Синтез кубизма и футуризма. Bruno Sciaraffia

Синтез кубизма и футуризма. Bruno Sciaraffia

Джино Северини: синтез футуризма и кубизма

Джино Северини (7 апреля 1883 года, Кортона, Италия — 27 февраля 1966 года, Париж, Франция) – известный итальянский художник. Свое творчество он начинал с пуантилизма (дивизионизма). В дальнейшем он смог синтезировать такие стили, как футуризм и кубизм. Является автором нескольких книг.

Его отец занимал должность младшего судебного чиновника, а мать работала портнихой. Некоторое время он учился в школе в Кортоне. В пятнадцать лет его исключили из школьной системы за то, что украл экзаменационные работы. Некоторое время он работал с отцом. В 1899 году он переехал в Рим со своей матерью. Именно там он впервые серьезно заинтересовался искусством, занимаясь живописью в свободное время, работая клерком судоходства. Благодаря помощи покровителя, своего земляка, посещал художественные классы, поступил в бесплатную школу, относящуюся к Римскому институту изобразительных искусств, а позже стал студентом частной академии. Его формальное художественное образование закончилось спустя два года, когда его покровитель прекратил выплачивать пособие.

Становление художника

Северини начал свою карьеру живописца в 1900 году как ученик Джакомо Балла, итальянского художника-пуантилиста, который впоследствии стал выдающимся футуристом. Вместе они посетили мастерскую Джакомо Балла, где познакомились с техникой дивизионизма, раскрашивая разделенным, а не смешанным цветом, и разбивая окрашенную поверхность на точки и полосы. Воодушевленный рассказом Баллы о новом направлении во Франции, Джино в 1906 году переехал в Париж и встретился с ведущими представителями французского авангарда, художниками-кубистами Жоржем Браком и Пабло Пикассо и писателем Гийомом Аполлинером. Продажа его работ не давала достаточно средств для жизни, и он зависел от щедрости покровителей.

Джино Северини продолжал работать в пуантилистской манере, которая подразумевала использование точек контрастных цветов в соответствии с принципами оптической науки. Он придерживался этого направления до 1910 года, до подписания манифеста художников-футуристов.

Футуризм Джино Северини

По приглашению Филиппо Томмазо Маринетти и Боччони он присоединился к футуристическому движению. В итоге в феврале 1910 года эти трое художников, а также Балло, Карло Карро и Луиджи Руссоло подписали Манифест художников-футуристов, а затем, спустя два месяца, и Технический манифест футуристической живописи. После того, как итальянские футуристы посетили в 1911 году Париж, они стали использовать кубизм, который дал возможность анализировать энергию в картинах и выражать динамизм.

Представители этого направления хотели оживить итальянское искусство (и, как следствие, всю итальянскую культуру), изобразив скорость и динамизм современной жизни. Джино Северини разделял этот художественный интерес, но в его работах не было политического подтекста, характерного для футуризма.

Творчество

В то время как его коллеги обычно рисовали движущиеся автомобили или машины, сам он обычно изображал фигуру человека как источник энергичного движения в своих картинах. Он особенно любил рисовать сцены ночного клуба, вызывая у зрителя ощущения движения и звука, наполняя картину ритмическими формами и веселыми, мерцающими цветами. В картине Джино Северини «Динамический иероглиф бала Табарэн» (1912) сохранилась тема ночной жизни, но он включил сюда кубистскую технику коллажа (к платьям танцоров были прикреплены настоящие блестки) и такие бессмысленные элементы, как реалистичная обнаженная фигура на ножницах.

В работах военного времени, таких как «Поезд Красного Креста, проходящий через деревню» (1914), Северини рисовал предметы, соответствующие прославлению футуристов войны и механизированной власти. В течение следующих нескольких лет он все больше обращался к своеобразной форме кубизма, в которой сохранились декоративные элементы пуантилизма и футуризма.

Около 1916 года Северини стал использовать более строгий и формальный подход к композиции; вместо деконструкции форм он хотел навести геометрический порядок на своих картинах. Его работы этого периода представляли, в основном, натюрморты, выполненные в стиле синтетического кубизма, что повлекло за собой создание композиции из фрагментов объектов. На таких портретах, как «Материнство» (1916), он также начал экспериментировать с неоклассическим образным стилем, консервативным подходом, который он более полно использовал в 1920-х годах. Северини опубликовал книгу «От кубизма к классицизму» (1921), в которой он представил свои теории о правилах композиции и пропорций. Позже в своей карьере он создал много декоративных панно, фресок и мозаик, и он стал участвовать в декорациях и декорациях для театра. Автобиография художника «Жизнь художника» вышла в свет в 1946 году.

Кроме уже названных работ, можно представить также и другие картины Джино Северини с названиями: Commedia dell’Arte, «Музыканты», «Концерт», «Арлекины», «Весна», «Танцоры» и другие.

Северини участвовал в организации первой выставки футуристов в Galerie Bernheim-Jeune, в Париже (февраль 1912 года), его работы выставлялись в последующих выставках футуристов в Европе и Соединенных Штатах. В 1913 году он провел персональные выставки в галерее Мальборо в Лондоне и в Берлине. В своей автобиографии, которая была написана много позже, он отметил удовлетворение футуристов от реакции на выставку в Париже, но влиятельные критики, в частности Аполлинер, высмеивали их за их притворство, невежество в отношении основных направлений современного искусства и их провинциализм. Позже Северини согласился с Аполлинером.

Кубизм vs футуризм. Как научиться понимать искусство

Реализм в живописи – искусство как можно более точно и объективно изобразить действительность с помощью всевозможных художественных способов.

На первый взгляд скромная “персона” реализма на самом деле невероятно сложна и противоречива, многолика и многовариантна.

Представители направления: Илья Репин, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Эдуард Мане, Сильвестро Лега, Уинслоу Хомер, Жюль Бретон.

Импрессионизм

Если реализм – художественная подача внешней оболочки мира, то импрессионизм – талантливое изображение его души.

Сторонники этого направления всячески отрицают существенность религиозных, исторических, литературных и мифических сюжетов, присущих официальному академизму. Важней всего — чувственно-эмоциональный аспект бытия.

Представители направления: Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Франческо Филиппини, Эдуард Мане, Эдгар Дега.

Это направление живописи просуществовало не очень долго (с 1898 по 1908 гг.). Полотнам представителей школы фовизма присущи упрощенные формы и яркие цвета.

Кстати, вдохновителями развития фовистского направления живописи послужили два знаменитых импрессиониста – Ван Гог и Гоген.

Представители направления: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул, Морис Марино, Жан Пюи, Морис де Вламинк, Анри Манген, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген.

Модерн (ар-нуво, югендстиль)

Основными особенностями полотен этого направления являются четко выраженный символизм образов, специфическая плавность форм и отсутствие уже привычного эффекта глубины.

На картине можно увидеть филигранную плоскость, присущую каждой фигуре, яркие контуры, поданные на одноцветной, немного скучноватой поверхности.

Представители направления: Поль Гоген, Пьер Боннар, Густав Климт, Эдвард Мунк, Михаил Врубель, Виктор Васнецов.

Экспрессионизм

Наиболее эмоционально и чутко насыщенное направление живописи. Каждое полотно наполнено воображаемыми деформациями, грубой и слегка причудливой резкой несовместимостью, а также контрастностью цветов.

Также картинам свойственна угловатость линий и непринужденная скорость мазков.

Представители направления: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Эдвард Мунк.

Кубизм – художественное проявление суровости аналитической системы математики, геометрия сквозь вуаль живописи.

В картинах воплощено совершенство геометризованных условных форм, а реально существовавшие объекты “раздроблены” на стереометрические примитивизмы. Концептуальная основа картины превалирует над ее художественной ценностью.

Читать еще:  Турецкий художник. Murat Ozbakir

Представители направления: Пабло Пикассо, Хуан Грис, Мари Лорансен, Фернан Леже, Робер Делоне, Альбер Глез, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже, Франсис Пикабиа.

В формах футуризма можно усмотреть переплет цветов фовизма и художественных форм кубизма.

Картинам присуща энергичность композиции: фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, а движение передается наложением последовательных фаз на одно изображение.

Представители направления: Давид Бурлюк, Джино Северини, Джозеф Стелла, Марио Сирони, Умберто Боччони, Юрий Анненков.

Абстракционизм

Абстракционизм отрицает любую приближенность к действительности изображения форм. Художник пытается достичь гармонизации единения сочетаний цвета и геометрических форм.

По мнению ученых, живописные абстракции — лучший катализатор ассоциативного мышления.

Представители направления: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Одна из самых распространенных форм творчества дадаистов – коллаж.

Одним из технических приемов создания произведения являются компоновка и наклеивание на плоскую основу кусочков разнообразных материалов — бумаги, ткани и т. д.

Представители направления: Ганс Арп, Марсель Дюшан, Курт Швиттерс, Франсис Пикабиа, Макс Эрнст, Ман Рэй, Марсель Янко, Ханс Беллмер, Софи Тойбер-Арп.

Супрематизм

Разновидность абстракционизма, которая концентрируется на комбинациях разноцветных плоскостей простых геометрических очертаний.

То есть, талантливое сочетание разноцветных и разнообразных геометрических фигур, которое образует целый ряд ассиметричных супрематических композиций.

Представители направления: Казимир Малевич, Любовь Попова, Ольга Розанова, Эль Лисицкий.

Метафизическая живопись

Картинам свойственно изобилие ассоциаций и художественных аллегорий. Творцы стремятся отыскать метафизический рубеж между миром живого и неживого.

Поэтому в полотнах живое похоже на неодушевленное, а неодушевленные предметы живут своей тайной жизнью.

Представители направления: Джорджо Де Кирико, Альберто Савинио, Джорджо Моранди, Филиппо де Пизис, Артуро Мартини, Феличе Казорати, Карло Карра.

Сюрреализм

Направление в искусстве, возглавляющее рейтинг мировой анормальности. Картины отличаются парадоксальностью сочетаемых форм и динамичным использованием аллюзий.

Главный смысл композиционной линии полотна – совместить сон и реальность, абсурдность, противоречиво сочетать натуралистические образы и воображаемые сюжеты.

Представители направления: Сальвадор Дали, Марк Эрнст, Фрида Кало, Ив Танги, Поль Дельво.

Активная живопись

Живопись пятнами, которые не воссоздают реальных образов, а формализуют активность художника на бессознательном уровне души и разума.

Каждое пятно, мазок или линию наносят на холст быстрым движением руки без предварительных планов или зарисовок.

Представители направления: Роже Бисьер, Брам ван Вельде, Жан Фотрие, Анри Мишо, Серж Поляков, Жан Дюбюффе.

Самый яркий представитель массовой культуры. Талантливое сочетание символических и знаковых объектов рекламной продукции или любых других элементов массовой культуры.

Результатами соединения всех объектов являются коллажи, ассамбляжи, комиксы, комбинированные картины, карикатуры и т.д.

Представители направления: Кит Гаринг, Дэвид Хокни, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн, Уэйн Тибо, Энди Уорхол.

Минимализм

Течение живописи, которое поддерживает простоту и монохромное однообразие форм, нейтральность поверхности, ограничение сюжетной композиции.

Самый экономный вид живописи, избавлен от всякого метафорического символизма и повторяемости, иллюзионизма и репрезентации.

Кубизм, футуризм и кубофутуризм

Русский кубофутуризм — сплав итальянского футуризма и французского кубизма — формировался в условиях активного сотрудничества поэтов, художников и филологов. Полем сотрудничества стали театральные подмостки и книга. Ольга Розанова иллюстрировала книги Алексея Кручёных, где картинка и текст существовали в неразрывной связи. Василий Каменский разрабатывал свои варианты визуальной поэзии. Казимир Малевич придумал свой вариант кубофутуризма — так называемый алогизм форм, по аналогии с заумным языком Кручёных. Владимир Маяковский одновременно был поэтом и художником и вместе Аристархом Лентуловым готовил постановку своей поэмы «Я». В 1913–1915 годах кубофутуризм стал катализатором для возникновения универсальных языков русского авангарда и прежде всего супрематизма.

Лектор
Кирилл Александрович Светляков
Кандидат искусствоведения, главный специалист
Государственной Третьяковской галереи

  • На метро
  • На машине
  • Наземный транспорт

От станции «Третьяковская», поверните налево после выхода из метро и перейдите улицу Большая Ордынка. Затем пройдите вперед по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику. После того, как пройдете мимо сквера, поверните направо в Лаврушинский переулок.

От станции «Новокузнецкая», после выхода из метро пройдите вперед к улице Пятницкая и двигайтесь по ней в левую сторону до пешеходного перехода. Перейдите дорогу и следуйте по Климентовскому переулку до пересечения с улицей Большая Ордынка. Перейдите улицу Большая Ордынка, затем пройдите вперед по Большому Толмачевскому переулку или Ордынскому тупику. После того, как пройдете мимо сквера, поверните направо в Лаврушинский переулок.

От станции «Полянка», после выхода из метро пройдите вперед до улицы Большая Полянка и поверните налево. Продолжайте идти вперед и поверните направо возле автобусной остановки. Выйдите Большой Толмачевский переулок и пройдите по нему до сквера. Поверните налево в Лаврушинский переулок.

Бесплатные билеты можно получить в кассах музея или онлайн в одном заказе с платным билетом (полным или льготным) в предварительной продаже или в день посещения. Обратите внимание, что все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке. Условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке (билеты можно получить только в кассах непосредственно в день посещения).

Право бесплатного посещения предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди (обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок):

Один раз в месяц — последняя суббота месяца: для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ) по удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ;

Один раз в месяц — первое воскресенье каждого месяца: для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (старше 18 лет) (граждане России и стран СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;

Один раз в месяц — первое воскресенье каждого месяца студенты-держатели карт ISIC имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

В День народного единства — 4 ноября — Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

Расписание работы экспозиций и выставок 4 ноября:

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова — закрыты

Вход платный.

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей в порядке общей очереди.

  • пенсионеры (РФ и СНГ). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальной карта москвича;
  • учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
  • студенты высших учебных заведений РФ, а также иностранные студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях. По продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров»;
  • студенты, владеющие картой ISIC, вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. По карте ISIC;
  • члены многодетных семей (РФ и СНГ). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.
Читать еще:  Современный художники Америки. Alexander Rokoff

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста. По свидетельству о рождении (для граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста), национальному или заграничному национальному паспорту;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров». По продленному на текущий учебный год студенческому билету соответствующего учебного заведения или справке с места обучения с указанием факультета (если факультет не указан в студенческом билете);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории;
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации. По военному билету с записью, подтверждающей прохождение военной службы по призыву;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ). По удостоверению о присвоении соответствующего звания;
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории и удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств. По удостоверению члена соответствующей организации;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM). По членской карте ICOM;
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ. По удостоверению музейного сотрудника, удостоверению члена общественного совета при Министерстве культуры России;
  • волонтеры программы «Спутник». По карте «Спутник» в комплекте с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента)(граждане России и стран СНГ);
  • один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн в одном заказе с одним платным (полным или льготным) билетом.

Кубизм и футуризм

Кубизм и П. Пикассо

Создателем кубизма в 1907 году стал Пабло Пикассо. К этому течению он пришел не сразу. В «голубой период» (1901-1904) Пикассо создает портреты и жанровые типы, в которых развивает тему одиночества, горя, обреченности человека, пронизывающую духовный мир героя и враждебную ему среду. Таков портрет друга художника — поэта X. Сабартеса, картины «Странствующие гимнасты», «Нищий старик с мальчиком»: рисунок острый, контуры изломаны, тела нарочито удлиненны. В этой живописи, объединенной холодной гаммой синего цвета, сливаются и перерабатываются в духе скорбного, страдающего гуманизма опыт и психологического портрета, и острой, гротескной урбанистической графики, и мотивы символизма и стиля модерн.

В «розовый период» (1905-1906) гуманизм, свойственный искусству Пикассо, приобретает утверждающую направленность. Его героями выступают теперь бродячие цирковые артисты. Они содержат в себе острейшую коллизию гармонии и дисгармонии; мир, где обитают эти люди, — это пепельно-розовая бесплодная пустыня, в которой равными становятся и свобода, и одиночество изгнанников. Ему присуща коллизия тяжеловесной силы и нежной хрупкости, с таким мастерством воплощенная Пикассо в «Девочке на шаре» (1905).

В 1906-1907 гг. художник резко порывает с сочиненным им миром цирковых акробатов, со всеми его духовными тонкостями и обращается к негритянской скульптуре. Другим источником кубизма был геометрический анализ формы П. Сезанна. В первой программной картине кубизма «Авиньонские девицы» (1907) фигуры массивны, монументальны, уродливы. Они деформированы, детали облика намеренно прямоугольные и треугольные. При этом в телесной массе каждая частица отдельно, а из деталей художник монтирует целое небрежно, наугад, без стыковок. Землистый красноватый колорит и сине-зеленые тона создают особую весомость.

Составивший вторую фазу «аналитический кубизм» превращает картину в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный мотив — например, лицо человека в портрете А. Воллара. Большое значение здесь получает декоративная выразительность градаций цвета, тяготеющего к однообразному серому тону.

Для третьей фазы — «синтетического кубизма», к которому переходит Пикассо в 1912-1913 годах, характерны многоцветные живописные композиции, образованные плоскими фрагментами каких-либо предметов. Излюбленными у Пикассо становятся детали музыкальных инструментов — скрипок и гитар.

Новый этап творчества П. Пикассо — неоклассицизм, с 1915 года — поворот к строгим нормам психологического объемно-пространственного рисунка, восходящих к академизму и реализму. «Мать и дитя», портрет А. Воллара, портрет жены художника О. Хохловой, «Арлекин» являются характерными произведениями этого времени.

Пикассо отдал дань и сюрреализму, создав ряд произведений, основанных на чудовищной деформации, искажении реального образа человека, на усилении резких цветовых контрастов, как, например, в его «Плачущей женщине» (1937).

В 1937 году П. Пикассо для испанского павильона международной выставки в Париже пишет грандиозную трагическую композицию «Герника» (350 х 782 см) — самую знаменитую, великую политическую картину XX века. В драме испанского города Герники, уничтоженного фашистской авиацией, Пикассо увидел символ гибели, которую фашизм несет всему человечеству.

Символичны и живописные формы этого произведения. Оно все наполнено фрагментами, обломками реальных и фантастичных, узнаваемых и деформированных, изобразительных и отвлеченных мотивов культурной и дикой, живой и неживой природы, которые рушатся, разламываются, смятенные чудовищным вихрем. Эти фрагменты связаны калейдоскопичной композицией, которая укладывает хаотично смещающиеся, пересекающиеся друг с другом формы строго на свои места в безупречно выверенном порядке. Черно-белой гамме этой картины, сочетаниям угловатых линий и плоских пятен присуща резкая нацеленная экспрессия.

Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. Испанцы плакали на выставке, стоя перед «Герникой». Однажды нацистский офицер, указав на репродукцию «Герники», спросил у Пикассо: «Это вы сделали?». «Нет, — ответил художник, — это сделали вы». Так в картине, которую можно назвать монументальной графикой, созданной живописными средствами, Пикассо осуществляет синтез нескольких видов творчества, предпринимает свой опыт художественного решения политических задач искусства.

Читать еще:  Уникальная перспектива. Leda Contogiannopoulou

Синтез кубизма и футуризма. Bruno Sciaraffia

Казимир Северинович Малевич

Собрание сочинений в пяти томах

Том 1. Статьи, манифесты и другие работы 1913-1929

А. Шатских. Слово Казимира Малевича *

Имя Казимира Малевича стремительно обрело подобающее ему место в истории русского искусства, как только рухнула официальная советская идеология. Произошло это с тем большей легкостью, что великий художник давно завоевал прочную славу за пределами Отечества. Посвященную ему библиографию впору издавать отдельным изданием, и на девять десятых она состоит из книг и статей на иностранных языках; многочисленные исследования на русском стали публиковаться с конца 1980-х годов, когда состоялась первая большая выставка Малевича на родине после десятилетий замалчивания и хулы 1 .

Освоение творческого наследия Малевича в отечественной культуре началось с живописи, графики, архитектонов. Ныне с определенной долей уверенности можно утверждать, что круг работ Малевича-художника выявлен почти полностью, и историки искусства получили возможность, опираясь на эту основу, углублять, расширять, уточнять свои оценки и исследования 2 .Теперь настала пора представить другую ипостась великого творца. В России теоретические работы мастера известны фрагментарно, недостаточно – наследие же Малевича-мыслителя и литератора не уступает по масштабности его художественному наследию.

Русские исследователи волею исторических судеб довольно поздно подключились к весьма продвинутому на Западе процессу изучения философского и литературного творчества художника 3 . Тем не менее их поле деятельности от этого почти не сузилось. Если о живописи, графике, в какой-то мере архитектонах можно говорить, что их состав зафиксирован и подлежит ныне всесторонней каталогизации, то в отношении теоретических трудов вся эта работа впереди.

Библиография трудов, опубликованных при жизни художника, насчитывает несколько десятков названий. Однако это надводная часть айсберга: множеству трактатов, статей, исследований не суждено было обрести читателя; они образовали огромный архив, вывезенный Малевичем в Европу (в конце концов большая часть бумаг сосредоточилась в Стейделик Музеуме в Амстердаме 4 ). Но и на родине, в частных и государственных собраниях, осело немало рукописей. На сегодняшний день состав литературных произведений Малевича еще не поддается описанию – обнаружены далеко не все тексты, и здесь возможны открытия и находки.

Публикации литературного, философского, критического наследия Казимира Малевича и будет посвящен предпринятый агентством «Гилея» выпуск Собрания сочинений.

Биография Малевича как литератора и теоретика началась в знаменательном 1913 году. Малевич, М. В. Матюшин и А. Е. Крученых, инициаторы и делегаты Первого всероссийского съезда баячей будущего (поэтов-футуристов), написали в июле 1913 манифест, вскоре появившийся в печати. Эпатажные заявления, декретирующие искоренение всех устоев старого мира и декларирующие приход новой реальности, – наиболее любимый, привычный жанр крайних авангардистов, и не только российских. На отечественной почве он обретал еще большее значении ввиду конституционной черты национальной культуры, ее мессиански-утопических устремлений. Русские будетляне и кубофутуристы, отмежевываясь от «блуждания в голубых тенях символизма», осознавали себя тем не менее в сугубо романтических категориях – демиургами, создателями собственных новых миров. Слово и дело в творчестве Малевича, провозгласившего себя новым реалистом, постепенно связалось в неразрывное целое – и в этом проявилось родовое свойство авангардного мышления как такового, где пластические эксперименты и тексты были неразъединимы, одно продолжало другое.

1913 год в перспективе времени вырос в одну из великих дат всей отечественной истории XX века. Последний мирный год старой России, пик ее экономического и культурного расцвета, он обладал какой-то магнетической притягательностью – вокруг 1913 года постоянно кружила мысль Малевича, этот год он объявлял главной датой супрематизма, сделав его точкой отсчета в развитии своей художественно-философской системы. Дотошные историки выяснили, что первые полотна абстрактного геометризма появились лишь весной 1915 года, а само слово «супрематизм» и того позже, – но год постановки футуристической оперы «Победа над Солнцем» по праву открывал хронологию изобретенного Малевичем направления.

Следствием художественного опыта, откристаллизовавшегося после декабрьских спектаклей «первого в мире театра футуристов», стало возникновение легендарной пластической формулы. Рождение Черного квадрата, превратившегося в одушевленного героя мировой культуры XX века, не могло не закрепиться в слове. Осенью 1915 года появился второй – уже единоличный – манифест Малевича со знаменитым заглавием-лозунгом «От кубизма к супрематизму». В дальнейшем пункт исхода, отталкивания менялся, погружаясь в толщу прошлого, – движение отсчитывалось «от Сезанна», «от импрессионизма», дорога пролегала через футуризм, кубофутуризм – заветная же цель всегда была одна, супрематизм.

Слово это пришло из родного языка художника, польского, где оно в свою очередь укоренилось благодаря католической латыни. Вначале термин «супрематизм», по мысли Малевича, означал высшую стадию развития живописи, в которой энергия цвета доминировала, господствовала надо всем остальным. В первый период существования новой системы (1915–1918) целью и смыслом деятельности ее родоначальника стало формирование круга единомышленников, консолидация единоверцев под знаменем живописного супрематизма. Отстаивание своей истины вызывало резкую полемику с «академиками» (так собирательно назывались все неавангардисты), она диктовала жанр и стиль общественных выступлений Малевича.

Левые художники обе революции 1917 года восприняли с энтузиазмом – в особенности Февральскую, показавшуюся такой прекрасной, очистительной, интеллигентно-бескровной. В грандиозных общественных переменах они видели справедливое, великое, доброе дело, воцарение той новой реальности, которую давно предчувствовали, призывали. Отрезвление приходило к кому быстрее, к кому медленнее – но в первые послереволюционные месяцы обретенная свобода казалась безграничной и вечной. Свобода была ключевым словом, паролем крайне левой политической партии, партии анархистов – и крайне левые в искусстве нашли понимание и прибежище у крайне левых в политике. Статьи инициатора супрематизма в московской газете «Анархия» (1918) составили законченный, по-своему совершенный цикл его работ.

Общественный темперамент, личностные качества прирожденного лидера выдвинули Казимира Малевича в ряды деятелей искусства, с большой энергией приступивших к строительству новой культуры. Художник обращался к разным сферам этого строительства – и к сугубо прикладному, пропагандистски-просветительскому музейному делу, и к обоснованию новых принципов художественной педагогики, и к утверждению новых горизонтов в поэзии.

Беспредметное искусство в России, как известно, развивалось в нескольких направлениях. Линия Казимира Малевича и линия Владимира Татлина, другого гиганта русского авангарда, все более и более расходились в претворении потенций абстрактного творчества: подспудно копившиеся разногласия начинали обнаруживать свою полярность в раннесоветские годы, что также закреплялось в текстах основоположника супрематизма.

Иная жизнь открылась перед Малевичем после переезда в ноябре 1919 года в Витебск. Еще во время создания последних статей для газеты «Анархия» геометрическая беспредметность достигла белой стадии – появились полотна «белое на белом»; отныне супрематизм делился своим создателем на три периода: черно-белый, цветной, белый. Но и это были лишь три ступени: живопись, пройдя через них, вышла к абсолюту – пустым холстам, которыми завершил художник свою первую персональную выставку в декабре 1919 – январе 1920 года 5 . Через год Малевич афористически сформулировал смысл своей акции: «О живописи в супрематизме не может быть речи, живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого» 6 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector