Французская художница. Susanne Strassmann

Французская художница. Susanne Strassmann

20 самых красивых и известных картин Поля Сезанна

Поль Сезанн — яркий французский импрессионист середины — конца 19 века. Его эксперименты и титанический труд имели огромное влияние на живопись того периода. В течение всей своей жизни он пытался отыскать свой стиль, сочетать классику и современные живописные течения. Сейчас мы покажем вам самые популярные картины Поля Сезанна.

Блюдо с яблоками (1876)

Яблоки — излюбленные предметы в натюрмортах Сезанна. Красные, жёлтые, зелёные — эти плоды Эдема вдохновляли художника на написание череды роскошных живописных натюрмортов. Одним из таких ранних шедевров является картина «Блюдо с яблоками». Простая композиция и красочная палитра подают зрителю на фарфоровом блюде эффектный и сочный натюрморт.

Купальщик (1885)

Тема купания в творчестве Сезанна использовалась неоднократно. Картина 1885 года «Купальщик» — выделяется из общего ряда подобных картин, так как это настоящий портрет в полный рост. Молодой полуобнажённый мужчина написан на фоне морского побережья. Холодная голубовато-бежевая гамма картины эффектно подчёркивает гибкость и красоту мужской фигуры. Это изображение не классической идеализированной фигуры, а обычного «земного» человека.

Мальчик в красном жилете (1888)

Одним из лучших произведений художника считается необычайно яркий и динамичный портрет «Мальчик в красном жилете». Портрет молодого натурщика Сезанн писал с разных ракурсов четыре раза — в 1888, 1889 и дважды в 1890 году.

На всех полотнах мальчик одет в белоснежную рубашку, тёмные брюки и ярко-красный жилет. На этом полотне юный натурщик изображён анфас, практически в полный рост (от колен). Эффектная поза, яркое пятно жилета, широкополая шляпа создают необычайно запоминающийся образ.

Мост через Марну в Кретее (1888)

Созерцание летнего пейзажа «Мост через Марну в Кретее» кисти Сезанна навевает грусть. Зритель видит застывшее зеркало реки и абсолютно безлюдный берег. Сиреневое небо и желтоватые облака отражаются в безупречной водной глади. Яркая зелень словно утрамбована в крупные геометрические формы. Эти формы рассыпаются, отражаясь в воде. Возле этой удивительно красивой картины можно стоять часами и наслаждаться её непревзойдённым цветом.

Персики и груши (1890)

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина обладает настоящей жемчужиной — дивным по своей красоте натюрмортом Поля Сезанна «Персики и груши». Сочные и спелые фрукты красиво уложены на белой тарелке и на столе, укрытом смятой белоснежной скатертью с алыми полосами. В левой части натюрморта белоснежная фарфоровая сахарница и кувшин уравновешивают своими формами яркий цвет фруктов.

Белизна посуды и скатерти относительна. При близком рассмотрении картины можно отметить только несколько небольших белоснежных бликов на сахарнице и смятой скатерти. Все остальные белые предметы — это сочетание всевозможных оттенков голубого, розового, жёлтого, зелёного и синего. Но сделав шаг назад, возникает настоящее оптическое чудо — зритель ощущает эту сияющую белизну: хрустящая накрахмаленная скатерть вздымается волнами и острыми вершинами над яркими «горящими» фруктами, а фарфор сверкает изысканной чистотой.

Пьеро и Арлекин (1888–1890)

Герои итальянской комедии представлены в традиционных костюмах и изображены в полный рост. Широкий белоснежный костюм, остроконечная шляпа и динамическая поза Пьеро контрастирует с ярко-красным в синие ромбы обтягивающим трико, треуголкой и статичной позой Арлекина. Незамысловатый фон картины складывается из сотен цветовых пятен различных оттенков синего и голубого. Жёлтая цветастая драпировка подчёркивает некую театральность портрета молодых людей.

Натюрморт с яблоками (1890)

Ритмичная яркая картина «Натюрморт с яблоками» в процессе написания имела кардинальные авторские корректировки. Сезанн обрезал полотно, так как искал более эффектную композицию. Красные яблоки, лежащие на тарелке, как главный акцент, сдвинуты художником вправо. Слева их уравновешивают лимон, два зелёных яблока и часть цветочного горшка, попавшего в поле зрения художника. Длинные и небрежные мазки хаотичны, но именно они добавляют натюрморту динамизм и яркий темперамент.

Натюрморт с корзиной яблок (1894–1895)

Этот натюрморт стал настоящим прорывом в живописи конца 19 века. По столу из наклонённой корзины на белую скомканную скатерть рассыпались спелые яблоки. Бутылка вина и тарелка с едой словно ожидают своей очереди для подачи на стол.

Натюрморт смотрится очень цельно, так как Сезанн тщательно подбирал место для каждого предмета. Он любил экспериментировать с формой, цветом и контрастом. Его яблоки, рвущиеся с полотна, хочется попробовать, а белую скомканную скатерть — расправить руками. Крупные, немного грубоватые мазки добавляют предметам фактуру и объём. Необычный цветовой подход и передовые живописные приёмы Сезанна сделали эту картину настоящим живописным шедевром.

На нашем сайте most-beauty вы можете прочитать о выдающихся работах Сандро Боттичелли.

Игроки в карты (1890–1896)

В течение 1890-1896 годов Сезанн создаёт серию из пяти картин, которые изображают процесс карточной игры. Картины имеют разные размеры и отличаются композицией, цветовым решением и количеством игроков.

Моделей для своих картин Сезанн отбирал из местных крестьян. Они терпеливо позировали художнику, что вызывало у Сезанна огромное уважение к этим людям. На его картинах мужчины выглядят очень достойно, не пошло, не жалко, и не статично. Каждый игрок обладает своим характером и темпераментом. Простой интерьер не отвлекает внимание от персонажей, а цветовая гамма каждой картины имеет своё собственное «я».

Полотно с четырьмя игроками имеет самую холодную гамму, тот же вариант, но с пятью игроками (мальчиком, спрятавшимся за спиной центрального игрока) — становится уже более тёплым. Варианты с двумя игроками также развиваются в сторону горячих тонов, от контрастного к монохромному изображению.

Натюрморт со статуэткой (1895)

Натюрморт построен на контрасте холодного и тёплого. Яркие «горячие» яблоки и бежевый стол контрастируют с голубовато-белесым цветом стены и гипсовой скульптуры. Сезанн использовал для своего натюрморта необычную композицию. Вытянутая скульптура просила вертикальное полотно, но художник вписал её в небольшой прямоугольник, расположенный по горизонтали.

Сезанн мастерски уравновесил композицию створкой буфета и складками измятой драпировки позади скульптуры. Перспектива картины демонстративно нарушена, особенно это заметно в крышке стола. Художник делает этот ход специально, для усиления восприятия картины зрителем. Кажется, что сейчас, вместе с решительным шагом фигурки пухлого ангела, придут в движение и все предметы, лежащие на столе.

Игроки в карты (1896)

Это пятая и последняя картина из серии «Игроков в карты». Два серьёзных человека играют в карты в простом кафе. Картина практически монохромная и выполнена в тёплых тонах. Фон картины тёмный и однородный не отвлекает внимание от персонажей.

Казалось бы, Сезанн изобразил абсолютно статичные позы, но они невероятным образом оживляются жестами и интересными выражениями лиц игроков. Левый игрок с трубкой в зубах собирается сделать ход, а правый игрок в чудной заломленной шляпе пытается вникнуть в сочетание своих карт.

Большие Купальщицы (1898)

Это полотно стало завершающим в серии «Купальщиц» Сезанна. У художника был собственный взгляд на красоту человеческого тела. Он не подражал идеалистичному изображению обнажённой натуры. Его женские фигуры целомудренные и чисты. Купальщицы чувствуют себя абсолютно естественно на лоне природы и их не трогают посторонние взгляды.

Серия Го­ра Сен-Вик­ту­ар

Поль Сезанн обожал вид на гору Сен-Виктуар и рисовал его множество раз с различных ракурсов и в различную погоду. Эту серию объединяет одинаковое цветовое решение: синие, голубые, изумрудные, зелёные мазки, положенные наискосок справа налево изредка перекрываются бежевыми или светло-оранжевыми включениями (крыши и стены домов, акведук, дорога).

Читать еще:  Художник-пезажист. Leon Roulette

В некоторых полотнах на передний план выступают сосны или их серебристо-коричневые стволы с раскидистыми кудрявыми ветками. Причудливый горный массив на каждой картине постоянно подвергается трансформации, как будто художник пытался отыскать геометрическую суть этой горы.

Пирамида из черепов (1900)

Пирамида из черепов в исполнении Поля Сезанна — это настоящий гимн скоротечности жизни и постоянства смерти. Необычный натюрморт выглядит несколько устрашающе, но очень живописно. Верхний череп — самый светлый, на нём видны холодные рефлексы от окружающих его предметов, не видимых для зрителя. Эти крупные голубые мазки создают необычайный накал страстей. Череп выглядит устрашающе и предупреждает о неминуемом конце для каждого человека.

Ещё картины Сезанна:

Нам очень сложно выбрать лучшие картины Сезанна среди самых популярных, а рассказывать обо всех довольно долго, поэтому ниже мы разместим ещё несколько картин великого живописца, но без описания.

Слишком откровенные классические картины, способные смутить кого угодно

Мы привыкли обвинять современное искусство в безыдейности и склонности к порнографии. Но так ли невинные старые классические картины, милые сердцу эстетам и ценителям целомудрия? При детальном рассмотрении среди полотен известных гениев живописи можно найти шедевры с откровенными сюжетами, способными заставить краснеть современных, видавших виды ценителей «клубнички». (Осторожно! Обнаженная натура).

«Леда и лебедь»

Если говорить о наиболее нескромном классическом сюжете, то заслуженную пальму первенства получит античная история о близости бога Зевса и прекрасной Леды. Согласно легенде, житель Олимпа явился к девушке инкогнито, в облике лебедя, но тем не менее умудрился вступить с ней в связь и даже завести потомство.

Ранее предложил свое видение ситуации великий Микеланджело, который хоть и избежал излишней детализации, но все же не смог удержаться и изобразил пару прямо во время противоестественного межвидового соития.

На фоне всего этого картина Леонардо да Винчи кажется просто иллюстрацией к сказкам Пушкина для школьников младших классов. На его полотне все уже свершилось и Леда со скучающим лицом наблюдает, как из снесенных ею яиц вылупляются вполне здоровые годовалые малыши.

Нам эта идиллическая сцена кажется вполне приличной, но так было не всегда. Картины мастеров эпохи Возрождения были уничтожены в начале XVIII столетия престарелой фавориткой Людовика XIV маркизой де Ментенон как неприличные. Сегодня мы можем видеть весь этот разврат только благодаря поздним копиям.

«Брошенная кукла»

Французская художница Сюзанна Валадон творила в начале XX века. Она известна как автор множества замечательных картин, в основном воспевающих красоту женского тела в самых рядовых жизненных ситуациях. Несмотря на обилие обнаженных тел на полотнах художницы, лишь одно из творений Валадон вызывает у моралистов серьезные споры.

Картина «Брошенная кукла» в наши дни могла бы принести автору серьезные проблемы с педофилоборцами, но Валадон посчастливилось умереть в 1938 году, благодаря чему мы можем считать ее творение классикой. На картине изображена обнаженной совсем юная особа с начавшей формироваться грудью и детской прической с бантом.

История не сохранила для потомков описание этого полотна, но принято считать, что на нем изображено прощание с детством. Женщина с полотенцем, скорее всего, содержательница борделя, а ребенка готовят к встрече с первым в жизни клиентом. Название картине дала валяющаяся на полу кукла, очевидно, символизирующая сломанную судьбу. Впрочем, есть добряки, которые утверждают, что изображена мать, вытирающая дочь-подростка после купания.

«Похищение дочерей Левкиппа»

Великий голландец Питер Пауль Рубенс, известный своими прекрасными полотнами с тяжеловесными красавицами, в 1618 году представил зрителям свое «Похищение дочерей Левкиппа». На первый взгляд, между героями картины происходит удалая потасовка без всякого сексуального подтекста.

Но для тех, кто знаком с греческим мифом о братьях Диоскурах, совершенно очевидно, что раздетым блондинкам вовсе не до шуток. Второе название шедевра «Изнасилование дочерей Левкиппа» точнее отображает действие на картине.

В античной истории сыновья Зевса и Леды (смотри историю их странного рождения выше) , Кастор и Поллукс , похитили дочерей царя Левкиппа Гилаиру и Фебу и по старой доброй традиции, завещанной отцом, надругались над ними. Закончилось все вроде плохо — все умерли.

«Монах в кукурузном поле»

Если от Рубенса и Буше можно ожидать чего угодно, то сдержанный и склонный к религиозным сюжетам Рембрандт удивил. Хотя, в принципе, его небольшой, но мастерски выполненный рисунок «Монах в кукурузном поле» все же перекликается с духовной тематикой.

В центре композиции изображены католический монах и некая дама, предающиеся греху в миссионерской позе где-то среди сельскохозяйственных угодий. Пикантность сюжета даже не в том, что монах нарушает свой обет целомудрия, а в приближающемся слева человеке с серпом, благодаря которому вечер вот-вот перестанет быть томным.

«Неосторожность Кандавла»

Картина Уильяма Этти, носящая скромное нейтральное название, «Неосторожность Кандавла», изображает совершенно неприличную историю из « Истории» Геродота. Полное название этого полотна, написанного в 1830 году, раскрывает всю неоднозначность изображенной на ней сцены: «Кандавл , царь Лидии , украдкой показывает свою жену Гигу одному из своих слуг , когда она ложится в кровать».

Сложно сказать, почему «отец истории» решил описать эту полупорнографическую историю в своем труде, но благодаря ей мы получили трудно выговариваемый даже опытными сексопатологами термин кандаулезизм. Суть этой сексуальной девиации заключается в потребности демонстрировать своего обнаженного партнера посторонним людям.

Именно такой момент изображен Этти на картине. Царь Кандавл решил тайком показать свою супругу Нису телохранителю Гигу, но его замысел был раскрыт женщиной. Ниса потребовала у Гига, чтобы тот убил или ее, или мужа-извращенца, после чего Кандавла цинично зарезали прямо в его спальне.

«Авиньонские девицы»

С полотна «Авиньонские девицы » гениальный художник Пабло Пикассо начинает свой переход к кубизму. Известно, что на создание картины художника вдохновил Поль Сезанн своей работой « Купальщицы». Изначально Пикассо назвал картину «Философский бордель» и многие считают, что на ней маэстро изобразил сценку из публичного дома в барселонском Готическом квартале.

Картина изображает пятерых обнаженных дам, которые в развязных позах ожидают своих клиентов. Мы долго думали о том, стоит ли включать эту работу в список пикантных полотен. Проще говоря, если изображенные на полотне геометрические распутницы будят в вас нескромные фантазии, то у нас для вас плохие новости. Но слова из песни не выбросишь и сюжет картины, для 1907 года, все же очень вызывающий.

«Арабский рынок наложниц»

Отличная картина французского классика живописи Жана-Леона Жерома, написанная в 1866 году, изображает сцену на восточном невольничьем рынке. Группа мужчин в богатых одеждах прицениваются к обнаженной рабыне, проверяя, судя по всему, правильность ее прикуса.

Сам Жером, вне всякого сомнения, знал толк в невольничьих рынках и их завсегдатаях, так как обожал Восток и не раз путешествовал в тех краях в поисках вдохновения. Современники находили «Арабский рынок невольниц » очень вызывающей работой и называли картину гимном похотливого доминирования мужчины над женщиной.

«Великий мастурбатор»

Великий сюрреалист Сальвадор Дали обожал неприличные картины и от его эротоманства нас спасает лишь манера написания его картин, знатно искажающая сюжет. Вот и с работой «Великий мастурбатор » не все так однозначно. Более того, если бы не название, никто бы и не понял о чем эта прекрасная картина.

Читать еще:  Хорватский художник. Hrvoje Majer

Но, как бы там ни было, явно выраженный сексуальный подтекст в этом полотне есть. Лицо женщины в правой части картины, почти упирающееся в мужской гульфик, раздражало современников Дали и вызывало даже осуждение. Хорошо никто не знает, что изобразил мастер сюрреализма в центре полотна — возможно, там творится самый разнузданный разврат.

«Происхождение мира»

Созданная в 1866 году Гюставом Курбе картина с незамысловатым бытовым сюжетом не выставлялась более 130-ти лет из-за излишней анатомической достоверности. Более того, даже сейчас, когда удивить посетителей музея, в принципе, сложно, к этой картине приставлен отдельный охранник.

В 2013 году в СМИ появилось радостное известие — была найдена вторая часть картины, на которой видно лицо натурщицы. Тщательное изучение биографии автора и его ближайшего окружения позволило выяснить личность дамы. Так, небритая промежность оказалась собственностью Джоанны Хиффернан, любовницы одного из лучших учеников Курбе, Джеймса Уистлера. Вот такая вот трогательная история воссоединения.

Это далеко не единственные в истории живописи работы с ярким сексуальным подтекстом — во все времена классики любили завернуть что-нибудь эдакое, вполне в духе нашего раскрепощенного времени.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Решена загадка самой скандальной эротической картины «Происхождение мира»

На картине Гюстава Курбе «Происхождение мира», скорее всего, изображена французская балерина Констанс Кеньо, которая была любовницей османского дипломата. Именно он заказал художнику эту картину для своей коллекции эротики, считают эксперты.

На протяжении десятков лет искусствоведы полагали, что на одной из самых провокационных работ в истории искусства, картине Густава Кюрбе «Происхождение мира», изображена ирландка Джоанна Хиффернан. Она была возлюбленной ученика Курбе, американского художника Джеймса Уистлера, и, по некоторым данным, любовницей самого Курбе.

Однако долгое время у экспертов оставались сомнения, что голое тело и половые органы на картине «Происхождение мира» принадлежат именно Хиффернан, так как лобковые волосы на картине темные, в то время как сама ирландка была рыжеволосой.

Свидетельство того, что на картине изображена не она, а французская балерина Констанс Кеньо, нашлось в переписке французских писателей Александра Дюма-младшего и Жорж Санд. Его обнаружил французский историк Клод Шопп, когда изучал копии их писем.

В частности, историка озадачил один отрывок из письма Дюма к Санд, датируемого июнем 1871 года: «Нельзя кистью передать изящное и яркое интервью мадемуазель Кеньо из Оперы». Шопп сверился с рукописным оригиналом переписки и обнаружил, что на самом деле вместо слова «интервью» Дюма написал «нутро».

Историк поделился своим открытием с руководителем отдела печати и фотографии французской национальной библиотеки Сильви Обенас. «Свидетельство, обнаруженное Клодом, заставляет меня с уверенностью на 99% говорить, что моделью Курбе была Констанс Кеньо», — сказала она агентству Франс пресс.

Кто такая Констанс Кеньо?

До 1859 года Констанс Кеньо танцевала в парижской Опере, но потом ушла из балета. В 1866 году, когда Курбе написал картину, 34-летняя Кеньо была одной из любовниц османского дипломата Халила Шерифа-паши.

Именно он заказал Курбе картину «Происхождение мира» для своей личной коллекции эротики.

Во французской национальной библиотеке сохранилось несколько фотографий Кеньо, сделанных в том числе и знаменитым французским фотографом Надаром. Ее лицо также можно рассмотреть на фотографиях французского фотографа Андре Дисдери, которые хранятся в коллекции музея Орсе в Париже.

Черные брови Кеньо больше соответствуют темным лобковым волосам, изображенным на картине Курбе, говорит Обенас.

По ее мнению, в то время всем было известно, что на картине изображена именно Кеньо, но со временем это забылось, потому что она стала очень уважаемой женщиной и посвятила себя благотворительности.

Констанс Кеньо умерла в 1908 году. В ее завещании фигурировала картина с букетом цветов, написанная Курбе. На картине были изображены ирисы, тюльпаны, а также красные и белые камелии. Обенас считает, что эту картину своей любовнице подарил Халил Шериф-паша — в то время камелии ассоциировались с куртизанками, благодаря роману Дюма-младшего «Дама с камелиями».

Французский художник-реалист Густав Курбе написал картину «Происхождение мира» в 1866 году. На ней изображено голое женское тело с широко раздвинутыми ногами. Картина стала одной из самых провокационных работ в истории искусства. Долгое время она нигде не выставлялась из-за чрезмерной сексуальной откровенности и впервые была показана широкой публике только в 1995 году.

У Джоанны Хиффернан, которая, как долгое время считалось, стала натурщицей для этой картины, были романтические отношения с американским художником Джеймсом Уистлером, который приехал во Францию из Соединенных Штатов.

Уистлер запечатлел свою возлюбленную на картине «Симфония в белом №1: Девушка в белом», которую он написал в 1862 году, за четыре года до скандальной картины Курбе. Для этой работы Хиффернан позировала для Уистлера в закрытом белом платье в пол.

«Эта композиция диаметрально противоположна тому, что изобразил Курбе. Поговаривали, будто Уистлер, обнаружив, что его подружка ради Курбе сняла с себя все, впал в такую дикую ревность, что покинул Францию», — писал в своей книге «Непонятное искусство» редактор отдела искусств Би-би-си Уилл Гомперц.

Картина «Происхождение мира» продолжает оставаться скандальной даже в современности. В 2011 году учитель во Франции подал в суд на «Фейсбук». Поводом для иска стало то, что соцсеть заблокировала его аккаунт, после того как он опубликовал изображение с картиной Курбе. В марте этого года французский суд признал действия соцсети неправомерными.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Живопись, графика, иллюстрации (750)
  • Русская живопись — 18-20 век (74)
  • Зарубежная живопись и графика 15-20 век (272)
  • Современная живопись и графика (158)
  • Пейзажи, марины (208)
  • Городской пейзаж (58)
  • Акварель, пастель, батик (64)
  • Жанровая живопись и графика (124)
  • Портреты- живопись и графика (53)
  • Натюрморт, цветы (30)
  • Разнообразие жанров (40)
  • Тематические подборки в живописи (31)
  • Религиозная живопись (10)
  • Иллюстрации, рисунки, этюды (27)
  • Магический реализм, фентези, сюрреализм (18)
  • Женский образ в живописи и графике (69)
  • Интерьеры,окна (8)
  • Анималистическая живопись и графика (9)
  • Музыка (160)
  • О музыкантах и музыке (18)
  • Поэзия (73)
  • Поэзия и живопись (68)
  • Поэзия — посты друзей (70)
  • Литература (18)
  • Фотография,художественная фотография (25)
  • Путешествия по миру (102)
  • Разное (22)
  • Скульптура (9)
  • Поздравления, праздники, личное (3)
  • Дневники-оформление блогов (110)
  • рамочки и схемки (39)
  • Фоны (25)
  • Уроки Лиру (22)
  • Разделители текста, кнопки (21)
  • Уроки по рамочкам (5)
  • Генераторы (3)

Музыка

Французская художница — иллюстратор Адриенн Сегюр ( Adrienne Segur, 1901 -1981)

Adrienne Segur (1901-1981) — французская художница — иллюстратор

О жизни Адриенны Сегур до сих пор известно немного, и вокруг ее имени ходит много слухов и домыслов. Считается, что она была родственницей Comtesse de Segur, известной детской писательницы с русскими корнями. Однако, связь эта ничем не доказана.

Dawn The Golden Haired

Дикие лебеди

Three Who Spun

Kip The Enchanted Cat

Спящая красавица

Дюймовочка

Щелкунчкик

Братец и сестрица

Жар-птица ( The Golden Bird)

Алиса в стране чудес

Дикие лебеди

The Little Old Woman

Prince Ivan, the Infant Ogress, and the Little Sister of the Sun

Снежная королева

Читать еще:  Старинные вещи и изделия – ценный и дорогостоящий антиквариат

Снежная королева

Снежная королева

Снежная королева

Bright, Deardeer, and Kit

Адриенна Сегур родилась в греческих Афинах, в семье французского писателя Николаса Сегур (Nicolas Segur) и гречанки Анастас Кириакос (Kakia Anastase Diomede Kyriakos). Родители рано обнаружили у дочери стремление к рисованию, и поощряли ее в этом стремлении.

В 1929 году были опубликованы ее первые иллюстрации к романам Андре Моруа.

В 1932 году Адриенна вышла замуж за египетского поэта и мыслителя Мунира Хафиза (Mounir Hafez). Их жизнь была разделена между Парижем и Каиром. С 1936 по 1939 гг Адриенна была главным иллюстратором детского раздела во французской «Le Figaro».Во время войны Адриенна с мужем были арестованы как английские шпионы.

В 1957 году для издательства «Flammarion» Адриенна проиллюстрировала цикл сказок Андерсена, эти рисунки принесли ей большую известность; в дальнейшем книги с ее иллюстрациями были переизданы и переведены на множество языков.Она прекратила рисовать незадолго до выхода The Legend of Venise в 1973 году. В последние годы Адриенна обосновалась в Париже и вела уединенный образ жизни.

«Позы» Аретино — средневековая похабщина, ставшая классикой Ренессанса

«Позы» Аретино, «Шестнадцать поз» или «Любовные позы» — все это названия сборника похабных стихов поэта Пьетро Аретино, проиллюстрированного гравюрами с разнузданными сценами секса.

Эту книгу запрещали, за нее сажали, ее много раз подпольно копировали, и ей восхищались — со временем «Позы» Аретино превратились из произведения, от одного упоминания которого дамы падали в обморок, в ценнейший артефакт Ренессанса, из которого черпали вдохновение Казанова и Александр Сергеевич Пушкин.

Рассказываем о непростой судьбе этого очаровательного культурного памятника средневековой эротики. Естественно, с картинками.

Начать рассказ о «Позах» Аретино придется издалека. В 1524 году маркиз Федерико II Гонзага решил построить себе загородную виллу рядом с городом Мантуя, и пригласил в качестве архитектора не абы кого, а Джулио Романо, именитого ученика Рафаэля Санти. Романо понадобилось всего восемнадцать месяцев на постройку виллы и еще десять лет на дальнейшую роспись ее интерьеров. Работа оказалась колоссальной. Несколько залов покрыли огромные росписи с мифами о богах-олимпийцах, однако некоторые работы Романо отличались от основного массива. К примеру, вот эта:

Хотя маркиз Гонзага и придерживался передовых взглядов, еще до начала строительства виллы он забраковал большинство откровенных росписей, оставив лишь несколько. Но пропасть самым пикантным рисункам не дал друг Романо, Маркантонио Раймонди — художник и еще один ученик Рафаэля. Когда Раймонди впервые увидел этюды приятеля, он был настолько восхищен их дерзким эротизмом, что предложил Романо незамедлительно переделать их в гравюры и издать отдельно. Автор был не против, но понимал, что после такого у них точно появятся серьезные проблемы не только с властями, но и лично с папой Климентом VII, с которым у Романо и без того были сложные отношения.

По легенде, Климент VII однажды пригласил Джулио Романо расписывать Ватикан, однако времена были тяжелые, и они не смогли договориться насчет гонорара, поэтому в отместку ретивый художник оформил зал Константина порнографическими картинами, которые потом пришлось перекрашивать, за что Романо и впал в немилость.

Так это было на самом деле или нет — никто не знает, но Романо действительно поучаствовал в росписи Битвы Константина, которую ему поручили доделать за Рафаэлем после смерти мастера. И между Романо и Климентом правда были разногласия, но, с другой стороны, у кого из именитых живописцев их тогда не было? В Италии шел Ренессанс, и если для творческих людей это был переломный момент в художественном переосмыслении роли человека, Бога и морали, то для католической церкви это был слом политический — в 1527 году Рим вообще будет разграблен войсками Карла V, из-за чего власть папы серьезно пошатнется.

Но в 1524 году папский престол еще крепко стоял, и когда гравюры Раймонди по самым разнузданным эскизам Романо были изданы, их незамедлительно изъяла церковь. Усугубляло дело еще и то, что картинки с совокупляющимися парочками сопроводил похабнейшими стихами друг живописцев, поэт Пьетро Аретино. По другой версии, Аретино добавил свои сонеты уже многим позже, однако очевидец всего этого безрассудства, художник Джорджо Вазали, пишет о событиях так:

Джулио Романо поручил Маркантонио вырезать по его рисункам на двадцати листах все возможные способы, положения и позы, в каких развратные мужчины спят с женщинами, и, что хуже всего, мессер Пьетро Аретино написал для каждого способа неприличный сонет, так что я уж и не знаю, что было противнее: вид ли рисунков Джулио для глаза или слова Аретино для слуха. Произведение это было строго осуждено папой Климентом, и, если бы, когда оно было опубликовано, Джулио уже не уехал в Мантую, он заслужил бы суровое наказание от разгневанного папы. Маркантонио был схвачен и заключен в тюрьму, и плохо бы ему пришлось, если бы его не выручили кардинал Медичи и Баччо Бандинелли, находившиеся в Риме на службе у папы.

Лишь в неспокойном 1527 году Романо, Раймонди и Аретино удалось, наконец, переиздать свой труд, но и тут их ждала неудача. Творцы понадеялись, что политическая смута в Италии отведет от них зоркий взгляд папы Климента VII, но чуда не произошло — второе издание сборника, уже известного в народе как «Позы» Аретино, также было полностью сожжено. На этот раз, к сожалению, безвозвратно.

Уцелевшая гравюра Раймонди

Так оригинал «Поз» Аретино был утрачен — до нас дошла лишь одна уцелевшая гравюра Раймонди и шестнадцать сонетов Пьетро Аретино. Однако в середине XVI века широкой публике это произведение было вновь представлено в изложении художника Агостино Карраччи, сделавшего копию с другой копии 1550 года. «Любовные позы» к тому моменту уже превратились в легенду — сборник несколько раз переиздавался кем ни попадя, но раз за разом уничтожался властями.

Копия «Поз» 1550 года

По разрозненным свидетельствам мы знаем лишь то, что обе этих версии («Позы» Карраччи и пиратское издание 1550 года) отличаются от оригинала персонажами, но не самими позами. На гравюрах Раймонди были изображены обычные люди, тогда как Карраччи рисовал пары богов и знаменитых любовников из реальной истории: Зевс и Гера, Марк Антоний и Клеопатра, и все в таком духе. Не исключено, что таким образом Карраччи хотел избежать излишнего гнева церковников — дескать, не порнографию какую-то рисует, а отдает дань уважения классическим сюжетам.

Мускулистые тела и мощные торсы персонажей тоже были идеей Карраччи, как и идея перенести сцены секса из бытовых интерьеров в более помпезные локации. Именно эта версия «Поз» Аретино в итоге и стала каноничной, а если точнее, то ее французское переиздание 1798 года под названием L’Arétin d’Augustin Carrache, ou recueil de postures érotiques, d’après les gravures à l’eau-forte par cet artiste célèbre (примерный перевод — «Позы Аретино в исполнении Агостино Карраччи или сборник эротических картин с дополнениями знаменитого художника»).

По соображениям нынешней нравственности, во многом столь близкой по духу эпохе Ренессанса, мы были вынуждены замазать некоторые пикантные детали этих гравюр. Но вы наверняка это и так уже поняли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector