Современный азербайджанский художник. Nazim Mehmet

Современный азербайджанский художник. Nazim Mehmet

Современный азербайджанский художник. Nazim Mehmet

Любовь Гасымова


Молодые и талантливые художники Азербайджана — это продолжение наших традиций в живописи старшего поколения мастеров кисти.

Мы все знаем и гордимся нашими азербайджанскими художниками мирового масштаба, это — Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде, Назим Мамедов, Таир Салахов, Ариф Гусейнов, Сакин Мамедов, Чингиз Азизов, Салхаб Мамедов, Омар Эльдаров, Ашраф Гейбат, Сахат Вейсов и многие другие.

Но у нас выросла плеяда новых и талантливых художников и скульпторов, которые уже заявили о себе своими работами. У кого-то уже прошли персональные выставки, а кто-то только участвует в сборных, чтобы набраться опыта. Их работы профессиональны и прекрасны, об этом говорят посетители выставок. У многих художников и скульпторов уже есть преданные поклонники. Наши художники- корифеи тоже признали их талант и, поэтому, всячески способствуют их продвижению на творческом пути.

Мне особенно хочется выделить Гюнель Равилову , как талантливую и перспективную художницу. Она уже является членом Союза художников Азербайджана. У нее масса прекрасных картин, которые написаны в ее особом видении. В основном, сюжет их это-женщина. На каждой картине она разная, несущая что-то новое. Все работы Гюнель связаны с ее внутренними ощущениями, с ее снами, с моментами жизни. Ее работы нельзя ни с кем спутать. Они настолько впитали в себя саму художницу, что порой видишь взгляд Равиловой изнутри. Ее картины постоянно участвуют в сборных выставках. На 7 пленэре, на творческой площадки галереи «Art Villa», на тему «Восточная сказка», она написала картину»Восточная женщина», которая затем отправилась на выставку в Ригу. Ее картины приняли участие в Azerbaijan Art Festival 2014 года, который проходил в 10 регионах нашей страны. И еще, ее картина «Гимнастка с лентой», недавно, была отобрана на выставку в Париж. Успехов Вам Гюнель ханум в Вашем творчестве во славу Родины и ждем персональной выставки, тем более работ набралось достаточно!

Вугар Али уже давно известен своим талантом и интересными картинами любителям искусства. Это — человек, который постоянно находится в творческом процессе. Его картины девочек — кокеток, элегантных женщин, колоритных азербайджанских мужчин, национальных орнаментов, птицы мудрости -удода, улочек поселка Бузовна, вызывают восхищение у любителей отечественной живописи. Его картины покупают поклонники, их можно увидеть на выставках и на страницах фейсбука, где почитатели его таланта, ждут новых работ. Его прекрасно написанный удод на пленэре «Восточная сказка», представлял Азербайджан на выставке в Риге в июле этого года. В мае-июне этого года Вугар Али помогал в организации выставки молодого художника Анара Гусейнзаде в выставочном салоне Музейного центра. Вугар Али еще и замечательный декоратор, который оформил выставку, а также смонтировал ролик про творческие искания художника. Поэтому выставка была интересной и привлекла много наших и зарубежных любителей живописи .

Анар Гусейнзаде — член Союза художников, который принимал участие во многих выставках как в Азербайджане так и за рубежом. А в этом году в выставочном салоне Музейного центра прошла его персональная выставка. Она была масштабной, его работы разместили аж в 5 залах. Здесь были работы про Абшерон, абстракция, дух шаманства, философия жизни. Была продемонстрирована колоссальная работа молодого художника. Посетители по достоинству оценили живопись Анара Гусейнзаде.

У Бутуная Хагвердиева в этом году тоже прошла персональная выставка в галерее «Гыз Галасы». До этого Бутунай писал в другом стиле, более реалистичном. Эта выставка была совершенно другая, новая. Его работы были непохожи на прежние своим исполнением, материалом, сюжетами. Он- художник новатор.

В галерее «1969» в мае этого года прошла персональная выставка » Краски небес» молодого и талантливого азербайджанского художника, ныне живущего в Турции, Эмиля Азиза. Эмиль Азиз является сыном известного азербайджанского художника Рафика Азиза. Даже живя заграницей, Эмиль не теряет связи со своей Родиной. Его прекрасные работы восхищают не только азербайджанцев и турков, но и европейцев. Его картины находятся в частных коллекциях в разных странах мира. Его картины яркие, живые, полные радости. Женщины на его картинах прекрасны и изысканны.

А еще у нас есть такие художники как Айдын Аскеров, Хиджран Алиоглу, Интигам Агаев, Эльдар Бабазаде, Гюндуз Хунлар, Рагим Хашимов и многие, многие другие.

Хочется отметить молодых, но перспективных художников. Равшан Мамедов, который пишет в реалистической манере. Его картины, в основном это натюрморты, вызывают восхищение прорисовкой каждого элемента музыкальных инструментов, каждого лепестка цветов в вазе, каждого узора на ковре. Настолько все четко и правильно, что невозможно поверить, что это картину написал художник, а не сфотографировал фотограф.

Открытием как для меня, так и для любителей искусства, был инженер-нефтяник Руфат Алиев. Человек, который всю жизньрисовал просто для себя, теперь вырос в настоящего художника, чьи картины стали профессиональными. Он понял, что живопись -это его предназначение в этой жизни, поэтому он стал брать уроки у преподавателя. А его картины на камнях -это просто шедевры.

Читать еще:  Фигуративный реализм. Adela Abos

Студентка Академии художеств Нармин Алиева, в свои 18 лет, уже многого добилась. Ее работы поражают своей мощью, манерой письма, буйством красок и профессионализмом.

Эти талантливые и перспективные художники, являются продолжателями традиций азербайджанской живописи и ее корифеев.

Школа азербайджанской живописи неповторима

(26 января 2016) В современном мире художники стараются привносить в искусство что-то новое, замысловатое, с неким вызовом. Однако, несмотря на то, что сегодня большой популярностью пользуется современное искусство, художники все чаще стараются вернуться к истокам классической живописи, вспоминая лучших мастеров, которые когда-либо восхищали нас своими шедеврами.

Достаточно вспомнить миниатюрную средневековую живопись, которая входит в сокровищницу мировой культуры. Миниатюры азербайджанских мастеров восхищали и восхищают истинных ценителей прекрасного неповторимым сочетанием ярких цветов.

Основное отличие азербайджанской школы живописи заключается в передаче нашими художниками национальных особенностей. Согласитесь, трудно отличить работы различных европейских художников, если не знаешь, кисти какого из них принадлежит та или иная картина. Полотна азербайджанских художников всегда отличались насыщенным колоритом, изображением древних построек, теперь еще и на фоне современных зданий, местных орнаментов и узоров.

Для того, чтобы разобраться в особенностях азербайджанской школы живописи, мы обратились к секретарю Союза художников, народному художнику Азербайджана, профессору Агали Ибрагимову.

По словам Агали муаллима, у каждого народа есть своя культура, которая выражается тысячелетиями в искусстве, музыке, поэзии. Важно, чтобы каждый народ развивал ее, исходя из корней. Художники и прочие деятели искусства должны знать свои корни.После того, как наша страна обрела независимость, живописцы получили возможность писать картины любых размеров, на любые темы. Однако молодежь всегда была настроена «революционно», говорит Агали муаллим. Раньше студенты больше интересовались европейской школой, теперь дела обстоят несколько иначе.

«Я считаю, то, что делают современные художники, каждый сможет сделать. Поэтому своим студентам я всегда говорю, что они могут интересоваться новаторством в искусстве, но сначала необходимо изучить классику. В то же время, конечно, европейская школа прекрасна, но не стоит повторять ее, подражать ей. Современное искусство будет постоянно меняться, может, со временем исчезнет вообще, но классика останется навсегда, это память будущего!», — считает мой собеседник.

По словам народного художника, одной из вершин азербайджанской живописи является миниатюра. Такие великие художники, как Гоген, Матиас, Моне всегда интересовались восточной миниатюрой, они восхищались этим искусством. Третьяков отправил Репина в Европу, чтобы тот приобрел для его коллекции новые картины. Репин посоветовал ему обратить внимание на восточные миниатюры, ибо они неповторимы. Вообще, во все времена художники мира пытались понять, как возможно такое сочетание ярких красок, какое можно видеть на миниатюрах. Моне с большим интересом изучал это искусство. Сегодня, отметил Ибрагимов, тоже есть художники, создающие миниатюры, но уже в современной интерпретации, как, например, Эльчин Асланов. Что касается развития классической азербайджанской живописи, то ее расцвет относится к середине XIX. В 20-е годы XX века в Баку открылась Художественная школа, заложившая основы большого количества мастеров изобразительного искусства. Именно в этой школе основным стилевым направлением было реалистическое, которое впоследствии оставалось ведущим на протяжении многих десятилетий. У истоков реалистической живописи стоял Бехруз Кенгерли. Большое значение для формирования азербайджанской школы живописи сыграл художник Азим Азимзаде.

«Особо выделяется так называемая эпоха «шестидесятников», когда азербайджанские художники отражали в своем творчестве трудовые будни народа. Возник интерес к большим станковым картинам и стенописи. Появилось особое направление, получившее название «суровый стиль». Самые яркие представители того периода — Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков и другие», — отмечает Агали Ибрагимов.

Профессор рассказывает, что в нашей стране много великих и неповторимых художников, таких, как Ашраф Мурад, Тофик Джавадов и многие другие. «Несколько лет назад из Франции к нам приехал искусствовед Патрик Берсен. Он был поражен, увидев абшеронскую школу живописи 60-х гг. Патрик несколько раз приезжал сюда, каждый раз отбирая работы художников, которые потом выставлялись в Париже. Он выразил удивление, как при советском режиме можно было создавать такие картины», — вспоминает Агали Ибрагимов.

Сегодня все чаще азербайджанские художники обращаются к исторической тематике. В последнее время Министерство культуры проделывает большую работу по организации многочисленных конкурсных выставок. Эти выставки посвящены таким темам, как «20 января», «Ходжалы». Отрадно, что сегодня художники из Великобритании, Франции, Германии и других стран все чаще обращаются к теме трагедии в Ходжалы, к истории Азербайджана. По словам секретаря Союза художников, Министерство культуры предложило много интересных проектов, таких, как «Автопортрет», «Баку вчера, сегодня, завтра», «Батальные сцены» и другие. Подобные темы заставляют живописцев возвращаться к классике, чтобы написать картину правильно и реалистично, подчеркнул народный художник. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что в Баку кипит творческая жизнь. Мастера живописи не стоят на месте, постоянно работая над всевозможными арт-проектами, пробуя что-то новое, но при этом не забывая о неповторимой школе азербайджанской живописи.

Всемирно известный азербайджанский художник Таир Салахов отметил 90-летие — ФОТО

29 ноября всемирно известный азербайджанский художник Таир Салахов отметил 90-летие. Точнее, его 90-летие отмечал весь мир искусства.

Читать еще:  Французский художник. Nicolas Monjo

Таир Салахов родился в Баку. Старинные улочки и жители Ичери Шехер, в котором он родился и вырос, села Абшерона и берег Каспия, природа и простые люди родной земли всегда были его источником вдохновения. Таир Салахов окончил художественное училище имени Азима Азимзаде в Баку, затем уехал в Москву, где поступил в институт имени Сурикова. Он является одним из основоположников «сурового стиля» в живописи. Произведения Салахова вошли в Золотой фонд национального искусства, внеся значительный вклад в азербайджанскую культуру.

Сегодня у всемирно известного азербайджанца много регалий — народный художник Азербайджана, России, СССР, дважды лауреат Государственной премии Азербайджана, лауреат Государственной премии СССР и России, вице-президент Российской академии художеств, вице-президент и почетный президент Международной ассоциации пластических искусств при ЮНЕСКО, является обладателем высоких государственных наград.

Об этом выдающемся художнике, нашем соотечественнике писали многие авторы и не только журналисты. Многие искусствоведы, делая собственные аналитические исследования приходят к выводу, что творчество Таира Салахова — явление самоценное, не зависящее от изменчивой, приходящей моды. Оно вбирает в себя опыт мировой художественной культуры, разнородные национальные традиции, методы и формы образного мышления многих поколений выдающихся мастеров искусства. Из этого конгломерата сложился неповторимый, безошибочно узнаваемый авторский стиль мастера. Особое чувство внутренней свободы, независимости от конъюнктуры, идеологических догм и соблазнов позволило ему оставаться в творчестве самим собой, никому не подражая и не угождая.

Искусствоведы отмечают, что будучи личностью масштабной, цельной и многогранной, наделенной от природы особым талантом образного видения и философского отношения к извечным духовным ценностям, Салахов обладает абсолютным художественным чувством гармонии, взвешенности каждого прикосновения кисти к холсту, каждого цветового аккорда, соразмерности пространства и времени. При этом его произведения отмечены несомненными романтическими достоинствами, духовной полифонией и философской многозначностью.

Чтобы ощутить величие подвига летописца эпохи, на века оставляющего лики своего времени, независимо от жанров, которые он использует, — лирические пейзажи, проникнутые мощной энергетикой панно на индустриальные темы и жанровые сцены, натюрморты и особенно портретов выдающихся личностей или просто милых его сердцу людей, надо побывать в мастерской художника. Любая работа Таира Салахова — писавшиеся годами картины или наспех сделанные эскизы — всегда образ: личности, времени, эпохи.

Определенно сказать, где живет прославленный художник Таир Салахов, не просто. Он проводит немало времени в зарубежных поездках, где как член многих уважаемых профессиональных структур участвует в серьезных симпозиумах, знаковых выставках, форумах и, переполняемый все новыми впечатлениями, много работает. Но, тем не менее, он всегда остается истинным бакинцем и, часто одаривая нас, земляков, своим присутствием и обаянием, и здесь, в Баку много времени отдает работе, которая для него начинается задолго до того, как возьмет в руки фломастер или кисть и подойдет к мольберту.

И здесь, в его родном Баку, многие поклонники его творчества отмечали юбилей художника. Мероприятия в честь его 90-летия прошли не только в Доме-музее Таира Салахова и художественных галереях столицы, но и на разных концертных площадках города.

В 1998 году Общенациональный лидер Гейдар Алиев наградил Таира Салахова орденом «Истиглал». В 2008 году Президент Ильхам Алиев вручил ему орден Гейдара Алиева, а в 2015 году — Премию Гейдара Алиева.

В связи с 90-летием художника Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев на днях вручил Таиру Салахову орден «Эмек» 1-й степени. Эта награда предоставляется за выдающиеся заслуги в различных сферах.

Вручая орден известному художнику, глава государства отметил, что роль Таира Салахова в развитии современного изобразительного искусства высоко оценивается всей общественностью, нашим народом и государством.

Выдающийся сын азербайджанского народа, своим искусством всегда преданно служили Родине, пропагандировал Азербайджан, талант нашего народа, наше искусство, представлял и представляет нас во всем мире.

Агали Ибрагимов: у художников есть свобода, но нет прежних талантов

Художники старшего поколения сейчас больше места уступают молодым талантам, чтобы они могли демонстрировать свои картины.

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

В последнее время для наших художников создаются все условия, чтобы они развивались и продолжали творить, но к сожалению, не все из них пользуются этим шансом. Оценку современному азербайджанскому искусству и работам наших художников в интервью Sputnik Азербайджан дал народный художник, секретарь Союза художников Азербайджана Агали Ибрагимов.

— Агали муаллим, в последнее время в нашей стране возрос интерес к искусству и практически все стремятся стать художниками. Как вы думаете, с чем это связано?

— Да, это действительно так, и я только рад этому. Практически каждую неделю проводится огромное количество выставок не только наших художников, но и зарубежных, которые специально приезжают в Баку. Также меня радует тот факт, что сегодня многие ребята стремятся поступить в Академию художеств, в Университет искусств, многие родители сами приводят детей в художественную школу.

Читать еще:  Современный художник из Болгарии. Angel Peychinov

А начинающие мастера кисти готовы идти по стопам таких известных художников, как вы?

— Мы жили во времена Советского Союза, и у нас было совсем другое отношение к искусству. Мы старались изучать западное искусство, свою культуру, интересовались европейской музыкой, поэзией. Даже если взять наших известных художников Саттара, Джавада, Горхмаза, Мурада, то они были не просто живописцами, они были личностями, философами.

В те времена у нас была лишь одна проблема – не было свободы, но мы чувствовали ответственность, потому что знали, что наши картины будут судить наши наставники. Я не хотел, чтобы мне было стыдно за мою работу. Теперь же у наших художников есть свобода, но нет, к сожалению, прежних талантов. У нас есть хорошие преподаватели, которые могут научить рисовать любого человека, но невозможно научить его думать. К сожалению, сейчас я не вижу людей, которые «горели» бы за то, чтобы создать что-то свое.

Можно ли сегодня говорить об азербайджанской школе живописи?

— Конечно, можно. Еще в 60-е годы существовала Абшеронская школа, куда входили все самые известные художники того времени. Существовали направления «левых» и «правых» художников, то есть первые были преданы искусству и писали то, что хотят, чувствуют, переживают, а вторые служили идеологии и выставки их были тематическими. Сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что у нас есть азербайджанская школа живописи, которая сказала свое слово не только в нашей стране, но и за границей.

Важен ли талант при создании работ или достаточно владеть техникой, знаниями и идеями?

— Есть такая пословица: «Талант — это дар, которым владеет художник, а гений — это дар, который властен над художником». Конечно, наряду с талантом огромную роль играет труд и постоянная работа над собой. Думаю, что у каждого человека есть некая карма, судьба. Я сам окончил музыкальную школу и уже собирался подать документы в консерваторию, но в течение дня изменилась вся моя жизнь. Я ночью увидел сон: деревья, цветы, солнце и, проснувшись утром, понял, что хочу все это показать. Сейчас я не жалею о сделанном выборе. Но все-таки я начал мыслить немного по-иному — не обязательно быть человеком искусства, главное в жизни — познать мир.

Многие обвиняют известных наших художников в пассивности. Что вы думаете по этому поводу?

— Я так не считаю. У нас появилось огромное количество выставочных залов. Как в Париже говорят — больше галерей, нежели ресторанов. Ни один из этих залов никогда не остается пустым. Больше двух тысяч художников являются членами Союза художников. Просто художники старшего поколения сейчас больше места уступают молодым талантам, чтобы они могли демонстрировать свои картины, ведь они наше будущее.

А как вы оцениваете современные произведения искусства?

— Это трудно описать словами. Я никого не люблю критиковать, потому что не хочу, чтобы этот человек из-за меня перестал рисовать. Каждый раз пытаюсь в более мягкой форме донести до него его ошибки. Если этого не делать, художник никогда не вырастет, а его недостатки будут только увеличиваться.

Придают ли люди сегодня такое же важное значение произведениям искусства, как это было раньше?

— Искусство не может быть модным. Я думаю, что сейчас больше внимания уделяют художественным картинам, потому что практически все работы художников сразу же раскупаются на их выставках.

Современная интерпретация традиционных азербайджанских ковров

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Сегодня многие деятели искусства находят интересным модернизацию устоявшихся национальных традиций различных народов мира. Необыкновенно красивые и сложные национальные узоры, украшающие роскошные азербайджанские ковры – настоящие произведения декоративного искусства, обыграв которые можно получить неожиданный и очень оригинальный результат.

В современной музыке нередко прослеживаются национальные восточные напевы, а иллюстраторы и художники все чаще используют в своих работах народные орнаменты. Фаиг Ахмед (Faig Ahmed), художник из Баку, решил обыграть искусные узоры, традиционно украшающие шикарные азербайджанские ковры. Сложно отнести работу Фаига к какому-то определенному виду современного искусства. Тем не менее, представленные им необыкновенные половики, сотканные вручную, восхищают, вдохновляют и даже гипнотизируют. Художник преобразует узоры, растягивая и размывая рисунок, а также создавая оптические иллюзии на классических расписных коврах.

Необыкновенное сочетание национальных традиций и современного взгляда на декоративное искусство является ключевым аспектом в работах амбициозного художника. Фаиг делает смелые эксперименты, бросая дерзкий вызов устоявшимся обычаям и предлагая по-новому взглянуть на великое культурное наследие народов Кавказа.

«Волшебные ковры 2014» (Magic Carpets 2014) — еще один интересный проект от художника из Франции Мигеля Шевалье (Miguel Chevalier). Его интерпретация ковра представляет собой интерактивный световой экран, проектирующий абстрактные узоры на пол в церкви Сакре-Кёр в Касабланке, Марокко.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector