Сочетание реализма и абстракции. Mohamed Abou Elwafa

Сочетание реализма и абстракции. Mohamed Abou Elwafa

Сочетание реализма и абстракции. Mohamed Abou Elwafa

Абстракционизм — направление в искусстве начала XX в., в рамках которого художники отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.

Удивительно, но именно абстракционизм стал способом достижения гармонии: в начале XX вв. привычный материальный мир стремительно менялся, и художники вызывали ощущение полноты, комфорта и достаточности у зрителя лишь с помощью цвета, геометрических форм и законов композиции.

Отказ от предметности – не прихоть двоечников художественных школ, а закономерный этап развития искусства. Принцип «пиши что видишь» сформировался лишь в эпоху Возрождения, когда истинным творцом считался художник, способный максимально правдоподобно изобразить материальный мир и его элементы. Ранее, в Древнем Египте, художник должен был рассказать зрителю все, что известно о предмете (отсюда неестественные ракурсы тела). Античное искусство придало этим формам пластичности и грациозности, дабы, например, продемонстрировать красоту человеческого тела. В средневековой Европе искусство служило на благо церкви, повествуя о библейских сюжетах и житиях святых, а также вызывая трепет у зрителей своей монументальностью и каноничностью.

После эпохи Возрождения художники достигли совершенства в изображении ангелочков и таинственных женщин, поэтому нуждались в новых ориентирах. Они не заставили себя долго ждать: в XIX-XX вв. Европа была потрясена чередой революций, в результате чего появилась необходимость в создании нового языка искусства, равно интерпретируемого и доступного всем слоям общества от буржуазии до рабочих и крестьян. Живопись стремилась избавиться от всего лишнего, чтобы наладить контакт со зрителем. Многочисленные общественные потрясения, а также стремительная индустриализация, электрификация, автоматизация и прочие пугающие «-ации», до неузнаваемости изменившие материальный мир, провоцировали художников на поиск ускользающей гармонии. Более того, с изобретением и широким распространением фотографии у них пропала необходимость изображать материальный мир подробно и узнаваемо.

Все эти причины стали кирпичиками в фундаменте нового направления в искусстве, называемого абстракционизмом.

Это спорный вопрос. Некоторые художники, такие как Василий Кандинский, намеренно изображали фигуры, отдаленно напоминающие привычные вещи, цифры символы и т.д., однако их значение не играло никакой роли в интерпретации картины в целом. Джексон Поллок своей абстрактной живописью выражал эмоции и ощущения, импровизировал и играл с материалами, поэтому искать в его зрелых работах человеческие фигуры или объекты бессмысленно.

Тем не менее, ответ на данный вопрос зависит от конкретного художника и его работы. Цветовая палитра, композиция, линии и образованные ими углы – все это позволяет зрителям увидеть или не увидеть конкретные материальные объекты, согласно замыслу художника. Также всегда стоит обращать внимание на название полотна, которое порой указывает на наличие данного объекта или его схожести с изображением.

Спешим вас расстроить: нет, если вы не обладаете навыками живописи и не имеете за плечами десятилетия практики. Прежде чем уйти в абстракционизм, многие художники десятилетиями оттачивали свое мастерство портретами, натюрмортами, пейзажами. Занятия нефигуративной живописью требуют знаний основ колористики и композиции. Именно грамотная сочетаемость цветов и детально выверенное расположение линий и точек на полотне позволяют достичь визуальной гармонии даже без изображения ублажающих взор объектов.

По мере развития абстрактной живописи многие художники и вовсе отказались от предварительных эскизов, доверяя своему внутреннему ощущению гармонии и нанося краску на холст автоматически. За такой техникой стоят годы художественной практики, поэтому ребенок вряд ли сможет повторить шедевр Джексона Поллока и Марка Ротко.

Знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих, автор знаменитого труда по истории искусств, дает универсальный рецепт, как отличить истинный шедевр от рядовой картины.

Итак, находясь перед загадочными линиями и пятнами в музее или изучая картину в Интернете или книге, обратитесь к своему чувственному восприятию. Задавайте вопросы: что вы чувствуете, глядя на данную картину? Какие эмоции, ассоциации, воспоминания она вызывает? Позитивные или негативные ощущения вы испытываете, и почему?

Как правило, во втором случае зритель заканчивает свое знакомство с картиной, ставя клеймо «ерунда» — и совершает роковую ошибку. Даже если вам неприятно смотреть на картину или вы вовсе ничего не испытываете, продолжайте зрительно блуждать по полотну, изучайте его умственно. Что вы видите здесь? Какие цвета использует художник: теплые или холодные, яркие или тусклые? Как он располагает линии и точки, и как считаете, почему именно так? Какой материал он использует: масло, карандаш, ручка, или вовсе делает полотно похожим на коллаж из стекла, металла и картона?

Далее обратитесь к всезнающему экскурсоводу, другу-искусствоведу, аудио- или текстовому гиду или к небезызвестной поисковой системе, дабы узнать: кто этот художник? В какую историческую эпоху он жил и работал? Когда было создано конкретное полотно? Какова история его создания и что случилось с ним после?

Подобный скрупулёзный анализ поможет вам получить удовольствие от самой, казалось бы, провокационной мазни, позволит увидеть красоту в привычных линиях и цветовых пятнах, а также научит интуитивно отличать выдающуюся работу от рядовой.

Основоположниками данного направления считаются русский художник Василий Кандинский (1866 — 1944) и нидерландский художник Пит Мондриан (1872 — 1944). Они никогда не работали вместе и состояли в разных художественных обществах, и, тем не менее, каждый из них внес свой существенный вклад в развитие абстракционизма в начале 20 века.

После того, как в 1910 г. Василием Кандинским в Германии была нарисована первая абстрактная картина, данное художественное направление начало свое уверенное шествие по Европе. Одним из первых его оценил художник Казимир Малевич, однако, в отличие от соотечественника, он не создавал визуальную гармонию и не служил духовным идеям, а развивал концепцию «чистого творчества» и избавлял живопись от лишних элементов. Таким образом родился супрематизм – одно из ведущих художественных направлений начала 20 в. – и его икона – минималистичный «Черный квадрат» (1915 г.).

Группа нидерландских художников, дизайнеров и архитекторов заставила идеи абстракционизма служить обществу. Организовав сообщество «Стиль», они поставили своей задачей изменение человека внутри и его быта снаружи, а сами провозгласили идеал нового творца на службе общества. Архитектурные проекты группы отличались радикальностью, строгостью, и простотой, а дизайнерские решения для дома – удобством, при этом члены группы в качестве основных инструментов использовали прямой угол и лишь три цвета — синий, красный, желтый, зачастую позволяя себе роскошь в виде фонового белого и контурного черного.

Читать еще:  Современная российская художница. Агафья Белая

Во время Второй Мировой Войны европейские художники массово мигрировали в США, познакомив местных творцов с абстракцией. Радикальные идеи и новый взгляд на окружающий материальный мир оказали колоссальное влияние на молодых и перспективных, позже основавших абстрактный экспрессионизм – одно из главных художественных направлений в американском искусстве. Его основоположник – Джексон Поллок – ныне гордость Америки и один из самых дорогих художников современности.

Как таковых «чистых» абстракционистов выделить сложно. Из наших соотечественников стоит упомянуть Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Евгения Михнова-Войтенко. Идеи нефигуративной живописи оказали влияние на Александра Родченко, Лазаря Лисицкого, Любовь Попову, а также таких европейских художников и скульпторов, как Константин Бранкузи, Умберто Боччони, Пауль Клее и т.д.

К сожалению, в XX в. огромное количество абстрактных полотен покинуло нашу страну. Тем не менее, некоторые институции могут похвастать чудесной коллекцией нефигуративного искусства — например, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства. Разумеется, есть работы абстракционистов и в Эрмитаже, а также, других музеях – но их концентрация там ниже чем в вышеупомянутых.

Также всем поклонникам абстрактного искусства рекомендуем к посещению следующие европейские музеи: Центр Помпиду во Франции, коллекция Пегги Гуггенхайм в Италии, галерея Тейт Модерн в Великобритании, Центр искусств королевы Софии в Испании.

А счастливым обладателям американской визы советуем не упускать свой шанс и при следующей поездке в США взглянуть на шедевры абстракционистов в музее Соломона Гугенхайма и музее современного искусства MoMa.

Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля

Абстракционизм — стиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этим их подход отличается от того, что применяют мастера, придерживающиеся классицизма и многих других стилей. При первом взгляде на картину, написанную абстракционистом, может показаться, что на ней — хаотичное нагромождение линий, фигур и пятен. При более внимательном изучении становится ясно, что художник создал целостную композицию, призванную вызывать у зрителя определённые мысли или настроение.

Абстракционизм как направление живописи появился в 1910 году, когда русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский написал свою первую абстрактную акварель. Сам Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве.

Абстракционизм после его создания Кандинским начал активно развиваться. Последователями художника в этом направлении стали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений — лучизм, или районизм. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.

Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одна из них — запрос на перемены, который появился в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций — как в искусстве в частности, так и в жизни в целом. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Ещё одной причиной появления стиля стало расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма, которое шло в 10-х годах прошлого века. В ходе этого процесса в живописи появились новаторские решения, подразумевавшие отказ от реалистичности и ставшие в основу абстракционизма.

Появившийся стиль стал, без преувеличения, началом новой эпохи в живописи. Отныне художник мог полностью отказаться от ограничений и рамок и свободно выражать себя, воплощая в произведениях эмоции, мысли и ощущения. Заметим, что абстракционизм получил признание далеко не сразу — некоторое время он оставался в андерграунде и подвергался критике и осуждению. Со временем ситуация изменилась, и абстрактная живопись получила признание и заняла достойное место в ряду многочисленных стилей.

Основные направления абстракционизма

Абстракционизм по мере развития расслоился на несколько направлений, в каждом из которых работали свои представители. Появились такие виды стиля, как:

  • геометрический. В работах художников, исполненных в этом стиле, преобладают чёткие формы и линии, многие из них создают иллюзию глубины;
  • цветовой. Мастера, придерживающиеся этого направления, активно работают с цветами и их сочетаниями — именно через них они передают эмоции, которые хотят создать у зрителей;
  • минималистичный. Суть этого направления живописи — в полном отсутствии отсылок к реальным объектам и предельно сдержанном использовании цветов, форм и линий;
  • экспрессивный. Художники, творящие в этом направлении, стремятся привнести в свои произведения динамику, движение, посредством которых передают эмоции и ощущения. Оттенки, линии и формы при этом отходят на второй план.

Самые известные представители абстракционизма

За время существования абстракционизма в разных странах мира получили известность многие художники, придерживающиеся этого стиля. В их числе:

  • Василий Кандинский;
  • Казимир Малевич;
  • Пит Мондриан (Pieter Cornelis Mondriaan);
  • Михаил Ларионов;
  • Наталья Гончарова;
  • Барнетт Ньюманн (Barnett Newman);
  • Франтишек Купка (František Kupka);
  • Александр Архипенко;
  • Иван Марчук;
  • Юрий Злотников;
  • Робер Делоне (Robert Delaunay);
  • Павел Филонов.

Проходят годы и десятилетия, а абстракционизм, остаётся актуальным, активно развивается и проникает во многие области искусства — архитектуру, моду и другие. Заинтересованы? Вы можете приобрести произведения искусства, выдержанные в абстрактном стиле, в онлайн-каталогах сайта Very Important Lot.

Абстракция и фигуративность

Выставка Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века

В Галерее искусств Зураба Церетели проходит выставка «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века». Ее организовали Институт Сервантеса в Москве и Российская академия художеств, при поддержке ММОМА. Экспозиция дает редкую возможность узнать, что послевоенная Испании не являлось «пустыней» с точки зрения развития искусства.

Убедительный аргумент – 36 произведений живописи, рисунка и скульптуры из частных коллекций двух групп – «Мадридские реалисты» (Realistas de Madrid) и «Эль Пасо» (El Paso). Их творчество уже стало частью истории искусства. Эта совместная выставка знакомит с произведениями мастеров, работавших в условиях жесткой политической и культурной изоляции.

Читать еще:  Способна ли фотокнига заменить фотоальбом?

Семь «мадридских реалисток и реалистов»: Амалия Авиа (Amalia Avia), Эсперанса Парада (Esperanza Parada), Изабель Кинтанилья (Isabel Quintanilla), Мария Морено (Maria Moreno), братья Хулио и Франсиско Лопес (Julio, Francisco Lopez), Антонио Лопес (Antonio Lopez) связывали дружеские и родственные отношения, путешествия в Италию, совместные выставки. Их считают катализаторами модернизации и прогресса художественного направления «фигуративность», вместе с тем, каждый из художников стремился к самовыражению и творческой независимости.

«Эль Пасо» – группа испанских художников-абстракционистов и литераторов. В экспозиции представлены произведения Мануэля Мильяреса (Manuel Millares), Мануэля Риверы (Manuel Rivera), Луиса Фейто (Luis Feito), Антонио Саура (Antonio Saura), Рафаэля Каногара (Rafael Canogar), Мартина Чирино (Martin Chirino), Хуана Франсес (Juana Frances), Антонио Суареса (Antonio Suarez), Мануэля Виола (Manuel Viola), Пабло Серрано (Pablo Serrano). Информализм (art informel) – стиль художественной «эмоциональности и спонтанности», появившийся во Франции в 40-е годы XX века. Отправной точкой для совместной творческой деятельности «Эль Пасо» можно считать эстетическое и философское мировоззрение художника и писателя Хосе Гутьерреса Солану (Jose Luis Gutierrez Solana).

Именно художники группы «Эль Пасо» активно применяли технику дриппинга (от англ. drip – капать, брызгать красками на холст от края до края). В 1947 году одним из первых ее «внедрил» Джексон Поллок. Вместо традиционного холста использовали мешковину, песок, клей, другие «неживописные» материалы.

Вместе с тем фигуртивная живопись и абстракция имеют множество точек соприкосновения и взаимовлияние. Вполне уместно напомнить высказывание внука знаменитого психиатра, художника Люсьена Фрейда: «чем дольше смотришь на предмет, тем абстрактнее он становится, и при этом, будто нарочно, еще реальнее». Поэтому обе группы боролись за возвращение великой значимости изобразительного искусства в своей стране и его дальнейшее развитие. По сути, и те и другие продолжили традиции испанской живописи, «впитали в себя живительный сок тех источников, которые определили их творчество: мазок Веласкеса, суровость Сурбарана, напряженность Гойи». И создавали новое искусство Испании!

У нас есть возможность до 19 августа 2018 года посмотреть редкую выставку «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века».

МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Журнал счастливого путешественника / THE LUCKY TRAVELER JOURNAL

ТВОРЧЕСКИЕ СРЕДЫ: РЕАЛИЗМ В АБСТРАКЦИИ

6 июня 2018 в 22:23, просмотров: 1954

«ЗАСТЫВШАЯ РЕЖИССУРА» ЕЛЕНЫ БЕЛОУС

В Центральном доме художника (ЦДХ) началась выставка «Творческие среды. Реализм в абстракции», которая продлится с 6 июня по 2 сентября 2018 года.

Текст: Елена ШПИЗ

Вопреки печальным прогнозам, выставка знаменитого клуба «Творческие среды» продолжает свою историю в стенах столичного ЦДХ. Более того, она заняла три прекрасных зала на верхнем этаже и продлится все лето. На сей раз тема экспозиции: «Реализм в абстракции».

Куратор выставки Елена Белоус – бессменная соратница идейной вдохновительницы «Творческих сред» Натальи Богородской – уже в который раз проявила себя гением «застывшей режиссуры». Блестяще подобрала работы и представила собственные шедевральные инсталляции.

И снова мы видим любимых авторов: саму Елену Белоус, Владимира Чайку, Елену Вечерину, Михаила Крунова, Милу Сапожникову-Дук, Ираиду Покладову, Григория Шпиза и других.

Что характерно, этажом ниже ровно в те же сроки проходит первая в России выставка Бэнкси – мирового гения стрит-арт. Так вот, сочные абстракции художников «Творческих сред» вызвали не меньший резонанс…

Елена Белоус (в центре) с художниками-участниками выставки. Фото автора.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:

ВЕЛИКИЙ БЭНКСИ: ВПЕРВЫЕ В МОСКВЕ

САМЫЙ ЗАМЕТНЫЙ НЕВИДИМКА В МИРЕ В ЦДХ ДО СЕНТЯБРЯ!

«ТВОРЧЕСКИЕ СРЕДЫ» 2018: СЕНСАЦИЯ ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ ЦДХ

БУДУЩЕЕ ЗНАМЕНИТОГО КЛУБА ВОЛНУЕТ ЛУЧШИХ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ…

Я искренне рада, что история этих выставок в ЦДХ продолжилась. Бывала на «Творческих средах» раньше, и мне всегда они были очень интересны, потому что редко где увидишь такое количество работ наших лучших современных художников. На этот раз тоже обязательно там побываю, очень хочу увидеть экспозицию в хороших залах

Я еще ни разу не слышал про эту выставку и как следствие, ее не посещал. Но те картины что я тут увидел, мне настолько понравились, что захотелось увидеть все своими глазами.

Посмотрел на представленные работы. Понравились. Многие искренне «зацепили». Белоус молодец!

Выставка на самом деле заслуживает похвалы. Давно не встречал таких интересных работ. Хочется верить что и в будущем эта выставка продолжит свое существование.

Раньше на творческих средах не бывал, но то, что увидел на фотографиях, очень понравилось. Интересные работы! Прикольно, что одновременно с Бэнкси идет. Обязательно схожу и туда, и туда!

Завершившийся 2019 год оказался весьма продуктивным для российских гольфистов Нины Пеговой, Наталии Гусевой и Егора Ерошенко. В завершившемся сезоне российские гольфисты буквально атаковали европейские поля, покоряя пьедесталы международных турниров. В общей сложности наши игроки завоевали 22 индивидуальных награды, а также серебро командного чемпионата Европы среди юниоров в мужском зачете.

Десять россиян в 2019 г. вошли в рейтинг WAGR (Всемирный рейтинг гольфистов-любителей), что на четыре игрока больше, чем в 2018 году. Екатерина Малахова стала чемпионкой Сербии, Алиса Хохлова выиграла Открытый чемпионат Каталонии, Екатерина Петрова выиграла золото престижного турнира в Испании, Алексей Карасев стал чемпионом Болгарии.

Нина Пегова по итогам сезона находится на 497 строке мирового профессионального рейтинга, что на 162 позиции выше, чем в 2018 г. В 2020 г. гольфистка рассчитывает попасть в состав участниц предстоящего олимпийского турнира, который пройдет 5-8 августа 2020 г. в Токио.

Наталья Гусева на данный момент входит в топ-100 рейтинга WAGR и является лидером юниорской сборной России. Прежде лучшие позиции в WAGR занимали Нина Пегова (271-я в 2013 г.) и Софья Анохина (194-я в 2018 г.) В этом сезоне Наталия 8 раз поднималась на пьедесталы европейских турниров, завоевав в общей сложности 4 золотых, 1 серебряную и 3 бронзовых награды. На ее счету победы на Открытых любительских чемпионатах Турции и Австрии. Кроме того, россиянка вошла в состав команды континентальной Европы по приглашению EGA и стала победителем турнира Junior Vagliano Trophy.

Читать еще:  Талантливый художник-самоучка. Benito Leon

Юниор Егор Ерошенко (Ростовская область) стал сильнейшим российским юниором 2019 г., заняв 388 позицию WAGR, что является лучшим историческим результатом среди россиян. До Егора лучший результат принадлежал Михаилу Морозову (523-й в 2010 г.)

В качестве наград Пегова и Гусева получили 2 гранта в размере 200 тыс. рублей от президента АГР Виктора Христенко: Нина за выполнение нормативов мирового профессионального рейтинга, Наталья за выполнение нормативов международного любительского рейтинга.

Клиентам туроператора TUI, отдыхавшим на испанском острове Менорка, пришлось лететь 2 часа на полу самолета, потому что им попросту не нашлось мест, указанных в билетах. Дело в том, что перед вылетом самолет заменили на меньший, и указанные кресла, в буквальном смысле, оказались за бортом. Однако пилот проявил солидарность и сел рядом бедолагами, извинившись за неудобство и поблагодарив за понимание.

Отныне, по требованию служителей нацпарка острова Марайа в Тасмании, где вомбаты обитают в естественной среде, туристы перед экскурсией обязаны дать следующую клятву: «Вомбат, я обещаю, что, когда ты пройдешь мимо меня, я не побегу за тобой со своей селфи-палкой и не подойду слишком близко к твоим детям. Я обещаю не догонять тебя и не пытаться тебя поднять».

Абстракционизм. Беспредметное искусство

Абстракционизм или беспредметное искусство – одно из множества направлений в искусстве, возникших в начале ХХ века. В рамках абстракционизма происходит отказ от изображения реальных явлений и предметов. На холсте мы видим сочетание линий, геометрических форм, текстур и цветовых пятен.

Важно понимать, что абстракционизм возник не из ниоткуда: отказ от предмета в живописи — это закономерный этап развития искусства, начавшийся еще в XIX веке (с появлением фотографии исчезает потребность делать подробное изображение).

Западное искусство, начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX века, опиралось на логику перспективы и было попыткой воспроизвести иллюзию видимой реальности. К концу XIX века многие художники почувствовали необходимость создать новый вид искусства, который охватывал бы фундаментальные изменения, происходящие в жизни общества.

Василий Кандинский. «Импровизация 28». Холст, масло. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк. 1912

Итогом стремительных изменений в мире (в том числе вследствие глобальной индустриализации) был стремительных отход художников от устаревших изображений обнаженных натурщиц, реалистических пейзажей и батальных сцен. Все это подкреплялось философскими трактатами, такими как «О духовном в искусстве» Василия Кандинского (1910). Мироощущение Кандинского, заложенное им в книге «О духовном в искусстве» связано с теософскими и антропософскими трудами Блаватской Елены и Штайнера Рудольфа, творчество которых изучал Василий Васильевич.

Кандинский считал, что цвета вызывают эмоции. Красный был живым и уверенным в себе; зеленый — спокойным, с внутренней силой; синий — глубоким и сверхъестественным; желтый мог быть теплым, возбуждающим, тревожащим или совершенно безумным; а белый казался молчаливым, но полным возможностей. Он также назначил инструментальные тона для каждого цвета. Красный звучал как труба, зеленый — как скрипка в средней позиции, голубой — как флейта, темно – синий как виолончель, желтый — как фанфары, белый — как пауза в гармоничной мелодии.

Эти аналогии со звуками проистекали из любви Кандинского к музыке, особенно к произведениям современного венского композитора Арнольда Шенберга (1874-1951). Названия Кандинского часто относятся к цветам в композиции или к музыке, например, «Импровизация 28» и «Композиция II».

Выдающимися представителями течения были М.Ларионов, П.Мондриан, В.Кандинский, К.Малевич и многие другие. Первым полотном, написанным в новой технике, является акварель кисти Василия Кандинского (1910).

Василий Кандинский. «Без названия». 49х64 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж. 1910

Одной из целей беспредметного искусства можно считать достижение гармонии в создании определенных цветовых сочетаний геометрических форм для достижения у смотрящего различных ассоциаций. Отклонение от точного представления в абстракции может быть незначительным, частичным или полным. Абсолютная абстракция не имеет ни малейшего отношения к чему-либо узнаваемому. Художники стремятся быть объективными, позволяют зрителю интерпретировать смысл каждого произведения по-своему. Таким образом, абстрактное искусство не является преувеличенным или искаженным взглядом на мир, как мы видим в кубистических картинах Поля Сезанна и Пабло Пикассо. Вместо этого форма и цвет становятся фокусом и предметом произведения.

Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения.

Робер Делоне. «Синхронные окна». Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк 55х46 см. 1912

С начала века культурные связи между художниками крупных европейских городов стали чрезвычайно активными, поскольку они стремились создать форму искусства, равную высоким устремлениям модернизма.

Новое художественное направление возникло параллельно в нескольких странах в начале 1910-х годов. Так, представителями абстракционизма в России были Василий Кандинский (работавший в то время в Германии), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова (основавшие лучизм – одно из ранних направлений абстракционизма), Казимир Малевич (усовершенствовавший абстракцию до супрематизма — полной беспредметности). Будучи символом начала новой эпохи, абстракционизм включил в себя: беспредметное искусство, лучизм, неопластилизм, супрематизм, ташизм.

С 1909 по 1913 год многие экспериментальные работы в поисках этого «чистого искусства» были созданы рядом художников: Франциск Пикабиа написал «Каучук» (1909), «Весна» (1912), «Шествие, Севилья» (1912), Василий Кандинский написал «Без названия» (1913), Франтишек Купка написал работы «Орфиста», «Диск Ньютона» (1912), «Аморфа» (1912), Роберт Делоне написал серии «Окна» и «Формы» (1912-13), Леопольд Сюрваж создал «Цветной ритм» (1913), Пит Мондриан пишет «Композицию № 11» (1913).

Пит Мондриан. «Композиция № 11». 1913

Хотя мы склонны связывать абстрактное искусство с живописью и скульптурой, оно может применяться к любому визуальному средству, включая ассамбляж и фотографию. Тем не менее, именно художники привлекают наибольшее внимание в этом движении.

Отношение к абстракционизму не всегда было однозначно – долгое время он находился в андеграунде, как обычно это бывает, новый жанр высмеивали и осуждали, как искусство, не имеющее смысла. С течением времени положение дел изменилось – в XXI веке абстракцию воспринимают наравне с другими формами живописи.

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, аукцион, сотбис, sotheby’s, Пит Мондриан, Робер Делоне, Василий Кандинский.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector