Художник-реалист. Robert Lange

Художник-реалист. Robert Lange

Робер Делоне — талантливый художник-новатор

Робер Делоне (Robert Delaunay; родился 12 апреля 1885 г. — умер 25 октября 1941 г.) — выдающийся французский художник начала XX века. Картины Робера Делоне отличаются особым взглядом на суть живописного творчества. Гений работал в самых разных жанрах изобразительного искусства, совместно с женой стал основоположником авангардного стиля орфизма.

Биография Робера Делоне

Робер Делоне, уроженец Парижа, появился на свет 12 апреля 1885 г. Отец и мать ребенка рано развелись, и воспитание мальчика легло на плечи дяди. Именно он способствовал зарождению у Робера любви к живописному творчеству. Дядя был традиционным художником, из-за этого часто возникали творческие разногласия с племянником, тяготевшим к иной манере рисования. С юных лет Робер вместо изображения предсказуемых сюжетов предпочитал смелые эксперименты в духе авангардизма.

Роберу Делоне не довелось получить специального художественного образования, однако он имел тонкое цветовое восприятие. Этому способствовало то, что с детства коренной парижанин жил в атмосфере солнца, ярких красок.

В ранний творческий период на молодого живописца большое влияние оказал великий Поль Сезанн (Paul Cézanne), Робер увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом. Затем в 1912 г. он примкнул к творческой группе «Золотое сечение», объединившей приверженцев кубизма. Художник пишет ряд картин, где изображает городской пейзаж. Расчлененные формы здесь органично вписываются в выразительные динамические композиции.

Но в отличие от знаменитых кубистов, Делоне не принимает линейный рисунок. Он старается избегать линий, ломать их, разграничивать образы без использования контура. Мастер увлекся колористической техникой: формы на своих холстах он создавал путем соотнесения разноокрашенных плоскостей, а пространство формировал благодаря тональным несоответствиям.

В 1910 г. после армейской службы Робер Делоне женился. Его избранницей стала художница Соня Терк, по происхождению русская. Вскоре у пары появился сын Шарль. Вместе супруги были до самой смерти живописца. Этот брак стал катализатором для двух творческих людей: Соня обогатила цветовую палитру Делоне, а он познакомил ее с миром абстракции.

Супруги-живописцы придумали необычную художественную концепцию. Свое авангардное течение, особый вид кубизма, они поэтически назвали «орфизм» в честь мифологического героя — легендарного музыканта Орфея. Эта живопись была основана на движении. Получалась динамика за счет сочетания контрастных тонов. Образы возникали из цветовых комбинаций, по-особому организованных. Самой популярной формой на холсте выступал круг, в его пределах соединялись и появлялись новые сочные краски.

С 1912 г. молодой художник сосредоточился на беспредметной живописи. Вместе с женой он разработал понятие симультанизма (в переводе с франц. «одновременный»). Оно означало взаимопроникновение изображенных предметов, что достигалось посредством игры света и цвета, примером такого творчества служат композиции серии «Окна».

Многие абстрактные произведения Делоне исключают метафизическое и психологическое толкование. В некоторых же работах отвлеченные элементы комбинируются с фигуративными формами.

В 1920-е гг. Делоне прорабатывает открытые ранее мотивы, одним из них было изображение Эйфелевой башни, также рисует портреты друзей. В 1930-х годах мастер вновь уделяет ключевое внимание абстракции, его произведения построены на группе окружностей, внутри них вращаются яркие цвета. Также художник занимается созданием печатной графики, в том числе плакатов, готовит экспонаты, которые украсили Всемирную выставку, устроенную в 1937 г. во французской столице.

В связи с начавшимися событиями Второй мировой войны Делоне переехал в провинциальный Оверни. К тому времени у него прогрессировала онкологическая болезнь, и 25 октября 1941 г. живописца не стало.

Самые известные картины Робера Делоне

Картины Робера Делона — достояние крупнейших мировых музеев. Среди наиболее выдающихся работ можно выделить следующие:

  • «Марсово поле: Красная башня» (1911). Знаменитая Эйфелева башня фигурирует во многих произведениях гения. И теперь она предстает в необычном, словно перекрученном виде: ярко-красное сооружение будто парит в воздухе.
  • «Одновременно открытые окна» (1912). Мастер обращается к популярному в европейской живописи мотиву, но использует формальное решение. Оптический эффект в картине преобладает над содержанием. В причудливой сетке квадратов, составляющих композицию, едва различима все та же Эйфелева башня — она похожа на призрак.
  • «Португалка» (1916). В произведении трехмерный мир сводится к плоскости. Но за счет сочетания контрастных цветов образ женщины кажется динамичным. Как и во многих произведениях Делоне, ключевой формой на картине выступает круг.
  • «Обнажённая с книгой» (около 1920). В своей неповторимой манере Робер Делоне изображает и обнаженное тело. Картину на тот же сюжет художник писал пятью годами ранее, но здесь женская фигура уже лишена конкретики: она распадается на цветовые плоскости, которые вливаются в единый геометрический орнамент.
  • «Бесконечный ритм» (1934). Цвет в произведении предстает динамической силой. Расположенные особым образом тона создают ощущение вибрации. Цветовые ритмы чередуются, проникают друг в друга.

Робер Делоне всю свою творческую жизнь стремился к совершенству, воплотить которое он старался с помощью цвета. Мастер достиг своей цели, хотя болезнь и война помешали дальнейшему развитию его творчества. Работы Делоне хранятся в музеях всего мира, а парижский Национальный музей даже отвел целый зал творчеству этого выдающегося художника.

На онлайн-площадке Very Important Lot можно поучаствовать в аукционах, ценители искусства найдут здесь уникальные экземпляры для своих коллекций. На сайте представлены и работы современных художников, недорого купить картины можно напрямую у авторов.

Роберт Генри

Robert Henry Cozad

Роберт Генри

Robert Henry Cozad

  • Дата рождения: 24 июня 1865 г. ; Cincinnati, Ohio, United States
  • Дата смерти: 12 июля 1929 г. ; New York City, New York, United States
  • Национальность:американец
  • Направление:Новый Реализм (Американский Реализм)
  • Школа/группа:Восемь (The Eight) , Ашканская школа (Школа мусорных ящиков)
  • Жанр:портрет
  • Сфера:живопись
  • Оказал влияние:Эдвард Хоппер
  • Учителя:Томас Икинс
  • Ученики:Эдвард Хоппер , Джордж Беллоуз , Rockwell Kent , Морган Расселл
  • Арт-институции:Parsons School of Design (Chase School, New York School of Art), New York City, NY, US
  • Друзья и коллеги:Джон Френч Слоан , Джордж Лакс , Уильям Джеймс Глакенс
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Генри,_Роберт

Заказать
репродукцию

Роберт Генри, наст. имя Роберт Генри Козад (англ. Robert Henri; 24 июня 1865, Цинциннати, Огайо — 12 июля 1929, Нью-Йорк) — американский художник реалистического направления. Один из основоположников Школы мусорных вёдер. Также известен как педагог.

Роберт Генри родился в семье торговца недвижимостью, земельными участками. В 1871 году отец Р. Генри, Джон Джексон Козад, основывает в Огайо город Коззадейл. В 1873 году семья переезжает в Небраску и основывает город Козард. В 1883 году Козады вновь переезжают, сперва в Нью-Йорк, затем в Атлантик-Сити. В 1886 Роберт Генри поступает в пенсильванскую Академию изящных искусств. В 1888 он уезжает в Париж, где с 1889 по 1891 год посещает Академию Жюлиана и Школу изящных искусств.

В 1891 году художник возвращается в Пенсильванию, где вступает в художественную группу Восемь. Её члены, выступавшие против официального, академического искусства, в 1908 году объединились в группу, окрещённую позднее историками искусства «школой мусорного ведра» (Ashcan School). Из неё вышли такие прославленные мастера, как Стюарт Дэвис, Артур Гарфилд Доув, Джозеф Стелла. Р. Генри был ведущим представителем группы.

С 1909 года Роберт Генри преподаёт в нью-йоркской Школе искусств. Затем открывает собственную художественную школу, которую ведёт до 1912 года. В этой школе обучались мастерству среди прочих Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эдвард Хоппер, Норман Рэбен (сын Шолом-Алейхема). В 1913 году Р. Генри принял участие в скандально известной Арсенальной выставке.

С 1915 по 1928 год Генри преподавал на курсах Художественной студенческой лиги в Нью-Йорке. Ученики собрали изречения Генри в книге «Дух искусства», которую называет своей «художественной библией» режиссёр Дэвид Линч.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

ТОП-8 современных художников, работающих в технике гиперреализм

Что такое гиперреализм?

Реализм – это стиль живописи, цель которого – передать на картине мир таким, какой он есть. Приставка «гипер» означает – больше, чем реализм. Стиль возник под влиянием фотографии – художники решили проверить свое мастерство: получится ли нарисовать картину, которая будет выглядеть как фото? И у многих получается.

Картины в стиле гиперреализм удивляют своей правдоподобностью. Каждая картина – результат детальной работы над каждым штрихом. Во многих полотнах скрыта некая загадка.

1. Лучано Вентроне

Лучано Вентроне – итальянский художник, который получил мировое признание, как реалист. А потом решил поэкспериментировать в стиле гиперреализм – и ему это удалось. Секрет его живописи – в правильном выборе цветов. Художник говорит:

«Картина – это не просто предмет, который нарисован на ней. Настоящая картина – это цвет и свет предмета» .

На этой картине мы видим тысячи оттенков синего. Кажется, что вода освещена, вода сверкает на солнце. Солнце – сзади нас, светит в спину, а перед нами – темное небо в тучах. Все это ощущается очень реалистично.

Еще во время обучения в школе искусств у художника проявлялся будущий талант гиперреалиста. Учителя замечали любовь Вентроне к деталям, а некоторые его рисунки даже вошли в учебники анатомии.

Художник проработал каждую деталь граната. На каждом зерне фрукта – блик от света, именно такой, какой он и есть в жизни.

В последнее время художник работает с натюрмортом. Он кладет фрукты под яркие лампы, так, чтобы свет и тени красиво ложились на предметы, а еще – фотографирует их и, рисуя, всегда сравнивает рисунок с фото.

Обратите внимание на вазу: на первый взгляд она сливается с фоном. Но если присмотреться, то заметно, как тщательно Лучано работал над ней.

Вентроне рисует масляными ядовитыми красками. Ядовитая краска – это древняя художественная традиция. Если такая краска попадает на кожу – может оставить ожог. Но зато такие краски – самые яркие и качественные.

Черный фон служит контрастом для красного цвета – и краски играют особенно ярко.

2. Сергей Гета

Сергей – современный график и живописец. Учился в Киевском художественном институте, живет и работает в Москве. К гиперреализму пришел, вдохновившись искусством фотографии.

Картина называется «Солнечный день». Все гиперреалисты говорят про важность освещения в своих картинах. Здесь «персонажем» картины оказывается не зелень, а солнце, свет.

Сначала срисовывал фотографии карандашами – свинцовый карандаш создавал эффект фото на бумаге. А потом начал экспериментировать с разными техниками.

Сейчас Сергей – известный во всем мире художник, его картины выставляются в Третьяковской Галерее, музеях Вроцлава в Польше, Нюрнберга в Германии, художественных галереях Японии и США.

Направление, в котором работает Гета, называется «Экологический реализм». Художник любит рисовать пейзажи – природу, зелень, воду.

Листья падают. И каждая прожилка играет на солнце.

3. Патрик Крамер

Художник родился в Америке, штате Юта. Картины рисует с фотографий. Сначала он придумывает, что хочет нарисовать, фотографирует это, из нескольких фото выбирает лучшее, немного обрабатывает в фотошопе – и приступает к рисованию.

У многих возникает вопрос – зачем рисовать точно так же, как выглядит фото. Патрик поясняет это так: если зритель в галерее видит фотографию, пускай даже очень красивую, он смотрит несколько секунд и идет дальше. Но когда вместо фотографии – картина, и зритель понимает это – он восхищен, он подходит ближе, пытается рассмотреть картину внимательнее, увидеть, где краска на полотне.

Картина называется «Три бокала». Нарисована маслом. Обратите внимание на фон – он размытый точно так, как получается фон на фото при съемке предметов крупным планом. Благодаря таким деталям и получается гиперреалистическая картина.

4. Гарриет Уайт

Гарриет Уайт – британская художница. Рисует в основном портреты. Ее стиль называется макро-гиперреализм. То есть лица, нарисованные на картине, как будто «сфотографированы» с очень близкого расстояния.

Здесь, как и на любой фотографии, есть «фокус». Четкими мы видим ресницы, а все, что за ними – размытое.

Картины Гарриет популярны среди частных коллекционеров.

Художница с мастерством подходит к цветовой гамме картин – работает на контрасте. Бежевый, цвет кожи – выступает фоном. А дальше добавляется черный и яркие цвета макияжа.

Благодаря «смазанности» красок возникает эффект движения. Кажется, что на картине пойман случайный момент, модели не позировали, а чувствовали себя непринужденно.

5. Сюзанна Стоянович

Сюзанна Стоянович – сербская художница, которая увлекалась живописью с самого детства. В 11 лет начала рисовать маслом. Позже овладела всеми возможными техниками, пробовала себя в акварели, мозаике, пастели, графике, иконописи, гравюре и даже скульптуре.

На этой картине особенно заметно, что художница увлекалась скульптурой. Фигуры лошадей – «скульптурные». Здесь мы видим застывший момент.

Кроме того, художница занималась литературным творчеством и музыкой – участвовала во многих музыкальных конкурсах. Первую музыкальную композицию написала, когда ей было 15 лет. Но, несмотря на такую широту интересов, призванием Сюзанны остается живопись. Многие из ее картин находятся в частных и государственных коллекциях в США, Швейцарии, Италии, Дании, Сербии, Хорватии, Черногории, Словении и Македонии.

Размытый фон дает почувствовать скорость, с которой несется лошадь:

Художница рисует лошадей, тщательно изучает их анатомию. Самая популярная серия картин художницы называется «Волшебный мир лошадей». Интересное решение – стилизация картины под старинное фото:

Сейчас художница работает над новой живописной серией и пишет короткие рассказы. Мечта художницы – попробовать себя в съемках анимационных фильмов.

6. Эндрю Тэлбот

Эндрю Тэлбот – современный художник родом из Англии. Рисует натюрморты.

Благодаря ярким краскам создается эффект присутствия – кажется, что предметы лежат прямо перед нами. Обратите внимание, насколько правдоподобно художник передал отражение на столе от каждой конфетки. Из подобных мелочей и складывается гиперреалистическая картина. Здесь важна каждая деталь.

В этом году Эндрю вошел в список 15-ти лучших гиперреалистов мира.

7. Рафаэлла Спенс

Рафаэлла Спенс – итальянская художница. Ее хобби – путешествия, и поэтому художница с удовольствием работает над пейзажами, перенося впечатления от поездок на бумагу.

Подобные работы вызывают искреннее восхищение. Художница обратила внимание на каждую высотку, каждое окно и даже оконную раму. Над такими картинами приходится очень долго работать, но результат того стоит.

А это небо над городом никого не оставит равнодушным:

8. Янни Флорос

Янни Флорос – художник из Австралии. Его работы выставлялись в галереях Берлина, Сиднея, Мельбурна и Брисбена, завоевывали много почетных премий. Его рисунки – стилизация под черно-белые фотографии.

Здесь эффект фото возникает благодаря складкам на одежде. Художник тщательно вырисовывал каждую складку.

Также Янни занимается живописью, скульптурой и графикой. В своих гиперреалистических работах художник изображает людей за разными занятиями и хочет показать, как они влияют на нашу жизнь и ощущения мира.

Гиперреализм становится все более популярным. Поэтому, когда в следующий раз вы придете в галерею и увидите фотографию – не проходите мимо ее описания. Вполне возможно, что «фото» окажется картиной – и вы познакомитесь с гиперреализмом в реальной жизни.

Ищите искусство в повседневности! Если вас интересует жизнь известных художников, то рекомендуем посмотреть фильмы, в сюжет которых положена их биография.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ХУДОЖНИКА РОБЕРТА ГОНСАЛЬВЕСА

Роб Гонсалвес: художник. Музыкант. Муж. Родной брат. Родился 10 июля 1959 года в Торонто; умер 14 июня 2017 года возле Броквилля, Онтарио; от самоубийства; в возрасте 57 лет

Роб покинул эту Землю на своих условиях, когда он покончил с собой спокойно и осознанно в прекрасный июньский день. Робу, опытному канадскому художнику и музыканту, было 57 лет, и он достиг своего пика, продолжая создавать искусство, которое любили во всем мире. Хотя Роб умер слишком рано, он определенно оставил свой след в мире.


Роберт Гонсалвес

Роб родился в Торонто у Аллана и Рут Гонсалвес, второго из двух детей в семье. Страсть Роба к искусству проявлялась в детстве. Рут обычно говорила: «Если вам интересно, где находится Роб, вы обычно можете найти его в своей комнате или в каком-нибудь углу дома, спокойно рисуя и захватывая изображения на бумаге». У него было яркое воображение, и он видел мир с другой точки зрения.

Роб изучал и практиковал свое искусство сначала в университете OCAD, а затем в университете Райерсона по программе «Архитектура». Он работал в архитектурной фирме в течение нескольких лет, но после некоторого первоначального успеха на выставке наружного искусства в Торонто в 1990 году ушел, чтобы сосредоточиться исключительно на развитии своей живописи. Обучение Роба как архитектора и любовь к красивым зданиям проявляется в его работах, которые описываются как магический реализм.

Карьера Роба как художника началась, когда в галерее под Вашингтоном начали продавать его картины. Его работы появились на обложке книги « Мастера обмана: Эшер, Дали и художники оптической иллюзии» . Его изображения также были включены в серию детских книг: « Вообрази ночь, представь день, представь место, представь мир» . В своем обзоре « Imagine a Night» Quill & Quire назвал работу Роба «чудовищно волшебной», добавив: «Картины можно пересматривать снова и снова, и каждый раз читатели увидят что-то новое». В 2005 году иллюстрации Роба в « Imagine a Day» получили награду генерал-губернатора за детскую литературу.

Музыка также сыграла большую роль в его жизни. В молодости он играл в группе, а затем экспериментировал с инструментами в семье лютней, пока не нашел саз, струнный музыкальный инструмент ближневосточного происхождения. Роб играл и сочинял на нем и ездил в течение четырех часов, чтобы брать уроки в Торонто.

Роб оставляет свою семью и друзей в поисках ответов и пытается понять, почему он покончил с собой. Нет реального ответа, который мы когда-либо узнаем, но, как заметил его друг, «это была трагедия, но не забывайте, что Роб смог создать жизнь, которую стоит помнить в течение сотен лет».

На последней картине, которую закончил Роб, изображен молодой человек, решительно взбирающийся на ветку дерева, которая склоняется над прудом, вода выглядит как взгляд астронавта на Землю. Альпинист смотрит не на Землю, а прямо на звезды и просторы космоса.

Роб умер слишком рано. Но его семья, друзья и люди, которых он коснулся через свое искусство, будут держать его в своих сердцах и поддерживать его свет живым.

ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ ROBERT HUBERT (1733 – 1808).

Юбер Робер (фр. Hubert Robert , 22 мая 1733, Париж— 15 апреля 1808, там же) — французский пейзажист, получивший европейскую известность габаритными холстами с романтизированными изображениями античных руин в окружении идеализированной природы.Родился в Париже 22 мая 1733 года в семье слуг дворянского дома. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. Однако влечение к искусству привело его в мастерские Академии художеств, где он занимался у Ш. Ж. Натуара. В качестве пенсионера академии жил в 1754-1765 годах в Италии, преимущественно в Риме Его прозвищем было « Робер развалин » (Robert des Ruines). В 1745—1751 учился у иезуитов в парижском Коллеж-де-Франс, в 1754 отправился в Рим вместе с послом Франции Этьеном Франсуа Шуазелем (у его отца служил отец Робера). Провел там 11 лет, познакомился с Пиранези, оказавшим на него большое влияние, с Фрагонаром, другими художниками, коллекционерами искусства. В 1760 ездил с Фрагонаром в Неаполь, посещал развалины Помпей. В 1765 вернулся в Париж, в 1766 был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Стал планировщиком королевских садов, хранителем королевского музея, канцлером Академии и др., занимался убранством резиденций короля, королевы и высших придворных (дворцы в Трианоне, Меревиле, Эрменонвиле). В ходе Французской революции был в октябре 1793 арестован по подозрению в нелояльности, заключен в тюрьму Сент-Пелажи, затем в тюрьму Сен-Лазар. Освобожден в 1794 после падения Робеспьера . Известен живописными фантазиями, чей основной мотив — парки и реальные, а чаще воображаемые «величественные руины» (по выражению Дидро), множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии. Каприччо Робера высоко ценились современниками, о нем писал в поэме «Воображение» (1806) Жак Делиль, Вольтер избрал его для украшения своего замка в Фернее. Его картины представлены в Лувре, музее Карнавале, петербургском Эрмитаже и других дворцах и усадьбах России, во многих крупных музеях Европы, США, Канады, Австралии. О живописном мире художника снят документальный фильм Александра Сокурова «Робер. Счастливая жизнь» (1996). Художник имел обыкновение оставлять на полотнах свои фирменные метки. В каждой картине среди надписей на стене руины, на памятнике, каменном обломке, даже на клейме коровы и др. можно найти имя: «Hubert Robert», «H. Robert» или инициалы «H.R.». На некоторых картинах среди изображённых людей художник оставлял свой автопортрет (седовласый мужчина средних лет).Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями («Разрушение моста Нотр-Дам», 1786-1788, Музей Карнавале, Париж; и др.); иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.Гюбер Робер умер в Париже 15 апреля 1808 года от апоплексического удара.

Павильон с каскадом .

Один из символов Рима – Колизей , однако, на самом деле выглядит он не так замечательно и привлекательно, как мы привыкли его видеть на открытках и в кино. Колизей находится недалеко от «Золотого дома» Нерона, который был построен после римского пожара 64 года н.э. Когда-то прекрасный Колизей сейчас полуразрушен, и для того чтобы представить себе, насколько эффектным он был в античные времена, сейчас может потребоваться изрядная доля воображения. Несмотря на это, Колизей остается одним из символов Рима.Колизей – самый известный, самый большой и самый великолепный из амфитеатров древнего Рима. Строительство этого колоссального исторического памятника началось при императоре Веспасиане и закончилось через восемь лет при императоре Тите в 80 году н.э. Название «Колизей» появилось в XIII веке, и связано оно с тем, что рядом находился легендарный Колосс Нерона, который достигал 37 метров в высоту. При Веспасиане Колосс был переименован в статую бога солнца Гелиоса. В это же время ему была добавлена соответствующая солнечная корона Колизей – самый известный, самый большой и самый великолепный из амфитеатров древнего Рима. Строительство этого колоссального исторического памятника началось при императоре Веспасиане и закончилось через восемь лет при императоре Тите в 80 году н.э. Название «Колизей» появилось в XIII веке, и связано оно с тем, что рядом находился легендарный Колосс Нерона, который достигал 37 метров в высоту. При Веспасиане Колосс был переименован в статую бога солнца Гелиоса. В это же время ему была добавлена соответствующая солнечная корона В ходе археологических раскопок на территории Колизея удалось обнаружить множество зданий, которые находились когда-то рядом с амфитеатром. Известно, что они были конфискованы и разрушены после 64 года н.э., когда Нерон решил построить здесь свою резиденцию. Она включала в себя пруд, множество бытовых зданий и сады. Колизей, который называли амфитеатром Флавиев или амфитеатром цезаря, был построен императорами династии Флавиев как подарок гражданам Рима. Строительство амфитеатра заняло восемь лет. Поначалу здесь, согласно древним источникам, проводились различного рода игрища, включая сражения с животными (венатионес), убийство пленников животными и другие казни (ноксии), водные битвы (навмахии) – для этого арена заливалась водой – и сражения гладиаторов (мунера). Считается, что во время этих представлений погибло около 500 тысяч человек Во время открытия Колизея в 80 году н.э. игры проходили 1000 дней подряд. За это время было убито более 5000 животных, включая слонов, тигров, львов, лосей, гиен, бегемотов и жирафов. Колизей активно использовался на протяжении почти 5 столетий и в это время постоянно перестраивался и ремонтировался. Арена Колизея – это то самое место, где проводились представления, включая бои гладиаторов и битвы с животными. Даже много веков спустя римский Колизей все еще считается самым ценным памятником античности на планете .

«Поросшие мхом, окаймленные плющем,
Развалины древнего зданья стоят,
Ничем не напомнят они о живущем,
О смерти на каждом шагу говорят.
Невольно сурово глядишь на руину
И думою сходствуешь с нею вполне.
Упавший обломок там вырыл стремнину,
Там сиро колонна приткнулась к стене,
Изрезало время морщинами темя,
А ветер-нахал их насквозь просверлил,
Карниз обвалился, как лишнее бремя,
Широкие двери буран растворил.
Изящные части загадочной грудой
Являются в целом смущенным очам,
Разрушено всё вековою причудой!
Но — слава искусству и древним умам!-
Еще нам напомнить и каждый обломок
Способен об их исполинском труде,
И днесь устыдится правдивый потомок
Дерзнуть посмеяться его наготе.
Глаза не окинут огромной руины,
И в час не обскачет пугливый олень;
Во всем, как остаток великой картины,
Былого величья хранит она тень.
Угрюмое зданье! века пробежали,
Пока к разрушенью ты сделало шаг;
Ты крупная буква на темной скрижали
Прошедших столетий; ты им саркофаг.
Твой жребий чудесный невольно мечтами
Зажег вдохновенную душу мою;
Поведай мне, как ты боролось с веками,
Поведай прошедшую участь свою.
— Великим умом я задумано было,
И думу глубокую множество рук
В существенность тяжким трудом обратило,
В красе величавой восстало я вдруг.
Взглянуть на меня собирались отвсюду,
Мой вид был прекрасен, торжествен и нов,
Дивился весь мир рукотворному чуду.
В средине седьми величавых холмов
Я грозной и прочной стояло твердыней,
И Рим, мне бессмертную участь суля,
Меня, ослепленный мятежной гордыней,
Мерилом назвал своего бытия:
«Покуда ты живо, и я не исчезну,-
Мечтал он, — тогда лишь, как миру конец,
Мы вместе провалимся в хаоса бездну».
Торжественной славой горел мой венец.
Наказан за гордость надменный мечтатель,
Мне многим досталось его пережить;
Хоть время, и люди, и жребий-каратель
С тех пор сговорились меня погубить.
Судьба к разрушенью мне путь указала:
Сперва как старик к нему тихо я шло,
Потом словно юноша быстро бежало,
А было уж старо и седо чело.
Что день, то я новые знало потери:
Все люди считали меня за свое
И рвали в куски, как голодные звери,
Невежды, изящное тело мое.
И вот от всего, что пленяло, дивило,
Безмерно гордился чем целый народ,
Осталась былого величья могила,
Теперь я скелет, безобразный урод.
Любуйся чудовищем с грустью мятежной,
Смотри и грусти обо мне надо мной,
Обдумай судьбу мою думой прилежной:
Невольно блеснут твои очи слезой.
Печален мой жребий, ужасен упадок.
Но нет, не жалей меня, юный певец,
Удел настоящий мой темен, но сладок,
Тягчил меня славы прошедшей венец.
Ужасных картин я свидетелем было.
В день первый изменчивой жизни моей
Кровавое зрелище взор мой смутило:
В стенах моих звери терзали людей.
В годину гоненья на чад христианства
Неистово злоба в них рыскала вновь,
Страдало добро, ликовало тиранство,
Реками лилась христианская кровь.
А я содрогалось от хохота черни,
На мне отражался народный позор.
О, лучше б забвенье мильонами терний
Тогда ж закидало скорбящий мой взор!
Жалеть ли прошедшего с гибельной славой?!
Нет, странник, забыть я стараюсь его.
Взгляни: надо мною теперь величаво
Крест высится, веры святой торжество.
Там льется молитва, где страшная миру
Носилась речь злобы, как дикий буран;
Там амбра курений восходит к эфиру,
Где прежде дымилася кровь христиан.
О, я благодарна премудрому богу!
Пусть сорван покров красоты с моих чресл,
Пускай, указуя к паденью дорогу,
Меня изуродовал времени жезл —
Зато мои темные дни не тревожны,
Давно не обрызгано кровью стою.
Нет, нет, ко мне милостив рок непреложный,
Он чужд укоризны за участь мою.
Чу! звон колокольный! иди на средину
Развалин печальных, к предвечному в храм,
И спой там не жалобный гимн на судьбину,-
Мой гимн благодарственный спой небесам. «

(1839) Николай Некрасов «Колизей»

Читать еще:  Справочник фотографа. Canon против Nikon
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector