Современные художники Казахстана. Сергей Сиденко

Современные художники Казахстана. Сергей Сиденко

«Целинный» — это «Гараж» в Казахстане? В Алма-Ате открывают центр современной культуры

В алма-атинском кинотеатре «Целинный» 1964 года постройки начинается новая жизнь: через два года заброшенное и несколько раз перестроенное пространство (в 2000-е годы здесь обитал не только кинотеатр, но и набор ночных клубов разной направленности) превратится в центр современной культуры — с лекциями, кинопоказами и мастерскими. Главные задачи этого пространства — выставки, образование, исследования, поддержка молодых профессионалов — совсем как у московского музея «Гараж», на здание которого в бывшем ресторане «Времена года» в парке Горького кинотеатр очень похож: тот же просторный холл с публичным пространством и будущее многофункциональное пространство наверху.

«Целинный» был первым (и очень популярным: в 1982 году его посетили два миллиона зрителей) широкоформатным кинотеатром в стране — с залом на полторы тысячи мест — и первым же зданием в городе со стеклянным фасадом. Строили его в конце улицы Калинина с идеологически-градостроительным замыслом: перекрыть вид на Никольскую церковь. Фойе украшало сграффито (особая техника росписи по стенам. — Прим. ред.) иллюстратора казахских сказок и эпоса Евгения Сидоркина. Долгое время оно считалось утраченным, но оказалось просто зашито в гипсокартон.

Пока в пространство здания осуществили исключительно микрохирургическое вмешательство: обустроили антресоль в зоне фойе, раскрыли то самое сграффито Сидоркина и связали визуально зоны ночного клуба с кинозалом, который тоже расчистили от перегородки, в нулевые делившей огромный зал надвое.

Наследие здания — советский модернизм, — по мнению директора музея «Гараж» Антона Белова, может стать брендом и всего города: 60% Алма-Аты застроено именно в это время, и город вполне можно считать столицей советского модернизма. Архитектурным памятникам этого периода посвящена презентованная здесь же книга Анны Броновицкой и Николая Малинина «Алма-Ата: архитектура советского модернизма 1955–1991» про шестьдесят городских зданий, от цирка до рынка и дворцов культуры.

Можно ли сказать, что постсоветское пространство переосмысляет свое наследие, чтобы создать в нем модель западного досуга в сфере искусства? Директору центра современной культуры «Целинный» Джамиле Нуркалиевой «кажется неверным продолжать рассуждать об участниках нашей выставки как о постсоветских художниках». По ее мнению, объединение стран в категорию постсоветского пространства — это мышление в категориях именно западной аудитории. «Я могу говорить о Казахстане, который уже более двадцати пяти лет является независимым государством. Многим участникам нашей выставки и некоторым моим коллегам из команды «Целинного» меньше двадцати пяти. Если под «западным досугом» понимать посещение качественных выставок современного искусства и лекций, просмотр современных фильмов и чтение интересных книг, то да, несомненно, мы все этого хотим и ради этого работаем».

В любом случае сейчас пространство приоткрывается двумя выставками: одна, подготовленная при поддержке музея «Гараж», посвящена наследию городского модернизма, другая представляет срез лучших художников Центральной Азии, которые для этого проекта размышляли об истории здания и его наследии. О том, как они встроились в пространство бывшего клуба, рассказывает куратор проекта Меруерт Калиева.

«Выставка современного искусства «На углу. Город, место и люди» объединяет пятнадцать художников, которые размышляют о городе (как отражении смены эпох страны — которые оставили на нем свой след, как и на пространстве «Целинного».— Прим. ред.). Часть из них — в прошлом или настоящем архитекторы, для части город является главной темой их работ. Они размышляют о том, как изменилась Алма-Ата, как одно время сменило другое, — а вместе с тем мечты и утопии каждой эпохи закончились ничем».

Рустам Хальфин. Пулоты. 1995

«Выставку открывает инсталляция Рустама Хальфина, который считается отцом современного искусства в Центральной Азии. Он учился на архитектора, построил знаковые дома на площади Республики, но оставил занятия архитектурой и с восьмидесятых стал заниматься искусством.

Пулоты — это слово, которое придумал сам художник, нечто среднее между полнотой и пустотой, то пространство, которое остается между пальцами руки, если ее сложить. Детали этой работы разбросаны по всему пространству выставки, как бы захватывая и связывая его вместе».

Улан Джапаров. Жнец. 2005–2006

«Прямо напротив проекта Рустама расположено видео «Жнец». Этот перформанс Улан Джапаров совершил в Кыргызстане на одной из заброшенных фабрик эпохи модернизма. На фабрике вовсю росли сорняки; городское пространство будто бы вступило в борьбу с силами природы — в нее включился и Улан Джапаров, который, как азиатский герой, борется с этими травами».

Александр Угай. Белоснежный список

«Интересно, что в центре города сохранилось несколько домов, которые строили японские военнопленные: с крепкими стенами огромной толщины, но обветшалым потолком. Демонтировать их обойдется власти страшно дорого, поэтому они просто стоят в запустении. Потолок прохудился, люди их покинули, и зимой оставленные прежними жильцами вещи покрываются слоем снега. Это видео создает удивительное ощущение: ты стоишь в доме, смотришь в окно, а на тебя сыплется снег, покрывая, как и время, ровным слоем все, что находится внутри, — и в какой-то момент ориентация в пространстве теряется, становится совершенно непонятно, внутри ты или снаружи».

Читать еще:  Эфемерные изображения. Hom Nguyen

Медер Ахметов. Маленькие герои. 2018

«Медер любит фотографировать крошечные предметы из повседневной жизни — оливку на хлебе, торчащие гвозди, улитку на листе. Он снимает их так, что они становятся похожи на огромные утопические здания и памятники архитектуры. Для нас он специально распечатал часть фотографий на оргстекле — так, чтобы узор на стенах клуба присутствовал в его работах и стена здания становилась его соавтором, частью проекта».

Марат Райымкулов. История одного города. 2018

«Эта работа была сделана специально для пространства «Целинный». Сначала мы думали, что Марат будет рисовать прямо на стенах бывшего бара, но потом он обнаружил эти белые листки, которые стояли на стойке бара, чтобы создавать фон для спиртных напитков.

Марат собирал эти листки и истории, которые происходили в Алма-Ате: общался с жителями, читал газеты. Про Алма-Ату есть немало легенд — от нашествий малярийных комаров до разрушительных землетрясений. Эту мифологию и исследует художник: здесь есть дом, в котором во время войны жил Сергей Эйзенштейн, есть история про художника, который превратился в муху, — а в газетах восьмидесятых и девяностых годов совершенно серьезно печатали истории про драки утюгами и про то, как город посетило НЛО. Не так важно, настоящие все эти истории или выдуманные, — важно, что они создают такую же ощутимую городскую ткань, как и архитектура».

Асель Кардыханова. Серия «Окна толерантности». 2017

«Многие окна Алма-Аты закрывают решетки — следуя тенденции всей постсоветской территории окружать свое личное пространство строгим забором. Молодая художница Асель Кардыханова в этой работе исследовала разнообразные формы этих решеток — и обнаружила, что на них часто встречается образ солнца. Художница вышивает этот мотив поверх фотографии красными нитками, этим символическим жестом пытаясь переосмыслить прошлое».

Елена и Виктор Воробьевы. Парк первого президента. 2017

«Эта работа противостоит параллельной выставке про наследие модернизма. Недавно в Алма-Ате был построен парк, и ему дали это название. Здесь как будто присутствуют элементы античной архитектуры, потому что молодость правящей элиты сложилась в сталинскую эпоху, и ее предпочтения связаны с тем временем. Архитектурные зарисовки в стиле пятидесятых кажутся сегодняшней реальностью — а современность является отражением: наше сообщество обращено в прошлое, и современность как будто бы является отражением прошлого. Рядом с деревом гранитная табличка, которая гласит, что его посадил Назарбаев, — и оно приобрело статус сакрального, на него вешают разнообразные тряпочки. Причем доска — единственный мраморный элемент парка, все остальное, от колонн до мельчайших деталей, — из пластика».

Чем особенны художники Центральной Азии

«Решение «Гаража» сделать эпицентром своей работы в Центральной Азии именно Алматы — ход правильный. А ведь первоначально, если я не ошибаюсь, ставка была сделана на Астану, где в рамках недавней «Экспо-2017», собственно, и началась работа нового Центра современного искусства. Но все же, несмотря на то что сейчас в инфраструктуру и в символический капитал Астаны инвестируются значительные ресурсы, Алма-Ата по-прежнему остается культурной столицей и художественной столицей.

Алматы — город с большой традицией: достаточно вспомнить, что там оказывались ссыльные москвичи и питерцы. И современность была связана с ними. Это город, полный легенд и персонажей вроде Калмыкова, а с девяностых город сыграл очень заметную роль для формирования постсоветской сцены в Казахстане и во всей Центральной Азии. Именно там каким-то чудесным образом сформировалась группа художников, среди которых был легендарный Рустам Хальфин, а рядом с ним работали и другие сильные художники — Сергей Маслов, Елена и Виктор Воробьевы, Ербосын Мельдибеков и другие. Именно с ними я и познакомился в 1997 году и начиная с 2004–2005-го связал свою профессиональную судьбу.

В отличие от России и Украины, не говоря о Прибалтике, постсоветский период здесь не сопровождался всеобщим поруганием советского прошлого. Наоборот, Центральная Азия, в первую очередь Казахстан и Киргизия, отдавали себе отчет, что благодаря советской деятельности эти кочевые народы в полной мере вошли в современность. Для них путь на Запад, тот опыт, который мы понимаем как культуру западной современности, всегда шел через Россию. Советское прошлое постоянно присутствовало в работах целого ряда художников, и советская эпоха часто у них встраивается в некую карусель исторических традиций, которые проходят через Центральную Азию, оставляют следы — и исчезают.

С другой стороны, ощущение обновления с распадом Советского Союза и обретением независимости поставило задачу «изобретения традиции». Она была мифологизирована, этнитизирована — и в очень большой мере стала программной фикцией — но фикцией, в которую все верили очень искренне. В работах художников этого региона можно увидеть очень сложную диалектику взаимоотношения с прошлым — реальным и нереальным прошлым современности и предсовременности. А это ведь и есть одна из характернейших черт нашего времени — эпохи поздней современности».

Читать еще:  Современный американский художник. John Wentz

Знаменитые художники Казахстана и их картины

До начала ХХ века живопись у казахов существовала в виде декора национальной одежды, инструментов, предметов быта. ХХ столетие — период становления и расцвета национальной школы живописи. Давайте узнаем, какие знаменитые художники Казахстана прославили страну.

Картина Бахтияра Табиева. Источник фото: antika.kz

Знаменитые художники Казахстана ХХ века

Пионер живописного искусства Казахстана — историк и этнограф Чокан Валиханов. Будучи служащим Генштаба царской России, в поездках он делал карандашные зарисовки и писал акварели.

Первые профессиональные художники Казахстана (А. Исмаилов, К. Ходжиков, Х. Ходжиков) проявили свой талант в 1920–1930-х годах. Эпоха революционных изменений, становление нового мира, история народа — главные темы их творений.

В развитии живописи Казахстана в этот период особое значение играет Абылхан Кастеев (1904–1973). Именно он заложил основы национальной живописи.

Абылхан Кастеев «На колхозной молочной ферме»

Талантливый мастер появился на свет в ауле Чижин вблизи Джаркента (сейчас Алматинская область). Тайны изобразительного искусства познавал в студии Хлудова. Его прославили такие произведения, как «Молодой Абай», «Портрет Амангельды Имановой», «Сбор хлопка». Его кисти принадлежат акварели «Горный пейзаж», «Зимовка» и «Летнее пастбище».

Известные художники 1960–1980-х годов передавали сюжеты из народной жизни — отображали тесную связь человека с окружающим миром, стремились через портретные детали передать его внутренний мир.

Среди талантливых мастеров этого периода яркой звездой сияет портретистка Гульфайрус Исмаилова. Этот псевдоним выбрала себе Кульпаш Конарбаева — алматинка, выпускница студии М. Бобышева — преподавателя Ленинградского института живописи им. И. Репина.

Гульфайрус Исмаилова «Казахский вальс». Источник фото: mix.tn.kz

Кульпаш Конарбаева написала триптих «Народная мастерица», «Портрет А. Кастеева», «Портрет Дины Нурпеисовой», «Автопортрет с семьей».

Казахстан прославила художница Айша Галимбаева. Ее натюрмотры («Белые цветы», «Натюрморт с яблоками», «Цветы. Этюд» и пр.), сюжетные картины («Бабушка», «Три подруги») поражают игрой красок, живостью и своеобразием сочетания света и тени, темных и светлых тонов. Ее творения — уникальный вклад в развитие школы изобразительного искусства Казахстана.

Айша Галимбаева «Натюрморт с цветами и яблоками». Источник фото: bonart.kz

Особой аурой любви к родному краю и его народу овеяны творения Сабура Мамбеева. Живописец Казахстана родился в 1928 году в Южно-Казахстанской области (с. Абайбазар). Его талант проявился во всем своем блеске в картинах: «В горах», «Чилик. Степь», «Капчагай», «Каратау», «На джайляу».

Жанатай Шарденов «Весна». Источник фото: bonart.kz

В 1960–1970-х живопись Казахстана была представлена именами Канафия Тельжанова Жамал, «Мирные огни», триптих «Тишина»», «Кокпар»), Жанатая Шарденова («Осенний мотив», «Пруд в парке», «Капчагайское море» и «Кок-Тюбе»), Камиля Шаяхметова («Белый город в степи» и «Гани Муратбаев»).

Современные знаменитые художники Казахстана

Картины казахстанских художников ХХІ века — воплощение поисков современного изобразительного искусства. Живописцы экспериментируют с красками и формами, тонами и полутонами. Благодаря этому рождаются уникальные по своей эмоциональной насыщенности произведения.

С творчеством каких современных художников Казахстана стоит познакомиться?

Акжана Абдалиева — обладательница звания доктора изящных искусств, присужденного ей Стамбульским университетом, автор нескольких успешных выставок. Она имеет свой неповторимый стиль и манеру, которые наполняют картины легкостью и откровенностью.

Картина Акжаны Абдалиевой. Источник фото: www.liveinternet.ru

Сюжеты повествуют о единении людей, поиске гармонии и умиротворения, тихой радости. Славу художнице принесли картины, в которых переосмыслены вечные темы любви, взаимопонимания: «И ты попробуй», «Адам и Ева», «Гранат», «Подружки», «Нежность».

Акмарал Абулхаир реализовалась в стиле нуар. Образы ее символических картин воплощают идею женственности. Художница открывает миру древнюю языческую богиню Умай, возродившуюся в душе современной женщины.

Ее картины поэтичные и многоплановые. В них переплетаются золотые и черные тона — прекрасное и стихийное в женщине. Эти смыслы реализованы в серии картин под общим названием «Воплощение Умай».

Акмарал Абулхаир «Умай». Источник фото: vecher.kz

В произведениях Нелли Бубэ воссоздана история и настоящее Шелкового пути. Художница использует своеобразную манеру письма, в которой сочетаются приемы графики, живописи и коллажа. В ее работах преобладает внимание к деталям. Она передает с помощью импрессионистических приемов теплоту и солнечность древности (серия «Великий Шелковый путь»).

Нелли Бубэ «Творчество». Источник фото: unikaz.asia/ru

Тем, кто предпочитает картины, выполненные в классической манере, придутся по душе творения пейзажиста Максима Ведерникова. Его картины «Алмарасан», «Затерянный мир», «Натюрморт с сиренью» — воплощение реализма.

Любителям авангардизма понравятся концептуальные произведения художника-экспериментатора Вячеслава Люй-ко. В картинах «День и Ночь», «Harvest Festival», «Круиз» многообразие мира сжато передано в центральном образе-символе.

Вячеслав Люй-ко «Осенние игры». Источник фото: timeout.ru

Читать еще:  Современные художники Америки. Amandalynn

Необычайно талантливая художница, пишущая в стиле сюрреализма, Лиза Рэй воссоздает в своих картинах чувственный образ мира. Ее полотна эмоциональные, наполнены тишиной и чувственностью.

Оптимизмом и радостью исполнены импрессионистические творения Ирины Яремы («Аромат лета», «Поселок Куптеп», «Лунная ночь»), акварели Юрия Харченко и городские пейзажи Евгения Фридлина.

Картины казахстанских художников прошлого и современности — органичная составляющая сокровищницы мирового искусства. Богатство цвета, своеобразие манер делают неповторимым мир живописи Казахстана.

Художник Сергей Сиденко

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ СИДЕНКО Подробнее

Художник Сергей Сиденко. Женские образы Подробнее

Живопись Сергея Сиденко Подробнее

Художник Сергей Сиденко. Родные лица Подробнее

Художник Сергей Сиденко. Петропавловск. Подробнее

Живопись Сергея Сиденко. Fantasy Art/Part 2 Подробнее

«Автомат» Гаджи vs. Павел Шульский/ главный бой вечера/ зал славы Top Dog/ TDFC 5 Подробнее

ПОРТРЕТЫ ХУДОЖНИКА СЕРГЕЯ СИДЕНКО Подробнее

СЕРГЕЙ СИДЕНКО ГРАФИКА ПОРТРЕТ Подробнее

Художник Сергей Сиденко. Мужские образы Подробнее

Живопись Сергея Сиденко.Fantasy Art Подробнее

Художник Сергей Ковальчук.wmv Подробнее

Сергей Артемьев. «Арт-Нашествие» Выпуск №9. О черном квадрате, Instagram и работе бухгалтером Подробнее

Алексей «Сушист» vs. Николай «Чибис»/ бой вечера/ TDFC 5/ бой на голых кулаках Подробнее

художники Сергей Друзяка Сергей Литвинов Проект натюрморт Подробнее

Анализ страницы ВКонтакте

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте не позволяет полностью настроить приватность для фотографий профиля (фото, которые используются на аватарке). Однако, при ограничении доступа ко всей странице, будет доступно только главное фото в небольшом размере.

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть до 30 друзей.

Основная информация

Можно редактировать: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Контактная информация

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Личная информация

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Жизненная позиция

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

После изменения настроек приватности и редактирования профиля ВКонтакте рекомендуется повторно проверить страницу на соответствие желаемым требованиям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector