Фотограф, художник и дизайнер. Emilie Mori

Фотограф, художник и дизайнер. Emilie Mori

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • APXИB (270)
  • АСТРОЛОГИЯ (419)
  • АРОМАТЫ И ПАРФЮМ (23)
  • АРТ-КАТАЛОГИ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (756)
  • АРХИТЕКТУРА (463)
  • АУДИО И РАДИО:КНИГИ И СПЕКТАКЛИ (68)
  • АФОРИЗМЫ И МУДРИНКИ (378)
  • БЛОГГЕРУ О Л.И.Р.У (1075)
  • Всё для блога (781)
  • Схемы оформления (126)
  • Рамочки (125)
  • Разделители,стрелки,смайлы (112)
  • ВРАЧЕБНЫЕ БАЙКИ (450)
  • ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (152)
  • ГРАФИКА (1672)
  • ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА (21378)
  • ДО-И-ШКОЛЬНОЕ (3741)
  • ЖИВОПИСЬ,ИЛЛЮСТРАЦИИ, АРТ (17867)
  • ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО (5913)
  • ИЗРАИЛЬ (4767)
  • моя маленькая страна (4408)
  • израильские фотографы (1159)
  • русские израильтяне (1054)
  • израильские художники (513)
  • еврейская кухня (252)
  • израильские изобретения (103)
  • Байки из Цахала (101)
  • ИСТОРИЯ ИСКУССТВА (2817)
  • ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА (48)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (14721)
  • КОСИЧКИ ДЛЯ ЛАРИСКИ (34)
  • КУМИРЫ — ЖЗЛ (464)
  • КРАСОТА ПРИРОДЫ (1284)
  • КНИЖНОЕ (1226)
  • КРУЖАТСЯ ДИСКИ (666)
  • КАРИКАТУРА И ШАРЖ (537)
  • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (163)
  • КУКЛЫ и ИГРУШКИ (276)
  • МАМИНА КНИГА (38)
  • НА СТРУНАХ НЕЖНОСТИ (12770)
  • ПАРОДИИ (64)
  • ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ (20387)
  • ПОЭЗИЯ (9348)
  • ПРОЗА (2336)
  • ПСИХОЛОГИЯ (3334)
  • ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ (2911)
  • ПЕТEРБУРГ, ЛЕНИНГРАД,ПЕТРОГРАД (1417)
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ- КОЛДУЕМ НА КУХНЕ (285)
  • РАЗНОЕ (48)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (442)
  • СКУЛЬПТУРЫ (502)
  • ТАНЕЦ (665)
  • ТЕСТЫ , ГОРОСКОПЫ, ГАДАНИЯ (517)
  • ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА (377)
  • СКАЗОЧНОЕ (1571)
  • Сказки (1291)
  • Музыкальное волшебство (143)
  • Сказки от Эльфики (130)
  • ФЭНТЕЗИ, СЮР от художников и фотографов (2404)
  • ФИЛЬМОТЕКА (377)
  • ФОТО И ФОТОГРАФ (3582)
  • ХОЗЯЮШКАМ НА ЗАМЕТКУ: МАЛЕНьКИЕ ХИТРОСТИ (89)
  • ШТУЧКИ И ОДЕССКOЕ (645)
  • ЭРОТИКА,НЮ (1404)
  • ЭРМИТАЖНО-МУЗЕЙНОЕ (264)
  • ЮМОР (2228)
  • ЯПОНИЯ (527)
  • Я ИВРИТ УЧУ НЕ ПО УЧЕБНИКАМ (247)
  • Я ЛЮБЛЮ КВН (16)
  • ЯЗЫКОМ КРАСОК ( художники) (17352)
  • aмериканские художники (2750)
  • aнглийские художники (1155)
  • aвстралийские художники (251)
  • aвстрийские художники (211)
  • aргентинские художники (60)
  • aзербайджанские (21)
  • албанские художники (23)
  • aрмянские художники (96)
  • белорусские художники (510)
  • болгарские художники (214)
  • бельгийские художники (215)
  • бразильские художники (96)
  • венгерские художники (143)
  • вьетнамские художники (60)
  • венесуэльскиe художники (12)
  • грузинские художники (127)
  • голландские художники (116)
  • греческие художники (86)
  • датские художники (85)
  • испанские художники (399)
  • иранские , иракские , пакистанские художники (79)
  • индийские художники (72)
  • ирландские художники (40)
  • индонезийские художники (16)
  • итальянские художники (523)
  • канадские художники (469)
  • китайские художники (396)
  • корейские художники (195)
  • кубинские художники (27)
  • кенийские художники (8)
  • латвийские художники (66)
  • литовские художники (171)
  • мексиканские художники (74)
  • малайзийские художники (36)
  • молдавские художники (120)
  • монгольскиe, мозамбикские художники (9)
  • немецкие художники (379)
  • норвежские художники (67)
  • новозеландские художники (15)
  • нидерландские художники (87)
  • oсетинские художники (10)
  • польские художники (590)
  • перуанские художники (53)
  • португальские художники (26)
  • pоссийские художники (4812)
  • pусские художники (401)
  • pумынские художники (105)
  • cингапурские художники (31)
  • сирийские художники (8)
  • турецкие художники (93)
  • тайваньские/ тайландские / тайские художники (93)
  • украинские художники (1149)
  • узбекские художники (45)
  • французские художники (1119)
  • финские художники (99)
  • филиппинские художники (35)
  • художники Казахстана, Киргизии, Татарстана (84)
  • чешские / словенские художники (114)
  • чилийские художники (45)
  • шведские художники (112)
  • швейцарcкиe художники (62)
  • югославские, македонские ,cербские, хорватские (81)
  • эстонские художники (58)
  • южноафриканские художники (56)
  • японские художники (391)

Цитатник

Разделители осенние 200 штукАф ) Фотографии в альбоме «Разделители осенние» MANGIANA на Яндекс.Фо.

Художник-иллюстратор Кирдий Виктория Эрнестовна. Все иллюстрации здесь Радуга К солнцу Ангел.

Турецкая художница-акварелистка Рукие Гарип (Rukiye Garip). Все акварели здесь .

«В доме старинном думай в невинном глубоком сне о лете, весне…» Искусство и ремесло Уильяма Морриса

William Morris (1834 – 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

Джордж Фредерик Уоттс “Поэт Уильям Моррис”

Много лет своей жизни Моррис отдал на возрождение традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства, и сам освоил множество ремесел. Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней.

Известно, что при вступлении в социал-демократическую федерацию Англии, в графе «профессия» Уильям Моррис написал «дизайнер» — впервые в данном контексте. Он также стал основателем британского Общества защиты древних зданий (SPAB). В 1890 году Моррис открыл типографию «Келмскотт-Пресс», в которой издавал малотиражные книги с дизайнерскими переплетами и страницами, украшенными виньетками и рисунками по подобию старинных манускриптов.

Страница сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год

Страница из “Рубаи” Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе.

Интерьеры комнаты Морриса в музее Виктории и Альберта, Лондон

Уильяма Морриса вдохновляли ремесленные традиции средневековых мастеров, ведь каждая вещь, сделанная руками, уникальна и неповторима, в отличие от фабричных изделий. Поэтому он основал “Движение искусств и ремёсел” – группу художников-единомышленников, убеждённых, что эстетически продуманная среда обитания может способствовать совершенствованию человека. Первым проектом группы стал «Красный дом» — особняк Морриса, спроектированный им в соответствии с собственными нормами вкуса.

«Красный дом» в Бекслихит, Англия (1859-1860 гг.), архитектор Филипп Уэбб.

Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.

По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома. В украшении интерьеров принимали участие сам У. Моррис, его супруга, а также ведущие мастера «Братства прерафаэлитов»: Д.Г. Росетти, Э. Бёрн-Джонс, Э. Сиддал.

Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.

Кресло, обитое шерстяной тканью Bird, около 1870 года

Читать еще:  Художник-самоучка. John Malec

Бюро по дизайну Филиппа Уэбба, расписанное Уильямом Моррисом сценами из жития святого Георгия, 1861–1862

Первым узором для обоев, разработанным Моррисом в 1862 году, стал дизайн «Daisy» («Маргаритки»), а первым знаменитым — «Trellis» («Решетки»).

К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.

Гобелен «Флора богиня цветов»

Цветы и птицы. Дизайн ковра

Гобелен «Дятел» (фрагмент)

«Розовое дерево в венке»

Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.

Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор — его летней резиденции в графстве ­Оксфордшир

Ширма «Кэлмскотт Мэнор», вышитая Мэй Моррис

Желая реализовать свои устремления по облагораживанию быта простых людей, Моррис выпустил знаменитые «сассекские» стулья, созданные в традиции английских сельских домов XVIII века. Они стоили совсем недорого, поэтому были невероятно популярны, в народе их даже прозвали «мебель добрых горожан». Тем не менее большинство изделий компании «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» так никогда и не вошли в дома массовых потребителей. «Сассекские» стулья с плетеными сиденьями были просты, функциональны, а главное – недороги.

Творчество Уильяма Морриса и его соратников открыло новую страницу в истории интерьера. Излишняя помпезность в буржуазных домах уступила место простоте и удобству, а обезличенные фабричные изделия – вещам ручной выделки из натуральных материалов. Эстетические принципы, предложенные Моррисом, легли в основу последнего большого стиля — стиля модерн, а подходы художника к оформлению интерьеров до сих пор используются дизайнерами по всему миру.

Компания «The Morris & Co» существует по сей день и занимается выпуском обивки, текстиля и обоев по эскизам художника. Правда, технологии давно поменялись, о чем нас предупреждает производитель на официальном сайте. Творчество У. Морриса живо до сих пор, в отличие от его принципов.

Вклад Уильяма Морриса и его соратников в развитие декоративно-прикладного искусства невозможно переоценить. И в наши дни эскизы художников используются в производстве текстиля и предметов интерьера. Знакомые узоры встречаются на обоях, обивке мебели, даже одежде.

Уильям Моррис – первый дизайнер

Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована. Специалисты этой области заботятся о том, чтобы наши телефоны, машины, мебель и бытовые предметы были не только функциональны, но и эстетически приятны. Все потому, что человеку свойственна тяга к прекрасному, нехватка которого в быту особенно ощущается с начала «эпохи конвейера». Наполнить повседневность красотой и вернуть ощущение гармонии с природой, от которой люди так отдалились, стремился английский художник-прерафаэлит XIX века Уильям Моррис – первый дизайнер в истории.

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе. В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов, к которым Уильям себя, безусловно, относил, хотя единственная написанная им картина была раскритикована лидером братства Данте Габриелем Россетти.


Картина У. Морриса «Королева Гвиневра» («Прекрасная Изольда»), 1858 г. Моделью для создания образа «прекрасной дамы» из средневековой куртуазной литературы стала супруга художника и муза прерафаэлитов Джейн Бёрден.

Уильяма Морриса вдохновляли ремесленные традиции средневековых мастеров, ведь каждая вещь, сделанная руками, уникальна и неповторима, в отличие от фабричных изделий. Поэтому он основал “Движение искусств и ремёсел” – группу художников-единомышленников, убеждённых, что эстетически продуманная среда обитания может способствовать совершенствованию человека. Первым проектом группы стал «Красный дом» — особняк Морриса, спроектированный им в соответствии с собственными нормами вкуса.


«Красный дом» в Бекслихит, Англия (1859-1860 гг.), архитектор Филипп Уэбб. Дом получил свое название из-за цвета неоштукатуренного кирпича. На фото – двор с колодцем. Главного фасада как такового у постройки не было, план ассиметрично развивался во все стороны, что было новаторством для Викторианской эпохи.

По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома.


Гостиная «Красного дома». В украшении интерьеров принимали участие сам У. Моррис, его супруга, а также ведущие мастера «Братства прерафаэлитов»: Д.Г. Росетти, Э. Бёрн-Джонс, Э. Сиддал.

Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.


«Решётки» — первые обои, созданные в 1862 г. по рисунку У. Морриса. По признанию автора, эскизы были срисованы с розового куста его собственного сада.


Фрагмент гобелена «Дятел» по дизайну Уильяма Морриса, 1885 г.


«Келмскоттский Чосер» (1896 г.). Задачей издательства У. Морриса «Келмскотт-пресс» стало возрождение традиций средневекового книгопечатания и оформления фолиантов. Для издания «Сочинений» Джеффри Чосера Моррис разработал уникальный шрифт и орнаменты, а иллюстрации создал Бёрн-Джонс.

К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.


У. Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.

Желая реализовать свои устремления по облагораживанию быта простых людей, Моррис выпустил знаменитые «сассекские» стулья, созданные в традиции английских сельских домов XVIII века. Они стоили совсем недорого, поэтому были невероятно популярны, в народе их даже прозвали «мебель добрых горожан». Тем не менее большинство изделий компании «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» так никогда и не вошли в дома массовых потребителей.

Читать еще:  Французский художник. Raymond Poulet


«Сассекские» стулья с плетеными сиденьями были просты, функциональны, а главное – недороги.

Творчество Уильяма Морриса и его соратников открыло новую страницу в истории интерьера. Излишняя помпезность в буржуазных домах уступила место простоте и удобству, а обезличенные фабричные изделия – вещам ручной выделки из натуральных материалов. Эстетические принципы, предложенные Моррисом, легли в основу последнего большого стиля — стиля модерн, а подходы художника к оформлению интерьеров до сих пор используются дизайнерами по всему миру.


Компания «The Morris & Co» существует по сей день и занимается выпуском обивки, текстиля и обоев по эскизам художника. Правда, технологии давно поменялись, о чем нас предупреждает производитель на официальном сайте. Творчество У. Морриса живо до сих пор, в отличие от его принципов.

Вклад Уильяма Морриса и его соратников в развитие декоративно-прикладного искусства невозможно переоценить. И в наши дни эскизы художников используются в производстве текстиля и предметов интерьера. Знакомые узоры встречаются на обоях, обивке мебели, даже одежде! А разработка идей «Движения искусств и ремёсел» в XX веке привела к появлению нового направления по эстетизации массовых товаров фабричного производства, которое получило название “промышленный дизайн”.

Оригинальные эскизы У. Морриса были предоставлены компанией «The Morris & Co» для создания принтов осенней коллекции H&M 2018 года.

Автор: Анастасия Воскресенская

Как художница из России стала дизайнером Hermes

Евгения Миро (Мирошниченко) в 1998 году с отличием окончила Санкт-Петербургскую академию художеств. Сотрудничает с Hermes, Pierre Frey, Emaux de Longwy, Haviland, Serdaneli, Beauville.

— Как вы начали сотрудничать с Hermès, как там про вас узнали?

— Моя первая встреча с представителями Дома Hermès произошла в Англии. Закончив обучение в Санкт-Петербурге, я уехала в Лондон на свою первую выставку. Один из друзей, музыкант, увидел мои работы и сказал: «Женя, ты просто клад, пойдем!». Мы пошли на Бонд-стрит и просто заходили в разные бутики и показывали мои работы. В бутике Mikimoto случайно оказался сам вице-президент компании, который сразу оценил мои эскизы для платков и сделал заказ. А вот в бюро Hermès меня попросили оставить работы и вернули их только через несколько дней, но уже вместе с рекомендательным письмом в парижский офис.

— И вы сразу помчались в Париж?

— Разрешение на первую встречу с главой Дома Hermès в те годы Пьер-Алексисом Дюма я получила в московском бюро от французов и мне дали задание — «нарисовать Россию в квадрате 25 на 25». Я, конечно, подозревала, что эскизы нужны для платка, но никаких дополнительных требований больше не получила. Мне дали полную свободу действий.

Вообще, это особенность работы с ведущими европейскими брендами – получить полную свободу и лишних вопросов не задавать. Считается, что сам факт обращения к художнику – уже очень почетно, далее художник должен сам все решить и придумать.

На встречу с Пьер-Алексисом я привезла много своих работ, она длилась три часа. А затем были встречи с главой каждого из департаментов – департамента платков, браслетов и фарфора. Мои работы понравились, и в итоге я получила задания на 15 различных дизайнов для трех этих департаментов.

— Таким образом, сразу на первой же встрече с вами заключили контракт?

— Нет, нет. Речь о заключении контракта с Домом Hermès зашла лишь через полгода, после того, как я уже сдала все рисунки. Hermès покупает у художников уже готовый дизайн, над которым приходится работать от трех до шести месяцев. Когда ты начинаешь работать над дизайном, у тебя еще нет никаких гарантий, что рисунок примут и купят.

— Когда же обсуждается финансовая сторона вопроса?

— Многие нюансы при создании дизайна узнаешь по ходу работы. И в ведущих брендах не считается элегантным изначально обсуждать финансовую сторону вопроса. Всегда присутствует уважение к работе другого человека, поэтому и финансовый вопрос также решается в свое время.

— В Hermès приняли ваши 15 рисунков?

— Да, в декабре 2004 года в парижском офисе я подписала контракты сразу же на 15 дизайнов. В тот день я провела в стенах Hermès в общей сложности несколько часов. А сразу после подписания контрактов попросили еще дополнить на платке дизайн и написать там свою фамилию.

— Мирошниченко? Но вы ведь работаете под именем Евгения Миро.

— Так получилось, что на первом платке для Hermès я поставила свою полную фамилию, и теперь мои работы для Hermès подписываются только как Evgenia Miroshnichenko. А для других брендов я подписываю работы сокращенно — Evgenia Miro. Но в Доме Hermès вообще не принято афишировать имена художников.

— Каковы условия контракта художника с Hermes, насколько он долгосрочный?

— У Hermès есть эксклюзивные художники и те, с которыми дом заключает контракт на конкретный дизайн, как со мной. С момента подписания контракта, все авторские права на рисунки переходят Hermès и это уже собственность бренда, а не художника. Бывает и так, что дом покупает дизайн, но не пускает его в производство. Также в контракте прописаны штрафные санкции. Но я не могу раскрывать все финансовые подробности своих контрактов.

— Ваш гонорар разовый или вы получаете роялти с продаж?

— Каждый бренд решает этот вопрос по-своему. Во Франции существуют три основные формы работы с художниками. У тебя могут просто купить дизайн, заплатив определенную сумму и все. Либо, как в Hermès, тебе платят за дизайн, а потом еще выплачивают роялти (проценты). И есть еще третья форма, которую особенно любят компании по производству фарфора — роялти. Третий вариант мне не нравится. Именно из-за него у меня случилось разногласие с компанией Haviland (французский знаменитый производитель лиможского фарфора, Forbes). Почти год мы вели переговоры по условиям контракта.

Читать еще:  Сочетание тела, ткани, света и воды. Angie Sinclair

— Чем в итоге закончились переговоры с Haviland?

— Через год «милого общения» мой адвокат смог договориться. И президент компании даже разрешил подписывать посуду моим именем, так для меня они сделали исключение.

— Получается, что без хорошего адвоката современному художнику сложно зарабатывать деньги?

— У меня появился адвокат с того момента, когда один французский бренд, подписав со мной контракт прислал чек на другую сумму вместо предполагаемой. Там были так ловко прописаны условия, но не указаны конкретные цифры. Во французском языке при составлении контракта некоторые слова можно воспринимать по-разному с юридической точки зрения. Это еще один из нюансов социальной жизни во Франции. Теперь моими делами в Париже занимается юрист

— Вы можете работать параллельно с различными брендами или только после одного заказа переключаетесь на следующий?

— Первые два-три года я работала сразу с шестью компаниями, и, что интересно, все они, зная, что я — русский художник, давали мне тему русского фольклора. Я даже поначалу расстраивалась, я ведь и другие темы рисовать могу. Но потом я увидела, какой большой интерес к русской культуре в мире. А еще поняла, что, несмотря на этот интерес, по-настоящему русского стиля в мировом дизайне нет. И я очень хочу его создать, потому что очень люблю русскую культуру.

— А в России у вас есть свои проекты?

— У меня много задумок и идей. Например, я очень хочу поработать с родовыми сервизами, коснуться темы истории конкретного рода и его культурного наследия. Сделать так, чтобы в доме находились произведения искусств, в которых отображается история семьи. Но для этого нужны интересные заказы, ведь это работа будет эксклюзивной. В России в прошлые столетия всегда трепетно относились к аксессуарам своего рода и передавали это наследие из поколения в поколение. И мне очень хочется возродить эту культуру и создавать эксклюзивный дизайн для России.

Благодарим ресторан «Облака» за помощь в организации съемки.

Как Уильям Моррис стал одним из первых дизайнеров в мире?

Он перенес красоту с картин на обои и подушки.

Искусство – для богатых и знаменитых. Веками художники писали портреты вельмож и аристократов, а если повезет – получали государственные заказы, расписывая церкви, суды, дворцы и общественные палаты. Простые люди, лишенные статуса и состояния, существовали вне этой замкнутой системы и тратили сбережения на то, чтобы выжить. Эту установку разрушил англичанин Уильям Моррис, который в середине XIX века заразил мир одержимостью красотой и изобрел дизайн.

Уильям Моррис родился в богатой семье и с детства понимал, что ему никогда не придется заботиться о заработке. Как и другие представители английской золотой молодежи, он поступил в Оксфорд и стал изучать историю и культуру Средних веков. Что может быть отдаленнее от реальной жизни? Но идеи, впитанные из рыцарских романов, витражей и средневековых гобеленов, сложились у Морриса в особый пазл. Он придумал, как сделать так, чтобы искусство вырвалось из элитарного круга и вошло в дом каждого британца.

Для этого в 27 лет Моррис открыл компанию по производству декоративного текстиля и привлек к работе своих друзей, художников-прерафаэлитов, которые разделяли любовь Морриса к средневековым легендам и библейским сюжетам. Их пилотным проектом стал «Красный дом» в юго-восточном Лондоне. Моррис, переехавший сюда вместе с женой, пригласил художников оформить интерьер особняка и заодно поселиться в нем. Так «Красный дом» стал одной из первых творческих общин, в которой художники придумывали и отрисовывали орнаменты, вдохновленные Средними веками.

Духом Средневековья веяло не только от визуальных мотивов в его эскизах, но и от отношения к технологиям. Моррис не принимал индустриальную революцию, называя ее «уродливой», и отказывался от использования химических пигментов в своих красках (вместо них он смешивал порошки измельченных насекомых, растений и камней). Рисунки вручную переносились на подушки, занавески, ковры, скатерти и обои, которые за минуты сметали с полок фирменного магазина на Оксфорд-стрит. Моррис сделал невозможное: теперь дома клерков и мясников, сапожников и журналистов, учителей и студентов украшали завораживающие узоры. По стенам их домов расползались заросли растений, кровати укрывали покрывала розовых магнолий, а на занавесках парили экзотические птицы. Мир простых людей больше не был прежним. Возвращаясь с работы домой, они оказывались в мире естества, насыщенных красок и изящных форм.

На самом деле эта революция искусства и красоты воплощала политические взгляды Морриса, который терпеть не мог консерваторов и в знак протеста вступил в Социал-демократическую федерацию. Кстати, в анкете для вступления в партию в ответ на вопрос о его работе он написал «дизайнер». Это смелое заявление считается официальным началом дизайнерской профессии. Через несколько лет искусство Морриса стало настолько популярным, что рисовать узоры вручную уже не получалось. Идея «искусство в массы» вылилась в британское движение «Искусства и ремесла», совмещающее природные орнаменты (искусство) и современные технологии печати и производства (ремесла). Хотя это и было логичным шагом, Моррис не мог смириться с тем, что его концепцию ручного труда променяли на фабричные тиражи, поэтому все сильнее стал углубляться в политику, начал изучать марксизм и стал редактором (и спонсором) социалистической газеты Commonweal («Содружество»).

Несмотря на то что Моррис отдалился от своей дизайнерской работы, его идеи стали вирусными и захватили весь мир. Красота в повседневной жизни стала центром эстетики более поздних европейских течений XX века: модерн, ар-нуво, югендстиль. А в России «Искусства и ремесла» попытался воссоздать меценат Савва Мамонтов, пригласив в свою усадьбу Абрамцево русских художников, среди которых блистали Врубель и Васнецов. Даже Толкин отмечал влияние Морриса и его эстетики на фантазийный мир «Властелина колец».

Вероятно, вам также будет интересно:

4 великих автора подделок

9 очень дорогих предметов мебели

5 современных британских художников, о которых нужно знать

Фото: Getty Images

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector