Смесь восточного колорита и Советского реализма. Afifa Aleiby

Смесь восточного колорита и Советского реализма. Afifa Aleiby

Майя Плисецкая называла коллег «недопеченными блинами» и даже в горы ходила на каблуках: 95 лет со дня рождения балерины-легенды

Автор текста Анастасия ПЛЕШАКОВА

20 ноября 2020 года исполнилось бы 95 лет со дня рождения великой балерины Майи Плисецкой

Было бы странно, если бы в ней не проснулся талант к танцу. Ее дядя и тетя – Асаф и Суламифь Мессерер – ярчайшие танцовщики и балетмейстеры своего времени, оба – солисты Большого театра. Неудивительно, что уже в три года Майя устраивала дома целые представления. Она вставала на пальцы в своих башмачках, как будто бы это пуанты, и к всеобщему восхищению кружила по комнате. Её детские туфельки всегда были стерты на носках.

РУКИ БУДТО ПЕЛИ

В неполные восемь лет не без протекции тети Миты (Суламифь Мессерер) она поступила в хореографическое училище Большого театра в класс легендарного педагога Елизаветы Павловны Гердт. Именно Гердт поставила ей «фирменные» выразительные руки, которые не просто двигались в танце, а будто бы пели.

Нельзя сказать, что ее дорога к успеху – это путь через тернии к звездам. У нее был безмерный талант, то, что другим давалось огромными усилиями, она усваивала на лету. Для нее балет был не тяжкий труд, а любимое дело жизни. Уже после первых выходов на сцену в небольших вариациях, о ней заговорили как о гениальной балерине. В начале 40-ых годов даже в незначительных партиях она затмевала титулованных солисток и прим Большого театра, хотя и не всегда вписывалась в канонические трактовки той или иной роли. Но зрители устраивали овации. Правда и Плисецкая с самого начала знала себе цену. Про других исполнителей она могла довольно безапелляционно сказать — «недопеченный блин».

Она не любила многочасовые репетиции и монотонные повторения. К балету у нее был врожденный талант, поэтому многое и давалось легко. Ситуации, где требовались методичное повторение и зубрежка, для нее были каторгой. Именно поэтому, по мнению ее младшего брата Азария Плисецкого, она не смогла выучить иностранные языки и не научилась водить машину. На рутину у нее не хватало терпения. Когда в 1956 году у нее появилась первый автомобиль «Волга» она загорелась сесть за руль. Но после нескольких нудных уроков вождения, бросила эту затею.

КУМИРЫ И ВЛЮБЛЕННОСТИ

Плисецкая для миллионов зрителей — икона в балете. Но и у нее тоже были свои кумиры. Эталоном женщины долгие годы она считала Лилю Брик. В современной поэзии выше всех ставила своего друга Андрея Вознесенского, который написал в «Портрете Плисецкой»: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью…». В моде непререкаемым авторитетом для нее был Пьер Карден, а в музыке – Родион Щедрин.

С Щедриным она познакомились в доме Лили Брик. До него у нее было много романов и влюбленностей. По воспоминаниям самой балерины, ее первой любовью стал сценический партнер солист балета Вячеслав Голубин. К сожалению, талантливый танцовщик рано и драматично погиб. «Он стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь. 30-летним он наложил на себя руки», — писала балерина в мемуарах «Я, Майя Плисецкая».

Она впервые вышла замуж тоже за своего партнера по сцене Мариса Лиепу. Помогла ему переехать из Риги в Москву и устроиться на работу в Большой театр, но перед тем предложила танцевать с ней в «Лебедином озере». Чтобы их выпустили на гастроли в Венгрию, они зарегистрировали брак. Но семейная жизнь была недолгой – всего пару недель. Через три месяца после регистрации брака они официально развелись.

Плисецкой было 33 года, Родиону Щедрину 26 лет, когда они поженились. Это была любовь на всю оставшуюся жизнь. И обоюдовыгодный союз двух творческих личностей. Брак с самым молодым членом Союза композиторов (Щедрин им стал в 21 год) позволил балерине вернуть благонадежность в глазах партийной и чиновничьей номенклатуры. До этого на протяжении нескольких лет КГБ не выпускало ее в зарубежные гастроли из-за опасений, что она может остаться на Западе. Тем более, что она дружила с сотрудниками иностранных посольств.

» target=»_blank» rel=»nofollow»> Фото: globallookpress.com

После того, как Щедрин от ее имени написал покаянное письмо Никите Хрущеву, Майя Плисецкая в 1958-м году полетела вместе с Большим театром в Америку. Она часто говорила: «Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты и удерживал меня на плаву». Но и Майя сделала для мужа немало. То, что его произведения в таком количестве вначале оказались на сцене Большого, а потом распространились по музыкальным театрам нашей необъятной страны, в значительной степени ее заслуга. Она как прима могла выбирать репертуар и часто отдавала предпочтение балетам своего мужа.

В 63 ГОДА НА ПЕНСИЮ – НИ ЗА ЧТО!

Она никогда не сидела сложа руки, не почивала на лаврах. Прослужила в Большом театре 45 лет, станцевала почти весь мировой классический репертуар. В 1988 году главный балетмейстер Большого Юрий Григорович отправил ее на пенсию. Плисецкой было уже 63 года, но все равно она восприняла это как предательство и кинжальный удар и возненавидела Григоровича со всей страстью, на которую была способна, хотя и до этого между ними был многолетний затяжной конфликт.

Она улетела в Мадрид, где возглавила Испанский национальный балет. В Испании ее носили на руках. А еще раньше она руководила балетной труппой Римского театра оперы и балета. Но административной работой, репетициями, классами, постановками в основном занимались другие. Майя по-прежнему хотела танцевать и блистать на сцене.

Читать еще:  Это тоже портреты. Lucas Simoes

ДАЖЕ В АЛЬПЫ ХОДИЛА НА КАБЛУКАХ

Она оставалась женщиной до конца своей жизни. Страстно любила делать покупки. Ее интересовали не столько вещи, как увлекал сам процесс. Примеряя очередные лодочки или пиджак, она говорила: «Эти туфли (пиджак) – как раз то, о чем я всегда мечтала!». Ну а дома тут же откладывала их в сторону. Кстати, в туфлях на каблучке она ходила везде, даже отправляясь в пешие прогулки в предгорье Альп. Не признавала другой обуви.

Азарий Плисецкий в своей книге «Жизнь в балете» вспомнил эпизод на гастролях в США, когда за пару часов до «Лебединого озера» по дороге в театр Майя зашла в магазин «Мэйсис» «буквально на пять минут». В результате, за полчаса до начала спектакля брат обнаружил ее в отделе нижнего белья все того же универмага, откуда она категорически отказывалась уходить, говоря ему, что на сцену еще успеет.

Одеваться предпочитала у Пьера Кардена, с которым дружила и очень его ценила. Но и он с не меньшим пиететом относился к Плисецкой. Он создавал ей костюмы не только для жизни, но и для сцены. Однажды по необходимости, спонтанно она остановилась в его парижской квартире напротив Лувра. Карден в этой квартире давно не жил. В доме царило запустение. Жилище напоминало пыльный склад антикварной мебели. Но в день заселения Майи Карден пришел с молотком и лично приколотил шторы к пыльным окнам, чтобы дневной свет не мешал его гостье высыпаться.

ХЛЕБ С МАСЛОМ И СЕЛЕДКА

Многим знакомы приписываемые Плисецкой слова, что самая эффективная диета – это меньше жрать. В еде она действительно была очень неприхотлива. Из всех деликатесов и разнообразия кухонь народов мира, которые перепробовала за свою жизнь, больше всего любила хлеб, намазанный сливочным маслом, и селедку.

Как настоящая женщина, а тем более – великая актриса, она презирала старость. Честно говорила: «Я не вижу красоты в старости, в морщинах. И старыми людьми не очень-то восторгаюсь». Старость считала своим личным врагом, с которым нещадно боролась. Она признавалась, что вживила в кожу лица золотые нити, чтобы ткани не провисали. Но делала она пластические операции или нет, не столь уж важно. Легкость походки, эмоциональность, живость ума в ней оставались в любом возрасте и делали ее неотразимой.

Она готовилась к празднованию своего 90-летия. В Большом театре должен был состояться концерт в ее честь. Она сама составляла программу. Но 2 мая 2015 года у Плисецкой случился обширный инфаркт миокарда, который она не пережила.

В своем завещании она распорядилась: «Тела наши (с Родионом Щедриным – Ред.) сжечь после смерти. Оба праха соединить воедино и развеять над Россией». Церемония прощания с Майей проходила в ритуальном зале крематория в небольшом городе Киссинге в 60 километрах от Мюнхена, где она жила с Щедриным последние 25 лет. На прощании присутствовало человек пятнадцать – только самые близкие.

Сердце Востока. Восточный колорит, как вдохновляющий фактор для творческих людей.

Я сделала эту подборку, чтобы порадовать вас и показать, каким может быть

привлекательным и притягательным Восток и как он своей красочностью, колоритом вдохновляет на создание каких-то своих работ. Это мое виденье Востока и я хочу поделиться им с вами! Пару слов хотелось бы сказать о вдохновении — на эту тему написано множество статей, очень многие говорят об источниках вдохновения. хотелось бы внести свою лепту в эту тему.

Творчеством (профессионально) я занимаюсь с юности, уже около 50 лет, более 15 лет преподавала декоративно-прикладное искусство и глядя на своих учеников, мне всегда было интересно наблюдать и прослеживать их путь становления в творчестве, рукоделии, их пути вдохновения. У меня накопленны богатейшие знания и я хотела бы их раскрыть вам. В то время, когда я преподавала — интернета не было. А сейчас есть такая удивительная возможность делиться своим опытом и знаниями с такой широкой аудиторией! Эта моя первая статья, и начинается она с Его Величества Востока!

И сразу возникает перед глазами жаркий ветер пустыни, манящие ароматы пряностей, завораживающие звуки восточной музыки. Марокко.

«Аль-Магриб аль-Акса» — самая дальняя страна солнечного заката. Историки называют эту восточную страну Шерифским государством, поэты – краем золотого заката, а путешественники – местом, где заканчивается обычная жизнь и начинается сказка.

Каждый город этой древнейшей страны хранит множество загадок и тайн. Марокко. здесь и поэзия, и музыка, и танцы. здесь чувствуется роскошь и красочность сладостного, дурманящего Востока. ночного. таинственного.

Главное правило Марокко — никогда не торопиться. Можно часами сидеть в кафе, общаться и неторопливо потягивать мятный чай. Насладиться моментом, наблюдая как все идет своим чередом.

вы растворяетесь в этой неге. И не надо торопиться. Главное – не надо торопиться.

Просмотр этих фотографий настраивет нас на определенный лад. Мы чувствуем колорит Востока, мы видим сочность красок. Если полностью погрузится в эту атмосферу можно даже почувствовать определенные тонкие ароматы (корица ли, берберский чай с мятой. ) . И самое главное — не надо торопиться.

Искренне вам желаю найти свои источники вдохновения и творить, творить, творить. на радость себе и людям. Всем удачи =)

Восточная сказка и современность: Картины в стиле магический реализм

Творчество Станислава Плутенко, одного из наиболее известных современных российских художников, завораживает даже самых требовательных ценителей прекрасного. А посмотреть и правда есть на что. Его картины благоухают различными красками и мотивами. Здесь сюрреализм переплетается с модерном, создавая удивительное сочетание сказочности и новаторства, которые красной строкой бегут сквозь рисунки этого автора.

Читать еще:  Справочник художника Сюрреализм

Победитель многих международных премий, Станислав не прекращает удивлять своим творчеством. Главной его особенностью является скорость работы: художник работает практически мгновенно, создавая свои скромные шедевры всего в течение недели. Но, несмотря на это, его работы полнятся мистическим смыслом, увидеть который можно, лишь тщательно присмотревшись.

Девушки в повозке. Автор: Станислав Плутенко.

Паломничество на Восток. Автор: Станислав Плутенко.

Диптих Парящие. Автор: Станислав Плутенко.

Ветер. Письма. Автор: Станислав Плутенко.

В каждом полотне этого автора видится маленькая сказка, наполненная чарующими эмоциями. Здесь и высотные здания, вниз которых уходят причудливые, бурлящие пеной водопады, а вокруг порхают птицы, в ожидании своей порции рыбы. На другой картине ковёр-самолёт везёт своих спутников над ночным, современным городом, создавая ощущение реалистичности и одновременно с этим метафоричности происходящего.

Летать я так и не научился. /Город птиц/. Автор: Станислав Плутенко.

К причалу. Автор: Станислав Плутенко.

Лодочник исанара В. Автор: Станислав Плутенко.

Современный Гулливер. Автор: Станислав Плутенко.

Каждая работа – это новая история, которая претендует на право называться лучшей русской сказкой современного поколения. Здесь и царевна-лягушка в виде очаровательной девушки, сидящей между разлапистыми, крупными лилиями. Или же современная Асоль, что торопится по крышам дома навстречу своей судьбе, но теперь не к оперенному красными парусами кораблю, а к дирижаблю, величественно плывущему по облачным волнам. Внимания стоит и современный Гулливер в образе классического августовского вдвшника, что вальяжно раскинулся на материке, с любопытством осматривая испуганно кружащих вокруг него воздушных металлических птиц.

Стихи. Автор: Станислав Плутенко.

В ожидании дирижабля. Автор: Станислав Плутенко.

Ассоль или встреча с воздушным шаром. Автор: Станислав Плутенко.

Но это лишь одна грань творчества Станислава. Он мастер создавать не только сказочные сюжеты, но и реалистичные, приближенные к современным реалиям. Чего только стоит его работа, изображающая женщин в образе Девы Марии, но при этом их руки удерживают не мистические символы христианства, а современные «ценности» – дорогую сумочку от Michael Kors, планшет от Apple и крошечных, дрожащих от любого звука, карманных собачек. Его работы – смесь комедии с драмой, ведь, посмеявшись от души, можно заглянуть дальше, за творческую ширму, в самую глубину картины, понимая, что на ней изображено не что иное, как печальное, но такое реальное Настоящее. В нём больше нет ярких арабских ночей под аккомпанемент сказок, на замену которым пришли шутки-прибаутки в любом ближайшем баре и плотно обтянутые в кожу и шелка девушки, чьи улыбки сулят полную царских алмазов ночь. Но зато в нём есть тепло и изящество картин, способных подарить лёгкость и улыбку, пусть и на пару мгновений.

Выбор. Автор: Станислав Плутенко.

Метаморфозы. Автор: Станислав Плутенко.

Вокзал забытых невест. Автор: Станислав Плутенко.

Затаив дыхание. Автор: Станислав Плутенко.

Пьеса. Комедианты. Автор: Станислав Плутенко.

Богини судьбы — три сестры Мойры. Автор: Станислав Плутенко.

Рафаэль. Донна Велата-эталон женской красоты

Портрет дамы под покрывалом, или Донна Велата. Рафаэль. 1516 г. Флоренция, галерея Питти.

Это один из самых известных женских портретов Рафаэля. «Донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. Она — редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты.Так все представляют этот портрет.
Присмотримся к женщине на портрете.

С холста на нас смотрит прекрасная молодая женщина, ее одухотворенное лицо дышит покоем. Чувствуется любовь и нежность художника. Возможно, что Рафаэль показал свой идеал женской красоты .

Лицо её спокойно, взгляд устремлён вдаль,на губах еле заметная улыбка, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера».В Картине художник использовал белый тон платья, чем подчеркнул молодость, красоту и гармоничное состояние духа женщины.
Обратите внимание ,как красиво написаны складки одежды,какие нежные и неброские цвета подобрал художник.Всё это только подчёркивает красоту женщины на портрете внешнюю и духовную. От этого портрета веет настоящим покоем .

Предыстория написания картины.

Во время написания картины Рафаэлю было 32 года,но он уже состоялся,как художник. Большинсто исследователей пришло к выводу , что на этой картине
изображена Форнарина – легендарная возлюбленная Рафаэля. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из квартала Трастевере. Род деятельности её отца-булочника (итал. fornarino — булочник) определил её прозвище – Форнарина.

Много интересных историй рассказано об этой загадочной женщине.Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев, и в первую очередь образ девы Марии.

Согласно одной из версий Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели.
Это было начало романа 30-ти летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл её своей Психеей -«своей душой». Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты.

«И кисть моя смела, и краски живы,

Но как они мертвы перед тобой!

Как этих нежных лилий, роз отливы

Изобразить с такой красотой?»

Историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую Рафаэль любил до самой смерти». Но вокруг этой любви очень много споров и предположений.
Сам Рафаэль говорил , что все его живописные портреты идеальной женской красоты ,написаны из жизненных впечатлений.Это один обобщённый устойчивый женский образ.
Исследователи творчества художника Рафаэля и историки живописи эпохи Возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».

Реализм в литературе — черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм — это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

Читать еще:  Художник и скульптор. Peter Harskamp

В философии реализм — это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания — закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме — средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы — И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм — это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии — они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Александр Дейнека. Стахановцы

Реализм в живописи

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «реализм» ис­поль­зо­вал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо — «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии — Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии — Константин Менье, в России — передвижники, Илья Репин.

Адольф фон Менцель. В Белом зале

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector