Современная фигуративная живопись. Liisa Corbiere

Современная фигуративная живопись. Liisa Corbiere

Фигуративная живопись

Фигуративная живопись (Фигуративизм) – направление в живописи, характерной особенностью которого является стремление запечатлеть объект, сохранив его схожесть с объектом в реальности. Фигуративная живопись очень широкое понятие, включающее в себя самые разные жанры и направления.

В Великобритании сам термин начал использоваться, когда возникла необходимость определить антипод абстракционизму и, т.о. под фигуративизмом стали понимать «не абстрактные картины». Позднее, в разное время различные авторы ратовали за возвращение к фигуративизму, как правило, критикуя современное им авангардное искусство. В 60-х – 70-х гг., например, Рон Китай ввел в лексикон термин «Лондонская школа», объединив в условную группу художников, представлявших фигуративную живопись Англии того периода (Франк Ауербах, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон). Художники Лондонской школы противопоставлялись уже поп-арту и концептуализму.

Позднее, в 90-х годах XX века в Великобритании фигуративная живопись вновь начала противопоставляться концептуализму, который ассоциировался с деятельностью Молодых Британских Художников (YBA) (иногда творчество данной группы относят к неоконцептуализму). В 1997 году Гай Деннинг основал группу «Неомодерн» (Neomodern), члены которой считали, что современное искусство развивается под влиянием различных фондов и организаций, которые не просто обслуживают вкусы зрителей, а формируют некий общественный запрос и т.о. экономически ограничивают художника в его творчестве. Несмотря на отсутствие художественных особенностей, точка зрения Деннинга нашла отклик именно у художников представляющих фигуративную живопись.

Два года спустя, в 1999 году схожие идеи высказал Билли Чайлдиш в Манифесте стакизма. Лозунги «назад к фигуративизму» и «художник не делающий картин — не художник» стали основными для такого движения как стакизм. Кроме того, в 2000 году вышел второй программный текст стакизма — Ремодернизм, идеи которого во многом заимствованы у Гая Деннинга (в частности идея о том, что модернизм не исчерпал себя и необходимо вернуться к его первоначальным концептам, т.к. «уход от объекта» более невозможен).

В современном английском языке термин «figurative artist» (возм. пер. «художник-фигуративист») предполагает, что художник пишет картины, изображает конкретные объекты (не абстракционист) и не принадлежит к какому-либо четко обозначенному жанру (например, фотореализм, строго говоря, также может быть отнесен к фигуративной живописи, но подобное уточнение не имеет смысла). При этом зачастую в работах таких художников могут содержаться сюрреалистичные или даже концептуальные элементы. В XXI веке фигуративизм чаще противопоставляется уже не абстракционизму, а различным концептуальным течениям и т.о. художники, которые непосредственно рисуют что-либо или тем более пишут картины обозначаются словом «painter» (возм. пер. живописец), которое встречается чаще, чем «figurative artist».

В более узком понимании под фигуративной живописью понимается живопись, в которой упор сделан на изображении фигур людей или животных. Иногда для работ выполненных в такой технике используется термин «фигуративизм». Впрочем, идея, что человек есть основной предмет искусства принадлежит Рону Китаю и характерна именно для художников Лондонской школы.

В ГДР (в особенности в г. Лейпциг) во второй половине XX века была сильная школа живописи. После объединения Германии соцреализм потерял актуальность, но определенные традиции фигуративной живописи сохранились. В конце XX — начале XXI века ряд выпускников Университета визуальных искусств Лейпцига (Hochschule fur Grafik und Buchkunst) сформировали т.н. Новую лейпцигскую школу. Позднее понятие расширили до «Молодые немецкие художники».

Известным современным художником, который последовательно отстаивает идею о фигуративной живописи как о форме актуального в наши дни искусства, является Одд Нердрум. Нердрум также известен как создатель арт-инициативы «Китч», в рамках которой он дает уроки и помогает в распространении своего творчества многим живописцам по всему миру (например, его учениками называют себя такие художники как Шон Берк и Джереми Канилья). Творчество самого Нердрума и некоторых его последователей иногда относят к постмодернизму, отмечая тот факт, что речь здесь идет не просто о фигуративной живописи, а о переосмыслении живописной традиции прошлого с отсылками на современную действительность.

Читать еще:  Эмоциональные портреты и фигуративные композиции. Candace Charlton

Франк Ауэрбах, р. 1931 — английский художник-портретист

Обнаруженный в Индонезии наскальный рисунок может быть древнейшим в мире изображением сцены охоты

Человекоподобную фигуру, преследующую свиней и буйволов, разглядели на стене одной из пещер острова Сулавеси археологи из Университета Гриффита в Брисбейне (Griffith University in Brisbane), Австралия. По предварительным оценкам, изображению, которое занимает четыре квадратных метра, около 43 900 лет, и авторы исследования Адам Брамм (Adam Brumm) и Максим Обер (Maxime Aubert) утверждают, что это сцена охоты, причем древнейшая из задокументированных учеными. Хотя по словам одного из экспертов издания Gizmodo, рисунок, изображающий серию человекоподобных фигур вокруг нескольких животных, может представлять собой нечто большее, чем просто сцену охоты. Независимо от того, что именно нарисовано, этот образец пещерной живописи очень важен в силу древнего возраста, тонкого рисунка и географической локализации. Если ему действительно около 44 000 лет, то это древнейший из известных образец фигуративной живописи, созданной ранними людьми современного анатомического облика. Более древние пещерные рисунки, которым около 64 000 лет, были открыты в Европе, но это были линии, символизирующие тела животных, точки, геометрические фигуры и контуры ладони, почти наверняка оставленные неандертальцами. Древние не-фигуративные изображения, принадлежащие нашему виду, недавно нашли в Южной Африке, это нечто вроде решетки, нарисованное на гладком камне предположительно 73 000 лет назад. В 2014 те же исследователи из Университета Гриффита, которые сделали описываемое сейчас открытие, тремя годами позже, нашли древнейшие из известных пещерные рисунки, сделанные ранними современными людьми – это серия контуров ладошек, которой 40 000 лет, и находится она также на острове Сулавеси. Но чтобы пещерный рисунок изображал сцену охоты, где люди и животные, несомненно, элементы одной композиции – это большая неожиданность и редкость, пишет Gizmodo.

До описываемого открытия такие сцены были обнаружены на изображениях, относящихся к культуре европейского верхнего палеолита и несколько перекликающихся с мадленской культурой, датируемой периодом от 21 000 до 14 000 лет назад. Мадленская культура включает знаменитые рисунки из пещеры Ласко во Франции, среди которых загадочная сцена: падающий человек с птичьей головой между бизоном и носорогом, бизон поражен дротиком, а носорог будто удаляется от всего этого. Эта наскальная картина породила идею о том, что фигуративная живопись зародилась в мадленской культуре и вдохновила всех последующих пещерных художников. Новое открытие на Сулавеси опровергает это явно европоцентрическое допущение. Новости мировой науки вы найдете также на странице нашей программы в газете научного сообщества «Поиск».

Фигуративное искусство и фигуративизм — антиподы абстракционизма и концептуализма

Фигуративное искусство — это направление изобразительного искусства, в произведениях которого всегда наглядно присутствуют реальные объекты. Фигуративизм — это лишь один из стилей фигуративного искусства, эти определения не являются синонимами. В фигуративизме основным объектом изображения выступают фигуры людей или животных.

Фигуративное искусство по своей сути является противоположностью абстрактного, отрицающего необходимость изображения реалистичных вещей в работах художника. Напротив, фигуративисты стремятся в своих произведениях с максимальной достоверностью отразить окружающие их объекты.

Читать еще:  Смелые и красочные картины. Ingrid Christensen

Разновидности фигуративного искусства

Фигуративное искусство основано на реально существующем мире, а не на глубоко скрытых в подсознании иллюзиях автора. Сторонники этого направления убеждены, что художник должен создавать репрезентативные, то есть узнаваемые образы в своих произведениях.

Объектами для творчества могут быть самые разные одушевленные и неодушевленные предметы: люди, дома, животные, автомобили, растения. Но для реализации своих идей автор вправе использовать все доступные средства:

  • широкую цветовую палитру;
  • причудливые и оригинальные формы предметов;
  • сочетание контрастов, роль света и тени;
  • перспективу и объем.

Поэтому к фигуративному искусству можно отнести произведения многих жанров:

Аналогичным образом фигуративное искусство объединяет множество разнообразных стилей, в которых главным объектом изображения является реальный мир, в том числе:

Кроме того, фигуративное искусство всегда направлено на эмоциональное восприятие зрителя посредством репрезентации узнаваемых форм предметов и объектов. Этим оно кардинально отличается от концептуализма, сторонники которого видят своей главной целью передачу идеи, а форма творческого выражения для них не важна.

История фигуративного искусства

Исторические корни фигуративного искусства можно обнаружить в древнейшие времена. Даже первобытные люди в своих наскальных рисунках очень часто стремились точно изобразить окружающий мир.

Но художникам всегда было присуще желание несколько исказить, а точнее — приукрасить реальность. Мастера античной эпохи сознательно идеализировали черты человеческой фигуры в своих произведениях. В Византийской империи основным видом изобразительного искусства стала иконопись, в которой пропорции тел были отчетливо стилизованы, а символика цветов и предметов играла важную роль.

В эпоху Ренессанса художники видели свое предназначение в воспевании идеалов гуманизма и антропоцентризма. Поэтому величайшие мастера того времени создавали удивительные по красоте, но далеко не всегда реалистичные произведения. Эта тенденция продолжилась и в другие исторические эпохи, вплоть до появления импрессионизма.

Черты фигуративного искусства, несмотря на появление новых стилей и жанров, всегда оставались различимыми в картинах и скульптурах художников. Но на рубеже XIX-XX веков в мировой культуре появился революционный авангардизм. Многие художники начали решительно отказываться от тысячелетних академических традиций, в том числе и от фигуративизма. Возникла и быстро начала обретать популярность абстрактная живопись, которая постепенно заняла лидирующие позиции в современной мировой культуре.

В наступившем XXI веке соотношение количества приверженцев абстрактного и фигуративного искусства постоянно меняется. Часть художников активно выступает за возвращение старых традиций в живописи и скульптуре, а их оппоненты усердно отстаивают противоположную точку зрения. Кто победит в этой борьбе — не решаются сказать даже профессионалы в сфере искусства.

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины у современных художников по доступной цене.

Является ли современная фигуративная живопись искусством

В своем, уже упомянутом ниже, интервью арт-критик Екатерина Деготь написала следующее:

«Кроме того, дело не обстоит так, что есть актуальное искусство, а есть параллельно какое-то традиционное. Традиционное осталось в прошлом, те, кто сегодня им занимаются, занимаются своего рода промыслом. Существуют же еще палехские шкатулки и хохлома – так вот «современное традиционное искусство», как вы выражаетесь, в том же статусе.»

А теперь давайте пофантазируем. Рембрант — это еще искусство. А современный живописец по Деготь — это декоративно-прикладное искусство, что-то вроде палехских шкатулок. Допустим. А теперь представим себе современного живописца, который пишет лучше Рембранта. Причем лучше на порядок. То есть, своей живописью создает мощное направление в искусстве — показывает альтернативный путь развития живописи, если бы он писал картины в то же время, что и Рембрант.

Читать еще:  Сирийский художник и иллюстратор. Rahaf Dk Albab

В то же время его техника и художественное мышление не похоже на творчество современников и потомков Рембранта, то есть, обвинить его во вторичности невозможно. Значит, если бы он жил тогда, он был бы признан великим художником, а если сейчас — то умельцем-ремесленником?

В то же время, в шорт-листе позапрошлогодней премии Кандинского была художественная ковка. К сожалению, забыл фамилию художника. По форме это декоративно-прикладное искусство. Но, как объяснила мне арт-критик Фаина Балаховская — это произведение искусства, потому что там авторская композиция, а не узор и вообще некий месседж.

Получается, что и декоративно-прикладное искусство может стать актуальным при соблюдении неких условий. Из этого следует, что ничего невозможного нет и фигуративная живопись в любой момент снова сможет войти в контекст актуального искусства, а по Деготь просто искусства?

Другое дело, что условия неравны: любая инсталляция изначально сейчас — это по определению искусство (хорошее или плохое, второй вопрос). А живопись по определению «палех», и фигуративисту необходимо быть на две головы выше современников, чтобы доказать свое право на принадлежность к искусству. Однако, теоретически это возможно.

Поскольку это возможно, мы приходим к тому, что современное искусство просто расширило свои рамки, включив инсталляции, акции, видеоарт, но, при этом не отказывает живописи в принадлежности к искусству. Иначе ситуация абсурдна — декоративным решеткам можно, а живописи нельзя?

Таким образом мы доказали, не выходя за рамки терминологии Деготь, что живопись по-прежнему искусство, а не «палех». Или логика в искусствоведении не работает?

Фигуративная живопись: необычные сюжеты и гротескно-комичные образы

Картины современного американского художника Янссона Стэгнера (Jansson Stegner) настолько незаурядны, что, глядя на них, понимаешь одну простую вещь — комичность – неотъемлемая часть каждого придуманного им образа. Ведь непропорциональные тела, длинные конечности, лица, больше похожие на искажённые эмоциями гримасы – всё это и многое другое является визитной карточкой автора, делая его работы поистине интересными и узнаваемыми во всём мире.

Переломный момент. Автор: Jansson Stegner.

Волейболистка. Автор: Jansson Stegner.

Кэтрин. Автор: Jansson Stegner.

Сарабанда. Автор: Jansson Stegner.

В раздевалке. Автор: Jansson Stegner.

Долина. Автор: Jansson Stegner.

Пожалуй, глядя на работы Янссона, не сложно сделать выводы, что главными героями его картин являются полицейские, спортсмены и обычные люди. Вот только все они далеко не пропорциональны в своей внешности. Их тела напоминают гротескные пластилиновые фигурки, чьи руки и ноги столь громоздкие, что складывается впечатление, будто такими их создали нарочно. Но, именно благодаря столь необычным формам его творчество и пользуется огромной популярностью среди ценителей подобного искусства. Сам же автор говорит о том, что на его мировоззрение и стиль повлияли шедевры таких великих мастеров, как Эль Греко, Гойя и Зурбарана. Но как бы там ни было, а благодаря безудержной фантазии и воображению, Стэгнер добился не маленького успеха на поприще фигуративной живописи.

Полицейский на мотоцикле. Автор: Jansson Stegner.

Охота на лис. Автор: Jansson Stegner.

Меры предосторожности. Автор: Jansson Stegner.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector