Скульптор-философ. Alain Choisnet

Скульптор-философ. Alain Choisnet

Скульптор-философ. Alain Choisnet

АЛЕН (Alain) (псевдоним Эмиля-Огюста Шартье, Emile-Auguste Chartier) (1868–1951), французский философ, литературный критик и публицист. Родился 3 марта 1868 в Мортань-о-Перш. Учился в коллеже, затем в лицее в Алансоне. Поступил в Высшую педагогическую школу, которую окончил в 1889. После получения степени агреже по философии (1892) преподавал в Понтиви, Лориане (1893–1900), в Руане (1900–1903), а затем в Париже, в лицее Генриха IV, где с 1909 по 1933 был профессором риторики; одновременно читал курс в коллеже Севинье. В политическую жизнь вошел в связи с делом Дрейфуса, приняв сторону дрейфусаров. С 1903 начал публиковать в газете «Dépêche de Rouen» под псевдонимом Ален ежедневные краткие статьи – «мысли по поводу», где высказывал свои взгляды в связи с теми или иными событиями. С 1906 по 1914 опубликовал более 3000 таких статей. Сотрудничал также в «Revue de la métaphysique et de la morale» (1893–1907), опубликовал сборник «мыслей» (Propos). Эта деятельность была прервана Первой мировой войной. На войне Ален провел два с половиной года; за это время написал книги Марс, или суждения о войне (Mars ou la guerre jugée, 1921); Восемьдесят одна глава о духе и страстях (Quatre-vingt-un chapitres sur l’esprit et les passions; опубликована в 1917, переиздана в 1941 под названием Элементы философии); Система изящных искусств (Système des beaux-arts, 1920). Демобилизовавшись, поселился в Ле Везине. В 1921 возобновил работу над Мыслями по поводу, вначале для издания «Libres Propos», затем для ряда газет. Большая часть этих материалов вошла позднее в сборники: Мысли об эстетике (Propos sur l’esthétique, 1924); Мысли о счастье (Propos sur le bonheur, 1925); Наброски о человеке (Esquisses de l’Homme, 1927); Мысли о политике (Propos de politique, 1934); Мысли о литературе (Propos sur la littérature, 1934); Мысли о воспитании (Propos sur l’éducation, 1932); Мысли о религии (Propos sur la religion, 1938); Чувства, страсти и знаки (Sentiments, passions et signes); Минерва, или О Мудрости (Minerve, ou de la Sagesse, 1939); Стражи духа (Les vigiles de l’esprit, 1942) и др. В то же время писал и более пространные произведения, где в связной форме излагал свои идеи: наряду с Системой изящных искусств это работы История моих мыслей (Histoire de mes pensées, 1936); Боги (Les Dieux, 1934); Беседы на морском берегу (Entretiens au bord de la mer, 1931). В 1930-е годы, чувствуя приближение новой войны, Ален организовал в сотрудничестве с П.Ланжевеном, З.Риве и Ж.Вави Комитет бдительности интеллектуалов-антифашистов, а через некоторое время открыто занял пацифистские позиции, видя в войне силу, дающую выход инстинктам и страстям, парализующим моральную ответственность. Радикальные политические взгляды Алена отражены в работах Гражданин против властей (Citoyen contre les pouvoirs, 1926); Элементы радикальной доктрины (Eléments d’une doctrine radicale, 1925).

Читать еще:  Современная российская художница. Марина Красницкая

Ведущие темы философии Алена – гуманизм и свобода. Человек в его понимании – субъект знания и действия, разумное, свободное и ответственное существо, наделенное волей к борьбе против насилия власти и отживших традиций. Будучи противником тирании во всех ее проявлениях (этим обусловлены его политические взгляды), Ален защищал свободу гражданина, право индивида на суждения. Воспитанный в традициях классической философии (главным образом Платона, Декарта, Канта) и Конта, видел в философии постоянно возобновляемое усилие духа, направленное на преодоление страстей. Идеи о восприятии, свободе, сущности и существовании предвосхитили некоторые положения экзистенциализма, а учение о творческом воображении послужило для Сартра одним из стимулов к написанию труда Воображаемое. В своих сочинениях Ален проявил себя как мыслитель, в оригинальной форме развивающий картезианский гуманизм, стремящийся, подобно Монтеню, помочь человеку стать хозяином своих страстей. Избранный Аленом способ изложения основан на представлении, что идеи не имеют устойчивого существования: в каждое мгновение они теряются и заново обретаются. С этим связан отказ Алена от построения философской «системы». Ален отвергал также звание философа, не желая входить в число «философов по профессии».

Творчество Алена оказало глубокое влияние на разные сферы французской культуры – литературу, философию, журналистику. Ряд его трудов был издан посмертно, в частности Письма о первой философии (Lettres sur la philosophie première, 1955) и Диалектика чувств (Dialectique des sentiments, 1971).

Умер Ален в Ле Везине близ Парижа 2 июня 1951.

О чем на самом деле думает «Мыслитель» Родена (8 фото)

Огюст Роден. «Мыслитель» . 1880-2 (вариант на Plaza de Nuestra Señora del Pilar, Сарагоса).

Дело в том, что Роден, создавая свой шедевр — как это часто бывает, совершенно не думал, что создает шедевр. Будущий «Мыслитель» задумывался как часть совершенно другого, масштабного и сложного проекта, который, как думал Роден, ему особенную славу и принесет. Вышло все наоборот: о том проекте мало кто сегодня помнит.

Читать еще:  Эверест - мать и сын. Eduardo Urbano Merino

«Врата ада» (вариант в Zürich — Kunsthaus)

Идея была в том, чтобы создать на тему великой поэмы Данте «Божественная комедия» скульптурную группу, вернее, реальные ворота. Называлось это произведение «Врата ада» и на его рельефах и скульптурах изображались, собственно, души мертвых, которых Данте во время своего путешествия в ад встречал.

Паоло, целующий Франческу (а также ревнивый муж) на картине Энгра.

Для этих врат Роден создал много отдельных сюжетов, которые планировалось присобачить. Например, он иллюстрировал описанную Данте историю Франчески да Римини, которая влюбилась в брата своего мужа, тот застукал их за поцелуем и убил на месте.

«Поцелуй» Паоло и Франчески на статуе Родена (вариант в копенгагенской Глиптотеке).

Но, поскольку Роден был скульптором, причем с собственным стилем, делать на скульптуре всякие ренессансные рюшечки отделки ему было не интересно. Целующиеся Паоло и Франческо на его работе были изображены обнаженными. Это логично, согласно христианским представлениям: на том свете все мертвые, то есть души, нагие, в одежде не нуждаются (на картинах души без одежд и рисуют, словно младенчиков).

Вариант в музее Родена

А потом Роден посмотрел на получившуюся у него статую целующейся парочки и решил: так круто получилось, причем тут какие-то ренессансные влюбленные? Вышел просто идеальный образ, идеальная скульптура про любовь. Так что статуя теперь просто называется «Поцелуй», и про ее предназначение для ворот ада мало кто помнит тоже.

Вот с «Мыслителем» вышла та же самая история. Изначально Роден посадил его на фоне мятущихся в аду душ, на верхе ворот.

Дж. Р. Уилмер. «Паоло и Франческа» 1930

Первоначально автор назвал ее «Поэт», то есть она изображала самого Данте, который забрел на тот свет и вот присел, в ужасе, ошеломлении и скорби от увиденного (а также задумывая свою будущую грандиозную поэму). Изображений Данте, гуляющего по аду, к тому моменту в мировом искусстве было много, но они в основном были живописными.

Читать еще:  Средневековое искусство. Ян Ван Эйк, Jan van Eyck

Например, на этой картине Данте (в красном) сидит на камнях в адской пустыне и смотрит на души тех же Паоло и Франческо, парящих над землей.

Микеланджело. Фрагмент Капеллы Медичи (Флоренция)

Роден же, согласно своей теории изобразил без одежды и Данте, чтобы подчеркнуть его инфернальный, универсальный характер, не давать никаких привязок к конкретной эпохе. Еще он лепил тощего поэта с французского боксера — потому что это был не реальный Данте, а идеальный мужчина, в духе Микеланджело.

Кстати, у самого Микеланджело тоже есть скульптура, называемая «Мыслитель» (Il Pensieroso), она украшает гробницу Лоренцо Медичи. Характерно, что ей универсальный, вневременной характер Микеланджело предал тем, что нарядил ее не в ренессансные одеяния, а в псевдоантичные доспехи.

Вариант в музее Родена в Париже

Итак, сделал Роден своего пока еще «Поэта». И знаете, так получилось хорошо! Так всем понравилось! Какие ворота, он и без ворот отличный! А тут еще заметили сходство с микеланджеловским мыслителем. Так и появилось у статуи новое имя, которое оказалось еще более удачным и понятным. Потому что поэзией мало кто занимается, а вот тягостные раздумья бывают у каждого. Так авторский замысел скульптуры приобрел новые горизонты.

А еще Роден решил, что такое удачно произведение вполне имеет право на совершенно самостоятельное существование. И поэтому сделанных им собственноручно авторских повторений «Мыслителя» так много, что выяснять, где именно находится самый первый, оригинал, надо очень-очень долго (с бронзовыми скульптурами часто так). Но пальму первенства принято отдавать тому, который в парижском Музее Родена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector