Современная российская художница. Агафья Белая

Современная российская художница. Агафья Белая

Сюрреалистичные сюжеты в нежной живописи от российской художницы Агафьи Белой

Живопись Агафьи Белой символична, она воспевает русский народ и русскую землю. Понятие «живопись» для художницы является попыткой примирения материального и мистичного, недоступного для разума. Созерцать трогательную чувственность в обыденных вещах, будь-то движение рук, вращение головы или игра теней — для Агафьи Белой больше, чем рутина. Её наблюдения находят свое выражение на холстах, а последние, в свою очередь, по праву выставляются во всемирно известных галереях и, наконец, оказываются в покоях коллекционеров.

Картины пейзажи маслом русских художников, как правило, олицетворяют нечуждые природе истины. В точности дела обстоят и с российской живописью Агафьи Белой, только на полотнах художницы привычные человеческой реальности вещи поданы в нежной манере с отсылкой к сюрреализму.

Сюрреализм Агафьи Белой на лицо, хорошо заметно, что образы скрывают какую-то тайну, но при этом ведут двусторонний диалог со зрителем. Например, на картине «Художник» изображен не какой-то абстрактный художник, а муж Агафьи. Айдар предстает в роли личности-загадки непосредственно для своей супруги, а кроме того, как настоящий художник, восхищенный окружающим Миром.

Агафья Белая. Биография российской художницы

Агафья Белая родилась в 1975 году, в Ленинграде. Хотя родители Агафьи не были художниками, они проявляли интерес к искусству и полностью поддерживали потребность дочери стать художником.

В 1995 году Агафья Белая поступила в самый известный художественный вуз России — в Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина. В студенческие годы она работала в монументальной изостудии, которая находилась в ведении известного художника Андрея Мыльникова.

В 1999 году, будучи студентом пятого курса, Агафья Белая присоединилась к группе художников для создания росписей в недавно отреставрированном храме Христа Спасителя в Москве. Позже Агафья также рисовала фрески для Знаменского собора Пресвятой Девы Марии в Курске.

В 2001 году Агафья Белая окончила вуз как студент-отличник, за что была награждена президентской стипендией и почетным признанием со стороны Союза художников России. За признание научных и творческих достижений Агафья Белая получила индивидуальную художественную студию в качестве трехлетнего специального гранта. С 2001 года Агафья Белая принимала участие в многочисленных художественных выставках и фестивалях, как в России, так и за рубежом, в том числе в США.

В августе 2005 года со своей картиной «Утро», Агафья стала победителем во Втором Всероссийском конкурсе молодых художников, который проводила всемирно известная Третьяковская галерея (Москва). Эта победа стала заветным дополнением к уже существующей авторской коллекции наград.

На сегодняшний день Агафья Белая живет недалеко от моря, в родном Питере с мужем-художником Айдаром и их сыном Сергеем.

художница Агафья Белая /фантазии

Автор — Loreleya-62. Это цитата этого сообщения
художница Агафья Белая /фантазии

Живопись

Агафьи Белой

символична, она воспевает свою землю.
Понятие «живопись» для художницы является попыткой примирения материального и мистичного, недоступного для разума.
Её наблюдения находят свое выражение на холстах, а последние, в свою очередь, по праву выставляются во всемирно известных галереях и, наконец, оказываются в покоях коллекционеров.

Агафья Белая

родилась в 1975 году, в Ленинграде. Хотя родители Агафьи не были художниками, они проявляли интерес к искусству и полностью поддерживали потребность дочери стать художником.

В 1995 году Агафья Белая поступила в самый известный художественный вуз России — в Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина. В студенческие годы она работала в монументальной изостудии, которая находилась в ведении известного художника Андрея Мыльникова. В 1999 году, будучи студентом пятого курса, Агафья Белая присоединилась к группе художников для создания росписей в недавно отреставрированном храме Христа Спасителя в Москве. Позже Агафья также рисовала фрески для Знаменского собора Пресвятой Девы Марии в Курске.

В 2001 году Агафья Белая окончила в уз как студент-отличник, за что была награждена президентской стипендией и почетным признанием со стороны Союза художников России. За признание научных и творческих достижений Агафья Белая получила индивидуальную художественную студию в качестве трехлетнего специального гранта. С 2001 года Агафья Белая принимала участие в многочисленных художественных выставках и фестивалях, как в России, так и за рубежом, в том числе в США.

В августе 2005 года со своей картиной «Утро», Агафья стала победителем во Втором Всероссийском конкурсе молодых художников, который проводила всемирно известная Третьяковская галерея (Москва). Эта победа стала заветным дополнением к уже существующей авторской коллекции наград. На сегодняшний день Агафья Белая живет недалеко от моря, в родном Питере с мужем-художником Айдаром и их сыном Сергеем.

Царь Федор Алексеевич и Агафья: Улыбка из чердачного оконца

История его любви — трогательная, печальная, романтическая. Шесть лет тяжелого правления и капелька счастья. Последний великий роман уходящей эпохи Московского царства.

Сирота смоленская

Его избранница, Агафья Семеновна Грушецкая, происходила из семейства смоленской шляхты, служившего то государям московским, то литовским магнатам; девушка сиротствовала в доме у тетки — жены окольничего Семена Ивановича Заборовского. Царь засмотрелся на нее во время крестного хода на Вербное воскресенье 4 апреля 1680 года. Впрочем, ему, возможно, помогли «разглядеть» красавицу. Во всяком случае, за приятные брачные хлопоты взялся неслучайный человек — будущий большой вельможа, а пока худородный постельничий Иван Максимович Языков. При особе государевой он являлся креатурой могущественных «партий» князей Долгоруких и Хитрово.

Верный Языков по просьбе Федора Алексеевича тишком посетил дом Заборовских, познакомился с девицей и передал свои впечатления царю. Очевидно, отчет был составлен в самых добрых словах. Окольничему строго наказали «. чтоб он ту свою племянницу хранил и без указа замуж не выдавал. Которое [распоряжение] неколико времени тайно содержано было; но когда его величество изволил вначале Милославскому объявить, что он намерен жениться, и оную Грушецкую представил, но Милославский о браке весьма за нужное советовал, а о персоне просил, чтоб ему дал время уведомиться», — иными словами, навести справки.

Царь, ободренный, решил тайно взглянуть на женщину, приводившую его душу в трепет. Федор Алексеевич, имевший слабые, больные ноги, захотел, чтобы возлюбленная увидела его на коне, лихо приосанившимся, ловко сидящим в седле — кавалерист он был отменный! Сойдя с лошади, делался неловок и небыстр.

10 июня 1680 года он поехал гулять на Воробьевы горы, а по дороге «случайно» проехал мимо двора Заборовских в Китай-городе. Применяясь к строгому брачному обычаю старой Москвы, но и чая больших выгод от царского благоволения, родня показала Федору Алексеевичу любезную ему девицу в чердачном окне. Только и всего.

Для современного человека — не бог весть какое свидание! Но XVII век жил иными устоями. Брак устраивали родители, главы рода, свахи, друзья да подружки. Сами «молодые» иной раз впервые знакомились на свадьбе. По-житейски открывали перед женихами занавеску — чуть-чуть, блюдя честь семейства. Да и то лишь перед желанными, приятными женихами.

Кто ж не приоткроет занавеску, когда сам великий государь, томясь страстными мечтаниями, вперяет взор в чердачное окно?

Интриги двора

Родня Федора Алексеевича — Милославские — крепко не одобрила царский выбор. Ему подыскивали невесту более выгодную с точки зрения расстановки сил при дворе. В глазах людей, возглавлявших аристократические «партии» дворца, Агафья Семеновна — никто. Нулевая величина. Человек со стороны. Для родовитой знати — Голицыных, Трубецких, Одоевских, Хованских, Шереметевых — смоленская сиротка была как красная тряпка для быка. Худородная, чужая.

Читать еще:  Современная польская художница. Julita Malinowska

Федор Алексеевич претерпел немало огорчений, прежде чем смог соединиться с нею. Как свидетельствует историк В.Н. Татищев, близкие родственники коего получали во второй половине XVII и «дворовые» (придворные), и даже думные чины, Агафья Семеновна долгое время ходила в тайных невестах, имя ее не оглашалось широко. Открытое знакомство в ту пору сочли бы неприличным, да и небезопасным оно было. При Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче царских невест неоднократно выводили из большой политической игры поклепом, отравой и иными мучительствами. А при самом Федоре Алексеевиче по Москве бродила история: хотели-де сделать царской невестой грузинскую княжну Давыдову (Давитишвили), да завистники попортили ей лицо ядом.

В желании отвадить государя от сердечного выбора И. Милославский пустился во все тяжкие: он «умыслил государю оную (Агафью Семеновну. — Авт.) тяжким поношением омерзить, представляя, что якобы мать ее и она в некоторых непристойностях известны. — свидетельствует В.Н Татищев. — Сие привело его величество в великую печаль, что не хотел и кушать. Но Языков прилежно о причине выспрашивал у его величества, на что тот истину изволил. объявить. Языков же, узнав хитрость Милославского, немедленно с позволения его величества в дом оного Заборовского с Лихачевым поехали и ему о том объявили, чтоб он обстоятельно о состоянии ея уведомил. Как то было страшно тому дяде и племяннице, и как стыд о таком деле девице говорить, а особливо тогда, когда еще девицу мало посторонние мущины видали, оное всяк легко догадаться может. Однако ж сия девица, познав, что то напрасная на нее некая клевета. сказала дяде (Заборовскому. — Авт.), что она не стыдится сама оным великим господам истину показать. И по требованию их вышед, сказала, чтоб они о ее чести никоего сомнения не имели, и она их в том под потерянием своего живота утверждает. Как оные от его величества со страхом и печалию отъехали, так с радостью и упованием, возвратясь, донесли».

Великий век, когда женщине на слово верили в делах, касающихся чести!

Год короткого счастья

Дело сладилось без проволочек. Увидел юный царь свою лебедушку, а может, она улыбнулась молодцеватому коннику из окошка, — и брак совершился в самое непродолжительное время. Середина июня принесла во Дворец престранное действо: «формальные» смотрины царских невест, итог которых давно был ведом знающим людям.

А 18 июля 1680 года Федор Алексеевич венчался с Агафьей Семеновной.

Торжество прошло скромно, на него пригласили немногих приближенных — всего-то полтора десятка человек, что шло вразрез со старинными обычаями пафосной, любившей пышные празднества Москвы. Остроумное предположение сделано современным историком: «Это явное отступление от дедовских традиций. явилось первым проявлением личного вкуса царя, который не любил. многолюдных сборищ». В конце концов молодого монарха можно понять: выбрав Агафью, он и впредь желал все делать по-своему.

«Сей государь супружеством своим с царицею Агафиею Семионовною в полном веселии крайнею любовью угобжались (наслаждались) и образом супружеской любви истинную добродетель на себе изъявляли. «, — зафиксировал для нас историк трогательную картину простых семейных радостей государя. Вот только коротким оказалось семейное счастье молодых. Все оно без остатка уместилось в один год.

В июле 1681 года царица Агафья разродилась мальчиком. Царевича нарекли Ильей. А спустя несколько дней мать сошла в могилу от родовой горячки.

Еще через неделю Бог забрал и младенца. Больше детей у Федора Алексеевича не было.

Трагическая история жизни силачки Агафьи Завидной — единственной ученицы Ивана Поддубного (11 фото)

Агафья Завидная — личность очень необычная и даже ее появление на свет больше похоже на чудо. Родители силачки долгие годы пытались завести детей, но у них ничего не получалось. Ни врачи, ни знахари, ни молитвы не помогали и семья оставалась бездетной. Все изменилось в один момент — матери Агафьи было 30, а ее отцу уже за 60, когда у них один за другим начали рождаться малыши.

Город Никополь в конце XIX века

Завидная-старшая рожала по одному ребенку в год и всего на свет появилось 13 детей. К сожалению, выжили из них всего четверо, в том числе чудо-девочка Агафья. Старшая дочка, родившаяся в 1890 году, была самой рослой и крепкой из всех детей и уже в 12 лет выглядела как совершеннолетняя девица.

Кроме того, Агафья была еще и хороша собой — от румяной, круглолицей и белокурой девочки приходилось пачками отгонять женихов. Впрочем, Агафья могла постоять за себя и сама — ребенок без проблем нокаутировал ударом крепкого кулака самых беспокойных и наглых воздыхателей.

Жили Завидные в украинской глубинке, в селе Сулицкое, возле небольшого городка Никополя, поэтому у девушки было два пути — посвятить себя крестьянской работе или стать горничной. Агафья выбрала второе и в 12 лет устроилась в гостиницу госпожи Юшковой.

Старинная цирковая гиря

Хозяйка не могла нарадоваться новой горничной, старательной и исполнительной. Агафья была вежливой, трудолюбивой и чистоплотной, поэтому постояльцы отзывались о ней очень хорошо. Кроме этого, было у девушки еще одно важное достоинство — невероятная сила.

При уборке номеров Завидная играючи двигала дубовую мебель, в том числе массивные шкафы и комоды вместе с их содержимым. Постепенно Агафью стали звать туда, где нужно было выполнить тяжелую физическую работу, и девушка всегда справлялась с ней лучше мужчин.Именно в гостинице Юшковой рослую девушку и заметил остановившийся там проездом цирковой артист и спортсмен Иван Поддубный. Знакомство их не было романтической историей — оно связано с комическим моментом, который оброс подробностями и превратился в легенду.

Известно, что Поддубный, не имевший себе равных по силе в мире, был вынужден повсюду возить с собой особый, изготовленный на заказ инвентарь. Важной частью циркового оборудования труппы были тяжеленные гири, с которыми мог управиться только сам Иван.

При заселении в номера гири решили оставить во дворе гостиницы, здраво рассудив, что украсть их не получится. Но каково было удивление Поддубного, когда утром он выглянул в окно и увидел, как его гирями пытается жонглировать горничная Агафья.

Техники девушке явно не хватало, зато силушки было с лихвой. Белокурая красотка, выполняющая невероятные силовые трюки, могла стать жемчужиной любого представления! Восхищенный увиденным богатырь тут же отправился договариваться сначала с самой девицей, а затем с ее родителями.

Иван Поддубный

Идея отпустить несовершеннолетнюю дочь с заезжими циркачами не слишком понравилась родителям Агафьи, но репутация известного всей Европе артиста и его клятвенные заверения в благих намерениях сыграл свою роль. В итоге из Никополя Поддубный увез с собой новую, перспективную артистку цирка Агафью Завидную.

Сегодня принято раскручивать звезд, вкладывая в них силы, время и деньги, но раньше, когда ценились настоящие таланты, все было проще. Удивительная девушка Агафья стала знаменитостью мгновенно, после первых же выступлений на арене цирка.

Поддубный старался научить свою подопечную самым эффектным трюкам из своего репертуара и Завидная оказалась талантливой ученицей. Вскоре ее номера пользовались едва ли не большей популярностью, чем выступления ее учителя. Еще бы, увидеть красавицу, которая носит на плече рельсу с 8 мужчинами, хотели все без исключения.

Читать еще:  Что такое керамика

Старинная цирковая афиша с изображением женских силовых номеров

Кроме силового экстрима преуспела Агафья и в любимом виде спорта Поддубного — борьбе. Одним из ее любимых номеров был поединок с вызванным из зала мужчиной-добровольцем. Стоит ли говорить о том, что Завидная никогда не проигрывала, а самые скептически настроенные крепыши оказывались посрамлены.

Несмотря на то, что силачка старалась бороться как можно аккуратнее, многие ее соперники оказывались так сильно помяты, что не могли уйти с арены без посторонней помощи. Сходилась в поединке Агафья и с профессионалами.

Марина Лурс

Вот как описывает бой Завидной с сильнейшей женщиной России Мариной Лурс современник:

«Марина попыталась «обнять» Агафью за талию с тем, чтобы поднять ту в воздух, но массивная Агафья не уступала Марине в силе и как будто вросла в землю. Дамы долго и упорно боролись, сцепившись в стойке и стараясь приподнять друг друга. Мощная Агафья стала «напрыгивать» на Марину, тесня и пытаясь завалить ту на спину. Под неописуемый шум и свист в зале Марина применила свой фирменный прием — в тот момент, когда Агафья подпрыгнула, Марина использовала инерцию тела соперницы, подалась вбок, развернулась и подмяла ее под себя, зафиксировав туше. Надо сказать, что зрелище плотного контакта двух мощных женских тел было в те времена диковинным. Говоря о Марине Лурс как о борце, надо отметить, что боролась она по-кошачьи «нежно» и «мягко», никогда не причиняя соперницам вреда…»
В тот раз Агафья проиграла, но вовсе не из-за того, что ей не хватило силы — победа досталась более техничному и опытному противнику.

Женщины-борцы. Начало XX века

К 17 годам Завидная превзошла своего великого учителя по физическим параметрам. Ее рост составил 190 см при весе 150 кг. При этом размер ноги Агафьи оставался 37, самым что ни на есть женским. Несмотря на физические данные, девушка не утратила своей миловидности и как магнит манила мужчин всех сословий и национальностей.Многие кавалеры пытались делать Агафье дорогие подарки, осыпали золотыми монетами и заваливали цветами, но артистка оставалась равнодушной ко всем знакам внимания, посвящая все свое время любимой работе и изнуряющим тренировкам.
Когда Агафья Завидная стала соперничать по популярности с Поддубным, она внезапно разорвала контракт со своим наставником и ушла от него. До сих пор неизвестно, что стало причиной разрыва. Одни говорят о тщеславии девушки, которой надоело находиться в тени всемирно известного богатыря, другие утверждают, что Иван начал домогаться красавицы, оскорбив ее своим поведение.

Девушки-борцы. Начало XX века

Агафья отправилась в «свободное плавание» и не хотела даже слышать о возвращении к Поддубному. Говорят, что артист сам приезжал к ней домой в Никополь в надежде на то, что девушка передумает, но Завидная оставалась непреклонной.

Силачка продолжила гастрольную деятельность в Российской Империи и Европе. Везде ее выступления собирали полные залы, принося Агафье деньги и славу. Возможно, что впереди Завидную ждала всемирная слава и богатство, но в ее жизнь вмешалась революция.

После прихода к власти большевиков о зарубежных гастролях пришлось забыть, а выступления в разоренной переворотом стране перестали приносить доход. Иногда Агафье и выступавшему с ней младшему брату приходилось брать плату едой, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме.

Американская афиша с женщиной-атлетом. 1897 год

Кроме этого, гастрольные поездки стали небезопасными, так как по дорогам погрязшей в анархии бывшей империи слонялись многочисленные военные отряды неизвестной принадлежности и просто вооруженные шайки грабителей и мародеров.

Встреча с одним из таких отрядов и положила конец карьере известной силачки. История не сохранила деталей той роковой встречи в степях Украины, но точно известно, что вооруженный отряд попытался отобрать у маленькой труппы Завидной продукты и ценные вещи. Попытавшаяся защитить имущество Агафья получила удар саблей, который нанес ее здоровью непоправимый ущерб.

Оправившись от ранения, Агафья поселилась в Никополе и стала перебиваться случайными заработками. Но жить спокойной жизнью ей было не суждено. Один из страстных поклонников бывшей циркачки, сотрудник местной милиции по фамилии Шпонька, начал назойливо ухаживать за женщиной, не давая ей прохода.

Однажды, заявившись к объекту своей страсти в нетрезвом виде, он начал распускать руки, за что был повержен на землю одним ударом кулака. Оскорбленный Шпонька выхватил служебный револьвер и выстрелил в Завидную, нанеся ей опасное ранение.

Агафья выжила и после этой переделки, но оправиться полностью уже не смогла. Бывшая женщина-богатырь с трудом передвигалась и ей требовался постоянный квалифицированный уход. Друзья помогли ей получить место в одном из морских санаториев Грузии, где Завидная провела несколько месяцев. Ей стало немного лучше и чтобы продолжить лечение женщина переехала в Ленинград.

В Северной столице Агафье выхлопотали крошечную квартиру, где она ютилась, нередко голодая и страдая от холода. Операции, которые должны были вернуть женщине здоровье, оказывались неудачными и во время одной из них Завидная умерла. Единственная ученица великого Ивана Поддубного покинула этот мир в 1935 году, когда ей было всего 50 лет.

  • Evrocot
  • 25 августа 2020 19:52
  • 1339

История знает немало силачей, которые поражали современников силой своих мышц и выполняли невероятные трюки. Но женщин среди таких атлетов совсем немного, а выдающихся, которые могли бы помериться силой с богатырями-мужчинами, и вовсе единицы. Имя Агафьи Завидной не слишком известно, хотя ее великий учитель, Иван Поддубный считал ее своей лучшей и единственной ученицей.

Агафья Завидная — личность очень необычная и даже ее появление на свет больше похоже на чудо. Родители силачки долгие годы пытались завести детей, но у них ничего не получалось. Ни врачи, ни знахари, ни молитвы не помогали и семья оставалась бездетной. Все изменилось в один момент — матери Агафьи было 30, а ее отцу уже за 60, когда у них один за другим начали рождаться малыши.

Город Никополь в конце XIX века

Завидная-старшая рожала по одному ребенку в год и всего на свет появилось 13 детей. К сожалению, выжили из них всего четверо, в том числе чудо-девочка Агафья. Старшая дочка, родившаяся в 1890 году, была самой рослой и крепкой из всех детей и уже в 12 лет выглядела как совершеннолетняя девица.

Кроме того, Агафья была еще и хороша собой — от румяной, круглолицей и белокурой девочки приходилось пачками отгонять женихов. Впрочем, Агафья могла постоять за себя и сама — ребенок без проблем нокаутировал ударом крепкого кулака самых беспокойных и наглых воздыхателей.

Жили Завидные в украинской глубинке, в селе Сулицкое, возле небольшого городка Никополя, поэтому у девушки было два пути — посвятить себя крестьянской работе или стать горничной. Агафья выбрала второе и в 12 лет устроилась в гостиницу госпожи Юшковой.

Старинная цирковая гиря

Хозяйка не могла нарадоваться новой горничной, старательной и исполнительной. Агафья была вежливой, трудолюбивой и чистоплотной, поэтому постояльцы отзывались о ней очень хорошо. Кроме этого, было у девушки еще одно важное достоинство — невероятная сила.

Читать еще:  Яркие цвета. Bev Jones

При уборке номеров Завидная играючи двигала дубовую мебель, в том числе массивные шкафы и комоды вместе с их содержимым. Постепенно Агафью стали звать туда, где нужно было выполнить тяжелую физическую работу, и девушка всегда справлялась с ней лучше мужчин.Именно в гостинице Юшковой рослую девушку и заметил остановившийся там проездом цирковой артист и спортсмен Иван Поддубный. Знакомство их не было романтической историей — оно связано с комическим моментом, который оброс подробностями и превратился в легенду.

Известно, что Поддубный, не имевший себе равных по силе в мире, был вынужден повсюду возить с собой особый, изготовленный на заказ инвентарь. Важной частью циркового оборудования труппы были тяжеленные гири, с которыми мог управиться только сам Иван.

При заселении в номера гири решили оставить во дворе гостиницы, здраво рассудив, что украсть их не получится. Но каково было удивление Поддубного, когда утром он выглянул в окно и увидел, как его гирями пытается жонглировать горничная Агафья.

Техники девушке явно не хватало, зато силушки было с лихвой. Белокурая красотка, выполняющая невероятные силовые трюки, могла стать жемчужиной любого представления! Восхищенный увиденным богатырь тут же отправился договариваться сначала с самой девицей, а затем с ее родителями.

Идея отпустить несовершеннолетнюю дочь с заезжими циркачами не слишком понравилась родителям Агафьи, но репутация известного всей Европе артиста и его клятвенные заверения в благих намерениях сыграл свою роль. В итоге из Никополя Поддубный увез с собой новую, перспективную артистку цирка Агафью Завидную.

Сегодня принято раскручивать звезд, вкладывая в них силы, время и деньги, но раньше, когда ценились настоящие таланты, все было проще. Удивительная девушка Агафья стала знаменитостью мгновенно, после первых же выступлений на арене цирка.

Поддубный старался научить свою подопечную самым эффектным трюкам из своего репертуара и Завидная оказалась талантливой ученицей. Вскоре ее номера пользовались едва ли не большей популярностью, чем выступления ее учителя. Еще бы, увидеть красавицу, которая носит на плече рельсу с 8 мужчинами, хотели все без исключения.

Старинная цирковая афиша с изображением женских силовых номеров

Кроме силового экстрима преуспела Агафья и в любимом виде спорта Поддубного — борьбе. Одним из ее любимых номеров был поединок с вызванным из зала мужчиной-добровольцем. Стоит ли говорить о том, что Завидная никогда не проигрывала, а самые скептически настроенные крепыши оказывались посрамлены.

Несмотря на то, что силачка старалась бороться как можно аккуратнее, многие ее соперники оказывались так сильно помяты, что не могли уйти с арены без посторонней помощи. Сходилась в поединке Агафья и с профессионалами.

Вот как описывает бой Завидной с сильнейшей женщиной России Мариной Лурс современник:

«Марина попыталась «обнять» Агафью за талию с тем, чтобы поднять ту в воздух, но массивная Агафья не уступала Марине в силе и как будто вросла в землю. Дамы долго и упорно боролись, сцепившись в стойке и стараясь приподнять друг друга. Мощная Агафья стала «напрыгивать» на Марину, тесня и пытаясь завалить ту на спину. Под неописуемый шум и свист в зале Марина применила свой фирменный прием — в тот момент, когда Агафья подпрыгнула, Марина использовала инерцию тела соперницы, подалась вбок, развернулась и подмяла ее под себя, зафиксировав туше. Надо сказать, что зрелище плотного контакта двух мощных женских тел было в те времена диковинным. Говоря о Марине Лурс как о борце, надо отметить, что боролась она по-кошачьи «нежно» и «мягко», никогда не причиняя соперницам вреда…»

В тот раз Агафья проиграла, но вовсе не из-за того, что ей не хватило силы — победа досталась более техничному и опытному противнику.

Женщины-борцы. Начало XX века

К 17 годам Завидная превзошла своего великого учителя по физическим параметрам. Ее рост составил 190 см при весе 150 кг. При этом размер ноги Агафьи оставался 37, самым что ни на есть женским. Несмотря на физические данные, девушка не утратила своей миловидности и как магнит манила мужчин всех сословий и национальностей.Многие кавалеры пытались делать Агафье дорогие подарки, осыпали золотыми монетами и заваливали цветами, но артистка оставалась равнодушной ко всем знакам внимания, посвящая все свое время любимой работе и изнуряющим тренировкам.

Когда Агафья Завидная стала соперничать по популярности с Поддубным, она внезапно разорвала контракт со своим наставником и ушла от него. До сих пор неизвестно, что стало причиной разрыва. Одни говорят о тщеславии девушки, которой надоело находиться в тени всемирно известного богатыря, другие утверждают, что Иван начал домогаться красавицы, оскорбив ее своим поведение.

Девушки-борцы. Начало XX века

Агафья отправилась в «свободное плавание» и не хотела даже слышать о возвращении к Поддубному. Говорят, что артист сам приезжал к ней домой в Никополь в надежде на то, что девушка передумает, но Завидная оставалась непреклонной.

Силачка продолжила гастрольную деятельность в Российской Империи и Европе. Везде ее выступления собирали полные залы, принося Агафье деньги и славу. Возможно, что впереди Завидную ждала всемирная слава и богатство, но в ее жизнь вмешалась революция.

После прихода к власти большевиков о зарубежных гастролях пришлось забыть, а выступления в разоренной переворотом стране перестали приносить доход. Иногда Агафье и выступавшему с ней младшему брату приходилось брать плату едой, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме.

Американская афиша с женщиной-атлетом. 1897 год

Кроме этого, гастрольные поездки стали небезопасными, так как по дорогам погрязшей в анархии бывшей империи слонялись многочисленные военные отряды неизвестной принадлежности и просто вооруженные шайки грабителей и мародеров.

Встреча с одним из таких отрядов и положила конец карьере известной силачки. История не сохранила деталей той роковой встречи в степях Украины, но точно известно, что вооруженный отряд попытался отобрать у маленькой труппы Завидной продукты и ценные вещи. Попытавшаяся защитить имущество Агафья получила удар саблей, который нанес ее здоровью непоправимый ущерб.

Оправившись от ранения, Агафья поселилась в Никополе и стала перебиваться случайными заработками. Но жить спокойной жизнью ей было не суждено. Один из страстных поклонников бывшей циркачки, сотрудник местной милиции по фамилии Шпонька, начал назойливо ухаживать за женщиной, не давая ей прохода.

Однажды, заявившись к объекту своей страсти в нетрезвом виде, он начал распускать руки, за что был повержен на землю одним ударом кулака. Оскорбленный Шпонька выхватил служебный револьвер и выстрелил в Завидную, нанеся ей опасное ранение.

Агафья выжила и после этой переделки, но оправиться полностью уже не смогла. Бывшая женщина-богатырь с трудом передвигалась и ей требовался постоянный квалифицированный уход. Друзья помогли ей получить место в одном из морских санаториев Грузии, где Завидная провела несколько месяцев. Ей стало немного лучше и чтобы продолжить лечение женщина переехала в Ленинград.

В Северной столице Агафье выхлопотали крошечную квартиру, где она ютилась, нередко голодая и страдая от холода. Операции, которые должны были вернуть женщине здоровье, оказывались неудачными и во время одной из них Завидная умерла. Единственная ученица великого Ивана Поддубного покинула этот мир в 1935 году, когда ей было всего 50 лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector