Современная картина о рыбалке, эффект присутствия

Современная картина о рыбалке, эффект присутствия

Эффект присутствия Куинджи. 7 знаменитых картин великого живописца

Это таинственное сияние исходит от самих картин художника, который родился 27 января 1841 года. SPB.AIF.RU рассказывает о семи самых выдающихся полотнах мастера, которые можно увидеть в собраниях Государственного Русского музея.

Осенняя распутица

Картина была написана в 1872 году и породила целую линию картин о непогоде. Позже мастер написал «Забытую деревню», «Чумацкий тракт в Мариуполе», где есть похожие мотивы. А поздняя картина «Осень. Туман» вообще является зеркальным отображением «Осенней распутицы». Кстати, так до сих пор и не известно место, где писался этот незабываемый пейзаж.

Лунная ночь на Днепре

Полотно было написано в 1880 году и сразу выставлено в Санкт-Петербурге. Причем это была единственная картина, составившая выставку. Куинджи сомневался в том, удалась ли ему эта работа. Чтобы понять реакцию публики, мастер приглашал в свою мастерскую друзей, журналистов, посторонних людей, чтобы понаблюдать за их реакцией. Еще до окончания работы над пейзажем, труд Куинджи увидели Тургенев, Крамской, Менделеев.

Реакция публики была невероятной. Чтобы посмотреть пейзаж, выстраивались огромные очереди, многие зрители посещали выставку несколько раз. Многие посетители думали, что Куинджи использовал для написания полотна какие-то секретные, известные лишь ему одному краски. Были попытки заглянуть за картину в поисках дополнительного света.

Куинджи был так вдохновлен успехом, что написал еще две копии картины, которые хранятся в Третьяковской Галерее и Ялтинском Ливадийском дворце.

Ладожское озеро

Картина вошла в трилогию художника о северной природе. К ней относятся полотна «На острове Валааме» и «Север». Художник решил писать их после посещения острова Валаам на Ладожском озере в 1873 году.

С этой картиной была связана одна любопытная история. Через 10 лет после написания «Ладожского озера» Куинджи обвинил в плагиате художника Руфина Судковского. Оказалось, что во время написания полотна этот человек был соседом Архипа Ивановича по квартире. И его картина «Мертвый штиль» немного похожа на «Ладожское озеро». Были даже публикации в газетах на эту тему. Мир искусства разделился на два лагеря.

Вечер на Украине

Произведение искусства впервые было показано в 1878 году на 6-й выставке Товарищества передвижников. Передвижники – это объединение российских художников, которые противопоставляли себя представителям официального академизма. Передвижники много путешествовали и организовывали передвижные выставки. Одним из самых ярких представителей этого направления был Архип Куинджи. Среди его единомышленников были Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Василий Поленов, Иван Крамской и другие.

Как и многие другие работы Куинджи, «Вечер на Украине» сильна попыткой мастера понять секреты освещения, игрой света и тени.

Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Это полотно живописец писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Светлые краски и яркие мазки на картине создают ощущение праздности и великолепия, восторга.

Необходимо отметить, что Куинджи нередко обращался к теме радуги, у него есть несколько похожих работ. Но пейзаж, хранящийся в Русском музее, считается одной из наиболее известных картин живописца.

Это полотно художник писал на протяжении трех лет, с 1905 по 1908 годы. Картина считается неоконченной, она была написана в последние годы жизни мастера, он вносил в нее множество изменений. Эксперты расценивают полотно, как завещание художника.

Ай-Петри. Крым

Эту уникальную картину мастер писал на протяжении 10 лет — с 1898 по 1908 годы. Куинджи обожал Крым, еще в детстве он поехал туда, чтобы учиться у великого художника Айвазовского. Но тот лишь поручал назойливому пареньку красить забор и толочь краски. В годы затворничества Архип Иванович купил в Крыму участок и уединенно жил в скромном шалаше со своей женой. Видам этого уникального места художник посвятил десятки полотен. Там же в Крыму в 1910 году художник подхватил воспаление легких, которое очень негативно отразилось на его здоровье.

Эффект погружения и эффект присутствия

Виртуальная и дополненная реальность продолжают завоевывать мир. Технологии базируются на использовании многочисленных инструментов. Популярными средствами являются эффекты погружения и присутствия.

Эффект погружения

Термин позаимствован из киноиндустрии. Там он означает попадание пользователя в искусственно созданную среду. Считается, что в киноиндустрии явление противопоставлялось «окнам» — созерцанию зрителем с внешней ситуации.

Если рассматривать со стороны виртуальной реальности, то погружение — это ситуация, при которой люди считают вымышленный мир реальным. Они используют все органы чувств и вступают в активное взаимодействие с искусственной средой.

Создание эффекта погружения

Необходимо изучить особенности целевой аудитории. Важны психофизические и поведенческие особенности людей. Необходимо учесть черты характера, интересы и жизненные принципы.

Важным направлением является саунд-дизайн. Фактически это озвучивание, которое оптимально подходит для конкретной ситуации. В зависимости от ситуации специалисты подбирают быструю или расслабляющую музыку. Важно, чтобы пользователи погружались в виртуальный мир не только визуально, но и с использованием других органов чувств.

Эффект погружения в виртуальной реальности — это максимальное сочетание человека с искусственно созданным миром. Пользователь получает удовольствие от жизни в другой среде.

Эффект присутствия

Эффект присутствия также предусматривает создание картины событий. Существенное отличие от предыдущего средства — пользователь понимает, что он находится в искусственном мире. Исторически эффект присутствия возник в мире кинематографа и газет. Сильные фильмы вызывали у людей переживание событий вместе с героями. А статьи талантливых журналистов пробуждали фантазию у читателей.

Сейчас средство стало характерным для виртуальной и дополненной реальности. На базе современной техники создаются яркие картины игр, реальных событий и др. Пользователи погружаются в выдуманный мир и получают море впечатлений.

Создание эффекта присутствия

Самое важное — это детали. С помощью ароматов с детства, светлых цветов можно вызвать у человека положительные эмоции.

Чтобы создать эффект присутствия, следует использовать и элементы догадок. Если сразу раскрыть перед человеком все карты, он потерять интерес к дальнейшим событиям. Лучше постепенно подавать информацию и развивать нарратив.

Другой важный вопрос — правильный подбор эпизодов. Создатели миров виртуальной реальности выступают в роли режиссеров. Только они определяют аспекты, которые нужно отобразить.

Эффективность виртуальной реальности базируется на десятках различных факторов.

Читать еще:  Современные художники Албании. Sefedin Stafa

Ценители живописи сразу отметили Рыболова

В 1871 году в Санкт-Петербурге произошло значительное событие в мире искусства. Состоялось открытие Первой передвижной выставки. Ценители живописи сразу отметили картины Василия Перова «Рыболов», «Охотники на привале», портреты писателя Александра Островского и светской девицы Елизаветы Тимашевой.

Лично мне, когда смотрю на эту картину, невольно на память приходит стихотворение Агнии Барто: «С утра сидит на озере любитель-рыболов. Сидит, мурлычит песенку, а песенка без слов…» Незамысловатые слова словно иллюстрация к этому произведению мастера кисти.

Композиция картины состоит из нескольких частей: центральный персонаж – старик-рыболов в шляпе, рыбацкое место, уставленное всевозможными атрибутами для удачной рыбной ловли, и второй рыбак, сидящий по соседству.

Мужчина в пенсне охвачен азартом

Душевно, пусть и с некоторой долей иронии, изобразил Перов рыбака на берегу, который с азартом наблюдает за поплавком, ожидая затянувшегося поклёва. Видимо, заметил движение поплавка и не смог усидеть на месте. Мужчина в пенсне вскочил на ноги, слегка наклонился, упёрся руками в колени и подался вперед.

Он готов схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Рыболов поглощён процессом и не скрывает радости от предстоящего улова. Его одежда и начищенные сапоги красноречиво говорят, о том, что человек не из бедных. Скорее всего купец или помещик, а, может, зажиточный мещанин…

Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклёвки, и намётанный глаз опытного рыбака заметил первые волны, расходящиеся от него…

Довольно большое внимание в композиции этого полотна Перов уделил пейзажу. Но раньше природа в его картинах была средством создания настроения, дополняла психологический портрет героя. А теперь он старается передать её обаяние и прелесть жизни на свежем воздухе. Автор явно хотел сказать, что часы, проведённые на рыбалке, в срок жизни не входят…

Второй персонаж картины — мужчина помоложе. Он сидит за бугорком и деловито нанизывает наживку. Как знать, быть может, рыбалка для него является не увлекательным занятием в свободное время, а лишь средством выручить немного денег. Словом, картина Василия Перова «Рыболов» – это насыщенный и увлекательный рассказ о мгновении в деле рыбной ловли, вобравший в себя много страсти.

Учебник по истории рыболовной ловли

Как и ранее, художник тщательно прописывает детали, добиваясь почти фотографического сходства с реальностью. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Подобные характеристики картин заметны также в его знаменитом «Птицелове» и популярной картине «Охотники на привале». Художника волнует живая человеческая душа и он с блеском переносит на полотна своё понимание природы страсти.

Неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Однако изобразил он этот процесс со знанием дела. У рыболова есть на чём сидеть, чем укрыться от непогоды и чем подкрепиться. Его удилища – не просто срезанные ветки. У них специальные металлические сочленения. На случай крупной добычи имеется наготове сачок. Более того, есть даже специальная удочка, оснащённая серебристыми колокольчиками. Точность изображённых деталей достойна учебника по истории рыбной ловли!

Перов — продолжатель идей Федотова

Первые жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года, содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Известный критик Владимир Стасов написал о нём: «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».

Ярким примером тому «Чаепитие в Мытищах», где изображён сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощённых нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В этой работе он обличил фарисейство, свойственное части русского духовенства. Позже Перов и вовсе придаёт своим работам трагизм, как в знаменитой картине «Тройка», написанной в 1866 году.

Но в какой-то момент всё резко меняется. И тогда в его работах появляется добрый юмор или лёгкая ирония. Мастер создаёт удивительный цикл, который искусствоведы условно назвали «Тихие страсти». И картина «Рыболов» занимает в нём достойное место. К слову, художник представил его в 1873 году на Всемирной выставке в Вене. И там полотно также получило высокую оценку.

«Мирные страсти» Перова

Картины, написанные в 70-е годы отображают «мирные страсти». Так, по крайней мере, утверждают биографы художника. Они же считают, что в тот период из его работ исчез гражданский пафос. Надо признать, что это был серьёзный шаг вперёд для творчества Перова и русского реалистического искусства в целом.

Потом Василий Перов создаст ещё несколько картин подобного жанра: «Голубятник» и «Ботаник». На них, как и в «Рыболове», он показывает человека вне его будничных интересов, в момент его тесного единения с природой.

За несколько лет до смерти Перов пишет ещё одно полотно на похожую тему. Речь идёт о картине «Рыбная ловля», которая хранится в Русском музее. Она не особо известна, да и производит несколько «этюдное» впечатление. Чувствуется некоторая незаконченность, незавершённость. Однако и в ней рыбная ловля показана с любовью и пониманием…

Эту работу Перова забыть невозможно

Василий Перов был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера, человека просвещённого и свободомыслящего. Он принимал у себя в доме ссыльных декабристов, что по тем временам считалось неслыханной вольностью. Хотя родители мальчика обвенчались вскоре после его рождения, ребёнок не имел права на титул и фамилию отца. В документах числился как Васильев — по фамилии крёстного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.

Незаконнорожденный чиновничий сын прожил всего 48 лет. Но сумел вместить в них многое. Он стал одним из основателей легендарного Товарищества передвижных художественных выставок. Оставил после себя картины — шедевры, которыми восхищаются миллионы. Нет ничего удивительного в том, что посетители Третьяковки, где хранится несколько работ великого мастера, подолгу стоят у его полотен. «Рыболов» удостаивается особого внимания — уж очень выразительно смотрится неизвестный рыбак!

К слову, мало кто знает, но в последние годы своей жизни Перов занимался не только живописью. Он довольно активно сотрудничал с журналом «Природа и Охота», который издавал русский зоолог и натуралист Леонид Сабанеев, в качестве писателя. Рассказы художника были опубликованы также в «Художественном журнале» и газете «Пчела».

Василий Перов, картина «Рыболов»: описание, интересные факты

Он прожил всего 48 лет, заполненных постоянным напряженным творческим трудом и вместивших очень многое. Василий Перов – виднейший представитель московской живописной школы XIX века. Он был одним из основателей легендарного Товарищества передвижных художественных выставок.

Читать еще:  Энди Уорхол: капиталист или социалист?

Из народа и для народа

Незаконнорожденный чиновничий сын, он даже фамилию получил по имени крестного отца – Васильев, а шутливое прозвище, ставшее потом фамилией, пошло от дьячка, учившего его грамоте. Мальчик поразил его способностью к чистописанию. Василий Перов знал жизнь простого человека во всех её проявлениях — все её многочисленные тяготы и маленькие радости. Выражать их со всей силой данного от природы таланта – в этом видел он свою главную задачу.

Первые известные жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года (в последний год и сразу после окончания обучения в Академии художеств), содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Например, фарисейство, свойственное части русского духовенства, он обличает в знаменитой картине «Чаепитие в Мытищах» (1862).

Позднее Василий Перов сгущает общий психологический тон своих картин, в сюжетах, посвященных самой беззащитной части народа явственно звучат обвинительные или трагические ноты. Яркий пример – знаменитая «Тройка», написанная в 1866 году.

«Тихие страсти»

На следующем этапе жизни и творчества Василий Перов опять меняет характер своего взгляда, направленного на жизнь человека. Он становится более внимательным и чутким, способным рассмотреть более мелкие детали. В это время появляются его знаменитые, в том числе и писательские, портреты, а жанровые полотна окрашивает не сатира, а добрый юмор или легкая ирония.

Появляется ряд полотен, традиционно объединяемых в единый цикл, условно называемый «Тихие страсти». К нему относятся суперпопулярные «Охотники на привале» (1871), «Птицелов», написанный в 1870 году, «Голубятник» (1874) и «Ботаник» (1874). В каждой из них рассказывается о простых и обычных увлечениях простого человека.

Эти увлечения разные. Различные по характеру и происхождению люди населяют картины Перова. Но есть и общее: эти полотна не рассказывают о поступках, сопровождаемых выражением драматических чувств – осуждения, жалости или сочувствия. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии. Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий. Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов – «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.

Мирная сцена

На прямоугольном холсте высотой 91 и шириной 68 сантиметров художник изображает очень мирную сцену. Это не те страстно обличительные, остросоциальные полотна, которыми стал известен просвещенной русской публике Василий Перов. Картина «Рыболов» рассказывает о человеческих страстях другого рода. По всем признакам этот рыболов пришел на речку для собственного удовольствия, а не добывать пропитание, да и на остронуждающегося человека он не похож.

Судя по тому вниманию, с которым художник рассматривает своего героя, его рыболовную оснастку, окружающий пейзаж, становится понятно, что он считает такое наполнение человеческой жизни не менее важным, чем исторические подвиги великих героев, или события, носящие характер глобальных драм и трагедий.

Главный герой

Все внимание зрителя привлекается к центральному персонажу картины, занимающему основное пространство полотна. Потом можно даже не вспомнить, сколько человек на картине Василия Перова. На втором плане сидит второй рыбак, занятый каким-то важным делом по налаживанию своей оснастки, выглядящий гармоничной частью тихого раннего прохладного утра на небольшом водоёме.

Мастерство художника в передаче психологии момента впечатляет. Картина Василия Перова – насыщенный и увлекательный рассказ о коротком мгновении, вобравшем в себя очень многое.

Он по-настоящему охвачен азартом, внимательно смотрит на поплавок, уже слегка наклонившись, уперев руки в колени и подавшись вперед, готовый моментально схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклевки, и опытный рыболов заметил первые волны, расходящиеся от него…

Точность деталей

Неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Картина «Рыболов» содержит антураж, говорящий о многом. Перед нами не новичок в этом деле. Он тщательно подготовился к процессу. У него есть на чем сидеть, чем укрыться от непогоды, есть чем подкрепиться. Его удилища – не просто срезанные ветки. У них специальные металлические сочленения. Наготове сачок – если будет особо крупная добыча, а у ног – специальная удочка, оснащенная серебристыми колокольчиками. Сомнений нет – это профессионал!

Тем, с каким мастерством написан передний план картины, можно только восхищаться. Перов предстаёт живописцем, не знающим затруднений в передаче игры утреннего света на глиняном кувшине, на начищенных до блеска сапогах или на металлической банке с наживкой, а точность деталей достойна учебника по истории рыбной ловли!

Человек – часть природы

В произведениях более ранних этапов творчества Перов использует природное окружение как средство нагнетания драматического чувства, а в «Рыболове» человек растворяется в природном окружении, являясь неотъемлемой его частью.

Лучший клев – на зорьке! Первые лучи осветили вершину дерева на заднем плане, и все небо уже наполнено молочным светом, но у воды еще лежат остатки ночи, вместе с бодрящей прохладой растворяющиеся в наступающем дне…

Часы, проведенные на рыбалке, в срок жизни не входят – разве не об этом написал свою картину Василий Перов? «Рыболов» – картина, одаривающая зрителя светлым безмятежным настроением, так редко встречаемым в русской классической живописи XIX века.

Альтернативный взгляд

Статей за 48 часов: 37

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Загадки человека
  • Эффект присутствия

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Эффект присутствия

У этого выражения много значений. Но мы рассмотрим одно, самое интересное с психологической и философской точки зрения. Описывающее, пожалуй, самое парадоксальное проявление помянутого эффекта. В жизни это выглядит так: придет один человек – и все сломается, придет другой – и все починится, если говорить совсем просто.

ЭФФЕКТ ПАУЛИ

Был такой знаменитый физик Вольфганг Паули; стоило ему посетить лабораторию какого-нибудь товарища-ученого, как там немедленно что-то ломалось и шло «не так». Вплоть до того, что останавливались настенные часы! Физик Штерн вообще запретил Паули посещать свою лабораторию – слишком серьезный ущерб наносили визиты коллеги! Однажды физики решили подшутить над «эффектом»; специально смастерили реле, которое должно было отключить часы в момент, когда Паули зайдет в лабораторию. Они хотели высмеять заблуждение и суеверие. Однако часы не остановились; сломалось реле – именно в том момент, когда Вольфганг Паули вошел в лабораторию…

Читать еще:  Современный украинский художник. Юрий Закордонец

Объяснить этот феномен наука не смогла, хотя сам Паули пытался связать физику с психологией, указать на влияние «человеческого фактора», «психической энергии» человека на физические процессы. Однако все это так попахивало парапсихологией и мистикой, что «эффект Паули» так и остался загадочным артефактом в науке. Но в эпоху компьютерных технологий о нем снова вспомнили. «Айтишники» знают, что такое «эффект присутствия»: в присутствии одних людей сложная техника словно «самопочиняется», процессы восстанавливаются, работа идет отлично! Стоит прийти другому человеку – и на ровном месте возникают «зависания» и поломки. Каким-то образом люди способны влиять на физические процессы, просто находясь рядом. А как и почему это происходит – непонятно. Одним словом – парадокс.

«У МЕНЯ НЕ ЖИВУТ ЦВЕТЫ»

Но оставим технику. Каждый из нас знает: после встречи с определенным человеком мы ощущаем прилив сил и бодрости. Но стоит столкнуться с другим человеком – и мы ощущаем упадок сил и энергии, что-то может сломаться, испортиться; не только настроение. Вполне возможно, что ухудшится здоровье, завянут цветы…

Еще в 1959 году доктор Бернард Грэй проводил эксперименты с зернами ячменя, обработанными обычным физраствором. Физиологический раствор находился в запечатанных фабричных бутылках. Бутылку давали подержать в руках господину Эстербани, имевшему славу целителя – он лечил «наложением рук». А вторую бутылку, контрольную, не трогали. Затем зерна слегка поджаривали, чтобы нанести им вред, но не убить, а потом рассаживали в одинаковые горшки с одинаковой почвой. Одну партию поливали обычным раствором; другую – тем, который держал в руках целитель. Через контрольное время обнаружилось, что в тех горшках, которые поливали «обработанным» Эстербани раствором, проросло больше зерен, а стебли оказались более высокими и сильными. А вот когда бутылку с раствором давали подержать депрессивному пациенту психиатрической больницы, зерна прорастали скверно…

Экспериментов подобного рода было проведено много; но все они подтверждают народные верования – злой человек способен пагубно влиять на посевы. В его присутствии скот болеет, урожай гибнет, молоко скисает… «У меня не живут цветы», — так начинается стихотворение Гумилева… С древних времен считалось, что в присутствии ведьмы «из логова Змиева» вянут растения. Казалось бы, дремучее суеверие! Однако в одном из экспериментов гибли в руках некоторых людей именно молочнокислые бактерии. Гибли и дрожжи, которые поливали раствором глюкозы, если бутылку с раствором держал до этого в руках депрессивный больной. Так что старинные признаки присутствия «нечисти»: скисание молока, не поднявшийся в печи хлеб, гибель и болезнь животных и посевов странным образом перекликаются с результатами наблюдений и экспериментов. Ухудшение самочувствия после общения с тяжелым, депрессивным или злым человеком тоже вполне объяснимо с этой точки зрения. Ведь в организме постоянно происходят физические и химические процессы; и контакт с другой системой так или иначе влияет на нашу систему, на наш организм. Одни люди влияют на нас как Паули; другие – приносят успех, исцеление, радость… И это – не метафора.

НИЧЕГО ЛИЧНОГО

Психологическое это влияние или физическое – до сих пор неясно, однако каждый прекрасно знает в душе, кто влияет на него положительно, а какого человека следует по возможности избегать. Если сразу после общения сломалось все, что только могло сломаться, если произошла вторая или третья авария после общения с конкретным человеком, если немедленно случилась ссора и скандал в доме после визита определенной персоны – стоит задуматься об «эффекте присутствия» и проанализировать отношения с тем, кто приходил. Возможно, что человек не испытывает к вам лично негативных чувств. Возможно, с ним самим «что-то не так». Он может переживать внутренний конфликт, депрессию, иметь особенности личности, своеобразное «психическое поле», которое вот так влияет на нашу «лабораторию». Материалист-физик Штерн прекрасно относился к Паули; но убедительно попросил не посещать его лабораторию. Ничего личного, ничего мистического, ничего суеверного; но практика – критерий истины. Раз при Паули все идет кувырком, лучше встречаться с Паули в нейтральном месте, не так ли.

ЗАЛОГ ЧУДА

А вот настоящий, прирожденный врач, психолог, философ должен обладать положительным влиянием, — дело не в словах и не в манере общения, хотя это очень важно. Он сам по себе должен быть «положительно заряжен». От лампочки – светлее, от батареи – теплее, от доктора – легче… Когда Бехтерев указывал, что общение с врачом должно лечить, он именно это имел в виду.

Впрочем, от иного специалиста может остаться чувство уныния и депрессии. И болезнь не проходит, наоборот – организм словно стал рассыпаться. Не обязательно плох доктор; может быть, именно вам не подходит именно этот врач или психолог. И надо не обвинять специалиста. Стоит направить силы на то, чтобы подыскать «своего» врача, преподавателя, тренера… Того, кто будет обладать положительным влиянием на нашу систему.

Психолог Карл Роджерс просто присутствовал во время детских игр. Просто сидел и смотрел, проявляя доброжелательное внимание. И дети чувствовали себя лучше и лучше, успешно справляясь со своими психологическими и педагогическими проблемами. Они исцелялись, хотя никакого лечения не происходило, никакой психотерапии в общепринятом смысле не было: доктор Роджерс просто доброжелательно наблюдал за процессом игры.

Есть такая точка зрения – доктор Фрейд лечил пациентов не столько своим уникальным методом психоанализа, сколько своей «личной энергией». Ведь метод Фрейда стал широко известен, его использовали тысячи последователей великого психолога – но таких же результатов никто не добился. Уникальная личность обладает уникальной целительной энергией. Поэтом так важно при выборе врача и любого другого специалиста обращать внимание на свое состояние: психологическое и физиологическое. Побочный «эффект Паули» может свести на нет все правильные и научно обоснованные действия учителя или психолога. А личный доброжелательный настрой, личная «добрая энергия» могут дать поразительный положительный эффект. Общение между людьми подобно химическому процессу, как писал Юнг; результат трудно предсказать заранее, его можно только почувствовать на начальной стадии. И если мы подходим друг другу – будут происходить чудеса…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector