Современные китайская живопись гохуа

Современные китайская живопись гохуа

Китайская живопись Гохуа

Китайская живопись обозначается термином Гохуа 国画, что буквально обозначает «живопись [нашей] страны».


Гу Кайчжи. Наставница поучает придворных дам

Китайская живопись появилась в глубокой древности, и дата ее возникновения, благодаря новым археологическим находкам, отодвигается все дальше вглубь веков. Китайская живопись гохуа с точки зрения европейца довольно необычна и даже загадочна. Она разительно отличается от европейской живописи. Причем это различие присутствует буквально во всем, в материалах, технике исполнения и в инструментах.

Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Если мы привыкли рассматривать картины европейских мастеров, то работы китайских мастеров надо читать и понимать. Тем более, что в Китае живопись и каллиграфия очень близки. В Китае любой художник это каллиграф, а любой каллиграф это художник. И там, и там используется одинаковый линейный способ письма, одинаковые материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна, тушь и минеральные и растительные краски типа акварели.


Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. Художник – У Чжэнь (1280–1354). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Отличительные черты китайской живописи от европейской это то, что здесь не используются объемы, формы, перспектива в привычном для нас понимании, игра теней, не соблюдение пропорций, да и цвета здесь не такие выразительные. Традиционная китайская живопись это в основном монохром и рисунки создаются с помощью линейного рисунка. Еще одно важное отличие китайской живописи от европейской это то, что китайские мастера все свои картины пишут без предварительных эскизов.


Старые деревья, ровная даль. Китай, ок. 1080. Художник – Го Си (ок. 1020–1090). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.


Лошадь «Молния в ночи». Фрагмент. Китай, ок. 750. Тушь, бумага. Длина живописного поля – 34 см, ширина – 30.8 см. Приписывается художнику Хань Гану (ок. 706–783). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мастера живописи в Китае используют кисти разных размеров, от очень тонких, до очень толстых. Штрих может быть легким, как осенний лист, или мощным, как тигр. Для китайской живописи характерно лаконичность, ясная композиция, а также выразительные и ритмичные контуры и конечно же плоскостное исполнение без светотеней. Ещё одной необычной особенностью является пометка картин печатью мастера, которая заменяет личную подпись.

Творения замечательных китайских художников зачастую содержат в себе глубокую философскую концепцию. Китайский художник и теоретик живописи V века Се Хэ в своем трактате «Заметки о категориях старинной живописи» («Гухуа пиньлу») сформулировал шесть законов живописи, шесть основных художественных принципов, которые должны принять к сведению мастера.Так вот первый принцип это «одухотворенный ритм живого движения». То есть, прежде всего, важно передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.


Изысканное собрание в абрикосовом саду. Фрагмент. Китай, ок. 1437. Художник – Се Хуань (1377–1452). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Жанры в китайской живописи это, прежде всего пейзаж (горы и водоемы), а так же изображение цветов и птиц, портрет и анималистический жанр.

Китайские художники стремились передать сущность предметов. Поэтому им были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству. Они старались передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой, призывая слиться с ней, постигнуть ее тайны.


Зяблики и бамбук. Китай, XII в. Художник – император Хуэй-цзун (1082–1135). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Стили китайской живописи

В традиционной китайской живописи существует два стиля это гунби и се-и.

Гунби — «техника прилежной кисти», «техника тонкой кисти». В отличие от се-и техника гунби предполагает реалистичность и высокую детализацию предмета, прописывание мелких деталей.


Весеннее утро в Ханьском дворце. Фрагмент. XVI в. Художник – Цю Ин (ок. 1494–1552). Музей императорского дворца, Тайбэй

Именно в этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцовых покоев императорских семей и знати. Скажем больше, художники, работавшие на службе у императора, просто обязаны были владеть стилем гунби.

Особенности присущие стилю гунби:

  • Детализация предмета, контурная техника
  • Усиление контраста путем послойного наложения цвета
  • Изысканное изображение предметов

Самые известные художники стиля гунби:

Ян Либянь (ок. 600-673) — известный художник династии Тан. Больше всего любил изображать сюжеты из даосских и буддистских притч.

Чжан Сюань (713-755) — теоретик и историк живописиЧжан Яньюань(IXв.) охарактеризовал его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей».При жизни не пользовался большой известностью. Но имя мастера часто упоминалось в позднейших дискуссиях о танской живописи

Чжоу Фан (ок. 730-800) — китайский художник периодаТан. Мастер ушёл далеко в своём стиле, посвятил своё искусство портретированию богатых и знатных людей.

Гу Хучжон (937-975)

Император Хуэй Чжун (1082-1135)

Тан Инь (1470-1524)

Цю Ин (1494-1552) — не был придворным художником, это самородок, который добился художественных достижений упорным трудом.

Чэнь Хуншоу (1598-1652) — поэт, художник, каллиграф. Его работы отличались экзотичностью, легкостью и свободным стилем.

Стиль китайской живописи се-и (寫意) это передача идеи и чувств художника. Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее не возможно.

В этом стиле нет четких линий, нет детализации. Стилю Се-и присущи широкие, свободные мазки широкой кистью. Недаром этот стиль называют «грубая кисть».

Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби, но зато они более искренни. В более позднем периоде китайской живописи преобладали произведения мастеров, работавших в стиле се-и.

Читать еще:  Советы по правильному нанесению тату

Один из самых известных художников традиционной китайской живописи мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.

Китайская живопись в настоящее время

В наши дни живопись гохуа значительно расширила свой диапазон и вышла за узкие рамки традиционных тематик, следуя новому времени. Современные мастера художественной кисти наполняют свои полотна, исполненные в стиле гохуа, новым смыслом, живым духом современности.

Колоссальные изменения в политической системе Китая в конце двадцатого столетия, привели грандиозным переменам и в культурной жизни. Новое поколение китайских художников, свободно мыслящих и критически смотрящих на вещи, создало новую китайскую живопись. Благодаря смелым экспериментам с разными стилями, сблизились два мира искусств — Западный и Восточный.

Китайская традиционная живопись является огромным вкладом в художественную культуру всего человечества.

Традиционная китайская живопись в России

Сравнительно недавно в России никто толком и не знал ничего о китайской живописи. Зато сейчас множество людей с увлечением занимаются этим видом искусства. Живопись Гохуа подкупает своим «дружелюбием» к новичкам, своей простотой в освоении, своей необычностью и конечно своей таинственностью и загадочностью. Особенно легко освоение китайской живописи дается детям. Для них это очень интересный и увлекательный процесс.

Сегодня в нашей стране есть много замечательных, известных мастеров китайской живописи, которые прочно стоят на одной ступеньке с китайскими художниками.

Техника и стиль китайской живописи Гохуа

Гохуа – это термин для обозначения техники и стиля китайской живописи, в которой используются тушь и водяные краски на шёлковых бумагах. Термин был введён в конце XIX – начале ХХ века как противопоставление юхуа — “масляной (или сиянхуа — западной) живописи”, а сама китайская живопись Гохуа и ее техника является возобновлением китайских живописных традиций III – II веков до н.э.

Последние годы интерес к технике возобновился и стиль переживает на сегодня второе рождение. Существуют различные стили Гохуа, наиболее популярные два стиля, которые могут искусно переплетаться между собой и на свет появляется настоящий шедевр китайской живописи.

Китайская живопись Гохуа – стиль

В живописи гохуа выделяются два основных стиля – СЕ И и ГУБНИ . Стиль Се и – “живопись идеи”; в ней ценится символический образ, полет фантазии. Как правило, картины се и пишутся очень быстро, но при этом ценится прочувствованность каждого штриха и тщательная живопись.

Картины в стиле гунби отличаются тщательностью проработки деталей ; в этом стиле часто пишут портреты, исторические сцены, а также изображаются архитектурные памятники и насекомые. Многие работы выполнены в стиле, совмещающем достоинства се и и гунби. В живописи гохуа традиционно существует освященное вековой традицией деление на стили. К наиболее популярным стилям относятся “цветы и птицы”, “горы и воды”, изображения лошадей, а также изображения карпов, креветок, насекомых, бытовые сцены.

Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и “энергию”.

В китайской работе обязательно должно одновременно сочетаться: сухое и мокрое, большое и малое, длинное и короткое, темное и светлое, частое и редкое.

Се-и включает в себя разные жанры: цветы и птицы, пейзаж, животные, люди. Некоторые китайские художники пишут только орхидеи, или только бамбук, или пионы.

Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.

Техника Гохуа

Что мы знаем о техники Гохуа? С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Линия является основой китайского изобразительного искусства. Это роднит китайскую живопись и каллиграфию, которые в Китае развивались в стилистическом единстве и взаимно развивали друг друга.

Связь китайской живописи с каллиграфией и ее акцент на линиях — одна из наиболее отличительных черт китайской живописи. И если в европейских традиционных картинах маслом, в акварелях можно совсем не заметить линию, то китайская живопись практически не обходится без линии.

Живопись пальцем

Чжитоухуа (сокр. чжихуа) — живопись пальцем . Разновидность китайской традиционной живописи, построенная на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти пальцем (пальцами) художника. Техника живописи пальцем, предполагая строгое следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной работе подушечкой пальца, ногтем и краем ладони.

Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец , активно участвуют большой и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости — подушечкой. Тонкие детали исполняются обычно ногтем мизинца, широкие мазки — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 пальцев, так, например, применение «тушевого расплеска» требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Нередко используется край ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у мастера чжитоухуа Гао Ципэя).

Упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII—VIII вв. (см. трактат Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г.), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи происходит в конце XVII—начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672—1734).

В настоящее время национальная живопись гохуа вышла из узких рамок традиционной тематики, последовав за временем. Живопись становится более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирические и жанровые композиции на темы сегодняшнего дня. Современные картины, исполненные в стиле гохуа, наполняются новым содержанием, живым духом времени.

Читать еще:  Скульптуры "Богов Бангкока" помогут Таиланду выйти из полосы неудач

Четыре особенности, два стиля и главные цветы китайской живописи

Китайская живопись — отдельная вселенная в мире искусства. Со своей особой историей, традициями, законами, «звездами» и изобразительными техниками.

Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь. Однако любой путь начинается с первых шагов. Предлагаем их сделать сейчас вместе с нами — начать знакомство с китайской живописью.

В чем главные особенности традиционной китайской живописи? Какими принципами должен руководствоваться мастер, если хочет создать совершенное живописное произведение? Наконец, какие четыре цветка начинающий художник должен нарисовать в первую очередь?

Разобраться в основах нам поможет Светлана Плакасова — художник направления
Се-И, автор специального онлайн-курса по китайской живописи в нашей школе.

Конечно же, одной публикации не хватит, чтобы погрузиться в теорию китайской живописи полностью. Поэтому я не буду пытаться объять необъятное, а постараюсь «прорисовать» самые значимые и интересные моменты. Постараюсь, чтобы вы прочувствовали самобытность этого вида искусства.

Особенности китайской живописи

Традиционная китайская живопись — это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции, философия бытия.

Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.

Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского —

вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров.

А главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.

Гармония Инь и Ян

Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия.

Сухой штрих с эффектом непрокрашенности, как бы с естественными пробелами, оставляемыми движущейся кистью, так называемый парящий или летящий белый —
это Ян. Влажная, широкая линия — Инь.

Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию.

Сухая чёрная тушь, влажная светло-серая, влажная чёрная, сухая светло-серая. Их вариативность и сочетание, объединенное с линией и рождает гармонию изображения.

Помимо этого, природа ИньЯн выражается и в строении самого объекта изображения.

Например, цветущая слива Мэй (мэйхуа). Её толстый старый ствол или ветка — Инь, а молодые, направленные вверх побеги — Ян. Но об этом цветке поговорим отдельно чуть позже.

Сюжетное своеобразие и символизм

В разные времена на разных этапах развития китайской живописи, в разных школах и традициях на первый план выдвигалась то бытовая повествовательная живопись, то пейзаж, то живопись цветов и птиц, то портрет.

Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.

Художественный образ в китайской живописи практически не содержит преходящих, случайных деталей, читается лишь в контексте определённой культурной традиции.

Это не значит, что китайскую живопись нельзя воспринимать непосредственно.

Просто в одном и том же живописном образе житель Поднебесной и европеец увидят разное. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать».

О китайской живописи гохуа

Давайте совершим экскурсию в мир китайского искусства.

И начнём с того, что традиции китайской живописи существенно отличаются от западных канонов уже хотя бы тем, что при создании картины не требуется соблюдения законов перспективы или изменения тона в зависимости от источника света, не требуется формального сходства изображаемого предмета с натурой. Картина воспринимается как иной мир, где чётко видно гармоничное слияние личности художника и окружающего мира.

В китайской живописи идейное содержание преобладает над формальным сходством, двигаясь от сложности к простоте. Даже образующаяся на картине пустота в том или ином контексте несёт определённый смысл. Например – при изображении гор пустое пространство вокруг них воспринимается как туман или облака. А пустота вокруг золотых рыбок это вода.

Чжао Цзи. Пятицветный попугай

Ещё одна особенность китайской живописи – это её стремление к монохромности, или ограничению количества разных цветов, используемых в рисунке. Считается, что изобилие цвета в рисунке отвлекает от его красоты внутренней, т.е. подлинной. Цветом обычно обозначается характеристика предмета. Например — добавляя оттенок коричневой или зелёной краски в скалы, деревья, листья, траву и мох, художник, таким образом, усиливает ощущение конкретного сезона или состояния погоды.


Ци Байши. Персики

Одна из отличительных особенностей китайской живописи – использование каллиграфических надписей и специальных красных печатей, которые воспринимаются как часть картины. Без них она кажется незавершённой. Самая простая надпись состоит из имени художника и даты написания картины, более сложная -поэтической строчки или высказывания. В каллиграфической надписи часто упоминается имя того, для кого написана картина или событие, предшествовавшее её написанию. Без личной печати картина считается незаконченной .Китайские художники владеют, как правило, тремя искусствами – живописью, каллиграфией и резьбой печатей.

По методу использования кисти и краски китайская живопись подразделяется на два основных направления – Гунби и Сеи. Гунби – очень популярная техника китайской живописи, название которой можно перевести как «тщательная, аккуратная кисть». Школа гунби характеризуется тщательной прорисовкой деталей и многослойной цветовой отмывкой (первые свитки в этом стиле были выполнены во времена династии Хань).

Читать еще:  Современная испанская художница. Basi Mateo

Сеи – стиль, название которого «живопись идеи» или «свободная кисть» говорит само за себя.Отличается свободной манерой работы кистью и размашистыми штрихами туши. В этом стиле предпочитали работать художники –интеллектуалы. Известными мастерами стиля сеи были Ци Байши и Сюй Бейхун. На заре китайской живописи (до XII века нашей эры) художники предпочитали писать в стиле гунби, все жанровые сценки того времени выполнены в этом стиле.

До сих пор в университетах Китая традиционное обучение гохуа начинается с изучения техники гунби. Учителя традиционной китайской живописи утверждают, что этот стиль необходим профессиональным художникам, особенно тем, кто пишет портреты. Росписями в стиле гунби украшены дворцы и усадьбы Китая.

Своеобразие китайской живописи

Китайская традиционная живопись — гохуа, что дословно переводится как «государственная живопись», — древнее и уникальное явление в изобразительном искусстве. Длительная обособленность Китая позволила развиваться культуре и живописи в частности собственным путем.

Принято считать, что традиция китайской живописи как таковой приписывается четырем деятелям, живших, впрочем, в разное время, 4-8 века нашей эры: Гу Кайчжи, Лу Таньвэй, Чжан Сэнъяо и У Даоцзы.

Однако, ученые-археологи считают этот факт спорным и относят зарождение живописи к гораздо более ранним срокам.

Китайское живописное искусство кардинально отличается от европейской живописи: в ней нет понятий перспективы в привычном понимании, нет источника света и главная задача — передача сути, духа, мысли, эмоции, отражение впечатления. Главное не осознать, а непосредственно пережить явление.

Отличны и используемые для гохуа материалы и инструменты. Китайцы выделяют четыре предмета, без которых немыслима живопись, и их называют «четыре сокровища». Это тушь, рисовая бумага, кисть и тушечница.

Следует отметить, что сегодня, как и две тысячи с лишним лет назад, рисовую бумагу для живописи и каллиграфии, кисти и некоторые особо ценные сорта туши делают вручную по старинным технологиям из натуральных материалов.

Монохромная (черно-белая) живопись тушью была признана одной из высших форм искусства, которое было доступно лишь знатным высокообразованным людям и монахам, последователям учения Дао.

Тем не менее, использование в изображении цвета, который как таковой несет смысловую нагрузку, также широко использовалось.

Итак, основной философский источник китайского стиля рисования — даосизм, согласно которому все возникло в результате слияния инь и ян. Инь — негативное, темное, влажное женское начало, ян — дополняющее его позитивное, светлое, сухое, мужское. Гармонию инь и ян обеспецивает ци — явленная форма Дао или глубинная природа вещей.

Задавая ритм композиции, используя взаимодействие проявлений инь и ян, то есть объединяя противоположности, художник передает движение энергии.

Истинные мастера гохуа писали свои работы только в умиротворенном состоянии духа, поскольку считали, что душевная дисгармония отражается в картине и пагубно влияет на зрителей.

Черно-белую живопись оценили и последователи дзен-буддизма, используя ее как дзен-упражнение.

Изначально живописные работы использовались в ритуальных целях для украшения храмов и усыпальниц. Позже живопись становится более светской. В средние века открываются Императорские художественные академии живописи. А основным заказчиком становится, естественно, император и его двор.

В средние века происходит постепенное разделение живописи на стили.

С одной стороны востребован парадный и детальный стиль изображения, который назовется стиль «гунби» или «тщательная кисть». С другой стороны художники, как образованные и почтенные люди, постоянно находились в поиске новых выразительных живописных приемов. Так зародился свободный стиль живописи философов и поэтов, названный «сеи» или «живопись идеи».

Что дает нам сейчас китайская живопись?

Во-первых, занятие гохуа обуславливается полной концентрацией внимания, отрешенностью от внешнего, позволяет быть в настоящем моменте времени, проживать сиюминутные собственные впечатления. Ум успокаивается. В голове не роятся тысячи хаотичных мыслей.

Во-вторых, живопись гармонизирует внешнее и внутреннее по принципу подобия: гармония и покой в душе влекут покой и гармонию в событиях жизни. Умиротворение, равновесие, сдержанность и упорство — это основа. А как говорилось выше, заниматься восточной живописью возможно только в «срединном» состоянии дао.

Растирание плитки сухой туши в тушечнице подобно медитации. Художник обращается к размышлениям о предстоящей работе. Картина уже есть, остается ее лишь явить миру.

В-третьих, гохуа называют пассивным цигун. В процессе занятий китайской живописью работает не только сознание, но и тело. Разум достигает максимума концентрации, тело же наоборот, наиболее расслаблено, что вкупе с определенной техникой дыхания позволяет энергии течь гармонично.

И, наконец, китайская живопись учит находить прекрасное в происходящем, ценить и от души принимать любой результат усилий. И недаром один из мудрых китайских принципов гласит: «Следуй за кистью. Пиши, как пишется».

Иллюстрации сверху вниз:

1.Ван Вэй (род. ок.701 — ум. ок. 761), фрагмент шелкового свитка «Просвет после снегопада в горах у реки».

2. Ван Си Мэн, (род. ок. 1096 г. — ум. ок. 1119 г.), фрагмент шелкового свитка «Горы и воды на тысячу ли». Из всего его творчества до наших дней дошёл лишь один свиток, на котором оставил свой колофон Цай Цзинь, премьер-министр правительства императора Хуэйцзуна (1101—1125). Это единственный источник сведений о художнике. В нём Цай Цзинь сообщает, что свиток «Горы и воды на тысячу ли» был создан в 1113 году Ван Си Мэном, которому тогда было около 18 лет, и что художник через несколько лет после этого скончался совсем молодым.

3. Авторство работы приписывается Чжоу Фану, но мнения экспертов расходятся (годы жизни неизвестны, работал в период 765-800), фрагмент шелкового свитка «Дамы с заколками в волосах и цветами».

4. Джузеппе Кастильоне, (19.07.1688 — 17.07.1766), китайское имя Лан Ши-нин, итальянский манах-иезуит, миссионер, архитектор и придворный художник императоров дин. Цин (1644–1911). Мастер стиля гун-би (тщательная кисть), он особенно преуспел в жанре «цветы и птицы».

5. Хуан Юн Юй. Излюбленная тема художника — лотосы, стиль се-и.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector