Символический романтизм. Людмила Жукова (Gasparian)

Символический романтизм. Людмила Жукова (Gasparian)

Символический романтизм. Людмила Жукова (Gasparian)

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

Глава 4. Ранний этап поисков нового художественного образа

3. Символический романтизм — сложное архитектурное направление

Отсутствие в первые годы советской власти реального строительства привело к концентрации творческих интересов архитекторов в области экспериментальных лабораторных поисков. Происходил почти не проявляющийся вовне процесс внутреннего развития архитектуры. Это был этап быстрого формирования новых творческих концепций.

Символический романтизм не был единым течением с теоретической платформой и стилистически определенным набором композиционных приемов и художественных форм. Его скорее можно рассматривать как ранний этап поисков нового художественного образа и новых путей развития архитектуры, которые противостояли неоклассике. Революционный подъем первых лет советской власти (военный коммунизм, гражданская война) создал особые условия для художественных поисков. Резко возросла динамика общественной жизни: хозяином улиц и площадей стал трудовой народ. Демонстрации, митинги, собрания, торжественные «красные похороны» — все это требовало нового художественного оформления. Острота классовой борьбы повлияла и на отношение к вещам, художественным формам. Отвергая старый уклад жизни, рабочие часто отвергали вместе с ним и его материальные атрибуты, видя в их формах своеобразные символы старого.

Социальная психология, характерная для революционных масс тех лет, благоприятствовала распространению художественных идеи, отрицавших традиционные эстетические принципы. Пафос отрицания старого строя захватил и область художественного творчества. Здания и вещи рассматривались не только как материальные ценности, которые необходимо передать трудовому народу. В их художественной форме видели эстетические идеалы свергнутых эксплуататорских классов, и форма эта не принималась, отвергалась, иногда вплоть до физического уничтожения. Позднее, когда острота ассоциативного восприятия ослабнет, вступит в силу иная психологическая закономерность — будет происходить процесс переосмысления художественных образов зданий и сооружений. В первые годы революционные массы видели в дворянских усадьбах, церквах, особняках фабрикантов, дворцах губернаторов прежде всего не памятники архитектуры, а материальные атрибуты политической и экономической власти старого общества, олицетворение чуждой идеологии. Это необходимо учитывать, оценивая окрашенные романтикой и символикой разнообразные по художественным принципам и формам творческие поиски тех лет.

Почти все творческие течения и школы символического романтизма объединило между собой несколько основных отличительных признаков: во-первых, это отрицание традиционных (господствовавших до революции) художественных принципов; во-вторых, стремление в назначении здания, его объемно-пространственной композиции и архитектурных формах выразить революционный порыв масс и динамику общественной жизни; в-третьих, обращение к суровым или аскетичным формам в стремлении создать новую эстетику, противопоставленную «изнеженным» и «роскошным» формам архитектуры прошлого; в-четвертых, придание художественному образу, архитектурным формам и средствам выразительности символико-изобразительных (а подчас и сюжетно-повествовательных) качеств с целью сделать их более понятными и активно участвующими в острой идеологической борьбе, т.е. включение архитектуры в агитационное искусство; в-пятых, широкое использование в качестве средств художественной выразительности «индустриальных» и «машинных» мотивов и форм, рассматриваемых как некие символы и атрибуты труда промышленного пролетариата; в-шестых, активное включение в критерий оценки художественного качества архитектурного сооружения количественных показателей — стремление к огромным размерам площадей, эспланад, залов, памятников, сооружений; в-седьмых, ярко выраженная ориентация на коллективного неиндивидуализированного потребителя архитектуры, архитектурный образ рассчитывался на восприятие его революционными массами, и сам он представлялся неотделимым от бурлящих вокруг него огромных людских потоков.

В области стилистических поисков символический романтизм был весьма разнообразен — от архаических форм до супрематических и кубофутуристических композиций.

LiveInternetLiveInternet

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

Музыка

Рубрики

  • ВИДЕО. (9091)
  • ФОТОГРАФИИ. (6464)
  • ЖИВОТНЫЕ (5036)
  • СТИХИ (4494)
  • РАЗНОЕ (4064)
  • КУЛИНАРИЯ (3986)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО (3501)
  • ЮМОР (2395)
  • ИСКУССТВО (2250)
  • КРАСИВО (2225)
  • МУЗЫКА (1502)
  • ЗАБАВНОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ (1443)
  • КИНО (1443)
  • ДЕТИ (1390)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (1340)
  • ДЛЯ ЖЕНЩИН (1326)
  • ЗДОРОВЬЕ (1250)
  • ПРИРОДА (1131)
  • РУКОДЕЛИЕ (880)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (672)
  • ПОЛЕЗНО (577)
  • МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ (551)
  • ДОМ САД ОГОРОД (472)
  • ДИЗАЙН (466)
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ. (410)
  • КРАСОТЫ МИРА. (407)
  • БЛЮДО ВЫХОДНОГО ДНЯ. (375)
  • ДЛЯ МОИХ ДРУЗЕЙ. (356)
  • ВСЕ ДЛЯ ДОМА (333)
  • ПРАЗДНИКИ (267)
  • КРАСИВЫЕ МЕЛОЧИ (258)
  • МОДА (228)
  • МЫСЛИ В СЛУХ (228)
  • ИСТОРИЯ (193)
  • КРЕАТИВ (148)
  • МЫ ПОМНИМ. (105)
  • ОБОИ НА РАБОЧИЙ СТОЛ (103)
  • СПОРТ (101)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ЖЕНЩИНЫ (97)
  • КУМИРЫ ПРОШЛОГО. (92)
  • КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМОВ (77)
  • СМОТРИМ ВМЕСТЕ. (41)
  • ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА. (41)
  • ДЛЯ МУЖЧИН (31)
  • МУЗЫКА В ЦИТАТНИКЕ (21)
Читать еще:  Современные художники Польши. Piotr Antonow

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Записи с меткой символический романтизм людмилы жуковой

(и еще 1 записям на сайте сопоставлена такая метка)

Другие метки пользователя ↓

  • 4 Запись понравилась
  • 1 Процитировали
  • Сохранили
    • 1Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки


    НЕОРДИНАРНЫЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИЦЫ ЛЮДМИЛЫ ЖУКОВОЙ

    Действительно неординарно: о том, к какому же стилю отнести свои работы, Людмила и сама не знает. Смеясь, она говорит: «Подруга определила мой стиль как «символический романтизм». Иногда я в шутку называю его «наивный интуитивизм». Впрочем, если говорить серьезно, я бы не приписала свою живописную манеру к какой-либо конкретной или строго определенной творческой концепции».

    Так что, познакомиться с творчеством этой эстонской художницы, попробовав самим определить стиль художницы, интересно вдвойне.

    LiveInternetLiveInternet

    Метки

    Рубрики

    • APXИB (270)
    • АСТРОЛОГИЯ (419)
    • АРОМАТЫ И ПАРФЮМ (23)
    • АРТ-КАТАЛОГИ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (756)
    • АРХИТЕКТУРА (463)
    • АУДИО И РАДИО:КНИГИ И СПЕКТАКЛИ (68)
    • АФОРИЗМЫ И МУДРИНКИ (378)
    • БЛОГГЕРУ О Л.И.Р.У (1075)
    • Всё для блога (781)
    • Схемы оформления (126)
    • Рамочки (125)
    • Разделители,стрелки,смайлы (112)
    • ВРАЧЕБНЫЕ БАЙКИ (450)
    • ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (152)
    • ГРАФИКА (1672)
    • ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА (21378)
    • ДО-И-ШКОЛЬНОЕ (3741)
    • ЖИВОПИСЬ,ИЛЛЮСТРАЦИИ, АРТ (17867)
    • ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО (5913)
    • ИЗРАИЛЬ (4767)
    • моя маленькая страна (4408)
    • израильские фотографы (1159)
    • русские израильтяне (1054)
    • израильские художники (513)
    • еврейская кухня (252)
    • израильские изобретения (103)
    • Байки из Цахала (101)
    • ИСТОРИЯ ИСКУССТВА (2817)
    • ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА (48)
    • ИНТЕРЕСНОЕ (14721)
    • КОСИЧКИ ДЛЯ ЛАРИСКИ (34)
    • КУМИРЫ — ЖЗЛ (464)
    • КРАСОТА ПРИРОДЫ (1284)
    • КНИЖНОЕ (1226)
    • КРУЖАТСЯ ДИСКИ (666)
    • КАРИКАТУРА И ШАРЖ (537)
    • КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (163)
    • КУКЛЫ и ИГРУШКИ (276)
    • МАМИНА КНИГА (38)
    • НА СТРУНАХ НЕЖНОСТИ (12770)
    • ПАРОДИИ (64)
    • ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ (20387)
    • ПОЭЗИЯ (9348)
    • ПРОЗА (2336)
    • ПСИХОЛОГИЯ (3334)
    • ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ (2911)
    • ПЕТEРБУРГ, ЛЕНИНГРАД,ПЕТРОГРАД (1417)
    • ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ- КОЛДУЕМ НА КУХНЕ (285)
    • РАЗНОЕ (48)
    • РУССКИЙ ЯЗЫК (442)
    • СКУЛЬПТУРЫ (502)
    • ТАНЕЦ (665)
    • ТЕСТЫ , ГОРОСКОПЫ, ГАДАНИЯ (517)
    • ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА (377)
    • СКАЗОЧНОЕ (1571)
    • Сказки (1291)
    • Музыкальное волшебство (143)
    • Сказки от Эльфики (130)
    • ФЭНТЕЗИ, СЮР от художников и фотографов (2404)
    • ФИЛЬМОТЕКА (377)
    • ФОТО И ФОТОГРАФ (3582)
    • ХОЗЯЮШКАМ НА ЗАМЕТКУ: МАЛЕНьКИЕ ХИТРОСТИ (89)
    • ШТУЧКИ И ОДЕССКOЕ (645)
    • ЭРОТИКА,НЮ (1404)
    • ЭРМИТАЖНО-МУЗЕЙНОЕ (264)
    • ЮМОР (2228)
    • ЯПОНИЯ (527)
    • Я ИВРИТ УЧУ НЕ ПО УЧЕБНИКАМ (247)
    • Я ЛЮБЛЮ КВН (16)
    • ЯЗЫКОМ КРАСОК ( художники) (17352)
    • aмериканские художники (2750)
    • aнглийские художники (1155)
    • aвстралийские художники (251)
    • aвстрийские художники (211)
    • aргентинские художники (60)
    • aзербайджанские (21)
    • албанские художники (23)
    • aрмянские художники (96)
    • белорусские художники (510)
    • болгарские художники (214)
    • бельгийские художники (215)
    • бразильские художники (96)
    • венгерские художники (143)
    • вьетнамские художники (60)
    • венесуэльскиe художники (12)
    • грузинские художники (127)
    • голландские художники (116)
    • греческие художники (86)
    • датские художники (85)
    • испанские художники (399)
    • иранские , иракские , пакистанские художники (79)
    • индийские художники (72)
    • ирландские художники (40)
    • индонезийские художники (16)
    • итальянские художники (523)
    • канадские художники (469)
    • китайские художники (396)
    • корейские художники (195)
    • кубинские художники (27)
    • кенийские художники (8)
    • латвийские художники (66)
    • литовские художники (171)
    • мексиканские художники (74)
    • малайзийские художники (36)
    • молдавские художники (120)
    • монгольскиe, мозамбикские художники (9)
    • немецкие художники (379)
    • норвежские художники (67)
    • новозеландские художники (15)
    • нидерландские художники (87)
    • oсетинские художники (10)
    • польские художники (590)
    • перуанские художники (53)
    • португальские художники (26)
    • pоссийские художники (4812)
    • pусские художники (401)
    • pумынские художники (105)
    • cингапурские художники (31)
    • сирийские художники (8)
    • турецкие художники (93)
    • тайваньские/ тайландские / тайские художники (93)
    • украинские художники (1149)
    • узбекские художники (45)
    • французские художники (1119)
    • финские художники (99)
    • филиппинские художники (35)
    • художники Казахстана, Киргизии, Татарстана (84)
    • чешские / словенские художники (114)
    • чилийские художники (45)
    • шведские художники (112)
    • швейцарcкиe художники (62)
    • югославские, македонские ,cербские, хорватские (81)
    • эстонские художники (58)
    • южноафриканские художники (56)
    • японские художники (391)

    Цитатник

    Разделители осенние 200 штукАф ) Фотографии в альбоме «Разделители осенние» MANGIANA на Яндекс.Фо.

    Художник-иллюстратор Кирдий Виктория Эрнестовна. Все иллюстрации здесь Радуга К солнцу Ангел.

    Турецкая художница-акварелистка Рукие Гарип (Rukiye Garip). Все акварели здесь .

    Баллада «Людмила». Анализ

    В 1808 г. Жуковский пишет балладу «Людмила» – оригинальное переложение «Леноры» немецкого поэта Р.А. Бюргера (своеобразный вариант немецкой легенды о «мертвом женихе»). Позже Жуковский создаст точный перевод «Леноры», а пока «Людмилу» он назовет «подражанием»).

    Ставя своей целью создать «русскую балладу» (подзаголовок «Людмилы»), Жуковский переносит действие в допетровскую Русь.

    Дав героине русское имя, Жуковский вводит в язык баллады песенные обороты, фольклорные мотивы («борзый конь», «ветер буйный», «пышет конь, земля дрожит»), просторечие («все в ней жилки задрожали», «едва прискорбны очи не потухнули от слез»), придает обстановке некоторые исторические черты (Нарва, близ которой сражается «грозная рать славян»). В «Людмиле» раскрывается неведомый ранее читателю романтический мир с его необыкновенными картинами романтической природы:

    Вот и месяц величавый
    Встал над тихою дубравой:
    То из облака блеснет,
    То за облако зайдет;
    С гор простерты длинны тени,
    И лесов дремучих сени…
    Чу. полночный час звучит.

    В «Людмиле» Жуковский затрагивает одну из вечных тем русской литературы: любовь – смерть. Людмила – милая и добрая девушка. Она искренне любит жениха, долго ждет его с войны («Возвратится ль он, – мечтала –// Из далеких чуждых стран // С грозной ратию славян?») и горько переживает его гибель («С милым вместе //– всюду рай, // С милым родно – райский край // Безотрадная обитель»). В Людмиле столько чистоты, обаяния и очарования, что смерть ее вызывает у читателя сострадание. Людмила, утратив веру в земное счастье («что прошло – невозвратимо»), теряет веру в Бога:

    Царь небесный нас забыл…
    Где ж обетов исполненье?
    Где святое провиденье?
    Нет, немилостив творец…
    Так Людмила жизнь кляла,
    Так творца на суд звала.

    Героиня не верит в вечную любовь и призывает смерть, но это от полной безысходности:

    Расступись моя могила;
    Гроб, откройся; полно жить;
    Дважды сердцу не любить.

    Мать героини напрасно предостерегает ее от ропота на горькую судьбу («Зла Создатель не творит // Будь послушна небесам»). О том же говорит и автор («Смертных ропот безрассуден; // Царь всевышних правосуден»). Людмила желает смерти и получает ее:

    Твой услышал стон творец;
    Час твой бил, настал конец.

    И в этом своеобразное возмездие. Под видом жениха к ней является мертвец (это страшное воплощение злых сил, само наказание), и Людмила соглашается на венчание. Дьявольский конь мчит их к могильному ложу, где Людмилу и ее жениха судьба навек соединяет в холодном гробу:

    Что же, что в очах Людмилы?
    Ах, невеста, где твой милый?
    Где венчальный твой венец?
    Дом твой – гроб; жених – мертвец.

    Героиня не верит в вечную силу любви, изменяет романтическому идеалу. «Верь тому, что сердце скажет», – призывает автор. Но для Людмилы это невозможно. «Сердце верить отказалось», – с горечью отвечает героиня.

    Удивительная мелодика баллады достигается с помощью повторений, синтаксических параллелизмов: «Мрачен дол и мрачен лес», «Спят пригорки отдаленны, // Бор заснул, долина спит»; месяц «То из облака блеснет, // То за облако зайдет».

    Постоянны рефрены, подчеркивающие драматическую напряженность повествования: «Все погибло: друга нет», «Все прости; всему конец»; «Час твой бил, настал конец»; «Едем, едем час настал»; «Едем, едем путь далек»; «Мертвый с девицею мчится».

    Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

    Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

    С Пушкиным в Кишинёве -4. Романтизм в творчестве П

    Романтизм в творчестве А.С.Пушкина кишинёвского периода. (часть-2)

    Восторженное увлечение философией Вольтера, личностью и творчеством свободолюбивого романтика Дж. Байрона, современника поэта, природа и самобытность южного края отразились в романтическом его творчестве.

    Обращаясь к работам А.С. Пушкина, написанным в Бессарабии, я не ставлю цели дать развёрнутый их анализ, а лишь указать на них, отметить в общих чертах некоторые из них. .

    Первая романтическая поэма Пушкина «Кавказский пленник», законченная в феврале 1821 года, принесла ему успех, наибольший в его литературной деятельности.
    Читатели находили в ней образ современного романтического героя, отсутствовавший в допушкинской литературе, с его «могучей страстью», подчиняющей все переживания и поступки человека, или «душевной охладелостью».

    «Я въ немъ хотелъ изобразить это равнодушіе къ жизни и къ ея наслажденіямъ, эту преждевременную старость души, которыя сделались отличительными чертами молодежи 19-го века», — пишет Пушкин приятелю В.П. Горчакову о «Пленнике».

    Поэма была посвящена другу Ник. Ник. Раевскому, младшему:

    Прими с улыбкою, мой друг,
    Свободной музы приношенье:
    Тебе я посвятил, изгнанной лиры пенье
    И вдохновенный свой досуг.

    Кроме «Кавказского пленника», из-под пера поэта выходит множество прекрасных произведений:

    «Узник», «Для берегов отчизны. », «Кинжал», «К Овидию», «Наполеон», «Друг Дельвиг, мой парнасский брат», «Чаадаеву», «Послание цензору», «Редеет облаков. », «Демон», «Свободы сеятель пустынный. », баллада «Песнь о вещем Олеге»; поэмы «Братья-разбойники», «Гавриилиада», «Бахчисарайский фонтан», первые строфы «Онегина», задуманы «Цыганы», десятки других стихотворений, фрагментов, набросков, заметок – это далеко неполный перечень работ поэта кишинёвского периода, законченных, начатых, задуманных.

    Позволю небольшой пример:

    Замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» возник у поэта в сентябре 1820 года, когда он побывал в Бахчисарае по пути в Симферополь.

    «Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, — пишет он Дельвигу, — увидел я испорченный фонтан, из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат.»

    Однако в стихотворении вместо ржавой трубки и прозаических капель возник поэтически идеализированный фонтан: «Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной…»
    Прогуливаясь по внутренним дворикам дворца, Пушкин сорвал две розы и положил их к подножию «Фонтана слёз», которому позже посвятил стихи и поэму «Бахчисарайский фонтан».
    Каким надо обладать воображением, чтобы из этого родилась его великолепная, с восточным колоритом поэма «Бахчисарайский фонтан»!

    Не трудно проследить, как быстро рос поэтический гений Пушкина-романтика в эти годы.
    Его поэмы полны любви и трагизма. Он изображает сильные чувства, яркие незаурядные явления «внутреннего мира души человека». Основным свойством пушкинской поэзии стала её выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм в отражении эмоционального состояния человека.

    Считая романтизм «областью необыкновенного», поэт создаёт наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей.
    В южных поэмах Пушкина-художника впервые в русской литературе предстают образы современных героев, живущих интересами и волнениями своего времени. В их противоречивом душевном мире и в их необычайной судьбе люди узнавали самих себя.

    Удивительно тонкая и возвышенная романтическая лирика Пушкина стала художественным материалом для многих крупных русских композиторов, находивших в ней мир благородных эмоций.

    О музыке на произведения А.С. Пушкина:

    Многие произведения Пушкина пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов.
    На тексты его лирических стихотворений написаны прекрасные романсы А.Н. Верстовского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и других композиторов.
    Особенно замечателен романс Н.А. Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда. » .
    «Когда после слушания этого романса начинаешь читать пушкинское стихотворение, невольно повторяешь именно те интонации, которые даны в романсе Римского — Корсакова», — пишет современница поэта. Так органически сливается музыка с текстом романса.

    Самые знаменитые музыканты разного времени по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов. По различным произведениям Александра Пушкина были поставлены замечательные оперы.

    Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер, более 10 балетов, большое количество романсов. Практически все основные мотивы произведений Пушкина отражаются в музыке.

    Ограничусь только перечислением некоторых, самых известных:

    «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского, «Пиковая дама» — психологическаая опера Чайковского и его же опера «Мазепа»; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.

    Музыку к кинофильмам писали и наши современники: Прокофьев, Шостакович, Асафьев, Шапорин. Блестящие мелодии — вальс и романс — написаны Свиридовым к произведениям Пушкина «Метель» и «Выстрел».

    Самые популярные романсы на стихотворения Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», музыку написал Глинка; «Я Вас любил», муз. молодого Шереметьева; «Ночь» — написана в 1923 году, музыка Рубинштейна; «Сожжённое письмо» — 1823 год, музыку написал Кюи; «В крови горит огонь желанья» — 1825 год, муз. Глинки (и ещё 25 композиторов); «Талисман» — 1827 год, музыка Титова Н.Ф. .

    Довелось ли слушать свои творения в музыке Пушкину ?

    Известен следующий факт. Услышав в 1823 году романс на свои стихи, он был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.

    Свою благодарность ей Пушкин выразил в стихотворении, отрывок из которого прилагаю.

    Давно о ней воспоминанье
    Ношу в сердечной глубине.
    Ее минутное вниманье
    Отрадой долго было мне.
    Твердил я стих обвороженный,
    Мой стих — унынья звук живой,
    Так мило ею повторенный,
    Замеченный ее душой.
    Вновь лире слез и тонкой муки
    Она с участием вняла.
    И ныне ей передала
    Свои пленительные звуки.
    Довольно: в гордости моей
    Я мыслить буду с умиленьем.
    Я славой был обязан ей,
    А, может быть, и вдохновеньем.

    . Перед высылкой в Кишинёв Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал.

    ***
    Иллюстрация к поэме «Кавказский пленник»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector