Шотландский художник. Helen Flockhart

Шотландский художник. Helen Flockhart

Шотландский художник самоучка Джек Веттриано

Джек Хогган,такова настоящая фамилия художника,родился 17 ноября 1951 года в индустриальном районе на севере Шотландии в семье горнорабочего. В 16 лет оставил школу и был учеником у горного инженера, на шахте. Впервые стал рисовать, когда ему исполнился 21 год,подруга вдруг подарила ему на день рождения набор акварельных красок (такова, во всяком случае, версия самого художника) и он попробывав себя в рисунке,увлекся. В то время его вдохновляли именитые мастера, работы которых начинающий самоучка копировал в местных музеях. Это и было его художественной школой, специального же образования он не получил.

Свои работы впервые он решился показать публике через 14 лет и только в 1988 году рискнул предъявить свою живопись на суд зрителей, впервые представив пару своих полотен на ежегодной выставке в Шотландской Королевской Академии. К изумлению устроителей, картины никому не известного художника были выкуплены в первый же день. На Хоггана посыпались весьма лестные предложения состоятельных любителей живописи. Вскоре он переехал в Эдинбург, взяв в качестве псевдонима чуть измененную фамилию своей матери-итальянки Веттриано. В последующие
годы интерес к его творчеству стремительно рос, и в 1992 году состоялась первая персональная выставка художника под интригующим названием «Сказки о любви и прочие истории».

-А что тебе не нравится, старина? – хитрые глаза мегазвезды Голливуда Джека Николсона сверкнули
из-под темных очков.
-Джек, вы ничего не понимаете в искусстве! Я отказываюсь быть вашим
консультантом!.
-Мне не нужно консультаций. Я знаю, что творчество этого парня переживет
века… –сказал Николсон и замолчал,переходя к другой картине.

Картина «Поющий дворецкий»

названая критиками безвкусицей,но в апреле 2004 года в Эдинбурге на аукционе шотландского искусства
произошло событие, ставшее в художественном мире сенсацией года.Картина шотландского художника-самоучки Джека Веттриано была приобретена за 1 млн. 300 тысяч долларов!
А почему картина названа»Поющий Дворецкий»?Сюжет таков: молодая и влюбленная пара устроила себе пикник на весь день и их ничего не может разлучить, ни сильный ветер, ни приближающая гроза. Пару сопровождает прислуга девушки, которая отчаянно пытается укрыть ее зонтом от ветра и надвигающейся
грозы, но, безуспешно, порывы ветра не дают ей приблизиться к девушке. Мужчину сопровождает на прогулке его дворецкий, который прекрасно поет, и они кружатся в танце под звуки его обворожительного голоса и этот момент придает всему происходящему особое очарование.
В длинные списки очередников на новые полотна художника-самоучки, творчество которого художественные критики характеризовали не иначе, как вульгарный «кич» — безвкусица, халтура (термин „Kitsch“ возник, видимо, в Мюнхене еще в XIX веке для обозначения дешёвых, быстро распродающихся картин). Однако миллионы людей «кичевые» истории Веттриано просто завораживали чувством невыразимого одиночества, оживающей на глазах романтикой, светлой грустью и чем-то еще, что трудно выразить словами.Его картины притягивают странным магнитом, и ты включаешься в каждый кадр чьей-то далекой жизни. Эта жизнь полна яркой страсти и бесконечной романтики. В ней – полумрак интима и запах морского побережья, сияние солнца и ветер странствий. Эта жизнь делает остановку лишь на мгновение, чтобы дать нам возможность домыслить каждую сцену, и двигаться дальше туда, где начинается новая История любви.

Знаменитый шотландский художник Герберт Джеймс Ганн

Герберт Джеймс Ганн — Сильфида (Вера Савина) — 1929

Сэр Герберт Джеймс Ганн (1893, Глазго -1964, Лондон) — шотландский пейзажист и портретист.

Британский портретист и пейзажист Герберт Джеймс Ганн родился 30 июня 1893 года в Глазго, в семье драпировщика Ричарда Ганна. Рисовать он начал в пять лет. Учился в школе искусств Эдинбурга. В 1911 году отправился в Академию Жюльена в Париже, где учился у Жан-Поля Лоренса. После этого Ганн отправился в Испанию, а затем вернулся в Лондоне, где в основном рисовал пейзажи. В Первую мировую войну в составе шотландских стрелков прошел военную службу во Франции. Он продолжал рисовать и во время войны.

Герберт Джеймс Ганн — Автопортрет

Впервые Герберт Ганн женился в 1919 году на Гвендолин Торн, и у них было три дочери. В 1927 году он развелся с первой женой, после того как она сбежала с его натурщиком, банкиром-миллионером сэром Артуром Уинни.

Первая жена художника (Гвендолин Торн) (Wife of the Artist (Gwendoline Thorne)) — 1925

Портрет Гвен (Portrait of Gwen) — 1919

Через два года он снова женился — на Паулине Миллер, с которой у них родились сын и дочь. Паулина стала моделью для самых известных его картин, в том числе дипломной работы 1961 года для подачи в Королевскую академию. К сожалению, любимая жена и муза умерла в 1950 году после продолжительной болезни, в возрасте 49 лет.

Паулина в желтом платье (Pauline in the Yellow Dress) — 1944

Паулина в Париже (Pauline in Paris)

Моя жена (Паулина Миллер) (My Wife (Pauline Miller)) — 1933

Читать еще:  Символизм, как инструмент художника

Паулина жена художника (Pauline Wife of the Artist) — 1930

Профессионально Ганн начинал как пейзажист, много путешествовал. В 1929 году стал членом Общества изобразительных искусств и стал специализироваться исключительно на портретах. Его картины находятся в составе многих галерей, а коронационный портрет Королевы Елизаветы II (1953) — в Королевской коллекции в Тронном зале Виндзорского замка. В 1953 году был избран президентом Королевского общества портретистов и оставался в этой должности до своей смерти. В 1961 избран в Королевскую Академию в качестве полноправного академика. В 1963 году был посвящен в рыцари за заслуги в живописи.

Королева Елизавета II в коронационной одежде (Queen Elizabeth II in Coronation Robes) — 1953

Король Георг VI в коронационной одежде (отец королевы Елизаветы II)

Портрет короля Георга VI

Беседа в Роял-лодж, Виндзор. Король Георг VI, королева Елизавета, принцесса Елизавета (королева Елизавета II) и ее сестра принцесса Маргарет (Conversation Piece at the Royal Lodge, Windsor. King George VI, Queen Elizabeth, Princess Elizabeth (Queen Elizabeth II), and her sister Princess Margaret — 1950

Портрет Маргарет, герцогини Аргайл (Portrait of Margaret, Duchess of Argyll) — 1955

Жозефина, графиня Сефтона (Josephine, Countess of Sefton)

Маргарет, герцогиня Аргайл (Margaret, Duchess of Argyll)

Леди Хелен Роджер, шотландская художница 30-х годов (Lady Helen Roger — Scottish Glasgow artist 30’s) — 1930

Хью Уильям Осберт, седьмой граф Сефтон (Hugh William Osbert (1898–1972), 7th Earl of Sefton)

Ян Дуглас Кэмпбелл, 11-й герцог Аргайл (Ian Douglas Campbell, 11th Duke of Argyll)

Сэр Сэсил Вэйкли (Sir Cecil Wakeley)

Лежащая обнаженная женщина

Портрет мидинетки (Portrait of a Midinette) — 1940

Соня в зеленом (Sonja in Green) — 1932

Портрет дамы (Portrait of a lady) — 1947

Портрет Агнес Кэтрин Мейтленд, сидящей за столом (Portrait of Agnes Catherine Maitland, Principal, Seated at a Table)

Умер художник в Лондоне 30 декабря 1964 года. 80-страничный каталог его работ, которые экспонировались в Шотландской национальной портретной галерее в Эдинбурге, был опубликован Национальной галереей Шотландии в 1994 году. Портреты Ганна — иногда мрачноватые по колориту — отличаются пристальным вниманием к деталям. Среди персонажей его портретов — королева Елизавета, Принц Филипп и Королева-мать, а также представители высшего света и истэблишмента Англии.

Как голландский художник умело ловил на кончик кисти улыбки своих моделей : Франс Хальс

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Франс Хальс (1583-1666) — живописец-портретист Золотого века фламандской живописи. Став основоположником живого стиля в голландском художественном искусстве, мастер прославился своей вольной манерой письма в портретном жанре, а также эволюционным подходом к групповому портрету.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

Герои полотен голландского живописца

В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.

Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.

Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде. Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера.

Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.

О художнике

Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.

Читать еще:  Украинский живописец-монументалист. Михаил Кириленко

Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.

В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».

Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.

Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.

С течением временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.

Послесловие

В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.

Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.

Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.

К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах.

В продолжение темы о живых портретах, предлагаем посетить галерею работ Кристиана Сейболда— австрийского портретиста, биография которого затерялась в глубине веков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

8 советов из книги «Coorie. Шотландское искусство счастья»

Рассказываем, почему шотландцы черпают силы в родной земле и как это связано с интерьером

24 октября 2020 · Текст: Лифанова Юлия

За последние несколько в мире появилось сразу несколько практик построения счастья — начиная от датского хюгге и финского сису до шведского лагом. Не так давно шотландская писательница и журналист Габриэлла Беннетт (Gabriella Bennett), проживающая в Глазго, выпустила новый мировой бестселлер, посвященный стилю жизни своей страны — кюри (coorie). Главной темой этой концепции стала связь человека с корнями, родной землей и отход от безудержного потребления.

По мнению автора книги, настоящее счастье — это гармония в отношениях, следование традициям своего рода и страны, а также умение быть собой.

Помимо интересных сведений о самой Шотландии Беннеттт собрала на страницах своей книги отличный путеводитель по стране, а также советы по обуйстройству дома в стиле кюри.

Читать еще:  Смесь народного искусства и пастырской психоделии. Susan Bee

ELLE DЕСORАТION выбрал самые полезные советы и любопытные факты о жизни и быте шотландцев, которые будут интересны каждому.

1. Идеальная обстановка дома в стиле кюри

Шотландцы уверены, что идеальное место для каждого человека — дом, где можно проводить время наедине с любимыми людьми. Помимо овечьих шкур, камина и деревянной лестницы, обстановка должна отражать баланс «того, что снаружи» и «того, что внутри». Профи по кюри советуют окружать себя теми вещами, которые для нас действительно важны — плед, привезенный из долгожданного путешествия, керамика отечественного производителя, ковер, доставшийся по наследству — пусть ваш дом рассказывает о вашей настоящей жизни.

2. Осознанное потребление

Согласно исследованиям компании Travelodge, в связи с кризисом число шотландцев, путешествующих заграницу, сократилось на 18%. По ее же данным, число британцев, предпочитающих проводить отпуск на родине, возросло примерно на 6% за тот же период. Это указывает на то, что во время экономической нестабильности люди стремятся к комфортным, привычным удовольствиям, а также воздерживаются от торопливого потребительства. Шотландцы стараются поддерживать отечественных производителей, а также меньше других европейцев ведутся на рекламу. Финансовые проблемы действительно помогли жителям этой страны по-другому смотреть на свои траты и обустройство жизни. Зачем покупать десятый стул марки масс-маркет, если можно заказать эксклюзивный предмет интерьера в мебельном ателье Глазго?

3. Ремонт вместо переезда

Исследования показывают, что шотландцы тратят на внутреннее убранство своих домов меньше, чем жители любой другой части Соединенного Королевства. Но на что они тратятся с реальной охотой — так это на ремонт и преображение своей недвижимости. Во-первых, это связано с большим налогами на сделки с землей и домами, стоимость которых превышает 145 000 фунтов стерлингов. А во-вторых, шотландцы решили, что выгоднее и целесообразней для экономики страны вкладывать деньги в своих архитекторов, которые способны сделать из старого жилья настоящее новое место силы.

Масселвайт Хелен (Helen Musselwhite): Картины из бумаги

Своё вдохновение она черпает в небогатой цветастостью, но милой и родной ей природе Англии. Живя на окраине города, неподалёку от лесного массива, она каждый день выгуливает свою любимую собаку, и, заодно, продумывает композиции для новых картин из бумаги.

«Я хотела бы познакомить вас с моим четвероногим спутником, Графом. Он является важной частью нашей семьи, и именно он – одна из главных причин, заставляющих меня совершать прогулки неподалёку от Южного Манчестера.

Ему категорически запрещено входить в мою студию, но он, всё же, иной раз совершает туда разбойные набеги – за кусочками бумаги, которые он так любит есть. Однажды, когда кто-то оставил приоткрытой дверь в мою студию, Граф прокрался туда и съел большой кусок очень сложной работы! Разумеется, после такого проступка он стал на некоторое время persona non grata.

Мы познакомились с Графом, когда ему было 5 дней, и я совершенно влюбилась в него. Я помню, как спрашивала заводчика перед тем, как пёс перебрался жить к нам: «Они ведь ничего не делают, не так ли?» Как я ошибалась!

Это постоянный вихрь из радости и проделок: кража носков, нижнего белья (в особенности бюстгальтеров), отнимание теннисных мячей у других собак… Да, собственно, именно по его вине у меня и нога сломана сейчас».

Лисы и кролики, совы и голуби, которыми богаты леса Великобритании – стали героями этих картин из бумаги от Хелен Масслвайт. Она работает как по случайному вдохновению, так и на заказ. Среди её заказчиков – книжные издательства, звукозаписывающие компании, автомобильные концерны, владельцы отелей и просто частные лица.

Вооружившись ножницами и клеем, мастерица кропотливо работает над миниатюрными деталями своих будущих картин или скульптур из бумаги. Особой любовью у Хелен Масселвайт пользуются совы. Целые серии работ с этими забавными птицами пополнили её коллекцию картин из бумаги.

Большинство работ Хелен Масселвайт похожи на декорации или иллюстрации к детским сказкам, в которых есть место воображению и игре. Бумажное ажурное кружево деталей, дополненных простеньким орнаментом, соединяется в причудливые очаровательные образы. Это могут быть маленькие композиции, бережно накрытые стеклянным куполом, или цветастые картинки в деревянных оправах, бумажные декорации для рекламной акции или объёмная картина из бумаги за стеклом витрины магазина. Подобный бумажный креатив всегда привлекает внимание.

«Красота никогда не перестаёт удивлять меня, и, к счастью, я могу наблюдать её во всём разнообразии, поскольку живя к югу от Манчестера, я словно стою одной ногой в городском пейзаже, а другой – в сельском. Прогулки с моей собакой дают мне возможность видеть изменения, происходящие вокруг день за днём – это для меня бесконечный источник удовольствия. В целом, я считаю, что мне очень повезло жить там, где я живу и делать то, что я действительно люблю делать. Я надеюсь, что это заметно по моим работам».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector