Французский художник. Olivier Desvaux

Французский художник. Olivier Desvaux

Почему шедевр француза Жана Фуке, посвящённый Деве Марии, посчитали кощунственным: «Меленский диптих»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О художнике

Еще одним важным результатом путешествия в Рим стало то, что Фуке ввел концепции и методы итальянского искусства эпохи Возрождения во французскую живопись. Его последующие работы в области живописи, панно, манускриптов и портретной живописи принесли ему репутацию самого важного французского художника 1400-х годов. В Италии Фуке вдохновлялся фресками Фра Анджелико. Работы знаменитого флорентийца оказали глубокое влияние на него самого. Новая наука о перспективе в итальянском искусстве также повлияла на его творчество. По возвращении из Италии Фуке создал иедивидуальный стиль живописи, сочетающий в себе элементы монументальной итальянской и детализированной фламандской живописи.

В 1447 году Фуке завершил великолепный портрет короля Карла VII. Эта работа стала одной из самых известных французских картин эпохи Возрождения. Впоследствии Жана Фуке пригласили работать художником короля Карла VII. Переживая тяжелую болезнь, Карл VII заблаговременно поручил Фуке создать цветную посмертную маску для публичных похорон. Это свидетельство не только высочайшего мастерства Фуке, но и безграничного доверия короля. При преемнике Карла, Людовике XI, Фуке был назначен peintre du roy (официальным придворным художником). В этой почитаемой должности Фуке руководил большой мастерской, которая создавала картины и рукописи для двора.

«Меленский диптих»

Около 1450 года Фуке создал свою самую известную работу под названием «Меленский диптих». Религиозный диптих Жана Фуке из Соборной церкви Нотр-Дам в Мелён — один из шедевров французской живописи и искусства XV века. Заказчиком был Этьен Шевалье, казначей короля Карла VII, для которого Жан Фуке уже создал великолепный иллюминированный манускрипт «Часослов».

Шедевр, который сейчас считается одной из величайших картин эпохи Возрождения во Франции XV века, состоит из двух частей. На левой панели в коленопреклоненной позе изображен заказчик Этьен Шевалье. Слева от него – святой Стефан. Последний, облаченный в мантию дьякона, держит книгу, на которой находится зазубренный камень — символ его мученичества. Из смертельной раны на макушке капает кровь. В руке у него главные опознавательные атрибуты – Евангелие и камень, которым он впоследствии был убит. Оба героя смотрят на правую панель с Богородицей.

На правой створке изображена Мадонна, которая восседает на троне в абстрактном пространстве. Фон выполнен в стиле итальянского Возрождения и очень похож на церковный интерьер. Он демонстрирует пилястры, чередующиеся с инкрустированными мраморными панелями. Отчетливо видна фреска с надписью «Estienne Chevalier» (отсылка к заказчику работы). Еще одно упоминание о донаторе содержит Иисус. Младенец сидит на коленях у Мадонны. Его палец указывает в сторону Шевалье, как бы предполагая, что его молитва о божественном милосердии будет услышана. Мадонна изображена с удивительно тонкой талией, модной стрижкой и в великолепном наряде. Ее трон украшен внушительными жемчужинами, драгоценными камнями и изысканными золотыми кистями. Фон заполнен херувимами, раскрашенными в ярко-красный и синий цвета. Лицо и кожа Аньес окрашены в бледно-серый цвет, напоминающий гризайль. Вероятно, это авторский намек на факт ее смерти в 1450 году.

Читать еще:  Современный французский художник. Sylvestre Evrard

Скандальный фурор

Обнаженная грудь остается загадкой. Совершенно ясно – на полотне нет и намека на то, что Мадонна собиралась кормить Иисуса. Большие размеры, дерзкий вид и идеально сферическая форма — это преднамеренная демонстрация чувственной красоты, что совершенно неуместно для Царицы Небесной. Если учесть местоположение диптиха – в церкви – изображение выглядит просто кощунственно. Однако, как утверждают придворные летописцы Частеллен и Энеа Сильвио Пикколомини (позже Папа Пий II), полотно сыграло в пользу королю. Более того, в то время мало кто из верующих посчитал бы кощунственным называть умершую королевскую любовницу Девой Марией. Мнение о работе было различным. Например, картина не нашла одобрения у голландского историка искусства и средневекового летописца Йохана Хейзинга, который назвал картину ужасающей.

Левая панель с портретом Этьена Шевалье и изображением святого Стефана попала в коллекцию Берлинской картинной галереи в 1896 году. А правая панель, изображающая Мадонну, принадлежала Королевскому музею изящных искусств Антверпена с начала XIX века. Кроме того, сохранился эмалевый медальон с автопортретом Жана Фуке, некогда украшавший раму диптиха, а сейчас хранящийся в Лувре. В январе 2018 года в Берлине произошло сенсационное воссоединение двух частей диптиха (хоть и на короткое время). Событие помогло восстановить утраченное единство великого произведения искусства.

Забытый после смерти, но вновь открытый в XIX веке Фуке по сей день считается выдающимся художником в европейском искусстве. Историки искусства считают его величайшим французским художником XV века, который сочетал в себе методы итальянских художников раннего Возрождения и технику нидерландских художников эпохи Возрождения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Художник Pierre Olivier Joseph Coomans (1816 – 1889)

Молодая женщина отдыхает (La longeuse)

Художник Пьер Оливье Жозеф Команс (Pierre Olivier Joseph Coomans) родился в июле 1816 года в Брюсселе. Был учеником Питера ван Ханселера (Pieter van Hanselaere, 1786-1862) в Генте, затем Никеза де Кейзера (Nicaise de Keyser, 1813-1887) и Густава Вапперса (Gustaf Wappers, 1803-1874) в Королевской Академии изящных искусств в Антверпене.

После окончания академии совершил творческую экспедицию по Северной Африке и Ближнему Востоку. А после путешествия по Востоку выехал в Италию, был в Греции и Турции, посетил Крым. До 1857 года художник писал картины на исторические темы. А с 1857 года, после посещения раскопок древних Помпей, художник увлёкся античностью и написал на эту тему несколько полотен, которые сделали Пьер Оливье Жозеф Команс знаменитым и состоятельным.

Кормление черепахи (Feeding the Turtle)

Впоследствии Pierre Olivier Joseph Coomans регулярно выставлялся в парижском Салоне – картины с античной тематикой хорошо принимала публика и ещё лучше приобретали коллекционеры живописи.

Читать еще:  Украинский художник. Игорь Коновалов

В этот же период художник начала писать женские образы – молодые красавицы в экзотических интерьерах и костюмах. Эти «красотки» очень понравились коллекционерам живописи, особенно американским коллекционерам.

Умер Pierre Olivier Joseph Coomans в Булонь-Бийанкур, в 1889 году, на пике своей долгой и блестящей карьеры.

Картины художника Пьера Оливье Жозефа Команса (Pierre Olivier Joseph Coomans)

Последний час Помпеи — дом поэта (The Last Hour of Pompeii — The House of the Poet)

Шкатулка с драгоценностями (The Jewellery Box)

Неаполитанская красавица (A Neapolitan beauty)

Ссора детей (The Children’s Quarrel)

Античный концерт (A classical concert)

Мелодия для римской красавицы (A melody for a Roman beauty)

Портрет молодой женщины (A portrait of a young woman)

Юная красавица (A young beauty)

Амулет (The Amulet)

Купальщицы (Les Baigneuses)

Вы не можете пройти! (On ne passe pas!)

Визит (The Visit)

Женский портрет (Portrait of a Woman)

Торговка фруктами в Помпеях (Marchande de Fruits a Pompeii)

Девушка в размышлении (Maidens in contemplation)

Бельгийский художник Пьер Оливер Джозеф Куманс.

Family Life in Pompeii

Feeding The Turtle

An Afternoons Amusement

The Children’s Quarrel

The Last Hour of Pompei

Her Favorite Pet

A Warm Exchange

Portrait of a Young Woman in White

Young Girl with Flowers

A Young Woman of Leisure

Portrait of a Woman

A Classical Beauty

A Neapolitan beauty


The old Doll

Бельгийский художник Пьер Оливер Джозеф Куманс.

Family Life in Pompeii

Feeding The Turtle

An Afternoons Amusement

The Children’s Quarrel

The Last Hour of Pompei

Her Favorite Pet

A Warm Exchange

Portrait of a Young Woman in White

Young Girl with Flowers

A Young Woman of Leisure

Portrait of a Woman

A Classical Beauty

A Neapolitan beauty


The old Doll

Топ-5 французских художников, которыми гордится Франция

Франция подарила миру множество ярких самобытных художников. И это не только импрессионисты, пошатнувшие многовековые традиции. Страна соседствует с колыбелью живописи — прекрасной Италией. Поэтому неудивительно, что эпоха Возрождения оказала большое влияние на творческих людей. Но национальной оригинальной школы не сформировалось, Франция не может похвастаться мастерами, превосходящими талантом знаменитого Леонардо да Винчи или Караваджо. Свой вклад в мировое искусство уроженцы этой солнечной страны внесли в другое время.

Бартелеми д’Эйк

Бартелеми д’Эйк (Barthelemi d’Eyck), творчество которого относят к авиньонской школе, известен как придворный художник французского короля Рене Доброго. Интересно то, что Бартелеми д’Эйк никогда не ставил подпись на созданных полотнах. Поэтому известно совсем немного его картин, авторство которых искусствоведы признали безоговорочно. Наиболее интересные работы: «Распятие», «Святое семейство».

Бартелеми д’Эйка называют самым ярким представителем провансальского искусства XV века.

Эдуард Мане

Художник прославился как один из главных вдохновителей импрессионизма. Именно благодаря этому направлению в живописи Франция ворвалась на пьедестал модного искусства, опередив свою вечную соперницу — Италию. Сам Эдуард Мане (Edouard Manet) не считал себя бунтарем и на лидерство среди молодых французских художников, бросивших вызов буржуазным вкусам, не претендовал. Фрондерство было не свойственно его характеру. Грезил об официальном признании. И оно пришло, но для этого потребовалась почти вся жизнь.

Читать еще:  Шотландский художник. Marjory Sime

В работах много экспериментировал с цветом. Он не старался передать на холсте так называемый природный оттенок. Давал волю фантазии. Если свинцовое небо не вдохновляло, на пейзаже возникала лазурь. Публика же требовала от художника фотографической точности.

Мане удалось изменить представление о предназначении живописи. Он отстоял право не прогибаться, а писать так, как видится внутреннему взору. И продолжал работать, наплевав на принятые шаблоны и традиции.

Огюст Ренуар

Импрессионизм называют самым радостным направлением в живописи. А наиболее позитивным и светлым художником той эпохи был Ренуар (Pierre-Auguste Renoir). В его работах полностью отсутствует негатив. Даже от использования черной краски он отказался. Проповедовал легкое, беззаботное отношение к жизни. Умел разглядеть прекрасное в банальном и привычном.

Ренуар любил людей, поэтому они присутствуют практически на каждой картине. Пейзажи использовал скорее как фон. На его работах радуются жизни парижане, друзья и знакомые художника.

Еще одно направление в живописи, которое принесло известность Ренуару — жанр ню. Его обнаженные женщины всегда прекрасны.

Ренуар — один из тех счастливцев, кому удалось при жизни купаться в лучах славы, увидеть собственные работы в знаменитом Лувре.

Поль Гоген

Поль Гоген (Paul Gauguin) — художник, принесший известность Франции уже после смерти. В начале творчества был близок к импрессионистам. В этой стилистике написаны знаменитые работы «Прекрасная Анжела», «Женщина с плодом манго». Но живопись в то время не была его основным занятием, на жизнь зарабатывал игрой на бирже.

В городе чувствовал себя несчастным. Имея в родословной корни свободолюбивых индейцев Перу, он стремился порвать с цивилизацией. Принял решение перебраться на Таити. Свои самые гениальные картины Гоген написал в Океании. Известно более 80 работ, созданных там. В том числе и полотно «Когда свадьба», проданное на аукционе за рекордные 300 млн долларов.

Паскаль Чове

Паскаль Чове (Pascal Chove) — известный современный французский художник. Предпочитает для своих работ использовать не привычный холст, а деревянные панели. Интересен его способ создания картин: к написанию подходит как архитектор. Центр вырисовывается наиболее тщательно, даже реалистично. Чем ближе к периферии, фигуры и предметы становятся более размыты.

В начале своей карьеры делал ставку на пейзажи. Но вот уже несколько лет работает исключительно над женскими портретами. В них и находит вдохновение. Фрески поражают нежностью и восхищением. От его девушек веет утренней свежестью и умиротворенностью.

Обратите внимание — портреты Паскаль Чове выполняет в трехмерной перспективе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector