Современное искусство из Китая. Fongwei Liu

Современное искусство из Китая. Fongwei Liu

10 китайских современных художников, которых нужно знать

Полотна китайских художников XXI века продолжают расходиться на аукционах, как горячие пирожки, причем дорогие. Например, современный художник Цзэн Фаньчжи написал картину «Тайная вечеря», которая была продана за 23,3 миллиона долларов, и входит в список самых дорогостоящих картин современности. Однако несмотря на свою немаловажность в масштабах мировой культуры и мирового изобразительного искусства, современная китайская живопись нашему человеку практически неизвестна. О десяти значимых современных художниках Китая читайте далее.

Чжан Сяоган

Чжан популяризировал живопись Китая своими узнаваемыми работами. Так этот современный художник стал у себя на родине одним из наиболее известных живописцев. Один раз увидев, вы тоже больше не пропустите его уникальные семейные портреты из серии «Родословная». Его неповторимый стиль поразил многих коллекционеров, которые теперь скупают современные картины Чжана за баснословные суммы.

Тематикой его произведений являются политические и социальные реалии современного Китая, свое отношение к которым переживший Великую пролетарскую культурную революцию 1966-1967 годов Чжан и пытается передать на холсте.

Увидеть работы художника можно на официальном сайте: zhangxiaogang.org.

Родина Чжао – китайский город Хайнань, где он получил высшее образование по специализации китайская живопись. Наиболее знамениты работы, которые современный художник посвящает природе: китайские пейзажи, изображения животных и рыбок, цветов и птиц.

Современная живопись Чжао содержит в себе два разных направления китайского изобразительного искусства — это Лингнанская и Шанхайская школы. От первой китайский художник сохранил в своих произведениях динамичные мазки и яркие краски, а от второй – красоту в простоте.

Цзэн Фаньчжи

Этот современный художник получил признание в 90-е годы прошлого века с его серией картин под названием «Маски». На них изображены чудаковатые, мультяшного вида персонажи с белыми масками на лицах, которые приводят зрителя в некоторое замешательство. В свое время одна из работ этой серии побила рекорд по наивысшей цене, за которую когда-либо была продана с аукциона картина, чьим автором бы являлся ныне живущий китайский художник – и эта цена составила 9,7 миллионов долларов в 2008 году.

«Автопортрет» (1996)

Триптих «Госпиталь» (1992)

Серия «Маски». № 3 (1997)

Серия «Маски». № 6 (1996)

На сегодня Цзэн является одним из самых успешных художников Китая. Он также не скрывает, что сильное влияние на его творчество оказывает немецкий экспрессионизм и более ранние периоды немецкого искусства.

Тянь Хайбо

Современный художник Тянь Хайбо – автор красочных и узнаваемых китайских пейзажей. Особенно заметным элементом, благодаря чему его работы легко выделить среди остальных, являются рыбы.

Таким образом современная живопись этого художника отдает дань традиционному китайскому изобразительному искусству, в котором изображение рыб – символ процветания и огромного богатства, а также счастья – это слово произносится в китайском языке как «ю», и точно так же произносится и слово «рыба».

Этот современный художник известен своими красочными картинами и изображенными на них фигурами детей и взрослых, тоже выполненных в «детском» стиле. Все работы Лю Е выглядят очень забавно и мультяшно, как иллюстрации к книжкам для детей, но несмотря на всю внешнюю яркость, их содержание довольно меланхолично.

Как на многих других современных китайских художников, на Лю повлияла Культурная революция в Китае, но он не стал продвигать в своих работах революционные идеи и бороться с властью, а сосредоточился на том, чтобы передать внутреннее психологическое состояние своих персонажей. Некоторые современные картины художника написаны в стиле абстракционизм.

Современный китайский художник Лю Сяодун пишет картины в стиле реализм, где изображает людей и места, подвергнувшиеся влиянию стремительной модернизации Китая.

Современная живопись Лю тяготеет к маленьким, некогда индустриальным городам всего мира, где он и пытается искать персонажей своих полотен. Многие свои современные картины он рисует по сюжетам из жизни, которые выглядят довольно смело, натуралистично и откровенно, но зато правдиво. На них изображены обыкновенные люди такими, какие они есть.

Лю Сяодун считается представителем «нового реализма».

Эпизоды из своей собственной повседневной жизни, детства, жизни ее семьи и ее друзей – вот что современный художник Юй Хун выбрала главными субъектами своих картин. Однако не спешите зевать, ожидая увидеть скучные автопортреты и семейные зарисовки.

Это, скорее, эдакие виньетки и отдельные образы из ее опыта и воспоминаний, которые запечатлены на холсте в виде своеобразного коллажа и воссоздают общие представления о былой и современной жизни обычных жителей Китая. От этого творчество Юй выглядит очень необычно, одновременно и свежо, и по-ностальгически.

Лю Маошань

Современный художник Лю Маошань представляет живопись Китая в пейзажном жанре. Он прославился еще в двадцатилетнем возрасте, организовав собственную художественную выставку в родном городе Сучжоу. Здесь же он и пишет восхитительные китайские пейзажи, в которых гармонично сочетается и традиционная китайская живопись, и европейский классицизм, и даже импрессионизм современности.

Сейчас Лю – вице-президент Академии китайской живописи в Сучжоу, а его акварельные китайские пейзажи находятся в галереях и музеях США, Гонконга, Японии и других стран.

Одаренный и амбициозный Фонвэй Лю, современный китайский художник, в погоне за мечтами об искусстве переехал жить в США в 2007 году, где закончил художественную академию со степенью бакалавра. Потом Лю участвовал в различных конкурсах и выставках и получил признание в кругах живописцев.

Китайский художник утверждает, что вдохновением для его произведений является сама жизнь и природа. Прежде всего он стремится передать красоту, которая окружает нас на каждом шагу и таится в самых обыденных вещах.

Чаще всего он пишет пейзажи, женские портреты и натюрморты. Увидеть их можно в блоге художника по адресу: fongwei.blogspot.com.

Юэ Миньцзюнь

В своих картинах современный художник Юэ Миньцзюнь пытается осмыслить знаковые моменты в истории Китая, его прошлое и настоящее. По сути, эти работы – автопортреты, где художник изображает себя в нарочно утрированном, гротескном виде, используя ярчайшие цветовые оттенки в духе поп-арта. Картины он пишет маслом. На всех полотнах фигуры автора изображены с широкими, даже зияющими улыбками, которые выглядят скорее жутковато, нежели комично.

Несложно заметить, что большое влияние на живопись художника оказало такое художественное течение, как сюрреализм, хотя самого Юэ относят к новаторам жанра «циничный реализм». Теперь символическую улыбку Юэ пытаются разгадать и по-своему трактовать десятки художественных критиков и простых зрителей. Узнаваемость стиля и оригинальность сыграли на руку Юэ, который также стал одним из самых «дорогих» китайских художников современности.

Посмотреть работы художника можно на сайте: yueminjun.com.cn.

А в следующем видео представлена современная китайская живопись на шелке, авторами которой являются художники Чжао Гоцзин, Ван Мэйфан и Дэвид Ли:

Современные китайские художники

«Big family girl»

1. ЧЖАН СЯОГАН

Когда Чжан Сяоган начинал работать художником в 1980-х годах (после окончания Академии изящных искусств в городе Чунцин), он сам продавал свои картины, у него не было галерей, представляющих его интересы. Сегодня Чжан Сяоган – один из самых дорогих китайских художников на рынке искусства.

В 2007 году его полотно было продано за 6 миллионов долларов на аукционе Sotheby’s, а в апреле 2011 года его триптих «Вечная любовь» (1988) – полуобнаженные фигуры на фоне засушливого пейзажа – был продан за 10.1 млн долларов. Эта сумма стала рекордной для произведения современного китайского художника.

Читать еще:  Фотосессия для беременных

Пройдя через сложный период в 1980-х годах ( получение отказа в преподавательской деятельности, алкоголизм, сложности общения), в 1985 году он присоединился к китайскому движению «Новая волна». Чжан Сяоган придерживался сюрреалистического стиля вплоть до начала 1990-х годов, но после поездки в Европу в 1992 году его стиль сильно изменился.

Искусство Чжан Сяогана затрагивает тему идентичности в китайской культуре коллективизма. Он черпает вдохновение из семейных фотографий периода культурной революции, к которым он добавляет элементы сюрреализма. Картины из серии Bloodline, вдохновленные снимками членов семьи художника – это преимущественно монохромные, стилизованные портреты китайцев, часто с большими, темными зрачками, напоминающие семейные портреты 1950-1960-х годов. Его персонажи кажутся нестареющими и вневременными. Анатомические искажения фигур подчеркивают психологическую глубину портретируемого. Каждый портрет имеет ряд общих черт, затрагивающих важность наследия и происхождения.

2. АЙ ВЭЙВЭЙ

Сын выдающегося китайского поэта, на долгие годы отправленного в ссылку, уже давно получил диссидентскую репутацию. Он занимается критикой китайских властей не только на языке искусства, но через СМИ и интернет.

В 2011 году, после возвращения в Пекин, Ай Вэйвэй был включен в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.

Один из пионеров китайского современного искусства, Ай в 1980 году входил в число основателей арт-группы «Звезды» — группу оппозиционно настроенных к властям КНР художников.

Время с 1981 по 1993 года Ай Вэйвэй был вынужден провести вне страны. Он жил в Соединенных Штатах. За это время он окончил Школу дизайна Парсонса, сосредоточился на перформансе и концептуальном искусстве. В 1990-х годах художник вернуться на родину ввиду болезни отца. В 2011 году Ай Вэйвэй был почти на три месяца заключен в пекинскую тюрьму за некие «экономические преступления», но после волны бунта, поднятого арт-общественностью, его выпустили. Для Венецианское биеннале он создал проект «S. A. C. R. E. D.» — документальное свидетельствование его пребывания в тюрьме. Ай Вэйвэем были созданы 6 диорам, изображающих художника в тюремной камере.

В стране, где свобода слова не признается правом, полиция позволяет себе избиение художника, заключение его под домашний арест, снесение недавно построенной студии художника, подвержение его слежке. Ай Вэйвэй рассматривается китайскими властями как угроза «гармоничному обществу».

В своем отказе радовать глаз он противоположен Джеффу Кунсу, не менее знаменитому современнику. В своей визуальной строгости произведения он тесно связаны с работами других активистов, среди которых Дэвид Хэммонс, Роберт Гобер и Дорис Сальседо, чьи масштабные проекты привлекают внимание к серьезным социальным проблемам, наводя мост между визуальным и социальным.

«Dropping a Han Dynasty Urn»

3. СЮЙ БИН

Сюй Бин — китайский художник, вице-президент Центральной Академии Изящных Искусств. Сюй Бин принадлежит к поколению художников, включая Ай Вэйвэя и Гу Венду, переживших культурную революцию во время своей юности и передавших этот опыт через свое искусство.

Сюй Бин родился в 1955 году в Чунцине, в новообразованной Коммунистической Китайской Народной Республике. Третий из пяти детей, он провел свои детские годы в Пекине, куда переехали его родители с целью работы в Пекинском университете, когда мальчику было два года. Он вырос в высокоинтеллектуальной среде в семье отца — заведующего кафедрой истории и матери — научного сотрудника в библиотеке Пекинского университета.

Мать подарила ему любовь к чтению, а отец научил традиционной каллиграфии и схоластическому канону долгой истории Китая. Сюй Бин начал свою учебу в 1977 году на кафедре гравюры в знаменитой Центральной Академии Изящных Искусств.

Коллективно, хотя и весьма разнообразно в своей индивидуальной практике, каждый художник иллюстрирует мощное воздействие социально-политического переворота, который трансформировал почти все аспекты китайской культуры.

После получения степени бакалавра в 1981 году и диплома МИД в 1987 году он приступил к производству одной из своих самых известных работ, «Книги с неба» (1987-1991), получившей международное признание. Сюй Бин создал текст, состоящий из 4000 символов. С одной стороны он соответствует основам китайской пиктографической композиции, но с другой — не существуют в китайском языке. Эта работа отсылает зрителя к резкому переходу Китая от традиционных символов к упрощенным, начавшемся в 1940-х годах.

Из-за политического давления и художественных ограничений периода после событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине Сюй Бин, как и многие его современники, переехал в Соединенные Штаты в 1990 году, куда он был приглашен университетом Висконсин–Мэдисон. Он жил в Соединенных Штатах до своего назначения вице-президентом Пекинского CAFA, произошедшего в 2008 году.

Для Сюя Бина нет истинной границы между языком и искусством, между написанным словом и нарисованным образом, между прошлым и настоящим.

4. ЦАЙ ГОЦЯН

Цай Гоцян родился в 1957 году в городе Цюаньчжоу китайской провинции Фуцзянь. Его отец, Цай Жуйцинь – каллиграф и художник, работал в книжном магазине, был коллекционером старинных книг и рукописей.

Именно отец научил Цая каллиграфии, влюбил в живопись. Отец воспитывал Цая в религиозной среде, где сочетались вместе буддийские, даосские и конфуцианские учения.

В 1966 году, когда Цаю исполнилось 9 лет, началась Культурная революция Мао Цзэдуна. В это время в Цюаньчжоу взрывы были довольно частыми: от пушечных выстрелов, от артиллерийских батарей, стреляющих в воздух до фейерверков на праздничных мероприятиях. Это привело Цая к первым опытам со взрывчатыми веществами. В частности, в детстве ему стал сниться странный повторяющийся сон о фейерверке на пустой площади Тяньаньмэнь, где он был единственным зрителем. Этот образ и зрелище оказали огромное влияние на позднейшее творчество молодого художника.

В двадцать с небольшим лет он начал проявлять интерес к кинематографу и театру. Он снялся в фильме о боевых искусствах под названием «Настоящее Кунг-Фу Шаолиня» (1980) и поступил в Шанхайский театральный институт в 1981 году. После окончания учебы в 1985 году он начал экспериментировать с порохом и масляными красками на холсте, сочетая театральность с любовью к медиуму.

В 1986 году, Цай Гоцян уехал жить в Японию, где продолжил эксперименты с порохом. В 1995 году он переехал в Нью-Йорк по программе обмена художниками, гранту Азиатского культурного совета на резидентуру в программе P. S. 1 Studio на Лонг-Айленде. Художник по-прежнему работает в Нью-Йорке с командой, состоящей из 10 помощников.

современное искусство, Китайское искусство, Ай Вэйвэй, Цай Гоцан, Сюй Бин, Чжан Сяоган.

Самые дорогие современные художники Китая

В китайской живописи активно развивается направление, получившее название цинический реализм. До недавнего времени художники, работающие в этом стиле, считались в Китае вне закона: не участвовали в выставках, их имена были мало кому известны на родине и за рубежом, работы практически не продавались. Но в начале 90-х годов в политике Китая произошли существенные изменения, в результате которых цинический реализм вышел из подполья. Сейчас можно говорить о том, что китайские живописцы и инсталляторы потеснили американцев и европейцев, уверенно прорвавшись в ТОП-100 самых дорогих современных художников. Интерес к Китаю растет, на Sotheby’s регулярно проходят торги современного азиатского искусства.

Предлагаем познакомиться с наиболее яркими китайскими живописцами, полотна которых считают за честь приобрести известные музеи и галереи современного искусства.

Фанг Лиджун: революционер от искусства

Картины китайского художника Фанг Лиджуна (см. главное фото), работающего в стиле цинического реализма, очень узнаваемы. Идеология направления проста: вывернуть наизнанку проповедуемые в Китае принципы соцреализма, усилить обезличивание интересов конкретного человека. Это бунтарское искусство востребовано на международном рынке, коллекционеры готовы платить большие деньги за картины Фанг Лиджуна. Его полотна практически невозможно спутать ни с какими другими. Если на картине изображен лысый человек азиатской внешности, то, почти наверняка, автором окажется Фанг Лиджун. На всех работах присутствуют бритоголовые молодые люди, на лицах которых отражается вселенская скорбь или утомленность. Еще одна интересная деталь: художник принципиально отказывается давать названия своим картинам, вместо них проставляет номер или дату создания.

Читать еще:  Смешанная техника. Toby Boothman

Чжан Сяоган: художник, лечащий душу

Искусствоведы называют Чжан Сяогана одним из самых ярких и перспективных современных художников. Работы, скорее, можно отнести к сюрреализму, чем к циничному реализму.

Самой дорогостоящей картиной Чжан Сяогана считается полотно «Площадь Тяньаньмэнь». Оно было продано на аукционе в Гонконге за 3,8 миллиона долларов. Эта площадь очень многое символизирует для китайцев, выросших при социализме. Стоит обратить внимание на то, что картина выполнена в желтом цвете. В Китае этот цвет ассоциируется с властью императоров.

Несмотря на это, Чжан Сяогана нельзя назвать политизированным художником. В первую очередь, его интересует личность человека, психологические проблемы. Именно на этом он старается делать упор в своих работах.

Ю Минчжун: человек с грустной улыбкой

The Silly Man — такое название во всем мире получили авангардные работы китайского живописца Ю Минчжуна. Он сам улыбается нам с каждой картины. Улыбающийся человек, в интерпретации художника-бунтаря, не вызывает у зрителей чувства радости. Художник рассказывает не о счастье, а о кошмарах, издевательствах, боли. Но, благодаря этим вымученным улыбкам, Ю Минчжун получил мировую славу. Одно из его полотен на аукционе Sotheby’s было продано за шесть миллионов долларов.

Другие интересные новости из мира искусства читайте здесь.

Современное китайское искусство: 30-летний путь от социализма к капитализму. Часть II

«Вой»,Фан Лицзюнь, 1991-1992

Глобализация

На 90-е годы в Китае пришелся период трансформации во многих сферах жизни, в том числе и в искусстве. Крупные города полностью изменили свой облик: страну наводнили иностранные товары и их китайские копии, из сельских районов в города хлынула волна ищущих работу и лучшую жизнь. Если в 80-е китайский модернизм был, в первую очередь, связан с общественно-политической ситуацией в стране, то с 90-х годов граница между китайским и международным современным искусством начала активно стираться. Как и в экономической, так и в художественной жизни Китая начался процесс глобализации.

В отличие от героических и идеалистических настроений «Новой волны», в 90-е годы искусство в Китае приобрело циничную окраску. Запрет после 1989 года на любую публичную деятельность без разрешения властей заставил многих художников обратиться к сарказму. Еще одним важным фактором, повлиявшим на мир искусства в то время, стала стремительная коммерциализация китайского общества, которая повлияла и на отношения художника с публикой.

В результате, группа молодых художников, главным образом, выпускников Центральной академии искусств, сознательно отказалась вкладывать глубокий смысл в свои работы, совершив так называемый переход из «глубины» к «поверхности». Названная в честь одноименной выставки 1991 года, группа «Нового поколения» в своих работах отражала сарказм по отношению к различным проблемам общества. А наиболее экстремальным примером это направления стал циничный реализм (Лю Сяодун, Фан Лицзюнь и другие). Рожденные в 60-е годы, художники этого поколения не имели душевных ран, оставленных событиями Культурной революции. Они противопоставляли бытовую жизнь великим идеям и целям «Новой волны»: отказавшись от каких-либо открытых политических заявления и теоретических систем, они просто сосредоточились на творческой практике.

«Кодак», Ван Гуанъи, 1990

Еще одним важным художественным течением в начале 90-х годов стал поп-арт, который в дальнейшем развился в два самостоятельных направления. Политический поп-арт (например, Ван Гуанъи) демонстрировал переосмысление прошлой политической визуальной культуры: образы Культурной революции были пересмотрены и соединены с образами западной рыночной культуры. Культурный поп-арт сконцентрировался больше на настоящем, извлекая образы и стили из различных сфер популярной визуальной культуры, особенно, рекламы.

«65 кг», Чжан Хуань, 1994

Циничный реализм и политический поп-арт являются наиболее известными на Западе направлениями современного китайского искусства. Но в 90-е годы получило развитие еще одно направление – концептуальное искусство, представленное первоначально группой «Новый аналитик» (Чжан Пэйли и Цю Чжицзе). С середины 90-х распространение получили и перформансы, которые, главным образом, были сосредоточены в так называемой Восточной деревне в пригороде Пекина. Это период мазохистских «65 кг» Чжан Хуаня, переосмысление традиций каллиграфии Цю Чжицзе, семейной серии Чжан Сяогана.

«Приветствие мировых брендов», Братья Ло, 2007

К середине 90-х годов большинство художников освободилось от груза Культурной революции. Их творчество стало больше отражать проблемы современного китайского общества. В результате появилось новое направление «Цветастое» искусство (Gaudy Art), которое, соединив визуальные элементы циничного реализма и культурного поп-арта, одновременно и высмеивало, и использовало вульгарность коммерческой культуры. Работы художников (братья Ло, Сюй Ихуэй) в этом направлении стали пользоваться огромной популярностью как у галерей, так и у иностранных коллекционеров. С одной стороны, «цветастые» работы были направлены против общества потребления, с другой — они сами являлись объектами этого потребления.

В то же время группа художников, специализирующаяся на перформансах и инсталляциях, дала толчок развитию некоммерческих проектов, которые представляли активное взаимодействие с обществом. Но вместо того, чтобы просто отражать изменения общества , как это делали художники «Нового поколения», они стремились выразить свое собственное отношение к этим общественным трансформациям (Чжан Хуань, Ван Цзиньсун, Чжу Фадун).

В течение 80-х авангардисты и критики использовали для обозначения современного искусства термин «модернизм», в 90-е же, особенно после 1994 года, все чаще стали использоваться термины «актуального» или «экспериментального» искусства. То есть китайское современное искусство постепенно стало частью мирового. И когда значительное число китайских художников уехало в США, Японию и страны Европы (многие из которых вернулись в Китай в 2000-е), то и оставшиеся на родине также получили возможность путешествовать по миру. С этого момента современное китайское искусство перестает быть исключительно местным явлением и вливается в мировое.

Выход в свет

Плакат с выставки «После 1989 года: новое искусство в Китае», 1993

1992 год оказался важным для Китая не только в сфере экономических реформ, но и в мире искусства. Первыми, кто обратил внимание на китайский авангард, стали (конечно, после китайских властей) иностранные коллекционеры и критики, для которых основным критерием для художественной оценки работ и самого художника была «неофициальность». И, в первую очередь, авангардные художники, вместо того, чтобы ждать признания от государства, обратили свои взоры на международный рынок.

В том же году Цай Гоцян, Люй Шэнчжун, Ван Юшэнь и другие представили свои работы на второстепенной выставке Kassel Documents Exhibition. Затем состоялся первый биеннале в Гуанчжоу, который стал попыткой местных критиков при финансовой поддержке частного бизнеса создать рынок современного искусства в Китае. Это была первая столь масштабная выставка с коммерческим уклоном: все представленные работы предназначались для продажи, а в большинстве случаев цену назначал сам художник. В том же году гонконгская галерея «Hanart T Z» и тайваньская «Shui Yuan» также начали выставлять работы современных китайских художников.

В 1993 году выставка «После 1989 года: новое искусство в Китае» (кураторы Ли Сяньтин и Чжан Сунжэнь) была представлена в Гонконге, Австралии и США. После чего Чжан Сунжэнь стал поддерживать участие китайских художников (например, Ван Гуаньи и Ли Шань) в других международных выставках, нередко для этого выкупая работу у автора. В том же году Фан Лицзюнь, Юй Хун, Гэн Цзяньи, Чжан Вэйли, Ван Юшэнь и другие представили свои работы на Венецианском биеннале. Но международное признание современного китайского искусства произошло только в 1994 году на биеннале в Сан-Паулу. В 1999 году в Венеции китайское современное искусство представляло уже 20 художников, больше, чем число американских или итальянских участников.

Читать еще:  Французский художник-реалист. Alain Senez

Когда китайские художники начали входить в международную систему выставок, современное китайское искусство столкнулось с новыми проблемами: влияние коммерческого успеха и пассивный выбор пост-колониального стиля. В 80-е годы, когда система галерей и пожертвований практически отсутствовала, для художников главное значение имели идеалы, их работы были частью идеологической эмансипации. В наши дни современному китайскому искусству приходится играть в рамках западной системы «художник – кураторы – критики – СМИ – галереи – аукционные дома – коллекционеры – художественные музеи».

Инсталляция Цай Гоцяна на Венецианском биеннале в 1999 году

К счастью, это система оказалась весьма эффективной и в Китае. Начиная с Шанхайского биеннале в 2000 году, в стране формируется внутренняя выставочная система. Биеннале в Чэнду, Гуанчжоу и Шанхае являются важными элементами в развитии современного китайского искусства и позволяют даже привлекать значительные финансовые ресурсы внутри страны.

Также с 2000-х годов китайское правительство начало активно поддерживать современное искусство. В 2002 году директор Национального музея искусств КНР был приглашен куратором китайского зала на биеннале в Сан-Паулу. В 2003 году представители правительства были официально приглашены на биеннале в Венеции для создания постоянной экспозиции китайского искусства. В 2003 году Министерство культуры КНР пригласило Фань Дианя, Хоу Ханьжу и Кэ Цзяби курировать выставку «Life at this moment» в музее современного искусства в Берлине. Это была первая крупномасштабная выставка, организованная китайским правительством за рубежом.

Семь современных китайских художников

Коммунизм, экспансия и дешевые рабочие руки, способные создать все, что угодно — от гвоздя до ядерной межконтинентальной ракеты Дунфэн-41. Есть Китай, которого мы по-соседски побаиваемся, а есть тот, которым стоит восхищаться. И об этом, втором, нам практически ничего неизвестно. А в нем живут самые влиятельные и известные китайцы в мире – художники, родившиеся во время культурной революции, не оставившей им выбора. Buro247.kz выбрало семь современных художников из Китая, которых нельзя не знать.

Ай ВэйВэй – живая легенда. В 2011 году британский журнал Artreview назвал его самым влиятельным человеком в мире искусства, в 2012-м ВэйВэй попал на третью строчку, но из самого значимого рейтинга в арт-индустрии планеты он никуда уже не денется. На последней Венецианской биеннале китайский диссидент выставил инсталляцию Straight. Это 150 тонн арматуры, собранной на месте разрушенных землетрясением школ в провинции Сычуань в 2008 году. ВэйВэй собрал ее, выпрямил и сложил волнами. Если все упростить, художник хотел сказать: такого количества жертв можно было избежать, если бы качество строительства было другим. Трагедия, унесшая жизни пяти тысяч школьников, сильно потрясла ВэйВэя, он работал добровольцем во время поисков, а спустя некоторое время вынес внутренний конфликт вокруг развалившихся школ на международный уровень, соорудив в Германии огромную инсталляцию из детских рюкзаков. Правительство Китая завело на него уголовное дело о неуплате налогов, Ай ВэйВэй сидел в тюрьме, ему официально запретили пользоваться Интернетом и появляться в СМИ. Но разве он послушал…

Бывший ассистент Ай ВэйВэя Чжао Чжао назван критиками одним из самых перспективных художников КНР. Говорят даже, что он следующий ВэйВэй. На Арт Базеле в Гонконге, прошедшем недавно, выпускник Синцьзянского института искусств дебютировал с инсталляцией «Созвездие», на которую его вдохновила автомобильная авария. В 2005 году Чжао Чжао ударился о лобовое стекло и заметил, какой случайный, казалось бы, рисунок образовали на стекле трещины. В инсталляции Чжао Чжао рисунок на стекле рисовала уже винтовка. Одна из ранних впечатляющих работ художника «Офицер» – разбросанные по залу осколки восьмиметровой скульптуры военного. В прошлом году, перед выставкой в Нью-Йорке, работы Чжао Чжао были изъяты китайской таможней и полностью уничтожены.

Чжан Сяоган – автор известной серии работ «Кровавые следы», стоимость которой превышает 10 миллионов долларов. Один из самых дорогих ныне живущих художников, Сяоган написал однообразные семейные портреты в стиле серых фотографий времен культурной революции. И моментально прославился.

The Silly Man – так называют известные во всем мире картины Ю Минчжуна, в центре творчества которого автопортрет с широкой, даже идиотской улыбкой до ушей. «Одинаковых себя» с растянутым ртом Ю Минчжун пишет во всех своих работах, но они не о счастье и даже не о глупости, а о насилии, боли и ужасах. Так знаменитая улыбка Ю Минчжуна превратилась во что-то совсем жуткое, но принесла художнику всемирную славу и сделала его одним из самых дорогих. Легендарное полотно с отзвуками событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года художник когда-то продал за 5 тысяч долларов, спустя годы на аукционе Sotheby’s стоимость картины увеличилась без малого до шести миллионов долларов.

Работы Чжана Хуаня хранятся в коллекции Чарльза Саатчи, музее Соломона Гугенхайма и в МоМА. Художник долго шокировал экстремальными перфомансами, раздвигая границы человеческой выносливости и своих собственных возможностей. В последние годы Чжан Хуань отказался от перфоманса в пользу скульптуры, живописи и арт-инсталляций. Одна из последних работ художника – огромная скульптура отдыхающего Конфуция.

Спустя полгода после подавления акций протеста на площади Тяньаньмэнь Цай Го-Цян отправил послание инопланетянам. Он построил декорации, похожие на площадь, начинил их порохом и взорвал. Девятисекундный взрыв, который было видно из космоса, и был его работой и его посланием. Так родилась целая серия «Проектов для инопланетян», которые показали миру величайшие эксперименты Цай Го-Цяна со взрывчатыми веществами. Одной из самых знаковых работ художника стал «Проект для инопланетян №10, расширение Великой Китайской стены на 10 тысяч метров». Стена из света и огня на 15 минут увеличила Великую Китайскую стену на 10 километров. Со временем работы Цай Го-Цяна с порохом стали настолько сложны и виртуозны, что правительство КНР наняло его для консультаций по пиротехническому шоу для Олимпиады 2008 года в Пекине. На это моментально отреагировала западная пресса, назвав Цай Го-Цяна прагматиком.

Братья Гао, Чен и Кьян, заставили незнакомых людей по всему миру обниматься. «Объятия» – одна из известных работ художников. Братья Гао зафиксировали эмоции обнимающихся незнакомцев на пленку – от преодоленного смущения до тепла. Но мировой успех братьям принесли, конечно же, не объятия, а эксплуатация темы Мао Цзэдуна. Самой известной работой дуэта является «Мисс Мао» – цветные бюсты китайского лидера с женской грудью и носом, как у Пиноккио.

В ближайшее время работы современных китайских художников можно увидеть в Киеве. В PinchukArtCentre с мая по октябрь проходит групповая выставка китайских художников «Китай Китай». А братья Гао, выставляются этой осенью в Лондонской галерее китайского современного искусства HUA Gallery.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector