Художница-экспрессионист. Claudia Verciani

Художница-экспрессионист. Claudia Verciani

Самые знаменитые художники-экспрессионисты

Экспрессионизм возник в конце XIX — начале XX века и стал открытием в европейском искусстве эпохи модернизма. Как и многие другие течения в живописи он возник как протест — в данном случае против того, что человек все более удаляется от природы. Экспрессионистов раздражало засилье мещанского китча, лживый лоск и вульгарная бравурность современного общества. Вдохновленный импрессионизмом, он изображает не реальность как таковую, а реакцию человека на эту реальность.

Именно поэтому в картинах экспрессионистов так много ярких мазков, выразительных деталей и гипертрофированной экспрессии чувств, на грани душевного эксгибиционизма — в пику общественным «ценностям» и «приличиям». К слову, сам термин «экспрессионизм» (от латинского expressio — «выражение») был, как говорят, предложен искусствоведом из Чехии А. Матешеком в 1910 году. Причем название призвано было отделить его от «импрессионизма» (от франц. «впечатление») и подчеркнуть разницу между ними — грезящий наяву импрессионизм и живущий в непрезентабельной реальности, страдающий экспрессионизм. Вот самые яркие и известные представители жанра.

Макс Бекман

Одно из известнейших имен в мире живописи — немецкий художник, портретист, экспрессионист Макс Бекман (Max Beckmann). Именно ему, кстати, средневековый триптих обязан своим возрождением.

Более всего Бекман прославился как портретист — его портреты в стиле веризм украшают знаменитые галереи и частные коллекции. Авангардные шедевры художника поражают ярковыраженной эмоциональностью.

Полотна в мрачных тонах со скупо прорисованными лицами, гротескные позы и мимика, контрасты, тяжелые, порой грубые мазки — все эти приемы очень точно передают эмоцию страдания, создают атмосферу тревожности сродни предчувствию скорого апокалипсиса.

Эдвард Мунк

Норвежский живописец Эдвард Мунк (Edvard Munch) — прямое опровержение тезиса о скандинавской невозмутимости и сдержанности эмоций. Его агонистический «Крик» — квинтэссенция скорби, поражающей своей силой и глубиной.

Глубокое влияние на творчество художника оказали книги Достоевского и произведения импрессионистов — одна из известнейших картин Мунка «Больная девочка» написана после посещения им выставки импрессионистов в Париже, где состоялось его близкое знакомство с творчеством Поля Гогена (Paul Gauguin) и Винсента ван Гога (Vincent van Gogh).

Нельзя сказать, что жизнь художника была переполнена серьезными трагедиями, но те из них, которые все же случились, оставляли в его душе и живописи глубокий след. Так, после глупой выходки любовницы Мунк на полгода оказался в психиатрической клинике, после выхода из которой манера его письма резко изменилась — мягкие и плавные линии, смягченные цвета полностью трансформировались, превратившись в свои противоположности.

Эрнст Людвиг Кирхнер

Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) вошёл в историю как один из основателей немецкого экспрессионизма — наряду с Бекманом. Полотна живописца своей драматичностью и экспрессивностью не уступают шедеврам ван Гога, отличаясь от последних большей экологичностью. К слову, творчество ван Гога произвело на Эрнста Людвигаа Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner) неизгладимое впечатление — настолько сильное, что он даже решился заимствовать некоторые из его сюжетов. Так, кисти Кирхнера принадлежит картина «Женский профиль и подсолнухи», где подсолнухи весьма напоминают вангоговские.

Кирхнер испытывал большой интерес к искусству примитивных океанских и африканских племен — этот интерес к примитивной живописи можно увидеть во многих полотнах мастера. Как и на творчество других экспрессионистов, на живопись Кирхнера оказали сильное влияние события и того непростого периода (Первая мировая война, гитлеровский «крестовый поход» против «дегенеративного искусства»), и личные драмы.

В конце концов, художник, будучи человеком тонкой нервной организации, измученный болью и душевными муками, покончил с собой в 1938 году.

В работах австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele) можно отчетливо разглядеть признаки влияния творчества ван Гога, Мунка и Густава Климта.

С последним живописец познакомился и сдружился еще будучи студентом в венской Академии художеств. Увы, живописец прожил недолго — всего 28 лет.

Эпидемия «испанки», бушевавшая в Европе в 1918-м унесла и его жизнь. Наследие художника — в него вошли три сотни картин, несколько тысяч рисунков, — сегодня служит предметом гордости известнейших мировых музеев.

Василий Кандинский

Именно ему принадлежит идея создания известного немецкого объединения экспрессионистов «Голубой всадник» — столь же известного, как и знаменитая группа «Мост».

Василий Кандинский, начинавший как художник-экспрессионист, постепенно отошел от жанра и пришел к идее превосходства формы над содержанием — абстрактному экспрессионизму.

Рожденный в России и прошедший обучение живописи в Мюнхене, он по возвращении с удовольствием принимал участие в становлении искусства Страны Советов. Однако уже в 1921 году художник эмигрировал в Германию, а затем в Париж.

экспрессионизм — Самое интересное в блогах

Мы вышли. Но весы невольно опускались.
О сумерков холодные весы
Скользили мимо снежные часы,
Кружились на камнях и исчезали.

На острове не двигались дома,
И холод плыл торжественно над валом.
Была зима. Неверящий Фома
Персты держал в её закате алом.

Вы на снегу следы от каблука
Проткнули зонтиком, как лезвием кинжала,
Моя лиловая и твёрдая рука,
Как каменная на скамье лежала.

Зима плыла над городом туда,
Где мы её, увы, ещё не ждали,
Как небо, многие вмещая города
Неудержимо далее и дале.

Борис Поплавский. Превращение в камень. Январь 1932

Марк Шагал. Часы. 1914

МОЯ БИБЛИОТЕКА. АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ / AMEDEO MODIGLIANI (1884-1920)


Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Андре Сальмон около кафе «Ротонда». Париж, Монпарнас, 1916 г.
Фотография сделана Жаном Кокто, испытывавшим новый фотоаппарат.

Продолжаю рассказ о книгах и альбомах из своей библиотеки. На этот раз речь пойдет о художниках и скульпторах Серебряного века, русского авангарда, импрессионистах и постимпрессионистах, прерафаэлитах, символистах и экспрессионистах, о художниках Итальянского и Северного Возрождения, древнерусской живописи и нескольких серийных изданиях. Сегодня представляю книги об уникальном художнике-экспрессионисте и скульпторе Амедео Модильяни. Его биографию, репродукции картин и кинофильмы о нем в сети можно найти в огромных количествах. Новые книги о Модильяни с началом перестройки издаются чуть ли не ежегодно. А вот книги о его творчестве на русском языке, да еще и прошлых лет издания придется поискать. Итак вперед, мой верный читатель!
Примечание: для справки указаны цены на некоторые книги на момент издания или покупки.

Читать еще:  Способ ухода от разума. Korehiko Hino

По дорогам, от мороза звонким,

С царственным, серебряным ребёнком

Прохожу. Всё — снег, всё — смерть, всё — сон.

На кустах серебряные стрелы.

Было у меня когда-то тело,

Было имя, — но не всё ли — дым?

Голос был, горячий и глубокий.

Говорят, что тот голубоокий,

Горностаевый ребёнок — мой.

И никто не видит по дороге,

Что давным-давно уж я во гробе

Досмотрела свой огромный сон.

Марина Цветаева. 1916

Марк Шагал. Материнство. 1986

Я вздрагиваю от холода —
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото —
Приказывает мне петь.

Томись, музыкант встревоженный,
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты брошенный,
Подхватывай лёгкий мяч!

Так вот она — настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась?

Что, если, вздрогнув неправильно,
Мерцающая всегда,
Своей булавкой заржавленной
Достанет меня звезда?

Осип Мандельштам. 1912

Эдвард Мунк. Звёздная ночь. 1924

Взгляд человека. Художник Полунин Андрей Николаевич (Россия, Татарстан)

Взгляд человека. Художник Полунин Андрей Николаевич (Россия, Татарстан)

Яркость, жизнерадостность, философичность, разнообразие стилей: модернизм, экспрессионизм, сюрреализм. Зацепили работы художника. К счастью, в интернете их более чем достаточно, а вот информации об авторе найти не смогла, кроме того, что он из Татарстана. Если сможете помочь, буду очень благодарна.

Что бы там ни было,

никогда не принимайте жизнь слишком всерьез –

вам из нее живьем все равно не выбраться.

Viva

Невидимая кисть, которая наносит краски на всё окружающее – это взгляд человека.

Своим взором мы постоянно раскрашиваем мир — то в светлые, то в тёмные тона.

Своей речью мы озвучиваем мир – оглушаем его или умиротворяем.

Свои чувства мы вливаем в мир – то радость, то отчаяние.

Своим трудом мы строим его, созидая красоту или безобразие.

Своими мыслями мы заполняем мир порядком или хаосом.

Своим отношением друг к другу мы проливаем в мир любовь или яд…

Художница-экспрессионист. Claudia Verciani

Блогер ВК — Ирина Сигитова, художник.

ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ ОБ ИСКУССТВЕ.

В истории искусства много всяческих «измов». Как в них не запутаться и выделить самые основные – об этом и о многом другом в моей рубрике «Детям об искусстве».

ЭКСПРЕССИОНИЗМ.

Чем отличается импрессонизм от экспрессионизма?

Если импрессионисты изображали мир таким, каков он есть, то экспрессионисты изображают внутреннее состояние природы и человека. Чтобы больше понять экспрессионизм, мне бы хотелось подробнее остановиться на одном из художников-экспрессионистов. Звали его Марк Франц.

Марк Франц с детства хотел быть художником?

Марк Франц родился в 1880 году в семье потомственных юристов. Его отец закончил юридический факультет, но потом увлекся живописью и до конца своих дней был профессиональным пейзажистом. Марк Франц поступил сначала на философский факультет Мюнхенского университета, но после службы в армии туда не вернулся. Он, так же как его отец, стал увлекаться живописью, уже будучи взрослым, и в 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств.

Как он стал экспрессионистом?

Академический натурализм быстро наскучил Марку Францу, он считал, что нужно искать новые направления в живописи. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Он, конечно же, впечатлился новым течением и, вдохновленный, вернулся создавать уже свой неповторимый стиль.

У экспрессионистов была своя группа?

В 1911 Франц Марк и Василий Кандинский основали альманах «Синий всадник». В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский бега. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению «Синий всадник».

У экспрессионистов была только группа «Синий всадник»?

В экспрессионизме существовало две конкурирующих группы. Группа «Мост» и группа «Синий всадник». Художники группы «Мост» утверждали, что у каждой вещи есть самосознание. Они проповедовали художественный непрофессионализм как более свободное выражение своих чувств и эмоций.

Группу «Синий всадник» не все искусствоведы относят к экспрессионизму, потому что художники в ней были слабо озабочены кризисным состоянием общества, их работы менее эмоциональны. Тут скорее лирика. Их абстрактные цвета и формы абсолютно гармоничны, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.

Почему картины всех экспрессионистов такие грустные?

Экспрессионисты появились на рубеже двух столетий во время начала первой мировой войны. Время тогда было довольно напряженным и грустным. Некоторые факты из биографий экспрессионстов довольно трагичны. У Эдварда Мунка еще в детстве умирает мать на его глазах. Оскар Кокошка поступает на учебу в один год с Гитлером, при этом Кокошку приняли, а Гитлер провалил экзамены. Потом, когда нацисты пришли к власти, творчество Оскара Кокошки стало запрещенным, и сам Гитлер называл экспрессионизм «дегенеративным искусством».

Читать еще:  Фотографии в духе Караваджо. Christy Lee Rogers

Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения и тревоги, которые они передавали при помощи угловатых, искореженных линий, быстрых и грубых мазков. Цвет они выбирали предельно контрастный, чтобы усилить влияние на зрителя, не оставить его равнодушным. Почти все экспрессионисты погибли молодыми в первой мировой войне. Конечно же, их творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Марк Франц тоже воевал?

После начала Первой мировой войны Франц, как и большинство художников-экспрессионистов, ушел добровольцем на фронт. Позже, уже разочаровавшись в этой войне, Марк Франц был убит осколком снаряда в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.

Какая из его картин самая известная?

«Синий конь» — это одна из самых известных картин немецкого художника Франца Марка. Но при этом она отличается от других его картин. Синий цвет коня добавляет особую пронзительность и очарование этой работе.

Почему картина кажется такой волшебной и необычной?

Конь на этой картине напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок, а тело выполнено в немного изломанных формах. Голова и грудь лошади почти белые. В то же время его грива и копыта темно-синие. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина написана в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

Почему лошадь синяя? Это что-то значит?

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.
Марк Франц, конечно, еще был немного символистом. У него в записях мы можем найти потайной ключ к пониманию и разгадыванию его картин.

Синий – мужское начало, мужская душа. Аскетизм. Звук виолончели.
Желтый — женское начало. Звук скрипки.
Красный — это цвет материи, он очень жестокий, но всегда подавляется первыми двумя.

Почему на всех его картинах изображены животные?

Вот как это объясняет сам художник в своих записях: «Окружавшие меня безбожные люди не пробуждали во мне подлинных чувств, тогда как невинная чувствительность животных отзывалась в моей душе добротой ко всему миру».

Экспрессионизм – это только цвет?

Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать. Это уже даже не лошадь, а скорее чья-то душа.
___________________________________________________________________
Наши дети попробовали изобразить лошадь в стиле Марка Франца, и каждая лошадка почему-то получилась похожей на своего создателя.

Ирина СИГИТОВА

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читайте блог Ирины в Facebook по тегу #vk_Sigitova

Самые знаменитые художники-экспрессионисты

Экспрессионизм возник в конце XIX — начале XX века и стал открытием в европейском искусстве эпохи модернизма. Как и многие другие течения в живописи он возник как протест — в данном случае против того, что человек все более удаляется от природы. Экспрессионистов раздражало засилье мещанского китча, лживый лоск и вульгарная бравурность современного общества. Вдохновленный импрессионизмом, он изображает не реальность как таковую, а реакцию человека на эту реальность.

Именно поэтому в картинах экспрессионистов так много ярких мазков, выразительных деталей и гипертрофированной экспрессии чувств, на грани душевного эксгибиционизма — в пику общественным «ценностям» и «приличиям». К слову, сам термин «экспрессионизм» (от латинского expressio — «выражение») был, как говорят, предложен искусствоведом из Чехии А. Матешеком в 1910 году. Причем название призвано было отделить его от «импрессионизма» (от франц. «впечатление») и подчеркнуть разницу между ними — грезящий наяву импрессионизм и живущий в непрезентабельной реальности, страдающий экспрессионизм. Вот самые яркие и известные представители жанра.

Макс Бекман

Одно из известнейших имен в мире живописи — немецкий художник, портретист, экспрессионист Макс Бекман (Max Beckmann). Именно ему, кстати, средневековый триптих обязан своим возрождением.

Более всего Бекман прославился как портретист — его портреты в стиле веризм украшают знаменитые галереи и частные коллекции. Авангардные шедевры художника поражают ярковыраженной эмоциональностью.

Полотна в мрачных тонах со скупо прорисованными лицами, гротескные позы и мимика, контрасты, тяжелые, порой грубые мазки — все эти приемы очень точно передают эмоцию страдания, создают атмосферу тревожности сродни предчувствию скорого апокалипсиса.

Эдвард Мунк

Норвежский живописец Эдвард Мунк (Edvard Munch) — прямое опровержение тезиса о скандинавской невозмутимости и сдержанности эмоций. Его агонистический «Крик» — квинтэссенция скорби, поражающей своей силой и глубиной.

Глубокое влияние на творчество художника оказали книги Достоевского и произведения импрессионистов — одна из известнейших картин Мунка «Больная девочка» написана после посещения им выставки импрессионистов в Париже, где состоялось его близкое знакомство с творчеством Поля Гогена (Paul Gauguin) и Винсента ван Гога (Vincent van Gogh).

Нельзя сказать, что жизнь художника была переполнена серьезными трагедиями, но те из них, которые все же случились, оставляли в его душе и живописи глубокий след. Так, после глупой выходки любовницы Мунк на полгода оказался в психиатрической клинике, после выхода из которой манера его письма резко изменилась — мягкие и плавные линии, смягченные цвета полностью трансформировались, превратившись в свои противоположности.

Читать еще:  Фотоаппараты от Nikon

Эрнст Людвиг Кирхнер

Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) вошёл в историю как один из основателей немецкого экспрессионизма — наряду с Бекманом. Полотна живописца своей драматичностью и экспрессивностью не уступают шедеврам ван Гога, отличаясь от последних большей экологичностью. К слову, творчество ван Гога произвело на Эрнста Людвигаа Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner) неизгладимое впечатление — настолько сильное, что он даже решился заимствовать некоторые из его сюжетов. Так, кисти Кирхнера принадлежит картина «Женский профиль и подсолнухи», где подсолнухи весьма напоминают вангоговские.

Кирхнер испытывал большой интерес к искусству примитивных океанских и африканских племен — этот интерес к примитивной живописи можно увидеть во многих полотнах мастера. Как и на творчество других экспрессионистов, на живопись Кирхнера оказали сильное влияние события и того непростого периода (Первая мировая война, гитлеровский «крестовый поход» против «дегенеративного искусства»), и личные драмы.

В конце концов, художник, будучи человеком тонкой нервной организации, измученный болью и душевными муками, покончил с собой в 1938 году.

В работах австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele) можно отчетливо разглядеть признаки влияния творчества ван Гога, Мунка и Густава Климта.

С последним живописец познакомился и сдружился еще будучи студентом в венской Академии художеств. Увы, живописец прожил недолго — всего 28 лет.

Эпидемия «испанки», бушевавшая в Европе в 1918-м унесла и его жизнь. Наследие художника — в него вошли три сотни картин, несколько тысяч рисунков, — сегодня служит предметом гордости известнейших мировых музеев.

Василий Кандинский

Именно ему принадлежит идея создания известного немецкого объединения экспрессионистов «Голубой всадник» — столь же известного, как и знаменитая группа «Мост».

Василий Кандинский, начинавший как художник-экспрессионист, постепенно отошел от жанра и пришел к идее превосходства формы над содержанием — абстрактному экспрессионизму.

Рожденный в России и прошедший обучение живописи в Мюнхене, он по возвращении с удовольствием принимал участие в становлении искусства Страны Советов. Однако уже в 1921 году художник эмигрировал в Германию, а затем в Париж.

От Шагала до Кандинского: Почему нужно идти на выставку экспрессионизма в Русский музей?

Русский музей продолжит серию монографических выставок, посвященных основным течениям пестрого и конфликтного русского искусства первой трети XX столетия, большой экспозицией работ тех, кого сегодня называют экспрессионистами, – от титанов вроде Филонова и Шагала до малоизвестных художников первых революционных десятилетий. «Собака.ru» объясняет, почему открывающаяся 20 сентября экспозиция достойна самого пристального внимания.

В.Е.Татлин «Матрос», 1911 г.

П.П. Кончаловский «Мост»,1911 г.

Экспрессионизм как мощное и пассионарное направление в искусстве модерна возник в самом начале прошлого века, достиг пика в период интербеллума (двух десятилетий от Первой до Второй мировых войн) и ярче всех расцвел в Германии и Австрии. Начавшись с поражения этих стран во всеевропейской бойне, он гибнул в кострах нацистов, уничтожавших «дегенеративное искусство» – полотна Отто Дикса, Эрнста Кихнера Макса Пехштейна, норвежца Эдварда Мунка и других. Экспрессионисты – одни из последних адептов фигуративной живописи, которая воспринималась как грубый и яростный вопль гнева, отвращения, ужаса перед страшным миром насилия и нищеты. В их работах формальные решения – резкие контрастные цвета, кривые линии, намеренно неряшливые мазки, деформированные, искореженные фигуры – вполне в консервативном духе соответствовали содержанию: обращенному к маргиналам, горестному, нигилистическому (в конце 1930-х выраженному поэтессой Мариной Цветаевой знаменитой строкой «в бедламе нелюдей отказываюсь жить»).

В.В. Кандинский «Мурнау. Летний пейзаж», 1909 г.

В искусстве русского модерна не было отдельного течения «экспрессионизм». Оглядываясь на сто с лишним лет назад, искусствоведы говорят о довольно широко понимаемом методе или же влиянии мрачной европейской арт-моды на отдельных художников. Легитимацией служит то, что великий наш художник-космополит Василий Кандинский, знался с участниками дрезденской группы «Мост», основоположниками нового горестного стиля, а на рубеже 1990-х и 1910-х стал основателем и идеологом группы «Синий всадник» – более радикальной в уходе от мимезиса, правдоподобия, изображения. На выставке будет экспонирована маленькая картина Кандинского, картон-масло «Мурнау. Летний пейзаж» (1909) – здесь уже почти «беспредметное искусство», кричащих цветов мостик к абстракции, почти отказ от фигуративности.

Н.С.Гончарова «Прачки», 1911 г.

Экспрессионистская ниспровергающая страсть лучше всего наложилась на увлечение отдельных модернистов неопримитивизмом, язычеством, лубком. Особенно это видно в довоенном творчестве главной пары русского авангарда – Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, лидеров сначала «Бубнового валета», а потом более эпатажного «Ослиного хвоста». Ларионов написал почти китчевую по цветам картину «Парикмахер» (события в салонах красоты – один из любимых сюжетов европейских экспрессионистов). Гончарова – «Портрет Михаила Ларионова и его взводного»: дерзкую пародию на официозный жанр парадного портрета.

М. З. Шагал «Красный еврей», 1915 г.

М. З. Шагал «Отец и бабушка», 1914 г.

Среди 350 произведений живописи и графики, выставленных в Корпусе Бенуа, будут и несколько работ совсем отдельных художников, которые выламываются из групповой классификации, но законно причисляются к потоку экспрессионистского искусства в силу контекста и близости мироощущения. Это волшебный плакальщик по распадающемуся изолированному миру бедных еврейских штетлов Марк Шагал с портретом слуцкого раввина в алом лапсердаке («Красный еврей») и щемящей работой «Отец с бабушкой», где деформирующий фигуры гротеск лишь усиливает тревогу и любовь к близким.

П. Н. Филонов «Мужчина и женщина», 1912-13 гг.

П. Н. Филонов «Перерождение интеллигента», 1914-1915 гг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector