Фестиваль «куклоделов»

Фестиваль «куклоделов»

В Донской публичной библиотеке проходит XII Областной фестиваль куклоделов

За время проведения этого фестиваля, кажется, не было случая, чтобы обошлось без кукол – литературных персонажей. Сегодня их больше обычного.

Ростовская галерея кукол представила целую коллекцию «Мой любимый Гоголь». Николай Васильевич Гоголь – юбиляр 2019 года. Ко дню его рождения выпускники школы авторской куклы, которая открыта при этой галерее, сделали выставку кукол в образе самого Гоголя и его персонажей.

А семейный центр мастерства и творчества «Дар Божий» при ростовском православном приходе Св. Георгия Победоносца демонстрирует на этой выставке большую композицию «Казачья свадьба». Это – коллективный труд. На него мастеров вдохновила описанная в шолоховском «Тихом Доне» свадьба Григория Мелехова и Натальи Коршуновой.

Кстати, про нынешнюю выставку можно сказать, что она и со свадебным уклоном. Ведь кроме «Казачьей свадьбы» есть еще заметные композиции: это «Свадебный поезд» Людмилы Видавской и «Сборы невесты к венцу на Кубани» Ирины Агаевой и Оксаны Синельниковой.


Вепсская кормилка – древний оберег замужних женщин.

Фестиваль «Кукла Дона» – это не только выставка, но еще и мастер-классы, лекции об искусстве создания куклы, творческие встречи с признанными мастерами. На этот раз цикл таких встреч открыла беседа с народным мастером России Ириной Агаевой. Ее «конек» – тряпичная кукла. В течение многих лет Ирина Агаева ездила по разным регионам России, смотрела, как делают таких кукол местные умелицы.

Ирина Агаева живет в кубанской станице Павловской, к ней тоже приезжают по обмену опытом.

Еще одна гостья с Кубани – Елена Алферова – показала на мастер-классе, как плести из талаша – то есть из кукурузных листьев. Это очень модное сегодня искусство. Из талаша умелицы делают самых разных кукол: от казачек до героинь сказок Шарля Перро и диснеевских мультиков.


На выставке представили композицию «Свадьба Григория и Натальи» из романа «Тихий Дон».

Редкая выставка традиционной тряпичной куклы обходится сегодня без вепсских кормилок. Вепсских кормилок называют главными славянскими куклами-берегинями. На фестивале об их секретах рассказала кукольный мастер из Центра развития творчества детей и юношества (Первомайский район Ростова) Валентина Григорьева.

Чтобы кукла стала берегиней, при ее изготовлении нельзя использовать нож или ножницы. Ткань рвется исключительно руками.

Лучше делать куклу-кормилку из лоскутов ткани, которая уже «жила» в доме, была в употреблении. Особенно если с изделиями из этой ткани связано что-то приятное. Ведь есть же наряды, которые в семье считаются счастливыми!

Но если «кормилка» создается для подарка, уходит из дома, тогда может быть предпочтительным изготовление куклы-берегини из новой ткани.

В рамках фестиваля пройдет еще три мастер-класса. 12 ноября здесь научат, как смастерить оригинального Шалтая-болтая. (В этом персонаже из старинного западноевропейского сборника «Сказки Матушки-гусыни», перекочевавшем в историю про Алису в Зазеркалье, должно угадываться яйцо). 21 ноября – раскроют секреты изготовления сувенира «Сорока-белобока», а 27-го – украшений в стиле «русские узоры».

Завершится XII Областной фестиваль «Кукла Дона» 28 ноября. В этот день назовут имена победителей выставки-конкурса по оценке профессионального жюри и по версии зрителей.

В Донской публичной библиотеке проходит XII Областной фестиваль куклоделов

Его центральное событие – это ежегодная выставка-конкурс традиционной и авторской куклы. Хотя у фестиваля статус областного, здесь не бывает строгих географических ограничений. Вот и на этот раз кроме куклоделов из Ростовской области его участниками стали мастера из Краснодарского края, Центральной России (Тверской области) и даже ближнего зарубежья (Узбекистана).

За время проведения этого фестиваля, кажется, не было случая, чтобы обошлось без кукол – литературных персонажей. Сегодня их больше обычного.

Ростовская галерея кукол представила целую коллекцию «Мой любимый Гоголь». Николай Васильевич Гоголь – юбиляр 2019 года. Ко дню его рождения выпускники школы авторской куклы, которая открыта при этой галерее, сделали выставку кукол в образе самого Гоголя и его персонажей.

А семейный центр мастерства и творчества «Дар Божий» при ростовском православном приходе Св. Георгия Победоносца демонстрирует на этой выставке большую композицию «Казачья свадьба». Это – коллективный труд. На него мастеров вдохновила описанная в шолоховском «Тихом Доне» свадьба Григория Мелехова и Натальи Коршуновой.

Кстати, про нынешнюю выставку можно сказать, что она и со свадебным уклоном. Ведь кроме «Казачьей свадьбы» есть еще заметные композиции: это «Свадебный поезд» Людмилы Видавской и «Сборы невесты к венцу на Кубани» Ирины Агаевой и Оксаны Синельниковой.

Вепсская кормилка – древний оберег замужних женщин.

Фестиваль «Кукла Дона» – это не только выставка, но еще и мастер-классы, лекции об искусстве создания куклы, творческие встречи с признанными мастерами. На этот раз цикл таких встреч открыла беседа с народным мастером России Ириной Агаевой. Ее «конек» – тряпичная кукла. В течение многих лет Ирина Агаева ездила по разным регионам России, смотрела, как делают таких кукол местные умелицы.

Ирина Агаева живет в кубанской станице Павловской, к ней тоже приезжают по обмену опытом.

Еще одна гостья с Кубани – Елена Алферова – показала на мастер-классе, как плести из талаша – то есть из кукурузных листьев. Это очень модное сегодня искусство. Из талаша умелицы делают самых разных кукол: от казачек до героинь сказок Шарля Перро и диснеевских мультиков.

На выставке представили композицию «Свадьба Григория и Натальи» из романа «Тихий Дон».

Редкая выставка традиционной тряпичной куклы обходится сегодня без вепсских кормилок. Вепсских кормилок называют главными славянскими куклами-берегинями. На фестивале об их секретах рассказала кукольный мастер из Центра развития творчества детей и юношества (Первомайский район Ростова) Валентина Григорьева.

Чтобы кукла стала берегиней, при ее изготовлении нельзя использовать нож или ножницы. Ткань рвется исключительно руками.

Лучше делать куклу-кормилку из лоскутов ткани, которая уже «жила» в доме, была в употреблении. Особенно если с изделиями из этой ткани связано что-то приятное. Ведь есть же наряды, которые в семье считаются счастливыми!

Читать еще:  Художник из Хайдарабада. Tailor Srinivas

Но если «кормилка» создается для подарка, уходит из дома, тогда может быть предпочтительным изготовление куклы-берегини из новой ткани.

В рамках фестиваля пройдет еще три мастер-класса. 12 ноября здесь научат, как смастерить оригинального Шалтая-болтая. (В этом персонаже из старинного западноевропейского сборника «Сказки Матушки-гусыни», перекочевавшем в историю про Алису в Зазеркалье, должно угадываться яйцо). 21 ноября – раскроют секреты изготовления сувенира «Сорока-белобока», а 27-го – украшений в стиле «русские узоры».

Завершится XII Областной фестиваль «Кукла Дона» 28 ноября. В этот день назовут имена победителей выставки-конкурса по оценке профессионального жюри и по версии зрителей.

Фестиваль «куклоделов»

Самые подходящие выставки для начинающих авторов — это выставки «Дебют» и «Именины куклы», которые проводит Школа Кукольного Дизайна Светланы Воскресенской совместно с Кукольной Галереей Вахтановъ. Подробности по тел. 138-15-24.
Но, возможно, ваш уровень работ вполне соответсвует уровню профессионалов, нужно смотреть куклы. Тогда попробуйте обратиться также к организаторам вот этих выставок:

15-18.IX
Блошиный рынок
Выставка-ярмарка предметов интерьера и быта, винтажной одежды, аксессуаров, старинных и авторских кукол и игрушек.
Выставочный комплекс «T-Modul»
Москва, Тишинская площадь, дом 1.
Журнал «Кукольный Мастер» — информационный спонсор проекта.(info@dollmaster.ru) — пишите на этот мейл

16.IX
Царство снов
Тематическая выставка кукол в рамках ежегодного международного фестиваля кукольных театров.
Государственный Академический Центральный театр кукол им.С.Образцова.
Москва, ул.Садовая-Самотечная, д.3, тел.(095) 299-33-10 Подробности на www.kukly.ru

29. IX–31.Х
Кукольная феерия
Фонд НХП РФ
Москва, Леонтьевский пер, д. 7/1
Понедельник – четверг 10.00–18.00, пятница 10.00–17.00
Тел.: 291–95–63, 291–96-45, 202–73–16 (ф.)

20.X
Велеречие русского языка
Галерея кукол Варвары Скрипкиной
Выставка кукол приурочена к 2-летию галереи
г.Санкт-Петербург, ул.Большая Морская, дом 53/8, тел (812) 314-49-34

24.Х
«Ветер странствий»
Клуб-студия «Кукольная коллекция»
Москва, МДСЦ КЦ «ДОМ» Большой Овчинниковский переулок, 24 стр. 4
Тел.: 507-10-71, 238-00-12, 238-00-73
Ежедневно с 13 до 21 часа

В каком вы городе? А то я вам и Питер на всякий случай написала.

И, конечно же я всех приглашаю попробовать свои силы в Профессиональном конкурсе в рамках Салона кукол в Москве 3-5 ноября.
Конкурс является открытым Международным Конкурсом авторских художественных кукол.
Конкурс проводится ежегодно и является постоянным проектом Международного Салона кукол в Москве.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

1. Золотое сечение
2. Игра воображения
3. Кукла с характером
4. Визит дамы
5. Маленькая элита (кукольная миниатюра)
6. Искусство деталей
7. Крылатые
8. Куклы в стиле фэнтази
9. Кукла в стиле бэби
10. Fashion Doll
11. Специальная тема Конкурса: «Великим Мастерам посвящается… Сошедшие с полотен».
Специальная номинация «Стоп-стандарт».
Описание номинаций:
1. Золотое сечение – кукла, выполненная по академическим художественным канонам и в соответствии с законами красоты в скульптуре, живописи и дизайне. Гармоничное соотношение всех составляющих кукольного образа
2. Игра воображения — куклы, чей образ полностью продиктован фантазией и вымыслом автора и далек от реальных и классических кукольных персонажей.
3. Кукла с характером – кукла, передающая тончайшие нюансы человеческих эмоций посредством выразительной мимики, экспрессивной позы, элементов гротеска или иных художественных средств.
4. Визит дамы – кукла, как явление. Кукла, обладающая необыкновенно притягательной энергетикой, или кукла, отличающаяся величественностью и красотой, максимально подчеркивающая женственность образа и силу женского начала в природе.
5.Маленькая элита – миниатюрные куклы и домики для миниатюрных кукол. Размер кукол – не больше 12 см.
6. Искусство деталей – кукла, в которой особым образом придуманные и проработанные детали имеют решающее значение в подаче образа.
7. Крылатые — тематическая номинация

8. Кукла в стиле фэнтази – тематическая номинация (эльфы, тролли, гномы и т.п.)
9. Кукла в стиле бэби – куклы-младенцы, куклы, копирующие пропорции, позы и лица грудных детей с максимальной реалистичностью.
10. Fashion Doll – кукла, в образе которой главенствующую роль играет ее наряд, особый дизайн платья и аксессуаров в традициях той или иной эпохи и моды.
11. Специальная тема Конкурса: «Великим Мастерам посвящается. Сошедшие с полотен». Кукла, на создание которой художника вдохновили произведения великих живописцев. Возможно, «Шоколадница» Лиотара, «Купчиха» Кустодиева, «Всадница» Брюллова или персонажи картин Брейгеля и Дали станут прообразами кукол, заявленных в данную номинацию.

Диана Эффнер покинула этот мир

Очень незаметно 14 октября 2020 года из жизни ушла кукольный мастер Диана Эффнер. Среди любителей кукол она знаменитость, для многих, наверное, это не так, но я уверена, что вы встречали фото её удивительных куколок.

Всего несколько фото, чтобы вы узнали её авторский стиль. Куклы ручной работы, удивительно нежные и добрые. Как и сама Диана.

Эта удивительная женщина останется в этом мире в своих куклах. Ушла легенда.

Нереально крутые работы! Спасибо, что познакомили. Жаль, что по такому поводу.

К несчастью, так бывает.

А ещё будет смотреть на мир кукольными глазами, которые она делала такими живыми и красивыми.

Недавно наткнулся на пост годичной давности.

В этом посте кукольник здорового человека, а в том — курильщика

Это концовка одного из стареньких ужастиков. Там еще три мужика в камере сидели, и один из них нашел книгу желаний. Ах да, еще там один из них насиловал другого периодически.

Печально 🙁 работы у нее очень красивые!

Легенда.. первый раз слышу и думаю последний

Зато про Шурыгину все знают ( мне хотелось написать хоть пару строчек, потому что я её большая фанатка, очень мечтала о кукле её авторства, но кусачая цена и длинная очередь не давали, сделала предзаказ на руби рэд — дизайн Эффнер, но штамповка, этакий компромисс ) но скажем так: среди увлечённых куклами людей она легендарный мастер. Думаю стоит с уважением отнестись к человеку ) может быть даже запомнить её имя

Читать еще:  Фигуративные картины маслом. Bronwyn Hill

Она уже при жизни легендой стала ) и не только в кукольных кругах, так скажем. Помните момент в фильме «Дьявол носит Прада», когда Миранда обьясняет героине Хэттуэй почему на ней кофточка именно такого оттенка голубого, хотя она её купила на распродаже и не думала о моде? Тут примерно то же: Эффнер привнесла свой авторский стиль в мир, её копировали, даже фабрика с ней сделала коллаборацию, китайцы даже копировали) короче, есть вероятность, что покупая ноу-нейм куклу за 300 рублей в пятерочке, вы заметите отдаленное сходство с дизайном Дианы.

Всего-то вам надо было написать, что она легенда среди тех, кто увлекается куклами.

Люди — идиоты, которые бесятся с жиру и сходя с ума от скуки ищут повод докопаться. Стадо придурков докопалось к некрологу из-за слова «легенда»!

в будущем легендарный в своих кругах, но далеко не легенда Чиво блять?

да мне насрать. Ты — блять, понимаешь, что доёбываешься до одного слова в некрологе?

Грубовато, но действительно уже хочется сказать им всем

Пиши некрологи. Себе можешь написать. Чтобы никто не написал что-то «некорректное», например, что ты не отличаешь хуй от пальца

Почему же? Если он нереально хорош в чем-то и он мастер своего дела, то я хочу знать о нем!

Да что с тобой не так? Сравниваешь фигню с созданием куклы и её образа с нуля. Просто пиздец, какая каша в твоей голове. это вообще как сравнивать? Я не хочу объяснять даже что-то кому-то настолько глупому.

Просто выйди из поста. Посмотри, там сисястый косплей в лучшее подвезли, хотя ты наверно и там начнёшь упорото приставать, что сиськи маслом мажут не так и маску на пизде не носят.

Я смотрю аниме тоже и не уважаю сисько-косплей, поэтому послала тебя смотреть его, подразумевая другое ))) может тогда оценишь вот таких коллекционных кукол? Очень нравятся )

Потому что её стиль копировали все кому не лень, испанцы пригласили её для разработки молдов, потому что она знаменитость ) её кукол любят вписывать в интерьеры и снимать для открыток.

А что там за «её стиль»? Как его увидеть в других куклах?

Ну вот вы кукол фабрики Весна ни с чем не спутаете и тут так же 😀 даже сейчас есть кукла-коллаборация испанцев и весны Арина, но при изготовлении в Испании, а не в Кирове и из очень качественного винила, её лицо все равно очень узнаваемо, хотя и щечки поменьше и носик поровнее, но стиль Кировской фабрики остался.

Ну вот вы кукол фабрики Весна ни с чем не спутаете и тут так же 😀 Никогда не видел %)

Впервые слышу о ней, жаль, что услышал только в некрологе. Куклы офигенные, особенно третья.

Легенда дело такое.

Был вот такой инженер Роберт Видлар, вот он легенда из легенд в области аналоговой микроэлектроники. Его наработки используются до сих в очень больших объемах. Он по сити создал целую отрасль. Кое какие микросхемы, разработанные им выпускаются до сих пор, и парочка их найдется в каждом доме.

А кто про него знает?

Ну так поэтому и надо рассказывать, это же здорово )

Думаю очень скоро её куклы перейдут в разряд коллекционных. Среди людей любящих куклы, естественно. Куклы очень недурны- я бы дочке купил бы такую

Они уже коллекционные ) ценник кусачий, чтобы покупать ребёнку. Мне вот аналог — руби рэд, которую делают на фабрике с дизайном Дианы Эффнер, и то было бы жаль давать поиграть ребёнку. На неё ценник в среднем 8-10 тыс. рублей. Да что уж, я и своих обожаемых паолок прячу пока от детей, изредка разрешая потискать их детям, хотя они 2-4 тысячи стоят и позиционируются как игровые. Первое фото руби рэд, я себе брюнетку заказала, второе фото паола Рейна куколки, если тема интересна, могу и побольше рассказать ))) сейчас кстати в сомнениях брать ли ещё одну паолку за 4 тыс., учитывая, что кукла с таким молдом (лицом) у меня уже есть, но мне нравится аутфит и прическа новой версии )

Паолочки красивые, но их обожают ещё из-за бархатистого винила с ароматом ванили. Стоит один раз взять в руки и отпускать не хочется )

Это же, как я понимаю, коллекционные куклы? В плане не для игры? Они стоят на полке и радуют глаз, а детям их не дают, так?

Паола Рейна позиционируются как игровые. То есть для игр. Они очень удобны в играх: тело приятное, волосы не путаются, одевать удобно, заплетать тоже. Но их реально любят коллекционеры и ооакеры, делающие из них произведение искусства )

Хорошую куклу видно сразу

Получались куклы разными — милыми, забавными, смешными, красивыми, яркими, нарядными. Но самое главное — каждая была неповторима, придумана и создана в единственном экземпляре.

Кукла за час

Создатели игрушечных человечков собрались на открытый межрегиональный конкурс-выставку мастеров народной тряпичной куклы «Куклодельница». Конкурсу всего три года, но число его поклонников постоянно растет вместе с их мастерством, а куклы становятся все изысканнее. По словам организаторов, в нынешнем году в Чайковский приехали гости не только со всего Прикамья, но и из соседней Удмуртии, а также Башкирии и Татарстана.

— «Куклодельница» стала уже узнаваемой и востребованной, — говорит руководитель Центра ремесел Чайковского районного центра развития культуры Татьяна Юрьева. — Все знают, что в январе мероприятие обязательно состоится, и готовятся заранее.

Без подготовки и продуманного плана участникам пришлось бы непросто. По условиям состязания одно творческое задание они должны выполнить дома — авторскую композицию, объединенную единым сюжетом, или три-пять отдельных работ в конкретной технике. Второй этап — блицконкурс — проходит уже на выставке. За несколько часов мастер должен изготовить тематическую куклу. Тема меняется ежегодно и до срока держится в секрете.

Читать еще:  Эмоциональные поэты. Zhao Yanan и Zheng Qiaosi

— За сутки до начала конкурса мы объявляем тему, и участники начинают думать, какую сделать куклу и что понадобится для воплощения идеи, — говорит Татьяна Юрьева. — Они могут подобрать ткань, определиться с конструкцией и основой игрушки, ее художественным образом. А уже здесь начинают воплощать свой замысел.

Готовые работы оценивает жюри, причем по результатам двух конкурсов баллы суммируют. Голосование проходит вслепую, и всякое субъективное отношение, таким образом, исключается.

Любовь и все.

Темой нынешнего года стала любовь — чувство, которое объединяет все, а значит, полет фантазии кукольников практически ничем не ограничен. Главная движущая сила кукольного творчества она же. Без любви, считают мастера, невозможно создать ни одну игрушку. А если и возможно, то она не станет живой и притягательной.

— У каждой куклы своя душа, — говорит председатель жюри Татьяна Антонова. — Вначале это просто кусок ткани, но в определенный момент начинаешь понимать, что ты ее уже любишь. Потому бывает очень непросто с куклой расстаться. Если выполняю заказ, то сразу стараюсь дистанцироваться от куклы, чтобы не привязаться к ней, ведь она предназначена для другого человека.

По словам Татьяны Антоновой, все куклодельницы — особенные. Они никогда не подойдут к кукле в плохом настроении. Они мягче, чем те, кто не занимается этим видом творчества. А есть мнение, что и здоровее — подобные занятия улучшают мелкую моторику, влияют на работу мозга, а он, как известно, отвечает за здоровье тела. Уже доказано, что в процессе рукоделия меняется гормональный фон организма. Именно поэтому среди создателей кукол так много женщин, что называется, в возрасте.

— Бисероплетение, вышивка, вязание — все это способствует выработке эндорфина, пробуждающего чувство удовлетворения, — поясняет Татьяна Антонова. — Уже только это способно излечить массу болячек. Тряпичные куклы — главные детские игрушки с незапамятных времен, их создатели связаны с детьми традициями их обучения и передачи опыта на протяжении многих веков. А когда заглядываешь в вечность, то и на собственную жизнь смотришь гораздо оптимистичнее.

Кто эти люди?

Шитье кукол можно освоить в любом возрасте. Тут не требуется ни особого дара, ни дополнительного образования, ни каких-то специальных условий или приспособлений. Лоскутки ткани, обрывки шерсти, нитки, веревочки, палочки, кусочки тесьмы и кружев — в общем, все то, что большинство из нас назовут мусором. Но когда из такого ничего не стоящего материала вдруг возникает удивительно притягательная игрушечная личность, остается только руками развести. Чудо ведь.

Надо заметить, что фантазия, рождение идеи, выбор художественной техники и скорость создания маленьких шедевров не зависят от возраста мастера. А вот опыт, он — да, сын ошибок трудных.

Профессия мастеров-куклоделов тоже особой роли не играет. В клубе около 25 постоянных участников. Среди них не только художники, но и врачи, учителя, школьники, пенсионеры. Есть даже директор магазина. Важна общая образованность. Нужно знать историю культуры, обычаи и традиции своего народа. Кому из сегодняшних продвинутых современников известно, что еще до начала XX века в русских селах для встречи дня весны детям из подручного материала делали птичек-жаворонков? А в удмуртских деревнях особыми игрушками отмечали день первого снега. Взрослые из старых лоскутков и ниток на скорую руку создавали куколок — их ребенок должен был обязательно прокатить на санках по свежевыпавшему снегу.

Кукольник, знающий, как и почему появился такой обычай, сделает совсем другую куклу, чем тот, кто об этом не задумывается. Другую по энергетике, наполненности и тому, что называется «душа».

Главное — вовремя переглядеть

Удивительно, но среди тех, кто играет в куколки, есть и мужчины. Их мало. Да что там мало — в конкурсе участвовал только один. Это Александр Королёв — директор Дома народного творчества Сарапульского района Удмуртии. Куклами увлекся не так давно, лет 13 назад. Очень помогла ему мастерица из соседнего села, которая позже стала и наставницей. По словам Александра, ему повезло — увидел ее работы, переглядел и тоже начал творить.

«Переглядеть» — именно этим словом обозначил Александр Королёв процесс своего обучения. Теперь на подобных конкурсах «переглядывает» уже у других. И здесь нет ничего зазорного, для того и встречаются. Надо же повышать уровень. Поделиться опытом, взять на вооружение что-нибудь полезное — одна из главных целей мероприятия. Творчество ведь только тогда живо, когда развивается.

Даже Татьяна Антонова, единственная в Прикамье обладательница почетного звания «Народный мастер России», по собственному признанию, увидела у нескольких мастериц кое-что новенькое и намерена непременно воплотить это в жизнь. Если не сама, то с помощью своих учеников.

Из старого конфетки не получится

Татьяна Антонова похвалила одну из работ Александра Королёва — забавную козочку, выполненную в сложной технике, с головой и рогами из папье-маше.

— Хорошую куклу видно сразу, к ней тянется рука, — говорит она. — Красота заложена в ней изначально. Если соблюдены пропорции, все сбалансировано по цвету, фактуре, тогда она притягивает, магнитит. Рукодельницам все же надо учиться. И непременно у настоящих мастеров. Если же кукла сделана наспех, то она и выглядит, поверьте, не очень убедительно.

Подобрать нужное сырье непросто. Большинство опытных кукольников не используют бывшие в употреблении ткани, а покупают для нарядов своих будущих красавиц новые. Конечно, продавцы без большого восторга отрезают таким покупателям по 30-50 сантиметров. Но для некоторых кукол и этого много.

Поэтому все мастера были рады комплектам цветных лоскутков и купонам на скидку в магазин швейной техники — их партнеры конкурса дарят каждому участнику независимо от его результата.

А все остальное зависит уже от полета мысли, мастерства и сноровки народных умельцев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector