Фотография и сюрреализм

Фотография и сюрреализм

Сюрреализм в фотографии

Сюрреалистическая фотография — это погружение в другую реальность. Здесь нет никаких правил, рамок и ограничений. Можно дать волю фантазии, раскрасить скучные пейзажи яркими красками и эмоциями, иррациональностью. Привнести в обыденность немного сумасшествия — вот главная цель сюрреализма.

Основал данное течение нидерландский художник Иероним Босх. Именно он открыл для зрителя дверь в «другое» измерение. В девятнадцатом веке свет узнал ещё одного последователя сюрреализма, который стал «новым вдохновением» для художественного мира, явив своё творение — картину «Плачущий паук».

Однако кумиром многих и по сей день остаётся великий сюрреалист Сальвадор Дали. Художник называл свои работы «рукотворными фотографиями», а сюжеты его картин будоражили воображение абсурдностью и фантастическим сочетанием несочетаемого.

Филипп Халсман и «Дали Атомикус»

Филипп Халсман, фотограф знаменитый своими постановочными снимками, написал книгу «Усы Дали», посвященную мастеру. Знаменитая фотография Халсмана с прыгающим художником была создана аж в 1948 году. На идею, которая и легла в основу шедевра, фотографа натолкнуло представление о строении атома. В безвоздушном пространстве вокруг положительно заряженного ядра движутся электроны с отрицательным зарядом. Конечно, в то время и речи не шло о какой-либо обработке. Тем не менее фотография — образец постановочного искусства. Для того, чтобы воплотить смелую идею и получить идеальный снимок, понадобилось целых 6 часов и команда «опытных профессионалов». Основные декорации были надёжно закреплены: мольберт, пара полотен и табуретка были подвешены к потолку, а стул собственноручно держала супруга создателя гениальной карточки. По команде художник отрывался от земли и грациозно «замирал» на плёнке. Хотя самое интересное происходило секундой ранее: ассистенты фотографа по сигналу выливали ведро воды и запускали в полёт кошек. Для этого сюжета Халсман выбрал отдельный павильон и фиксировал «смерть момента» при помощи специальных вспышек, чтобы готовый снимок был чётким и резким. Сама идея запечатлеть Дали в момент прыжка объяснялась тем, что Филипп считал идею «открытия» истинной сущности любого человека именно в момент кратковременного «полёта» вполне реальной и достойной существования.

Дали была посвящена ещё одна фотография: на ней изображено лицо Сальвадора, которое выступает уже в виде циферблата часов, а усы, как можно догадаться, играют роль стрелок.

Среди не менее интересных работ фотохудожника можно отметить снимок из комбинации семи обнажённых девушек. Общая композиция напоминает череп, что делает фотографию ещё более эксцентричной и запоминающейся.

Судек и Макбин

В 50-60-х годах прошлого столетия это направление подхватывает светописец Йозеф Судек родом из Чехии. Фотограф работал с сюжетами, созданными на основе разных снимков — различные предметы с многочисленных фото как-то ухитрялись становиться одним целым, поэтому итоговая работа выходила далеко за рамки обычной логики. Например, на одной фотографии из серии «Волшебный садик» изображены каменный шар и античная статуя. А вот на заднем плане красуется так называемый шатёр — одноимённый герой названия композиции — дерево, которое как бы накрывает предметы переднего плана, образуя над ними «купол». «Обман» в том, что фотограф неспроста поместил статую в пространство под деревом — первая кажется настоящей громадиной по сравнению с другими участниками «драмы». Такая непропорциональность выглядит весьма сюрреалистично и напоминает картины знаменитого протосюрреалиста Джорджо де Кирико.

Ещё один известный сюрреалист Ангус Макбин, заслуживший свою славу своеобразными портретами. Ангус очень много фотографировал для театра. В своей технике он использовал метод многократного экспонирования, а также фотомонтаж. Его «призрачные» иллюзии особенно имели успех у театральной публики.

Перспектива обнажённых

Стоит обратить внимание на Билла Брандта, работающего в стиле «ню». Англичанин фотографировал своих моделей камерой с довольно-таки широким объективом. Он пытался добиться эффекта искажения не только пространства, но и фигур своих подопечных. Наглядным примером служит альбом фотографий «Перспектива обнажённых», который увидел свет в 1961 году.

Фотограф Андре Кертеш создал целую «страну чудес» из кривых зеркал, где тела обнажённых моделей достаточно сильно деформированы, тоже экспериментируя с возможными оптическими искажениями. Аналогично он изобразил в своей работе знаменитые часы Дали.

Чема Мадоз

Хосе Мария Родригес Мадоз — испанский фотограф, который заполучил популярность и признание под псевдонимом Чема Мадоз. Его чёрно-белые фотографии пользуется всемирной известностью.

Родни Смит

К более современным представителям можно отнести Родни Смита. Родни прославился своими работами, которые излучают добро и в то же время заставляют задуматься о таких простых, но важных вещах. Его фотографии широко известны по всему миру и выставляются во многих галереях. Родни — обладатель 75 престижных наград, что делает его не просто фотохудожником, но и настоящим профессионалом своего дела.

Конечно, можно и сейчас прилагать такое количество усилий в попытке добыть стоящий кадр. Но зачем тратить время и силы, и «мучить» кошек, если можно немого поиграть с подручными «аксессуарами», а остальную работу доверить главному сюрреалисту современности — фотошопу.

Для создания таких фотографий используют множество приёмов, но вот самые распространенные из них: фотоманипуляция, двойная экспозиция, творческая постановка и необычный ракурс.

Фотоманипуляция

Этот термин достаточно многогранен и объединяет разные методы обработки фото.

Фотомонтаж

Простые и бесхитростные манипуляции, к которым смело может прибегнуть новичок в этом деле. Например, вам понравилась какая-то композиция и вы хотите дополнить её объектами, взятыми из другого изображения, как в примерах выше. Всё очень просто. Находите нужный материал, вырезаете то, что хотите в последствии лицезреть в собственном «оригинале», и готово.

Профессионалы используют такой приём для работы с созданием обложек книг, постеров, инфографики и т.д.

Фотоколлаж

Здесь всё немного сложнее. Работать уже придётся не над парой картинок. Для одного фона может понадобится целая серия. Главная сложность заключается в том, чтобы объединить абсолютно разные объекты. И сделать это надо на профессиональном уровне, дабы конечным вариантом можно было любоваться.

Ретушь

Этот приём годится для обработки портретов. Придания им некой сказочности. Портреты могут обрабатываться так, что, кажется, будто это иллюстрации к какой-нибудь загадочной истории. Поэтому в сюрреализме можно смело использовать данный метод. Иногда таким образом фотографию специально «омрачают», чтобы придать сюжету зловещести.

Читать еще:  Хорватский художник. Zdenko Radovanic

Игра с цветом и фильтрами

Сюрреализм — это же не только соединение и помещение различных объектов в «не логичное» пространство, это реальная жизнь в несколько иных тонах. Можно придать обычному фото мистическую атмосферу, просто изменив цветовую гамму. Что если деревья стану, скажем, красными, небо жёлтым, а трава голубой? Чем не странность?

Мэт-пэйнт

Как создать иллюзию другого мира? Очень просто! Изобразить главные детали в крупном масштабе. Непременное условие — «фантазия» должна быть максимально приближена к реальности. Одним фоторедактором тут не обойтись даже бывалому профессионалу, не то что любителю или новичку. На помощь в решении задачи приходят специальные редакторы, предназначенные для имитации объёма, и программы по созданию спецэффектов. Хотя фотографией это уже вряд ли можно назвать, да и на рисование мало похоже. Это полноценное моделирование реальности на плоскости.

Двойная экспозиция

Приём, в котором используется наложение нескольких снимков друг на друга, где создаётся иллюзия однородности и совмещения.

Творческая постановка

Как раз то, о чём говорилось в самом начале. Чтобы получить уникальный кадр, нужна идея. Продуманная идея. Размещение оригинальных объектов, отличающихся необычностью, компоновка кадра, время и фантазия. Даже фотошоп может понадобиться в этом случае просто для доведения итогового результата до совершенства.

Необычный ракурс

Этот приём не так уж и прост, как кажется на первый взгляд. Окружающий мир настолько интересен, многогранен, жив — фотографируй не хочу. Но очень важно при наведении камеры понимать, что этот снимок должен заметно отличаться от большинства схожих. Попробуйте для начала просто пройтись по городу и поснимать что-нибудь симметричное, при обработке снимка в том же фотошопе поиграйте с кадром: переверните его «с ног на голову», отзеркальте — позвольте креативу направлять вас. Идеальный кадр может в прямом смысле слова находиться прямо под носом, стоит только взглянуть на него с другого ракурса.

Надеемся, вот такие обычные и простые советы помогут вам создавать собственные фото-миры и заставят посмотреть на привычные вещи под иным углом.

Сюрреализм в фотографии

Дали Атомикус. Фото Филиппа Халсмана, 1948 г. © Philippe Halsman/Estate of Philippe Halsman

Сюрреалистическая фотография, так же как и сюрреалистическая живопись, заполнена странным скоплением объектов. Она предлагает зрителю совершить путешествие в область подсознательного и иррационального. В этих работах авторы отворачиваются от реальности, обращаясь к своим фантазиям и сновидениям, черпая из них символы и претворяя их в художественные образы.

Фотографии, как искусству объективному, необходимо было найти собственные средства для отображения сюрреальности (от франц. «сверхреальность»). К таким техникам можно отнести прием многократного экспонирования (метод, основанный на получении изображения в результате последовательной съемки нескольких объектов на один и тот же участок фотопленки; при многократном экспонировании всего кадра одно изображение накладывается на другое, в итоге получается кадр, состоящий из нескольких взаимно просвечивающих изображений) и фотомонтаж.

Одри Хепберн. Фото Ангуса Макбина, 1951 г. © Angus McBean/NPG National Portrait Gallery

Руки Жана Кокто. Фото Филиппа Халсмана, 1948 г. © Jean Cocteau par Philippe Halsman

Мастер постановочной фотографии Филипп Халсман (Philippe Halsman) издал книгу «Усы Дали» (Dali’s Mustache), посвященную знаменитому сюрреалисту. Художественное исполнение фотографий соответствовало предмету съемки: на одном портрете рядом с художником располагается комбинация из тел семи раздетых натурщиц, по форме напоминающая человеческий череп. На другом — снятое крупным планом лицо Дали представляет собой циферблат часов, а усы выступают в роли стрелок. Портрет «Дали атомикус» был сделан на основе представлений о составе атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Чтобы показать это постоянное движение, Дали прыгал вверх, ассистенты подбрасывали в воздух кошек и мебель, один лил из ведра воду. Халсман снимал этот сюжет при помощи сильных павильонных вспышек, чтобы вся искусственно созданная ситуация была изображена абсолютно резко.

Идея снимка «Дали атомикус» оказалась удачной, и в 1959 году Халсман издал книгу «Прыжки» (Jump Book), составленную из портретов знаменитостей, сфотографированных в момент прыжка. Причудливую затею с прыжками Халсман объяснял тем, что в момент прыжка люди раскрепощаются и становится возможным запечатлеть их неприкрытую сущность, «увидеть их истинное лицо».

Derby Day, Epsom. Фото Тони Рэя-Джонса, 1967 г. © Tony Ray-Jones/ Stephen Bulger Gallery

Из цикла «Воспоминания». Фото Йозефа Судека, 1948-1964 г. © Josef Sudek/Anna Fárová

Фотопортретами, выполненными в сюрреалистическом стиле, прославился также английский фотограф Ангус Макбин (Angus McBean). Макбин использовал метод многократного экспонирования и фотомонтаж для соединения на одном снимке портрета и сюрреалистического пейзажа (как, например, на фотографии «Портрет киноактрисы Одри Хепберн»). Макбин много снимал для театра, его призрачные, наслаивающиеся друг на друга изображения сцен из спектаклей стали визитной карточкой для многих постановок.

Жанр ню в сюрреалистической фотографии претерпел существенные изменения. В творчестве английского фотохудожника Билла Брандта (Bill Brandt) эти изменения отразились прежде всего в намеренном оптическом искажении пропорций моделей и деформации пространства. Брандт фотографировал натурщиц подержанной камерой «Кодак» с необычайно широким объективом. Результатом его экспериментов явился альбом фотографий «Перспектива обнаженных» (Perspective of Nudes), изданный в 1961 году. Еще до опытов Брандта возможности оптических искажений исследовал венгерский фотограф Андре Кертеш (Andre Kertesz). Он создал целое «королевство кривых зеркал» — серию актов, в которых обнаженное женское тело причудливо искажается в линзах объектива и многочисленных зеркалах. Таким же образом Кертеш сфотографировал часы, которые напоминают о картине Сальвадора Дали «Постоянство памяти».

Distortion #49. Фото Андре Кертеша, 1933 г. © André Kertész / The Estate of André Kertész

Belgravia. Фото Билла Брандта, 1951 г. © Bill Brandt/Bill Brandt Archive Ltd 2006

В 1950–60 годах к сюрреализму обратился знаменитый чешский светописец Йозеф Судек (Josef Sudek). В серии «Волшебный садик» Судек создает сюрреалистические образы, возникшие вследствие произвольного с точки зрения обыденной логики соединения на снимках различных предметов. На одной из фотографий цикла «Волшебный садик» на переднем плане можно видеть античную статую и каменный шар. Дерево за ними так низко склонилось к земле, что его ветви образуют шатер, скрывающий статую и шар. Фотограф неслучайно поместил статую в тесное пространство под «шатром» — в нем она кажется непропорционально большой. Эта непропорциональность создает ощущение странного, нереального пространства. Все это в некоторой степени напоминает картины протосюрреалиста Джорджо де Кирико с его символической метафизичностью, застывшим и пугающим пространством, античными статуями и манекенами.

Читать еще:  Стрит-арт художник. Aryz

На другой фотографии этой серии на переднем плане изображен искривленный ствол дерева, своей причудливой формой напоминающий какое-то чудовище, это ощущение усиливается прикрепленным сверху ствола стеклянным глазом. Темный силуэт «чудовища» противопоставлен светлой фигуре человека, сидящего на белом стуле. Человек сидит, повернувшись спиной к зрителю, но на его затылке прикреплены очки. Используя прием многократного экспонирования, Судек добивается эффекта призрачности фигуры сидящего на стуле человека.

Воспоминание о господине Волшебнике, Фото Йозефа Судека. 1959 г. © Josef Sudek/Anna Fárová

Без названия. Фото Йиндржиха Штырского, 1934-1936 г. © Jindřich Štyrský/Museum of decorative arts, Prague

Соотечественник Судека художник-сюрреалист Йиндржих Штырский (Jindrich Styrsky) бродил по улицам Праги с фотоаппаратом в поисках чего-нибудь необычного, скрытого в обыденной действительности: заглядывал в витрины книжных лавок с их странными манекенами, фотографировал кукол и маски, зачастую с такого ракурса, что невозможно понять, где снят тот или иной предмет. Творчество Судека и Штырского отражает два разных подхода к изображению сюрреальности: в первом случае художник фиксирует на снимке искусственно созданный фантастический мир, а во втором — мир, созданный его воображением.

Английский мастер жанровой фотографии Тони Рэй-Джонс (Tony Ray-Jones) находил в повседневности сцены, производящие впечатление абсурдных и нереальных. На протяжении нескольких лет Рей-Джонс собирал материал для книги «Англичане» (The English), в которой он создал необычный, сюрреалистический портрет Англии: «Мне кажется, есть что-то особенное и довольно комическое в английском образе жизни».

Череп Дали. Фото Филиппа Халсмана, 1951 г. © Philippe Halsman/ Estate of Philippe Halsman

Из цикла «Волшебный садик». Фото Йозефа Судека, 1954-1959 г. © Josef Sudek/Anna Fárová

Фотографы-сюрреалисты внесли огромный вклад в развитие художественной фотографии в XX веке. Привлекательная нестандартными приемами, она часто использовались в рекламе и фэшн-съемке, поскольку образы сюрреалистической фотографии рождают у зрителя необычные смысловые и визуальные ассоциации.

Восемь фотографов сюрреалистов

Сюрреальность означает совмещение сна и реальности. Приверженцы этого направления считали, что основа искусства состоит не в трезвых размышлениях или рациональной мысли, а в подсознании человека.

Это иррациональное подсознание проявляется во время сна, болезненного бреда, опьянения, сексуального экстаза или внезапного озарения.

Став довольно благодатной почвой для сюрреалистических экспериментов, фотография подарила нам мастеров с большой буквы уже давно зарекомендовавших себя в мире фотографии и регулярно играющих с нашим сознанием.

Родоначальник направления Филиппе Халсман (Philippe Halsman).

Родился 2 мая 1906 года в Риге в обеспеченной еврейской семье. Не получив образования, Филипп Халсман решил превратить свое хобби в профессию и в 1932 году открыл в Париже фотоателье. Его карьера складывалась более чем удачно, к середине 1930-х годов он был одним из самых модных французских фотографов, его фотографии печатались в таких известных журналах как «Vogue», «Vu» и «Voila». Благодаря портретам Андре Мальро, Поля Валери, Жана Пенлеве, Марка Шагала, Андре Жида, Жана Жироду, Шарля Ле Корбюзье и многих других представителей художественной богемы, французская пресса называла Халсмана лучшим фотографом-портретистом.

Сальвадор Дали. Кошек кидали 28 раз в течении шести часов.

Заслуги талантливого фотографа не остались без внимания. В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов, где ему пришлось вести борьбу за творческие и профессиональные права своих коллег. В 1951 году он стал членом (contributing member) знаменитого фотоагентства «Magnum Photos».

В 1958 году журнал «Популярная фотография» назвал Халсмана одним из «Десяти величайших фотографов в мире». Сам же фотограф считал наивысшим своим достижением 101 фотографию, напечатанную на обложке знаменитого журнала «Life». Этот рекорд до сих пор никем не побит.

Родни Смит (Rodney Smith)

Окончил Йельский университет в штате Коннектикут в 1975 году. Он получил возможность пожить три месяца в Иерусалиме. Фотографии, сделанные им там, вылились в книгу “Страна света”. после публикации которой на Родни посыпались предложения от целого ряда престижнейших ВУЗов, от Университета Гёте в Германии до Гарварда.

Тем не менее, Rodney Smith отклоняет все приглашения и начинает путешествовать по миру: катаясь на поездах в Индии, гуляя по Парижу… Позже вернувшись в свой университет он становится там адъюнкт-профессором.

Сюрреализм в фотографии

Сюрреализм – это направление фотографии, в котором фотографы пытаются отвернуться от реального мира, обратившись к собственным фантазиям и художественным образам. Фотографии, выполненные в стиле сюрреализма, позволяют зрителю проникнуть в иррациональный мир с его загадочными символами и сновидениями. Такие снимки поражают своей оригинальностью и неповторимостью, одновременно заставляя зрителя задуматься над определенным интеллектуальным посылом фотографии. Сюрреализм остается популярным жанром фотоискусства, в котором нередко пробуют свои силы как начинающие фотографы, так и уже опытные мастера.

Становление сюрреализма

Само направление сюрреализма в литературе и искусстве возникло в 20-е годы прошлого столетия во Франции. Официальное провозглашение нового стиля произошло после публикации «Манифеста сюрреализма» поэтом Андре Бретоном. Сюрреальность означает совмещение сна и реальности. Приверженцы этого направления считали, что основа искусства состоит не в трезвых размышлениях или рациональной мысли, а в подсознании человека.

Это иррациональное подсознание проявляется во время сна, болезненного бреда, опьянения, сексуального экстаза или внезапного озарения. Сюрреализм поставил во главу угла раскрепощение творческих сил подсознания человека. Искусство сюрреализма заключалось в использовании аллюзий, изменчивых образов и разнообразных парадоксальных сочетаний форм. Главной целью сюрреалистов была идея подняться через бессознательное за пределы реального, над ограниченностью материального мира.

Сюрреализм быстро завоевал популярность во многих видах искусства, включая живопись и фотографию. Одним из самых известных художников-сюрреалистов стал Сальвадор Дали, искусство которого основывалось на иллюзорной точности воспроизведения параноического образа, возникающего в подсознании. Его живописные полотна отличаются точной передачей светотени и перспективы, но в тоже время они увлекают зрителя в лабиринт неразрешимых тайн, где создаются совершенно ирреальные фантазии и образы.

Читать еще:  Французский художник. Nicolas Monjo

Приемы отображения сюрреальности

Для отображения сюрреальности фотографам пришлось искать собственные художественные средства и нестандартные приемы. В частности, для этого фотографы-сюрреалисты стали использовать комбинированную печать, монтаж, технику деформации и искажения. Наиболее же популярным приемом стало многократное экспонирование, то есть получение фотоизображения в результате последовательной съемки нескольких объектов на один и тот же участок пленки. Таким образом, при многократном экспонировании одно изображение накладывалось на другое. В итоге получался снимок, состоящий из нескольких взаимно просвечивающих изображений. Техника искажения часто применялась для получения изображений со сверхъестественными и ирреальными образами. Подобные фотографические приемы позволяли создавать действительно незаурядные и запоминающиеся изображения.

Поначалу сюрреалистическая фотография была лишь определенным жанровым искусством, над которым трудились фотографы-экспериментаторы, обогащая свое мастерство. Однако, интересные и нестандартные находки сюрреалистов вскоре заинтересовали многие рекламные компании. Ведь образы сюрреалистической фотографии способны порой рождать у зрителя необычные смысловые и визуальные ассоциации. Это эмоциональное воздействие от просмотра фотоизображений привлекало внимание общественности. Фотографии, выполненные в стиле сюрреализма, начали использоваться для рекламных целей и публикаций в модных журналах. И сегодня сюрреалистические фотоизображения применяются в коммерческих областях декоративного искусства. Ведь, несмотря на всю свою абсурдность и нереальность, фотографические произведения сюрреализма способны стимулировать сознание зрителя и пробуждать в нем сильное ассоциативное воображение. Тем более, что с появлением цифровой фотографии и компьютерного редактирования изображений возможности сюрреализма значительно выросли.

«Дали атомикус»

Благодаря своим работам в стиле сюрреализма получили широкую известность такие фотографы, как Ангус Макбин, Билл Брандт, Йозеф Судек, Чема Мадоз и многие другие. Однако, родоначальником сюрреализма в фотографии стал Филипп Халсман. Именно он показал, что добиться оригинальных эффектов сюрреализма можно даже без монтажа, используя исключительно фотографические средства. Сделанный им снимок «Дали атомикус» является настоящей классикой фотоискусства, которая посвящена знаменитому художнику-сюрреалисту Сальвадору Дали. Для создания этого уникального снимка потребовалось около шести часов напряженной работы. На фотографии Дали выпрыгивал вверх, а ассистенты фотографа подбрасывали в воздух кошек и мебель. Один из помощников Халсмана также одновременно лил из ведра воду. Этот необыкновенный сюжет был снят с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы вся искусственно созданная ситуация была изображена максимально резко. Снимок «Дали атомикус» основывался на представлении о составе атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Чтобы показать это постоянное движение, Халсману и пришлось использовать эти необычные приемы с прыжком Дали, летающими кошками и мебелью. В 1959 году Филипп Халсман выпустил книгу «Прыжки» («Jump Book»), которая была составлена из необычных портретов знаменитостей, сфотографированных в момент прыжка. Свою оригинальную идею фотограф объяснил тем, что, по его мнению, в момент прыжка люди внутренне раскрепощаются и становится возможным разглядеть их «истинную сущность».

Работа Филиппа Хольсмана

Сюрреализм в фотографии позволяет находить оригинальные ходы и своеобразные решения, которые помогают рождать у зрителя необычные визуальные ассоциации. Сюрреализм – это экспериментальное творчество, где все зависит от таланта и неординарного мышления фотографа. С помощью многократного экспонирования кадра, фотомонтажа или искусственно подготовленных форм можно создать изображение с идиллическими грезами или ирреальными художественными образами, которые будут активно воздействовать на сознание зрителя.

Фото сюрреализм начала 20 века

Сюрреализм как новое движение в искусстве был официально открыт после публикации первого манифеста Андре Бретона в 1924 году. Манифест провозглашал отказ от обоснованного анализа и трезвого расчета и полагал силу разума как серьезное препятствие для воображения. Исходя из этого важнейшего положения, свои усилия сюрреалисты направили на поиск творческих идей в сфере бессознательного, используя для этого множество путей и вспомогательных средств: сновидения, наркотики, алкоголь, сексуальный экстаз и безумие. Произведения искусства, полученные с помощью таких «технических» средств, будь то визуальные или литературные, ценны были именно в той степени, в которой они охватывали моменты психической напряженности, отражения провокационных форм безудержной, судорожной красоты.

Центральную роль в деятельности художников-сюрреалистов стала занимать фотография. Фото сюрреализм Ман Рэя и Мориса Табарда применял все доступные технические средства: двойная экспозиция, фотомонтаж, комбинированная печать, соляризация и т.д. Активное использование и совмещение различных техник съемки и обработки изображений помогал осуществить связь мечты с реальностью.

Другие фотографы использовали методы вращения и искажения, чтобы создать сноподобные, жуткие образы. Ханс Беллмер со всей одержимостью занимался фотографированием кукол, в том числе механических, которые он делал сам, создавая при этом странные фотоизображения с сильным оттенком сексуальности. Бельгийский художник Рене Магритт использовал фотокамеры для создания фотографического эквивалента своих картин. Дора Маар, сделав крупным планом фотографию детеныша броненосца, создала типичную для фото сюрреализма инверсию, где уродливый, или даже отталкивающий субъект выглядит убедительно и странно привлекательно.

Но фото сюрреализм в своем понимании искусства фотографии не продвинулся дальше жутких и «запредельных» изображения различных одушевленных или неодушевленных объектов. Важнейшим открытием для фотографов стало понимание, что даже самая прозаическая фотография, отфильтрованная через призму сюрреалистической чувствительности, легко может быть смещена со своего обычного контекста и обрести иное значение. Так сюрреалистические журналы, подобные La Revolution Surrealiste и Minotaure, заполонили антропологические фотографии, банальные снимки, кадры из фильмов и полицейские хроники, радикально оторванные от своих первоначальных идей.

Фото сюрреализм получает новый импульс. Теперь, спустя всего два года после провозглашения манифеста, фотохудожники практически отходят от создания жутких и сверхестественных сцен и пытаются заняться более сложной работой — поиском скрытых средств и художественной выразительности в обыденной жизни. Данная тенденция сохраняется и поныне. Но еще в 1926 году Атже, ближайший соратник Ман Рэя, предложил новую концепцию понимания работы фотохудожника не как грамотного специалиста, а как спонтанное видение обыденной жизни, подобное видению художника примитивиста Анри Руссо. На фотографиях Атже, по пустынным улицам Парижа чинно следуют элегантные манекены. Позже этот странный и необычный подход Атже нашел отражение и стал основой другой концепции, уже не фотографов и художников, а борцов за права человека и социалистов. Для них городской фото сюрреализм Атже стала видением города как «Мечты капиталиста», где можно потеряться в лабиринтах желаний.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector