Современный художник-пейзажист. Frank Serrano

Современный художник-пейзажист. Frank Serrano

Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей

Купить в магазинах
  • OZON.ru 246 RUB При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
    Подробнее об акции
  • полный список магазинов
Общая оценка
Ваша оценка
  • Читали: 0
  • Хотят прочесть: 0
  • Издательство: Астрель, АСТ
  • ISBN: 5170321600
  • Год: 2006

Это пособие поможет вам развить свои творческие способности, освоить необходимые навыки и одолеть технические трудности в создании впечатляющих пленэрных этюдов.

Средний балл:

Рецензий на книгу «Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

Средний балл:

Отзывов о книге «Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей» пока нет. Оставьте отзыв первым

Цитат из книги «Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей» пока нет. Добавьте цитату первым

Если Вы не читали книгу «Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей», Вы можете купить её в магазинах:

Интересные посты

Необыкновенные приключения американцев в России

Я не знаю, как они выжили. Вот честно. Сначала их чуть не заморили голодом. Потом накормили, чуть. Читать далее

3 дня 10 часов 24 минуты назад

Обсуждение пьесы ноября 2020 — «Черный кофе» Агаты Кристи

И так я тоже подхватил современную и модную вирусную болезнь и последние три дня чувствовал себя не. Читать далее

1 день 5 часов 27 минут назад

Рекламный бизнес и чародейские интриги

Что общего между книгами «Понедельник начинается в субботу», «31 июня» и «Приключения принца. Читать далее

2 дня 10 часов 59 минут назад

Леонид Агутин и Noize MC записали песни к 130-летию Осипа Мандельштама

Леонид Агутин и Noize MC записали песни для трибьют-альбома к 130-летию со дня. Читать далее

3 дня 9 часов 40 минут назад

Прямой эфир

Рецензия недели

Нигерийская фантастика

«Роузуотер» Таде Томпсон

Африканская литература в целом для нас является экзотикой, что уж говорить о фантастике? Это реально terra incognita, абсолютно неизведанная территория. Впрочем, исключительно. Читать далее

Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей

Купить в магазинах
  • OZON.ru 246 RUB При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
    Подробнее об акции
  • полный список магазинов
Общая оценка
Ваша оценка
  • Читали: 0
  • Хотят прочесть: 0
  • Издательство: Астрель, АСТ
  • ISBN: 5170321600
  • Год: 2006

Это пособие поможет вам развить свои творческие способности, освоить необходимые навыки и одолеть технические трудности в создании впечатляющих пленэрных этюдов.

Средний балл:

Рецензий на книгу «Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

Средний балл:

Отзывов о книге «Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей» пока нет. Оставьте отзыв первым

Цитат из книги «Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей» пока нет. Добавьте цитату первым

Если Вы не читали книгу «Пленэр. Масляная живопись: простые приемы для создания выразительных пейзажей», Вы можете купить её в магазинах:

Интересные посты

Приключения продолжаются

Как же, всё-таки, хорошо бывает, вернуться к давно прерванному циклу. Не без опасения. Читать далее

4 дня 16 часов 46 минут назад

Из Стругацких.

Давайте вспоминать и перечитывать их почаще. Все происходящее — в их книгах есть. А еще в их. Читать далее

2 дня 14 часов 35 минут назад

Онлайн-лекция «Поэзия в мертвой петле. Мандельштам и авиация»

Что общего между известной фразой из Книги Экклезиаста «Все произошло из праха и все возвратится в. Читать далее

4 дня 14 часов 23 минуты назад

Леонид Агутин и Noize MC записали песни к 130-летию Осипа Мандельштама

Леонид Агутин и Noize MC записали песни для трибьют-альбома к 130-летию со дня. Читать далее

3 дня 9 часов 40 минут назад

Прямой эфир

Рецензия недели

Нигерийская фантастика

«Роузуотер» Таде Томпсон

Африканская литература в целом для нас является экзотикой, что уж говорить о фантастике? Это реально terra incognita, абсолютно неизведанная территория. Впрочем, исключительно. Читать далее

Искусство на грани. (18+).

«Если насрать на порог перед дверью, позвонить в дверь и убежать — это инсталляция. Если сначала позвонить в дверь, а потом насрать на порог — это перформанс».

Ребята, ничего личного, но очень часто эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество представителей этого самого современного искусства. В наш век информации и вседоступности удивить, впечатлить и заставить о себе говорить искушенную публику — дорогого стоит, а потому современные художники, пусть и не все, в погоне за популярностью занялись элементарным эпатажем. Не можешь отрисовать гениально и чтоб мурашки по коже, разденься до гола и просиди в каком-нибудь бункере под пристальными взглядами журналистов. И можно даже ничего не объяснять: люди сами придумают концепцию твоего поведения, и будут рассказывать об этом благоговейным шепотом.

Все-таки есть грань, отделяющая настоящее искусство от того, что создано с целью прославиться. В этом материале мы решили собрать неоднозначные объекты современного искусства, которые находятся на этой грани, а к чему они относятся — решите для себя сами.

Мэтью Барни, видеокадр из перформанса «Кремастер-1»

Роберт Гобер «Человек выходит из женщины»

Гобер лепит из воска различные части тела и в самых неожиданных позах раскладывает их по галерее. Последние, порой декорированные свечами, порой пронзённые пластиковыми дренажными трубками, говорят об уязвимости человеческого тела и о его попранном положении.

Сара Лукас

Творческие работы Сары Лукас (Sarah Lucas) появлялись в самых значимых журналах и музеях современного британского искусства. По её словам, на фотографиях, коллажах, скульптурах, найденных объектах, инсталляциях и рисунках она рассуждает на темы сексуальных отношений, разрушения и смерти.

Рой Ваара «Человек с третьей ногой»

Рой Ваара (Rot Vaara) — самый знаменитый современный художник Финляндии, преподаватель университетов США и Европы. Этот человек, критикующий искусство за излишнюю музейность, объявил себя живущим арт-объектом ещё в 1982 году. С тех пор он и его третья нога сделали 300 уникальных перформансов и приняли участие в 200 фестивалях в 30 странах мира.

Братья Джейк и Динос Чепмен.

Скандальные художники из Британия братья Чепмен вообще прославились благодаря своим многочисленным провокациям, дракам и излюбленной темой половых органов, которые они с одинаковым усердием лепят и на картины старых мастеров, и на носы дет ям. Эта самая известная их работа представляет из себя удовищно сплавленное воедино кольцо из голых девочек-манекенов в кроссовках с вагинами вместо ртов и ушей или пенисами вместо носа.

Kaarina Kaikkonen

С первого взгляда может показаться, что добрая половина мужского населения небольшого городка решила высушить одежду. Но нет — это арт-инсталляции финской художницы Kaarina Kaikkonen. Художница тем и прославилась, что научилась аккуратно развешивать разного рода бельишко и размещать все это под разными углами в городской среде. По её словам Kaikkonen, так она хочет понять, где начинается конец всей реальности.

Читать еще:  Тонкая эротика. Роман Чудновский 16+

Маурицио Каттелан

Каттелану 50 лет, но он до сих пор предпочитает называть своей главной отличительной чертой идиотизм. В прошлом почтальон, уборщик, повар и донор банка спермы, Каттелан, по собственному утверждению, работал для единственной цели — выжить. В опубликованном в британской газете «Гардиан» интервью Каттелан поведал, в частности, о том, что творит «не головой, а желудком», и потому не в состоянии объяснить смысл своих произведений.

Марк Дженкинс

Вообще Марк Дженкинс знаменит своими стрит-арт объектами, которые представляют из себя человеческие скульптуры, выполненные из скотча и поэлитилена, которыми он уже давно шокирует жителей Вашингтона и других городов. Также он периодически устраивает вот такие арт-инсталляции. Интересно и то, что художник создал пошаговую инструкцию об изготовлении скульптур из пленки, и проводит мастер-классы в городах, которые он посещает.

Saara Ekström

Ещё одна художница из Финляндии, чье творчество, мягко говоря, неоднозначно. Прославилась Saara Ekström своими инсталляциями, видео, фотографиями и рисунками. В своих работах она использует в качестве материала человеческие волосы, органы и туши животных и тому подобное. На одной из своих выставок финка даже представили татуированные куски кожи свиней. А ещё она преподает в университете.

Такаси Мураками «Мой одинокий ковбой»

Мураками в Японии много, но такой только один. У него есть докторская степень Японского университета искусств, он один из наиболее успешных современных японских художников, а эта авторская скульптура «Мой одинокий ковбой» в 2008 была продана на аукционе Sotheby за 15 миллионов долларов. Помимо этого Мураками рисует мультфильмы и создает детские игрушки.

Аурель Шмидт

Знакомьтесь, это — Аурель Шмидт из Нью-Йорка. Она, как вы уже догадались, художница, но немногие из вас признают произведениями искусства в её творениях. Юная леди занимается живописью, делает инсталляции из мусора, фотографирует, устраивает перфомансы с собственным участием, которые не обходятся без скандала. Примечательно, что авторитетный журнал Forbes как-то включил её в список самых успешных молодых людей.

Андрес Серрано

Андрес Серрано (Andres Serrano) наполовину фотограф, наполовину гондурасцец, все делал правильно — фотографировал сексуальные сцены, трупы, испражняющихся людей, извращения, но успех к нему никак не приходил. Серрано стал звездой после того, как сделал фотографию «Piss Christ» («Писающий Христос»). На снимке изображалось распятие, погруженное в мочу фотографа. В художественном плане снимок ничем не выделяется из прочих работ Серрано, но людей зацепило. Из никому не интересного фотографа он стал мировой знаменитостью, получил многочисленные призы, а фотография участвовала в выставках по всему миру. Несколько раз ее пытались уничтожить разгневанные посетители, в связи с этим постоянно росла страховая стоимость снимка и известность фотографа.

Дитер Рот «Гегель, собрание сочинений в 20 томах»

Кто такой был Дитер Рот? Художник-абсурдист. Искусство Дитера Рота пачкается, воняет и медленно разрушается, и он считал, что так оно и должно быть. Дитер Рот, например, много работал с колбасой. Он измельчил в крошку 20-томное собрание сочинений философа Гегеля, смешал бумагу с салом и сделал колбасу. 20 батонов висят в два ряда, внутри колбасы хорошо видны буквы. Поглошение знаний в буквальном смысле слова.

Линда Бенглис

От автора: «Большинство моих работ вызывает ощущение физического движения, словно это тело или что-то, побуждающее физиологический отклик. (к примеру), полиуретановые скульптуры наводят на мысль о каких-то волновых образованиях или животных внутренностях, они вызывают чувства, некоторым образом знакомые зрителю, природные чувства. иначе говоря, доисторические. Хотя формы не являются специфически узнаваемыми, чувства — являются». Без комментариев.

10 Бредовых художественных произведений, сделанных из физиологических жидкостей

Художники: они могут быть, мягко говоря, немного странноватыми. Если они не отрезают себе уши, они распиливают коров напополам с помощью бензопилы (не паникуйте, корова была изначально мёртвой).

Но есть художники, которые выносят причудливость на совершенно иной уровень. Учитывая популярность шокирующего и сенсационного искусства, они не ограничиваются ничем. Поэтому в своих работах они используют кровь, мочу, фекалии и всё остальное.

10. Банки фекалий

Пьеро Манцони (Piero Manzoni) был знаменит тем, что он был шутником, и не только в жизни, но даже после смерти. Перед смертью в трагическом возрасте 29 лет этот итальянский концептуальный художник подготовил последнюю шутку для арт-рынка: он заполнил не менее 90 консервных банок собственными экскрементами. Эти 30-граммовые баночки были маркированы «Де**мо художника» (Merda d’artista), и каждая баночка оценивалась в её вес золотом (примерно в 37 долларов в 1961 году), далее баночки отправились путешествовать по рынку. В 2008 году баночка под номером 084 была продана на аукционе за 150 000 долларов.

Поскольку банки никогда не были открыты, мы знаем, что последняя шутка достанется тому, кто первым осмелится открыть баночку и показать, что внутри. Фекалии Манцони или что-то ещё?

9. Кувшин мочи (и Иисус)

На фотографии Андреса Серрано (Andres Serano) 1987 года под названием «Христос в Моче» (Piss Christ) изображено небольшое пластиковое распятие, включающее Иисуса, погружённое в стакан с янтарной жидкостью, которая является мочой художника.

Эта фотография является частью серии: Серрано погрузил несколько классических статуэток в различные жидкости, от молока до крови. Серрано обвиняли в удешевлении христианства, но американский художник всегда утверждал, что Христос в моче сам по себе является комментарием по поводу удешевления и коммерциализации христианских верований в современной эпохе.

8. Бюсты из крови

Автопортреты появились ещё в те времена, когда первый пещерный человек взял кусок кремня и начал рисовал пенисы на стенах скал, но Марк Куинн (Mark Quinn) взял эту многовековую традицию и добавил причудливый, и слегка шокирующий аспект: каждые пять лет Куинн создаёт бюст своей головы, используя свою замороженную кровь. Для каждого такого бюста ему требуется 4,5 литра крови, которую он выкачивает из себя на протяжении более пяти месяцев, до того как замораживает её в форме.

7. Батарейки из пота

Медиа-художницы Даниэла Костова и Оливия Робинсон (Olivia Robinson) собрали физиологическую жидкость на благо человечества, изобретя батарейки из пота. Костова и Робинсон использовали пот, который они собирали с добровольцев, одетых в специальные костюмы, чтобы выработать достаточно электричества для освещения карты мира, состоящей из светодиодных ламп. Этот проект получил название «Отходы, превращаемые в Работу: Источник каждого человека» (Waste to Work Everyman’s Source). Работа включает в себя не только карту мира, но и процесс сбора пота, а также механизм работы самих батарей, работающих на нём. С тех пор художницы создали аналогичные работы, одна из которых отображала уровень тревоги в Нью-Йорке, используя данные, полученные от департамента труда штата Нью-Йорк (New York State Labor Department). Их искусство исследует взаимосвязь между трудом, потом, оплатой труда, и безработицей.

Читать еще:  Чистая энергия. Beck Lane

6. Цветы, сделанные с помощью мочи

За свою короткую жизнь Хелен Чадвик (Helen Chadwick) создала одни из самых интригующих и провоцирующих на размышления предметов британского искусства, появившихся за последнее столетие. Одними из самых ярких её работ являются цветы, сделанные с помощью мочи: 12 белых эмалированных бронзовых слепков, сделанных из отверстий, куда она и её муж мочились на снегу. Цветы, возможно, больше всего привлекают своей инвертацией пола: скульптуры Хелен получились более фаллическими по форме, чем у её мужа.

5. Nexus Vomitus

В своей работе «Nexus Vomitus», художница Милли Браун (Millie Brown) сотрудничала с оперными певицами Патрицией Хаммонд (Patricia Hammond) и Зитой Сайм (Zita Syme) для создания 30-минутного ролика, состоящего из рвоты и музыкального исполнения. В видеоролике, оперное пение играет в фоновом режиме, в то время как Браун глотает молоко, окрашенное пищевыми красителями, и вызывает у себя рвоту, создавая пятна радуги на холсте. Браун повторила это представление в видео Леди Гага.

4. Красный – это цвет

На губах женщин, изображённых на фотографиях Ингрид Бертон-Мойн (Ingrid Berthon-Moine) не помада — это менструальная кровь. Каждая фотография идёт в комплекте с эвфемистической игрой на искусственных названиях помад, таких как «Чисто Красный» или «Запретный Красный». Хотите верьте, хотите – нет, но во время создания своей коллекции «Красный это цвет» в 2009 году Бертон-Мойн всё ещё училась в школе.

3. Polpette Al Grasso Di Marco (Фрикадельки с жиром Марко)

Давайте не будет вдаваться в дебаты о том, считается ли телесный жир физиологической жидкостью или нет – когда художник идёт на то, чтобы сделать липосакцию для дальнейшего использования жира в искусстве – он считается физиологической жидкостью.

Родившийся в Чили художник Марко Эваристти (Marco Evaristti) пригласил нескольких друзей на ужин и удивил их своим последним художественным проектом: фрикадельки были сделаны из говядины и его собственного телесного жира. Эваристти также выставил свои фрикадельки в общественной галерее в виде 13 консервных баночек, разложенных на длинном столе. Эваристти говорит, что его фрикадельки ничем не отвратительнее фрикаделек, продающихся в магазине, и что художественная работа вызывает дискуссии о циклической природе питания, потребления и медицинского вмешательства.

2. Картины, созданные методом окисления

Энди Уорхол (Andy Warhol) играл с противоречивыми ситуациями вплоть до своей смерти в 1987 году, в относительно молодом возрасте 58 лет. В последнее десятилетие своей жизни, Уорхол создал серию художественных работ в сотрудничестве с Виктором Гюго. Но это не было стандартным сотрудничеством: Уорхол платил Гюго, чтобы тот приезжал в его студию, снимал штаны и мочился на полотна, которые Уорхол до этого обрабатывал краской, основанной на меди. В результате реакции между кислой мочой и медью появлялись яркие сочетания жёлтого, оранжевого, и зелёного цветов.

1. Возвращение Пупочных Канатиков

«Возвращение Пупочных Канатиков» (Homecoming of Navel Strings) это инсталляция, сделанная художником Норитоши Хиракава (Noritoshi Hirakawa), которая шокировала зрителей на ярмарке искусств «London Frieze Art Fair» в 2004 году, и продолжает шокировать их, где бы она не появлялась. Возвращение представляет собой молодую женщину, читающую роман Филипа Пулмана (Philip Pullman) рядом с кучей человеческих фекалий – причём куча обновляется, старая заменяется свежей и твёрдой каждое утро шестидневного события. Увенчивала эту инсталляцию пурпурная картина, на которой был изображён человеческий сфинктер.

Кто сказал, что выставки искусства скучные?

ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ ROBERT HUBERT (1733 – 1808).

Юбер Робер (фр. Hubert Robert , 22 мая 1733, Париж— 15 апреля 1808, там же) — французский пейзажист, получивший европейскую известность габаритными холстами с романтизированными изображениями античных руин в окружении идеализированной природы.Родился в Париже 22 мая 1733 года в семье слуг дворянского дома. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. Однако влечение к искусству привело его в мастерские Академии художеств, где он занимался у Ш. Ж. Натуара. В качестве пенсионера академии жил в 1754-1765 годах в Италии, преимущественно в Риме Его прозвищем было « Робер развалин » (Robert des Ruines). В 1745—1751 учился у иезуитов в парижском Коллеж-де-Франс, в 1754 отправился в Рим вместе с послом Франции Этьеном Франсуа Шуазелем (у его отца служил отец Робера). Провел там 11 лет, познакомился с Пиранези, оказавшим на него большое влияние, с Фрагонаром, другими художниками, коллекционерами искусства. В 1760 ездил с Фрагонаром в Неаполь, посещал развалины Помпей. В 1765 вернулся в Париж, в 1766 был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Стал планировщиком королевских садов, хранителем королевского музея, канцлером Академии и др., занимался убранством резиденций короля, королевы и высших придворных (дворцы в Трианоне, Меревиле, Эрменонвиле). В ходе Французской революции был в октябре 1793 арестован по подозрению в нелояльности, заключен в тюрьму Сент-Пелажи, затем в тюрьму Сен-Лазар. Освобожден в 1794 после падения Робеспьера . Известен живописными фантазиями, чей основной мотив — парки и реальные, а чаще воображаемые «величественные руины» (по выражению Дидро), множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии. Каприччо Робера высоко ценились современниками, о нем писал в поэме «Воображение» (1806) Жак Делиль, Вольтер избрал его для украшения своего замка в Фернее. Его картины представлены в Лувре, музее Карнавале, петербургском Эрмитаже и других дворцах и усадьбах России, во многих крупных музеях Европы, США, Канады, Австралии. О живописном мире художника снят документальный фильм Александра Сокурова «Робер. Счастливая жизнь» (1996). Художник имел обыкновение оставлять на полотнах свои фирменные метки. В каждой картине среди надписей на стене руины, на памятнике, каменном обломке, даже на клейме коровы и др. можно найти имя: «Hubert Robert», «H. Robert» или инициалы «H.R.». На некоторых картинах среди изображённых людей художник оставлял свой автопортрет (седовласый мужчина средних лет).Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями («Разрушение моста Нотр-Дам», 1786-1788, Музей Карнавале, Париж; и др.); иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.Гюбер Робер умер в Париже 15 апреля 1808 года от апоплексического удара.

Читать еще:  Турецкий художник. Ilke Kutlay

Павильон с каскадом .

Один из символов Рима – Колизей , однако, на самом деле выглядит он не так замечательно и привлекательно, как мы привыкли его видеть на открытках и в кино. Колизей находится недалеко от «Золотого дома» Нерона, который был построен после римского пожара 64 года н.э. Когда-то прекрасный Колизей сейчас полуразрушен, и для того чтобы представить себе, насколько эффектным он был в античные времена, сейчас может потребоваться изрядная доля воображения. Несмотря на это, Колизей остается одним из символов Рима.Колизей – самый известный, самый большой и самый великолепный из амфитеатров древнего Рима. Строительство этого колоссального исторического памятника началось при императоре Веспасиане и закончилось через восемь лет при императоре Тите в 80 году н.э. Название «Колизей» появилось в XIII веке, и связано оно с тем, что рядом находился легендарный Колосс Нерона, который достигал 37 метров в высоту. При Веспасиане Колосс был переименован в статую бога солнца Гелиоса. В это же время ему была добавлена соответствующая солнечная корона Колизей – самый известный, самый большой и самый великолепный из амфитеатров древнего Рима. Строительство этого колоссального исторического памятника началось при императоре Веспасиане и закончилось через восемь лет при императоре Тите в 80 году н.э. Название «Колизей» появилось в XIII веке, и связано оно с тем, что рядом находился легендарный Колосс Нерона, который достигал 37 метров в высоту. При Веспасиане Колосс был переименован в статую бога солнца Гелиоса. В это же время ему была добавлена соответствующая солнечная корона В ходе археологических раскопок на территории Колизея удалось обнаружить множество зданий, которые находились когда-то рядом с амфитеатром. Известно, что они были конфискованы и разрушены после 64 года н.э., когда Нерон решил построить здесь свою резиденцию. Она включала в себя пруд, множество бытовых зданий и сады. Колизей, который называли амфитеатром Флавиев или амфитеатром цезаря, был построен императорами династии Флавиев как подарок гражданам Рима. Строительство амфитеатра заняло восемь лет. Поначалу здесь, согласно древним источникам, проводились различного рода игрища, включая сражения с животными (венатионес), убийство пленников животными и другие казни (ноксии), водные битвы (навмахии) – для этого арена заливалась водой – и сражения гладиаторов (мунера). Считается, что во время этих представлений погибло около 500 тысяч человек Во время открытия Колизея в 80 году н.э. игры проходили 1000 дней подряд. За это время было убито более 5000 животных, включая слонов, тигров, львов, лосей, гиен, бегемотов и жирафов. Колизей активно использовался на протяжении почти 5 столетий и в это время постоянно перестраивался и ремонтировался. Арена Колизея – это то самое место, где проводились представления, включая бои гладиаторов и битвы с животными. Даже много веков спустя римский Колизей все еще считается самым ценным памятником античности на планете .

«Поросшие мхом, окаймленные плющем,
Развалины древнего зданья стоят,
Ничем не напомнят они о живущем,
О смерти на каждом шагу говорят.
Невольно сурово глядишь на руину
И думою сходствуешь с нею вполне.
Упавший обломок там вырыл стремнину,
Там сиро колонна приткнулась к стене,
Изрезало время морщинами темя,
А ветер-нахал их насквозь просверлил,
Карниз обвалился, как лишнее бремя,
Широкие двери буран растворил.
Изящные части загадочной грудой
Являются в целом смущенным очам,
Разрушено всё вековою причудой!
Но — слава искусству и древним умам!-
Еще нам напомнить и каждый обломок
Способен об их исполинском труде,
И днесь устыдится правдивый потомок
Дерзнуть посмеяться его наготе.
Глаза не окинут огромной руины,
И в час не обскачет пугливый олень;
Во всем, как остаток великой картины,
Былого величья хранит она тень.
Угрюмое зданье! века пробежали,
Пока к разрушенью ты сделало шаг;
Ты крупная буква на темной скрижали
Прошедших столетий; ты им саркофаг.
Твой жребий чудесный невольно мечтами
Зажег вдохновенную душу мою;
Поведай мне, как ты боролось с веками,
Поведай прошедшую участь свою.
— Великим умом я задумано было,
И думу глубокую множество рук
В существенность тяжким трудом обратило,
В красе величавой восстало я вдруг.
Взглянуть на меня собирались отвсюду,
Мой вид был прекрасен, торжествен и нов,
Дивился весь мир рукотворному чуду.
В средине седьми величавых холмов
Я грозной и прочной стояло твердыней,
И Рим, мне бессмертную участь суля,
Меня, ослепленный мятежной гордыней,
Мерилом назвал своего бытия:
«Покуда ты живо, и я не исчезну,-
Мечтал он, — тогда лишь, как миру конец,
Мы вместе провалимся в хаоса бездну».
Торжественной славой горел мой венец.
Наказан за гордость надменный мечтатель,
Мне многим досталось его пережить;
Хоть время, и люди, и жребий-каратель
С тех пор сговорились меня погубить.
Судьба к разрушенью мне путь указала:
Сперва как старик к нему тихо я шло,
Потом словно юноша быстро бежало,
А было уж старо и седо чело.
Что день, то я новые знало потери:
Все люди считали меня за свое
И рвали в куски, как голодные звери,
Невежды, изящное тело мое.
И вот от всего, что пленяло, дивило,
Безмерно гордился чем целый народ,
Осталась былого величья могила,
Теперь я скелет, безобразный урод.
Любуйся чудовищем с грустью мятежной,
Смотри и грусти обо мне надо мной,
Обдумай судьбу мою думой прилежной:
Невольно блеснут твои очи слезой.
Печален мой жребий, ужасен упадок.
Но нет, не жалей меня, юный певец,
Удел настоящий мой темен, но сладок,
Тягчил меня славы прошедшей венец.
Ужасных картин я свидетелем было.
В день первый изменчивой жизни моей
Кровавое зрелище взор мой смутило:
В стенах моих звери терзали людей.
В годину гоненья на чад христианства
Неистово злоба в них рыскала вновь,
Страдало добро, ликовало тиранство,
Реками лилась христианская кровь.
А я содрогалось от хохота черни,
На мне отражался народный позор.
О, лучше б забвенье мильонами терний
Тогда ж закидало скорбящий мой взор!
Жалеть ли прошедшего с гибельной славой?!
Нет, странник, забыть я стараюсь его.
Взгляни: надо мною теперь величаво
Крест высится, веры святой торжество.
Там льется молитва, где страшная миру
Носилась речь злобы, как дикий буран;
Там амбра курений восходит к эфиру,
Где прежде дымилася кровь христиан.
О, я благодарна премудрому богу!
Пусть сорван покров красоты с моих чресл,
Пускай, указуя к паденью дорогу,
Меня изуродовал времени жезл —
Зато мои темные дни не тревожны,
Давно не обрызгано кровью стою.
Нет, нет, ко мне милостив рок непреложный,
Он чужд укоризны за участь мою.
Чу! звон колокольный! иди на средину
Развалин печальных, к предвечному в храм,
И спой там не жалобный гимн на судьбину,-
Мой гимн благодарственный спой небесам. «

(1839) Николай Некрасов «Колизей»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector