Современные художники Испании. Jose Luis Suarez

Современные художники Испании. Jose Luis Suarez

Абстракция и фигуративность

Выставка Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века

В Галерее искусств Зураба Церетели проходит выставка «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века». Ее организовали Институт Сервантеса в Москве и Российская академия художеств, при поддержке ММОМА. Экспозиция дает редкую возможность узнать, что послевоенная Испании не являлось «пустыней» с точки зрения развития искусства.

Убедительный аргумент – 36 произведений живописи, рисунка и скульптуры из частных коллекций двух групп – «Мадридские реалисты» (Realistas de Madrid) и «Эль Пасо» (El Paso). Их творчество уже стало частью истории искусства. Эта совместная выставка знакомит с произведениями мастеров, работавших в условиях жесткой политической и культурной изоляции.

Семь «мадридских реалисток и реалистов»: Амалия Авиа (Amalia Avia), Эсперанса Парада (Esperanza Parada), Изабель Кинтанилья (Isabel Quintanilla), Мария Морено (Maria Moreno), братья Хулио и Франсиско Лопес (Julio, Francisco Lopez), Антонио Лопес (Antonio Lopez) связывали дружеские и родственные отношения, путешествия в Италию, совместные выставки. Их считают катализаторами модернизации и прогресса художественного направления «фигуративность», вместе с тем, каждый из художников стремился к самовыражению и творческой независимости.

«Эль Пасо» – группа испанских художников-абстракционистов и литераторов. В экспозиции представлены произведения Мануэля Мильяреса (Manuel Millares), Мануэля Риверы (Manuel Rivera), Луиса Фейто (Luis Feito), Антонио Саура (Antonio Saura), Рафаэля Каногара (Rafael Canogar), Мартина Чирино (Martin Chirino), Хуана Франсес (Juana Frances), Антонио Суареса (Antonio Suarez), Мануэля Виола (Manuel Viola), Пабло Серрано (Pablo Serrano). Информализм (art informel) – стиль художественной «эмоциональности и спонтанности», появившийся во Франции в 40-е годы XX века. Отправной точкой для совместной творческой деятельности «Эль Пасо» можно считать эстетическое и философское мировоззрение художника и писателя Хосе Гутьерреса Солану (Jose Luis Gutierrez Solana).

Именно художники группы «Эль Пасо» активно применяли технику дриппинга (от англ. drip – капать, брызгать красками на холст от края до края). В 1947 году одним из первых ее «внедрил» Джексон Поллок. Вместо традиционного холста использовали мешковину, песок, клей, другие «неживописные» материалы.

Вместе с тем фигуртивная живопись и абстракция имеют множество точек соприкосновения и взаимовлияние. Вполне уместно напомнить высказывание внука знаменитого психиатра, художника Люсьена Фрейда: «чем дольше смотришь на предмет, тем абстрактнее он становится, и при этом, будто нарочно, еще реальнее». Поэтому обе группы боролись за возвращение великой значимости изобразительного искусства в своей стране и его дальнейшее развитие. По сути, и те и другие продолжили традиции испанской живописи, «впитали в себя живительный сок тех источников, которые определили их творчество: мазок Веласкеса, суровость Сурбарана, напряженность Гойи». И создавали новое искусство Испании!

У нас есть возможность до 19 августа 2018 года посмотреть редкую выставку «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века».

Фламенко в мировой живописи (девки, юбки и испанский раззззврат)

Сегодня нам аккомпанирует в этом современная звезда фламенко Патрисия Герреро и ее труппа. Девушка грамотная в танце, например, Карлос Саура пригласил ее в спектакль «Фламенко сегодня» (2010) и снял потом в фильме «Фламенко, фламенко».

Вот так это выглядело в ранней стадии, до превращения в мощный туристический аттракцион (напоминаю, что корень этого слова от attractio — привлекать).

José Alarcón Suárez. Un café cantante. C. 1850

Костюмы тогда были не те, к которым мы привыкли сейчас, а обычные, практически повседневные (только нарядные).

Antonio Coll y Pi. Flamenco. 1887.

Хотя считается, что активно фламенко возникает в конце 18 века, примерно до середины следующего столетия в живописи что-то ничего интересного не находится.

Но зато потом вот прямо начинает тема увлекать авторов. Иногда плохих, иногда хороших.
Вот картина великого художника на эту тему.

Читать еще:  Фигуративный экспрессионист. William Fenech

Дж. С. Серджент. Испанская танцовщица. 1880-1

Это этюд для большой картины El Jaleo. Халео — это припев во время канто фламенко, когда хор хлопает.

Картина вот так круто экспонируется в бостонском музее Изабеллы Стюарт Гарднер, который по фото интерьеров мне очень симпатичен и я все мечтаю туда доехать.

Плакат, заманивающий публику.

Афиша 1898 года. Худ. Рамон Касас

Между тем, художники Испании рисуют вот практически повседневность свою, деревенскую, так сказать, жизнь. Конечно, это своего рода глянец, но как-то верится.

Rafael Senet Pérez. 1892

Из этих картин, наблюдающих фламенко в естественных условиях, мы выясняем, что девушки тренировались на столах.

Manuel Cabral Aguado-Bejarano. 1889

И потом выступали на публике, превращая столы в помосты. Ну логично, по земле не так звонко стучать каблучками.

Manuel Cabral Aguado-Bejarano. 1889

Подбирая картинки, я руководствовалась словом «фламенко» в названии, а также тем, как категоризировали их иностранные знатоки этого танца. Некоторые из них нам, диким московитам, о фламенко-то и не напомнят.

Manuel Ruiz Guerrero

Фламенко, напомню, это не только танец, но и песня.

Жанровая картинка, фламенко используется как антураж для некой забавной сценки.

José García Ramos. Baile por Bulerias. 1884.

К концу 19 века изображение танцовщиц фламенко стало и у местных, и у импортных художников вполне себе салонной темой, попсовой и хорошо покупаемой.

Тут смотрите, силуэт платья не привычный нам «форменный», а по тогдашней моде, с жестким корсетом и турнюром.
José Villegas Cordero. Baile andaluz. 1893

José Villegas Cordero. Baile andaluz con emparrado. 1890

От темы, конечно, прутся иностранцы.

Léopold Schmutzler — The Flamenco Dancer.

André Louis Maxime Humbert

Великий Хоакин Соролья разгоняет эту салонную сладость и привносит в тему стилизованность модерна.

1914 год

Это тоже этюд был, для картины большой «Танцовщицы в севильском кафе Новедадес» (Bailaoras en el Cafe Novedades de Sevilla)

Этот же автор

Возникает привычка портретировать великих танцовщиц

Другой великий испанец-реалист начала 20 века.

Игнасио Сулоага. «Мерседес».

Вот еще хорошая работа

Max Slevogt — Portrait of the dancer Marietta di Rigardo. 1904

Arthur Kampf

Эти барышни не факт, что фламенко, но красиво сделано.

George Owen Wynne Apperley

В 20 веке с реалистичной живописью, как мы помним, становится плоховато. Ситуацию спасают плакаты.

Очень-очень плохие картины находятся, если спросить у гугла flamenco+painting. Пожалуй, надо это запомнить, потому что иногда для объяснений нужен образец плохой, так сказать, «бульварной» живописи, а взять его и неоткуда. Даже, пожалуй, надо собрать и откомментировать, почему оно такое плохое.

Но тут у нас будет только хорошее и красивое.
Даже Ботеро, при всей моей нелюбви к нему, именно тему танца отразил хорошо, уютненько как-то.

Этот автор — весьма интересный венгр, творивший такое, из чего видно, что социалистический реализм и пинап весьма неплохо стыкуются.

Pal Fried

И на закуску, современный донецкий иллюстратор Irina Synentchenko

Спонсором данного поста является Московский международный Дом музыки, где
5 июня пройдет концерт вышеупомянутой Патрисии Герреро.

Она покажет Фламенко-спектакль Catedral («Собор»). Это ее последняя работа как хореографа-постановщика, которая была удостоена премии Giraldillo как лучший спектакль Биеннале в Севилье (2016). Главная идея постановки – размышление о роли женщины в религиозном мире, реализованная «в священном танце борьбы мирского с духовным, дьявольского с божественным под звон колоколов, плач гитары и накаляющиеся ритмы фламенко, в архитектуре света и тени…»

Стоимость билетов: 1000 – 3000 руб.
Билеты продаются на сайте Дома музыки, чтобы купить их там, необходимо там зарегистрироваться.

Современные художники Испании. Jose Luis Suarez

Рафаэль Альберти (1902-1999)
испанский поэт, драматург, художник; входил вместе с Пабло Пикассо, Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой в состав группы «Поколение 27».

Читать еще:  Экспрессивный реализм. Raymond Unger

Мигель Барсело ( 1957 )
испанский (каталонский) художник.

Хуан де Вальдес Леаль (1622-1690)
испанский живописец, один из основателей Академии художеств в Севилье («Снятие с креста», «Непорочное зачатие», «Христос среди книжников»).
• Биография Вальдеса Леаля

Диего Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) (1599-1660)
испанский живописец, крупнейший представитель мадридской школы времен золотого века испанской живописи.
• Биография Веласкеса
• Новости

Хуан Грис (1887-1927)
испанский художник, скульптор, один из основоположников кубизма.
• Новости

Алонсо Кано (1601-1667)
испанский скульптор, живописец, представитель барокко.

Хоан Миро (1893-1983)
испанский (каталонский) художник, скульптор, график, представитель сюрреализма.
• Биография Миро
• Новости

Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682)
испанский живописец.
• Новости

Хусепе де Рибера (1591-1652)
испанский живописец, гравер.
• Биография Риберы

Луис Ройо ( 1954 )
испанский художник, автор обложек фантастических книг, музыкальных альбомов, комиксов.

Хосе Солана (Гутьеррес Солана) (1886-1945)
испанский живописец.

Хоакин Соролья (Соролья-и-Бастида) (1863-1923)
испанский живописец, основатель импрессионистической школы в Испании.

Игнасио Сулоага (Сулоага-и-Сабалетта) (1870-1945)
испанский живописец.
• Биография Сулоаги

Франсиско Сурбаран (1598-1664)
испанский художник, представитель севильской школы живописи.
• Биография Сурбарана

Антони Тапиес (1923-2012)
испанский художник, лидер каталонского абстракционизма.
• Биография

Мариано Фортуни (Фортуни-и-Карбо) (1838-1874)
испанский живописец, график («Битва при Тетуане», «Заклинатели змей», «Араб», «Обнаженная на пляже в Портичи»).

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541-1614)
испанский живописец греческого происхождения.
• Новости

Франсиско де Эррера (1576-1656)
испанский живописец, представитель севильской школы.

Солнце, море и немного ню: Как картины испанского импрессиониста Сорольи-и-Бастиды покорили мир

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного об испанском импрессионисте

Хоакин Соролья-и-Бастида родился в Валенсии, на берегу Средиземного моря в 1863 году. Не продолжительным было детство мальчишки в кругу семьи. Его родители умерли от эпидемии холеры, и в двухлетнем возрасте он остался круглым сиротой. Вместе с сестрой мальчику пришлось жить на попечении тётки в ее доме. Надежд возложенных на мальчика, который должен был пойти по стопам дяди-слесаря, он не оправдал.

Заметив в подростке задатки художника, дядя отказался от идеи преемственности профессии и купил племяннику краски. А в 15 лет отправил учиться рисованию в школку ремесел. Однако обучение в ней было не по карману бедному слесарю. А мальчишке так хотелось учиться, что он написал небольшую картину на продажу и сдал ее в антикварную лавку. Сколько же было у подростка радости, когда его работу купил ее хозяин. К тому же в этой лавке юный художник познакомился со знаменитым фотографом, который стал его опекать и оплачивать юноше обучение. Это знакомство действительно было знаковым, и не только в плане будущей профессии, но и в личной жизни: спустя годы Соролья страстно влюбится и возьмет в жены дочь своего покровителя.

Окончив школу ремесел, юный художник отправляется в Мадридскую Академию художеств. Там за успешную учебу Соролья получил денежное пособие на обучение в Риме. Четыре года прожил молодой художник в столице Италии, постигая великое искусство итальянских художников-классиков. Довелось ему побывать и в Париже, где познакомился с художниками современной живописи и в частности с импрессионистами.

А вернувшись после учебы в Валенсию, молодой художник женился на Клотильде дель Кастильо, которая стала не только любовью всей его жизни, бессменной музой, но и матерью трех его дочерей. Дети были для отца отрадой и моделями для его работ. Не пройдет и десятилетия, и о Соролье заговорит пол мира. Его работы наградят премиями и в Испании, и в США, а также они высоко будут оценены экспертами Парижского салона.

Очень высоко была оценена персональная экспозиция работ художника на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Живописец был награжден почетной медалью и орденом Почётного легиона, получив почетное членство в академиях Парижа, Лиссабона и Валенсии.

Читать еще:  Современный китайский художник. Hong Liu

После признания в Соединенных Штатах Америки, к художнику приходит и слава, и популярность и финансовая стабильность. Теперь Соролья смог себе позволить приобрести небольшой участок земли в Мадриде, и по собственному проекту выстроить дом в окружении садов, создать свой маленький рай, ставший залогом счастливой семейной жизни.

Через шесть лет после триумфа художник выставил в Париже около 500 работ, и получил звание офицера ордена Почетного легиона. Экспозиции такого гигантского масштаба были организованы в Англии и в Америке. А спустя еще пять лет, 48-летний художник заключил контракт с магнатом из США на серию полотен о жизни Испании, о быте ее провинций. Около десяти лет художник будет кропотливо трудиться над серией этих картин. А едва успев их окончить и отправить заказчику в Америку, с ним случится беда. Хоакина разобьет паралич, вследствие инсульта, прямо во время работы за мольбертом.

Три года художник, лишенный возможности двигаться и творить, был прикован к постели. А в 1926 году, спустя три года после смерти живописца испанская серия полотен была предоставлена для просмотра широкой публике. Мир увидел Испанию совершенно иную, нежели привык видеть с картин других художников.

Хотелось бы отметить, что Хоакин Соролья обладал потрясающей творческой энергией и оставил после себя около двух тысяч художественных творений. После его кончины вдова именитого импрессиониста передала его работы в дар стране. Они то и составили основную часть коллекции произведений искусства в Музее Сорольи в Мадриде, открытом в 1932 году. Остальная часть произведений хранится в музейных собраниях и в частных коллекциях по всему миру.

Отличительной чертой работ великого мастера была легкость, солнечный свет, и светлая цветовая гамма, что совершенно не вязалось с искусством Испании, художники которой во все века отдавали предпочтение тяжелым темным цветам. Соролья практически всегда работал на пленэре, будь то портрет, уголок природы, пляж, море. Одним словом на открытом пространстве, где картинная плоскость была залита солнечными лучами. Отсюда и светлая палитра красок и избыток света. Соролья никогда не работал в темных мастерских и никогда не писал мрачные полотна, исключением были конкурсные работы, написанные еще в академии. Новаторство мастера и в том, что он изображал, то что видел вокруг. Дети, бегающие по пляжу и купающиеся в морской воде, рыбаки с лодками снастями и быками, тянущими их лодки. А больше всего художник любил писать свою семью.

Видимо недостаток материнской любви и тепла семейного очага в детстве заставляло художника всей своей сущностью тянуться к самым близким людям. Главными героинями картин очень часто и густо становились супруга Сорольи — Клотильда и их три дочери.

В 1909 году мастер пишет одно из самых известных полотен, где Клотильда со и старшей дочкой прогуливаются по пляжу. Легкий морской ветер обдувает две женских фигуры в белых платьях и пытается вырвать зонтик из рук девушки. Удивительное чувство вызывает это полотно: поэтическая воздушность, умиротворение, очень спокойная цветовая гамма, навевает чувство блаженства.

Хосе Парра

Творчество мексиканского художника Хосе Парра (Jose Parra) можно отнести к категории сюрреалистического барокко: вычурные дамы в не менее вычурных позах на причудливом фоне – это тот ранний барокко, но в интерпретации современного художника. Jose Parra пропитывался любовью к живописи, когда находился в мастерской своего отца – тоже художника. Формирование вкуса и манеры происходило на фоне изучения изобразительного искусства XV-XVIII веков, что очень ярко просматривается в его работах.

Похожие картины

Сказочная иллюстрация, Современные художники

Женская красота, Современные художники

Женская красота, Современные художники

Натюрморт, Современные художники, Цветы в живописи

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector