Смесь действительности и относительного реализма. Andrea Vandoni

Смесь действительности и относительного реализма. Andrea Vandoni

Реализм в литературе — черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм — это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

В философии реализм — это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания — закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме — средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы — И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм — это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

Читать еще:  Шотландский художник. Helen Flockhart

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии — они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Александр Дейнека. Стахановцы

Реализм в живописи

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «реализм» ис­поль­зо­вал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо — «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии — Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии — Константин Менье, в России — передвижники, Илья Репин.

Адольф фон Менцель. В Белом зале

Специфика перехода романтизма к реализму во французской литературе

Этапы развития и представители

Французский реализм XIX столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап — становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х — 40-е годы) — представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера — наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.

● История реализма во Франции начинается с песенного творчества Беранже.

● Песня уступает первенство социальному роману.

● Роман открывает писателю возможности для широкого изображения и углубленного анализа действительности.

● Более скромное место занимает новелла.

● Становление реализма как метода происходит во второй половине 20-х годов, когда ведущую роль играют романтики.

● После революции 1830 г., пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит отражение в их полемике начала 30-х годов.

● Реалисты второй половины XIX в. будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме».

Романтизм и реализм

На протяжении всей первой половины XIX в. реалисты почти неизменно именовались романтиками. Лишь в 50-е годы французские писатели Шанфлери и Дюранти предложили термин «реализм». Романтизм как предтеча реализма во Франции очень ценнен. Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Им принадлежит заслуга открытия нового типа героя, вступающего в противоборство с этим обществом. Искусство психологического анализа романтиков — одно из их главных достижений. Этим достижением романтики также сослужили немалую службу реалистам, проложив им дорогу к новым высотам в познании внутреннего мира человека. Особые открытия в этом направлении предстояли Стендалю, который уточнит знания литературы о духовной стороне жизни человека и свяжет психологию индивидуума с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, в эволюции, обусловленной активным воздействием на личность многосложной среды, в которой эта личность пребывает. Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает наследуемый реалистами важнейший из принципов романтической эстетики — принцип историзма. Свою главную задачу великие реалисты видят в художественном воспроизведении действительности как она есть, в познании внутренних законов этой действительности, определяющих ее диалектику и разнообразие форм.

Специфика перехода романтизма к реализму во французской литературе

Этапы развития и представители

Французский реализм XIX столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап — становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х — 40-е годы) — представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера — наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.

● История реализма во Франции начинается с песенного творчества Беранже.

● Песня уступает первенство социальному роману.

● Роман открывает писателю возможности для широкого изображения и углубленного анализа действительности.

● Более скромное место занимает новелла.

● Становление реализма как метода происходит во второй половине 20-х годов, когда ведущую роль играют романтики.

● После революции 1830 г., пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит отражение в их полемике начала 30-х годов.

● Реалисты второй половины XIX в. будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме».

Романтизм и реализм

На протяжении всей первой половины XIX в. реалисты почти неизменно именовались романтиками. Лишь в 50-е годы французские писатели Шанфлери и Дюранти предложили термин «реализм». Романтизм как предтеча реализма во Франции очень ценнен. Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Им принадлежит заслуга открытия нового типа героя, вступающего в противоборство с этим обществом. Искусство психологического анализа романтиков — одно из их главных достижений. Этим достижением романтики также сослужили немалую службу реалистам, проложив им дорогу к новым высотам в познании внутреннего мира человека. Особые открытия в этом направлении предстояли Стендалю, который уточнит знания литературы о духовной стороне жизни человека и свяжет психологию индивидуума с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, в эволюции, обусловленной активным воздействием на личность многосложной среды, в которой эта личность пребывает. Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает наследуемый реалистами важнейший из принципов романтической эстетики — принцип историзма. Свою главную задачу великие реалисты видят в художественном воспроизведении действительности как она есть, в познании внутренних законов этой действительности, определяющих ее диалектику и разнообразие форм.

Читать еще:  Цифровой художник. Tzviatko Kinchev

Романтизм в США

По сравнению с европейским романтизмом американский имел иные исторические условия развития. К последней четверти XVIII в. литература США насчитывала только около полутораста лет существования, хотя потребность колонистов в чтении удовлетворялась главным образом за счет книг, привезенных и привозимых из европейских стран. Американская революция 1776-1783 гг. дала серьезный импульс развитию художественной, политической и философской мысли. Своеобразие развития романтизма в США во многом определялось тем, что в нем отразилась неудовлетворенность более ранней, чем европейские, буржуазной революцией. Довольно рано существенным мотивом творчества американских романтиков стала критика развивающихся буржуазных отношений, зачастую соседствовавшая с идеализацией патриархальных форм жизни (Ф.М. Френо, В. Ирвинг). В 1830-е гг. американские романтики решительно выступили против рабства (Г.У. Лонгфелло, Г.Д. Торо).

Ранний этап развития романтизма в наибольшей степени обнаружил отличие американских писателей от европейских романтиков. В отличие от европейских романтиков американские писатели в своем оптимизме относительно настоящего и будущего страны сближались с просветителями: у них нет столь резкого отхода от просветительских идеалов, нет последовательного противопоставления разума и чувства.

Иную картину представлял собой зрелый романтизм. В своем роде переходным явлением оказывается творчество Ф. Купера («Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой»): многое роднит его произведения с реалистическим просветительским романом, вместе с тем в его романах чувствуется традиционный для романтизма налет экзотичности, присутствует драматическая напряженность и необычность изображаемых событий.

Наиболее последовательными в своей верности романтизму как художественному методу оказались ЭЛ. По и Г. Мелвилл, с романом-шедевром о таинственном ките Моби Дике.

Эдгар Аллан По (1809-1849) — выдающийся романтический поэт и новеллист, более популярный в Европе, чем у себя на родине. Американская критика всячески поносила писателя за его страстное неприятие бездуховности буржуазного общества или ханжески замалчивала его новаторское творчество в поэзии и прозе. Эстетика, поэтические принципы, художественный стиль Эдгара По столь своеобразны, что он во многом поднимался над романтическими постулатами, даже пародировал их. Как прозаик По создал более шестидесяти рассказов, две повести, демонстрируя новаторство в области «малой формы» — тщательно разрабатывал жанры рассказа: «страшные» рассказы, детективные рассказы, сатирические и фантастические рассказы. Красота и гармоничность стихов Э. По создавались за счет строгого подчинения художественных средств поэтическому замыслу. Они приводили в восхищение французского поэта-символиста Ш. Бодлера, заставляли русского композитора С. Рахманинова перекладывать «Колокола» Э. По на музыку, а русских поэтов-символистов К. Бальмонта и В. Брюсова — превосходных переводчиков его стихов — браться за исследование «величайшего из поэтов новой Америки», которого считали «неисправимым реалистом».

К концу 1820-х гг. в литературном процессе крупнейших стран Европы начинаются существенные сдвиги. Расцвела наука, отчетливо обозначились социальные противоречия, в духовной жизни возникали новые ориентиры. Именно к этому времени заявляет о себе реализм, динамично становясь ведущим методом изображения действительности. Романтизм по-прежнему играет значительную роль в историко-литературном процессе. Процесс выдвижения на передовые рубежи критического реализма в европейских странах проходил в различных хронологических рамках; тем по менее рубеж начала 1830-х гг. в большой или меньшей степени определил себя почти в каждой национальной литературе. Творческая сила писателей-реалистов XIX в. проявлялась прежде всего в правдивом, объективном анализе жизни современного общества, приводившем их к критике этого общества: реализм приобретал критический характер.

Критический реализм XIX в. унаследовал лучшие традиции литературы прошлого — реалистические традиции Возрождения и Просвещения. В сложных отношениях находился он с романтизмом. Сложность усугублялась тем, что эти литературные направления развивались почти одновременно.

Читать еще:  Фотограф из Италии. Manuel Colombo (фотограф)

Критический реализм вобрал в себя лучшие традиции романтизма, в частности, образ положительного героя, переосмыслив его в новых условиях в ином художественном плане. Но он не ограничился этой трансформацией, различия между реализмом и романтизмом (по мере мужания первого) становились все более значительными. Жизненная правда является основным критерием для реалистической литературы, утверждая ее значение как средства познания человеком себя и окружающего мира. Реализм стремится к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения. Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах, что позволило ему вписать содержательнейшую страницу в историю мирового искусства и культуры.

Периодизация историко-литературного процесса, определяемого развитием критического реализма, выглядит следующим образом:

I этап — 1830-1848 гг.;

II этап — 1848-1871 гг.

Событиями, определяющими внутренние рубежи данного периода, стали Июльская революция 1830 г. во Франции, европейская революция 1848-1849 гг. и Парижская коммуна 1871 г.

Номинализм и реализм

Номинализм и реализм — это то, что противостоит друг другу. Разница между ними велика. Понимание и того и другого дает возможность взглянуть на привычные вещи несколько иначе. Спор о том, какая теория правильная, является вековым. В нем принимали участие многие ведущие философы. Каждый выражал свое мнение, опираясь на труды более ранних мыслителей.

Реализм и номинализм являются противоборствующими направлениями средневековой схоластической философии. Сторонники номинализма пытались доказать, что существуют только единичные вещи, а сторонники реализма были убеждены, что все существует в божественном уме. Крайние номиналисты утверждали, что общие понятия являются результатом абстрагирования, которое связано с мышлением, крайние реалисты же утверждали, что общие понятия являются универсалиями, которые существуют независимо от нас – они были еще до появления вещей.

Номинализм и реализм в средневековой философии сильно отличались друг от друга, находились в состоянии противоречия. Дискуссии, которые возникали между сторонами, приводили к появлению и выработке определенной логики, которая в значительной мере повлияла на развитие схоластики. Также номинализм и реализм, а точнее споры, связанные с ними, привели к развитию научной строгости, повлияли на теорию множеств. Полемика номинализма и реализма длилась несколько веков.

Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей — они зародились из божественного разума.

В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ.

Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей.

Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу.

Номинализм и реализм чуть позже стали рассматриваться несколько иначе. При помощи познания вещей мыслители пытались ответить на вопросы, связанные с существованием вещей, его причинами, основами, а также смыслом. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность.

Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего. Место существования таких предметов – эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными. Универсалии – мысли, произошедшие из божественного разума.

В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии – это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием.

Номинализм и реализм – это спор о том, как взаимодействует сделочное и общее. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме — от материализма.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector