Современный фовизм. Thad M Morgan

Современный фовизм. Thad M Morgan

Удивительно ностальгическая и нежная живопись американского художника Morgan Weistling

Несколько дней назад, бродя по просторам интернета, мне попалась на глаза удивительная картина Моргана Вейстлинга. Маленький мальчик, весь перемазанный кашей, наивно и вопросительно сморел прямо в душу. Трогательный малыш напомнил мне собственного внука Макара, когда он в таком же возрасте аппетитно уплетал овсянку, севершенно не заботясь об аккуратности 🙂 И конечно же, мне захотелось детальнее познакомится с творчеством такого замечательного художника.

И вот, что я узнала. Morgan Weistling — известный современный американский живописец родился в 1964 году, в семье художников. С ранних лет он жил среди мольбертов и красок, и первые, самые важные книги по искусству из обширной семейной библиотеки он читал, сидя ещё на коленях отца. Любовь к искусству, воспитанная отцом в раннем возрасте, привели Моргана к твердому решению самостоятельно изучить курс живописи по книгам.

«Мой папа и я погружались в рисунок и говорили друг с другом картинами. У отца был огромный талант к тому, чтобы рассказывать истории в форме комиксов. Именно тогда искусство стало для меня языком общения.»

В возрасте 12 лет Вейстлинг был настроен пройти весь курс живописи самостоятельно. Но в 15 лет он пришел к выводу, что его исследования анатомии, рисунка, и живописи нуждались в руководстве наставника. И его обучением занялся иллюстратор Фред Фикслер. Школа Фреда, названная Brandes Art Institute, была посвящена одной вещи: изучению жизни. И Морган успешно проучился у Фреда три года, при этом работая неполный день дворником, чтобы иметь возможность оплатить учебу.

В один счастливый для художника день, как это обычно случается, неожиданно, работы Моргана, ещё студента, увидел видный иллюстратор, зашедший в школу. На следующий день Вейстлинг оказался нанятым в одно из главных киноагентств в Голливуде. «Тогда единственное, что я хотел делать — это быть иллюстратором. И в один день это свершилось!», — говорит сам Морган. И в течение следующих 14 лет он успешно создавал иююстрации для всех киностудий Голливуда.

Ну а в свободное время Морган рисовал для души, и, первая же серьёзная картина была оценена по достоинству совладельцем галереи «Trailside», Маривонном Леш. А дальше случилось невероятное! То о чем все художники могут только мечтать: «Он послал нам свои картины без рам, но ещё до того, как они были развешаны, их продали! Его первый показ состоял из 26 картин, и все они были проданы в течение пяти часов». А в следующем году, на его второй персональной выставке, все картины были так же проданы задолго до открытия!

Так интерес коллекционеров на его оригиналы стал просто огромным. Его ностальгические и несколько сказочные образы касаются зрительских сердец, используя что-то более значимое, чем сентиментальность.

Его полотна как письма, рассказывающие занимательные истории о любви, старании, трудолюбии, борьбе, радости, непосредственности, да и просто о повседневной жизни.

Сам Морган говорит: «В некоторых стилях живописи, чем ближе вы к холсту, тем больше вы увидите. В моём, чем больше шаг назад, тем больше деталей вы увидите. Для меня искусство — это мой язык, используемый для связи с другим.»

В 2000 году Morgan Weistling выигрывает «Prix de West Invitational and Masters of the American West Exhibits». А в 2001 он выиграл «Prix de West Award» Нон-Жана Халсейы Буйер за картину «Танец».

«Я надеюсь, что люди будут получать удовольствие от просмотра моих работ».

Со своей женой Джоанн Морган познакомился в художественной школе, как когда-то и его родители, они женаты с 1990 года. А у самой Джоанн тоже множество выставок в Трейлсайд Галереи. Она работает под псевдонимам «J. Перальта» в честь своей бабушки.

У них две дочери, Бретани и Sienna. Именно они частенько становятся моделями для картин отца.

Фовизм в живописи

Описание и характеристика движения. Известные фовисты, их работы и идеи.

Отблески на воде. Андре Дерен.

В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Любопытно, что на этой же выставке Кандинский и Явленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики.

Читать еще:  Украинский живописец-монументалист. Михаил Кириленко

Фовизм — часть постимпрессионистского движения, которая попыталась выйти за рамки простого подражания природе. Использование не натуральной цветовой палитры имеет много общего с экспрессионизмом. Тесная связь этих направлений можно увидеть в творчестве немецкого движения «Новые дикие». Стоит отметить влияние Поля Гогена на оба стиля.

День божества. Гоген.

Известные фовисты

Знаковыми фигурами именно в фовизме являлись художники Анри Матисс и Андре Дерен, их близкий друг Дерен Вламинк, голландец Донген, колорист Рауль Дюфи, будущий кубист Жорж Брак, неоимпрессионист Вальта, Шарль Камуан, Жан Пюи и некоторые другие мастера.

Радость жизни. Матисс.

Характеристика

У авангардного направления не было манифестов, согласованных наборов эстетических правил, идеалов или планов. Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками. Говоря о нестандартном применении красок, не стоит забывать, что неестественная палитра цветов использовалась и в работах импрессионистов: например, Моне.

Фовистский пейзаж. Морер.

Модный стиль

В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма. Фовизм набирает популярность и привлекает новых покупателей, среди которых числятся и русские коллекционеры: Иван Морозов и Сергей Щукин. Именно поэтому сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Фовизм становится напоминанием о том, что Париж был и остается одним из значительных центров мирового искусства — но в течение кроткого времени: новизна произведений идет на спад, а на смену направлению приходит упомянутый экспрессионизм. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили.

Пейзаж близ Шату. Андре Дерен.

Наследие фовизма

Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусства на протяжении многих лет. Просуществовавший сравнительно недолго, он оказал влияние на восприятие некоторых ценностей и роль цвета в изобразительном искусстве.

Фовизм в живописи: особенности нового течения

Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения — фовизма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне.

Кроме картин в салоне находилась статуя, выполненная в стиле эпохи итальянского Возрождения. Увидев ее в окружении необычных работ, критик сказал, что фигура похожа на Донателло среди диких зверей. Так и повелось, что представителей нового направления стали называть фовистами.

Фовизм в живописи

Творения новаторов произвели фурор среди посетителей Салона, ведь они кардинально отличались от уже существующих стилей. Неординарный подход к искусству и особый взгляд на мир взбудоражили общество: на фоне фовизма даже импрессионизм стал казаться рациональным и более привычным, традиционным.

Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа. Их холсты — это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира, используя для этого максимально простые очертания и формы. Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого — все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие.

Представители фовизма в живописи, хотя и придерживались схожих принципов в работе, отличались мировоззрением. Андре Дерен был более рационален; Анри Матисс — мечтателен; Жорж Руо выражал образы с особым трагизмом и гротескностью. Столь контрастные отличия стали причиной того, что фовисты были объединены между собой короткое время (союз распался в 1908 году). Затем пути их разошлись, и каждый из художников нашел себя в более близких по духу и восприятию стилях, изменив при этом приемы работы и творческие принципы.

Читать еще:  Современная латвийская художница. Elena Lukina

Особенности нового течения

Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников. Целью фовистов было максимальное использование цвета, который являлся лакмусовой бумагой настроения творца. Чаще всего предпочтение отдавалось ярким тонам, которые на контрасте играли с натуральными природными цветами, подчеркивая и обостряя их. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.

Матисс и его видение живописи

Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи. Матисс — один из наиболее ярких представителей этого течения, был не только его основателем, но и человеком, сделавший весомый вклад в развитие направления.

В частности, он первым прибег к, казалось бы, шокирующим методам: например, Матисс считал уместным изобразить женщину с зеленым носом, если это придавало картине экстравагантности и пикантности. Он утверждал, что изображает не женщину, а картину, поэтому цветовая гамма может быть такой, какой хочет ее видеть художник. Вдохновляясь работами выдающихся импрессионистов (в частности, Ван Гога и Гогена), Матисс создавал яркие, сочные работы в насыщенных тонах.

Оригинальная техника художника особенно четко видна в картинах «Вид Коллиура», «Дама в шляпе».

В них он стремился подчеркнуть основополагающие принципы нового течения, а именно выразить чувства, вызываемые увиденным, но не привязанные к цветовой гамме окружающего, а воплощенные на полотне теми оттенками, которые близки по духу творцу. Таким представлялся Матиссу фовизм в живописи. Картины известного авангардиста не раз подвергались критике, одна из них — «Голубая обнаженная» — даже была сожжена на Международной выставке современного искусства 1913 года, проходившей в Чикаго.

Влияние фовизма на европейскую живопись

Фовизм в живописи европейских художников сыграл огромную роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства, дав толчок к выражению на холсте в оригинальной манере чувств художника, их видения окружающего мира. Человечество в очередной раз расширило горизонты мировоззрения благодаря новаторству фовистов.

Фовизм /fauvisme

от fauve /фр./ — дикий (1905-1906)

Постимпрессионисты и фовисты — это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Фовизм — направление живописи возникшее во Франции. В 1905 г. в одном из залов парижского Осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А.-Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения. Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: «Донателло среди диких!» На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово «фовизм», в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ — острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: «Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски».

Художники: Анри Матисс ( Henri Matisse) , Андре Дерен ( Andrе Derain) , Жорж Брак ( Georges Braque) , Отон Фриз (Henri Achille Emile Othon Friesz), Альбер Марке ( Marquet Pierre Albert) , Кеес Ван Донген ( Kees van Dongen) , Рауль Дюфи ( Raoul Dufy) , Морис де Вламинк ( Maurice de Vlaminck) , Шарль Камуан ( Charles Camoin) , Луи Вальта (Louis Valtat), Анри Эвенепул ( Henri Evenepoel) , Морис Марино, Жорж Руо ( Georges Henri Rouault) .

Читать еще:  Яркие краски Африки. Niankoye Lama

Выставки: 1905, Париж, «Осенний Салон»; 1906, Париж, «Салон независимых».

Тексты: А.Барр «Матисс: его искусство и его публика», 1951.

Описание некоторых произведений:

Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном», 1908. Холст, масло. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа, изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Фигура смещена вправо от центра, отчего все прочие элементы композиции, выделяясь на ярком фоне, приобретают вес. В том же 1908 году Матисс писал: «Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Она — в композиции моей картины. Место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции — все имеет значение».

Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном», 1908

Морис де Вламинк «Барки на Сене», 1907. Холст, масло. Москва, ГМИИ им. Пушкина. Вид Сены протекающий в Шату, — излюбленный мотив Вламинка. Самоучка, внимательно изучавший Ван Гога, он наследует у него цветовую интенсивность, на которой основана напряженная экспрессия его работ. Поверхность реки, прорезанная носами баркасов, покрыта рябью белых мазков: широких и выпуклых, распространяющих свою энергию на весь пейзаж. Формы корабельных корпусов, дамбы, строения на берегу очерчены резкими извилистыми движениями кисти.

Фовизм в живописи

Описание и характеристика движения. Известные фовисты, их работы и идеи.

Отблески на воде. Андре Дерен.

В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Любопытно, что на этой же выставке Кандинский и Явленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики.

Фовизм — часть постимпрессионистского движения, которая попыталась выйти за рамки простого подражания природе. Использование не натуральной цветовой палитры имеет много общего с экспрессионизмом. Тесная связь этих направлений можно увидеть в творчестве немецкого движения «Новые дикие». Стоит отметить влияние Поля Гогена на оба стиля.

День божества. Гоген.

Известные фовисты

Знаковыми фигурами именно в фовизме являлись художники Анри Матисс и Андре Дерен, их близкий друг Дерен Вламинк, голландец Донген, колорист Рауль Дюфи, будущий кубист Жорж Брак, неоимпрессионист Вальта, Шарль Камуан, Жан Пюи и некоторые другие мастера.

Радость жизни. Матисс.

Характеристика

У авангардного направления не было манифестов, согласованных наборов эстетических правил, идеалов или планов. Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками. Говоря о нестандартном применении красок, не стоит забывать, что неестественная палитра цветов использовалась и в работах импрессионистов: например, Моне.

Фовистский пейзаж. Морер.

Модный стиль

В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма. Фовизм набирает популярность и привлекает новых покупателей, среди которых числятся и русские коллекционеры: Иван Морозов и Сергей Щукин. Именно поэтому сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Фовизм становится напоминанием о том, что Париж был и остается одним из значительных центров мирового искусства — но в течение кроткого времени: новизна произведений идет на спад, а на смену направлению приходит упомянутый экспрессионизм. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили.

Пейзаж близ Шату. Андре Дерен.

Наследие фовизма

Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусства на протяжении многих лет. Просуществовавший сравнительно недолго, он оказал влияние на восприятие некоторых ценностей и роль цвета в изобразительном искусстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector