В конце 1980-х годах , когда я , занимаясь выставками из частных собраний, обошла довольно много лучших московских коллекций, почти все эти собрания не подвергались никакой экспертизе. Одной из самых фантазийных коллекций для меня оказалась коллекция художника и теоретика Элия Белютина. Я познакомилась с ней в середине 1980-х годов, когда собирала материалы для сборника » Другое искусство «. В контексте подготовки, конечно, возникла необходимость раскрутить историю с выставкой Белютинской студии в Манеже в 1962 году. Перво наперво надо было разыскать самого Белютина. Спрашиваю всех — никто о Белютине последние годы не слышал. Наконец, Леня Бажанов дает телефон, который сохранился от каких-то контактов. Звоню. Меня приглашают придти на Никитский ( кажется тогда Суворовский бульвар. Старый дореволюционный доходный дом с маленьким , встроенным позже, лифтом. Поднимаюсь на верхний этаж. Дверь открывает сам Элий Белютин. Красивый импозантный мужчина. Квартира трехкомнатная с большим коридором и высокими потолками. Меня вводят в гостиную. И я буквально немею. Стою с раскрытым от удивления ртом и выпученными глазами. А хозяин небрежными жестами руки указывает — направо Рубенс, налево Ван Дейк, а в следующей комнате Леонардо да Винчи, Тициан, Эль Греко. В глазах все помутилось. А в мозгах только звенит — откуда все это музейное богатство, откуда это. В общем — полное отупение и восторг. И может быть, я так бы и восторгалась этим собранием до сих пор, если бы к тому первому знакомству у меня не было десятилетнего опыта реставратора. Первое, что меня насторожило — это » Портрет неизвестной дамы» Ван Дейка. В мои университетские годы я работала в музее-усадьбе Архангельское, и десятки раз останавливалась перед этим портретом и рассказывала про Ван-дейка эскурсантам. А откуда этот портрет в коллекции Белютина? Да еще и несколько небрежно написанный. » Незаконченное повторение» — отмахнулся от меня Белютин. » Вакханалию» Рубенса я тоже видела в ГМИИ, куда она поступила из Эрмитажа. И » Бахус» Рубенса до сих пор висит в Эрмитаже. Леонардо да Винчи и Эль Греко из Будапештского национального музея тоже не просочились в мою сомневающуюся душу.» Марию Магдалину» Тициана я увидела в какой-то последующий заход. Ее только что привезли из реставрации. И на мой реставраторский взгляд ее или слишком «зареставрировали», или она имела весьма относительное отношение к Тициану. Невольно напрашивался вопрос — если оригиналы висят в крупнейших музеях мира, то откуда точно такие же появились в квартире Белютиных ? Копии, повторения .

Потом на протяжение 20 лет мне пришлось еще несколько раз посетить квартиру Белютиных. Между прочим, в какой-то момент » Портрет дамы» Ван Дейка из коллекции исчез. Я начала рыться в каталогах мировых музеев. Анализировать каталог коллекции , изданный Молевой в Италии в начале 1990-х годов. И вопросы посыпались как из рога изобилия.

Как искусствовед, историк, реставратор, я никогда не доверяла » вербальным» провенансам. Языком можно наболтать все, что родилось в эйфорической голове. Поэтому миф о происхождении коллекции как наследства от деда Ивана Гринева , к тому же не подтвержденный никакой документацией, вызывал у меня большие сомнения. Гораздо более реальной была версия о покупках западных картин сразу после войны и в пятидесятые годы в московских антикварных магазинах. Тогда они были завалены картинками, которые привозили из Германии и других стран советские солдаты и офицеры. В университетские годы я лично видела Кранаха и Шардена в коллекции Феликса Вишневского, на которые он показывал квитанции из антикварного магазина на Арбате. В те времена многие коллекционеры пополнили свои коллекции. Каталог коллекции, изданный Молевой в Италии в начале 1990-х годов также наводил на грустные размышления. Явно было завышено количество произведений. Чувствовалось , что ряд картин были приписаны каким-то авторам просто с кондачка. У каталога были итальянские редакторы, которые возможно также приложили руку к весьма поверхностному аннотированию.

Я не буду здесь развенчивать красочные подробности, которыми обрастали, благодаря богатому воображению Н.М.Молевой, различные версии происхождения коллекции.

А вот об ажиотаже, который возник по поводу этой коллекции сказать хочется. И Э.Белютин, и Н. Молева очень одаренные, творческие, артистические личности. И к тому же чрезвычайно амбициозные. Они всегда считали себя, ну, если не гениями, то почти. И цели ставили перед собой значительные : создание нового современного искусства, новой художественной школы, значительного музея и т.д.
Для меня их желание создать из своей коллекции музей западного искусства очень понятен. Коллекция при всех спорных моментах безусловно интересная. И в ней много интересных оригинальных вещей. Проблемы начинают возникать, когда начинаешь осмыслять, а какого типа и вида будет этот музей. Сейчас появилась возможность создания частного музея и их создают. Но это очень затратные проекты. Зато в частном музее можно выставлять все без всяких экспертиз. А вот если какое-то частное собрание предлагается в государственные музеи, собрания, то на мой взгляд без тщательных экспертиз это просто опасно и безумно. Во всех музеях мира при современных экспертизах обнаруживают кучу копий и просто подделок. Так что увеличивать это количество просто абсурдно.

Что касается частных музеев и частных дарений коллекционерами непроверенных произведений, то это уже поле риска, за который отвечает не только даритель, но и принимающие дар.

Спустя 20 с лишним лет судьба опять вывела меня на коллекцию Белютина. Меня пригласили консультантом на съемки французского фильма об этой коллекции. Мне пришлось досточно дотошно прошерстить саму коллекцию, а главное итальянский каталог, в котором оказалось намного больше произведений, нежели мне пришлось видеть в квартире Белютина и Молевой. Вопросы возникали на каждом шагу.
А в конце 2012 — начале 2013 года внимание российских СМИ опять привлекла судьба коллекции произведений искусства, принадлежавшей умершему годом ранее Элию Белютину. Сообщалось, что Польша обратилась к вдове художника Нине Молевой, ставшей после смерти Элия Белютина его единственной наследницей, с просьбой передать собрание этой стране и захоронить художника на польской земле. Назывались имена авторов работ, входящих в состав коллекции: Тициан, Рембрандт, Микеланджело, Рубенс, Тинторетто, Ван Дейк, Эль Греко — такая подборка могла бы украсить любой крупный мировой музей. В разных публикациях оценка коллекции колебалась от $400 млн до $2 млрд. Дополнительно уточнялось, что на нее претендуют также Литва и Италия. Официальные представители всех указанных стран ситуацию не комментировали. Обстоятельства дела обрастали новыми подробностями: сообщалось, что коллекцию решила передать за границу сама Молева. Возможность потери Россией произведений такого уровня всерьез обеспокоила общественность. Тот факт, что в Министерстве культуры будет практически невозможно получить официальное разрешение на вывоз из страны работ великих мастеров (несмотря на дарственные, завещания или иные документы, подтверждающие переход права собственности), почему-то никого не смущал.

История получила продолжение далее, когда на телеканале «Культура» вышел сюжет, сообщающий, что «уникальная коллекция живописи, собранная Элием Белютиным, 1 апреля 2013 года перейдет в собственность государства». В сюжете сообщалось о визитах к Нине Молевой высокопоставленных чиновников из Кремля и демонстрировалось поручение президента, на основании которого для коллекции требовалось подыскать достойное помещение , а до той поры обеспечить ее охрану. Камера показала квартиру, заполненную произведениями искусства, между которыми привычно гуляют хозяйские коты. Было рассказано обо всем — кроме самого интересного: какие эксперты, когда и на основании каких исследований подтвердили подлинность коллекции Белютина? И каково все-таки настоящее происхождение коллекции?

На все эти вопросы до сих пор нет ответов. А пока коллекция Белютина продолжает висеть в квартире на Никитском бульваре.

Читать еще:  Тонкие и точные линии. Christian Raffin

Лента новостей культуры из внешних источников

В главной отраслевой выставке в этом году принимают участие около 2,5 тысячи участников из 64-х регионов России. Работа выставки близится к завершению.

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — В бразильском городе Фос-ду-Игуасул (штат Парана) комиссар ЭКСПО-2017 Рапиль Жошыбаев и комиссар секции Бразилии Золчир Чиапечи подписали договор об участии Бразилии в международной выставке в Астане.

Жителей Камчатского края приглашают посетить первую персональную художественную выставку Антона Шахова «Путь». Она откроется в субботу в 17:00 в краевой библиотеке имени Крашенинникова.

В Екатеринбурге в музее архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета открылась выставка «Дни конструктивизма на Урале».

Эзотерические трансформеры Элия Белютина

Выставка Студия «Новая реальность». 1958–1991, организованная Московским музеем современного искусства и Фондом русского абстрактного искусства, преследует цель разобраться в феномене деятельности студии Элия Белютина — человека нестандартного мышления, не столько преподавателя, сколько сталкера по лабиринтам теории и истории искусства, стремившегося психологическим воздействием помочь своим подопечным раскрыться в творчестве.

На главном проспекте города-героя Мурманск состоялась выставка пожарно-спасательной техники, посвященная 100 летнему юбилею столицы Кольского Заполярья и приуроченная Году пожарной охраны России.

«В последнее время режиссер болел. Несколько дней назад он попал в больницу. Мы надеялись, что он из нее выйдет», — рассказал сценарист и режиссер Яцек Бромский. В конце сентября на кинофестивале в городе Гдыня был представлен новый фильм Вайды «Послеобраз», позже его выдвинули на «Оскар» от Польши.

На красноярском железнодорожном вокзале открылась выставка из 30 исторических фотографий «Суриков и Красноярск». Материалы для нее подобраны сотрудниками Красноярского музея-усадьбы В. И. Сурикова.

В Мурманском областном краеведческом музее открылся фестиваль музеев Северо-Запада, посвященный празднованию его 90-летия и 100-летию основания Мурманска.

В среду, 12 октября, в 12.00 в Мурманском областном краеведческом музее состоится торжественное открытие фестиваля музеев Северо-Запада, посвященного 100-летию основания Мурманска и 90-летию музея.

12 октября в 12. 00 в Мурманском областном краеведческом музее (г. Мурманск, пр. Ленина, 90, 1 этаж, большой выставочный зал) состоится торжественное открытие фестиваля музеев Северо-Запада, посвященного 100-летию основания Мурманска….

В Алтайском государственном университете состоится открытие Музея природы. Как сообщают организаторы, здесь выставят экспонаты, представляющие фауну Алтайского края, Арктики, Антарктики, морских глубин и высокогорий нашей планеты.

Мальчик из Минской области с семи лет собирает предметы старины. Репортаж из частного музея

Владиславу четырнадцать лет, и вот уже половину своей жизни он занимается коллекционированием старинных предметов.

Умер режиссер Анджей Вайда

Скончался польский режиссер, лауреат премии «Оскар» Анджей Вайда.. Человек всемирной славы, он создал более сорока фильмов и пятидесяти спектаклей, поставленных им на лучших сценах мира. Своим звездным фильмом пан Анджей считал «Канал» — картину о трагической судьбе Польского Сопротивления. Режиссеру было 90 лет.

Подарок московским театралам: Гжегож Яжина представляет премьеру в Театре Наций

Сегодня в московском Театре Наций — премьера. Известный польский режиссёр Гжегож Яжина покажет спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская». Для него это первый опыт работы в России. На что оказалась способна труппа, собранная из актёров разных театров, и чего им это стоило.

В Государственном Историческом музее в ноябре откроется выставка «Боги и герои Древней Греции», ее самым ранним экспонатом станет кикладский идол Бронзового века, а некоторые объекты впервые покажут в России.

9 октября победители конкурса рисунков «Труженица-пчёлка» псковского Медового фестиваля — 2016 сходили на призовую экскурсию в областной музей-заповедник.

Известный польский режиссер Анджей Вайда скончался вечером в воскресенье, 9 октября, в возрасте 90 лет. Об этом сообщает Польское телевидение.

Потанцуем? В Витебске появилось новое граффити

Во дворе дома на Московском проспекте, 42 появился новый рисунок, на котором изображена танцующая пара.

Главная роль. Заслуженная артистка РФ Евгения Крюкова. Спектакль «Baden-Баден» в Театре Моссовета

Сегодня гостем программы «Худсовет» будет заслуженная артистка РФ — Евгения Крюкова.

Набирает обороты противостояние Министерства культуры и Международного центра Рерихов. На прошлой неделе в конфликт включились налоговики и представители Управления по борьбе с экономическими преступлениями.

На «Худсовете». Актриса Дарья Урсуляк и режиссер Гжегож Яжина

Сегодня гостем программы «Худсовет» будут актриса — Дарья Урсуляк и режиссер — Гжегож Яжина (Республика Польша).

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. Первый кинотеатр-фонтан появится в московском районе Крылатское, на территории парка «Сказка» весной следующего года, сообщается на официальном портале мэра и правительства Москвы.

Исполнилось 85 лет со дня рождения Юлиана Семёнова

Блестяще образованный, выпускник Института востоковедения, знавший язык пушту и несколько европейских языков – Семёнов-журналист объездил весь мир. В нём проснулась тяга к «остросюжетному писательству», к политическим детективам. «Петровка, 38», «Огарёва, 6», «ТАСС уполномочен заявить», «Майор Вихрь» и, конечно, роман номер 1 «Семнадцать мгновений весны». Кстати, жизнь самого Юлиана Семёнова могла бы лечь в основу не одной детективно-приключенческой книги.

Полеты на Луну были заманчивы для человечества многие тысячелетия, и только в 20 веке мечта начала сбываться.

Триеннале «Рисунок России» проводится в Томске каждые три года. Принять участие в этом проекте могли только профессиональные художники России.

В четверг, 13 октября, в 15. 00 в выставочном зале Дворца Олега состоится открытие выставки «А ну, отдай мой каменный топор!». В экспозиции будет представлена коллекция каменных шлифованных сверлёных топоров….

Коллекция включает в себя колесную лиру, скрипку эрху, сампони, флейту североамериканских индейцев, вистл, тибетский ритуальный рог.

20–30 октября в Москве в шестой раз пройдет Международный фестиваль кино о науке и технологиях «360°», организуемый Политехническим музеем. Традиционно фестиваль — это не только….

Нижний Тагил, 10 октября. В подмосковной Кубинке появится выставочная экспозиция, посвященная Уралвагонзаводу.

Достижения 64 регионов России и зарубежья были представлены на площадках мероприятия. На территории ВДНХ с 5 по 8 октября состоялась 18-я агропромышленная выставка «Золотая осень-2016».

Более 300 тыс. человек посетили выставку «Золотая осень» на ВДНХ, сообщает пресс-служба министерства сельского хозяйства РФ. «С 5 по 8 октября на территории ВДНХ состоялась 18-я агропромышленная выставка „Золотая осень-2016“.

В поисках новой реальности: школа Белютина. Часть первая

Полвека назад художник Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. В начале XXI века она вновь оказалась актуальной

Поделиться:

Часть первая: Абрамцевский гуру

Я сижу и реву как ненормальная.

По образованию и происхождению я математик из семьи математиков. По призванию — купец первой гильдии, владелец заводов, газет, пароходов. Люблю строить, руководить, предпринимать. И вот со всеми этими задатками, бесконечно далекими от зыбкого и романтичного мира прекрасного, я вот уже полчаса кряду сижу и реву от избытка эмоций в комнате, хаотично заставленной картинами художников из группы Элия Белютина «Новая реальность».

Я случайно попала в эту комнату. Однажды я решила подарить своему приятелю небольшую картину немецкого художника-абстракциониста. Он воспринял подарок как-то вяло: «Наши лучше». Почему, какие именно «наши»? «Поедем в Абрамцево», — предложил приятель.

Именно там, на старой даче в «Поселке художников», где когда-то работала студия Элия Белютина, в оставшемся нетронутым хранилище картин я провела тогда полдня. Пыталась списать свое потрясение на женские гормоны и геомагнитный фон. Но прошли недели, а впечатление меня не отпускало.

Анатолий Сафохин «Летний вечер»

Почему я не знаю ни одной из называемых фамилий авторов? А мне-то всегда казалось, что я человек просвещенный, да и в домашней коллекции хранятся два рисунка Серебряковой и инсталляция Джека Пирсона, от которых самое сильное впечатление получаешь, увидев сумму на чеке. Итак, констатируем: произошло чудо. Передо мной сенсация, клад, выход в новую реальность. Почему только сейчас? Почему не 50 лет назад? Почему белое пятно в истории страны, в истории мирового искусства?

Тогда я встретилась с коллекционерами Самвелом и Кариной Оганесян. Они познакомили меня с историей «Новой реальности», показали свою коллекцию работ Белютина и его учеников. У них я приобрела первые работы для собственной коллекции.

Читать еще:  Чемпион необычайно яркого гиперреализма. Gabriele Grones

О своей студии Элий Белютин мечтал с 1946 года. Учившийся у Павла Кузнецова, Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Белютин впитал их понимание искусства как ремесла, требующего жесткого профессионализма, чуткой реакции на окружающий мир. Молодой и амбициозный художник загорелся не менее амбициозной целью — создать Академию искусств нового типа. Задача была вполне конкретная — воспитать художника с развитой способностью эмоционально и раскованно воспринимать окружающий мир и вследствие этого находить и разрабатывать изобразительные средства для выражения своего переживания. Новая Академия Белютина должна была предложить адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека, выработать сознательный подход к проблемам современного искусства.

Элий Белютин и Нина Молева — замечательно талантливая пара. Он — учитель, методист, художник, организатор, психолог, гуру. Она — жена, боевая подруга, менеджер, маркетолог, психолог, икона. Создание своей студии для того времени явление уникальное. Ни в СССР, ни на Западе не было аналогичного объединения художников, которые бы работали бок о бок по принципам артели Нового времени, имели четкую творческую методику и, что важнее всего, единого лидера.

Тамара Тер-Гевондян «Натуральная композиция портрета»

От идеи до ее реализации прошло восемь лет. Когда открывались лагеря и впервые задул свежий ветер оттепели, вокруг Элия Белютина сформировался круг художников, готовых искать новые формы в искусстве. Началом существования студии «Новая реальность» можно считать 1954-й, когда студенты полиграфического и текстильного института объединились и фактически выбрали Белютина своим новым гуру.

Для молодого преподавателя с инновационной методикой они стали идеальным материалом для работы. С одной стороны хорошая академическая база и профессиональная подготовка, с другой — никто никогда не пытался сформировать из них художников в традиционном для того времени понимании.

Работа в студии давала постоянную погруженность в творческий процесс. Поездки на пароходах, почти круглосуточная работа на белютинской даче в Абрамцево, общение с друзьями-студийцами, совместный анализ работ порождали постоянное желание творить.

Притом что картины художников «Новой реальности» стилистически предельно далеки от соцреализма, Белютин никогда не позиционировал свою работу как подпольную, а искусство как нонконформистское. Для него это была реализация естественной для искусства потребности развиваться и меняться.

Большинство художников действительно шли за Белютиным, доверяя ему во всем. Участвовали только в коллективных выставках студии, в Союз художников не вступали, о самостоятельной карьере даже не думали. При содействии Нины Молевой работы студийцев выставлялись в Италии, Америке, Англии, однако ни один художник не сформировал свой собственный бренд. Сейчас такая наивность удивительна. Они жили где-то вне координатной сетки денег и славы. В этом особая уникальность школы Элия Белютина: материальный аспект был целиком вынесен за скобки. На Западе такой результат был недостижим: тот же Поллок этого периода уже находился в финансовой системе координат. Поэтому здесь было интереснее.

Александр Крюков «Освенцим»

Увы, оборотной стороной такого подхода к работе стало то, что целое направление, которое должно было занять нишу в истории искусства, осталось известно только узкому кругу специалистов.

Как же проходила работа в абрамцевской студии группы «Новая реальность»? Внешне обстановка могла показаться довольно академичной. На занятиях в студии всегда присутствовали натурщица или предметная композиция. Однако формулировка задания коренным образом отличалась от академических канонов. Если перед художниками сидела модель, они могли получить задание написать ее сначала как любящую мать, а потом как хладнокровную убийцу. В одном случае зритель должен почувствовать радость, в другом — ужас и отвращение.

Попробуйте «написать все цвета радуги, пользуясь одной краской» — как вам такое задание? Или, может быть, вы сможете изобразить «лес, за которым находится Освенцим»? Именно таких «хлопков одной ладонью» требовал абрамцевский гуру от своих учеников.

В процессе преподавания Белютин разработал, а затем и сформулировал постулаты, которые в итоге оформились в его работе «Теория всеобщей контактности», творческом развитии идей Кандинского и Лентулова. Позже один из самых одаренных питомцев студии Владислав Зубарев сформулировал собственное видение этих идей — теорию «темпоральной реальности».

Люциан Грибков «Нарядная девушка»

В основе методики лежат упражнения по инициализации скрытых возможностей человеческого мозга за счет задействования логического и эмоционального аппарата. Белютин обращался к средствам искусства, чтобы активировать творческую потенцию, тем самым реализовать реакцию на окружающий мир, очеловечить его видение. В процессе рисования это достигалось путем деформации и трансформации предметных форм, преобразования плоскости в пространство с помощью цвета и других методов, которые Белютин формулировал в своих заданиях. «Идея квадрата: это идея власти с равными углами дозволенности и недозволенности, с верой, что квадрат — идеальная форма существования всех. Ибо сама власть находится в центре, а мы у стен. Это ортодоксальность и смерть мысли. Никакие чувства не могут существовать в квадрате: они нарушают его симметрию».

Что интересно, никто из учеников Белютина никогда не читал текст «Теории». Ее идеи они всегда воспринимали со слов учителя.

Будучи человеком авторитарным и нетерпящим никаких возражений, Белютин диктовал свои правила игры. В сущности, это была правильная тактика — иначе систему не построишь. Заметив, к примеру, что занятие проходит слишком спокойно, он мог показательно выгнать, довести до слез, оставить едкий комментарий, приведя всех в тонус.

При этом из-за подобных бытовых причин студию покидали очень редко. Один из самых талантливых учеников Белютина, Владислав Зубарев, перед своим уходом писал: «Слабые идут на маяк. Сильные по нему ориентируются, но идут дальше к своей цели».

О том, куда завел меня белютинский маяк, — во второй части нашей истории.

Анатолий Сафохин «Обнаженная»

Элий Белютин — тот, кто изменил
взгляд на искусство

Один из лидеров русского «неофициального искусства» середины ХХ века, создатель теории «всеобщей контактности» и руководитель школы живописи – всех этих слов достоин Элий Михайлович Белютин (1925-2012), человек, изменивший взгляд на искусство.

В своём творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет до сугубо схематичного письма позднего периода. Элий Михайлович создал свой уникальный художественный стиль – «модульную живопись», то есть язык символов. «Модули» отображают ощущения от предмета на плоскости и их взаимодействие в пространстве, выстраивают при помощи ярких и чётких символов нарратив в абстракции, напоминая визуальное отражение гештальт-теории.

Элий Михайлович Белютин родился 10 июня 1925 года в Москве в семье писателя. Он с детства проявлял любовь к искусству, успешно окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, где в 1942–1947 учился у А.В.Лентулова, П.В.Кузнецова и Л.А.Бруни. Затем он занимался в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского Педагогического института, а с 1950 года сам начал преподавать в различных учебных заведениях и студиях.

Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики, у которой был арендован зал для занятий в Доме учителя на Большой Коммунистической улице. Именно здесь зародилась студия «Новая реальность».

Педагогические методики и упражнения Белютина поражают своей разработанностью и тонким психологическим подходом. Это помогло раскрыться таланту многих учеников, а в начале 60-х годов его деятельность привлекла к себе внимание иностранных журналистов. В ноябре 1962 года Э.М. Белютин принял участие в организации в Манеже выставки, посвященной тридцатилетию Московского отделения Союза художников СССР. 1 декабря 1962 года эту выставку посетил Н.С. Хрущев, который возмутился произведениями авангардистского толка. Этот скандал сделал Э.М. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом.

Белютин создал теорию «всеобщей контактности», которая сводится к анализу потребности человека в искусстве. Художник имеет в виду, что у людей, независимо от того, как они относятся к современному искусству, есть потребность в контакте с ним, но осуществляется она у каждого человека по-разному.

Один из аспектов всеобщей контактности — это так называемый «закон равновесия эмоционального надсознания». Его суть в том, что человек обращается к искусству, стремясь придать равновесие своему подсознательному напряжению, которое возникает под воздействием динамики современной жизни. Что же имел ввиду Белютин, говоря про контактность в искусстве?

Читать еще:  Художник-портретист. Sara Zin

Это овеществление творческой потенции в нечто пластическое по концепциям своего времени. Говоря другими словами – перевоплощение жизненной реакции человека в некое материальное качество, способное передавать эмоции, переживания художника. По словам Элия Михайловича, искусство не может конкурировать с наукой.

Искусство — это человеческая жизнь, создание пластического духовного воздействия, идентичного силе воздействия действительности. Иначе говоря, искусство — это жизнь человека в жизни, наука же — это изучение жизни человека в окружающей его действительности. Теория контактности Белютина исходит из того, что искусство – самая яркая форма проявления творческой потенции, тот атомный взрыв, который происходит в надсознании человека и составляет существо искусства.

«Пишите не то, что видите, а что при этом испытываете. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы в момент работы охвачены», — это творческий принцип художников «Новой реальности». В их произведениях человеческие чувства обретают форму пластических символов.

Элий Михайлович Белютин скончался на 86-м году жизни. Художник оставил заметный след в живописи, был известен как в России, так и за пределами страны.

«Теории»: Искусство и духовное несовершенство. Теория всеобщей контактности Элия Белютина

Элий Белютин – самобытный русский художник и теоретик искусства XX века, сделавший попытку переосмыслить роль искусства в жизни, результатом чего стала разработанная им «теория всеобщей контактности». Concepture публикует основные положения теории Элия Белютина.

Всеобщая контактность

Замысел теории всеобщей контактности Элия Белютина хронологически можно отнести к периоду Второй мировой войны. Именно в эти годы Белютин, увлекшийся древнерусской литературой, впервые обнаружил внеэстетическую природу искусства. Позднее он вспоминал, что «чувствовал, что между пыльными синими листами трудов Макария и цветными париками на развороченной сцене в «Лесе» Островского есть прямая связь, что «Танец» Матисса и кубистические построения Пикассо это скорее нравственное выражение понимания человеком жизни, чем художественное». Это наблюдение будущего художника стало отправной точкой в создании интересной теории искусства.

В своих теоретических построениях Белютин исходит из того, что только в искусстве полностью реализуется духовная жизнь человечества. По Белютину, искусство – это чудовищная сила, способная превратить человека как в скота, так и в высоконравственную личность. Потребность в новой теории Белютин объяснял тем, что старые теории искусства считали искусство категорией эстетической, хотя на самом деле это, прежде всего, категория нравственно-морального подсознания человека. Поэтому смотреть на искусство как на созидание в высшей степени наивно, искусство обладает и мощной разрушительной силой, могущей расколоть целое общество.

Отсюда Белютин выводит и главную функцию искусства – познание человеком самого себя. И здесь он вступает в полемику с устоявшимися взглядами теоретиков, считающих искусство полезным из-за его эстетической и информативной составляющих. Но возможность познавать окружающий мир, историю, переживать, чувствовать, думать могут дать современному человеку и другие источники, такие как радио, телевидение, печатные издания, документальное кино и т.д. Да и любая информация в искусстве, как правило, подвергается искажению. Поэтому задача искусства не в изображении, а в воздействии. Белютин подчеркивает ошибочность такого взгляда на искусство.

Такая интерпретация, берущая свое начало в теориях ХVII – XVIII веков, обедняет содержание искусства, отводя ему роль «зеркала» нашей жизни, представляя его лишь одним из видов деятельности, когда по сути оно является формой жизни. Как на форму жизни на искусство как раз смотрит общая теория контактности, признавая за ним право «обращаться к морально-нравственному надсознанию человека, к тем внутренним организующим личность человека и человеческое общество устоям, от которых зависит и то, что мы называем культурой нации или народа, но и существование самого общества и государства».

Теория контактности базируется на том, что обращение человека к искусству обусловлено его потребностью в коммуникативном контакте. С виду этот контакт не соприкасается со сферой эмоций и нравственных идеалов, но при этом оказывает воздействие на них. К тому же при контакте человек не испытывает эстетического удовольствия (подтверждением чему может стать современное искусство) и не познает реальность. Познание замыкается на самом человеке, принадлежащем определенному времени.

В рамках теории контактности Белютин сформулировал несколько основных законов, объясняющих потребность каждого человека (в разной степени) в контакте с искусством. В контакте с искусством нуждаются все люди, только качество этого контакта зависит от множества условий (культурный, интеллектуальный, эмоциональный уровень; факторы внешней среды). Белютин пишет: «Теория контактности исходит из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека». Поэтому даже прорывы в науке Белютин объясняет контактом ученых с искусством, которое и дало им тот творческий заряд. В связи с этим сразу вспоминается Эйнштейн, черпавший вдохновение в романе Достоевского.

Законы общей теории контактности

Закон равновесия эмоционального подсознания. Согласно этому закону «человек обращается к искусству, стремясь обрести благодаря нему равновесие тому напряжению подсознания, которое создается в нем внутренней динамикой современной жизни». Это самый простой, первичный уровень контактности с искусством, который может даже быть заменен (и часто заменяется) различными спортивными зрелищами, дающими сильный эмоциональный всплеск. Однако это всего лишь аналог, и только искусство может дать человеку необходимую эмоциональную разрядку.

Закон доверия интеллектуального подсознания. Закон гласит, что обращение человека к искусству происходит «с целью установления с ним интеллектуального контакта, эмоциональной связи, которая аналогична связи доверия с другим человеком». На этом уровне контакта человеку уже недостаточно «низких» жанров (плакат, шлягер, джаз, хоккей, эстрада, оперетта), ему требуются более высокие, интеллектуальные формы (опера, графика, камерная скульптура).

Закон творческой потенции. По третьему закону искусство является источником творческой энергии, и «человек стремится замкнуть свою творческую потенцию, пусть самую незначительную, с творческой потенцией искусства, поскольку искусство представляет самое яркое проявление творческой потенции человечества». Это качество искусства (реализация творческого потенциала) позволяет говорить о нем, как о двигателе развития всего общества. Пластические средства искусства воздействуют на всю духовную организацию человека, независимо от его культурного уровня.

От законов общей теории контактности Белютин восходит к законам искусства, которые требуют от человека выявления 1) нематериального в сверх-материальном, 2) художественного смысла искусства и природы его языка, 3) средств связи, 4) внутреннего содержания, 5) комплексных средств воздействия на человека.

Формулирование этих законов приводит Белютина к важным выводам. Так, искусство не может существовать вне борьбы материала и идеи, только идейное преображение материала делает его художественно ценным. Искусство должно быть коммуникабельным, способным контактировать именно с современным ему человеком. Произведение искусства не может стать таковым, если не дойдет до сегодняшнего человека. Для каждой эпохи существуют свои изобразительные средства, эволюция искусства напрямую связана с нахождением новых средств для максимального воздействия на сознание современного человека. То есть, нет новаторства самого по себе, оно вторично. Все новые формы изобретаются под новые условия жизни, под нового человека. При этом содержание искусства должно обязательно присутствовать в произведении, быть значимым для всех людей, гуманистичным по своей сути. По Белютину, невозможно раз и навсегда определить специфику того или иного вида искусства, поскольку им свойственно трансформироваться по разным причинам.

Подвести итог рассмотрению теоретических воззрений Элия Белютина на искусство можно словами самого автора теории: «Теория контактности основывается на духовной дисфункции, испытываемой человеком в современном ему мире. Степени этой неудовлетворенности определяют и силу контактности с искусством, и меру потребности в последнем. Контактность в данном случае рассматривается как средство самовозбуждения человека зрелищем или творческим претворением художником окружающей действительности. Подобное самовозбуждение всегда связано с высвобождением творческой духовной эмоциональной потенции человека, которая во все времена угнетается природой, обществом и государством».

Рекомендуем прочесть:

1. Элий Белютин – «Жизнь. Творчество. Теория».

2. В.Кандинский – «О духовном в искусстве».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector