Художник-сюрреалист. Vijender Sharma

Художник-сюрреалист. Vijender Sharma

Великие художники

Великий сюрреалист

Сальвадор Дали «Великий сюрреалист»

11 мая 1904 года родился всемирно известный художник Сальвадор Дали.

Талант в рисовании проявился у него с ранних лет, в школьных учебниках и тетрадях на полях он часто рисовал карикатуры, чтобы рассмешить маленькую сестру. Друг семьи Рамон Пишо был художником-импрессионистом, он заметил способности мальчика и помог ему развиваться в этом направлении.

В местечке Кадакесе у моря семья Дали имела небольшой домик. Здесь в 1916 году прошли каникулы будущего художника. Ему нравилось общаться с низшими слоями общества, он подолгу разговаривал с местными рабочими и рыбаками, жадно изучал суеверия и мифологию своего народа. Быть может, уже тогда в его творческий талант вплетались мистические темы.

Параллельно с получением обычного образования мальчика записали в муниципальную художественную школу, где он учился изобразительному искусству. Окончив здесь обучение, он поступил в Академию братьев ордена маристов в Фигерасе, где испанский художник Нуньес обучал Дали методам оригинальной гравюры.

В 1921 году в семье случилась трагедия: от рака умерла мама.

После смерти матери Дали принял решение уехать в Мадрид. Он уговорил отца отпустить его и оказать помощь в поступлении в Академию изящных искусств.

В 1922 году Сальвадор Дали подготовил для вступительных экзаменов рисунок, который оказался слишком мал. Смотритель из Академии сказал об этом отцу Дали, а тот, уже устав от причуд сына, по-хорошему попросил его перерисовать. Времени оставалось три дня, но Сальвадор не торопился писать, чем доводил отца до белого каления. В день экзамена юноша сообщил отцу, что рисунок он сделал, только ещё меньше предыдущего, для родителя такой вызов стал сильным ударом. Но комиссия рассмотрела в работе Дали высокое мастерство и приняла его в Академию.

Он начал учёбу в Мадриде и поселился в студенческом общежитии для одарённых молодых людей. Наряду с учёбой Дали сильно увлекался работами Фрейда, щеголял в обществе, заводил новые полезные знакомства.

Сальвадор много писал в это время, вносил в свои картины новые течения: кубизм и дадаизм.

Но в 1926 году, несмотря на талант, Сальвадора выгнали из Академии за отвратительное высокомерное и пренебрежительное отношение к педагогам. В этом же году он уехал в Париж.

Во французской столице Дали познакомился с Пабло Пикассо. Под его влиянием создал ряд картин, которые приняли участие в выставках и принесли художнику популярность.

Сальвадор писал в стиле сюрреализма. В его картинах переплетались мифы с реальностью, немалый отпечаток на его творчество наложило глубокое изучение психологии по Фрейду.

В 1937 году художник побывал в Италии, его привели в восторг произведения Ренессанса, после этого в его собственных картинах даже появились правильные человеческие пропорции, но всё равно с сюрреалистическими фантазиями.

В начале Второй мировой войны Сальвадор уехал в США, где прожил до 1948 года. В Америке у него открылся ещё и писательский талант, в 1942 году увидела свет его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Знакомство с Уолтом Диснеем принесло Дали ещё и опыт работы в кино. Режиссёр Альфред Хичкок снимал фильм «Заворожённый», а Сальвадор писал декорации к нему.

Вернувшись в Испанию, художник много работал и, как прежде, покорял весь мир своими работами, выставками и эпатажными выходками.

Ман Рэй — человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма

Ман Рэй (©Man Ray) — один из наиболее значимых фотохудожников ХХ века, внесенный журналом Art News в число 25 самых влиятельных фотографов столетия. Американец еврейского происхождения (настоящее его имя — Эммануил Радницкий) стал настоящим революционером фотографии. Он возвел ее в ранг искусства во времена, когда фото считали лишь ремеслом. Он — один из крупнейших авторов, работавших в жанре сюрреализма и дадаизма, друг и соратник Марселя Дюшана, кинорежиссер, художник и, по выражению Майкла Раша, человек Ренессанса, живший в ХХ веке.

Ман Рей доказал, что фотография, которую считали просто отражением реальности, может быть истинным творчеством. Его яркие дадаистские инсталляции, эксперименты с техникой и светочувствительной бумагой были бунтарством в лучшем смысле слова. Фотографии Рэя — это характер, настроение, чувственность, смелый художественный замысел и будоражащий воображение мистицизм. Его творчество высоко оценивали коллеги-художники, популярные журналы Vogue, Vanity Fair, Time и модели, среди которых была вся европейская и американская артистическая богема.

Ман Рэю позировали Сальвадор Дали, Жан Кокто, Фрида Кало и Эльза Скиапарелли. Он снимал многих знаменитых писателей, среди которых — Джеймс Джойс, Эрнест Хеммингуэй, Вирджиния Вульф.

Самое известное фото Коко Шанель — в черном платье, шляпке и с нитью жемчуга на груди — тоже сделал он. «Рисуя» камерой Ман Рэй создавал рискованные снимки ню с сюрреалисткой Мерет Оппенгейм, психологичные портреты кинозвезд и знаменитостей, экспериментальные работы на стыке живописи и абстрактного искусства.

Читать еще:  Фигуративные и портретные картины. Gitana Vaicyte

Сюрреализм, «Новое видение» и эксперименты

Ман Рея относят к представителям течения «Новое видение». В этом направлении, которое возникло в начале ХХ века, фотография рассматривается как отдельная форма искусства, а не как продолжение живописи. В отличие от пикториалистов, сторонники течения настаивали на самобытности фото и отдавали предпочтение приемам конструктивизма, Баухаусу, а не классическому европейскому модернизму.

Ман Рэй, как и другие представители направления, активно экспериментировал с ракурсным построением кадра, новаторским фотомонтажом, рассматривал предметы как абстракции и смело нарушал традиции жанра. Он постоянно пробовал новые технические приемы (например, физический эффект Сабатье) и изобрел соляризацию и рэйографию — техники, с которыми изображения получались странными, преломленными, обретали непонятные очертания и мистические ореолы.

Ман Рэй вместе с Марселем Дюшаном развивал течение readymade, в котором обыденные предметы (утюг, гвозди, армейское одеяло) рассматривались как объекты искусства. Он экспериментировал с дадаизмом, был единственным американцем в парижской группе и даже основал нью-йоркское «отделение Дада», хотя их деятельность ограничилась выпуском лишь одного номера журнала.

Фотохудожник никогда не знал, к чему приведет очередной эксперимент и смешивал абсурдные, с точки зрения техники, приемы и методы. Он снимал короткометражное кино, занимался живописью и сделал невероятно много для развития современной фотографии как «чистого искусства».

Из Америки в Париж и обратно

Ман Рэй родился в Америке. Его родители эмигрировали в штат Пенсильвания из губернии, которая на тот момент входила в Российскую империю, а спустя десятилетия стала частью Литвы. После рождения мальчика в 1890 году семья еще семь лет прожила в Филадельфии, а затем переехала в Нью-Йорк. Там юноша изучал искусство, увлекся творчеством Альфреда Стиглица и благодаря ему узнал о европейском авангардизме. Он взял себе псевдоним, под которым его сегодня знают, и с 1918 года стал всерьез экспериментировать с фототехнологиями.

Ман Рэй впервые взял в руки камеру в возрасте 24 лет, чтобы снять свои арт-объекты, но быстро понял, какой у нее потенциал. Еще в 1913 году, познакомившись с Марселем Дюшаном, он стал создавать проекты, которые нельзя было назвать ни живописью, ни фотографией. Подружившись с творческим союзником, он сделал его портрет в изобретенной им эффектной технике соляризации — повторной печати негативов. Под влиянием авангардистов Рэй переехал в Париж и поселился на богемном Монпарнасе.

Во время первого «французского периода» в творчестве фотограф познакомился чуть ли не со всеми известными художниками и писателями той эпохи. Благодаря таланту портретиста он стал популярным, съемка у него означала, что человек достиг в обществе определенного положения. К концу 20-х годов Ман Рэй стал одним из самых высокооплачиваемых фотографов Европы, но не перестал экспериментировать.

Ман Рэй участвовал в знаменитой выставке сюрреалистов в Париже в 1925 году, снимался в кино и сам его снимал, ввел в круг художников Эжена Атже и принимал в своей студии главные таланты первой половины ХХ века.

Прожив во Франции около 20 лет, он был вынужден вернуться в США перед началом нацистской оккупации. Там Ман Рэй начал «голливудский» этап жизни и женился на давней подруге, музе и партнерше по шахматам Жюльетт Браунер. Быстро став востребованным фотографом, он выставлялся в лучших галереях Калифорнии, но сам называл штат «красивой тюрьмой» и мечтал вернуться в Европу. Сделать это удалось в 1951 году, и до самой смерти художник прожил в любимом Париже.

Ман Рэй активно коллекционировал предметы искусства, связанные с сюрреализмом, и работал в своей мастерской. В середине 60-х годов он выпустил автобиографию и был принят в общество авангардистов памяти Альфреда Жарри.

Скончавшийся в 1976 году художник был похоронен на Монпарнасе, а жена мастера создала фонд его имени, владеющий сегодня большей частью авторских прав на его произведения.

Анна, дочь Ман Рэя, пишет книги об отце и его соратниках, выставки фотографа проходят в галереях и фотоцентрах по всему миру, а публика не теряет интереса к его фантастическому и ни на что не похожему творчеству.

Видеоканал Фотогора

Сюрреализм в моде

Сюрреализм − направление в искусстве, философии и культуре, сформировавшееся в начале 20-х годов во Франции. Работы сюрреалистов построены на парадоксальном соединении несоединимого. А главный свой импульс сюрреализм получил, когда к нему присоединились художники.

Метод сюрреализма впервые использован в высокой моде в работах Эльзы Скиапарелли (1890-1973) в начале 1930-х годов.

Ключевой особенностью этого периода было сотрудничество дизайнера и художников-сюрреалистов. Так, Сальвадор Дали (1904-1989) вместе с Эльзой создали знаменитое «Платье с лобстером» и множество других интересных и уникальных вещей.

Читать еще:  Украинский живописец-монументалист. Михаил Кириленко

Современные дизайнеры продолжают дело сюрреалистов, изменяя содержание вещей самым неожиданным способом. Модный сюрреализм окружает нас повсюду – на показах, в журналах, на улицах и в магазинах.

Agatha Ruiz de la Prada, 2009 г.; Hussein Chalayan, 2014 г.; Comme des Garçons, 2007/08 г.

Christian Dior 2013/14 г.; Viktor & Rolf’s, 2010 г.; Jean-Charles de Castelbajac, 2011 г.; Carven, 2014 г.

Alexander McQueen, 2008 г.; Franck Sorbier, 2012 г.; Giorgio Armani, 2011 г.; Iris Van Herpen, 2012 г.

Martin Margiela, 2012 г.

Фотограф Carolina Mizrahi; Gareth Pugh 2015 г.; Rick Owens

Витрина Lanvin; Mary Katrantzou, 2013 г.

Рекламная кампания Mary Katrantzou, 2011 г.

Сюрреалистическая съемка Vogue Italia, 2011 г.; Саския де Брау в фотосессии Wallpaper, 2013 г.

Джоан Смоллс в рекламной кампании Missoni, 2014 г.; р екламная кампания Kenzo, 20 13/14 г.

Коллаборация Opening Ceremony и художника-сюрреалиста Рене Магритта, 2014 г.; Viktor & Rolf, 2010 г.

Японская художница Яёи Кусама для Louis Vuitton, 2012 г.; Alexander Terekhov, 2013/14 г.

Сюрреалистическая съемка Vogue Japan, 2013 г.; Tar Magazine, 2012 г.

Сумка Prada x Damien Hirst; ботильоны Vionnet

Художник-сюрреалист. Vijender Sharma

Жоан Миро-и-Ферра (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miro i Ferra, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

Жоан Миро родился в Барселоне в 1893 году. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил в Школу изящных искусств Ла Лонха у Модеста Урхеля, а в 1910 году закончил бухгалтерские курсы в коммерческой школе Барселоны. Годом позже художник заболел, лечился на родительской ферме в Монт-роч-дель-Камп. С 1912—1915 годах учился в частной художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, в этом же году пишет первые картины. После учёбы Жоана Миро забрали на шестимесячную военную службу. В 1917 году — состоялась первая персональная выставка художника.

В 1920 году Миро приезжает в Париж, знакомится с Пикассо и другими художниками. В 1921 году художник работал над картиной «Ферма», купленной Эрнестом Хемингуэем. В 1928 году художник посещает Голландию, создаёт серию «Голландские интерьеры». В 1929 году Жоан Миро вступает в брак с уроженкой острова Майорка Пилар Хункоса Иглесиас. В 1930 году у художника рождается дочь Мария. В 1933 году в Барселоне проходит выставка коллажей Миро. В период гражданской войны (1936—1939), Миро живёт на своей ферме.

В 1937 году переехал в Париж, скрываясь от фашизма. В Париже Миро живёт в маленькой дешевой гостинице, пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Миро переезжает в Варанживиль, маленькую деревню на побережье Нормандии. В 1947 году Миро получает заказ на роспись стен ресторана «Ле Гурме» и террасы отеля «Хилтон» в Цинциннати. В 1948 году — Миро возвращается в Париж. В 1950 году Миро пишет фреску для Гарвардского университета, а в 1955 году расписывает стены парижского отделения Юнеско. В 1975 году в Барселоне основан Фонд Жоана Миро.

Миро испытывал сильное влияние фовизма, кубизма и экспрессионизма. Он развивается в живопись постепенно, например его работа «Ферма» (1921—1922). Он остаётся в Париже, его работы становятся более сказочными, совпадающими с сюрреализмом, но без следования этому движению. Во многих интервью и трудах в 1930, Миро хотел отказаться от обычных методов живописи, достичь форму современного выражения без соблюдения требований или эстетики этих методов.

Сюрреализм: от истории до современного искусства

Чашка кофе по утрам, куча неразложенных бумаг на работе, вегетарианский сэндвич на обед, потому что жена вдруг стала на защиту бедных животных и теперь в мире одной курицей стало больше, сон в автомобильной пробке, проигрыш Барселоны какому-то там Манчестеру, гречка на ужин и «извини, голова болит» на ночь… Неужели такова реальность? И в чём тогда смысл жизни? Неужто люди созданы для просиживания штанов и поедания чужих трудов?

Известный польский писатель Станислав Ежи Лец как-то сказал: Я реалист и не стану закрывать глаза на сюрреализм жизни. Так что же это такое – сюрреализм и как он связан с жизненной философией?

Читать еще:  Современный российский художник. Серж Федулов

Что такое сюрреализм?

Слово имеет французское происхождение и обозначает авангардное движение в искусстве, которое отличается обильным использованием аллегорий, иносказаний и противоречивых высказываний. Само понятие было введено в широкое использование драматургом Гийомом Аполлинером в одной из его драм в начале XX века.

Направление выступает своеобразным синтезом яви и сна. Если подумать, в этом определённо есть смысл, ведь все наши действия – это отображение мысли и подсознательных желаний. Психоаналитик Фрейд считал, что шедевры живописи являются воплощением невыплеснутых агрессивных эмоций и сексуальных вожделений. Именно поэтому творцы часто использовали тему политической сатиры и эротики.

Картины писались под воздействием наркотиков, алкоголя или во время голодовки. Так художники стремились отделить высокое духовное начало от низменных человеческих инстинктов. Сюрреалисты утверждали, что их произведения очищены от материальной оболочки и полностью лишены цепей общепринятых догматов.

История сюрреализма

Основателем течения считают Андре Бретона – автора знаменитого «Манифеста сюрреализма» (1924 год). В своём произведении писатель пытается раскрыть тему вечности, но делает это, конечно же, весьма сумбурно, хаотично и аляповато. Несмотря на это, писанина имела огромный успех и нашла многих почитателей. Как говорится, всему своё время, и время бунта против ординарности настало в двадцатых годах прошлого века.

Андре Бретон

Предшественниками сюрреализма можно назвать фюмизм (высмеивание всего самым абсурдным образом) и фовизм (спонтанность рисунка и мимолетность впечатления). От первого направления художники взяли сочетание несочетаемого, а от второго – эстетическую необдуманность произведения. Кубизм – сюрреализм по полочкам – также имел значительное влияние на развитие нового течения и во многом помог творцам осознать способ показа трёхмерности изображения.

Изначально такой вид искусства был характерен только для литературы, позже перекинулся и на живопись. Он неразрывно связан с развитием абстракционизма – достижения идеальных форм при помощи цвета и геометрии – и футуризма – раздробление фигуры на элементы с целью точного отображения взаимодействия силуэта с общим фоном.

Известные художники сюрреализма

Колоссальный вклад в развитие живописи сделали такие художники:

  • Сальвадор Дали;
  • Рене Магритт;
  • Макс Эрнст;
  • Поль Дельво;
  • Фрида Кало;
  • Ив Танги;
  • Джорджо Кирико;
  • Кловис Труй;
  • Майкл Паркес;
  • Дороти Таннинг.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности, но сегодня мы рассмотрим манеру рисования только первых двух иллюстраторов.

Анализ некоторых сюрреалистических картин

«Постоянство памяти». Сальвадор Дали.

Один человек как-то шёл просторами Пятьдесят третьей улицы Нью-Йорка и случайно забрёл в Музей современного искусства. Он был поклонником Ренессанса и не понимал модерна, но волей-неволей остановился у громадного полотна Анри Матисса «Танец» и полюбовался причудливыми небесными очертаниями «Звёздной ночи» Винсента Ван Гога. Крошечную картину с растёкшимися часами мужчина вообще миновал, взглянув на неё лишь краешком глаза. Но когда через год у него спросили, знает ли он «Постоянство памяти» Сальвадора Дали, тот уверенно ответил, что да, хотя больше никогда с ней не сталкивался.

Этим человеком может быть кто угодно, но такая картина только одна. Она может не нравиться, но не может не затрагивать. Она навсегда врезывается в память, а быстротекущие года жизни отныне всегда будут ассоциироваться с образом размякших часов. Тема полотна была навеяна видом плавленого сыра, но вряд ли лишь это хотел показать автор.

«Сын человеческий». Рене Магритта.

Библейское понятие «сын человеческий» в данном случае символизирует такого себе яппи – цивилизованного молодого бизнесмена, солидно одетого, курящего дорогие папиросы, употребляющего первосортный коньяк, живущего в ультрамодном доме. Но за всем этим шиком скрывается тот же первобытный беззащитный человечишка, который за одну монету продаст душу дьяволу.

Эта неоднозначная картина одним махом снимает с современного «культурного» общества их культуру и показывает истинное бескультурье милых вежливых людей.

Современный сюрреализм

Наследниками сверх-реализма стали фантастический реализм, виженари арт и неосюрреализм, показывающие сложные комбинации подсознательных видений в более современных тонах. Они отошли от глубокой философии и отображения личной проблемы и стали использовать только спонтанность и неожиданность сюжета.

Самой известной современной представительницей этого вида искусства является Отем де Форест – шестнадцатилетняя художница, прославившаяся работой «Капающее лето»; новатор в технике рисования (например, использовала корневище растения для изображения огня).

Не менее оригинальным можно назвать Олега Шупляка – сюрреалиста, который отображает две стороны одной иллюзии через рисование портретов знаменитостей (одной из самых оригинальных картин признан портрет Ван Гога).

А Войтек Сьюдмак – польский художник – отображает жизнь древнеримских богов через контраст человеческих верований и развития современных технологий.

По прочтении этой статьи задумайтесь: так ли реально то, что мы видим вокруг, и не живём ли мы на самом деле в свете собственных идей?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector