Художник-реалист. Alexander On

Художник-реалист. Alexander On

Цветные пятна лучше пейзажа и портрета?

Абстрактное искусство в наш век ценится выше реалистического. Кому интересен примитивный портрет или пезйзаж? Цветные пятна и геометрические фигуры куда современнее. Рано или поздно у людей наступит просветление: они поймут, что им дурили голову, пичкая бессмысленной мазней, уверен Александр Беглов, художник-реалист и человек трезво мыслящий.

— Мне кажется, что цены на реалистическую живопись специально опустили ниже плинтуса, — считает Александр Иванович. — Для того чтобы раскупить все по дешевке, а потом они взлетят до небес.

— Ну, а если не вооружаться теорией заговоров, есть какой-то ответ?

— Объективный диалектический процесс Вслед за отливом, деградацией, наступит прилив, просветление: постепенно люди поймут, что им сто лет дурили голову, пичкая бессмысленной мазней.

У нас постмодернизм расцвел буйным цветом по завершении Советского периода. Это явление не только и не столько российское. Мы «дожевываем» его за Западом, где приучили людей к тому, что искусство должно удовлетворять либеральным взглядам на мир. Оно должно быть «в шаговой доступности», быть понятным, массовым. Про качество искусства речи не идет. У нас привычные понятия, такие как живопись, графика скульптура — стали меняться. Появилось новое слово — дизайн. Графический дизайн и дизайн, допустим ванн, унитазов.

— Но ведь во времена эпохи Возрождения тот же Микеланджело получал за свои бессмертные произведения всего втрое больше простого маляра штукатура?

— Просто маляров тогда тоже уважали. Но и художников ценили. Среди них была конкуренция. Существовало очень мало мест, где нужны были их услуги. Раз, два — и обчелся, королевские дворцы, божьи храмы. Все!

У нас в Советские времена Иосиф Виссарионович тоже был человек с духовным образованием, недоучившийся семинарист. Вольно или невольно (скорее всего — вполне осознанно) он пытался построить Политбюро ЦК КПСС словно апостолов вокруг себя, богоподобного. Были свои «великомученики», борцы за дело мирового пролетариата: Бауман, Свердлов, Лазо и другие. Для того, чтобы их «жития» изобразить, нужно было владеть навыками реалистической школы.

Железный занавес позволил реалистическому искусству в нашей стране спокойно развиваться. Но сам по себе реализм основан не на политических установках, а на образе и подобии божьем. Творчество — это способность, которая роднит нас с создателем, это дар божий. Как бы идеологически не маскировали, не коверкали реалистическое искусство, божественное проступало в нем всегда.

— Сейчас ведь не обязательно для того, чтобы стать художником, этому учиться, достаточно во всеуслышание объявить себя таковым. Что нужно для того, чтобы вступить в ряды… Ну, хотя бы Союза художников Подмосковья?

— Наш Союз — региональная общественная организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции РФ и в Министерстве культуры. У нас около пятисот членов. Есть и Народные художники России и Заслуженные художники. Есть и просто начинающие. Кто-то со специальным образованием, есть без образования, но они, участвуя в выставках, стараются повысить свой уровень.

— Скажите Александр Иванович, а граффитисты, уличные художники, могут записаться в ваш Союз?

— Мы думали над этим вопросом. Но они по большей части не разделяют наши объединяющие идеи. Во-первых, у нас союз профессиональных художников. Во-вторых, у нас есть некие творческие задачи. Мы считаем, что для того чтобы называться художником — не достаточно уметь скопировать чьи то линии и пятна, нужно создавать что-то свое оригинальное.

Хотя мы всегда с радостью отзываемся на любые предложения, более того у нас нет преобладания чьего-то мнения.

— Мне кажется, художникам-реалистам нет дела до абстракционистов, постмодернистов и прочих актуальщиков. Реалисты конкурируют только и исключительно между собой и страшно не любят друг друга. Или я ошибаюсь?

— Чисто цеховые проблемы больше заметны среди скульпторов. У них конкуренция. Кроме качества самого творчества, еще идет борьба за дорогостоящие заказы. Там вертятся огромные суммы. Это связано со стоимостью материалов, медь нынче дорога. Второе — землеотвод. Коммунальное благоустройство вокруг монумента. Памятник открывает как минимум губернатор, а то и президент.

У живописцев попроще, там нет таких денег. Цеховые интриги не настолько страшны. Живописцы дружно участвуют в выставках. На бытовом уровне бывают какие-то стычки непонимание, но не более того.

У графиков еще проще, они прикреплены к каким-то издательствам, имеют постоянный кусок хлеба.

— Отчего реализм не считается, по крайней мере, не называется современным искусством?

— Это какой-то парадокс. Объективно он самый современный, ведь если художник живет в наше время, он уже наш современник. Он отражает по большей части нашу жизнь, а если создает произведение на исторические или фантастические темы, то все равно пишет свои работы с современных позиций.

Постмодернисты заявляют, что они совершают какие-то новые открытия. Как правило, это всего лишь компиляция — использование и заимствование каких-то метафор. Эклектика. К тому же выполнено все на низком качественном уровне. Нарисовать пенис на мосту — никто кроме милиции не мешает. Не нужно таланта, это сможет любой. Иди и рисуй, если не боишься милиции.

— Вы имеете в виду арт-группу Война? Они работают в сфере, близкой к политике. Но ведь не даром говорят, что политика — искусство возможного. Эти слова поставили радом уже очень давно.

— Когда в Государственной Думе РФ разрабатывали закон о поддержке изобразительного искусства, то меня пригласили принять в этом участие. Я настаивал на том, чтобы искусствоведы четко прописали понятийный аппарат изобразительного искусства: что такое живопись, что такое графика? Что такое, в конце концов, то же актуальное искусство? Быть может, его приравнять к театру? Или к цирку?…

А когда показывают акулу в формалине и говорят, что это изобразительное искусство, я буду настаивать: это не изобразительное искусство, а акула в формалине. И место ей в зоологическом музее.

Или если делают интерактивные шоу, в котором можно участвовать, двигая пятна света. Это ближе к кинематографии. Почему это изобразительное искусство? Почему они хотят попасть в разряд художников?

— Потому, что у художников высокая репутация, созданная за тысячелетия существования изобразительного искусства Проксителем, Микеладжело, Репиным.

Читать еще:  Современная американская художница. Mary Carol Kenney

— Постмодернисты хотят, чтобы их произведения экспонировались и хранились в Третьяковке и Эрмитаже. У этих музеев — раскрученный бренд, а их работам нужна реклама для того, чтобы находились покупатели всего этого. А им место в особых галереях.

— А кого лучше всего покупают из современных российских художников реалистического направления?

— Я не верю утверждениям Никаса Сафронова, что за его картины платят по нескольку десятков тысяч долларов. Ну, может, одну-две и купили, но не больше.

Есть художники, которым повезло, и они честно продают свои картины за границей. Но в основном сейчас у нас, как и сотни лет назад, когда скульпторы и живописцы были приближены к королям, и теперь художники выживают при власти, имея заказы.

— А те художники, кто далек от власти и не стремится с нею сотрудничать, иногда бывают даже интереснее зрителям.

— Конечно, взять хотя бы наивное искусство. Как к нему относиться? Тут есть два направления это может быть какой-то дегенеративный стеб, когда человек с высшим образованием, или двумя рисует картинки на грани издевательства над зрителем. И это может быть сделано искренне. Вот, например, была одна самодеятельная художница, пожилая бабушка. Она захотела нарисовать Африку, где никогда не была. Для того чтобы проникнуться Африкой, она истопила жарко баню, чтобы было как в Африке и там рисовала.

— Рисовала в бане голая?

— Вероятно. Раз в бане то, голая. Это нормальное состояние для бани.

— Тогда лучше бы она была не старушка, а молодушка.

— Конечно, всегда хочется как лучше, но не всегда получается.

Читайте самое интересное в рубрике «Культура»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Мифологический реализм Александра Завалий

Мифологическим реализмом называет художник тот жанр, в котором творит. Если быть точнее, то это даже не жанр, а подход к изображению действительности. Чаще всего художник рисует котов в исторической обстановке.

Наиболее известен цикл его работ под названием «Эпические коты»

«Спасибо, не подвела!».

«Враг взят под стражу».

«Пушистый белый десант».



«Медведовский казак».



«Стратег».

«Военный моряк, душа в полоску».

Не нашла названия.

Еще записи по тегу «Искусство»

Welcome to La Loca

Есть огромное множество причин посетить это место. Лично для меня значение имеют: здесь нет чешской кухни, поедание которой для меня пытка в прямом…

Доступное современное искусство

На острове Штванице (Ostrov Štvanice), именуемом также Большой остров или Большая Венеция я попала на выставку современного чешского искусства.…

Огни большого цирка Будапешта

Будапештский цирк был первым в моей жизни классическим цирком и вторым посещенным цирком вообще. Ранее я была только на представлении знаменитого…

Старый Будапешт на фотографиях Яноша Райзмана

Друзья! К сожалению, работы стало невыносимо много и сокращение времени сна до 5 часов уже не спасает. Посему выпадаю на некоторое время из ЖЖ. Пока…

О венгерских корнях лейтенанта Коломбо

Признаюсь честно, объективных причин делать из этой темы отдельный пост нет, но я давний и преданный фанат сериала, поэтому, пользуясь случаем, не…

Звери как люди в работах Томаша Ковача

. или антропоморфизм, если по-научному. Томаш Ковач (1942 — 1999) — один из самых выдающихся венгерских графиков 20 века. Обладатель множества…

«Шибко тощая!» : скандальной скульптуры в Будапеште больше нет

Хотела сегодня написать о Вишеграде, но вчера сообщили, что с площади Иштвана Сеченьи убрали скандальную фигуру тощей девочки. Скандальную, т.к.…

Галерея Коллера: место для бесплатного приобщения к венгерскому искусству

Все-таки странная штука Трипадвизор.. Если посмотреть список музеев Будапешта, то на первом месте будет эта самая галерея, на 2 — музей пинбола, на 9…

Современное искусство Венгрии: Эрно Тот

Являясь очень далеким от искусства человеком, меня все же постоянно тянет к высокому. Хотя я и не попала в Национальную галерею (но надежды не…

Александр Дейнека

А лександр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске

Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.

После Февральской революции занятия прекратились, и художнику пришлось сменить много специальностей. Он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране — Вхутемас.

В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений. В мастерских Вхутемаса Дейнека познакомился с поэтом Владимиром Маяковским, и его стихи не раз вдохновляли художника.

В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.

Читать еще:  Экспрессивный реализм. Raymond Unger

«Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан!»

Одна из наиболее ранних его картин, посвященных теме спорта, — «Футбол». Художник создал ее в 1924 году. Он будто соединил в пространстве холста несколько кадров кинопленки, отсылая зрителя к языку кино.

В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Это время совпало с расцветом соцреализма: в советском обществе распространялись идеи эмоционального подъема, соревнований и побед, как спортивных, так и трудовых, воспевание красоты и совершенства здорового человеческого тела. Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом: во Вхутемасе борьба была в почете. Личный спортивный опыт помогал художнику находить подходящие приемы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях.

Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом — юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека подчеркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты.

В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.

В 1932 году Александр Дейнека написал известное полотно «Бег», а спустя год создал плакат «Физкультурница». На нем была изображена стройная спортивная девушка, которая готовится метнуть диск, а рядом — броское четверостишие: «Работать, строить и не ныть! / Нам к новой жизни путь указан, / Атлетом можешь ты не быть, / Но физкультурником — обязан!» На заднем плане — образы стрелка, велосипедистов и бегунов, готовых в любой момент оставить стадион и встать на защиту молодого Советского государства.

На полотне «В обеденный перерыв в Донбассе» 1935 года Александр Дейнека изобразил молодых шахтеров, которые выбегают из реки на фоне выгоревшего летнего неба. Крупные монументальные фигуры словно надвигаются на зрителя из пространства холста. Сверкающие брызги воды и короткие контрастные тени подчеркивают ощущение полуденного зноя.

Скульптура, мозаика, батальное полотно

Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Дейнека с репортажной достоверностью передал панораму спортивного праздника: яркий солнечный день, сосредоточенные и серьезные бегуны, нарядные зрители с цветами, среди которых художник изобразил и себя.

Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры. В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах.

Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.

На протяжении всей жизни Дейнека преподавал изобразительное искусство. У него было много учеников: Андрей Васнецов (внук Виктора Васнецова), Герман Черемушкин, Юлия Данешвар, Изабелла Агаян.

Александр Дейнека скончался в Москве в 1969 году. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России и в частных коллекциях.

Александр Дейнека — советский художник-новатор: биография и картины

Александр Александрович Дейнека (Aleksandr Aleksandrovich Deyneka; родился 20 мая 1899 г. — умер 12 июня 1969 г.) — это известный художник XX века, работавший в стиле социалистического реализма. Картины Александра Дейнеки изображают счастливых советских людей, радостно трудящихся на заводах, фабриках, шахтах, занимающихся спортом. Творчество живописца характеризуется плакатностью, монументальностью, его персонажи типизированы, лишены индивидуальных черт.

Александр Дейнека стремился всесторонне познавать действительность, умел точно передать специфику городского пейзажа. Его живопись привлекает активными действиями, сложными движениями, яркостью красок.

Биография Александра Александровича Дейнеки

Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.

После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.

После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.

В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.

В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.

В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.

Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».

В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.

После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.

Читать еще:  Фотографический портрет. Herve Perdriel

Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.

Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.

Самые известные картины Александра Александровича Дейнеки

Картины Александра Дейнеки ярко выражают силу и энергию советского народа, недаром мастера называли Маяковским в живописи. Среди лучших работ стоит отметить следующие:

  • «Мать» (1932) — художнику удалось создать образ советской Мадонны, в произведении высокая эстетика сочетается с подлинной современностью. Работу отличает необычный ракурс: мать показана со спины, чтобы продемонстрировать зрителю личико спящего малыша.
  • «Будущие летчики» (1938) — в картине обнаженные телесные формы наполнены глубоким психологическим содержанием. Сидящие мальчишки трепетно наблюдают за маневрами самолета. Это тот случай, когда в понимании смысла произведения ключевую роль играет его название.
  • «Оборона Севастополя» (1942) — в картине монументальность, плакатность изображения сочетается с символичностью. Кажется, что защитники города в подчеркнуто белоснежной форме сражаются не просто с вражеским войском, а с темными силами зла.
  • «Сбитый ас» (1943) — сбитый немецкий летчик, падающий на землю, словно изгнан с неба. Художнику удалось запечатлеть краткое и одновременно бесконечное мгновение, по прошествии которого жизнь оборвется.

В своем творчестве Дейнека создавал образ счастливой советской действительности. Хотя его персонажи не наделены индивидуальными чертами в духе того времени, благодаря уникальному таланту живописца они обрели бессмертие.

Работы художников разных эпох можно найти на портале Very Important Lot, который позволяет принять участие в аукционах искусства. Ценителям новых шедевров также предоставляется возможность недорого купить картины, рисунки, фотографии, скульптуры напрямую у перспективных современных авторов.

Соцреализм

От Дейнеки до картины «Опять двойка»: какой стиль живописи создал Сталин

Фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова заканчивается так: демон­страция, люди в белых одеждах с сияющими лицами шествуют под песню «Широка страна моя родная». Этот кадр через год после выхода фильма, в 1937-м, будет буквально повторен в монументальном панно Александра Дей­неки «Стахановцы» — разве что вместо чернокожего ребенка, который сидит на плече одного из демонстрантов, здесь на плечо стахановки посадят белого. А потом та же композиция будет использована в гигантском полотне «Знатные люди Страны Советов», написанном бригадой художников под руко­водством Василия Ефанова: это коллективный портрет, где представлены вместе герои труда, полярники, летчики, акыны и артисты. Такой жанр апофеоза — и он бо­лее всего дает зрительное представление о стиле, который практически моно­польно господствовал в советском искусстве более двух десятилетий. Соцреа­лизм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин».

Кадр из кинофильма Григория Александрова «Цирк». 1936 год Киностудия «Мосфильм»

Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, по­сле того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде совет­ских писателей (до этого были случайные употребления). Потом оно попало в устав Союза писателей, но объяснено было совсем невнятно и очень трескуче: про идейное воспитание человека в духе социализма, про изображение дей­ствительности в ее революционном развитии. Вот этот вектор — устремлен­ность в будущее, революционное развитие — мог быть как-то еще применен к литературе, потому что литература — временно́е искусство, в ней есть сюжет­ная последовательность и возможна эволюция героев. А как применить это к изобразительному искусству — непонятно. Тем не менее термин распростра­нился на весь спектр культуры и стал обязательным для всего.

Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому худож­нику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть. Это каса­лось не только тематики, но и формы, способа изображения. Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая инстанция, и она решала, быть ли, напри­мер, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наобо­рот. Такая властная вертикаль в вопросе о закупках, заказах и прочих способах поощрения творческой деятельности. Роль этой принимающей инстанции ча­сто играли критики. Притом что никаких нормативных поэтик и сводов правил в соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и транслиро­вала верховные идеологические флюиды. По тону эта критика могла быть глумливой, уничтожающей, репрессивной. Она вершила суд и утверждала при­говор.

Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наем­ными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников рево­люционной России. Необходимость выполнять соцзаказ была записана в их де­кларации, а заказчиками были государственные органы: Реввоенсовет, Красная армия и так далее. Но тогда это заказное искусство существовало в разнообраз­ном поле, среди множества совершенно других инициатив. Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне авангардистские: все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массово­му вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к испол­нению.

В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее верши­не — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современ­ности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии.

В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно. Например, в картине Бориса Иогансона «На старом уральском заводе» фигура рабочего находится на свету, а фигура эксплуататора-фабриканта погружена в тень; к тому же художник наградил его отталкивающей внешностью. В его же картине «Допрос коммунистов» мы ви­дим только затылок белого офицера, ведущего допрос, — затылок жирный и складчатый.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector